Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Информационное обеспечение планирования социального развития города

Работа №134164

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы112
Год сдачи2018
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
63
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Планирование социально-экономического развития как инструмент управления общественным воспроизводством. 7
1. Становление планирования социально-экономического развития. 7
2. Планирование социально-экономического развития в РФ 40
Глава 2. Информационное обеспечение планирования социального развития 66
1. Содержательный аспект информационного обеспечения 71
2. Технический аспект информационного обеспечения 83
3. Перспективы и выводы 97
Заключение 103
Список источников 106
1. Литература 106
2. Нормативные источники 107
3. Электронные источники 108
Приложение 1. 111


Вся история человечества — это постоянное противостояние с окружающим миром: либо приспособление человека под конкретные данные условия, либо приспособление условий под потребности человека. Приспособление окружающего мира, как целенаправленные воздействия на некоторые внешние по отношению к человеку вещи или процессы, принято называть управлением. При этом управление — это использование в своих интересах определённых объективных законов, поэтому оно всё равно в итоге сводится к адаптации. Однако такая, активная, форма адаптации позволяет значительно расширить возможности человека по удовлетворению его потребностей, и поэтому более предпочтительна. Соответственно, подобным образом человечество пытается взять под контроль все, какие только возможно, процессы, а наука обслуживает это стремление. С утилитарных позиций наука нужна, чтобы описывать объективную реальность, открывать законы и приспосабливать их под нужды человечества. Особенная роль отводится наукам о человеке, потому как объект и субъект познания здесь совпадают: это сам человек. Аналогично, среди всех процессов управления особую важность имеют те, которые заключаются в управлении людьми, обществом, так как и здесь субъект, пусть и опосредованно — через делегирование полномочий большинством некоторому меньшинству, совпадает с объектом. Социология является как раз такой наукой, где объект — общество — совпадает с субъектом — тоже обществом. А управление социальным развитием — как раз такой процесс общественного самоуправления, где субъектом выступает государство, обретшее право на управление вследствие некоторой общественной конвенции.
Управление принципиально состоит из двух этапов: планирование определённых действий с определёнными целями и их реализация— то есть достижение целей. Планирование, в свою очередь, включает в себя оценку имеющихся ресурсов, целеполагание, прогнозирование и программирование. Таким образом, планирование — основной, наиболее важный и сложный этап управления чем бы то ни было. При этом планирование — это, преимущественно, обработка информации. Субъект планирования ставит цели и задачи, оценивает имеющиеся возможности и старается организовать использование этих ресурсов таким образом, чтобы были достигнуты поставленные цели. В процессе планирования, очевидно, субъект оперирует не непосредственно ресурсами и другими вещами, а сведениями о них; не объективным миром, а информацией об объективном мире. От точности, актуальности, полноты и адекватности этой информации зависят решения, которые будут приняты при планировании, и, таким образом, вся судьба данного акта управления. Это же применимо и к планированию социального развития.
В настоящее время управлению социальным развитием придаётся большое значение как на международном уровне, так и на уровне Российской Федерации и её субъектов. Так, совсем недавно Президент РФ подписал Указ О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Этот Указ устанавливает социальное развитие в качестве основного приоритета Российской Федерации, что говорит о крайне высокой актуальности вопросов социального развития. В это же время вопросу информационного обеспечения этого процесса не всегда уделяется должное внимание, поэтому актуальность этой темы достаточно высока. Соответственно, цель данной работы — провести анализ организации планирования социального развития, акцентируя внимание на информационном обеспечении этого процесса. Для большей предметности взят конкретный город — Санкт-Петербург. Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач. Сперва нужно определить сущность основных категорий: «социальное», «развитие», «управление» и т.п., выяснить, каким образом эти категории взаимодействуют. Затем следует рассмотреть существующую в Санкт-Петербурге систему управления социальным развитием и, наконец, детально остановиться на планировании и его информационном обеспечении в рамках этой системы. Именно таким образом организована структура этой работы.
Соответственно, объектом исследования является, максимально широко, социальное развитие, а предметом— организация информационного обеспечения планирования, как составляющей части системы управления социальным развитием.
Существующая система управления социальным развитием не появилась из ниоткуда, а является результатом продолжительного становления, поэтому её рассмотрение будет предварено необходимым историческим экскурсом. Вследствие же того, что это система государственная, жёстко регламентированная нормативными актами, в процессе работы рассмотрено большое число различных юридических и иных официальных государственных источников. Всего в работе задействованы 85 источников.
