Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Речевой портрет религиозного публициста

Работа №134084

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы75
Год сдачи2016
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
50
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Церковное красноречие как речевой феномен 8
1.1 Проповедь в гомилетике 8
1.2 Риторические каноны в святоотеческой традиции и современной православной риторике 17
1.3 Публицистический потенциал современной православной риторики 22
Глава 2. Речевой портрет современного православного публициста 27
2.1 «Речевой портрет публициста» как лингвостилистическое понятие 27
2.2 Профессиональная деятельность и риторическая программа протоиерея Андрея Ткачева 30
2.3 Православный публицист: проблема феноменальности профессионального владения речью 51
2.3.1 Церковная проповедь 52
2.3.2 «Внецерковная проповедь» 55
2.3.3 Проблемная статья 61
Заключение 67
Список использованных источников и литературы 70
Приложение 75


С конца прошлого века можно наблюдать постоянное повышение интереса к религиозной тематике в современном российском медиапространстве. Год за годом растет число публикаций, посвященных Русской православной церкви и ее служителям, однако, характер этих публикаций далеко не однозначен. Появление новых медиа, распространение Интернета и рост блогерской сети, а также особенности государственной внутренней политики все более привлекают внимание массовой аудитории к событиям внутренней жизни Русской православной церкви. Как правило, информационными поводами становятся контакты политических и религиозных деятелей, участие представителей церкви в политических и общественных событиях. Это участие зачастую оценивается аудиторией как возвышение статуса религиозных институтов, к чему многие относятся негативно. С другой стороны, мы также наблюдаем процессы, в результате которых Русская православная церковь становится более открытой, появляется на медиаплощадках. Однако, как можно судить по всевозрастающей критике в адрес церкви, все эти изменения не приносят институту церкви положительных плодов в работе с общественным мнением.
Наряду с внешними межинституциональными контактами и работой над своим образом Русская православная церковь по-прежнему должна осуществлять эффективное взаимодействие с людьми, исповедующими православие, а также с теми, кто сомневается в своих религиозных предпочтениях. Важно напомнить, что институт церкви понимается в христианском учении как средство к Спасению человека. Церковь выступает посредником между Богом и человеком, а обязанностью священнослужителей является распространение истин православного учения как возможности спасения. Сегодня церковные проповедники используют все существующие медиа (от печатных СМИ до видеоблогов) для контакта с аудиторией.
В современных условиях важнейшим инструментом создания и поддержания положительного образа церкви в целом и личности ее представителя в частности является проповедь. Однако стоит отметить, что внецерковная проповедническая деятельность православных священнослужителей имеет определенную специфику, обусловленную многими факторами: выбором медиа, формой контакта с адресатом и преследуемыми проповедником целями. Подобное положение противоречит привычному представлению о православной проповеди, которая является достаточно каноничной и консервативной формой коммуникации, и, возможно, очередной раз свидетельствует о существующих проблемах церкви в работе с общественным мнением.
В таких условиях, а также при обострившейся для Русской православной церкви необходимости работы над своим публичным образом встает важный вопрос о сохранении канонов традиционной православной проповеди при одновременном усилении эффективности проповеднического публицистического сообщения в условиях современного медиадискурса.
Все эти обстоятельства, характеризующие в том или ином аспектепроцесс современного взаимодействия церкви с массовой аудиторией, а также возникшая потребность определения места Русской православной церкви в современном медийном пространстве и в поиске путей эффективного положительного взаимодействия православных публицистов с адресатом обуславливают актуальность нашего исследования.
Новизна данной работы определяется тем, что в современной лингвистике не осуществлялся комплексный анализ современного религиозного публицистического текста как отражения речевого поведения проповедника, не определены особенности речевого воздействия в данном текстотипеи тенденции развития современной православной публицистики в целом.
Объект исследования составляют тексты и публичные выступления популярного православного проповедника Андрея Ткачева, опубликованные с 2014 по 2016 год на электронном ресурсе Русской православной церкви «Православие.ру» (http://www.pravoslavie.ru), а также на личном сайте проповедника «Проповеди протоиерея Андрея Ткачева» (http://www.andreytkachev.com).
Предметом исследования является речевая специфика проповеднических выступлений протоиерея Андрея Ткачева в соотнесении с традициями классической гомилетики.
В качестве эмпирического материала используются следующие авторские материалы Андрея Ткачева, опубликованные в период 2014-2016 гг.: классические церковные проповеди Андрея Ткачева, прочитанные им в Киеве и Москве, а также материалы авторских программ «Доброе утро с протоиереем Андреем Ткачевым», «Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым», «Святая правда» и статьи, публикуемые автором в Интернете.
Выбор публичной речевой деятельности Андрея Ткачева в качестве предмета исследования обусловлен тем, что он занят активной проповеднической деятельностью на протяжении всей его пастырской жизни, что составляет более двадцати лет. А. Ткачев не ограничивается традиционными формами взаимодействия с аудиторией как, например, проповедь по окончании литургии, а использует все современные медиа для распространения православного учения. Он имеет опыт работы на телевидении, радио, занимается писательской деятельностью, является постоянным автором православных Интернет-порталов и нескольких блогов, основу которых составляют ежедневные и еженедельные видеообращения. В своих выступлениях он придерживается критичных взглядов и затрагивает наиболее острые темы, что получает одобрение большинства православной аудитории. А. Ткачев имеет сан протоиерея, который в православной церкви является наградой, а также Андрей Ткачев был награжден митрой. На наш взгляд, А. Ткачев является наиболее активным и популярным, следовательно, эффективным проповедником современной православной церкви, а его опыт, сан и известность позволяют нам выбрать его творчество в качестве объекта анализа.
Теоретическую базу исследования составляет специальная литература, которую можно классифицировать следующим образом:
1) труды по истории и теории гомилетики таких авторов, как Н.И. Барсов, Епископ Феодосий (Бильченко), А.В. Владимиров, М.М. Сперанский, В.П. Зубов, Р.В. Жолудь и т.д.;
