Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. История и правовое обеспечение научно-образовательного сотрудничества России и Китая в начале ХХI века……
1.1 Становление российско-китайских связей в области научно-образовательного сотрудничества на современном этапе………………………………………………..11
1.2 Договорно-правовые основы российско-китайских научно-образовательных связей
Глава 2. Современные научно-образовательные связи России и Китая: направления и формы…
2.1. Научное сотрудничество России и Китая в начале ХХI века………………..…29
2.2. Сотрудничество России и Китая в области высшего образования………….....35
2.3. Проекты совместных программ развития научно-образовательных связей России и Китая
Глава 3. Основные проблемы и перспективы научно-образовательного сотрудничества России и Китая
3.1. Проблемы развития двусторонних научно-образовательных связей России и Китая и пути решения спорных ситуаций
3.2. Перспективы российско-китайского научно-образовательного сотрудничества
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы исследования.Наука и образование всегда по праву считались одними из самых важных сфер в жизни любого развитого государства. Издревле сильные страны мира старались повысить уровень своих знаний и передать их в переработанном виде своим потомкам, ведь зачастую именно в этом был ключ к доминированию над менее развитыми соседями. В наши дни научно-образовательный тандем и вовсе является одной из приоритетных линий в жизни любого государства. Сегодня в погоне за знаниями весь мир объединил свои усилия: ежегодно проводятся крупные международные научные конференции, форумы, научные встречи, тысячи студентов по грандам едут набираться опытом за границу и т.д. Делегации научных работников часто навещают своих коллег в самых разных странах мира для того, чтобы поделиться своим опытом и узнать что-то новое самим.
Взаимоотношения между Россией и Китаем в области научно-образовательного сотрудничества являются важной частью комплекса двусторонних связей. Сейчас наука в Китае вырывается на лидирующие позиции на мировой арене, в то время как научная школа России всегда была одной из самых сильных. У двух стран есть огромный запас знаний в области науки и образования, обмениваясь которыми как Россия, так и Китай могут извлечь полезный опыт для своих отраслей.
В данной работе автор поднимает вопросы современного развития научно-образовательных связей между двумя странами: Россией и Китаем. Автор решил исследовать данный тип отношений с КНР не случайно, ведь за последние 17 лет, начиная с 2000 года, когда была серьезным образом расширена и укреплена договорно-правовая база сотрудничества двух стран, реализовано много проектов. В частности, в 2000 году был подписан «Меморандум о взаимопонимании между Министерством науки и техники Китая и Министерством науки и технологий России по сотрудничеству в области инновационной деятельности», давший старт двустороннему технологическому сотрудничеству в современно его понимании. За истекшие 17 лет Китай сделал практически невозможное: за этот промежуток времени произошла трансформация Китая из страны, остро нуждающейся в научных знаниях, в одного из главных импортеров знаний сегодня. Этот прогресс во многом обусловлен резким экономическим скачком, совершенным Китаем в прошедшие годы. Повышение финансирования сферы науки, финансирование стажировок научных кадров за границей, стипендии для студентов, обучающихся в ведущих вузах развитых стран, все это сегодня активно приносит Китаю результат. Наличие в пределах ближайших границ такого соседа приносит России свои выгоды: обмен знаниями с Китаем является одним из самых приоритетных направлений.
Долгое время китайские специалисты приезжали в Россию для получения опыта, а теперь и сами принимают российских коллег в своих стенах. Сегодня сотрудничество между двумя странами выходит на новый уровень. Также стоит отметить и тот факт, что отец автора долгое время работал ведущим специалистом на АЭС в китайском городе Шанхай и лично застал период потепления в отношениях двух стран, выпавший на конец восьмидесятых годов ХХ века. Он также был косвенным участником подготовки к подписанию соглашения о научном сотрудничестве с Россией в 1993 году. Ему полагалось подготовить отчеты о состоянии реакторов и о результатах тестирования, которые в дальнейшем были использованы в диалоге с российской делегацией. Именно этим и обусловлена актуальность данной работы.
