Российские СМИ о вооруженных конфликтах на постсоветском пространстве
|
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
1.1 Роль медиа в вооруженных конфликтах…………………………….…..6
1.2 Причины начала вооруженных конфликтов на постсоветском пространстве
1.2.1 Территориальный фактор конфликта………….………………14
1.2.2 Межэтнический фактор конфликта….………………………...15
1.2.3 Языковой фактор конфликта…………...……………..………..18
1.3 Вооруженный конфликт в Приднестровье………………………….…21
1.4 Вооруженный конфликт в Южной Осетии (2008)…………………….27
1.5 Вооруженный конфликт на востоке Украины…………………………31
Глава II. ОСВЕЩЕНИЕ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ В ПРИЗМЕ РОССИЙСКИХ СМИ…..38
2.1 Общие характеристики освещения вооруженного конфликта……….38
2.2 Контент-анализ публикаций посвященных освещению вооруженного конфликта
2.2.1Анализ материалов, опубликованных в предконфликтный период (на примере освещения украинского кризиса)…………………....42
2.2.2Анализ материалов, опубликованных во время активных боевых действий (на примере освещения вооруженного конфликта в Южной Осетии)…………………………………………………………...…45
2.2.3 Анализ материалов, опубликованных в период постконфликтной ситуации, на примере ситуации в Приднестровье……47
2.3Анализ релевантных материалов посвященных вооруженным конфликтам на постсоветском пространстве
2.3.1Анализ релевантных материалов посвященных освещению подготовки к вооруженному конфликту (на примере конфликта на востоке Украины)……………………………………………………………48
2.3.2Анализ релевантных материалов посвященных освещению активной фазы вооруженного конфликта (на примере конфликта в Южной Осетии)……………………………………………………………...55
2.3.3Анализ релевантных материалов посвященных освещению постконфликтной стадии вооруженного конфликта (на примере вооруженного конфликта в Приднестровье)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава I. ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
1.1 Роль медиа в вооруженных конфликтах…………………………….…..6
1.2 Причины начала вооруженных конфликтов на постсоветском пространстве
1.2.1 Территориальный фактор конфликта………….………………14
1.2.2 Межэтнический фактор конфликта….………………………...15
1.2.3 Языковой фактор конфликта…………...……………..………..18
1.3 Вооруженный конфликт в Приднестровье………………………….…21
1.4 Вооруженный конфликт в Южной Осетии (2008)…………………….27
1.5 Вооруженный конфликт на востоке Украины…………………………31
Глава II. ОСВЕЩЕНИЕ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ В ПРИЗМЕ РОССИЙСКИХ СМИ…..38
2.1 Общие характеристики освещения вооруженного конфликта……….38
2.2 Контент-анализ публикаций посвященных освещению вооруженного конфликта
2.2.1Анализ материалов, опубликованных в предконфликтный период (на примере освещения украинского кризиса)…………………....42
2.2.2Анализ материалов, опубликованных во время активных боевых действий (на примере освещения вооруженного конфликта в Южной Осетии)…………………………………………………………...…45
2.2.3 Анализ материалов, опубликованных в период постконфликтной ситуации, на примере ситуации в Приднестровье……47
2.3Анализ релевантных материалов посвященных вооруженным конфликтам на постсоветском пространстве
2.3.1Анализ релевантных материалов посвященных освещению подготовки к вооруженному конфликту (на примере конфликта на востоке Украины)……………………………………………………………48
2.3.2Анализ релевантных материалов посвященных освещению активной фазы вооруженного конфликта (на примере конфликта в Южной Осетии)……………………………………………………………...55
2.3.3Анализ релевантных материалов посвященных освещению постконфликтной стадии вооруженного конфликта (на примере вооруженного конфликта в Приднестровье)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы вооруженных конфликтов объясняется нынешней геополитической ситуацией. Помимо вооруженных сил в конфликтах весомое место начали занимать каналы медиа и средства массовой информации, благодаря которым военный конфликт проходит процесс медиатизации и становится достоянием общественности.
Для широкой аудитории каналы СМИ являются единственным источником получения политической и военной информации. Поэтому в разных странах одни и те же события подвергаются своевольной интерпретации. Медиа не могут опровергнуть факт произошедшего события, тем более вооруженного конфликта, однако они вольны интерпретировать объективную реальность, которая существует вокруг конфликта.
