СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИВНЫХ ВНЕШНИХ ИЗМЕНЕНИЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. КОМПАНИЯ «РЕСТОРАНАМ НАДО»: ИСТОРИЯ ЕЕ СОЗДАНИЯ И ХАРАКТЕР БИЗНЕСА 6
1.1. История компании 6
1.2. Экономические и финансовые показатели деятельности компании 14
Выводы по главе 1 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МАКРО- И МИКРОСРЕДЫ КОМПАНИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИИ 18
2.1. Описание отрасли 18
2.2. Выявление факторов влияния внешней среды 20
2.3. Анализ отраслевой среды 31
2.4. Определение ключевых факторов успеха в отрасли 37
2.5. Сильные и слабые стороны компании 45
2.6. Возможности и угрозы для компании 48
Выводы по главе 2 50
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ В ДАННЫХ УСЛОВИЯХ 52
3.1. Построение карты бизнес-процессов и анализ основных бизнес-процессов 52
3.2. Описание изменений в бизнес-процессах из-за влияния внешней среды 61
3.3. Обоснование выбора бизнес-процессов для осуществления улучшений 63
3.4. Направление совершенствования процесса оформления договоров между поставщиком, клиентом и компанией «Ресторанам Надо» 64
3.5. Формирование единой базы поставщиков 67
Выводы по главе 3 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
Приложение 1. Описание портфеля брендов «Italy&Co.» 85
ГЛАВА 1. КОМПАНИЯ «РЕСТОРАНАМ НАДО»: ИСТОРИЯ ЕЕ СОЗДАНИЯ И ХАРАКТЕР БИЗНЕСА 6
1.1. История компании 6
1.2. Экономические и финансовые показатели деятельности компании 14
Выводы по главе 1 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МАКРО- И МИКРОСРЕДЫ КОМПАНИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИИ 18
2.1. Описание отрасли 18
2.2. Выявление факторов влияния внешней среды 20
2.3. Анализ отраслевой среды 31
2.4. Определение ключевых факторов успеха в отрасли 37
2.5. Сильные и слабые стороны компании 45
2.6. Возможности и угрозы для компании 48
Выводы по главе 2 50
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ В ДАННЫХ УСЛОВИЯХ 52
3.1. Построение карты бизнес-процессов и анализ основных бизнес-процессов 52
3.2. Описание изменений в бизнес-процессах из-за влияния внешней среды 61
3.3. Обоснование выбора бизнес-процессов для осуществления улучшений 63
3.4. Направление совершенствования процесса оформления договоров между поставщиком, клиентом и компанией «Ресторанам Надо» 64
3.5. Формирование единой базы поставщиков 67
Выводы по главе 3 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
Приложение 1. Описание портфеля брендов «Italy&Co.» 85
В сентябре 2021 года подразделение закупок, принадлежащее ресторанной группе «Italy&Co.», было выделено в отдельное юридическое лицо, компанию «Ресторанам Надо». Такое обособление произошло из-за того, что за последние несколько лет условия внешней среды интенсивно менялись. Начало этих изменений было спровоцировано наступлением пандемии коронавирусной инфекции, а далее сложившиеся в первой половине 2022 года политически-экономическая ситуация инициировала ряд очередных интенсивных геополитических сдвигов. В частности, разрушились многочисленные логистические цепочки, с российского рынка ушли многие зарубежные поставщики, с которыми активно сотрудничали рестораны.
Описывая состояние современного мира, некоторые авторы говорят о формировании новой реальности, которую они обозначали как BANI-мир1. BANI-мир характеризуется хрупкостью, тревожностью, нелинейностью. Такие изменения оказывали и продолжают оказывать влияние на жизнь людей, делают ведение бизнеса в этом мире еще более сложной задачей. В таких условиях необходимо оперативно реагировать, подстраиваться под новые реалии и быть готовым к возможной неопределённости, изменчивости. Важно выстраивать систему управления, которая будет быстро реагировать на эти быстроизменяющиеся реалии мира. Грамотное управление ресурсами и бизнес-процессами компании помогает быть гибкими в таких условиях. Это важно для сохранения конкурентноспособной позиции на рынке, дальнейшего развития, роста и успешной деятельности организации.
Для отлаженной работы, предоставления качественной услуги клиентам, удовлетворяя их все необходимые потребности, а также для того, чтобы подстроиться, быстро среагировать на внешние изменения, для эффективной деятельности внутри самой организации, необходимы грамотно выстроенные бизнес-процессы. Несмотря на продолжительное время нахождения в рамках отдела закупок ресторанной группы «Italy&Co.», компания «Ресторанам Надо» существует менее года в качестве отдельной компании, поэтому в ней еще нет отлаженности бизнес-процессов, отсутствует регулярный менеджмент, а также не вся деятельность компании адаптирована под формат существования в рамках отдельной компании, а не в роли отдела. В данной работе рассматриваются бизнес-процессы компании и узкие места процессов, которые могут повлиять на успешную деятельность компании в условиях интенсивных внешних изменений.