Сам же автор, следуя по пути укрепления двусторонних образовательных связей, в рамках одной из программ, прошел обучение в китайской школе, что позволило более глубоко понять устройство образовательной системы в КНР.
Хронологические рамки исследования охватывают промежуток начиная с 2000 года по 2017 год. Данный период времени был выбран не случайно, так как именно в это время начинает прослеживаться рост научно-образовательной отрасли КНР, а также видны серьезные шаги со стороны двух стран на пути к развитию отношений в данном направлении.
Основной целью является выявление основных направлений, форм, проблем и перспектив развития российско-китайских отношений в сфере науки и образования в начале ХХI века.
Для эффективного достижения поставленных целей автору необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть историю становления российско-китайских научно-образовательных связей на современном этапе,
2. Определить особенности договорно-правовых основ российско-китайских научно-образовательных связей,
3. Изучить действующие программы сотрудничества в сфере науки и образования между двумя странами,
4. Выделить основные проблемы, с которыми сталкиваются страны при сотрудничестве в сфере науки и образования,
5. Обозначить главные направления дальнейшего развития отношений России и Китая в сфере науки и образования.
Объектом исследования является научно-образовательное сотрудничество между Россией и Китаем. Предметом исследования стали основные формы, достижения, проблемы и перспективы сотрудничества двух стран в этой сфере.
В работе применялись методы сравнительного анализа для выявления подходов к организации сотрудничества между представителями научных кругов двух стран, контент-анализа, применяемого автором для вычленения из потока внешних соглашений о сотрудничестве, подписанных РФ, тех, которые имеют отношение к сотрудничеству с КНР. Также в данной работе применялись метод институционального анализа, который автор использовал для получения информации по организационно правовой среде проекта, и прогностический метод, с помощью которого были представлены возможные варианты развития научно-образовательного сотрудничества двух стран.
В рамках данной работы, обращаясь к сотрудничеству в области образования, автор ограничил данную сферу рамками высшего образования. Такой выбор был сделан не случайно, так как вузы как в России, так и в Китае функционируют в схожем режиме, имеют близкие по структуре институты и аппарат управления, чего нельзя сказать о среднеобразовательных учреждениях двух стран. Стоит отметить тот факт, что сфера среднего образования в Китае на сегодняшний день играет ключевую роль в формировании влияния Коммунистической партии Китая, что, в свою очередь, значительно видоизменило всю систему в целом.
Источники. В качестве основных источников данной работы были использованы договоры и соглашения, подписанные между двумя странами, например, договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем 2001 года, а также План действий по его реализации. Данные документы отметили период перехода научных отношений между двумя странами на новый уровень. Договор 2001 года позволил автору выявить правовое российско-китайских современных отношений, в том числе и в культурно-гуманитарной сфере.
Не менее важное значение для изучения заявленной темы имел «План действий по реализации положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой», подписанный 14 октября 2004 года, который также послужил основой для изучения практических аспектов российско-китайских научно-образовательных связей. В тексте документа отмечается, что Россия и Китай признают высокий уровень двустороннего сотрудничества и обязуются в дальнейшем продолжать развивать отношения между двумя странами. Важная роль документа также заключается и в том, что в нем упоминается создание китайских образовательных центров на базе ведущих российских вузов и российских в рамках передовых вузов КНР. В дальнейшем данные учреждения внесут большой вклад для развития двусторонних научно-образовательных проектов.
Значимых успехов в развитии научно-образовательных связей удалось достичь двум странам с момента подписания «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об изучении русского языка в Китайской Народной Республике и китайского языка в Российской Федерации», который был подписан 3 ноября 2005 года . В рамках данного документа министерства образования двух стран обязывались всячески способствовать развитию образовательных связей между двумя странами, путем организации олимпиад, конкурсов и прочих мероприятий, направленных на обмен опытом и сближение двух стран в сфере образования.
