Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОСТСОВЕТСКАЯ ЕВРАЗИЯ В ФОКУСЕ ВНЕШНЕЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ФРГ

Работа №134138

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы97
Год сдачи2023
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
60
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Культура как политический ресурс и инструмент реализации внешней политики ФРГ 9
1.1 Внешняя культурная политика и дипломатия: подходы к определению и изучению 9
1.2. Основы, содержание и эволюция внешней культурной политики ФРГ 15
1.3 Дискуссии о влиянии современного кризиса глобальной и региональной безопасности на "мягкую силу" ФРГ 23
Глава 2. Основные направления внешней культурной политики ФРГ в отношении постсоветской Евразии 30
2.1. Место постсоветской Евразии во внешней политике ФРГ 30
2.2 Культура и немецкий язык как проводники внешнеполитического курса страны на постсоветском пространстве 39
2.3 Образование и наука в системе продвижения культурной политики Германии 46
Глава 3. Отдельные государства постсоветской Евразии в фокусе внешней культурной политики ФРГ 55
3.1. Культурная дипломатия ФРГ в Грузии 55
3.2. Культурная дипломатия ФРГ в Казахстане 60
3.3. Культурная дипломатия ФРГ в России 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 79

Актуальность исследования
По разным причинам внешняя культурная политика и «мягкая сила» исторически играет особенно важную роль в международных отношениях Германии. Во-первых, после Второй мировой войны инструменты "жесткой силы" перестали быть доступными для страны, и на данный момент возможность использования многих из них ограничена, поскольку такие действия негативно воспринимаются на международном уровне. Во-вторых, после Второй мировой войны Германии потребовалось много времени, чтобы восстановить свою репутацию с помощью культурной дипломатии, уважения прав человека, поддержки плюрализма и многосторонних международных отношений.
Однако культурная политика по-прежнему сталкивается с большими проблемами и требует постоянной переориентации. Главные вопросы - финансовые, особенно в связи с тем, что негативные последствия мирового финансового кризиса и пандемии для местных и региональных государственных бюджетов становятся все более заметными.
В частности, структурные проблемы требуют перенастройки отношений между государством, рынком и обществом в отношении финансирования учреждений культуры, среди прочих методов, через модели государственно-частного партнерства и более сильной интеграции гражданских обязательств.
Кроме того, концептуальные основы прошлой культурной политики были поставлены под сомнение миграционными процессами, быстрым развитием средств массовой информации и изменением состава аудитории (уменьшение общей численности населения и увеличение числа пожилых людей). В настоящее время в Германии ведется активная дискуссия о требованиях к культурной политике в связи с этими изменениями в обществе.
Культурная политика ФРГ вызывает интерес, так как ей удалось использовать несиловые методы и восстановить свой имидж и статус в международных отношений после Второй Мировой Войны, закрепить за собой статус одной из ведущих экономических держав. А в данный момент правительство ФРГ ищет новые пути использования культурной дипломатии в нарастающем кризисе. Рассмотрение влияния культурной дипломатии на постсоветском пространстве также является важным, поскольку Германия является одним из ключевых партнеров большинства стран этого региона.
Степень изученности
Среди работ, на которых основано данное исследование, особо следует отметить работы связанные с изучением «мягкой» силы и культурной дипломатии Дж. Ная1, Д. Адамса2, Р. Вильямса3 и Дж. Мелиссена4.
В следующую группу стоит отнести работы, в которых изучается внешняя культурная политика ФРГ и ее «мягкая» сила, например, работы исследователей Г. Мюллера5, Ф. Троммлера6, К. Ауэр7, О. Хауер-Тюкариной8 и др.
Следующую группу исследований составляют работы, связанные с изучением внешней культурной политики Германии по регионам. Есть несколько достаточно подробных публикаций о стратегии Германии в отношении России (например, работы А. Рара9, Е.А. Кирилловой10, Л.А. Печищевой11 и др.), а также республик Южного Кавказа (В.В. Фрольцов12, А. Ничманн13, К. Кокачиа14) и Центральной Азии (С.В. Погорельская15, В.В. Фрольцов16 и др.).
Не менее важная группа исследований, которая использовалась для написания работы, это исследования, связанные с деятельностью неправительственных организаций во внешней культурной политике Германии. Этой теме посвящены исследования Т.А. Ланьшиной17, В.В. Фрольцова18 и Огневой А.В19.
Целью работы является выявление особенностей внешней культурной политики ФРГ в отношении государств постсоветской Евразии.
