Введение 3
Глава 1. Ценность как ключевое понятие аксиологического анализа медиадискурса: постановка проблемы 9
1.1. Определение понятия «ценность» 15
1.2. Классификация и структура базовых ценностей 34
Глава 2. Аксиологическая основа спортивной журналистики 43
2.1. Спорт как специфический вид человеческой деятельности и его
система ценностей 43
2.2. Ценностная ориентация медиасубъекта 52
Глава 3. Ценностная ориентация современной спортивной журналистики на примере телеканала «МАТЧ ТВ» 58
3.1. Опыт объединения ценностей большого и массового спорта в
спортивной тележурналистике 58
3.2. Концепция современного спортивного телеканала «МАТЧ ТВ» 63
3.3. Аксиологическая составляющая контента спортивного телеканала
«МАТЧ ТВ» 70
Заключение 98
Библиография 98
Российская спортивная журналистика имеет серьезную традицию и модернизируется под влиянием процессов, которые происходят в обществе и медиа. Современное социокультурное пространство в значительной степени является отражением ценностных ориентаций, которые транслируются современными средствами массовой информации. Именно ценности - движущая, мотивационная сила многих процессов, которые происходят в социуме. Сегодня, в эпоху тотальной глобализации и информатизации, как никогда актуальны вопросы создания целостной ценностной системы и интерпретации ценностей журналистами.
В этом отношении спортивная журналистика не является исключением. Выполняя стратегически важную функцию ценностного ориентирования, спортивный журналист, в силу специфики объекта своей работы, имеет большое влияние на сознание и систему ценностей социума. Можно сказать, что спорт, в широком смысле слова, - это модель жизни любого общества, он является отражением тех ценностей, которые преобладают в данный период времени в социуме. И речь идет не только о спорте высоких достижений, но и о массовом спорте - о физической культуре и здоровом образе жизни.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на сегодняшний день спортивная журналистика выполняет не только функцию информирования, но и функцию ценностного ориентирования социума посредством транслируемых журналистами ценностей. Поэтому изучение ценностной ориентации современной спортивной журналистики необходимо для того, чтобы сформировать представления о её актуальном аксиологическом содержании, которое напрямую влияет на систему ценностей общества. В этом состоит и практическая значимость исследования.
Ценности, к которым апеллируют журналисты, рассказывая о различных событиях из мира спорта, являются эффективным инструментом:
• для приобщения общества к успехам спортсменов своей страны на национальной и международной арене, (что воспитывает у аудитории чувство гордости за свою страну и формирует национальное самосознание);
• для пропаганды физической культуры и здорового образа жизни;
• для повышения значимости важных для полноценного развития индивида личностных ценностей;
• для создания уникальной концепции СМИ, основанной на неповторимой комбинации ценностей и определенной их интерпретации командой, создающей контент для канала информации и т.д.
Целью диссертационной работы является анализ аксиологического содержания спортивной журналистики на примере информационного опыта спортивного телеканала «Матч ТВ».
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи исследования:
• формирование терминологической базы
исследования;
• определение понятия спорта как специфического вида человеческой деятельности;
• выявление аксиологической основы спорта;
• определение понятия ценностной ориентации медиасубъекта;
• анализ опыта объединения ценностей большого и
массового спорта в российской спортивной тележурналистике;
• анализ концепции и ценностной ориентации
телеканала «МАТЧ ТВ»;
• аксиологический анализ содержания базисных топиков контента телеканала «МАТЧ ТВ» на предмет ценностей массового спорта и спорта высоких достижений.
Объектом исследования является система ценностей современного спортивного телевизионного контента.
Предмет исследования - ценности спорта высоких достижений и ценности массового спорта в контенте телеканала «МАТЧ ТВ».