Также в данной работе были использованы статистические данные, приведенные в докладах и сообщениях Федеральной миграционной службы РФ относительно общего числа студентов из КНР, которые приехали на территорию России для прохождения обучения на программах бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Данные источники были необходимы для того, чтобы продемонстрировать увеличение количества китайских студентов и специалистов, приехавших на стажировку в Россию, а также российских исследователей, отправившихся в КНР.
На данный момент на территории России одним из самых крупных центров по работе со студентами из Китая является филологический факультет СПбГУ. В рамках факультета действуют подготовительные курсы, направленные на поднятие общего уровня русского языка у китайских студентов. В образовательном плане курсов указано, что учащиеся, прошедшие обучение, имеют достаточную базу знаний русского языка для поступления на любой из факультетов СПбГУ и других вузов города.
Теоретическая база исследования включает труды (монографии, статьи) российских и китайских ученых. Автор в данной работе опирается также на труды директора Института истории, археологии и этнографии народов Виктора Лаврентьевича Ларина. Из его книг автор выделил информацию относительно важности энергетического сектора в двусторонних отношениях России и Китая. В.Л. Ларин также утверждает, что будущее российско-китайских отношений носит стратегический характер и жизненно важно для поддержания баланса на политической карте мира. Эта идея стала базой для написания данной работы. Также стоит отметить труды Игоря Алексеевича Рогачева, чей анализ документов помог наиболее точно вычленить основные положения соглашений.
Китайский ученый Лю Чаншунь стал еще одним исследователем, труд которого внес большой вклад в данную работу. Данный исследователь в своих работах приводит факты, подтверждающие благополучное развитие дальнейших российско-китайских отношений, часть которых были внесены в данную работу. Анализ, приведенный китайским аналитиком Чжан Дэгуаном, также помог автору сформировать свою собственную точку зрения, а факты, приведенные им, были включены в работу.
Также стоит отметить статью профессора китайского университета путей сообщения в городе Цзинань Лю Цзея. В его работе «Развитие российско-китайских отношений в области образования» поднимаются такие вопросы, как история сотрудничества двух стран в области образования, основные проблемы и перспективы, а также приводятся некоторые статистические данные относительно развития студенческого обмена между Россией и КНР вплоть да 2020 года.
Автор обращался к исследованиям, посвященным вопросам взаимодействия двух стран в области изучения русского и китайского языков, в области образования и других аспектов двусторонних связей.
Выбранная автором тема на сегодняшний день часто рассматривается исследователями в научных журналах и периодических изданиях. Однако стоит отметить тот факт, что не все исследователи точно отражают в своих работах текущее положение дел. Основные проблемы данной сферы сотрудничества зачастую уходят из поля зрения большинства экспертов. Именно с этим фактом связано желание автора построить исследование, которое бы наиболее точно отражало основные противоречия и перспективы, стоящие перед российско-китайским сотрудничеством в данном направлении.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что автор продолжительное время находился в системе российско-китайского сотрудничества в сфере научно-образовательного сотрудничества. Полученные в ходе практических исследований знания позволяют провести анализ изнутри всей системы в целом. На данный момент в научных источниках по данной теме работ, основанных на практике, практически нет.
Структура данной работы включает три главы. Первая глава посвящена обзору российско-китайских научно-образовательных связей в начале 21 века, основным этапам их становления и развития. В этой части работы также уделяется внимание договорной базе, а также основным институтам, которые участвуют в реализации процессов научного и образовательного обмена. Во второй главе Автор указывает основные направления сотрудничества двух стран на отдельных примерах. В третьей главе даются прогнозы дальнейшего развития двусторонних научных отношений, а также рассматриваются основные проблемы, возникающие в процессе совместной работы.
На сегодняшний день сотрудничество в научно-образовательной сфере становится важнейшей частью отношений между Россией и Китаем. Без этого аспекта, как показывает современная практика, невозможно построить сильное и стабильное общество. Именно благодаря научно-техническому и образовательному сотрудничеству становится возможным прийти к решению многих важных вопросов, которые волнуют человечество. Особенно ярко этот факт проявляется, когда дела заходит о кооперации таких гигантов с точки зрения научных знаний, как Россия и Китай.