Для достижения вышеизложенной цели автором были выявлены следующие задачи:
• Изучить содержание внешней культурной политики ФРГ
• Проанализировать основные направления внешней культурной политики ФРГ в отношении постсоветской Евразии;
• Изучить подходы и определения термина «внешняя культурная политика» и «культурная дипломатия»
• Исследовать культуру как политический ресурс и инструмент реализации внешней политики ФРГ;
• Рассмотреть дискуссии о влиянии современного кризиса глобальной и региональной безопасности на "мягкую силу" ФРГ
• Проанализировать основные направления внешней культурной политики ФРГ в отношении постсоветской Евразии;
• Рассмотреть реализацию внешней культурной политики ФРГ в отношении отдельных государств постсоветской Евразии на примере России, Казахстана и Грузии.
В качестве объекта исследования выступает культурная политика ФРГ.
Предметом исследования является культурная политика ФРГ в отношении постсоветской Евразии.
В качестве методов научного исследования использовались общенаучные методы: анализ, описание, сравнение, синтез. Благодаря системному подходу, внешняя культурная политика в отношении государств постсоветского пространства была проанализирована в контексте и отношений ФРГ с постсоветскими государствами, и с учетом общих закономерностей реализации Германией ее внешней культурной политики, в целом. В качестве специализированного метода был выбран метод кейс-стади.
Кейс-стади – метод эмпирического исследования, предполагающий изучение отдельных примеров в конкретном контексте, для выявления особенностей этой ситуации. Кейсами данного исследования выступают следующие страны – Грузия, Казахстан и Россия. Выбор государств обусловлен наличием их исторического прошлого с ФРГ; на территории данных стран проживает значительное количество немцев, что влияет на проводимую политику ФРГ в регионе; с распадом СССР именно с этими государствами проводилось наиболее активное взаимодействие с Германией; а также каждое государство представляет отдельный субрегион постсоветского пространства, что позволяет проследить различия в проводимой ФРГ внешней культурной политикой.
Географические рамки исследования включают в себя изучение внешнекультурной деятельности Германии в отношении постсоветских государств на примере России, Казахстана и Грузии.
В рамках данного исследования были задействованы различные источники, которые можно разделить на несколько групп:
К первому типу источников относятся законодательство и другие нормативные правовые акты органов государственной власти ФРГ20.
Ко второму типу относится Законодательство Евросоюза, а также отдельные акты органов ЕС (Европейской Комиссии, Европейского Парламента)21.
К третьему типу относятся интервью политиков Германии по вопросам реализации внешней культурной политики государства в отношении бывших советских республик22.
К четвертому типу автор относит доклады международных организаций, которые приводят статистические данные проектов культурной политики Германии на постсоветском пространстве23
К пятому типу относятся отчеты, доклады негосударственных организаций, политических фондов, которые реализуют культурную дипломатию Германии на постсоветском пространстве24.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые проведен комплексный анализ использования внешней культурной политики ФРГ в странах постсоветского пространства, а также выявлены нюансы применения мягкой силы в отношении разных стран с учетом интересов ФРГ.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Использование внешней культурной политики в международных отношениях возросло за последние десятилетия, поскольку в первую очередь это позволяет сократить использование ресурсов «жесткой» силы в политике государств. Использование культуры в и ее инструментария напрямую связано с политикой, однако нельзя отрицать тот факт, использование «мягкой» силы положительно влияет на образ страны в международном сообществе.
Германия использовала элементы «мягкой силы» в своей политике задолго до появления этого термина и преуспела в этом, восстановив свой имидж после Второй Мировой Войны. Однако Германия сталкивается с трудностями в достижении своих внешнеполитических целей из-за своего негативного исторического прошлого, которое привело тому, что она утратила доверие международного сообщества. Для того чтобы не сталкиваться с обвинениями в попытках установления доминирования в Европе, Германия перешла к использованию инструментов культурной дипломатии, чтобы повысить свой имидж в политической, экономической и культурной сфере.
За последние несколько лет Германия столкнулась с миграционным, энергетическим и кризисом безопасности, которые повлияли на значительное изменение в ведении внешней политики. Если долгое время Германия старалась оставаться в тени Евросоюза в вопросах безопасности, военных кризисах, чтобы избежать аналогий с Третьим Рейхом, то новые вызовы заставили пересмотреть подход внешней политике. Сейчас Германия проявляет себя как один из лидеров не только в экономике и мягкой силе, но и сфере обороны, пытаясь не допустить падения авторитета ЕС.