Что касается научной разработанности— так как речь идёт о российских реалиях, в рамках данной работы рассматриваются преимущественно отечественные исследователи — несомненно, только они способны в полной мере учесть специфику российского общества и государства. Общим теоретическим и практическим аспектам социального развития уделяли большое внимание ещё советские исследователи — В. Я. Ельмеев, В. Р. Полозов, Б. Р. Рященко и другие. Они создали разработанную теоретико-методологическую базу управления социальным развитием в рамках социалистической модели общества и командно-административной системы государственного управления. Казалось бы, после распада СССР должна была возникнуть необходимость в переосмыслении этих идей, однако, как будет показано, общие принципы, на которые они опираются, универсальны и вполне применимы в современном российском обществе. Однако вопросам информационного обеспечения планирования социального развития внимание исследователями стало уделяться лишь в недавнее время. Кроме того, как будет показано, фактически имеющееся на данный момент информационное обеспечение планирования социального развития как отдельно в Санкт-Петербурге, так и в Российской Федерации в целом, обладает потенциалом для совершенствования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Абсолютно уверенно можно утверждать, что основная цель этой работы — проведение анализа системы информационного обеспечения — вполне успешно достигнута. Критический анализ произведён. Результаты, с одной стороны, не особо позитивные, но, с другой стороны, есть обнадёживающие перспективы.
Итак, информационное обеспечение планирования социального развития в Санкт-Петербурге было всесторонне рассмотрено. Причём процесс рассмотрения развивался дедуктивно: от наиболее общих, широких и базовых вопросов, до частных аспектов. Поэтому мы сперва показали, в чём заключается сущность социального развития: в гармоническом, сбалансированном росте потребностей— материальных и нематериальных — и возможностей по их удовлетворению. Управление подразумевает согласование замыслов с объективным миром — через обладание знаниями о его законах. Поэтому управление социальным развитием — это использование некоторых известных принципов, базовых основ объективной реальности, для повышения уровня потребительского поля членов общества.
Далее мы соотнесли сущность социального развития с тем, как его власти Санкт-Петербурга сперва конституируют, а затем и осуществляют на практике. Оказалось, что городские власти определяют социальное развитие достаточно близко к правильному, по нашему мнению, определению. Однако всё равно, даже на этапе целеполагания, наблюдается смещение в сторону материального благополучия и, соответственно, некоторое пренебрежение развитием нематериальных потребностей. На этапе реализации это пренебрежение встаёт в полный рост. Кроме того, в целом, вместо активного формирования желаемых потребностей город стремится хотя бы удовлетворить существующие. К сожалению, это обусловлено дефицитом ресурсов. Что касается механизма реализации планов развития — тут всё в порядке: городские власти воздействуют именно на те сферы общественной жизни, на которые и следует воздействовать, в соответствии со схемой AGILТ. Парсонса: экономика, политика, культура, экология. Для этого разрабатываются десятки государственных программ, каждая из которых имеет чёткие цели и задачи.
Однако с информационным обеспечением планирования не всё так гладко. Планирование социального развития заключается в обработке информации и принятии решений о выборе приоритетов, постановке целей, соотнесении целей с прогнозами и имеющимися ресурсами, а также программировании — составлении перечня необходимых мер, шагов по достижению целей. Поэтому от информации, которой обладает орган планирования, зависит эффективность всего управления. В случае с управлением социальным развитием наиболее существенной проблемой является тот факт, что общество очень сложно адекватно описать. Можно измерить тысячу разных показателей — и всё равно это будет лишь частная грубая модель. Выбором показателей для измерения занимается Росстат под эгидой Минэкономразвития. Было показано, что собираемая и предоставляемая им информация не может в полной мере удовлетворить субъекты планирования социального развития. Также было показано, что сами субъекты, видимо, не до конца понимают, что имеющиеся показатели им не подходят, и продолжают использовать одни и те же индикаторы, зачастую уже не совсем соответствующие эпохе — как, например, учёт физических посещений библиотек при полном игнорировании потребления литературы в Интернете и на электронных носителях. Однако есть и позитивная тенденция: в текущем, 2018 году Росстат наконец решил актуализировать и унифицировать существующие методики, а также расширить перечень показателей. В завершении были предложены рекомендации по совершенствованию систем сбора и доставки информации.