Рассматривая историю сотрудничества двух стран становится очевидно, что за небольшой промежуток времени две страны сделали серьезный шаг в развитии научных и образовательных связей. За прошедшие годы было создано большое количество различных организаций и ассоциаций, которые напрямую вели сотрудничество, представляю интересы России с одной стороны и Китая с другой. Под их началом ежегодно реализовывались и реализуются проекты по сотрудничеству во многих научных и образовательных сферах. Данные институты своей деятельностью плотно опутали сетью партнерских связей Россию и Китай. Эти организации дали шанс многим специалистам, которые искали свою нишу, а также позволили государствам развернуть более тесное сотрудничество в наработках, информация о которых обычно не покидает пределы страны.
Интерес к сотрудничеству вызван, в большей степени, теплыми политическими отношениями, подкрепленными экономическим интересом . Такое бурное развитие сотрудничества в этих областях между Китаем и Россией также связано с территориальной близостью, которое дает основание для построения научного моста между этими странами.
Из проведенного выше исследования автор пришел к выводу, что научно-образовательная работа между Россией и Китаем, несмотря на все трудности, связанные со спецификой объектов отношений, а также национальными особенностями и вопросом поиска источников финансирования, отличается стабильной тенденцией к развитию, а также охватывает все основные сферы деятельности двух стран.
Сегодня перед правительствами двух стран стоит очень важная задача: необходимо в ближайшем будущем трансформировать количество студентов и работников в высококачественных специалистов в своей области. Сделать это можно несколькими способами, однако наиболее эффективным представляется введение единых критерий оценки, по которой будет производиться определение уровня квалификации специалиста. Во многом подобная необходимость обусловлена тем фактом, что согласно существующим на сегодняшний день нормам, при легализации диплома о высшем образовании на родине стирается грань между выпускниками ведущих вузов и учреждений, где требования к иностранным студентам намного ниже.
Необходимо также продолжать внедрять успешные, как показала практика, инновационные программы преподавания для иностранных студентов. Уделить больше внимания на работу с языком для иностранных студентов . Именно это сейчас воплощается в жизнь на примере двусторонних образовательных учреждений и летних школ. Именно путем внедрения новых методов преподавания можно подготовить специалистов, которые будут конкурентоспособными на международном рынке.
Еще одним важным вопросом, стоящим на повестке дня, является необходимость ужесточения контроля за нелегальной коммерческой деятельностью «студентов». На сегодняшний день все больше учащихся едет в Россию не для того, чтобы учиться в вузах нашей страны, а для того, чтобы работать на территории РФ, имея на руках студенческую визу, которая не дает право держателю на работу, однако очень проста в получении. Повышение академических требований к абитуриентам должно решить данную проблему, так как большинство молодых людей, приехавших с целью заработка в Россию не владеют русским языком и не спешат его изучать. Ввод более проработанных вступительных испытаний сможет оградить вузы РФ от данной категории граждан и позволит проявить себя тем студентам, которые действительно стремятся к знаниям и для которых академические достижения стоят на первом месте.
Изучая договорно-правовые основы российско-китайских научно-образовательных связей можно выделить две основные особенности. Во-первых, всевозможные официальные научные программы между двумя странами получили широкое одобрение на всех уровнях: начиная от небольших предприятий, занимающихся продажей мелких удобрений, заканчивая Академиями наук двух стран. Все стороны видят возможные выгоды от сотрудничества не только конкретно для них, но и для всей страны в целом. Часто проводимые встречи видных специалистов, заседания комиссий и подкомиссий, проведение научных лагерей, все это шаг за шагом стирает границы для науки между двумя стратегическими партнерами.
Во-вторых, число совместных программ неуклонно растет. На каждой официальной встрече подписываются десятки документов, которые в довольно короткие сроки начинают воплощаться в жизнь. Связи между двумя странами укрепляются этими документами, и в дальнейшем их будет трудно разорвать, что гарантирует добрые намерения от всех участников. В итоге мы получаем количественный и качественный рост уровня научного сотрудничества между Россией и Китаем, закрепленный общими стратегическими и практическими целями.