Однако ФРГ не перестает использовать культурную дипломатию в своей политике, а скорее начинает использовать ее совместно с «жесткой силой». Этот комплексный подход реализуется через различные институты "мягкой силы", такие как "Институт Гете", "Германская служба академических обменов", "Немецкая волна", шесть политических фондов, связанных с крупнейшими немецкими партиями, и несколько неправительственных организаций, исследовательских обществ и гражданских ассоциаций. Тактика, применяемая для повышения привлекательности Германии, включает в себя продвижение немецкого языка и культуры, начало научно-технического и гуманитарного сотрудничества, распространение ценностей демократии и прав человека. Реализация этих тактик должна привести к росту экономической экспансии, обеспечивая приток трудовых ресурсов.
Постсоветская Евразия является важным регионом для Германии. Об этом свидетельствует активная деятельность многочисленных акторов "мягкой силы", реализующих различные стратегии по созданию положительного имиджа Германии и продвижению немецких интересов в странах постсоветского пространства с помощью государственных и негосударственных акторов.
Во-первых, это политические фонды, действующие в большинстве стран мира. На их деятельность влияет тот факт, что постсоветские республики граничат с Россией и членами Восточного партнерства. Таким образом, многие мероприятия, проводимые такими фондами, имеют политическую составляющую. В рамках своей миссии такие фонды фокусируются на "демократизации" восточных партнеров ЕС в соответствии с общей европейской политикой в отношении этого региона.
Во-вторых, это фонды и организации, популяризирующие немецкий язык, образование, науку и культуру. Здесь Германия достигла значительных результатов. Лингвистические, академические и исследовательские программы не только помогают изучать немецкий язык, развивать профессиональные навыки и проводить исследования, но и знакомят стипендиатов с культурой и традициями Германии. Во время академических и научных визитов в Германию студенты и ученые из стран бывшего Советского Союза наблюдают преимущества немецкой цивилизации. По возвращении домой, ознакомившись с немецкой культурой и зачастую хорошо владея немецким языком, они становятся "неформальными агентами", интегрированными в систему "мягкой силы" Германии. Как правило, их часто приглашают на конференции, фестивали, летние школы и культурные мероприятия. Они также получают журналы, содержащие информацию о деятельности немецких организаций.
Политика субъектов "мягкой силы" Германии в отношении продвижения немецкого языка, образования и науки похожа на ту, которая проводится во всей Европе. В этой области работают немецкие академические и культурные фонды, исследовательские институты и сообщества. Позитивная общая оценка некоторым событиям используется как виртуальный мост для создания положительного имиджа Германии, продвижения интересов страны и развития отношений с закавказскими и центральноазиатскими республиками.
«Особенное» место для Германии на протяжении долгого времени занимала Россия - с ней выстраивались особенно тесные отношения не только ввиду того, что Россия – экономически выгодная страна, с которой ФРГ связывает историческое прошлое, но и в какой-то степени правительство Германии старалась устанавливать дружеские отношения, чтобы не обострять отношения с ЕС и Западом в целом. ФРГ использовала всевозможные инструменты культурной дипломатии в России – образование, наука, культура, академические обмены.
Казахстан для Германии – это страна, в которой проживает значительная немецкая диаспора и для ФРГ важно поддерживать их, способствовать в получении образования, изучения немецкого и т.д. Однако также Казахстан стал экономически привлекательной страной, что способствует активизации не только внешней, но и внешней культурной политике Германии. Особенное место в Казахстане занимает именно образовательная политика – большое количество молодых людей из Казахстана получают образование в Германии, и, возвращаясь на Родину пытаются реализовать полученные знания на практике, особенно в политической сфере.
Грузия, страна, с которой Германию также связывают длительные исторические взаимоотношения, интересует Германию как страна, стремящаяся к вступлению в ЕС, поэтому основу культурной политики ФРГ в Грузии составляет содействие демократизации институтов, общества и развитие гражданского общества.
«Мягкая сила» способствует тому, что Германия является важным партнером в регионе, наряду с Россией, Китаем и Соединенными Штатами. Стоит отметить то, что начиная с 2022 года Германия изменила вектор своей политики на постсоветском пространстве - если раньше основной целью являлась Россия, то сейчас контакты с Россией сведены к минимуму, но ФРГ стала активнее в своей политике в других странах постсоветского пространства.
