Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сотрудничество ЕС и НАТО в сфере кибербезопасности: особенности подходов и перспективы развития

Работа №134170

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы94
Год сдачи2022
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
58
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА НАТО И ЕС В СФЕРЕ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ 14
1.1. Политика кибербезопасности как объект научного анализа 14
1.2. Подходы к изучению взаимодействия НАТО и ЕС по вопросам кибербезопасности 21
ГЛАВА 2. ПОЛИТИКА КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ В СТРАТЕГИЯХ ЕС И НАТО: ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ 32
2.1. Подход ЕС к политике кибербезопасности 32
2.2. Подход НАТО к политике кибербезопасности 40
ГЛАВА 3. СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И НАТО В СФЕРЕ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 49
3.1. Взаимодействие НАТО и ЕС в сфере кибербезопасности на современном этапе: институционально-правовые аспекты и текущие проблемы 49
3.2. Потенциал развития сотрудничества ЕС И НАТО в сфере кибербезопасности 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 79

Обеспечение международной безопасности сегодня является задачей всех участников международных отношений. Государства, наднациональные структуры, неправительственные организации ежедневно находятся в поиске эффективных инструментов и механизмов для реализации и защиты собственных интересов на мировой арене. Среди угроз, с которыми сталкивается международное сообщество в современном мире, выделяют дезинформацию, кибератаки, экономическое давление, в том числе санкции, вмешательство в государственные дела других стран, ассиметричное использование нерегулярных или регулярных вооруженных формирований1, объединяя их единым термином – гибридные.
За последние несколько лет глобальное использование информационно-коммуникационных технологий в экономике, политике, социальных отношениях стало результатом не только положительных изменений в различных сферах жизни общества, но и появления новых рисков. В связи с этим на повестку дня встает актуальный вопрос обеспечения информационной безопасности или кибербезопасности, которая, имея транснациональный характер, не может рассматриваться только на уровне отдельных государств, а требует единого ответа от наднациональных структур и иных международных институтов. Киберпространство позволяет гражданам, организациям и правительствам взаимодействовать независимо от физического местоположения. Таким образом, подобные возможности информационного пространства стирают национальные границы, создавая ситуацию, когда все участники выступают в роли равноправных сторон.
Вместе с тем, растущее число вызовов и интенсивность развития информационно-коммуникационных технологий стимулировали установление диалога между частным и государственным секторами, а также между различными международными акторами и институтами в интересах общей безопасности. Примером подобного взаимодействия является сотрудничество ЕС и НАТО по вопросам кибербезопасности. Следует признать, что на сегодняшний день обе организации играют ведущую роль в создании эффективных инструментов и выработке рекомендаций и правил для киберпространства. Основными целями обеих организаций выступают поддержание и обеспечение стабильности и безопасности в рамках трансатлантического пространства.
Уже более десяти лет организации работают над разработкой и принятием нормативных актов, в том числе и совместных, в области обеспечения информационной безопасности. В 2016 году Североатлантический Альянс принял важное решение, включив кибербезопасность в число приоритетных направлений деятельности организации. В свою очередь, государства-члены Европейского Союза, в частности, Германия, предлагают принять всеобъемлющую стратегию безопасности в рамках сотрудничества двух организаций. Однако, несмотря на то, что взаимодействие между ЕС и НАТО уже осуществляется через обмен информацией и организацию двусторонних тренингов и исследований, вопрос о формальности совместных действий остается открытым.
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется ее связью с концептуальными проблемами современных международных отношений, связанных с необходимостью выработки эффективных решений для обеспечения кибербезопасности. Изучение сотрудничества ЕС и НАТО по вопросам кибербезопасности обусловлено теоретической необходимостью оценки основных областей соизмеримости и ключевых расхождений в подходах двух акторов по отношению к политике кибербезопасности, а также выявления возможного потенциала развития этих отношений.
Степень научной разработанности проблемы. Международное взаимодействие по вопросам формирования архитектуры европейской безопасности в условиях возникновения угроз нового типа является одной из актуальных исследовательских проблем как в отечественной, так и в зарубежной академической и публицистической литературе. Неоднозначность политики кибербезопасности в ее понимании, различие в подходах к пониманию ее основных характеристик и субъектов определяет широкий спектр научно-теоретических и практических исследований в науке.