Цель работы: разработка рекомендаций по совершенствованию бизнес-процессов компании «Ресторанам Надо» для поддержания и улучшения позиции на рынке с учетом изменения конкурентного ландшафта.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
1. Описание компании «Ресторанам Надо», история возникновения компании и ее бизнеса.
2. Определение характера направления изменения внешней среды и ее влияния на условия закупочной деятельности ресторанов.
3. Анализ операционных процессов компании «Ресторанам Надо» и проблем, возникших в связи с влиянием внешних изменений.
4. Оценка бизнес-процессов компании для определения потенциала улучшений и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Объектом исследования в работе является компания «Ресторанам Надо», занятая обслуживанием потребностей ресторанов в установлении и поддержании контактов с поставщиками продуктов и товарно-материальных ценностей.
Предметом рассмотрения являются внутренние механизмы, обеспечивающие успешное решение компанией проблем снабжения продукцией ресторанов-клиентов компании.
Инструментарий исследования (включая методы получения и обработки информации): оценка качественных и количественных данных, качественный анализ, анализ возможностей и угроз, генерируемых факторами общей и отраслевой среды, методы сравнительного анализа ресурсов и компетенций компании, использование инструментария для моделирования бизнес-процессов, полевые исследования.
Описывая состояние современного мира, некоторые авторы говорят о формировании новой реальности, которую они обозначали как BANI-мир1. BANI-мир характеризуется хрупкостью, тревожностью, нелинейностью. Такие изменения оказывали и продолжают оказывать влияние на жизнь людей, делают ведение бизнеса в этом мире еще более сложной задачей. В таких условиях необходимо оперативно реагировать, подстраиваться под новые реалии и быть готовым к возможной неопределённости, изменчивости. Важно выстраивать систему управления, которая будет быстро реагировать на эти быстроизменяющиеся реалии мира. Грамотное управление ресурсами и бизнес-процессами компании помогает быть гибкими в таких условиях. Это важно для сохранения конкурентноспособной позиции на рынке, дальнейшего развития, роста и успешной деятельности организации.
Для отлаженной работы, предоставления качественной услуги клиентам, удовлетворяя их все необходимые потребности, а также для того, чтобы подстроиться, быстро среагировать на внешние изменения, для эффективной деятельности внутри самой организации, необходимы грамотно выстроенные бизнес-процессы. Несмотря на продолжительное время нахождения в рамках отдела закупок ресторанной группы «Italy&Co.», компания «Ресторанам Надо» существует менее года в качестве отдельной компании, поэтому в ней еще нет отлаженности бизнес-процессов, отсутствует регулярный менеджмент, а также не вся деятельность компании адаптирована под формат существования в рамках отдельной компании, а не в роли отдела. В данной работе рассматриваются бизнес-процессы компании и узкие места процессов, которые могут повлиять на успешную деятельность компании в условиях интенсивных внешних изменений.
Цель работы: разработка рекомендаций по совершенствованию бизнес-процессов компании «Ресторанам Надо» для поддержания и улучшения позиции на рынке с учетом изменения конкурентного ландшафта.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
1. Описание компании «Ресторанам Надо», история возникновения компании и ее бизнеса.
2. Определение характера направления изменения внешней среды и ее влияния на условия закупочной деятельности ресторанов.
3. Анализ операционных процессов компании «Ресторанам Надо» и проблем, возникших в связи с влиянием внешних изменений.
4. Оценка бизнес-процессов компании для определения потенциала улучшений и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Объектом исследования в работе является компания «Ресторанам Надо», занятая обслуживанием потребностей ресторанов в установлении и поддержании контактов с поставщиками продуктов и товарно-материальных ценностей.
Предметом рассмотрения являются внутренние механизмы, обеспечивающие успешное решение компанией проблем снабжения продукцией ресторанов-клиентов компании.
Инструментарий исследования (включая методы получения и обработки информации): оценка качественных и количественных данных, качественный анализ, анализ возможностей и угроз, генерируемых факторами общей и отраслевой среды, методы сравнительного анализа ресурсов и компетенций компании, использование инструментария для моделирования бизнес-процессов, полевые исследования.
