Введение 4
Глава 1. Теоретические основы исследования гендерно атипичной занятости в дискурсе средств массовой информации 10
1.1. Междисциплинарный подход к изучению понятия «гендерно атипичная занятость» 10
1.2. Гендерные исследования в лингвистике 16
1.2.1. Соотношение понятий «гендер», «пол», «гендерная идентичность» и «гендерный дисплей» 16
1.2.2. Периодизация гендерных исследований и основные направления гендерной лингвистики 19
1.2.3. Роль гендерных стереотипов в формировании категорий маскулинности и фемининности 25
1.3. Дискурсивные и когнитивные механизмы конструирования гендера в языке и способы их лингвистического описания 30
1.3.1. Когнитивные механизмы репрезентации 30
1.3.2. Репрезентация фемининности и маскулинности на разных уровнях английского языка 33
1.4. Теоретико-методологические подходы к гендерным исследованиям медиадискурса 37
Выводы по первой главе 41
Глава 2. Сравнительно-сопоставительный анализ способов репрезентации женской и мужской гендерно атипичной занятости в англоязычных медиатекстах 43
2.1. Общая характеристика исследуемого материала и состава выборки 43
2.2. Макроструктурные особенности медийных публикаций, посвящённых гендерно атипичной занятости 49
2.3. Конструирование гендера на уровне макроструктуры медийного текста 56
2.3.1. Вербальная составляющая макроструктуры 56
2.3.2. Невербальные средства конструирования гендера 58
2.4. Конструирование гендера на уровне содержания медиатекста 62
2.5. Лексические, грамматические и стилистические ресурсы гендерного конструирования 77
2.5.1. Лексико-грамматические средства 77
2.5.2. Стилистические средства 81
Выводы по второй главе 87
Заключение 89
Список использованной литературы 92
Список источников языкового материала и принятых сокращений 106
Приложение 112
Как отмечают многие учёные, в XX веке под воздействием целого ряда культурно-социальных факторов произошла смена парадигмы в гуманитарных дисциплинах. Доминирующим исследовательским подходом в языкознании стала антропоцентрическая парадигма, в рамках которой человек и его сознание играют определяющую роль в понимании и решении существующих научных проблем.
Антропоцентризм современной лингвистики позволяет учитывать те языковые явления, которые раньше не служили предметом научного осмысления. В частности, в центре внимания исследователей оказалась проблема взаимосвязи языка и гендера, ставшая предметом изучения для нового научного направления – лингвистической гендерологии. В её рамках понятие «гендер» используется при исследовании широкого круга вопросов, одним из которых является культурно и социально обусловленный процесс конструирования мужской и женской идентичности в определённом общественном и историческом контексте.
Данный аспект представляет обширную область для научного анализа, так как на его материале можно отследить, какие языковые средства задействованы при конструировании гендера в дискурсе. В связи с этим особый интерес представляет изучение дискурса средств массовой информации, так как во многом именно СМИ формируют общественное сознание.
Настоящее исследование посвящено выявлению специфики способов языковой репрезентации женщин и мужчин в англоязычных массмедиа на материале статей о гендерно атипичной занятости. Данная проблема рассматривается с лингвокультурной и когнитивной позиций.
Актуальность работы обусловлена, во-первых,её соответствием антропоцентрической парадигме, в рамках которой когнитивные и культурологические аспекты языка всё чаще становятся объектами исследования, и, во-вторых, практической и социальной необходимостью осмысления СМИ как одного из главенствующих ресурсов власти, который пропагандирует социальные ценности, утверждает нормы и модели поведения и формирует общественное мнение. В связи с этим изучение языковой репрезентации гендерно атипичной занятости в дискурсе англоязычных СМИ представляют особую ценность.
В качестве объекта исследования выступают публикации в англоязычной прессе, посвящённые представителям гендерно атипичных профессий и выражающие современные представления о данных лицах.
Предметом исследования являются языковые средства конструирования гендера лиц с гендерно атипичными формами занятости, используемые в англоязычных СМИ, а также сопутствующие им невербальные компоненты.
