ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
1.1 Роль медиа в вооруженных конфликтах…………………………….…..6
1.2 Причины начала вооруженных конфликтов на постсоветском пространстве
1.2.1 Территориальный фактор конфликта………….………………14
1.2.2 Межэтнический фактор конфликта….………………………...15
1.2.3 Языковой фактор конфликта…………...……………..………..18
1.3 Вооруженный конфликт в Приднестровье………………………….…21
1.4 Вооруженный конфликт в Южной Осетии (2008)…………………….27
1.5 Вооруженный конфликт на востоке Украины…………………………31
Глава II. ОСВЕЩЕНИЕ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ В ПРИЗМЕ РОССИЙСКИХ СМИ…..38
2.1 Общие характеристики освещения вооруженного конфликта……….38
2.2 Контент-анализ публикаций посвященных освещению вооруженного конфликта
2.2.1Анализ материалов, опубликованных в предконфликтный период (на примере освещения украинского кризиса)…………………....42
2.2.2Анализ материалов, опубликованных во время активных боевых действий (на примере освещения вооруженного конфликта в Южной Осетии)…………………………………………………………...…45
2.2.3 Анализ материалов, опубликованных в период постконфликтной ситуации, на примере ситуации в Приднестровье……47
2.3Анализ релевантных материалов посвященных вооруженным конфликтам на постсоветском пространстве
2.3.1Анализ релевантных материалов посвященных освещению подготовки к вооруженному конфликту (на примере конфликта на востоке Украины)……………………………………………………………48
2.3.2Анализ релевантных материалов посвященных освещению активной фазы вооруженного конфликта (на примере конфликта в Южной Осетии)……………………………………………………………...55
2.3.3Анализ релевантных материалов посвященных освещению постконфликтной стадии вооруженного конфликта (на примере вооруженного конфликта в Приднестровье)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы вооруженных конфликтов объясняется нынешней геополитической ситуацией. Помимо вооруженных сил в конфликтах весомое место начали занимать каналы медиа и средства массовой информации, благодаря которым военный конфликт проходит процесс медиатизации и становится достоянием общественности.
Для широкой аудитории каналы СМИ являются единственным источником получения политической и военной информации. Поэтому в разных странах одни и те же события подвергаются своевольной интерпретации. Медиа не могут опровергнуть факт произошедшего события, тем более вооруженного конфликта, однако они вольны интерпретировать объективную реальность, которая существует вокруг конфликта.
В 21 веке, веке информационных технологий, слово «пропаганда», от которого несло кровавым авторитаризмом, было вытеснено словосочетанием «политический мейнстрим», который усердно укладывают в головы населения правильную общественную позицию при помощи каналов медиа и лидеров мнения. Например, вооруженные конфликты на Украине и в Грузии стали именно теми случаями, когда всем враждующим сторонам было необходимо быстро мобилизировать общественное сознание и поставить его на защиту своего общественного дискурса.
Особенное внимание уделено событиям, которые начались в Украине в ноябре 2013 года, стали переломным моментом в формировании идеологического сознания, как и Украины, так и России. Вовлечение широких народных масс в политическую повестку дня, стали основной целью руководств этих двух стран.
Информация, публикуемая в СМИ, является вторичной по отношению к произошедшему событию. Получая огласку через каналы СМИ, информация проходит процесс медиатизации. То есть корректировки информации в интересах вовлеченной стороны. То есть, федеральные СМИ спонсируемые государством будут корректировать информацию в интересах политического мейнстрима, а оппозиционные СМИ будут доносить противоположную позицию по данному вопросу. Так как альтернативные источники получения информации у аудитории отсутствуют, то мнения, которые транслируются в СМИ автоматически легализируются в сознании общественности. Из-за своей сложности и многослойности, объективную оценку вооруженному конфликту не способно дать ни одно СМИ.
Функции современной журналистики уже не ограничиваются банальным информированием общества, сегодня она должна уметь воодушевлять и деморализировать общественность, манипулировать вниманием аудитории и самое важное — корректировать недочеты «политического мейнстрима». Корректировать его не в действительности, а в медийном пространстве. То есть в представлении людей. То есть заниматься медиатизацией.
При слабой осведомленности аудитории в исторических и культурных аспектах, легко манипулировать общественным сознанием, так как никто не знает истинных интенций участников конфликта. В медийном поле добровольца легко превратить в наемника и наоборот. Повстанца можно превратить в террориста, карателя в освободителя и т.д. Так как аудитория не является прямым наблюдателем конфликта, она легко поддается имиджевым манипуляциям.