В ближайшем будущем намечается дальнейшее расширение научных связей между двумя странами. Данное высказывание подтверждает статья Лю Чаншуня, в которой автор говорит о готовящихся к российско-китайской конференции 2017 года проектах. Факт дальнейшего расширения сотрудничества подтверждает и намерение глав двух стран к диалогу, к числу таких жестов можно отнести соглашения, подписываемые сразу на несколько десятилетий. Теперь перед научным сообществом стоит самая важная задача: систематизировать существующие проекты и предложения и составить план работы на будущее.
В целом стоит отметить, что сотрудничество в научно-образовательной сфере в той форме, в которой оно представлено сегодня, представляет собой лишь один из первых шагов двух стран на встречу друг другу. Несмотря на большой объем совместных программ и проектов, Россия не является первым партнером для КНР в этом направлении. Объем студенческого и научного обмена между Китаем и странами ЕС существенно больше. Однако то стремление к сотрудничеству, которое сегодня проявляют правительства двух стран, открывает огромные перспективы для всех. Учитывая тот факт, что обе страны являются к тому же еще и стратегическими партнерами, значение развития отношений в данной сфере многократно увеличивается. Не стоит забывать, что обе страны готовят кадры именно для совместных проектов, которые реализовываются на стыке двух культур. От академических успехов и хорошей подготовки специалистов зависит благосостояние региона в целом. Именно по этой причине российско-китайские отношения в научно-образовательной сфере, несмотря на неочевидность данного факта, являются основополагающими в двусторонних отношениях.
1. Меморандум о взаимопонимании между Министерством науки и техники Китая и Министерством науки и технологий России по сотрудничеству в области инновационной деятельности. Подписан 3 ноября 2000 г.http://www.ras.ru/about/cooperation/intagreements.aspx (Дата обращения 14.03.2017)
2. Меморандум о реализации Плана действий по развитию российско-китайского взаимодействия в гуманитарной сфере до 2020 года //http://docs.cntd.ru/document/499014828(Дата обращения 20.03.2017)
3. План действий по реализации положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (2005–2008 годы) / Сайт Президента РФ/ URL: http://kremlin.ru/supplement/2056(Дата обращения 13.03.2017)
4. Протокол между Правительством КНР и Правительством РФ об охране интеллектуальной собственности. Подписано 4 апреля 1999 г.http://www.russchinatrade.ru/ru/loyer/l_info/cooperation-legal-framework (Дата обращения 14.01.2017)
5. Протокол о принципах охраны и распределения прав на интеллектуальную собственность. Подписан 25 декабря 1999 г. http://www.szrf.ru/doc.phtml?nb=edition02&issid=1999012000&docid=2731 (Дата обращения 20.03.2017)
6. Соглашение между правительством Китайской Народной Республики и правительством Российской Федерации о научно-техническом сотрудничестве. Заключено 18 декабря 1993 г. http://old.lawru.info/base06/part2/d06ru2429.htm (Дата обращения 20.03.2017)
7. Энергетическая стратегия России на период до 2035 года. Обнародовано 17 сентября 2015 г.http://nangs.org/news/industry/minenergo-rossii-energeticheskaya-strategiya-rossii-na-period-do-2035-goda-proekt(Дата обращения 24.04.2017)
8. 中华人民共和国和俄罗斯联邦睦邻友好合作条约 /中华人民共和国(Договор о дружбе и добрососедстве между КНР и РФ)/ URL: http://www.fmprc.gov.cn/mfa_chn/ziliao_611306/tytj_611312/tyfg_611314/t4976.shtml(Дата обращения 12.03.2017)