Цель исследования состоит в выявлении и описании комплекса вербальных и невербальных средств, применяемых в дискурсе современных англоязычных СМИ при характеристике лиц с гендерно атипичной занятостью.
В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
1. Сформулировать определение гендерно атипичной занятости, отвечающее направленности данного исследования;
2. Уточнить содержание основных понятий гендерной лингвистики;
3. Рассмотреть существующие исследования в области конструирования фемининности и маскулинности в языке;
4. Изучить когнитивные механизмы репрезентации;
5. Классифицировать средства репрезентации гендера в английском языке;
6. Выработать подход к изучению дискурса СМИ;
7. Выявить общие характеристики исследуемого материала;
8. Определить макроструктурные особенности медийных публикаций, посвящённых представителям гендерно атипичной занятости;
9. Описать механизмы конструирования гендера на уровне содержания медиатекстов;
10. Проанализировать задействованные в гендерном конструировании лингвистические средства.
Материалом для исследования послужили 50 портретных очерков, посвящённых лицам с гендерно атипичными формами занятости, которые были опубликованы в англоязычных интернет-изданиях в период с 2013 по 2021 гг. Общий объём языкового материала составил 307 052 знаков.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы послужили труды отечественных и зарубежных учёных в следующих областях:
1. Гендерная лингвистика(О.А. Воронина, Е.С. Гриценко, А.В. Кирилина,О.Н. Шмелева, D. Cameron,D. Spenderи др.);
2. Когнитивная лингвистика (Н.Н. Болдырев, В.В.Красных,Л.С. Кубрякова и др.);
3. Лингвокультурология (В.А. Маслова, Г.Г. Слышкин, В.Н. Телия и др.);
4. Дискурсоведение (А.А. Кибрик, Г.Н. Манаенко,N. Fairclough, S. Mills,S. Titscher и др.);
5. Медиалингвистика (М.В. Гречихин, Т.Г. Добросклонская, П.Н. Кочетков и др.).
Методы исследования определены в соответствии с целью и задачами исследования и включают:
1. Метод лингвистического наблюдения и описания, подразумевающий фиксацию языковых единиц и их последовательную инвентаризацию;
2. Метод сплошной выборки при отборе анализируемого языкового материала;
3. Сравнительно-сопоставительный анализ для выявления общего и частного при репрезентации мужчин и женщин, занятых в гендерно атипичных профессиях;
4. Метод контекстуального анализа, позволяющий рассмотреть особенности функционирования лексических единиц в конкретном контексте;
5. Лексико-семантический анализ для изучения ментального семантического пространства медиатекста и выявления авторской языковой картины миры;
6. Семантико-синтаксический анализ, подразумевающий выделение синтаксических средств, которые влияют на особенности организации текста и раскрывают его содержание как единого целого;
7. Семантико-прагматический анализ, позволяющий определить коммуникативные интенции автора в рамках медиадискурса;
8. Элементы феминистской критики языка с целью выявления гендерных асимметрий в системе языка;
9. Элементы критического дискурс-анализа для изучения идеологической составляющей медиатекстов.
Опираясь на существующие исследования репрезентации женщин и мужчин в дискурсе СМИ, мы выделили следующие параметры для анализа собранного языкового материала: макроструктура и содержание медиатекста, лексико-грамматические и стилистические средства выражения гендерных категорий.
Научная новизна исследования определяется выбором объекта и предмета исследования, характером цели и поставленных задач и заключается в расширении и углублении научных знаний, связанных с культурно обусловленным конструированием гендера. В рамках нашей работы языковая репрезентация гендерно атипичной занятости впервые получает системное научное рассмотрение.