В данной консультационной выпускной квалификационной работе были рассмотрены внутренние механизмы компании «Ресторанам Надо» на фоне интенсивных изменений внешней среды. Основная деятельность компании заключается в контроле и управлении закупочной деятельностью ресторанов-клиентов компании. Интерес ресторанов к услугам компании и их дальнейшему обращению к «Ресторанам Надо» формируется из-за полезности услуги компании для закупочной деятельности: как использование услуг компании «Ресторанам Надо» позволяет ресторанам значительно (до 20%) снижать затраты на закупки. Особая важность услуг управления закупками появляется условиях интенсивных изменений, когда у ресторанов становится особенно важно быть гибкими к изменениям при процессе закупок. «Ресторанам Надо» обладает рядом ценных особенностей и компетенций. Она накопила опыт успешной работы с большим количеством клиентов, характеризующихся как широтой специализации кухни, так и сегментами (fast-casual, casual-dining, fine-dining). Компания располагает широкой базы поставщиков и использует индивидуальный подход к удовлетворению потребностей клиентов. Все это обуславливает ее успешную деятельность на рынке.
В работе проведен анализ общей и отраслевой среду на основе использования PEST-анализа и элементов структуры отраслевой среды М. Портера, было также выявлено влияние изменения этих факторов на общий ландшафт, в котором оперирует компания и, соответственно, требований к ее операционной деятельности. Основными изменениями стали сокращение логистических цепей, уход части зарубежных поставщиков, которые поставляют до 40% продукции ресторанов, рост необходимости ресторанов в изменении продуктовой матрицы, изменений позиций в меню, появление товаров-заменителей. В работе определены ключевые факторы успеха в рассматриваемой отрасли. Автор выявил ключевые слабости компании, которые лежат в области операционной деятельности: быстрота удовлетворения потребностей клиентов. Устранение слабой стороны компании требует усовершенствование ключевых бизнес-процессов компании. Далее, использовав графические инструменты анализа бизнес-процессов (блок-схемы, карта потока создания ценности, карта бизнес-процессов) была выявлена необходимость в совершенствовании двух процессов компании: процесс оформления договоров и процесс поиска поставщиков. В случае усовершенствования процесса оформления договоров было предложено применение электронной подписи, что сократило бы длительность процесса в 10,6 раз. Для процесса поиска поставщиков было рекомендовано использование единой базы, источника информации, где компания могла бы систематизировать накопленный опыт и знания, а также в дальнейшем дополнять этот единый источник информации. Введение данной рекомендации приведет к сокращению времени, затраченного на процесс в 4,2 раза.
Таким образом, итогом данной выпускной квалификационной работы является сформированные рекомендации путей совершенствования бизнес-процессов компании, которые направлены на повышение скорости предоставления услуг клиентам: систематизация имеющийся информации и накопленного опыта в едином источнике, что сократит время поиска поставщиков, и внедрение электронных подписей для более быстрого оформления сотрудничества между поставщиками и клиентами. Данные рекомендации необходимы для сохранения конкурентной позиции и успешной деятельности компании в рамках интенсивных внешних изменений.
В работе проведен анализ общей и отраслевой среду на основе использования PEST-анализа и элементов структуры отраслевой среды М. Портера, было также выявлено влияние изменения этих факторов на общий ландшафт, в котором оперирует компания и, соответственно, требований к ее операционной деятельности. Основными изменениями стали сокращение логистических цепей, уход части зарубежных поставщиков, которые поставляют до 40% продукции ресторанов, рост необходимости ресторанов в изменении продуктовой матрицы, изменений позиций в меню, появление товаров-заменителей. В работе определены ключевые факторы успеха в рассматриваемой отрасли. Автор выявил ключевые слабости компании, которые лежат в области операционной деятельности: быстрота удовлетворения потребностей клиентов. Устранение слабой стороны компании требует усовершенствование ключевых бизнес-процессов компании. Далее, использовав графические инструменты анализа бизнес-процессов (блок-схемы, карта потока создания ценности, карта бизнес-процессов) была выявлена необходимость в совершенствовании двух процессов компании: процесс оформления договоров и процесс поиска поставщиков. В случае усовершенствования процесса оформления договоров было предложено применение электронной подписи, что сократило бы длительность процесса в 10,6 раз. Для процесса поиска поставщиков было рекомендовано использование единой базы, источника информации, где компания могла бы систематизировать накопленный опыт и знания, а также в дальнейшем дополнять этот единый источник информации. Введение данной рекомендации приведет к сокращению времени, затраченного на процесс в 4,2 раза.
Таким образом, итогом данной выпускной квалификационной работы является сформированные рекомендации путей совершенствования бизнес-процессов компании, которые направлены на повышение скорости предоставления услуг клиентам: систематизация имеющийся информации и накопленного опыта в едином источнике, что сократит время поиска поставщиков, и внедрение электронных подписей для более быстрого оформления сотрудничества между поставщиками и клиентами. Данные рекомендации необходимы для сохранения конкурентной позиции и успешной деятельности компании в рамках интенсивных внешних изменений.