Вместе с источниками данных были рассмотрены и средства их обработки — Государственные Информационные Системы Санкт-Петербурга (ГИС). По открытым источникам удалось составить картину того, какой видят информационно-техническую инфраструктуру государственного управления, в том числе и планирования социального развития Санкт-Петербурга (и России в целом) власти, и вместе с тем удалось оценить степень соответствия текущего состояния ГИС желаемому. По результатам анализа было выяснено, что комплекс ГИС Санкт-Петербурга находится в процессе становления и пока что представляет собой не столько целостный комплекс, сколько набор разрозненных программ с собственными базами данных (а не с единой), интеграция с другими ГИС практически отсутствует.
В финале был проанализирован вопрос информационного освещения, публичности планирования социального развития. Здесь выводы оказались наиболее удручающими: у властей нет либо ресурсов, либо заинтересованности в формировании гражданского общества и вовлечении горожан в вопросы управления городом, несмотря на то, что это декларируется в качестве основного приоритета. Если при старте разработки Концепции социально-экономического развития действительно происходило какое-то медийное освещение проекта, то вскоре оно угасло, созданные информационные площадки перестали обновляться — взаимодействие с населением в рамках Стратегии оказалось сведено к нулю. Хотя реализация Стратегии должна освещаться не менее широко, потому как именно здесь власть может завоевать доверие и признание горожан: делами, а не запланированными обещаниями.



1. RezaevA.,ZhikharevichD., LisitsynP.,TheMarxianMaterialistInterpretationofHistoryandComparative Sociology. // Comparative Sociology,2015.№14. С. 457-462.
2. Бауман З. Текучая современность. — СПб.: Питер, 2008.
3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. — М.: Academia, 1999.
4. Вебер М. «Протестантская этика и дух капитализма» / Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. — М.: Прогресс, 1990. С. 61-208.
5. Веблен Т. Теория праздного класса: экономическое исследование институций. — М.: Прогресс, 1984.
6. ВенгерЮ.И. История отечественной и зарубежной социальной работы. — Витебск: изд-во ВГУ им. П.М. Машерова, 2008.
7. Воскресенский А. Д., Лунев С. Д., Стрельцов Д. В. Восток и «новые» глобальные вызовы. //Сравнительная политика, 2010. С. 57-63.
8. Гапоненко А. Л., Стратегическое планирование социально-экономического развития региона //Пространственная экономика, 2005. С. 40-45.
9. Гомцян О. А. Трансформация российского общества: ретроспекция проблем постсоветской России. // Человек. Сообщество. Управление, 2015. С. 71-80.
10. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. — М.: Канон-пресс-Ц, 2000.
11. Делёз Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато. — М.: Астрель, 2010.
12. Ельмеев В.Я. Теория и практика социального развития. — СПб.: Издательство С-Петербургского университета, 2004.
13. Зиммель Г. «Большие города и духовная жизнь» // ЛОГОС, 2002. №3 (34). С. 7-23.
14. Зомбарт В. Современный капитализм / Собрание сочинений в 3 томах. Т. 3.Исследования по истории развития современного капитализма. — СПб: Владимир Даль,2005.
15. Иванов О. И. Человеческий потенциал (формирование, развитие, использование). Монография. СПб.: Скифия-принт, 2013.
16. Кураков Л. П., Кураков В. Л., Кураков А. Л. Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа, 2004.
17. Лежнева А. С., План, предприятие и Госплан СССР: планирование или плановая анархия? (1970-е — начало 1980-х годов) // Вестник ЮУрГУ, 2014. С. 95-102.
18. Ливий Т. История Рима от основания города, т. II. — М.: Наука, 1991
19. Луман Н. Что такое коммуникация? // Социологический журнал. 1995. № 3.
20. Магданов П. В. Проблемы стратегического планирования социально-экономического развития региона. // Стратегии бизнеса. Анализ. Прогноз. Управление, 2014. С. 109-114.
21. Маркузе Г. Одномерный человек. — М.: REFL-book, 1994.
22. Материалы XXII съезда КПСС. М.: Госполитиздат, 1961.
23. Методические указания к составлению государственного плана развития народного хозяйства СССР. М.: Экономика, 1969.
24. Ортега-и-Гассет X. «Дегуманизация искусства» и другие работы. Эссе о литературе и искусстве. Сборник. Сост. И. Тертерян и Н. Матяш. М.: Радуга, 1991.
25. Парсонс Т. Некоторые проблемы общей теории в социологии. — М.: ИНИОН РАН, 1994.
26. Планирование народного хозяйства СССР. / ред. Цапкин Н. В. М.: Мысль, 1972.
27. Полозов В.Р. Социальное развитие: тенденции современного российского общества. — СПб.: РАН Институт проблем региональной экономики, 2004.