Теоретическая значимость работы определяется её вкладом в современные исследования дискурса СМИ и гендера, а именно уточнением и дополнением представлений о медиадискурсе как агенте гендерной социализации.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в рамках лекционных курсов по гендерной вариативности английского языка, медиалингвистике, теории дискурса, а также при составлении практических пособий по чтению медиатекстов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Термин «гендерно атипичная занятость» включает в себя те формы занятости, в которых число представителей одного из полов меньше 30% вследствие существующих гендерных стереотипов, сегрегации и/или дискриминации;
2. Конструирование гендера происходит на всех уровнях портретных очерков о представителях гендерно атипичной занятости: композиционно-структурном, содержательно-смысловом, лексико-грамматическом и стилистическом;
3. Вербальные и невербальные компоненты макроструктуры медийных публикаций, освещающих проблему профессиональной гендерной сегрегации, направлены на формирование у читателей нового взгляда на женщин и мужчин и присущие им социальные роли;
4. Фемининность и маскулинность представителей гендерно неконформной занятости конструируется посредством раскрытия разнообразных предметных тем, позволяющих создать многогранный образ данной категории лиц и утвердить равенство полов в сфере труда;
5. Языковые ресурсы репрезентации гендера, задействованные в современных англоязычных СМИ, представлены лексическими, грамматическими и стилистическими средствами и служат для конструирования в медиатекстах гендерных категорий с элементами новых черт, противоречащих существующим гендерным стереотипам.
Структура и объём работы определяются её целями и задачами. Композиционно исследование состоит из введения, теоретической и практической глав с выводами, а также заключения, списка использованной литературы, списка источников языкового материала и принятых сокращений и приложения с иллюстративным материалом. Список использованной литературы насчитывает 137наименований работ отечественных и зарубежных учёных.
Цель данной исследовательской работы заключалась в изучении средств гендерного конструирования, применяемых в современном англоязычном медиадискурсе при характеристике лиц с гендерно атипичной занятостью. В качестве языкового материала для анализа было отобрано 50 портретных очерков, опубликованных на англоязычных сайтах средств массовой информации. Выбор данного жанра был обусловлен антропоцентрическим и аксиологическим характером портретных очерков.
Проблема репрезентации фемининности и маскулинности в медийных публикациях рассматривалась с позиций таких научных направлений, как гендерная лингвистика, лингвокультурология и когнитивная лингвистика.
Опираясь на теоретические положения о природе профессиональной гендерной сегрегации и механизмов репрезентации гендера в английском языке, мы выделили следующие параметры для анализа собранного языкового материала: макроструктура и содержание медиатекста, лексико-грамматические и стилистические средства выражения гендерных категорий.
На композиционно-структурном уровне мы рассмотрели вербальные и невербальные средства конструирования гендера. Вербальные составляющие макроструктуры медийных публикаций представлены заголовочным комплексом, так называемыми «сильными» позициями текста, а также специфичными для портретных очерков элементами основной части (статистика, историческая справка, комментарии героя публикации, вербальные реакции экспертов и советы).
Невербальные средства конструирования гендера в медиатексте представлены мультимедийным визуальным контентом, который взаимодействует с вербальной составляющей и оказывает комплексное прагматическое воздействие на адресата.
На содержательно-смысловом уровне публикаций, освещающих проблему гендерно атипичной занятости, были обнаружены следующие информационные компоненты, которые участвуют в конструировании гендера: 1. биолого-физиологические и антропологические характеристики человека (пол, сексуальная ориентация, национальность/этническая принадлежность, возраст, внешность и физическая сила); 2. ментально-психические характеристики (умственные способности, эмоциональность, волевые качества, морально-нравственные качества); 3. социокультурные характеристики (мотивировка выбора профессии, семейные отношения, профессиональные межличностные отношения, связанные со сферой труда социальные риски и социальные блага, профессиональные амбиции, образование или опыт работы).
На языковом уровне медийных публикаций были выявлены: 1.лексико-грамматические средства конструирования гендера, представленные антропометрическими лексемами, междометиями, интенсификаторами, стилистически окрашенной лексикой, терминологической лексикой, прилагательными в сравнительной и превосходной степени, вводными конструкциями, императивными предложениями, модальными конструкциями, транзитивными глаголами; 2. стилистические средства гендерного конструирования, включающие в себя эпитеты, ирония, метафоры, метонимия, фразеологизмы, символы, аллюзии, сравнение, анафора, синтаксический параллелизм, парцелляция, градация, инверсия, антитеза, риторические вопросы и восклицания.
