Введение 2
1. Роль ландшафта в межкультурной коммуникации (теоретический аспект) 6
1.1 Понятие культурного ландшафта 6
1.2 Межкультурная коммуникация в пограничье 12
2. Культурный ландшафт Европы в эпоху мировых войн 18
2.1 Географические образы в политической риторике Германии 18
2.2 Ландшафт на службе идеологии СССР 24
3. Образы пограничья в эпоху холодной войны 31
3.1 Роль ландшафта в послевоенном устройстве мира 31
3.2 Роль пространства в социалистической повседневности 35
Заключение 44
Список литературы
Пограничные территории, место встречи, а часто и столкновения, различных культур, во все времена обладали рядом особенностей, отличавших их от «основного» ареала распространения культуры. Во-первых, пограничье, как правило, носит в себе признаки нескольких культур и, в отличие от «основного» пространства, в котором также могут присутствовать топосы «чужеродной» культуры, эти признаки являются органичной, неотъемлемой его частью, конституирующей само существование пограничья. Во-вторых, то множество смыслов, которыми наделяется объект в пограничье (вследствие наслоения различных культур), позволяет пограничью «переводить» эти смыслы с языка одной культуры на язык другой. Содержание работы ограничено Новейшим временем, что акцентирует внимание на роли тоталитарного государства в процессах межкультурной коммуникации. В качестве наименования Германии в описываемый исторический период, в работе используются обозначения «Германский рейх» или «Германская империя» как официальные названия немецкого государства в промежутке от объединения германских земель в 1871 году до падения нацистского режима в 1945 году.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования данной работы является межкультурная коммуникация, между Германским рейхом и СССР в первой половине ХХ века. Поскольку характер существования тоталитарной власти во многом обусловлен идеологией и соответствующими мероприятиями, служащими поддержанию контроля над населением, то имеет смысл предположить, что тоталитарные государства сообщаются друг с другом похожим способом: формируют определенные образы, которые могут быть встроены в государственную мифологию, обуславливающую схему распространения влияния. Иными словами, тоталитарное государство стремится создать единый контекст, в который может быть помещено как собственное население, так и посторонние властные структуры и который определяет, как формирование собственной мифологемы, отвечающей идеологии государства, так и образы, определяющие восприятие другой культуры, а, следовательно, и принципы коммуникации с ней. Таковой контекст становится условием формирования особого языка, на котором власть обращается к внешним, по отношению к ней, «объектам».
Предмет исследования данной работы – пограничное пространство, выступающее не только как место разделения, но и как средство связи культур, образ которых создается властными структурами.
Актуальность исследования
Актуальность исследования обуcловлена интересом международного научного сообщества к вопросам тоталитаризма и его влияния на культуру. Несмотря на значительную проработанность тем, связанных с историей XX века вообще и тоталитарных государств, в частности, рассмотрение событий, подобных происходившим в этот исторический период не может считаться достаточным, поскольку сохраняется непосредственное влияние актуальной ситуации на интерпретацию событий прошлого. Проблема понимания и преодоления прошлого является одной из основных причин раскола между поколениями, который обусловлен образами, навязанными властными структурами, образами, которые выполняют манипулятивные функции на уровне социальных взаимодействий.
Цели и задачи исследования
Целью данной работы является рассмотрение русско-германского пограничья как пространства межкультурной коммуникации. В соответствии с целью можно выделить следующие задачи:
1. Определить значимость понятия «культурный ландшафт» для аналитики процессов культуры в рамках заявленной темы.
2. Рассмотреть формы идеологической политики Германии и СССР
3. Выделить основные черты мифологем, определяющих идеологию указанных выше стран.
4. Установить связь между изменениями мифологем, лежащих в основе идеологий, и восприятием культурного ландшафта
5. Проследить развитие конкретных идеологических образов и их роль в межкультурной коммуникации.
Методологическая база исследования
В качестве методологии исследования используется культурологический анализ, исторический анализ на основе отечественных и зарубежных источников, а так же методы исследования культурного ландшафта. Особенно теоретически значимыми являются работы отечественных исследователей В.Л. Каганского и Д.Н. Замятина, которые определяют понятие культурного ландшафта и возможности его применения в пространстве аналитики культуры. В данной работе их теории применяются к рассмотрению ситуации культурного пограничья в конкретный исторический период и на определенной территории. Также в работе используются труды зарубежных исследователей, таких как Томас Линденбергер (Thomas Lindenberger) и Ян Берендс (Jan C. Behrends), которые занимаются изучением немецкого общества периода Германской Демократической Республики. Помимо этого, в работе используются труды отечественных и зарубежных историков, таких как О.Ю. Пленков и Герд Кёнен (Gerd Koenen), исследующих период нацистской диктатуры в Германии.