2) работы по риторике и лингвистике, среди которых наиболее значимыми являются труды Т.Г. Хазагерова, М.А. Куроедовой, О.А. Прохватиловой;
3) тексты, которые лежат в основе проповедования как формы речевой деятельности и до сих пор являются фундаментом гомилетики, например, первые работы по гомилетике блаженного Аврелия Августина или труды Святого отца Иоанна Златоуста.
В ходе исследования были использованы как общенаучные методы (исторический, анализ, синтез, сравнение), так и эмпирические (лингвостилистический, целостный анализ медиатекста).
Целью исследования является создание речевого портрета популярного православного публициста.
На пути к достижению данной цели мы решим следующие задачи исследования:
1) создать терминологическую базу исследования;
2) проследить развитие науки о церковном красноречии и определить ее основные задачи;
3) выявить фундаментальные содержательные и жанровые характеристики традиционной православной проповеди;
4) определить публицистический потенциал православной проповеди и ее особенности как речевого произведения;
5) установить характер соответствия проповедей Андрея Ткачева гомилетическому канону, определить оригинальность риторической программы проповедника;
6) выявить ключевые особенности речевого портрета А. Ткачева и дать оценку эффективности выбранной проповедником стратегии взаимодействия с аудиторией.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и электронных источников, а также приложения. В первой главе мы исследовали эволюцию жанра проповеди, описали риторические каноны, сформированные в святоотеческой традиции и модернизированные современной православной риторикой, а также попытались определить публицистический потенциал православной публицистики.
В рамках второй главы мы определили «речевой портрет публициста» как лингвостилистическое понятие, выявили риторическую программу Андрея Ткачева, определили основные принципы и установки его риторической деятельности и характеристики речевого портрета, а также обратились к проблеме феноменальности профессиональной речевой деятельности православного публициста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данном исследовании была предпринята попытка выявления речевой специфики проповеднических выступлений современного православного проповедника и публициста протоиерея Андрея Ткачева.
В ходе исследования мы определили, что жанр православной церковной проповеди претерпевает в наши дни определенные изменения, связанные с необходимостью поиска эффективных способов коммуникации с массовой аудиторией. Современное положение Русской православной церкви, обусловленное многими историческими и политическими факторами, также усложняется необходимостью гармоничного соединения канонических риторических традиций с тенденциями современных медиа. Протоиерей Андрей Ткачев является тем человеком, который в существующих условиях смог выработать не только полную риторическую программу своего творчества, но и найти стратегии эффективного взаимодействия как с воцерковленной, так и с массовой аудиторией.
Риторическая программа протоиерея определяется следующими положениями: необходимостью распространения идей православного учения с целью возродить Россию в качестве Святой Руси, прекращением замалчивания важнейших вопросов духовной и социальной жизни человека, а также повышением уровня образования и культуры людей, в чем сами священнослужители должны, по его мнению, стать примером.
Активное проповедование, ставшее основой деятельности протоиерея с первых лет служения церкви, позволило А. Ткачеву найти эффективные способы коммуникации с аудиторией. Так, в его творчестве преобладают три жанра, два из которых являются во многом новыми для церковного красноречия. Помимо классической церковной проповеди, в которой протоиерей твердо придерживается святоотеческих канонов, он также записывает ежедневные и еженедельные видеовыступления для массовой аудитории в Интернете. Данный жанр «внецерковной проповеди» является наиболее распространенным в творчестве Андрея Ткачева. Выступления характеризуются нетрадиционным для гомилетики композиционным решением, гармоничным соединением церковной и социальной тематики, а также разнообразием воздействующих и изобразительных речевых средств. Третья жанровая форма выступлений протоиерея – проблемная статья, в которой Андрей Ткачев выступает в качестве публициста, анализирующего социальные, политические или культурные явления. В этих статьях выражается забота о слушателях, проповедник обращается к ним с наставлениями, дает советы. Подобные установки обусловлены спецификой данного жанра, в котором протоиерей выступает в роли эксперта, объясняющего те или иные явления массовой аудитории.
В ходе создания речевого портрета протоиерея было установлено особое значение лексического облика его текстов, а именно их насыщенности нейтральной лексикой, особенностям использования эмоционально-окрашенных, стилистически сниженных слов. Последние употребляются с целью усиления эмоционального воздействия.
Созданный нами речевой портрет Андрея Ткачева характеризует его творчество как соответствующее традициям классической гомилетики. В первую очередь, проповедническая деятельность А. Ткачева характеризуется гармоничным синтезом двух типов убеждающих приемов: эмоциональных, присущих церковной риторике, и рациональных, характерных для светской публицистики. Проповедник нового типа понимает, что для успешной коммуникации с массовой аудиторией эмоционального убеждающего начала недостаточно, современный человек, искушенный информацией, стремится к рациональному пониманию явлений.
Во-вторых, в риторической деятельности протоиерея сильно авторское начало, что не является традиционным для церковной среды. Представляя институт Русской православной церкви, он также является творческой личностью, высокообразованной, активной, с неограниченным кругом интересов.
Кроме того, важнейшим положением риторической программы протоиерея является его убежденность в необходимости использования новых форм коммуникации и проповедования вне церковных стен. Андрей Ткачев призывает своих коллег обращаться к явлениям социальной реальности, совмещать в своих выступлениях вопросы духовной и общественной жизни человека.
Профессиональный речевой опыт Андрея Ткачева заставляет сделать вывод о том, что новые формы проповедования, в частности, распространение православной публицистической деятельности за пределы церкви способствуют повышению авторитета Русской православной церкви. Более того, Андрей Ткачев демонстрирует высокий риторический профессионализм в установлении контакта с массовой аудиторией, на что, как нам кажется, следует обратить внимание многим участникам современной массовой коммуникации. Новые формы контакта важны с точки зрения двустороннего взаимодействия церкви с массовой аудиторией. В то же время становится ясно, что положительный отклик аудитории на возникновение новых форм свидетельствует о ее неудовлетворенной потребности в религиозном образовании и развитии, а также актуальности личного духовного поиска.