В результате данного исследования мы пришли к следующему выводу: во-первых, гендерный компонент присутствует на всех уровнях портретного очерка, посвящённого героям в сфере гендерно атипичной занятости, во-вторых, авторы современных англоязычных медийных публикаций стремятся к формированию прогрессивных взглядов на женщин и мужчин и диапазон ролей, доступных им в современном обществе.
Настоящая работа соответствует современной антропоцентрической парадигме в языкознании, а результаты проведённого анализа могут быть использованы для дальнейшего изучения роли массмедиа как одного из главных агентов гендерной социализации. Перспективным направлением представляются исследования конструирования фемининности и маскулинности лиц, занятых гендерно атипичной деятельностью, на материале других жанров и типов текста, что позволит выявить более полную языковую картину мира, существующую в коллективном сознании англоязычного социума.
1. Аксюченко М.А., Власова К.А. Словообразование как способ репрезентации гендера (на материале английского и русского языков) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2015. N 1. С. 239-244.
2. Алещанова И.В. Газетный текст как разновидность массово-информационного дискурса / И.В. Алещанова // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. Волгоград: Перемена, 2000. С. 64-75.
3. Антология гендерной теории / Под ред. Е. Гаповой, А.Р. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000. 384 с.
4. Арнольд И.В. Значение сильной позиции для интерпретации текста // Иностранные языки в школе, 1978. N 4. С. 23-31.
5. Балакина Ю.В., Товкес М.Ю. Лингвистические средства конструирования образа женщины-политика (на материале микроблога Твиттер) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 2019. N 16 (3). С. 381-399.
6. Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика / А.Н. Баранов. М.: Флинта: Наука, 2007. 592 с.
7. Белова Т.М. Гендерная метафора как отражение культурного концепта «Маскулинность» во французском языке: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Кемерово, 2007. 20 с.
8. Беневоленская Т.А. Портрет современника: очерк в газете. М.: Мысль, 1983. 133 с.
9. Бовуар С. де. Второй пол. Т. 1 и 2: Пер. с франц. / Общ. ред. и вступ. ст. С.Г. Айвазовой, коммент. М.В. Аристовой. М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997. 832 с.
10. Болдырев Н.Н. Проблемы вербальной коммуникации в когнитивном контексте // Вопросы когнитивной лингвистики, 2017. N 2. С. 5-14.
11. Борисова С.С. Персуазивные стратегии в аналитических жанрах медиатекста (на материале немецкого языка): дисс. ... к. филол. наук / С.С. Борисова. Орел, 2016. 250 с.
12. Варченко В.В. Цитатная речь в медиатексте: монография / В.В. Варченко. М.: Издательство ЛКИ, 2007. 240 с.
13. Ваховский Е.В. Трансформация занятости в условиях инновационного развития экономики: дис. ... канд. экон. наук. Саратов, 2016. 171 с.
14. Воронина О.А. Теоретико-методологические основы гендерных исследований / О.А. Воронина // Теория и методология гендерных исследований: курс лекций / под общ. ред. О.А. Ворониной. М.: МГЦИ ‒ МВШСЭН ‒ МФФ, 2001. С. 13-106.
15. Гречихин М.В. Современный русский медиадискурс языки толерантности: автореф. на соиск. ученой степ. канд. филол. наук: 10.02.01. Белгород, 2008. 159 с.
16. Григорян М.В. Пособие по журналистике / М.В. Григорян. М.: Права человека, 2007. 192 с.
17. Гриценко Е.С. Язык как средство конструирования гендера: дис. … д-ра филол. наук. Нижний Новгород, 2005. 405 с.
18. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра / С.М. Гуревич. М.: Аспект Пресс, 2004. 288 с.
19. Дикунов С.А. Трансформация занятости населения: тенденции и противоречия // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология, 2011. N 2. С. 42-44
20. Добросклонская Т.Г. Массмедийный дискурс как объект научного описания // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Гуманитарные науки, 2014. N 13 (184). Вып. 22. С. 181-187.
21. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ / Т.Г. Добросклонская. М.: Флинта, 2008. 202 с.
22. Довгаль Е.В. Роль лида в современной аналитической статье // Ставропольский государственный педагогический институт, 2012. Вып. 10. С. 372-376.
23. Дорохова Н.В. Анализ подходов к классификации форм нестандартной занятости населения // Вестник ВГУИТ, 2017. T. 79. N 1. С. 381-385.
24. Здравомыслова Е.А., Тёмкина А.А. 12 лекций по гендерной социологии: учебное пособие. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015. 768 с.
25. Здравомыслова Е.А., Тёмкина А.А. Государственное конструирование гендера в советском обществе // Журнал исследований социальной политики, 2003. N 3/4. С. 299-321.
26. Зеленина Е.В. «Портрет героя»: ценностно-смысловые и творческие аспекты // Вопр. теории и практики журналистики, 2014. N 2. С. 33-52.
27. Иванова Е.В. Антропоцентризм в пословице // Вопросы структуры английского языка в синхронии и диахронии. Антропоцентризм в языке и речи: Межвуз. сб. Спб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. Вып. 8. С. 162-168.
28. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996. 280 с.
29. Казак М.Ю. Специфика современного медиатекста / М.Ю. Казак // Лингвистика речи. Медиастилистика: колл. монография, посвященная 80-летию профессора Г.Я. Солганика. М.: Флинта: Наука, 2012. С. 320-334.
30. Карян Ю.С. Определение понятия занятости как характеристика рынка труда / Ю.С. Карян // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление, 2015. N 3. С. 56-61.
31. Кибрик А.А. О правомерности понятия «медийный дискурс» // Язык и дискурс средств массовой информации в XXI веке. М.: Академический проект, 2011. 374 с.
32. Кирилина А.В. Гендер: Лингвистические аспекты. М.: Институт социологии РАН, 1999. 180 с.
33. Кирилина А.В. Гендерные аспекты массовой коммуникации / А. В. Кирилина // Гендер как интрига познания / [сост. А.В. Кирилина]. М.: Рудомино, 2000. С. 47-80.
34. Кирилина А.В. Гендерные исследования в лингвистике и коммуникации / А.В. Кирилина. М.: РОССПЭН, 2004. 252 с.
35. Кирилина А.В. Исследование гендера в лингвистических научных дисциплинах / А.В. Кирилина // Гендерное образование в системе высшей школы: состояние и перспективы: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Иваново, 2003a. С. 132-136.
36. Кирилина А.В. Некоторые итоги гендерных исследований в российской лингвистике // Гендер: Язык, Культура, Коммуникация: сб. тез. Третьей Междунар. конф. «Гендер: язык, культура» 27-28 ноября 2003 г. М., 2003b. С. 12-13.
37. Коломоец Е.Е. Гендерная сегрегация в сфере труда // Экономика, социология и право, 2016. N 5. С. 93-95.
38. Косяков В.А. Стереотип как когнитивно-языковой феномен: на материалах СМИ, посвященных войне в Ираке: автореферат дис. ... канд. филолог. наук. Иркутск, 2009. 22 с.
39. Кочетков П.Н. Дискурс телевизионных новостей // Язык и дискурс средств массовой информации в XXI веке. М.: Академический проект, 2011. 374 с.
40. Красин Е. Трудовая миграция в Россию из стран ближнего зарубежья. Вопросы экономики / Е. Красин, 1996. N 1. 462 с.
41. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология / В. В. Красных. М.: ИТДГК «Гнозис», 2002. 284 с.
42. Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина / Под общ. ред. Е.С. Кубряковой. М.: Филол. фак. МГУ, 1996. 245 с.
43. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. / Е.С. Кубрякова. М.: Языки славянской культуры, 2004. 560 с.
44. Курилович Н.В. Гендерный анализ средств массовой информации: методологический аспект / Н. В. Курилович. Минск, 2010. С. 81-83.
45. Липпман У. Общественное мнение / Пер. с англ. Т.Б. Барчуновой. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с.