В 21 веке, веке информационных технологий, слово «пропаганда», от которого несло кровавым авторитаризмом, было вытеснено словосочетанием «политический мейнстрим», который усердно укладывают в головы населения правильную общественную позицию при помощи каналов медиа и лидеров мнения. Например, вооруженные конфликты на Украине и в Грузии стали именно теми случаями, когда всем враждующим сторонам было необходимо быстро мобилизировать общественное сознание и поставить его на защиту своего общественного дискурса.
Особенное внимание уделено событиям, которые начались в Украине в ноябре 2013 года, стали переломным моментом в формировании идеологического сознания, как и Украины, так и России. Вовлечение широких народных масс в политическую повестку дня, стали основной целью руководств этих двух стран.
Информация, публикуемая в СМИ, является вторичной по отношению к произошедшему событию. Получая огласку через каналы СМИ, информация проходит процесс медиатизации. То есть корректировки информации в интересах вовлеченной стороны. То есть, федеральные СМИ спонсируемые государством будут корректировать информацию в интересах политического мейнстрима, а оппозиционные СМИ будут доносить противоположную позицию по данному вопросу. Так как альтернативные источники получения информации у аудитории отсутствуют, то мнения, которые транслируются в СМИ автоматически легализируются в сознании общественности. Из-за своей сложности и многослойности, объективную оценку вооруженному конфликту не способно дать ни одно СМИ.
Функции современной журналистики уже не ограничиваются банальным информированием общества, сегодня она должна уметь воодушевлять и деморализировать общественность, манипулировать вниманием аудитории и самое важное — корректировать недочеты «политического мейнстрима». Корректировать его не в действительности, а в медийном пространстве. То есть в представлении людей. То есть заниматься медиатизацией.
При слабой осведомленности аудитории в исторических и культурных аспектах, легко манипулировать общественным сознанием, так как никто не знает истинных интенций участников конфликта. В медийном поле добровольца легко превратить в наемника и наоборот. Повстанца можно превратить в террориста, карателя в освободителя и т.д. Так как аудитория не является прямым наблюдателем конфликта, она легко поддается имиджевым манипуляциям.
В современном медиа-дискурсе доминирует такое явление как «пост-правда», и манипуляции с информацией уже никого не удивляют. И стоит отметить высокую эффективность данных приемов, однако возникает более серьезный вопрос. Вопрос этики и ответственности перед аудиторией. СМИ должны оставаться ценностным ориентиром общества, а не окончательно превращаться в инструмент политических технологий.
Новизна данного научного исследования заключается в комплексном анализе своевольных интерпретаций вооруженных столкновений в призме СМИ противоборствующих сторон конфликта, а также в медиатизации культурно-исторического бэкграунда вооруженных конфликтов.
Объект исследования — материалы, опубликованные российскими СМИ во время вооруженных конфликтов на постсоветских территориях.
Предмет исследования — особенности освещения вооруженных конфликтов в постсоветском пространстве российскими СМИ
Цель работы — выявить закономерности в освещении российскими СМИ вооруженных конфликтов на постсоветском пространстве.
Задачи курсовой работы —
- изучить культурный и исторический бэкграунд конфликтов в постсоветском пространстве;
- рассмотреть подходы к типологизации конфликта;
- выявить трактовки конфликта в призме российских СМИ;
- проанализировать публикации, которые были посвящены теме конфликта;
Теоретическая база исследования состоит из работ в области конфликтологии, социологии, истории и теории журналистики, работы в области теории массовых коммуникаций, а также исследования посвященные манипулированию информацией.
Эмпирическая база исследования — материалы портала «РИА Новости».
Методологической базой исследования является лингвистический анализ публикаций.
Хронологические рамки ВКР – 1991-1993; 2008; 2013-2014.
Структура работы —выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Для широкой аудитории каналы СМИ являются единственным источником получения политической и военной информации. Поэтому в разных странах одни и те же события подвергаются своевольной интерпретации. Медиа не могут опровергнуть факт произошедшего события, тем более вооруженного конфликта, однако они вольны интерпретировать объективную реальность, которая существует вокруг конфликта.
В 21 веке, веке информационных технологий, слово «пропаганда», от которого несло кровавым авторитаризмом, было вытеснено словосочетанием «политический мейнстрим», который усердно укладывают в головы населения правильную общественную позицию при помощи каналов медиа и лидеров мнения. Например, вооруженные конфликты на Украине и в Грузии стали именно теми случаями, когда всем враждующим сторонам было необходимо быстро мобилизировать общественное сознание и поставить его на защиту своего общественного дискурса.