1. Августин Аврелий. Христианская наука или Основания Священной Герменевтики и Церковного Красноречия. СПб., 2006. 508 с.
2. Барсов Н.И. История первобытной христианской проповеди до IV века. М., 2012. 398 с.
3. Библия. М., 2011.
4. Владимиров А.В. Искусство речи: курс лекций. М., 2011. 367 с.
5. Жолудь Р.В. Начало православной публицистики: Библия, апологеты, византийцы. Воронеж, 2002. 194 с.
6. Зубов В.П. Русские проповедники: Оч. по истории рус. Проповеди. М., 2001. 231 с.
7. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 2004. 261 с.
8. Китайгородская М.В. Русский речевой портрет: Фонохрестоматия. М., 1995. 127 с.
9. Русская речь в средствах массовой информации: речевые системы и речевые структуры // Под ред. В.И. Конькова, А.Н. Потсар. СПб., 2011. 399 с.
10. Сперанский М.М. Правила высшего красноречия. М.,2011. 232 с.
11. Феодосий, Гомилетика: Теория церк. Проповеди. // Епископ Полоцкий и Глубокский Феодосий. Сергиев Посад, 1999. 324 с.
12. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика: Курс лекций; словарь риторических приемов. Ростов н/Д, 1999. 320 с.
13. Ширина Е.В. Языковой портрет русских публицистов 60-х годов Х1Х века. (Творчество А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева). Ростов-н/Д, 2007. 288 с.