Структура работы
Структура работы предполагает наличие введения, трех глав и заключения. В первой главе даются определения основных понятий, используемых в работе, таких как «ландшафт» и «пограничье», а также рассматриваются теоретические аспекты, связанные с выбранной темой исследования. Во второй главе рассматриваются образы культурного ландшафта, используемые в идеологической политике Германии и СССР в контексте исторических событий начала XX века, а именно Первой и Второй мировых войн. В третьей главе исследуются перемены в восприятии культурного ландшафта, наступившие по окончании Второй мировой войны. Рассматривается влияние господствующей идеологии, а также характер восприятия её с точки зрения обывателя; выявляется роль и функции пограничья на новых этапах исторического процесса.
В работе рассмотрено понятие культурного ландшафта и его место в исследовании истории и культуры Новейшего времени. Как было показано выше, соотношение географического образа, формируемого властными структурами, и культурного ландшафта позволяет исследовать функционирование механизмов пропаганды тоталитарных государств. В данном контексте были рассмотрены нацистская и коммунистическая идеологии в том виде, в котором они существовали в середине XX века. Была дана характеристика мифологической основы данных идеологий и установлена взаимосвязь между тем, как менялись мифологемы в зависимости от задач, которые ставила перед собой власть, и тем, как менялось восприятие культурного ландшафта. Таким образом, можно сделать вывод о том, как образы, возникшие в государственной мифологии, посредством идеологических мероприятий становятся частью межкультурной коммуникации.
В процессе работы были рассмотрены различные виды идеологических мероприятий, которые являются неотъемлемой частью тоталитарных режимов. Был проведен анализ данных мероприятий на основе их соотнесенности с культурным ландшафтом соответствующего государства, а также с понятием географического образа. Были сделаны выводы о роли географического образа в формировании и поддержании идеологии и об использовании его в средствах государственной пропаганды. Предложенный в работе методологический аппарат может быть использован для дальнейшего исследования событий середины XX века, а также феномена тоталитаризма с учетом их огромного влияния на современную культуру.
Подводя итог исследованию механизмов формирования образов пространства властными структурами, можно также сделать вывод о том, что их роль в истории заметно выше, чем может показаться на первый взгляд, а способы их влияния на восприятие населением выходили за пределы пропагандистских мероприятий. Несмотря на то, что больше полувека прошло со времени формирования структур и иерархий, поддерживавших государственную мифологию сталинской эпохи, их действие на культуру и общество ощущается и по сей день. Рассматривая масштаб подобных явлений во всей их тотальности, не кажется столь удивительным, что деятельность по преодолению нацистского прошлого в Германии на сегодняшний день не только не завершена, но и с каждым годом приобретает все большую актуальность. Несомненно, что невозможно в рамках одной работы ответить на вопрос: «Для чего нужна подобная деятельность здесь, в России?». Апелляция к образам культурного ландшафта в их соотнесенности с идеологической политикой, проводимой властными структурами, позволяет не только отчетливее увидеть закономерности взаимного восприятия культур в процессах межкультурной коммуникации, но и определить проблемные поля в стратегиях самопонимания культуры, что связано, например, с ситуацией в современной России. Поскольку события прошлого дают обширный материал для изучения, существует возможность для рассмотрения истории как отдельных феноменов, так и культуры в целом, что и является тем способом преодоления и принятия прошлого, который используется в Германии и других странах.
Также, при рассмотрении в исторической перспективе отдельных явлений, таких как межкультурная коммуникация на пограничье, появляется возможность к выделению из общего контекста исторических событий определенных паттернов, которые, будучи примененными к современной нам действительности, могут посодействовать лучшему пониманию происходящих процессов и перспектив их дальнейшего развития.
1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: Канон-пресс-Ц, 2001. 288 с.
2. Артамошкина Л.Е. Сакрализация топосов в ландшафтных мирах биографии// Religious-Philosophical Articles. Riga, XXVII, 2017 (в печати)
3. Баньковская С.П. Другой как элементарное понятие социальной онтологии // Социологическое обозрение. 2007. №1. Том 6. С. 75-87.
4. Баринов И.И. Феномен «Ост» в политической философии национал-социализма // Петербургский исторический журнал. 2016. №2. С. 80-95.
5. Басалаева И.П. Фронтир как место в пространственном анализе социальной динамики // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. №18. С. 208-214.