Прежде всего стоит обратить внимание на работы И. Уолдена, Д. Кларка, Л. Фихтнера, В. Мирона, М. Леззи, А. Коралло, Т. Стивенса, М. Карра, Кершишнига, М.М. Безкоровайного, А.Л. Татузова2, посвященные понятиям киберпространства, киберугроз и кибербезопасности.
В отечественной науке такие исследователи как Е.С. Зиновьева, А.А. Чеботарева, Г.А. Атаманова, Е.А. Проценко, В.Н. Лопатин, А.А. Стрельцов3 в своих работах рассуждают о подходах к понятию информационной безопасности, ее основных характеристиках и отличиях от исследуемого концепта кибербезопасности.
Проблеме международного сотрудничества в области обеспечения кибербезопасности посвящены работы М.Б. Касеновой, Н.В. Кардавы, А.Я. Капустина4, а вопросы использования информационно-коммуникационных технологий в военно-политических целях в своих работах затрагивают Л. Хенсен, М.А. Гомез, К. Вайт, Дж.Э. Митчелл, Э. Пытлак, М. Салминен, М. Керттунен, С.А. Паршин, Ю.Е. Горбачев, Ю.А. Кожанов, С.Н. Гриняев, В.Е. Макаров, С.Н. Бухарин, В.В. Цыганов5.
Обращаясь к предмету исследования, следует выделить работы И. Ангелова, Э. Симиона, Н. Грегер, С. Бископа, И.И. Козубенко, А.А. Буденного6, которые анализировали различные направления сотрудничества ЕС и НАТО в сфере безопасности и обороны.
Отдельным вопросом в зарубежных и отечественных исследованиях в рамках исследования европейской безопасности считается изучение процесса усиления роли ЕС и появления концепции стратегической автономии. Данной теме посвящены работы Дж. Хауворта, Б.Р. Поузена, Н.Ю. Тузовской, И. Щербака, Н.К. Арбатовой и А.М. Конеевой7.
Анализом проблем и перспектив сотрудничества ЕС и НАТО в сфере кибербезопасности занималось не так много исследователей, среди них Б. Лете, П. Перник, П. Потчев, Л.Н. Илвес, Т. Дж. Эванс, Ф. Дж. Киллуффо, А.А. Надо8. Чаще всего в рамках исследования информационной безопасности трансатлантического пространства затрагиваются иные вопросы, в основе которых следующие темы: сравнение подходов ЕС и НАТО к политике кибербезопасности (Л. Ковач, П. Шариков, Н. Степанова, И. Шопина, Д. Хомяков, С. Жуков, Д. Шпенов, Н. Кристинченко9), кибербезопасность в политике Европейского Союза (Ф. Калдерони, Г. Кристоу, Г.Г. Фустер, Н.В. Кардава, В.И. Пантин10), кибербезопасность в стратегиях НАТО (Дж. Макги, Р.Б. Хьюз, Дж. Голдгейер, А. Кемпф, А. В. Манойло, П.А, Шариков, А.В. Казаковцев, Т. Ткачук, К.П. Курылев11).
В целом, наблюдается значительный пробел в исследованиях сотрудничества ЕС и НАТО в сфере кибербезопасности, в частности, в отечественной науке. Имеющаяся литература несовершенна в теоретических подходах к изучению степени угроз, которые могут быть представлены в киберпространстве, и в вопросах о том, как это новое виртуальное пространство воспринимается государствами-членами и, непосредственно, организациями – ЕС и НАТО.
Объект – политика кибербезопасности в рамках трансатлантического пространства.
Предмет – проблемы и перспективы сотрудничества ЕС и НАТО в сфере кибербезопасности.
Цель – на основе анализа подходов ЕС и НАТО к политике кибербезопасности определить перспективы развития их сотрудничества в данной области.
Задачи:
• Операционализировать понятие кибербезопасности;
• Систематизировать подходы к исследованию сотрудничества ЕС и НАТО в сфере кибербезопасности;
• Проанализировать подходы ЕС и НАТО к политике кибербезопасности;
• Исследовать общие черты и различия в подходах ЕС и НАТО к политике кибербезопасности;
• Выявить институционально-правовые аспекты и основные проблемы взаимодействия ЕС и НАТО в сфере кибербезопасности на современном этапе;
• Определить возможные перспективы развития сотрудничества ЕС и НАТО в сфере кибербезопасности.
Основная научная гипотеза исследования состоит в том, что между ЕС и НАТО возможно дальнейшее расширение и углубление сотрудничества с учетом наличия общих ценностей и способов реализации защиты критической инфраструктуры и обеспечения стабильности в киберпространстве в рамках подходов организаций к политике в данной области. При этом каждый из акторов преследует собственные цели и задачи в рамках обеспечения кибербезопасности, получая индивидуальные выгоды от сотрудничества.