Между проводимой Германией политикой всегда есть взаимосвязь с политикой Евросоюза. Благодаря экономическим показателям и авторитету на политической арене, Германия занимает лидирующие позиции во всех инициативах ЕС на постсоветском пространстве. Правительство ФРГ проводило политику демократизации в странах ВП, финансировало реформы, способные приблизить законодательства к западному формату, способствовала улучшению прав человека в регионах. Такая политика вызывала неоднозначную реакцию со стороны России из-за распространения влияния ЕС, однако Германия долгое время учитывала интересы России и выстраивала максимально близкие союзнические отношения. Это соответствовало интересам ЕС с одной стороны и не создавало конфликтных ситуаций с другой.
Несмотря на сильно изменившуюся политическую ситуацию, в которой Германии приходится отступать от принципов культурной дипломатии и переходить к более жестким методам, все же исследователи полагают, что мягкая сила не должна заканчиваться даже в мире полном конфликтов.
Мягкая сила Германии — одна из ее сильных сторон, которая проявляется в международных обменах, языковой политике, сетях высшего образования, научной дипломатии и в средствах массовой информации. Несмотря на кризисный период в международных отношениях, ФРГ продолжает развивать внешнюю культурную политику в регионах постсоветского пространства и способствовать продвижению культуры, улучшению собственного имиджа и укреплению отношений с партнерами.


1. 17 мая 2021 года состоялось онлайн-заседание рабочей группы «Политика» Форума «Петербургский диалог» // Петербургский диалог. – URL: https://petersburger-dialog.ru/home/novosti/1875-17-maya-2021-goda-sostoyalos-onlajn-zasedanie-rabochej-gruppy-politika-foruma-peterburgskij-dialog.html (дата обращения: 26.05.2023).
2. 2030 AGENDA FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT // IDOS. – URL: https://www.idos-research.de/en/2030-agenda/ (дата обращения: 26.05.2023).
3. 37,5 млн евро выделила Германия Кыргызстану в рамках сотрудничества // Юрист. – URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31189976 (дата обращения: 26.05.2023).
4. Амударьинская Сеть. – URL: http://amudaryabasin.net/ru/resources/327 (дата обращения: 26.05.2023).
5. Ассоциации немцев Грузии “Айнунг” 30 лет. – URL: https://clck.ru/34J9sb (дата обращения: 26.05.2023).
6. «Белая книга-2016»: Германия признает многополярность мира и выбирает антироссийский полюс // Eurasia Daily (EADaily). – URL: https://eadaily.com/ru/news/2016/07/20/belaya-kniga-2016-germaniya-priznaet-mnogopolyarnost-mira-i-vybiraet-antirossiyskiy-polyus (дата обращения: 26.05.2023).
7. Берлин поделился опытом строительства правового государства // МЕДИАКОМПАНИЯ DW. – URL: https://clck.ru/34N3TC (дата обращения: 26.05.2023).
8. Буланов, К. Соглашения об ассоциации ЕС с Грузией и Молдавией вступят в силу 1 июля / Буланов, К., Надыкто, О. URL: https://www.rbc.ru/politics/23/05/2016/574357539a79476f19be9151 (дата обращения: 26.05.2023).
9. В Болниси отмечают День города и 200-летие переселения немецких колонистов // Эхо Кавказа – URL: https://www.ekhokavkaza.com/a/28779735.html (дата обращения: 26.05.2023).
10. В Казахстане открылся Год Германии. – URL: https://clck.ru/34NA9H (дата обращения: 25.05.2023).
11. В Тбилиси завершаются Дни Германии // Sputnik. – URL: https://sputnik-georgia.ru/20091211/151277811.html (дата обращения: 26.05.2023).
12. Визит канцлера ФРГ Гельмута Коля // Коммерсантъ. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/33354 (дата обращения: 26.05.2023).
13. Выступление в бундестаге. — Президент России. — 25 сентября 2001 года. – URL: // http://kremlin.ru/events/president/transcripts/21340 (дата обращения: 26.05.2023).
14. Германо-белорусские двусторонние отношения // Представительство Германии в Минске. – URL: http://www.minsk.diplo.de/Vertretung/minsk/ru/03/Bilaterale__Beziehungen/__bilaterale__beziehungen__2013.html (дата обращения: 26.05.2023).
15. Германия и Центральная Азия // Федеральное министерство иностранных дел. — URL: zentralasien-rus-data.pdf (auswaertiges-amt.de) (дата обращения: 25.05.2023).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