6. Безансон А. Бедствие века. Коммунизм, нацизм и уникальность Катастрофы. М.: Издательство «МИК», 2000. 104 с.
7. Берендс Я.К. Физическое насилие: подход к истории и повседневности коммунистической диктатуры // Повседневная жизнь при социализме. Российские и немецкие подходы. М.: Политическая энциклопедия, 2015. С. 31-54
8. Вершинин С.Е. Образ ГДР в советском массовом сознании (к постановке проблемы) // Научный ежегодник института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2003. №4. С. 336-353
9. Замятин Д.Н. Феноменология географических образов // Новое литературное обозрение. 2000. №6(46). С. 255-274
10. Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945-1953. М.: РОССПЭН, 1999. 229 с.
11. Каганский В.JI. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство: Сборник статей. М.: Новое литературное обозрение, 2001. 576 с.
12. Кёнен Г. Между страхом и восхищением. «Российский комплекс» в сознании немцев. 1900-1945. М.: РОССПЭН, 2010.511 с.
13. Лаку-Лабарт Ф., Нанси Ж.-Л. Нацистский миф (Перевод Фокин С.Л.).СПб: Издательство «Владимир Даль», 2002. 88 с.
14. Лебина Н.Б. Повседневность эпохи космоса и кукурузы: Деструкция большого стиля: Ленинград, 1950-1960-е годы. СПб.: Победа, 2015.484 с.
15. Михайлов А.В. Об универсализме в русской и немецкой культурах // Славяно-германские исследования. М.: Индрик, 2000. С. 394-409
16. Паперный, Владимир Культура Два. 3-е изд. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 416 с.
17. Пленков О.Ю. Триумф мифа над разумом (немецкая история и катастрофа 1933 года). СПб.: Издательство «Владимир Даль», 2011. 608 с.
18. Рид, Джон. 10 дней, которые потрясли мир. С предисловиями В. И. Ленина и Н. К. Крупской. — М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1957. 352 с.
19. Розанов В.В. Собрание сочинений. Апокалипсис нашего времени/Под общ. ред. А.Н. Николюкина. М.: Республика, 2000. 429 с.
20. Соколов Е.Г. Имитация истории и риторические фигуры советской мифологии // Альманах «Метафизические исследования», Метафизические исследования: История. , Выпуск 2: Издательство СПбГТУ, 1997. C.153.
21. Сокольских Н.Н. Диалог пограничных культур // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. №31. Том 10. С. 134-139
22. Тихомиров А.А. «Лучший друг немецкого народа». Культ Сталина в Восточной Германии (1945-1961). М.: РОССПЭН, 2014. 337 с.
23. Фатеев А.В. Образ врага в советской пропаганде, 1945-1954. М.: РАН. Ин-т рос. истории в сотруд. с ун-том им. Меллена, 1999. 262 с.
24. Фирсов Б.М. Историческая динамика развития советской и постсоветской культур // Куда идет Россия?.. Трансформация социальной сферы и политика / Под общ. ред. Т.И. Заславской. М.: Дело, 1998. С. 70-78
25. Штейнбах Х.Э., Еленский В.И. Психология жизненного пространства. СПб.: Речь, 2004. 238 с.
26. Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт; Тотальная мобилизация; О боли.СПб.: Наука, 2000. 539 с.
27. Andronikashvili Z., Weigel S. Zur Frage der Grundordnungen in Europa nach 1989 // 27. Grundordnungen: Geographie, Religion, Gesetz / Hg. Zaal Andronikashvili, Sigrid Weigel. Berlin: Kulturverlag Kadmos, 2013. S. 7-29.
28. Behrends, J.C. Die erfundene Freundschaft: Propaganda für die Sowjetunion in Polen und in der DDR (= Zeithistorische Studien. Band 32). 2006. S. 254-263
29. Foucault, Michel Andere Räume // Barck, Karlheinz u.a. (Hg.), Aisthesis. Wahrnehmung heute oder Perspektiven einer anderen Ästhetik. Leipzig: Reclam, 1992
30. Lindenberger, Thomas Die Diktatur der Grenzen. Zur Einleitung // Lindenberger, Thomas [Hrsg.], Herrschaft und Eigen-Sinn in der Diktatur. Köln: Böhlau, 1999. S. 12-44
31. Macho T. Europas Grenzen // Grundordnungen: Geographie, Religion, Gesetz / Hg. Zaal Andronikashvili, Sigrid Weigel. Berlin: Kulturverlag Kadmos, 2013. С. 169-179.