Эмпирическую базу исследования составили:
1. эфирная сетка программ телеканала «Матч ТВ» в период с 01.11.2015 по 01.03.2017;
2. 200 выпусков телепередач, составляющих оригинальный контент «Матч ТВ» в период с 01.11.2015 по 01.03.2017, а именно:
«1+1» - 4 выпуска;
«Анатомия спорта» - 8 выпусков;
«Биатлон с Дмитрием Губерниевым» 13 выпусков;
«Все на Матч!» - 10 выпусков;
«Все на футбол: Афиша» - 9 выпусков;
«Все на футбол» 13 выпусков;
«Второе дыхание» - 4 выпуска;
«Деньги большого спорта» - 3 выпуска;
«Десятка» - 9 выпусков;
«Детский вопрос» - 7 выпусков;
«ЖИВИ СЕЙЧАС» - 5 выпусков;
«Звезды премьер лиги» - 3 выпуска;
«Звезды футбола» - 3 выпуска;
«Инспектор ЗОЖ» - 10 выпусков;
«Континентальный вечер» - 10 выпусков;
«Кто хочет стать легионером?» 4 выпуска;
«Кубок войны и мира» 6 выпусков;
«Культ тура» - 11 выпусков;
«Лучшая игра с мячом» - 5 выпусков;
«Мама в игре» - 5 выпусков;
«Особый день» - 8 выпусков;
«Передача без адреса» 2 выпуска;
«ПОВЕРЬ В СЕБЯ. СТАНЬ ЧЕЛОВЕКОМ» - 6 выпусков;
«После футбола с Георгием Черданцевым» - 10 выпусков;
«Спорт за гранью» - 4 выпуска;
«Спортивный заговор» - 6 выпусков;
«Спортивный репортер» - 9 выпусков;
«Тотальный разбор с Валерием Карпиным» -3 выпуска;
«Точка» - 5 выпусков;
«ТЫ МОЖЕШЬ БОЛЬШЕ» - 5 выпусков.
Гипотеза исследования. В систему ценностей современной российской спортивной тележурналистики входят не только ценности спорта высоких достижений, но и ценности массового спорта. Однако, несмотря на эти изменения в системе ценностей спортивной тележурналистики, приоритетными остаются ценности спорта высоких достижений.
Система ценностей - это показатель культуры общества, основа духовного и физического развития индивида. Ценности - это объекты (предметы, явления или абстрактные идеи), которые признаются человеком и социумом значимыми и полезными. Ценность проявляется в значении объекта и выражается в отношении, в оценке объекта субъектом. В каждый исторический и социокультурный период развития общества складываются определенные базисные принципы формирования знаний и представлений о ценностях. Важную роль в становлении и корректировки ценностей социума выполняют средства массовой информации.
Высокая популярность спорта, его способность удовлетворять эмоциональные и физиологические потребности индивида, позволяют спортивной журналистике эффективно выполнять функцию ценностного ориентирования. Спортивные журналисты посредством информирования, отбора, интерпретации и оценки фактов и событий, связанных с миром спорта, формируют определенное отношение аудитории к витальным, социальным, нравственным, эстетическим, личностным и другим ценностям.
Ценности, имманентно присущие спорту как виду деятельности, в большинстве случаев реализуются спортивными журналистами.
Аксиологическую основу спорта и спортивной журналистики составляют такие ценности, как «достижение» / «победа», «эмоции от спортивной борьбы»; «физическая форма», «красота», «социальный престиж», «материальное благополучие».
Ценностная ориентация медиасубъекта - это, во-первых, совокупность ценностей, на которые опираются все участники процесса производства медиаконтента. Во-вторых, это основания оценочных суждений, философия медиасубъекта. От ценностной ориентации зависит система отбора и способы репрезентации информации. Аксиологическое содержание контента спортивного телеканала формируется в его концепции и проявляется на уровне базовых топиков, содержания и смысловой структуры контента. Система ценностей проявляется через ценностное отношение журналистов к объектам действительности.
Доминантным направлением спорта в журналистике признается спорт высших достижений. Ценности именно этого направления считаются исследователями и спортивными журналистами приоритетными.
Ценности массового спорта являются лишь дополнением, но необходимо признать их высокую значимость для развития психологически и физиологически здорового общества. 12 лет назад государство, создавая национальный общедоступный спортивный телеканал ВГТРК «Спорт» делало акцент только на одно направление спорта - спорт высших достижений, при этом трансляция ценностей массового спорта не рассматривалась в рамках концепции данного телеканала как основополагающая.
Сегодня ситуация изменилась. Происходит смена ценностного восприятия концепта «спорт», пересмотр ценностных приоритетов, в первую очередь осуществляемый правительством Российской Федерации. Преимущественно этому способствовала необходимость повышения интереса аудитории к теме российского спорта, популяризации среди населения России ценностей здорового образа жизни.
Аксиологический анализ концепции нового общедоступного федерального спортивного телеканала «Матч ТВ» показал, что его ценностная ориентация строится на интеграции ценностей спорта высших достижений и массового спорта. Более того, в концепции отмечается, что популяризация ценностей массового спорта является одной из приоритетных задач для журналистов телеканала. Соединение зрелищного и увлекательного спорта высших достижений с более статичным и не таким событийным массовым спортом является особым приемом для воспитания интереса аудитории к физической культуре и здоровому образу жизни.
