Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социально-экономического развития регионов 6
1.1. Теоретические подходы к пониманию региональных социально-экономических диспропорций 6
1.2. Региональная политика: отечественный и зарубежный опыт 8
1.3. Методика оценки региональных социально-экономических различий современного Ирана 23
Глава 2. Влияние внутренней и внешней политики на региональное развитие Ирана 30
2.1. Политическое устройство 30
2.2. Форма государственного устройства и эволюция административно-территориального устройства 36
2.3. Геополитическое положение Ирана в мире и на Ближнем Востоке 44
Глава 3. Диспропорции и оценка типов 51
3.1. Оценка уровня социально-экономического развития регионов 52
3.2. Типология регионов Ирана по осуществлению мер региональной социально-экономической политики 57
3.3. Осуществление региональной социально-экономической политики Ирана 65
Заключение 73
Список источников 76
Приложения 81
Среди широкого ряда проблем социально-экономического развития, которые в данный момент стоят перед группой развивающихся стран, особое место принадлежит проблеме территориальной дифференциации экономического пространства. Если в XX веке большинство капиталистических европейских стран, достигших должного уровня экономического и технологического превосходства, смогли выработать комплекс мер по сглаживанию социально-экономического неравенства, то страны с колониальным и полуколониальным наследием ныне оказались на периферии. Неумолимые процессы глобализации, которые подталкивают к экономическому, социальному и культурному слиянию, ставят сложные задачи развивающимся странам. Как наименее болезненно влиться в мировую хозяйственную систему, не обострив внутренние противоречия?
К менее развитым странам относится Исламская Республика Иран, представляющая собой государство с уникальным политическим режимом, одновременно являясь мощным цивилизационно-культурным центром и одной из самых молодых стран. Разделение труда оказывало глубокое воздействие на территориальную структуру общественного производства ещё с 20-х годов XX века, а дальнейшие государственные меры, носившие плановый характер, усиливали разрыв между регионами. Ирану приходится адаптироваться к рыночным условиям, действуя по законам шариата, сохраняя свою культурную идентичность, при этом конкурируя с соседними мусульманскими странами. Стоит помнить о важной роли страны на мировом рынке энергоресурсов.
Интеграционные процессы в топливно-энергетической сфере для таких стран, как ОАЭ, Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, стали локомотивом их социально-экономического благополучия, преимущественно за счет численности населения, выгодного географического положения и внешней политической силы.
Для Ирана, уклады которого подчиняются действию экономических законов, характерны неоднородность общественно-экономической базы, различные национально-психологические особенности разных этносов, крайне неравномерное распределение природных ресурсов. Важно отметить, что та мера, в какой осуществляется центральной властью региональное управление, его социальная ориентация, а также формы и методы реализации, определяются господствующей элитой страны. Ввиду того, что в Иране с его теократическим политическим устройством в основу государственных правовых норм заложены (и реализуются) исламские нормы, изучение уровня социально-экономического развития и мер по улучшению благосостояния в региональном разрезе представляет особый научно-исследовательский интерес.
Эти обстоятельства определили выбор темы исследования, сформировали его цель и задачи.
Цель данной работы состоит в выявлении социально-экономических диспропорций Ирана в современных условиях и типологизации регионов по осуществлению региональной социально-экономической политики.
Исходя из поставленной цели, определяются взаимосвязанные задачи исследования:
1. Проанализировать существующие подходы оценки социально-экономического развития в аспекте региональной социально-экономической политики;
2. Изучить теоретические подходы к изучению региональных диспропорций;
3. Исследовать зарубежный и отечественный опыт региональной политики;
4. Разработать методику оценки уровня социально-экономического развития регионов;
5. Провести типологию регионов по целям осуществления региональной социально-экономической политики;
6. Оценить меры, предпринимаемые Правительством ИРИ для разрешения проблем, с точки зрения их эффективности.
Объектом исследования в представленной работе выступают социально-экономические процессы современного Ирана.