9. 中俄总理第十三次定期会晤联合公报发表(全文) / Xinhua(Тринадцатая ежегодная встреча премьер-министров Китая и России)/ URL: http://www.china.com.cn/policy/txt/2008-10/29/content_16681221.htm(Дата обращения 08.03.2017)
10. 中华人民共和国和俄罗斯联邦睦邻友好合作条约 /中华人民共和国(Развитие дружественных отношений КНР И РФ)/ URL: http://www.fmprc.gov.cn/mfa_chn/ziliao_611306/tytj_611312/tyfg_611314/t4976.shtml(Дата обращения 10.03.2017)
11. 李克强作的政府工作报告(摘登)/人民路報紙(Отчет правительству Ли Кэцяна) / URL: http://russian.people.com.cn/31518/6330738.html(Дата обращения 15.03.2017)
12. 中华人民共和国政府和俄罗斯联邦政府关于中俄国界管理制度的协定 /中华人民共和国(Система управления границами КНР и РФ)/ URL: http://www.mfa.gov.cn/chn//pds/ziliao/tytj/tyfg/t708159.htm(Дата обращения 21.03.2017)
13. 民间交流/中國教育部的(Программа неправительственных обменов)/ URL: http://www.moe.edu.cn/publicfiles/business/htmlfiles/moe/moe_390/200411/4563.html(Дата обращения 21.03.2017)
14. 交流会现场俄文/中俄文学交流专题(Российско-китайский научный обмен)/ URL: http://lbw.dbw.cn/system/201407/129700.html(Дата обращения 20.03.2017)
Статистические данные:
1. Количество студентов из России в вузах Восточной Европы и Китая за три года выросло в полтора раза Коммерсант. 2017. 18 марта // https://news.rambler.ru/community/36368718/?utm_content=news&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (Дата обращения 20.03.2017)
2. Прямые партнерские связи образовательных учреждений и организаций КНР и России. Справка //http://russia.edu.ru/obruch/mezhvuz/3834/ (Дата обращения 05.04.2017)
3. Россия продолжит увеличивать число стипендий для студентов из Китая /РИА-Новости. 2016. 20 мая. //https://ria.ru/society/20160520/1437084813.html (Дата обращения 05.04.2017)
4. Справка о сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в области образования от 2009 года //http://vi.russia.edu.ru/news/events/kitai/cpravka/ (Дата обращения 05.04.2017)
Литература
Книги:
1. Воскресенский А.Д. Китай и Россия в Евразии: Историческая динамика политических взаимовлияний// А.Д. Воскресенский. М.: Муравей, 2004. 245 с.
2. Гришин Я. Я., Зайнуллин Д. Г. Китайский феномен, Казань, 2010. 296 с.
3. Интернационализация российских вузов: китайский вектор / под ред. И.С. Иванова. - М.: Спецкнига, 2013. 230 с.
4. Кузык Б.Н., Титаренко М.Л. Китай и Россия 2050: стратегия соразвития. - М.: Институт экономических стратегий, 2006. 112 с.
5. Ларин В.Л. В тени проснувшегося дракона. Владивосток: Дальнаука, 2006. 145 с.
6. Ларин В.Л. Российско-китайские отношения в региональных измерениях (80-е годы ХХ – начало XXI в.). М.: Восток-Запад, 2005. 320 с.
7. Ларин В. Л. В тени проснувшегося дракона. М.: Просвещение, 2009. 432 с.
8. Лукин А. В. Россия и Китай: четыре века взаимодействия. История, современное состояние и перспективы развития российско-китайских отношений. М.: Весь Мир, 2013. 465 с.
9. Нагорная, Л.А. Нагорный Н.Н. Сотрудничество России и Китая в сфере специального образования // Материалы международной научно-практической конференции (Благовещенск – Хэйхэ, 10-12 июня 2011 г.). Благовещенск: Издательство БГПУ, 2011. 246 с.
10. Сотрудничество России и КНР в сфере образования: анализ прошлого и перспективы будущего / Под ред. Ю.П. Адлер, Т.М. Полховской. М.: МИСИС, 2008. 230 с.
11. Смирнова Л. Н. Россия-Китай: 20 предложений для экономического, научного и гуманитарного партнерства. М., 2014. 11с.
12. Стровский Л.Е. Китай после вступления в ВТО. Адаптация китайской экономики к условиям мирового хозяйства. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2007. 230 с.