Но при анализе контента «Матч ТВ» выявлено, что передачи, посвященные ценностям массового спорта, в эфирной сетке телеканала были представлены только в первый год вещания в период с ноября 2015 по ноябрь 2016 года. Основные ценности, которые транслировались в этих передачах - это витальные, социальные, личностные и эстетические. При этом терминальными ценностями являлись витальные («качество жизни», «здоровье», «безопасность») и социальные («социальный статус», «материальное благополучие»). Интересно, что такая социальная ценность, как «семья» рассматривалась журналистами в качестве инструментальной ценности, которая необходима человеку для достижения успеха и высокого социального положения. Нравственные ценности проявлялись в контексте реалити-шоу «Инспектор ЗОЖ» и «ПОВЕРЬ В СЕБЯ. СТАНЬ ЧЕЛОВЕКОМ». В этом можно заметить некоторую закономерность - чем больше в программе проявляется элемент конфликта, противоборства между участниками, тем выше журналист оценивает их нравственные качества - доброту, верность, способность сопереживать, ответственность, честность. Было выявлено и то, что в данных передачах статус ценности приобретают и такие явления, как «страх», «поражение», «конкуренция». Эти явления положительно оцениваются журналистами и признаются
инструментальными ценностями, которые нужны для развития сильных сторон личности и достижения высоких результатов во всех областях человеческой деятельности.
В 2017 году передачи о массовом спорте и здоровом образе жизни не вошли в эфирную сетку «Матч ТВ», нет и анонсов новых проектов подобной тематики. Сегодня ценности массового спорта реализуются только через отдельные сюжеты и рубрики информационной программы «Все на Матч!», а также через некоторые циклы документальных и художественных фильмов. Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что, несмотря на формальные изменения в концепции спортивного телеканала, приоритет отдается спорту высоких достижений и его ценностям.
Аксиологический анализ содержания передач о спорте высоких достижений показал, что ценностную ориентацию российской телевизионной спортивной журналистики составляют:
• Высшие терминальные ценности, имманентно присущие спорту - «победа», «результат», «эмоции от спортивной борьбы»;
• Инструментальные ценности, которые помогают достичь успеха:
1) Нравственные ценности «честность», «благородство», «патриотизм», «уважение к сопернику», «справедливость», «добро», «щедрость»;
2) Личностные ценности: «сила воли», «трудолюбие», «когнитивные способности», «физические способности», «целеустремленность», «компетентность»;
3) Эстетические ценности: «красота тела»; «гармония», «техника исполнения элементов»;
4) Социальные ценности: «социальная идентификация», «социальный престиж», «материальное благополучие», «семья», «равенство»;
5) К отдельной группе инструментальных ценностей относятся такие объекты оценки, как «поражение», «страх», «конкуренция», «борьба».
Витальные ценности в передачах о спорте высоких достижений, как и в спортивных трансляциях, нивелируются. Часто подчеркивается, что значимые достижения спортсмен может завоевать только ценой здоровья, безопасности, жизни.
Помимо освещения актуальных событий из мира спорта телеканал «Матч ТВ» вносит вклад в решение различных социальных проблем. В первую очередь это работа над разрушением стереотипа о том, что люди с особенностями в развитии, ограниченными возможностями и сложными заболеваниями должны быть изолированы от общества. Ценности «равенство» посвящено 10 % передач. Также в редакционную политику «Матч ТВ» входит задача разрушения гендерного стереотипа о том, что спорт - мужская профессия. Главными лицами и ведущими телеканала стали не только мужчины, но и женщины. Концептуально и то, что генеральный продюсер «Матч ТВ» - женщина. Такая реорганизация была необходима не только для разрушения стереотипа, но и для привлечения внимания к телеканалу женской аудитории.
1. Kluckhohn K. Variation in value orientations. - NY: Row, Peterson, 1961.
2. Rockeach M. The nature of human values. - NY.: Free Press, 1973. - 438 с.
3. Абраменко А. Жанр реалити-шоу и его особенности на российском
телевидении [Электронный ресурс] // Электронный журнал Вестник Acta Diurna. Пермь. №1.
URL: http://www.psujourn.narod.ru/vestnik/vyp_1/abr_real.htm. Доступен
01.04.2017. Загол. с экрана.
4. Алексеев К. А. Спортивная составляющая имиджа страны [Электронный
ресурс] // Имидж государства/региона: современные подходы: новые идеи в теории и практике коммуникации: сб. науч. тр. - СПб.: Роза мира, 2009. № 3. - 264 с. URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-
412343.html. Доступен 15.03.17. Электрон. версия печ. публикации.
5. Алексеев К. А., Ильченко С. Н. Спортивная журналистика: Учебник для магистров. - М.: изд-во Юрайт, 2013.
6. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. - С. 58-59.
7. Блейн Н., Бойл Р. Спорт как жизнь: СМИ, спорт и культура / Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 475 с.
