ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. Теоретические основы методики обучения фонетической стороне речи 10
1.1 Исторический обзор методов развития фонетических навыков 10
1.2 Актуальные проблемы обучения фонетической стороне речи 20
1.3 Психолого-педагогические характеристики взрослых обучаемых уровня В2-С1 30
1.4 Звукопроизносительные навыки в обучении английскому языку 32
1.5 Перцептивные навыки в обучении произношению 35
1.6 Тестирование фонетических навыков 37
1.7 Общие принципы применения ИКТ в обучении произношению 40
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 47
ГЛАВА 2. Цифровые и мультимедийные программы в обучении фонетической стороне речи 49
2.1. Классификация цифровых и мультимедийных программ, пригодных для развития фонетических навыков 49
2.2 Описание фокусной группы, техническое обеспечение и методы эксперимента 58
2.3 Диагностическое тестирование 60
2.4 Содержание обучения 64
2.5 Типы фонетических упражнений в контексте дистанционного обучения 65
2.6 Результаты итогового экспериментального тестирования 73
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 94
СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Диагностический тест 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Материалы из учебных пособий по фонетике, рекомендованные к изучению студентами 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Пример результата обучаемого в программе iSpringSuite 108
Безусловным преимуществом образованного человека в современном обществе является владение английским языком. Особый интерес возникает у современных рынков труда, которые привлекают успешных, владеющих иностранными языками людей для последующей организации профессиональной деятельности в различных отраслях. Данный процесс способствует увеличению интереса к изучению английского языка среди взрослых обучаемых, стремящихся овладеть этим языком для удовлетворения как профессиональных, так и личных потребностей.
Основное внимание при обучении иностранному языку как средству коммуникации уделяется формированию коммуникативной компетенции как многокомпонентному показателю уровня владения языком. При этом уровень коммуникативной компетенции и успешной коммуникации зависит от правильно сформированных фонетических навыков, которые во многом обеспечивают успешность в общении. При фонетических ошибках происходит искажение смысла высказывания, тем самым возникает недопонимание между собеседниками. Ведь зачастую мы судим о человеке по правильности его речи, артикуляции и интонации, которые выполняют различные коммуникативные функции.
Овладение иностранным языком является довольно сложным и длительным процессом. Поэтому, прежде всего, следует научиться правильной артикуляции и восприятию на слух в собственной речи новых звуков, которые в большинстве случаях не похожи на звуки родного языка. Таким образом, невозможно научиться правильной и беглой речи на иностранном языке без отработки автоматизированных фонетических навыков, которые дают возможность обучаемому не задумываться, как артикулируется каждый отдельный звук.
С развитием цифровых технологий появилось большое количество компьютерных программ и приложений, которые способны помочь реализовать учебный процесс на высшем уровне, предусматривая развитие и формирование всех необходимых языковых компетенций у учащихся. В частности, сделать процесс развития фонетических навыков взрослых обучаемых уровня B2-C1 с использованием цифровых технологий более эффективным. Однако лингводидактический потенциал данных технологий недостаточно полно и эффективно применяется в обучении английскому языку.
Достаточно редко в фокус внимания попадают взрослые обучаемые, особенно уровня В2-С1. Чаще всего формированием фонетических навыков занимаются на ранних этапах обучения. Однако, неисправленные фонетические ошибки имеют тенденцию укореняться и сопровождают взрослого человека на протяжении всей жизни.
Актуальность данного исследования определяется модернизацией современного общества и новыми возможностями, которые цифровые технологии предоставляют для любых профессиональных отраслей труда, включая обучение иностранным языкам, а также повышенным интересом к дистанционным формам обучения и общения в дезинтегрированном общественном пространстве в связи со сложившейся ситуацией на сегодняшний день – пандемией.
В данном исследовании центром внимания являются не только артикуляторные навыки произношения, но и перцептивно-акустическая сторона, которая является неотъемлемой частью фонетико-фонологической компетенции.
Объектом исследования является процесс развития фонетических навыков у взрослых обучаемых уровня В2-С1.
Предметом исследования выступает использование цифровых технологий для развития фонетических навыков у взрослых обучаемых уровня В2-С1.
Материалом для исследования послужили фонетические особенности английского языка, функционал цифровых технологий и инструментальных методов.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании методики развития фонетических навыков у взрослых обучаемых уровня В2-С1 с использованием обучающих и не предназначенных для обучения цифровых технологий и в составлении методических рекомендаций и упражнений по развитию фонетических навыков для взрослых обучаемых уровня В2-С1.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) изучить особенности фонетики английского языка как основного языка межкультурной коммуникации;
2) проанализировать существующие методики обучения фонетической стороне речи;
3) проанализировать психолого-педагогические особенности обучения фонетическим навыкам иноязычной речи;
4) выявить преимущества использования цифровых технологий в обучении английскому языку на современном этапе;
5) разработать комплекс упражнений на развитие фонетических навыков с использованием цифровых технологий.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы:
• общенаучные методы: обобщение, систематизация, классификация полученных данных;
• изучение и анализ научной литературы в области методики обучения иностранным языкам, педагогики, психологии, лингвистики, информатики;
• методы культурологического и социолингвистического анализа, а также описательный метод.