46. Мальцева И.О. Гендерная сегрегация и трудовая мобильность на российском рынке труда / И. О. Мальцева, С. Ю. Рощин. Гос. ун-т высш. шк. экономики. 2-е изд. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. 295 с.
47. Манаенко Г.Н. Дискурс в его отношении к речи, тексту и языку // Язык. Текст. Дискурс: межвуз. сборник научных статей. Ставрополь: Пятигорский государственный лингвистический университет, 2003. С. 26-40.
48. Маслова В.А. Лингвокультурология: Учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений. М: Издательский центр Академия, 2001. 208 с.
49. Мильчин А.Э. Справочник издателя и автора: редакционно-издательское оформление издания / А. Э. Мильчин, Л. К. Чельцова. 2-е изд., испр. и доп. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. 699 с.
50. Мудрая М.В. Лексико-семантическое поле гендера в фольклоре (на материале лирических песен) / М.В. Мудрая // Язык и культура: сборник материалов XXVII Международной научно-практической конференции / Под общей редакцией С.С. Чернова. Новосибирск: общество с ограниченной ответственностью "Центр развития научного сотрудничества", 2017. С. 149-159.
51. Ожигова Л.Н. Гендерная идентичность: поиск, достижение и самореализация личности, или очень личное о гендерной психологии // Человек. Сообщество. Управление, 2005. N 4. С. 45-56.
52. Прокудина О.Н. Гендерный дискурс-анализ речевых стратегий женской языковой личности (на материале русской и английской диалогической речи): дис. ... канд. филол. наук. Кемерово, 2002. 209 с.
53. Прохорова К.В. Заголовочный комплекс в медиатексте: особенности функционирования // Вестник СПбГУ, 2012. Сер. 9. Вып. 1. С. 238-246.
54. Пушкарёва Н.Л., Новикова Н.В. Становление феминистской антропологии // Ярославский педагогический вестник, 2010. N 3. С. 38-42.
55. Рожков В.В. Метафорическая художественная картина мира А. и Б. Стругацких (на материале романа Трудно быть богом): дис. … канд. филол. наук. Новосибирск, 2007. 177 с.
56. Рябова Т.Б. Пол власти: гендерные стереотипы в современной российской политике / Т.Б. Рябова. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2008. 246 с.
57. Серова И.Г. Онтология социальных фактов и специфика социальной когниции // Когнитивная лингвистика: механизмы и варианты языковой репрезентации. Сб. статей к юбилею проф. Н.П. Кобриной / Под ред. О.Е. Филимоновой, О.А. Кобриной, Ю.В. Шараповой. Спб.: Изд-во «ЛЕМА», 2010. С. 62-69.
58. Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». М.: Информация XXI век, 2002. 256 с.
59. Слышкин Г.Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты / Г.Г. Слышкин. Волгоград: Перемена, 2004. 340 с.
60. Сташкова М. А. Функционирование пословиц и антипословиц с гендерным компонентом в современном английском языке: дис. … канд. филол. наук. Москва, 2015. 231 с.
61. Сыров И.А. Функционально-семантическая классификация заглавий и их роль в организации текста // Филологические науки. 2002. № 3. С. 82-96.
62. Телия В.Н. Русская фразеология: Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты Текст. / В.Н. Телия. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 286 с.
63. Темникова Л.Б. К вопросу о типологии медиадискурса. Научный журнал КубГАУ, 2016. N 119. С. 984-996.
64. Товкес М.Ю. Лингвистические средства конструирования феминной идентичности (на материале современной английской лексикографии) / М.Ю. Товкес // Актуальные вопросы филологической науки XXI века: сборник статей VII Международной научной конференции молодых ученых (9 февраля 2018 г.): в 2-х ч. Ч. 1: Современные лингвистические исследования. Екатеринбург: УМЦ-УПИ, 2018. С. 112-118.
65. Усманова А. Гендер и культура в парадигме культурных исследований. // Введение в гендерные исследования. Часть 1: Учебное пособие. / ХЦГИ. СПб.: Алетейя, 2001. С. 427-464.