8. Бодрийяр Ж. Общество потребления / Пер. с франц. - М.: Культурная революция, республика, 2006. - 272 с.
9. Большой психологический словарь [Электронный ресурс] / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК., 2003. URL: http://psychology.academic.ru/3992/. Доступен 18.03.2017.
10. Бродская Н. П. Спорт больших достижений как пространство для формирования национального имиджа страны // Национальные интересы и имидж России: сб. ст. / Рос. акад. наук, Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. - М.: ИМЭМО РАН, 2006.
11. Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания // М. Вебер Избр. Произведения / Пер.с нем. - М.: Прогресс, 1990.
12. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та,
1996.
13. Ганчев П. Глобальный кризис: необходимость новых принципов,
институтов и ценностей [Электронный ресурс] // Научно-теоретический журнал Век глобализации. - М., 2012. №2.
URL: http://www.globalistika.ru/Globalistika/a_g2012_2.pdf. Доступен
02.02.17. Электрон. версия печ. публикации.
14. Гарванова М. З., Гарванов И. Г. Исследование ценностей в современной психологии [Электронный ресурс] // Современная психология: материалы III Международной научной конференции (октябрь 2014 г., Казань). -
Казань: Бук, 2014. - С. 5-20.
URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/156/6339/. Доступен 20.03.2017. Электрон. версия печ. публикации.
15. Егоров А.Г., Захаров М. А. Фэйр-Плэй в современном спорте. -
Смоленск, 2006. - С. 80.
16. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с.
17. Ерофеева И. В. Аксиология медиатекста в российской культуре // Ценностная рефлексия журналистики начала XXI века. - Чита: Забайкал. гос. пед. ун-т., 2009. - 297 с.
18. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. - М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2005.
19. Ивин А.А. Аксиология. - М.: Высш. шк., 2006. - 390 с.
20. Ильин Е. П. Психология спорта. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.
21. Ильичев Л. Ф., Федосеев П. Н. Философский энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с. URL: http://www.harc.ru/slovar/1592.html. Доступен 11.03.2017.
22. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества [Электронный ресурс] // Политические исследования. -
1997. № 4. URL: https://sociology.mephi.ru/docs/poltt/html/ingl.htm
Доступен 24.03.2017. Электрон. версия печ. публикации.
23. Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. - С. 110-165.
24. Кондаков И. М. Психологический словарь [Электронный ресурс]. - М., 2000. URL: http://vocabulary.ru/dictionary/478/. Доступен 17.03.2017.
25. Кузнецов П. К. Гуманистические ценности массового спорта как
средство формирования всесторонне развитой личности [Электронный ресурс] // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - СПб., 2012. №152. - С. 164¬169. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/gumanisticheskie-tsennosti-
massovogo-sporta-kak-sredstvo-formirovaniya-vsestoronne-razvitoy-lichnosti, свободный. Доступен 03.02.2017. Электронная версия печ. публикации.
26. Кыласов А.В. Спорт как социокультурный феномен эпохи: Автореф. дис. ...канд. культурол. 24.00.01 / Гос. академ. славян. культуры. - М., 2010. - 181 с.
27. Лазутина Г. В. Пресса в процессе ценностного ориентирования аудитории: возможности и результаты // Вест. Моск. ун-та. Сер 10. Журналистика. - М., 2013. №6. - С. 69.
28. Лебедев С.А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). - М.: Академический проект, 2008.
- С. 272.
29. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат, 1975.
- С. 136-141.
30. Лукьянов А.В., Мазов Н.Ю. Спорт как социально-ценностная система [Электронный ресурс] // Философия и общество. 2008. №2. - С. 168-184. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/sport-kak-sotsialno-tsennostnaya-sistema. Доступен 15.03.2017. Электрон. версия печ. публикации.
31. Лурье С. В. Историческая антология: Учебное пособие для вузов.
[Электронный ресурс]. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 448 с.
URL: http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Lyrie/17. php. Доступен 15.03.2017. - Электрон. версия печ. публикации.
32. Мазов Н. Ю. Ценности и ценностное содержание спорта [Электронный
ресурс] // Философские науки. 2008. №3.
URL: http://ngmu.ru/cozo/mos/article/pdf.php?id=267 Доступен 04.04.2017. Электрон. версия печ.публикации.
33. Малинович М. В. Лингвистика и аксиология [Электронный ресурс] / Этносемиометрия ценностных смыслов: коллективная монография. - М.: ТЕЗАУРУС, 2011. - С.79-80. . URL: http://os.x-pdf.ru/20filologiya/293381- 4-kollektivnaya-monografiya-moskva-tezaurus-udk-810-bbk-l55-monogr.php. Доступен 21.03.2017. Электрон. версия печ. публикации.