В качестве предмета исследования выступает территориальная асимметрия социально-экономических процессов в современном Иране.
Актуальность темы и научная новизна исследования заключается в изучении социально-экономических диспропорций Ирана через призму региональной социально-экономической политики.
Рассматривая вопросы, касающихся предмета исследования в данной работе, следует отметить, что их рассмотрению и анализу посвящено достаточное количество литературы. Теоретической основой послужили фундаментальные труды по экономической и социальной географии, политической и региональной географии, в которых заложен междисциплинарный подход. Среди них привлекает внимание книга «Управление развитием территории» авторов А.И. Чистобаева, Г.М. Федорова, в которой раскрыт комплексный географический подход к изучению территории. Теоретическая составляющая также включает в себя работы по региональной экономике и управлению отечественных авторов Аюпова А.Н., Гаврилова А.И., Фетисова Г.Г., Орешина В.П. Что касается зарубежного опыта управления, в работе используется научные результаты Артоболевского С.С. и Кузнецовой А.В.
Относительно методологических основ понятия «территориальная асимметрия» автор разделяет позицию в исследуемой предметной области Татракина А.И., Корня К.С., Мальцевой Л.В.
Междисциплинарный подход предполагает привлечение обширного материала из различных сфер знания. Поэтому при подготовке и написании данного исследования нами были изучены работы иранистов Мамедовой Н.В. в соавторстве с Ульченко Н.Ю., Мехди Санаи, Цуканова В.П., Арабаджяна А.З., Полищук А.И., Жигалиной О.И. и др., посвящённые экономике, истории и культуре Ирана.
Помимо работ указанных авторов, при изучении заявленной темы широко использовались Интернет-ресурсы, среди которых особого внимания заслуживает статистический сборник Ирана 1394 (2015-2016 гг.). Источником статистической информации послужили ежегодные отчёты Правительства ИРИ, Международного валютного фонда, Национального информационно центра полезных ископаемых, годовые обзоры торговых представительств в Иране, информационно-аналитические порталы «Иран.Ру» (Российское Информационное агентство), «Иран сегодня», «ТАСС», «Вестник Кавказа», «Коммерсант» и др. В теоретической части также были использованы материалы научных конференций, симпозиумов и круглых столов, посвящённых объекту и предмету исследования.
Исследование основано на принципах комплексного системного подхода. Анализ фактических данных и представление картографического материала проведён с применением геоинформционной системы – QGIS. Посредством общих логических методов – индукции, дедукции и сравнения – выявляются основные тезисы данной работы. Совокупность перечисленных методов позволяет обеспечить достоверность результатов проведенного исследования и обоснованность сделанных выводов.
В соответствии с целями и задачами структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список источников, приложения.
В основу государственной социально-экономической политики Ирана положена исламская доминанта на законодательном уровне, которая на фоне осуществления либерального курса (во многом антагонистического исламским нормам) наделяет региональное развитие следующими особенностями:
• приоритет общенациональных интересов над частными социально-экономическими проблемами меньшинства, который проявляется в электоральной системе Ирана и в преобладании консервативно-настроенной элиты на посту министерств прямо или косвенно, осуществляющих региональное управление;
• отсутствие полноценной этнической политики ввиду идеи иранской государственности, не допускающей разрыва и вкраплений в стройной структуре;
• трудность в определении актуальной сетки административно-территориального деления, которая не несла бы внутреннюю угрозу для территориальной целостности Ирана и безопасности её граждан с учетом этнического фактора, и позволила упростить администрирование;
• «экспорт религиозного и культурно-цивилизационного наследия» имеющий приоритет в геополитических условиях, распространяющийся в регион Каспия и Ближний Восток.
Суммируя вышеуказанные тезисы, воплощение исламских ценностей и принципов социальной справедливости реализуется в полной мере через институты социального обеспечения – благотворительные фонды и организации, – которые финансируются как за счёт государства, так и за счёт граждан. С точки зрения осуществления региональной социально-экономической политики субсидирование населения этими структурами является важным показателем в методике, наряду с общими социально-экономическими показателями, фиксирующими уровень развития региона.
