Актуальность исследования. В поликультурном мировом пространстве современности большая часть процессов коммуникации затрагивает сферу межкультурного взаимодействия. В обозначенных рамках, наряду с обширными возможностями, проявляются трудности сторон, в нем участвующих . Рассматривая, к примеру, вопросы деловой этики восточных государств (Китай), стоит помнить о значительных различиях с тем, что признается корпоративной культурой в России. В данной связи обоснованным признается значительный интереса к межкультурным коммуникациям, осуществляемым вербально и невербально. Интерес подпитывается уникальностью манер устной речи, особенностью невербального общения, интервалов и т. д. Различия перечисленных аспектов в большинстве культур обладают определенным понятийным содержанием. Именно это обуславливает потребность в непрерывном процессе актуализации учебно-методического материала, ориентированного на наращивание компетенций студентов в контексте рассматриваемого вопроса.
...
Становление языковой личности предполагает приобретение самых эффективных компетенций межкультурного взаимодействия. Достижение цели возможно при учете следующих факторов: 1) развитие компетенций в контексте современной образовательной деятельности должно осуществляться поэтапно, при использовании оптимальных моделей обучения; 2) основные ориентиры обучения нацелены на выработку способностей к пониманию и формулировки собственных вербальных высказываний, правильных с точки зрения грамматики и семантики; 3) в рамках взаимодействия в меж-и социокультурной иноязычной среде ориентация на рефлексию.
1. Актуальные вопросы формирования межкультурных компетенций в современном образовании: коллективная монография / Ю. С. Обидина, Т. Н. Петрова, С. Н. Фёдорова [и др.]. - Йошкар-Ола: Марийский гос. ун-т, 2020. - 311 с.
2. Артюхова, Т.Ю. Языковая компетентность как одно из условий развития личностного потенциала / Т.Ю. Артюхова // Человек и язык в коммуникативном пространстве: Сб.науч.ст. - 2015. - Т. 4. - № 4.
3. Горбунова Н.В., Шеляхина Н.В. Развитие культурного капитала посредством формирования образовательных компетенций // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 3 (72). С. 189-193.
4. Долганова Н. В. Роль языка в межкультурной коммуникации // Молодой ученый. - 2019. - № 35 (273). - С. 120-122.
5. Измерение и оценка сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ бакалавриата, магистратуры, специалитета: коллективная монография / под науч. ред. И. Ю. Тархановой. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. 383 с.
6. Казымова Л. А. Язык и культура: к вопросу о специфике // Филология и лингвистика. - 2018. - № 3 (9). - С. 19-22.
7. Лукина, Л.В. Сферы общения: учебное пособие по развитию навыков устной речи и межкультурной коммуникации / Л. В. Лукина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2019. - 113 с.
8. Межкультурные аспекты коммуникации в контексте профессионального развития личности: монография / под редакцией Е.А. Проценко, А. Г. Мажаровой. - Воронеж: Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2019. - 139 с.
9. Новикова, Л.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации. - Владимир: Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, 2023. - 172 с.
10. Овчинникова, О. А. Эффективная межкультурная коммуникация: особенности ритуального языка делового общения. Межкультурная коммуникация: вопросы теории и практики: коллективная монография / под общ. ред. М. В. Резуновой, О. А. Овчинниковой; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Брянский филиал РАНХиГС. - Брянск: Издательство Брянского филиала РАНХиГС, 2019. - C 69-83.
11. Развитие языковой личности в профессиональном дискурсе: коллективная монография / [Левитан К. М., Гураль С. К., Головко О. С. и др.]; редакционная коллегия: К. М. Левитан (отв. ред.), Н. А. Юшкова (отв. ред.) [и др.]. - Екатеринбург: Уральский гос. юридический ун-т, 2022. - 344 с.
12. Тихонович, Е.В. Обучение межкультурной коммуникации в вузе: (на примере Белгородского университета кооперации, экономики и права) / Е. В. Тихонович, Н. В. Тихонович, Т. И. Воробьева. - Белгород: Изд-во Белгородского ун-та кооперации, экономики и права, 2019. - 178 с.
13. Фомина, Ю.И. Межкультурное взаимодействие, коммуникация и саморазвитие в профессиональной деятельности / Ю.И. Фомина. - Тула: Тульский государственный университет, 2022. - 355 с.
14. Чвякин, В.А. Межкультурные коммуникации в социальной практике / В.А. Чвякин. - Петрозаводск: Новая наука, 2020. - 113 с.
15. Черняк, Н.В. Межкультурная компетенция: история исследования, определение, модели и методы контроля: монография / Н.В. Черняк. - Москва: ФЛИНТА, 2016. - 260 с.