В современном медиа-дискурсе доминирует такое явление как «пост-правда», и манипуляции с информацией уже никого не удивляют. И стоит отметить высокую эффективность данных приемов, однако возникает более серьезный вопрос. Вопрос этики и ответственности перед аудиторией. СМИ должны оставаться ценностным ориентиром общества, а не окончательно превращаться в инструмент политических технологий.
Новизна данного научного исследования заключается в комплексном анализе своевольных интерпретаций вооруженных столкновений в призме СМИ противоборствующих сторон конфликта, а также в медиатизации культурно-исторического бэкграунда вооруженных конфликтов.
Объект исследования — материалы, опубликованные российскими СМИ во время вооруженных конфликтов на постсоветских территориях.
Предмет исследования — особенности освещения вооруженных конфликтов в постсоветском пространстве российскими СМИ
Цель работы — выявить закономерности в освещении российскими СМИ вооруженных конфликтов на постсоветском пространстве.
Задачи курсовой работы —
- изучить культурный и исторический бэкграунд конфликтов в постсоветском пространстве;
- рассмотреть подходы к типологизации конфликта;
- выявить трактовки конфликта в призме российских СМИ;
- проанализировать публикации, которые были посвящены теме конфликта;
Теоретическая база исследования состоит из работ в области конфликтологии, социологии, истории и теории журналистики, работы в области теории массовых коммуникаций, а также исследования посвященные манипулированию информацией.
Эмпирическая база исследования — материалы портала «РИА Новости».
Методологической базой исследования является лингвистический анализ публикаций.
Хронологические рамки ВКР – 1991-1993; 2008; 2013-2014.
Структура работы —выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Примеры освещения вооруженных конфликтов на постсоветской территории показывают, что основная цель средств массовых коммуникаций в ходе подобных явлений — защищать государственный политический мейнстрим, формировать лояльный по содержанию дискурс к позиции своего государства и оказывать конативный эффект, то есть мобилизировать пассионарно настроенную часть населения.
Именно сетевые СМИ и социальные сети показывают наибольшую эффективность в достижении вышеуказанных целей во время экстремальных событий. Однако это влечет за собой продуцирование огромного количества ложной информации в сети, а вследствие этого – широкое распространение такого явления как «пост-правда».
Конфликты на постсоветском пространстве показывают, что абсолютно объективными СМИ быть не могут, так как они являются заложниками политического процесса, становятся самостоятельными политическими акторами. А грамотно составленный фейковый материал является важным элементом политической борьбы, использованием которого не гнушаются даже авторитетные СМИ. Особенно в условиях вооруженного или военного конфликта, когда стратегически важно уметь манипулировать политической волей населения.
Каждая сторона заинтересована в возвышении и популяризации своих заслуг и в преувеличении потерь противоборствующей стороны – это представляется необходимым для достижения различных манипуляционных целей. Так как СМИ является посредником от источника к получателю, они становятся перед выбором: обслуживать интересы первого или второго субъекта. Однако в настоящее время наблюдается тренд самовольной трактовки события, его интерпретации.
На сегодняшний день, личность того, кто говорит и делится информацией, играет не меньшую роль, чем ее достоверность. Формируется неблагоприятная тенденция — степень достоверности информации начинает зависеть от авторитета и личности говорящего.
После рассмотрения методик манипулирования и воздействия на аудиторию в трех фазах конфликта (предварительной, активной и постконфликтной), мы пришли к выводу, что информация в российских СМИ подается исходя из ее политических интересов и в рамках идеологической конъюнктуры РФ. Это происходит, потому что Россия, проводя реинтеграционную политику по отношению к бывшим союзным республикам, играет ключевую роль в разрешении всех конфликтов. Мы являемся свидетелями информационного противоборства. Причем, борьба идет не за возможность получать информацию, а за возможность создавать и распространять информацию. Российская Федерация пытается сформировать новую информационную стратегию . И соответственно, России требуется лояльное к данной роли информационное освещение.
1. Геллнер Э. Нации и национализм / Э. Геллнер — М.: Прогресс, 1991.
2. Журналистика. Общество. Ценности: Коллективная монография / Ред.-сост. В.А. Сидоров. СПб.: Петрополис, 2012.