Разработанная методика оценки социально-экономических диспропорций Ирана, в основу которой были положены показатели иранской статистки, и её последующая апробация были использованы для достижения цели по выявлению социально-экономических диспропорций и типологизации регионов по осуществлению региональной социально-экономической политики.
В ходе исследования были выявлены диспропорции социально-экономического развития Ирана, которые разделили страну на четыре группы разного уровня. Группа с «высоким уровнем» социально-экономического развития включает столичную провинцию Тегеран, прикаспийские провинции Гилян и Мазендаран, важные промышленные и транспортно-логисические останы Казвин и Восточный Азербайджан, и главную ресурсодобывающую провинцию Хузестан. Вторая группа со «средним уровнем» экономического развития включает в себя два прикаспийских остана Ардебиль и Голестан, провинции Хорасан-Разави, Семнан, Альборз, Хамедан, Маркази, Курдистан, Лурестан, Исфахан, Фарс, Бушер и Керман. В третью группу с уровнем социально-экономического развития «ниже среднего» попали периферийные провинции Западный Азербайджан, Керманшах, Илам, Северный и Южный Хорасан, а также провинции Йезд, Кум, Хормозган и Кохгилуйе и Бойарахмед. В последнюю группу с «низким уровнем» социально-экономического развития вошли два остана Чахармахаль и Бахтиария и Систан и Белуджистан.
В поисках возможных причин социально-экономических диспропорций с использованием оценки природно-географического и экономического потенциалов для каждой провинции была выявлена типология регионов, которая также состоит из четырех групп.
1. Первая группа «регионов-локомотивов» включает столичную провинцию – Тегеран, две прикаспийские провинции – Мазендаран и Гилян, главный регион добычи нефти и газа – Хузестан и провинцию Казвин. Для структуры экономики этой группы характерен высокий процент промышленного сектора (1/3), обусловленный сосредоточением в середине прошлого столетия предприятий добывающего и обрабатывающего профиля, существенной доли сектора услуг от 43,9% до 61,8%.
2. Вторая группа, характеризующаяся преимущественно средним уровнем социально-экономического развития, обозначается как «опорные регионы», их можно разделить на две подгруппы. Первая подгруппа «северный локомотив», которая включает провинции Альборз, Ардебиль, Зенджан, Восточный Азербайджан, Голестан, с заметным преобладанием обрабатывающей промышленности в Альброзе, Восточном Азербайджане и Зенджане, и в прошлом сельскохозяйственных провинций Ардебиль, Голестан и Зенджан, которые сейчас за счет своего транзитного положения увеличивают долю сферы услуг. Вторая подгруппа «иранский трискелион» с развитым центром в Исфахане и трёмя зонами. Две зоны «Бушер и Фарс», а также «Хорасан-Разави», специализируются на добыче полезных ископаемых и их переработке. Третья зона с провинциями Лурестан и Керманшах с учетом проживания национальных меньшинств специализируется на сельском хозяйстве или производстве строительных материалов и нефтехимических продуктов.
3. Третья группа «фоновых регионов» с оцененным уровнем социально-экономического развития «ниже среднего» включает в себя 11 провинций: Западный Азербайджан, Курдистан, Хамедан, Маркази, Кум, Семнан, Северный Хорасан, Южный Хорасан, Керман, Хормозган, Кохгилуйе и Бойарахмед, Илам. Перечисленные останы виду географического своеобразия также поделены на 2 подгруппы.