Вторая научная гипотеза состоит в том, что дальнейшее построение общей политики кибербезопасности не представляется возможным по причине принципиальных различий в подходах ЕС и НАТО, а также из-за продолжающегося дублирования функций. ЕС продолжит предпринимать соответствующие шаги для установления собственной независимости в сфере безопасности и утверждения стратегической автономии от НАТО.
Хронологические рамки охватывают период с 2007 г., когда после кибератаки в Эстонии кибербезопасность стала стратегическим вопросом в трансатлантическом регионе, по настоящее время с возможностью определения перспектив развития сотрудничества ЕС и НАТО. Для решения поставленных задач исследования был взят более широкий исторический контекст – с 1999 по настоящее время.
Территориальные рамки не ограничиваются странами-членами ЕС (27 государств) и НАТО (30 государств), а включают также регионы мира, которые непосредственно связаны с деятельностью организаций в сфере кибербезопасности.
Теоретико-методологическая база исследования основана на междисциплинарном подходе, который позволил провести комплексный анализ сотрудничества ЕС и НАТО в сфере кибербезопасности.
Теория секьюритизации Копенгагенской научной школы (Б. Бузан, О. Вевер, Я. Уайлд12) позволила концептуализировать термины киберпространства, киберугрозы и кибербезопасности, определить референтные объекты информационной безопасности и кибербезопасности, угрозы и направления оптимизации деятельности по защите киберпространства, а также применить данные понятия к политике кибербезопасности в рамках ЕС и НАТО.
Пространственный подход13 помог выявить субъекты трансатлантического пространства безопасности как одной из форм транснационального политического пространства, провести анализ причин формирования сотрудничества ЕС и НАТО в сфере кибербезопасности, изучить развитие отношений двух структур, институционализацию их связей, а также формирование новых пространств в рамках создания специализированных учреждений и закономерности поведения акторов внутри пространства, основываясь на их подходах к киберполитике.
Системный подход (в интерпретации А.А. Богданова14) позволил изучить трансатлантическую систему кибербезопасности с точки зрения ее структуры, внутренней иерархии, места в системе международных отношений.
Наконец, основываясь на теории неоинституционализма рационального выбора15, был проведен сравнительный анализ интересов, целей и задач, инструментов, ресурсов ЕС и НАТО с целью определения проблем, способных помешать процессу сближения в области кибербезопасности, и оценки взаимодополняемости обеих организаций для дальнейшего расширения сотрудничества в области информационной безопасности.
Для реализации поставленных задач в рамках исследования были использованы следующие методы: исторический подход, с помощью которого была проанализирована эволюция развития сотрудничества ЕС и НАТО в сфере кибербезопасности в заданный промежуток времени (1999 – наст. время); структурно-институциональный анализ, который позволил изучить внутреннее устройство систем обеспечения кибербезопасности в ЕС и НАТО; сравнение подходов ЕС и НАТО к политике кибербезопасности; качественный контент-анализ, благодаря которому были выявлены цели, задачи и определены основные практики и направления реализации политики информационной безопасности ЕС и НАТО на основе анализа официальных документов, аналитических материалов и сайтов организаций; метод построения прогнозных сценариев, позволивший определить перспективы развития сотрудничества ЕС и НАТО в сфере кибербезопасности.
Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе сотрудничества ЕС и НАТО в сфере кибербезопасности, как отдельном направлении совместной деятельности двух акторов в рамках общей политики безопасности. На основе сравнительного анализа были выявлены особенности подходов организаций к политике кибербезопасности по нескольким аспектам. Метод построения прогнозных сценариев, реализованный благодаря проведению качественного контент-анализа и анализа факторов прошлого и современного состояния сотрудничества структур, позволил определить три возможных вектора дальнейшего развития отношений ЕС и НАТО в сфере киберзащиты: 1) расширение и углубление взаимодействия; 2) статус-кво в отношениях; 3) деградация и неэффективность совместной деятельности.
Источниковая база исследования может быть разделена на три основные группы, каждая из которых имела свое значение в рамках исследовательской работы.