Авторефераты

14. БолотновА.В. Идиостиль информационно-медийной языковой личности: коммуникативно-когнитивные аспекты исследования: автореф. дис. на соиск. учен.степ. д.филол.наук: специальность 10.02.01. Томск, 2016. 39 с.
15. Истомина И.А. Современная православная проповедь:стилистическая и прагматическая специфика: автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. филол. наук: специальность 10.02.01. Екатеринбург, 2013. 23 с.
16. Ицкович Т.В. Жанровая система религиозного стиля на коммуникативно-прагматическом и категориально-текстовом основаниях:автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. филол. наук: специальность 10.02.01.Екатеринбург, 2016. 42 с.
17. Куроедова М.А.Речевой портрет публициста: На примере очерков В. М. Пескова:автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. филол. наук: специальность 10.01.10. Санкт-Петербург, 2001. 18 с.
18. Леорда С.В. Речевой портрет современного студента:автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. филол. наук: специальность 10.02.01. Саратов, 2006. 19 с.
19. Матвеева Г.Г. Скрытые грамматические значения и идентификация социального лица (""портрета) говорящего: автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. филол. наук: специальность 10.02.19. Санкт-Петербург, 1993. 32 с.
20. Прохватилова О.А. Речевая организация звучащей православной проповеди и молитвы:автореф. дис. на соиск. учен.степ. д. филол. наук: специальность 10.02.01. М., 2000. 46 с.


Справочная литература


21. Мак-Ким Д. К. Вестминстерский словарь теологических терминов // пер. с англ. М., 2004. 503 с.
22. Словарь религий: иудаизм, христианство, ислам // под ред. В. Зюбера, Ж. Потэна // пер. с фр. СПб., 2008. 655 с.
23. Стилистический энциклопедический словарь русского языка // под ред. М.Н. Кожиной. М., 2006. 694 с.
24. Хазагеров Г.Г. Риторический словарь. М., 2009. 432 с.

Электронные источники

25. Вихлянцев В.П. Библейский словарь Вихлянцева. URL: http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/biblejskij-slovar/1282
26. История проповедничества, до введения христианства на Руси (Часть I).URL: http://azbyka.ru/propovedi/istorija-propovednichestva-do-vvedenija-khristianstva-na-rusi-chast-i.shtml#n4
27. Энциклопедический Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Евфрона. URL: http://www.vehi.net/brokgauz/