66. Фуко М. Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы. М.: Ad Marginem, 1999. 480 с.
67. Хомяков В.И., Андреева Е.А. Художественно-публицистические жанры печатных СМИ: история и современность: учебное пособие / В.И. Хомяков, Е.А. Андреева. Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2017. 304 с.
68. Черных О.Ю. Лингвистическое конструирование гендера. Мир науки, культуры, образования, 2018. N 4 (71). С. 562-565.
69. Чернявская В.Е. История в политике: лингвистический образ «своих» и «чужих» / В. Е. Чернявская, Е. Н. Молодыченко. М.: ЛЕНАНД, 2014. 200 с.
70. Шамелашвили М.А. Функционально-стилистические и лексикограмматические особенности газетных заголовков: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 1982. 25 с.
71. Шаховский В.И. Отражение эмоций в семантике слов // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. М., 1987. Т. 46. N 3. С. 237-243.
72. Шмелева О.Н. Дискурсивный анализ феминистских текстов (на материале проблемно-портретных очерков германского политического феминистского журнала «ЕММА»): дис. ... канд. филол. наук. Астрахань, 2006. 233 с.
73. Щелкунова Е.С. Публицистический текст в системе массовой коммуникации: специфика и функционирование. Воронеж: Родная речь, 2004. 189 с.
74. AllanK., CaponeA., KecskesI. PragmemesandTheoriesofLanguageUse. Cham: Springer, 2016. 910 p.
75. Au-pairsarerarelymale: Role names’ gender stereotype information across three languages / Gabriel U., Gygax P., Sarrasin O. [et al.] Behavior Research Methods, 2008. N 40. P. 206-212.
76. Austin J.L. How to Do Things with Words. Cambridge: Harvard University Press, 1962. 166 p.
77. Bandura A., Bussey K. Social cognitive theory of gender development and differentiation. Psychological review, 1999. N 106. P. 676-713.
78. Benwell B. Is there anything “new” about these lads? The textual and visual construction of masculinity in men’s magazines. // Gender Identity and Discourse Analysis: Discourse approaches to politics, society and culture. / ed. byL. Litosseliti, J. Sunderland, Amsterdam: Benjamins, 2002. P. 149-176.
79. Beverly F., LeinbachM., O’Boyle C. Gender labeling, gender stereotyping, and parenting behaviours. Developmental Psychology, 1992. N 28(2). P. 225-230.
80. Blackburn R.M., Jarman, J. Gendered occupations: Exploring the relationship between gender segregation and inequality. International Sociology, 2006. N 21(2). P. 289-315.
81. Bodine A. ‘Androcentrism in prescriptive grammar: singular “they”, sex-indefinite “he”, and “he or she” // The Feminist Critique of Language: A Reader / ed. by D. Cameron, London, New York: Routledge, 1990. P. 166-186.
82. Butler J. Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity. New York: Routledge, 1990. 172 p.
83. Caldas-Coulthard C.R. "On reporting reporting: the representation of speech in factual and fictional narratives." // Advances in Written Text Analysis / ed. by M. Coulthard. London: Routledge, 1994. P. 295-308.
84. Caldas-Coulthard C.R. ‘Women Who Pay for Sex. And Enjoy it’: Transgression versus Morality in Women’s Magazines’ / ed. by C.R. Coulthard, M. Coulthard // Texts and Practices. London: Routledge, 1996. P. 250-270.
85. Cameron D. Feminism and Linguistic Theory, 2nd ed. London: Macmillan, 1992. 257 p.
86. Coltrane S., Adams M. Work-family imagery and gender stereotypes: Television and the reproduction of difference // Journal of Vocational Behavior, 1997. N 50(2). P. 323-347.
87. CvencekD., Meltzoff A., Greenwald A. Math-gender stereotypes in elementary school children// Child Development, 2011. N 82(3). P. 766-779.
88. Devine P. Stereotypes and prejudice: their automatic and controlled components // Journal of Personality and Social Psychology, 1989. N 56(1). P. 5-18.