Первую группу составляют стратегические документы Европейского Союза и НАТО16, анализ которых позволил решить ряд задач. Во-первых, выявить общие и различающиеся угрозы кибербезопасности для ЕС и НАТО, а также отличительные черты в подходах к их определению и степени значимости. Во-вторых, в стратегиях напрямую отражены интересы и цели ЕС и НАТО, что позволило как определить их субъектность на международной арене, так и на основе анализа приоритетов обеих организаций в сфере кибербезопасности прогнозировать их будущие отношения.
Ко второй группе относятся официальные документы, доклады и материалы ЕС и НАТО в области безопасности. Во-первых, это учредительные документы, среди которых Североатлантический договор17, Договор о Европейском союзе18, Договор о функционировании Европейского союза19 и Лиссабонский договор20. Во-вторых, это документы и официальные публикации21, декларации саммитов НАТО на различных уровнях22. В-третьих, это двусторонние договоры, соглашения и совместные декларации ЕС и НАТО23, на основе которых строится сотрудничество структур. Анализ этой группы документов позволил изучить подходы ЕС и НАТО, различия между ними, а также проследить развитие политических дискурсов, появление новых региональных повесток. Кроме того, в этих документах раскрывается политическая и организационная сущность институтов и механизмов, связанных с кибербезопасностью.
Третью группу составляют материалы с официальных сайтов ЕС и НАТО, их учреждений и агентств и пресс-релизы о событиях, имеющих отношение к политике кибербезопасности организаций как по отдельности, так и в рамках сотрудничества24. Источники из этой группы позволили комплексно рассмотреть проблему исследования и решить поставленные задачи. В дополнение к трем группам к данному разделу следует отнести результаты эмпирического исследования, проведенного при непосредственном участии автора (контент-анализ, 2021–2022 гг.25).
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности его использования в политико-аналитической деятельности. Проведенный анализ стратегических документов международных организаций в области информационной безопасности может быть учтен при разработке российских доктрин, стратегий и законодательных актов, а также в рамках повышения уровня защиты критической инфраструктуры в киберпространстве межправительственных структур, в которые входит Российская Федерация (ЕАЭС, ОДКБ, СНГ, ШОС, СГ и другие). Проведенный комплексный анализ политики обеспечения кибербезопасности демонстрирует расстановку политических сил в глобальном информационном пространстве. Выводы исследования могут быть полезны аналитическим ведомствам для оценки и прогноза внешнеполитической деятельности государств в виртуальном поле.
Материалы данного исследования могут быть использованы в процессе организации самостоятельной работы студентов направлений 41.03.05 Международные отношения (бакалавриат) и 41.04.05 Международные отношения (магистратура), а также при подготовке к семинарским занятиям по курсам «Актуальные проблемы Общей внешней политики и политики безопасности ЕС», «Международные организации», «Региональные организации Европы», «Информационное общество и международные отношения», «Интернет и мировая политика в XXI веке».
Структура работы определяется поставленными задачами. Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя подразделы, заключения, списка использованной литературы и источников и приложений. Каждая глава посвящена определенному фрагменту изучаемой темы и имеет завершающие логические выводы.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, описываются цели и задачи работы, а также объект и предмет, указываются хронологические и территориальные рамки, теоретические и методологические основы, предоставляется характеристика примененной источниковой базы и библиографический анализ темы исследования.
Первая глава состоит из двух подразделов, в первом из которых анализируются подходы к понятию кибербезопасность, во втором – на основе изучения работ зарубежных и отечественных исследователей определяются основные тенденции в исследованиях сотрудничества ЕС и НАТО в сфере кибербезопасности.
Вторая глава также включает два подраздела, в каждом из которых проводится комплексный анализ подходов ЕС и НАТО к политике кибербезопасности, а в результате производится их сравнительный анализ.
Третья глава посвящена современному состоянию и перспективам развития сотрудничества ЕС и НАТО в киберсфере. Первый подраздел описывает основные достижения организаций в области реализации совместной политики кибербезопасности и существующие проблемы, второй – сценарии развития отношений в данной сфере.
В заключении представляются конкретные выводы, полученные в результате исследования данной темы.