28. Сляднева Н. А. Homoinformaticus, или эволюция человека в информационном обществе. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2011. С. 166-175.
29. Сорокин П. Кризис нашего времени / Сборник «Человек. Цивилизация. Общество». — М.: Издательство политической литературы,1992.
30. Струмилин С. Г. Планирование в СССР. М.: Политиздат, 1957.
31. Упущенный шанс или последний клапан? / монография/коллектив авторов; под науч. ред. Р.М Нуреева. — М: КноРус, 2017.
32. Фромм Э. «Бегство от свободы» / А. И. Фет, Собрание переводов. Э. Фромм. «Бегство от свободы. Революционный характер». —Sweden, Nyköping: Philosophical arkiv, 2016.
33. Харитонова Т. В., Евстигнеев А. С. Основные подходы к государственному планированию в России. // Сервис в России и за рубежом, 2010. С. 287-295.
34. Шпенглер О. Закат Европы. М: Мысль, 1998.
35. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм, демократия. — М.: Эксмо, 2008.
36. Шюц А. Некоторые структуры жизненного мира. // Вопросы социальной теории. 2008. №1(2).
2. Нормативные источники
37. Декларация Генерального Совета Стратегического плана Санкт-Петербурга от 1 декабря 1997 года.
38. Декларация социального прогресса и развития ООН, 1969.
39. Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга» (с изменениями на 6 июля 2017 года).
40. Копенгагенская декларация о социальном развитии ООН, 1995.
41. Постановление Губернатора Санкт-Петербурга от 31 мая 2012 года N 36-пг «О структуре исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга».
42. Постановление Правительства Санкт- Петербурга от 30.06.2014 N 551 (ред. от 16.02.2016) «О государственной программе Санкт-Петербурга "Экономическое и социальное развитие территорий Санкт-Петербурга" на 2015-2020 годы».
43. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 10 октября 2013 года N 781 «О Программе "Развитие информационного общества в Санкт-Петербурге на 2013-2016 годы"».
44. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11 апреля 2017 года N 257 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Санкт-Петербурга».
45. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 мая 2014 года N 355 «О Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года» (с изменениями на 14 июня 2017 года).
46. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17 июня 2014 года N 488 «О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие сферы культуры в Санкт-Петербурге"» (с изменениями на 11 апреля 2018 года).
47. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25 августа 2014 года N 770 «О государственной информационной системе Санкт-Петербурга "Реестр государственных программ Санкт-Петербурга"».
48. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25 декабря 2013 года N 1039 «О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации».
49. Приказ Федеральной службы государственной статистики от 20 декабря 2017 г. N 847 «Об утверждении Плана научно-исследовательских работ Федеральной службы государственной статистики на 2018-2020 годы и Плана Федеральной службы государственной статистики по разработке и утверждению официальной статистической методологии и указаний по заполнению форм федеральных статистических наблюдений на 2018 год».
50. Указ Президента РФ №204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
51. Федеральный Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями на 23 апреля 2018 года).
3. Электронные источники
52. [Электронный источник]: Информационно-правовой портал Гарант.ру. URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 10.05.2018).
53. [Электронный ресурс]: XVII Общероссийский форум «Стратегическое планирование в регионах и городах России».URL: http://forumstrategov.ru/rus/295.html(дата обращения: 10.05.2018).
54. [Электронный ресурс]: Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий. URL: https://administrative_procedural_law.academic.ru (дата обращения: 10.05.2018)
55. [Электронный ресурс]:Единая межведомственная информационно-статистическая система. URL: https://www.fedstat.ru(дата обращения 10.05.2018).
56. [Электронный ресурс]: Законопроект«О социальной безопасности и социальном развитии» под рук. Б. А. Минина: URL: http://mininb.narod.ru/61zakon.html
57. [Электронный ресурс]: Невские новости. Первый в стране: Стратегическому плану Санкт-Петербурга – 20 лет. Репортаж.URL: https://nevnov.ru/503866-pervyi-v-strane-strategicheskomu-planu-sankt-peterburga-20-let(дата обращения: 10.05.2018).
58. [Электронный ресурс]: Открытые данные России. URL: http://data.gov.ru (на момент обращения 10.05.2018 портал находился в режиме обслуживания).
59. [Электронный ресурс]: Открытые данные Санкт-Петербурга. URL: http://data.gov.spb.ru(дата обращения 10.05.2018).
60. [Электронный ресурс]: Официальный портал Доклада ООН о человеческом развитии. URL: http://hdr.undp.org/(дата обращения: 10.05.2018).