89. Dodson T.A., Borders L.D. Men in traditional and nontraditional careers: Gender role attitudes, gender role conflict, and job satisfaction// Career Development Quarterly, 2006. N 54(4). P. 283-296.
90. Eagly A.H. Sex Differences in Social Behavior: A Social-Role Interpretation. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1987. P.192.
91. Fairclough N. Language and Power. London: Longman, 1989. 259 p.
92. Fowler R. Language in the News: Discourse and Ideology in the Press. London: Routledge, 1991. 254 p.
93. Garfinkel H. Studies in ethnomethodology. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1967. 288 p.
94. Gottfredson L.S. Applying Gottfredson’s theory of circumscription and compromise in career guidance and counseling // Career development and counseling, putting theory and research to work / ed. by S.D. Brown, R.W. Lent, 2005. P. 71-100.
95. Graves S.B. Television and Prejudice Reduction: When Does Television as a Vicarious Experience Make a Difference? // The Journal of Social Issues, 1999. N 55(4). P. 707-727.
96. Gygax P., Gabriel U. Gender representation in language: More than meets the eye // Language-Cognition Interface: State of the Art / ed. by R.M. Mishra, N. Srinivasan, 2010. P. 72-92.
97. Hall S. The Work of Representation. / S. Hall // Representation: Cultural Representations and Signifying Practices /ed. by Milton Keynes, The Open University, 1997. P. 13-74.
98. Halliday M.A.K. An Introduction to Functional Grammar. London: Edward Arnold, 1985. 384 p.
99. Hermes J. Women and journalists first: a challenge to media professionals to realise democracy in practice, quality in journalism and an end to gender stereotyping. Strasbourg: Council of Europe, 2011. 37 p.
100. Holland J.L. Making Vocational Choices: A Theory of Vocational Personalities and Work Environments. 3rd Edition. Psychological Assessment Resources. Odessa, 1997. 303 p.
101. Lakhani S., Sacks A.,Heltberg R. 'They are not like us": Understanding Social Exclusion, 2014. 46 p.
102. Lakoff R. Language and Woman's Place. New York: Harper & Row, 1975. 328 p.
103. Leaper C. Gender and social-cognitive development // Handbook of Child Psychology and Developmental Science, Vol 2: Cognitive Processes / ed. by R.M. Lerner, L.S. Liben, U. Müller. New York: Wiley. 7th ed., 2015. P. 806-853.
104. Lent R.W., Brown S.D., Hackett G. Toward a unifying social cognitive theory of career and academic interest, choice, and performance // Journal of Vocational Behavior, 1994. N 45. P. 79-122.
105. Martin C.L., Halverson C. A schematic processing model of sex typing and stereotyping in children // Child Development, 1981. N 52(4). P. 1119-1134.
106. Martyna W. ‘Beyond the he/man approach: the case for nonsexist language’ // Language. Gender and Society / ed. by B. Thorne, C. Kramarae, N. Henley. Rowley, MA: Newbury House, 1983. P. 25-37.
107. McGarty C., Yzerbyt V.Y., Spears R. Stereotypes as Explanations. The formation of meaningful beliefs about social groups / C. McGarty, V.Y. Yzerbyt, R. Spears. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. 230 p.
108. McQuail D. McQuail’s Mass Communication Theory. Fifth edition. London: Sage, 2005. 616 p.
109. McRobbie A. ‘Jackie: an ideology of adolescent femininity’ // Popular Culture: Past and Present / ed. by B. Waites, T. Bennett, G. Martin. London: Croom Helm in association with Open University Press, 1982. P. 263-83.
110. Measuring and Explaining the Diversity of Voices and Viewpoints in the News: A comparative study on the determinants of content diversity of immigration news / Masini A., Aelst P., Zerback T. [et al.] Journalism Studies, 2018. N 19. P. 1-20.
111. Methods of Text and Discourse Analysis / Titscher S., Meyer M., Wodak R. [et al.] London: Sage, 2000. 278 p.
112. Michard-Marchal C., Ribéry C. Sexisme et Sciences Humaines. Pratique Linguistique du Rapport de Sexage. Lille: Presses Universitaires de Lille, 1982.