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования были апробированы автором в рамках участия в Международной научной конференции молодых ученых «Европа после 2020» (Томск, 2021), II научной конференции студентов и молодых ученых «Orbes Politici» Школы политических исследований ИОН РАНХиГС (Москва, 2021), «Зимней конференции СНО: тренды и вызовы современной дипломатии» (Санкт-Петербург, 2021). Выводы данной работы нашли свое отражение в научных публикациях автора26.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Глобальное использование информационно-коммуникационных технологий поставило на повестку дня актуальный вопрос обеспечения информационной безопасности или кибербезопасности, которая, имея транснациональный характер, не может рассматриваться только на уровне отдельных государств, а требует единого ответа от наднациональных структур и иных международных институтов. Примером подобного взаимодействия выступает сотрудничество ЕС и НАТО по вопросам кибербезопасности, которое стало предметом настоящего исследования. В рамках работы была поставлена цель определить перспективы развития сотрудничества организаций в данной киберсфере на основе анализа подходов ЕС и НАТО к политике кибербезопасности. Цель исследования была реализована посредством выполнения ряда задач.
Первая задача заключалась в операционализации понятия кибербезопасность. На основе теории секьюритизации были проанализированы основные подходы к пониманию терминов киберпространства, киберугроз и кибербезопасности, а также референтные объекты информационной безопасности и направления оптимизации деятельности по защите киберпространства. В итоге в настоящем исследовании «кибербезопасность» стала определяться как совокупность технологий, процессов, практик и мер реагирования, предназначенных для защиты информационно-коммуникационных систем, в том числе компьютеров, программ и данных, от повреждения, несанкционированного использования и модификации с целью обеспечения их конфиденциальности и целостности.
Вторая задача была посвящена исследованию подходов к анализу сотрудничества ЕС и НАТО в сфере кибербезопасности. Научные и аналитические работы зарубежных и отечественных исследователей позволили сделать вывод о том, что на сегодняшний день ЕС и НАТО наращивают собственный потенциал и продолжают сотрудничество в области безопасности и обороны, в частности, в сфере защиты критической инфраструктуры от кибератак. Однако, изучению взаимодействия организаций по вопросам кибербезопасности посвящено не так много научных работ, поэтому в рамках настоящего исследования был проведен комплексный анализ аспектов сотрудничества двух организаций, подходов акторов к политике кибербезопасности, а также выявлены проблемы и перспективы расширения отношений в данной сфере.
Проанализировать и сравнить подходы ЕС и НАТО к политике кибербезопасности позволила реализация третьей и четвертой задач исследования. Благодаря сравнительному анализу были определены общие черты и особенности организаций в рамках реализации политики кибербезопасности. Схожими характеристиками оказались наличие постоянно действующей нормативно-правовой базы и широкий ряд специальных институтов и инструментов, цели организаций, похожие действия, которые предпринимаются для защиты критической инфраструктуры, а также определение перспектив развития. Основные отличия были отмечены в превосходстве НАТО в проведении киберучений и предоставлении образовательных практик, а также преимуществах ЕС в наличии специальных фондов финансирования перспективных проектов в киберсфере.
Пятая задача позволила вывить институционально-правовые аспекты и основные проблемы взаимодействия ЕС и НАТО в сфере кибербезопасности на современном этапе. В частности, был сделан вывод о том, что организации уже достигли значительных успехов в выстраивании сотрудничества в кибернетической сфере, однако его расширению и углублению препятствует ряд факторов, среди которых неравные возможности государств-членов, отсутствие единых каналов обмена информацией и разведданными и нежелание национальных правительств передавать их на наднациональный уровень.
В связи с этим в рамках реализации шестой задачи были определены возможные перспективы развития сотрудничества ЕС и НАТО в сфере кибербезопасности. Качественный контент-анализ позволил определить основные направления деятельности организаций, которые они выделяют в качестве приоритетных для будущего развития собственного потенциала и коллективных возможностей. Эти направления в совокупности с анализом прошлых и современных тенденций сотрудничества ЕС и НАТО в сфере кибербезопасности, позволили спрогнозировать возможные перспективы развития взаимодействия структур, которые были сведены к трем основным сценариям, первый из которых стал базовым, а два других – альтернативными.
В ходе исследования автор пришел к выводу о том, что обе научные гипотезы, которые были определены в начале исследования, могут быть подтверждены в рамках анализа будущего развития отношений ЕС и НАТО в области обеспечения политики кибербезопасности. С одной стороны, возможно дальнейшее расширение и углубление сотрудничества с учетом наличия общих ценностей и способов реализации защиты критической инфраструктуры, а также обеспечения стабильности в киберпространстве в рамках подходов организаций к политике кибербезопасности. При этом каждый из акторов продолжит преследовать свои цели и продвигать собственные интересы. С другой стороны, дальнейшее построение общей политики кибербезопасности может остановиться на данном этапе или начать регрессировать по причине принципиальных различий в подходах ЕС и НАТО, а также из-за продолжающегося дублирования функций.