61. [Электронный ресурс]: Официальный портал КДР-2020.URL: http://2020strategy.ru/ (дата обращения: 10.05.2018).
62. [Электронный ресурс]:Официальный портал Петростата.URL: http://petrostat.gks.ru/(дата обращения: 10.05.2018).
63. [Электронный ресурс]: Официальный портал Правительства Санкт-Петербурга.URL:http://gov.spb.ru/ (дата обращения: 10.05.2018).
64. [Электронный ресурс]:Официальный портал Росстата. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 10.05.2018).
65. [Электронный ресурс]: Официальный портал Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года.URL: http://spbstrategy2030.ru(дата обращения 10.05.2018).
66. [Электронный ресурс]: Официальный сайт Всемирного доклада о счастье. URL: http://worldhappiness.report(дата обращения 10.05.2018).
67. [Электронный ресурс]: Официальный сайт Международного индекса счастья. URL: http://happyplanetindex.org/about/#how(дата обращения 10.05.2018).
68. [Электронный ресурс]: Официальный сайт МЦСЭИ «Леонтьевский центр».URL: http://leontief-centre.ru/ (дата обращения: 10.05.2018).
69. [Электронный ресурс]:Официальный сайт НИИКСИ. URL: http://niiksi.spbu.ru (дата обращения: 10.05.2018)
70. [Электронный ресурс]: Официальный сайт ООН. URL: http://www.un.org (дата обращения: 10.05.2018).
71. [Электронный ресурс]: Планирование народного хозяйства СССР. М.: Мысль, 1972.С. 99. URL: http://istmat.info/files/uploads/42944/glava_3.pdf(дата обращения: 10.05.2018).
72. [Электронный ресурс]: Портал «Хабрахабр». https://habr.com(дата обращения 10.05.2018).
73. [Электронный ресурс]: Раздел Стратегического плана Санкт-Петербурга на сайте МЦСЭИ «Леонтьевский центр». URL: http://www.stratplan.leontief.ru/textsp/vveden.htm (дата обращения: 10.05.2018).
74. [Электронный ресурс]:РБК. История повторяется: как исполнялись главные поручения Путина в экономике.URL: https://www.rbc.ru/economics/20/03/2018/5aaf97059a79473279c2effc (дата обращения: 10.05.2018)
75. [Электронный ресурс]:РБК. Майские указы к выборам: почему у бюджетников резко выросли зарплаты? URL: https://www.rbc.ru/society/12/03/2018/5a9eba5c9a7947441367c8b7(дата обращения: 10.05.2018)
76. [Электронный ресурс]:РБК.Ученые заявили об обманах в связи с выполнением майских указов.URL: https://www.rbc.ru/spb_sz/23/04/2018/5addafc49a7947612378dd91(дата обращения: 10.05.2018)
77. [Электронный ресурс]: Реестр Государственных Информационных Систем Санкт-Петербурга. URL: https://reestr-gis.spb.ru/rgis (дата обращения: 10.05.2018).
78. [Электронный ресурс]: Российская Газета. Федеральный выпуск №6418 (146). [Электронный источник]https://rg.ru/2014/07/03/strategia-dok.html (дата обращения: 10.05.2018).
79. [Электронный ресурс]: Российская социологическая энциклопедия. URL: https://sociologicheskaya.academic.ru(дата обращения: 10.05.2018)
80. [Электронный ресурс]: СабуроваЛ. В. История развития планирования в России. / Международный научный журнал «Аграрное образование и наука», 2016. URL: http://aon.urgau.ru/uploads/article/pdf_attachment/316/Сабурова.pdf(дата обращения: 10.05.2018).
81. [Электронный ресурс]: Толковый словарь по социологии. URL: https://sociology_dictionary.academic.ru (дата обращения: 10.05.2018)
82. [Электронный ресурс]: Хаб открытых данных. URL: http://hub.opengovdata.ru(дата обращения 10.05.2018).
83. [Электронный ресурс]: Храбров Е. А., Совершенствование информационно-аналитического обеспечения стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований. Автореферат диссертации. 2013. С. 3-6.URL:http://emsu.ru/face/dissert/avtoreferat_hrabrovea.pdf (дата обращения: 10.05.2018).
84. [Электронный ресурс]: Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации. URL: http://docs.cntd.ru/(дата обращения 10.05.2018).
85. [Электронный ресурс]: Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. URL: http://www.brocgaus.ru/(дата обращения: 10.05.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