Первая выделенная подгруппа представляет собой пояс (вытянутый от западных границ до восточных южнее «опорной группы») из останов Западный Азербайджан, Курдистан, Хамедан, Маркази, Кум, Семнан, Северный Хорасан, на долю которых приходится около 10% ВРП в общем ВВП Ирана. Данная подгруппа примечательна тем, что на её примере можно отследить синергетический эффект от географической близости более развитых регионов к провинциям Семнан, Кум и Маркази. Полиэтнические провинции Курдистан и Хамедан, входящие в этот пояс, имеют схожую структуру экономики с упором на аграрный сектор и сферу услуг. Периферийные провинции Западный Азербайджан и Северный Хорасан были оценены по уровню социально-экономического развития как «ниже среднего», тем не менее проживание в них этнического меньшинства определяет важность сельскохозяйственного значения для этих регионов наряду с другими секторами экономики.
Вторая выделенная подгруппа «депрессивных районов» насчитывает 4 провинции: Керман, Южный Хорасан, Кохгилуйе и Бойарахмед, Илам. Для них характерно схожесть по природно-географическим условиям, наличию сырьевое базы и схожестью социально-экономических проблем. Провинции Керман и Южный Хорасан в отличие от провинции Кохгилуйе и Бойарахмед и остана Илам имеют достаточный базис для диверсификации экономики при наличии должного поддержки. И Важно отметить территориальную зажатость «депрессивных районов» между более развитыми регионами и соседним государством (в случае Илама), либо между «кризисными» провинциями и группой «опорных регионов».
4. Завершающая четвертая группа, именуемая здесь «кризисными», характеризующаяся низким уровнем социально-экономического развития состоит из 3 провинций: Систан и Белуджистан, Чахармахаль и Бахтиария, Йезд. Присутствие национальных меньшинств, придерживающегося кочевого быта, и транспортная удаленность от центра - одни из немногих причин попадания этих останов в данную категорию, которая препятствует привлечению отечественных и иностранных инвестиций.
Монографии:
1. Асатрян Г. «Этническая композиция Ирана От арийского простора до азербайджанского мифа» М.: ИРАС. 2012 г. – 130 с.
2. Аюпов А.Н. и др.РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: учебник. 2-е изд. Бишкек: Изд-во КРСУ, 2015. 374 с.
3. Бжезинский Збигнев «Великая шахматная доска», 1998 г. -256 с.
4. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учеб. пособие для вузов.―М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. ― 239 с.
5. Горкин А.П. Социально-экономическая география: понятия и термины. Словарь-справочник. Отв. ред.. – Смоленск: Ойкумена, 2013. – 328 с.
6. Кузнецова А.В., Кузнецова О.В. Региональная политика: зарубежный опыт и российские реалии / – М.: ИМЭМО РАН, 2015. – 137 с.
7. Татаркин А.И. Регион в новой парадигме пространственной организации России / под ред. акад. РАН. М., 2007. 752 с.
8. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. — М.:ИНФРА-М, 2006. — 416 с. — (Высшее образование).
9. Цуканов В.П. Неравномерность регионального развития Ирана: экономика и политика (60-70-е годы)/ - Москва : Издательство «Наука», Главная редакция Восточной литературы, 1984. – 128 с.
10. Чистобаев А.И., Федоров Г.М., Семенова З.А. Управление развитием территории : учеб.-метод. пособие / — Калининград : Изд-во БФУ им. И. Канта, 2015. — 90 с.
Статьи в сборниках:
11. Артоболевский С.С. Западный опыт реализации региональной политики: возможности и ограничения практического использования // Журнал: Региональные исследования, 2008 г.№3 С.3-16
12. Гурбан И.А. Рейтингование территорий как инструмент измерения регионального благополучия // Экономический анализ: теория и практика. 2015. №42 (441)
13. Голамреза Н.А. «Социально-экономическое развитие Ирана и России: сравнительный анализ» // Журнал «Мировая экономика», Серия: Экономика и право. №2 февраль 2018 г.С.70-73
14. Зобова И.Ю. Налоги и налогообложение в странах с исламской экономикой: Учебное пособие / / – Казань:К(П)ФУ, 2012. – 154.
15. Комлева Наталья Александровна Иран: геополитический портрет // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2016. Дата обращения: 20.03.2018 г.
...