Ведение
Глава №1 Кинематограф и его роль в жизни общества……….....6
Глава №2 История развития кинематографа на Тайване
Глава №3Современный кинематограф Тайваня
Заключение
Список используемой литературы
С момента возникновения кинематографа, он быстрыми темпами стал распространяться по всем странам и завоевывать расположение зрительской аудитории. За несколько десятков лет киноискусство проникло во все сферы жизни человека. Кинематограф представляет собой средство культуры, пропаганды, образования и развлечения. По оценкам ученым, он влияет на сознание человека больше, чем газеты и книги вместе взятые. В современном мире кинематограф стал неотъемлемой частью жизни большинства населения планеты, поэтому изучение этой сферы кажется нам достойной внимания.
Тема данной работы представляется актуальной в связи со все возрастающим интересом исследователей к культуре удивительного острова Тайвань, который примыкает к китайскому материку и исторически заселялся южными ветвями китайского этноса.
Целью нашего исследования стало определение особенностей современного кинематографа Тайваня и его места в жизни китайского общества. В соответствии с поставленной целью были определены задачи работы, которые включали исследование возникновения и развития кинематографа в мире и на Тайване, определение социокультурной обстановки, в рамках которой развивалось киноискусство в данном регионе, выделение и характеристика основных этапов развития кинематографа на острове. Основной задачей являлось рассмотрение особенностей современного киноискусства островных фильмов, а также изучение места кинематографа в современной жизни общества Тайваня.
Представленная работа состоит из трех глав, в первой главе дается краткий обзор появления и распространения кинематографа в мире. Вторая глава посвящена определению основных этапов развития киноискусства на Тайване, а также характеристике их отличительных черт. В третьей главе мы изучили современный кинематограф этого региона, на примерах разных фильмов определили основную проблематику фильмов, выявили их основные стилистические особенности, а также заинтересованность населения острова в современном кинематографе.
Научная новизна данной работы состоит в том, что в ходе исследования нами был изучен кинематограф Тайваня в культурно-историческом контексте и выделены специфические особенности современного киноискусства этого региона. Объектом исследования являются киноленты, снятые на территории Тайваня на протяжении всей истории развития киноискусства, а также особое внимание уделяется современному кинематографу острова. Культурологический метод исследования является основным при изучении данной темы, с помощью него рассматриваются особенности современного тайваньского киноискусства и изучаются исторические условия развития кинематографа.
Ожидаемые результаты исследования заключаются в создании целостной картины исторического фона развития кинематографа на Тайване, как о части культурного наследия, а также в создании единого представления о современном киноискусстве острова, его главных особенностях и значимости в жизни общества.
Важно отметить, на настоящий момент в отечественной науке представлено крайне мало исследований, посвященных рассмотрению проблематики современного кинематографа Тайваня, его включенности в определенный культурно-исторический контекст, а также определяющих его место в китайском современном культуре и искусстве. Кинематографом Тайваня занимались немногие ученые в нашей стране, но нужно выделить востоковеда, специалиста по китайской литературе и кино Сергея Аркадиевича Торопцева, который издал семь трудов по китайскому киноискусству, в том числе книгу «Кинематограф Тайваня» 1998 года. В целом, так как тема мало изучена в России, в основном были использованы источники на иностранных языках.
В представленной работе были выявлены особенности современного кинематографа на Тайване, кардинальные различия с традиционной стилистикой киноискусства. Для этого был произведен анализ современных фильмов известных режиссеров: ХоуСяосяня, Ян Дэчана, ЧэньКуньхоу, Чжан Ии Ли Аня. Были разобраны отличительные стилистические и тематические черты современного тайваньского кинематографа в целом, и индивидуальные особенности режиссеров нового поколения в частности. Появление нового витка в развитии тайваньского кинематографа, а именно современного киноискусства, обусловлено экономическими и социальными изменениями, происходящими как на территории острова, так и во всем азиатско-тихоокеанском регионе.
В ходе исследования был проведен анализ фильмов вышеперечисленных современных режиссеров, который показал, что художественный стиль молодых режиссеров яркий и индивидуальный, каждый создает свои фильмы, основываясь на собственном мировосприятии и руководствуясь интуицией. Манера повествования каждого режиссера самобытна и современна, она находит отклик в сердцах зрителей. Темы, которые они поднимают в своих фильмах, весьма актуальны, ситуации все жизненны. Режиссеры повествуют о наболевших вещах: становление личности и характера в условиях быстро меняющейся реальности, о месте женщины в семье и обществе, о разнице американской и китайской культуры, а также об историческом самоопределении тайваньцев. Фильмы повествуют о реальной жизни, им свойственна естественность и психологичность, поэтому их целевая аудитория многочисленна. Их зрителями являются как молодые студенты, так и состоявшиеся люди с высшим образованием, как жители небольших поселков, так и жители огромных мегаполисов, - всем близки и понятны, поднимаемые в современных фильмах проблемы. Следует отметить, что у каждого из представленных режиссеров есть свой художественный подчерк и стиль. С помощью разнообразных стилистических приемов они выражают свое личное мнение и показывают свое видение мира.
Можно надеяться, что современные тайваньские режиссеры еще будут развивать свои способности, оттачивать индивидуальный подход, раскрывать кинематографический потенциал, и оставят свой след в современном мировом кинематографе.