3. Ильченко С.Н. Политические игры в медиапространстве / С.Н. Ильченко — СПб.: ИВЭСЭП, 2017.
4. Ильченко С.Н. Шоу-цивилизация: конец реальности? / С.Н. Ильченко — СПб.: ИВЭСЭП, 2014.
5. Иссерс О.С. Речевое воздействие / О.С. Иссерс — М.: Флинта: Наука, 2011.
6. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза — М.: Эксмо, 2005.
7. Коньков В.И. Речевые технологии в массовой коммуникации / В.И. Коньков — СПб.: ВШЖиМК, 2015.
8. Корконосенко С.Г. Основы журналистской деятельности / С.Г. Корконосенко — М.: Юрайт, 2013.
9. Корконосенко С.Г. Политическая журналистика / С.Г. Корконосенко — М.: Юрайт, 2015.
10. Лабуш Н.С. Двойные стандарты: теоретические основы и массмедийная практика / Н.С. Лабуш, А.Ф. Тузова — СПб.: ВШЖиМК, 2011.
11. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов / М.М. Лебедева — М.: Аспект Пресс, 1999.
12. Михалева О.Л. Политический дискурс. Специфика манипулятивного воздействия / О.Л. Михалева — М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2009.
13. Попова, О. В. Политический анализ и прогнозирование: учебник / О. В. Попова. – М.: Аспект Пресс, 2011.
14. Соловьёв А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов / А.И. Соловьев — М.: Аспект Пресс, 2001.
15. Ушаков Н.А. Правовое регулирование использования силы в международных отношениях / Н.А. Ушаков — М.: Институт государства и права РАН, 1997.
16. Чудинов А.П. Политическая лингвистика: Учебное пособие / А.П. Чудинов — М.: Издательства «Флинта», «Наука», 2006.
Учебные пособия, лекции
Диссертации
17. Коновалова О.В. Тенденции развития региональной системы телекоммуникаций (на материалах телевидения Юга России) / О.В. Коновалова — Ростов н/Д, 2002.
18. Пашковский П.И. Интеграционная политика России на постсоветском пространстве (1991 – 2011) / П.И. Пашковский — Киев, 2012.
Научные статьи
На русском языке:
19. Акопова Д.Р. Стратегии и тактики политического дискурса / Д.Р. Акопова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. — 2013. — № 6(1). — С. 403.
20. Батырь В.А. Международно-правовая регламентация применения средств ведения вооруженной борьбы в международных вооруженных конфликтах / В.А. Батырь // Государство и право. — 2001. — №10. – С 62.
21. Батырь В.А. Новый международно-правовой формат вооруженных конфликтов XXI века (По событиям в Южной Осетии И Абхазии) / В.А. Батырь // Электронный научный журнал проблемы безопасности — 2008.—№1. — С. 3.
22. Блищенко В.И. Приднестровская Молдавская Республика: 25 лет по пути независимости / В.И. Блищенко // Научно-аналитический журнал обозреватель – Observer. — 2016. — №7(318). — С. 59.
23. Большаков А.Г. Возможности политического урегулирования "замороженных конфликтов" в постсоветских странах, или почему Приднестровье не Косово? / А.Г. Большаков // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС — 2007. — №3. — С. 51.
24. Бражалович Ф.Л. Российская миротворческая операция в Приднестровье: прошлое и настоящее / Ф.Л. Бражалович, М.И. Ключников, Н.Л. Туров // Вестник Пермского Университета. Серия: Политология. — 2016. —№2. — С. 138.
25. Владимиров В.И. Об актуальных подходах к обеспечению стратегической безопасности на постсоветском пространстве / В.И. Владимиров // Пути к миру и безопасности. — 2012. — №2(43). — С. 26.
26. Володенков С.В. Современная политическая коммуникация как инструмент манипулирования общественным сознанием / С.В. Володенков // Вестник московского университа. серия 12. политические науки. — 2012. — № 5. — С. 90.
27. Голубев С.М. Система СМИ Украины в 1991—2014 гг. — основные этапы развития и их особенности Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики / С.М. Голубев // Грамота. — 2015.— № 1 (51): в 2-х ч. Ч. II. — С. 42.
28. Грачев М.Н. Средства коммуникации как инструмент преобразования социально-политической действительности / М.Н. Грачев // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2001. – №3. — С. 99.