13. Хромов С. С., Жданова Е. В. Лекции по общему языкознанию и методические материалы. М.: МЭСИ, 2015. 303 с.
14. Чудодеев Ю.В. На глазах меняющийся Китай. М.: Институт востоковедения РАН, 2008. 450 с.
15. 肖磊,张倩固.中国本土便利店如何在成长期提升竞争力[J].经济视角(Сяо Лэй. Рынок твердых веществ. Повышение конкурентоспособности),2014
16. 中国石油大然气集团公司职业技能鉴定指导中心编.山东:加油站操作员[M].中国石油大学出版社 (Ван Су. Опыт Газовых и нефтяных компаний КНР), 2008.
17. 夏良奈.成品油市场营销[M].北京:中国石化出版社 (Ся Ляньдонг. Рафинированные масла),2010.
18. 田景惠.中国成品油行业“十一五”发展回顾与“十二五”展望[J].国际石油经济(Тянь Диньхуэй. История «одиннадцатой» и «двенадцатой» пятилеток),2011.
19. 齐铁健.BP:小型油站小型便利店[N].中国石化报 (Чи Тяньцзянь. Роль малых АЗС в экономике КНР),2013.
20. 彭未然.中石油S销售公司1h油品业务发展研究[D].中国石油人学(Пэнь Вэйжань. Роль PetroChina в развитии нефтяной отрасли),2012.
21. 陈青松.非油品业务成加油站新利润点[N].中国企业报(Чэнь Чиньсонг. Новые источники прибыли нефтяного бизнеса),2011.
Авторефераты диссертаций:
1. Аликберова А.Р. Российско-китайские отношения в сфере культуры и образования (1990-е – 2000-е гг.). Автореф. дисс. на соискание уч. степени к.и.н. Казань, 2014. 22 с.
2. Антонова Е.А. Развитие российско-китайских торгово-экономических отношений в нефтегазовой сфере тема диссертации по экономике. Автореф. дисс. на соискание уч. степени к.э.н. СПб., 2010. 24 с.
Статьи:
1. Арефьев, А.Л. Китайские студенты в России // http://www.socioprognoz.ru/files/File/2013/ChinaStudentsNew2011.pdf (Дата обращения 05.04.2017)
2. Бергер Я. Большая стратегия Китая в оценках американских и китайских исследователей // Проблемы Дальнего Востока. 2006. №1.
3. Ван Фулэй. Проблемы сотрудничества КНР с приграничными странами // Проблемы Дальнего Востока. 2016. №6.
4. Гарусова, Л. Н. Интернационализация высшего образования и международная деятельность университетов российского Дальнего Востока. //Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2014. №2.
5. Гурулева, Т.Л. Изучение русского языка в Китае: состояние и перспективы. //Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 9.
6. Ершов Ю. Нефть и газ Сибири и Дальнего Востока в контексте российско- китайских отношений // Азия и Африка сегодня. 2013. №6.
7. Каменов П. Военная политика КНР // Азия и Африка сегодня. 2007. №5.
8. Каменов П. КНР: проблемы обороны // Проблемы Дальнего Востока. 2003. № 7.
9. Каменов П. Космическая программа Китая // Проблемы Дальнего Востока. 2007. №4.
10. Карнаух Н.В., Ху Мин. Россия и Китай: исторические аспекты сотрудничества в области высшего образования// Вектор науки ТГУ. 2011. №2(5). С.235-238.
11. Китайско-российские отношения. URL: http://ru.china-embassy.org/rus/zgly/t1328523.htm(Дата обращения 05.04.2017)
12. Клименко А.Ф. Перспективы взаимодействия России, Индии и Китая в двустороннем формате и в рамках ШОС: военно-политические аспекты// Военная мысль. 2007. №6.
13. Коржубаев А.Г. Сотрудничество с Китаем в нефтегазовой сфере // ЭКО. 2007. № 9.
14. Крутских А., Ничков В. Научно-технологическое направление российской дипломатии // Международная жизнь. 2002. №12.
15. Ларин В. Межрегиональное взаимодействие России и Китая в начале XXI века: опыт, проблемы, перспективы // Проблемы Дальнего Востока. 2008. № 2.