Таким образом, развитие сотрудничества будет зависеть от тех тенденций, согласно которым будут развиваться отношения ЕС и НАТО в будущем, а также факторов, в том числе и глобальных, которые окажут влияние на эти процессы. В целом, ускоряющиеся изменения в эпоху цифровых технологий и связанные с ними проблемы заставляют традиционные структуры межправительственных организаций, таких как ЕС или НАТО, идти по пути развития и создания новых инструментов и механизмов для противодействия возникающим вызовам. Это также подчеркивает, как этим традиционным структурам может быть трудно координировать свои действия друг с другом, даже если для этого есть взаимные интересы. Однако и ЕС, и НАТО будут продолжать сталкиваться с угрозами, исходящими от киберпространства, поэтому медленно, но верно разрабатываются общие ответные меры для укрепления авторитета организаций в киберпространстве в глазах их членов, партнеров и оппонентов. Очевидно, что ЕС и НАТО должны перейти от повестки дня, которая укрепляет их механизмы координации, обмена и консультаций, к инициативам, которые улучшают их совместные функции по наращиванию сил, кибернетические возможности, структуры связи и механизмы принятия решений в киберучениях, кризисах и конфликтах, а также их взаимодействие с партнерами в киберпространстве. Развитие сотрудничества ЕС и НАТО в киберпространстве уже происходит из-за возникновения новых общих угроз и усиления роли других международных институтов и государств, но потребуется еще больше усилий, чтобы адаптироваться к цифровой эпохе, которая постоянно и быстро развивается.


1. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 №149-ФЗ // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения: 10.02.2022).
2. A Digital Agenda for Europe // European Commission. – Brussels, 19.5.2010, COM (2010)245. URL: https://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2010:0245:FIN:EN:PDF (дата обращения: 20.03.2022).
3. A Europe fit for the digital age // The European Commission’s priorities. – European Commission, 2019. URL: https://ec.europa.eu/info/strategy/priorities-2019-2024_en (дата обращения: 20.03.2022).
4. Brussels Summit Communiqué // NATO. – Press Release (2021) 086. 14.6.2021. URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/news_185000.htm (дата обращения 15.03.2022).
5. CCDEOE official page. URL: https://ccdcoe.org/history.html (дата обращения: 15.03.2022).
6. Combatting Fraud and Counterfeiting of Non-Cash Means of Payment // European Commission. URL: https://ec.europa.eu/home-affairs/pages/page/combatting-fraud-and-counterfeiting-non-cash-means-payment_en EN (дата обращения: 20.03.2022).
7. Common set of new proposals on the implementation of the Joint Declaration signed by the President of the European Council, the President of the European Commission and the Secretary General of the North Atlantic Treaty Organization // NATO. – Press Release (2017) 174. 5.12.2017. URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_149522.htm (дата обращения: 11.05.2022).
8. Cyber Defence // NATO. 23.3.2022. URL: http://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_78170.htm (дата обращения 15.03.2022).
9. Cyber Defence Pledge // NATO. – Press Release (2016) 124, 8.7.2016. URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_133177.htm (дата обращения 15.03.2022).
10. Cyber Threats and Incident Response Information Sharing Platform (CTIRISP) // PESCO Projects. URL: https://www.pesco.europa.eu/project/cyber-threats-and-incident-response-information-sharing-platform/ (дата обращения: 13.05.2022).
11. Cybersecurity Policies // European Commission. URL: https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/policies/cybersecurity-policies#ecl-inpage-kmq8796b (дата обращения: 20.03.2022).
12. Cybersecurity Strategy of the European Union: an Open, Safe and Secure Cyberspace // European Commission. – Brussels, 7.2.2013, JOIN (2013) 1. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52013JC0001&from=EN (дата обращения: 20.03.2022).
13. CyCLONe official page. URL: https://www.cyclone-project.eu/ (дата обращения: 20.03.2022).
14. Defending the networks: the NATO Policy on Cyber Defence // NATO. 19.8.2011. URL: https://www.nato.int/nato_static/assets/pdf/pdf_2011_08/20110819_110819-policy-cyberdefence.pdf (дата обращения 15.03.2022).
15. Directive (EU) 2016/1148 concerning measures for a high common level of security of network and information systems across the Union, July 6 2016 // Official Journal of the European Union. – 19.7.2016, L 194/1. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32016L1148&rid=1 (дата обращения: 20.03.2022).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