Особенное внимание уделено событиям, которые начались в Украине в ноябре 2013 года, стали переломным моментом в формировании идеологического сознания, как и Украины, так и России. Вовлечение широких народных масс в политическую повестку дня, стали основной целью руководств этих двух стран.
Информация, публикуемая в СМИ, является вторичной по отношению к произошедшему событию. Получая огласку через каналы СМИ, информация проходит процесс медиатизации. То есть корректировки информации в интересах вовлеченной стороны. То есть, федеральные СМИ спонсируемые государством будут корректировать информацию в интересах политического мейнстрима, а оппозиционные СМИ будут доносить противоположную позицию по данному вопросу. Так как альтернативные источники получения информации у аудитории отсутствуют, то мнения, которые транслируются в СМИ автоматически легализируются в сознании общественности. Из-за своей сложности и многослойности, объективную оценку вооруженному конфликту не способно дать ни одно СМИ.
Функции современной журналистики уже не ограничиваются банальным информированием общества, сегодня она должна уметь воодушевлять и деморализировать общественность, манипулировать вниманием аудитории и самое важное — корректировать недочеты «политического мейнстрима». Корректировать его не в действительности, а в медийном пространстве. То есть в представлении людей. То есть заниматься медиатизацией.
При слабой осведомленности аудитории в исторических и культурных аспектах, легко манипулировать общественным сознанием, так как никто не знает истинных интенций участников конфликта. В медийном поле добровольца легко превратить в наемника и наоборот. Повстанца можно превратить в террориста, карателя в освободителя и т.д. Так как аудитория не является прямым наблюдателем конфликта, она легко поддается имиджевым манипуляциям.
В современном медиа-дискурсе доминирует такое явление как «пост-правда», и манипуляции с информацией уже никого не удивляют. И стоит отметить высокую эффективность данных приемов, однако возникает более серьезный вопрос. Вопрос этики и ответственности перед аудиторией. СМИ должны оставаться ценностным ориентиром общества, а не окончательно превращаться в инструмент политических технологий.
Новизна данного научного исследования заключается в комплексном анализе своевольных интерпретаций вооруженных столкновений в призме СМИ противоборствующих сторон конфликта, а также в медиатизации культурно-исторического бэкграунда вооруженных конфликтов.
Объект исследования — материалы, опубликованные российскими СМИ во время вооруженных конфликтов на постсоветских территориях.
Предмет исследования — особенности освещения вооруженных конфликтов в постсоветском пространстве российскими СМИ
Цель работы — выявить закономерности в освещении российскими СМИ вооруженных конфликтов на постсоветском пространстве.
Задачи курсовой работы —
- изучить культурный и исторический бэкграунд конфликтов в постсоветском пространстве;
- рассмотреть подходы к типологизации конфликта;
- выявить трактовки конфликта в призме российских СМИ;
- проанализировать публикации, которые были посвящены теме конфликта;
Теоретическая база исследования состоит из работ в области конфликтологии, социологии, истории и теории журналистики, работы в области теории массовых коммуникаций, а также исследования посвященные манипулированию информацией.
Эмпирическая база исследования — материалы портала «РИА Новости».
Методологической базой исследования является лингвистический анализ публикаций.
Хронологические рамки ВКР – 1991-1993; 2008; 2013-2014.
Структура работы —выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Примеры освещения вооруженных конфликтов на постсоветской территории показывают, что основная цель средств массовых коммуникаций в ходе подобных явлений — защищать государственный политический мейнстрим, формировать лояльный по содержанию дискурс к позиции своего государства и оказывать конативный эффект, то есть мобилизировать пассионарно настроенную часть населения.
Именно сетевые СМИ и социальные сети показывают наибольшую эффективность в достижении вышеуказанных целей во время экстремальных событий. Однако это влечет за собой продуцирование огромного количества ложной информации в сети, а вследствие этого – широкое распространение такого явления как «пост-правда».
Конфликты на постсоветском пространстве показывают, что абсолютно объективными СМИ быть не могут, так как они являются заложниками политического процесса, становятся самостоятельными политическими акторами. А грамотно составленный фейковый материал является важным элементом политической борьбы, использованием которого не гнушаются даже авторитетные СМИ. Особенно в условиях вооруженного или военного конфликта, когда стратегически важно уметь манипулировать политической волей населения.