16. Ли Чаншунь. Российско-китайские отношения в наступившем XXI веке поднимутся на качественно новый уровень //Проблемы Дальнего Востока. 2002. №2.
17. Лукичев, Г. А. Сотрудничество в сфере образования со странами Восточной и Юго-Восточной Азии//federalbook.ru/files/FSO/soderganie/Tom%209/VI/Lukichev.pdf (Дата обращения 05.04.2017)
18. Лю Цинцай. Современная внешняя политика Китая и китайско- российские отношения// Проблемы Дальнего Востока. 2004. №5.
19. Мясников В.С. Взаимоотношения России и Китая: тенденции, динамика, перспективы. URL: www.omsu.omskreg.ru/vestnik/articles/y1998-i41a050/article. html#begin (Дата обращения: 2 апреля 2016 г.)
20. Нырова Н.Н. Организационные и юридические вопросы научно- технического сотрудничества с Китаем. URL: www.law-news.ru/up/u11/page_231. html (Дата обращения: 1 апреля 2016 г.)
21. Поколения федеральных целевых программ в сфере науки: проблемы системности и перспективы метода. URL: http://www.p220.ru/home/smi/item/685-fcp (Дата обращения 05.04.2017)
22. Портяков В. О некоторых аспектах совершенствования российско- китайского стратегического партнерства // Проблемы Дальнего Востока. 2015. № 5.
23. Рогачев И. Взаимодействие Росси и Китая на международной арене // Проблемы Дальнего Востока. 2007. №6.
24. Рогачев И. Российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве: итоги первого года // Проблемы Дальнего Востока. 2002. №4.
25. Российско-китайские отношения на современном этапе и перспективы их развития.URL:http://www.perspektivy.info/history/rossijskokitajskije_otnoshenija_na_sovremennom_etape_i_perspektivy_ih_razvitija_2014-12-15.htm(Дата обращения 05.04.2017)
26. Российские студенты в китайских вузах. URL: http://demoscope.ru/weekly/2010/0441/analit03.php (Дата обращения 05.04.2017)
27. У Дидзен. Результаты внешнеполитического сотрудничества в сфере промышленности // Проблемы Дальнего Востока. 2015. №14.
28. Фроленков В. Коллективное экономическое сотрудничество стран- членов ШОС: начальный этап становления // Проблемы Дальнего Востока. 2007. № 2.
29. Чжан Дэгуан. Широкие перспективы китайско-российских отношений // Проблемы Дальнего Востока. 2002. №4.
30. Цуй Чжэн. Научно-техническое сотрудничество РФ и КНР в контексте инновационного развития стран БРИКС. М., 2015. 150 с.
31. Ян Ли. Зоны высоких технологий в Китае: поиск, проблемы // Проблемы Дальнего Востока. 2007. № 4.
32. Янь Дунь. Анализ китайско-российского сотрудничества в трех областях: культура, наука, образование // Проблемы Дальнего Востока. 2015. № 17.
33. Asadullin R.M. VII Education Week of SCO Member States “Education without Borders”. URL: http://www.ufa2015.ru/media/articles/882/ (Дата обращения 05.04.2017)
34. Garusova L. Foreign students in Russian universities. URL: http://www.vvsu.ru/analytic/article/10742369/larisa_garusova_professor_vgues(Дата обращения 05.04.2017)
35. Kolesnikova K. Find your student. Leading universities enter new intellectual markets. URL: http://www.eo.com/2014/11/26/vuz.html (Дата обращения 05.04.2017)
36. Tseya L. The Strategic Partnership between Russia and China in Educational Sphere. //The Education and science journal. 2013; 1(10): 91-104.
37. The International Baccalaureate//http://www.ibo.org/ (Дата обращения 05.04.2017)
38. Two diplomas in pocket. Informational portal “Russia in BRICS”. URL: http://www.brics.mid.ru/brics.nsf/WEBNovstart/C325786100462DFE43257E5000723690 (Дата обращения 05.04.2017)