В целом можно сделать вывод, что тайваньский кинематограф представляет целый пласт современной культуры. Данный регион обладает высоким потенциалом восприимчивости кинопродукции в экономическом и культурно-психологическом плане. Позитивная инерция, набранная в 1980-ые годы, не утрачена и сегодня, репутация у тайваньского кинематографа высока, поэтому хочется надеяться, что новый период взлета современного кинематографа начнется со значительно более высоких позиций, чем в предыдущих десятилетиях.
1) ИофисЕ.А. Фотокинотехника / И.Ю. Шебалин. - М.: Советская энциклопедия, 1981.
2) Каган М.С. Эстетика как философская наука. - СПб, 1997.
3) Лебедев Н.А. Очерки истории кино СССР. Немое кино: 1918-1934 годы. – М.: Искусство, 1965.
4) Лотман Ю.М. Семиосфера. - СПб: Искусство-СПб, 2010.
5) Масуренков Д. Кинематограф. Искусство и техника // MediaVision: журнал. - 2011. - №10.
6) Парсаданов Н.Я. Социальные проблемы, эстетика и искусство кино.- М., 1974.
7) Садуль Ж. Всеобщая история кино/ В.А. Рязанова. - М.: Искусство, 1958. – Т.1.
8) Торопцев С.А. Кинематография Тайваня. – М.: Эдиториал УРСС, 1998.
9) Шкловский В. Их настоящее. - М., 1927.
10) Шорин А.Ф. Как экран стал говорящим/ Б.Н. Коноплев. - М.: Госкиноиздат, 1949.
На китайском языке:
1) 蔡国荣. 中国近代文艺电影研究 (ЦайГожун. Исследования по современному китайскому киноискусству). - 中华民国电影图书馆, 1985.
2) 杜云之. 中国电影史 (ДуЮньчжи. История китайского кинематографа). - 台湾商务印书馆, 1986.
3) 陈飞宝. 台湾电影史话 (ЧэньФэйбао. Сведения по истории тайваньского кинематографа). - 中国电影, 1988.
4) 陈儒修. 台湾新电影的历史文化经验 (ЧэньЖусю. Историко-культурный опыт нового кинематографа Тайваня). - 台北: 万象图书公司, 1997.
5) 黄建业. 杨德昌电影研究-台湾新电影的知性思辨家 (Хуан Цзянье. Исследование фильмов Ян Дэчана – интеллектуала тайваньского нового кино). - 台北: 远流, 1995.
6) 黄仁. 电影与政治宣传 (Хуан Жэнь. Кинематограф и политическая пропаганда). - 万象图书股份有限公司, 1994.
7) 焦雄屏. 改变历史的五年 (ЦзяоСюнпин. Пять лет, которые поменяли историю). - 万象图书股份有限公司, 1993.
8) 焦雄屏. 台港电影中的作者于类新 (ЦзяоСюнпин. Новые авторы и виды кинематографа Тайваня и Гонконга). - 台北:远流出版社, 1991.
9) 焦雄屏. 台湾新电影 (ЦзяоСюнпин. Новый кинематограф Тайваня). -台北:时报, 1990.
10) 李泳泉. 台湾电影阅览 (Ли Юнцюань. Материал для чтения о китайском кинематографе). - 台北:玉山社, 1998.
11) 鲁晓鹏. 当代电影理论新走向(Лу Сяопэн. Новые тенденции в теории современного кинематографа). - 北京: 文化艺术出版社, 2005.
12) 吕诉上. 台湾电影戏剧史 (ЛюйСушан. История кинематографа и театра на Тайване). - 中国电影, 1961.
13) 沙荣峰. 缤纷电影四十春 (ШаЖунфэн. Сорок весен пестрого кинематографа). - 台北: 国家电影资料馆, 1994.
14) 郑树森. 文化批评与华语电影 (ЧжэнШусэнь. Культурная критика и кино на китайском языке). - 台北:麦田出版有限公司, 1995.
15) 中国大百科全书. 电影 (Большая китайская энциклопедия. Кинематограф). - 北京, 1991.
16) 中华民国电影年鉴 (Ежегодник по кинематографии Тайваня). - 台北: 中华民国影剧协会, 1989.
17) 叶龙彦. 日台时期台湾电影史 (Е Лунянь. История тайваньского кинематографа во время японского периода) . - 台北: 玉山社, 1998.
На английском языке:
1) BerryC. IslandontheEdge: TaiwanNewCinemaandAfter. - HongKongUniversityPress, 2005.
2) Hsiao-Peng Lu S. Transnational chinese cinemas. - University of Hawaii Press, 1997.
3) LamotteJ. Lumière etfils // Encyclopedia of Early Cinema / Richard Abel (Ed.). — Routledge, 2005.
Материалы из интернета:
1) Afi Movies of the year – Official Selections// http://www.afi.com/ ( дата обращения 17.03.2016)
2) Lumièrebrothers // http://global.britannica.com/ (дата обращения 08.02.2016)
3) The Sense and Sensibility estate, Saltram House, Devon // http://www.theguardian.com/ (дата обращения 24.10.2015)
4) 37th Golden Horse awards winners and nominees list // http://www.goldenhorse.org.tw/ (дата обращения 18.09.2015)