Каждая сторона заинтересована в возвышении и популяризации своих заслуг и в преувеличении потерь противоборствующей стороны – это представляется необходимым для достижения различных манипуляционных целей. Так как СМИ является посредником от источника к получателю, они становятся перед выбором: обслуживать интересы первого или второго субъекта. Однако в настоящее время наблюдается тренд самовольной трактовки события, его интерпретации.
На сегодняшний день, личность того, кто говорит и делится информацией, играет не меньшую роль, чем ее достоверность. Формируется неблагоприятная тенденция — степень достоверности информации начинает зависеть от авторитета и личности говорящего.
После рассмотрения методик манипулирования и воздействия на аудиторию в трех фазах конфликта (предварительной, активной и постконфликтной), мы пришли к выводу, что информация в российских СМИ подается исходя из ее политических интересов и в рамках идеологической конъюнктуры РФ. Это происходит, потому что Россия, проводя реинтеграционную политику по отношению к бывшим союзным республикам, играет ключевую роль в разрешении всех конфликтов. Мы являемся свидетелями информационного противоборства. Причем, борьба идет не за возможность получать информацию, а за возможность создавать и распространять информацию. Российская Федерация пытается сформировать новую информационную стратегию . И соответственно, России требуется лояльное к данной роли информационное освещение.
Именно сетевые СМИ и социальные сети показывают наибольшую эффективность в достижении вышеуказанных целей во время экстремальных событий. Однако это влечет за собой продуцирование огромного количества ложной информации в сети, а вследствие этого – широкое распространение такого явления как «пост-правда».
Конфликты на постсоветском пространстве показывают, что абсолютно объективными СМИ быть не могут, так как они являются заложниками политического процесса, становятся самостоятельными политическими акторами. А грамотно составленный фейковый материал является важным элементом политической борьбы, использованием которого не гнушаются даже авторитетные СМИ. Особенно в условиях вооруженного или военного конфликта, когда стратегически важно уметь манипулировать политической волей населения.
Каждая сторона заинтересована в возвышении и популяризации своих заслуг и в преувеличении потерь противоборствующей стороны – это представляется необходимым для достижения различных манипуляционных целей. Так как СМИ является посредником от источника к получателю, они становятся перед выбором: обслуживать интересы первого или второго субъекта. Однако в настоящее время наблюдается тренд самовольной трактовки события, его интерпретации.
На сегодняшний день, личность того, кто говорит и делится информацией, играет не меньшую роль, чем ее достоверность. Формируется неблагоприятная тенденция — степень достоверности информации начинает зависеть от авторитета и личности говорящего.
После рассмотрения методик манипулирования и воздействия на аудиторию в трех фазах конфликта (предварительной, активной и постконфликтной), мы пришли к выводу, что информация в российских СМИ подается исходя из ее политических интересов и в рамках идеологической конъюнктуры РФ. Это происходит, потому что Россия, проводя реинтеграционную политику по отношению к бывшим союзным республикам, играет ключевую роль в разрешении всех конфликтов. Мы являемся свидетелями информационного противоборства. Причем, борьба идет не за возможность получать информацию, а за возможность создавать и распространять информацию. Российская Федерация пытается сформировать новую информационную стратегию . И соответственно, России требуется лояльное к данной роли информационное освещение.
Подобные работы
- ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ НЕПРИЗНАННЫХ И ЧАСТИЧНО ПРИЗНАННЫХ ГОСУДАРСТВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ АБХАЗИИ, ЮЖНОЙ ОСЕТИИ, ПРИДНЕСТРОВЬЯ И НАГОРНОГО КАРАБАХА)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И КРИЗИСЫ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ В КОНЦЕ XX - НАЧ. XXI ВВ. (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКО-ГРУЗИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И КРИЗИСЫ НА
ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ В КОНЦЕ XX - НАЧ. XXI ВВ.
(НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКО-ГРУЗИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ НЕПРИЗНАННЫХ ГОСУДАРСТВ: ЭВОЛЮЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - «МЕДИАТИЗАЦИЯ РОССИЙСКО-ГРУЗИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ
В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД»
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - МЕДИАТИЗАЦИЯ РОССИЙСКО-ГРУЗИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - Участие Республики Армения в экономических интеграционных объединениях на постсоветском пространстве
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2019 - Миротворческая роль России в странах ближнего зарубежья
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - Гражданская война в Таджикистане и роль России в ее урегулировании (1992-1997 гг.)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