29. Гуров В.А. Отечественные вооружённые силы Российской Федерации в миротворческой операции в Южной Осетии (1992-2008 гг.) / В.А. Гуров // Карельский научный журнал — 2015. — №2(15). — С. 66.
30. Жаботинская С. А. Язык как оружие в войне мировоззрений. Майдан — Антимайдан. Словарь лексических инноваций / С.А. Жаботинская // УАКЛиП. — 2015. — С. 30.
31. Иванова С.В. Политическая коммуникация как образец речевого манипулирования / С.В. Иванова, Р.Т. Садуов // Политическая лингвистика. — 2008. — №2(25). — С. 56.
32. Киричёк П.Н. Политика в фокусе прессы: виртуальная ответственность // Журналистика в мире политики: перед будущим: Материалы секционного заседания «Дни Петербургской философии-2008» / Ред.-сост. В.А. Сидоров. СПб, 2009.
33. Клюев Ю.В. Дискурс в массовой коммуникации (междисциплинарные характеристики, концепции.подходы) / Ю.В. Клюев // Вестник СПбГУ. Серия 9. — 2013. — №1. — С. 216.
34. Кокшарова А.М. Политическая коммуникация как фактор публичной политики / А.М. Кокшарова // Власть. — 2009. — №7.— С. 63.
35. Лабуш Н.С. Информационная война: от практики к теории и от теории к практике / Н.С. Лабуш // Международная журналистика-2018: глобальные вызовы, региональное партнерство и медиа. — 2018. — С. 170.
36. Лабуш Н.С. Медиатизация политического процесса: сущность и условия проявления / Н.С. Лабуш // Век информации. — 2016. — №4. — С. 22.
37. Материалы выступлений актива Молодёжного научного общества на XI научно-практической конференции. 23 марта 2015 года: статья в сборнике трудов конференции / Иследователь. — М.: ООО "Издательство "Спутник+", 2015. — С. 82.
38. Млечко М.Е. Этнополитические процессы в новых независимых государствах на постсоветском и постъюгославском пространстве / М.Е. Млечко // Научно-аналитический журнал обозреватель – Observer — 2018. — №3(338). — С. 59.
39. Нарочницкая Е.А. Многообразный сепаратизм: проблема типологии и европейские реальности. / Е.А. Нарочницкая // Актуальные проблемы Европы — 2015. — №1. — С. 47.
40. Неврюев К.Б. Этнический сепаратизм и национальная безопасность государства / К.Б Неврюев, Т.А. Абдулмуталинова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук — 2017. — №11s. — С. 176.
41. Никитин А.И. Эволюция изучения проблематики конфликтов в контексте международной безопасности в постсоветской России / А.И. Никитин // Вестник МГИМО Университета. — 2016. — №5(50). — С. 49.
42. Никонов С.Н., Лабуш Н.С. Международнная журналистика как субъект ноополитики / С.Н. Никонов, Н.С. Лабуш // Международная журналистика-2017: идея интеграции интеграций и медиа. — 2017.— С. 204.
43. Решетникова В.А. Приднестровье: история зарождения и существования непризнанного государства / В.А. Решетникова, Е.А. Бадюл // Молодой ученый — 2016. — №23(127). — С. 391.
44. Тимошев Р.М. Право наций на самоопределение и современные межнациональные конфликты / Р.М. Тимошев // Вестник Военного Университета. — 2008. — №3. — С. 53.
45. Фурсов К. К. «Мягкая», «жёсткая» и «умная» сила в политическом дискурсе международного кризиса вокруг Украины / К.К. Фурсов // Дискурс-Пи. — 2014. — № 2-3 / том 11. — С. 131.
46. Человек на войне: Сборник материалов научно-практической конференции. 12 декабря 2014 год: материалы научно-практической конференции / ГБУ ДМ «Форпост». — СПб.: ГБУ ДМ «Форпост», 2015. — С. 252.
47. Чепиницкая П. Р. Категория «соотечественники за рубежом» в модусе этносоциологии / П.Р. Чепиницкая // Теория и практика общественного развития. — 2011. — №8. — С. 102.
На иностранных языках:
48. Bogdanova T. Unexpected revolution: the role of social media in Ukraine’s Euromaidan uprising / T. Bogdanova // European View. Vol. 13. — 2014. —№1. —С.142.
49. KulikV. The media at the time of unrest: a report of a Maidan participant / V. Kulik // Russian Journal of Communication.Vol. 6. — 2014. — №2. — С.185.