Источники

28. Ткачев А. "Страна чудес" и другие рассказы. М., 2013. 254 с.
29. Ткачев А. Земные ангелы, небесные человецы. М., 2013. 191 с.
30. Ткачев А. Миссионерские записки. М., 2015. 254 с.
31. Ткачев А. Религия сердца. М., 2015. 188 с.
32. Ткачев А. Смотри, Небо становится ближе. М., 2008. 269 с.
33. Ткачев А., Проповедь о проповеди. М., 2015. 109 с.
34. Ткачев А. Доброе утро с протоиереем Андреем Ткачевым. Выпуск от 02.02.2016. URL: http://www.andreytkachev.com/programma-dobroe-utro-o-tom-kak-smyt-grexi/
35. Ткачев А. Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Выпуск от 10.02.2016. URL: https://www.youtube.com/watch?v=ruGcfFAJyQI
36. Ткачев А. Доброе утро с протоиереем Андреем Ткачевым. Выпуск от 13.03.2016. URL: http://www.andreytkachev.com/programma-dobroe-utro-o-podmene-potrebnostej/
37. Ткачев А. Доброе утро с протоиереем Андреем Ткачевым. Выпуск от 28.03.2016. URL: http://www.andreytkachev.com/programma-dobroe-utro-o-samodostatochnosti/
38. Ткачев А. Доброе утро с протоиереем Андреем Ткачевым. Выпуск от 30.03.2016. URL: http://www.andreytkachev.com/programma-dobroe-utro-kogda-molitva-ne-pomogaet/
39. Ткачев А. Доброе утро с протоиереем Андреем Ткачевым. Выпуск от 02.04.2016. URL: http://www.andreytkachev.com/programma-dobroe-utro-o-tom-kak-smyt-grexi/
40. Ткачев А. Доброе утро с протоиереем Андреем Ткачевым. Выпуск от 03.04.2016. URL: http://www.andreytkachev.com/programma-dobroe-utro-o-spravedlivosti/
41. Ткачев А. Доброе утро с протоиереем Андреем Ткачевым. Выпуск от 07.04.2016/ URL: http://www.andreytkachev.com/programma-dobroe-utro-o-kreste/
42. Ткачев А. Святая правда. Выпуск от 11.02.2016. URL: https://www.youtube.com/watch?v=9AQ7nkf0Faw&list=PLoakhgttSsPryEmv43ERYJAz2-rf3qypC&index=53
43. Ткачев А. Святая правда. Выпуск от 08.04.2016. URL: https://www.youtube.com/watch?v=QG0SibXX6eMТкачев А. Призванный устами младенца: Амвросий Медиоланский. URL: http://www.andreytkachev.com/prizvannyj-ustami-mladenca-amvrosij-mediolanskij/
44. Ткачев А. Христос родился! – «Славим Его!» URL: http://www.andreytkachev.com/xristos-rodilsya-slavim-ego/
45. Ткачев А. Суд в Чикаго. Год 1924-й. URL: http://www.pravoslavie.ru/90096.html
46. Ткачев F. Предтечи Евросоюза. URL: http://www.pravoslavie.ru/89805.html
47. Ткачев А. Начинка и оболочка.URL: http://www.pravoslavie.ru/89414.html
48. Ткачев А. Социальное происхождение святости.URL: http://www.pravoslavie.ru/87588.html
49. Эфир радио «Радонеж» от 28.09.2015. URL: http://www.andreytkachev.com/prazdnik-arxistratiga-bozhiya-mixaila-radi-ego-chuda-v-xonex/
50. Эфир радио «Радонеж» от 12.11.2015. URL: http://www.andreytkachev.com/pamyat-optinskix-starcev-ix-socialno-religioznoe-znachenie-v-poslepetrovskoj-dorevolyucionnoj-rusi/
51. Эфир радио «Радонеж» от 29.01.2016. URL: http://www.andreytkachev.com/my-dolzhny-smiryatsya-ne-potomu-chto-my-slabye-a-potomu-chto-gospod-skazal-nauchites-u-menya-ibo-ya-krotok-i-smiren-serdcem/
52. Ткачев А. Проповедь. Публикация от 08.03.2014. URL: https://www.youtube.com/watch?v=5zDeVeopUrI
53. Ткачев А. Проповедь от 21.11.2014. URL: https://www.youtube.com/watch?v=wSf4Ojguoyo
54. Ткачев А. Проповедь от 29.07.2015. URL: https://www.youtube.com/watch?v=do8ozWrwORc


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