Теоретическую базу исследования составляют работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам а) обучения произносительной стороне речи (Н.И. Гез, И.Ю. Павловская, Г.В. Рогова, А.А. Хомутова, Л.В. Щерба, Celce-Murcia, J. Cross, R, M Dauer, J.H. Esling, P.Messum, J.D O'Connor, R.Young) б) использованию цифровых технологий в обучении (М.А. Бовтенко, А.Д. Гарцов, С.И. Ельникова, Д.А. Кочаров, О.Н. Глотова, П.В. Сысоев).
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем раскрыта специфика методики развития фонетических навыков у взрослых обучаемых уровня В2-С1 с использованием цифровых технологий.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в ходе исследования:
1) рассмотрены особенности фонетики английского языка, в том числе и как основного языка межкультурной коммуникации на современном этапе развития общества;
2) систематизированы психолого-педагогические характеристики взрослых обучаемых уровня В2-С1;
3) выделены основные проблемы в обучении произносительной стороне речи взрослых обучаемых на высоких уровнях владения языком;
4) разработаны теоретические основы применения ИКТ в обучении произношению.
Практическая значимость работы состоит в анализе и систематизации цифровых технологий в обучении английскому языку на современном этапе, пригодных для развития произносительной стороны речи, а также разработке комплекса упражнений на развитие фонетических навыков в дистанционном режиме. Результаты работы могут быть использованы в практических курсах английского языка для взрослых и в теоретических курсах Методики преподавания иностранных языков.
Гипотеза диссертационного исследования базируется на том, что предлагаемая методика развития произносительных навыков у взрослых обучаемых уровня B2-C1 с использованием цифровых технологий в структуре обучающего комплекса с разработанной и представленной типологией упражнений будет способствовать эффективному устранению укоренившихся ошибок.
Положения, выносимые на защиту:
1) обучение фонетическим навыкам взрослых обучаемых, имеющих высокий уровень владения английским языком, как в профессиональном, так и в бытовом иноязычном общении, широко востребовано;
2) психолого-педагогические характеристики взрослых обучаемых помогают в подборе и разработке конкретных упражнений на формирование фонетических навыков, так как учитывается уровень владения английским языком и возрастные особенности;
3) укоренившиеся произносительные ошибки у взрослых обучаемых подлежат коррекции за счет методически правильно разработанных и подобранных упражнений;
4) цифровые технологии, разработанные в настоящем исследовании используемые в качестве средств обучения произношению, решают задачи, связанные с автоматизацией и актуализацией фонетических навыков на английском языке.
Апробация. Результаты исследования были апробированы на:
1) международном молодежном исследовательском форуме «Гуманитарий: традиции и новые парадигмы в науке о языке» в РГПУ имени А.И. Герцена (16 февраля 2018 г., г. Санкт-Петербург) (доклад «Формирование актуальной фонетической компетенции с использованием мультимедийных программ»);
2) на IX - Международной научно-практической конференции «Инновации в науке и практике» (доклад «Об изменении содержания обучения фонетическому аспекту речи на английском языке в эпоху цифровых технологий») (г. Барнаул, 28 апреля 2018 г.)
3) а также на аспирантском семинаре кафедры иностранных языков и лингводидактики СПбГУ (доклад по теме ВКР «Развитие фонетических навыков у взрослых обучаемых уровня В2-С1 с использованием цифровых технологий», 20 мая 2020 г., 30 ноября 2020 г.)
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе и заключения. К диссертации прилагается список использованной научной литературы, включающий наименования на русском (48 источника) и английском языках (32 источников) и Приложения.
В исследовании представлена методика обучения фонетической стороне речи взрослых обучаемых уровня В2-С1, изучающих английский язык в полилингвальной группе в условиях дистанционного обучения, основанная на результатах диагностического тестирования и включающая в себя дистанционный курс по развитию отдельных фонетических навыков как: восприятие фонологических противопоставлений гласных и согласных; определение корректного ударения на уровне слова и фразы; использование и понимание фонетической транскрипции; противопоставление напряженных и ненапряженных гласных; произнесение числительных и др.
В нашем исследовании был проведен обзор теоретических основ обучения фонетике, а также исследованы психолого-педагогические характеристики взрослых обучаемых уровня В2-С1, их аспекты восприятия и понимая речи на слух – теории и механизмы восприятия и производства речи.
Согласно научным трудам отечественных и зарубежных исследователей раскрываются такие понятия как: фонологическая и фонетическая компетенции, CALL – «Computer Assisted Language Learning» (изучение языка с использованием компьютера), TELL («Technology Enhanced Language Learning» – обучение языку, улучшенное технологиями), ICT in LT («Information and Communication Technology in Language Teaching» – ИКТ в преподавании языка), MALL – «Mobile Assisted Language Learning» (изучение языка с помощью мобильной связи), «компьютерная лингводидактика», «сетевая педагогика», «цифровые технологии», «ассимиляция», «элизия», «аккомодация» и др.
В соответствии с педагогическими целями, нами были рассмотрены несколько типов ошибок по П. Кордеру в коммуникативно-направленном контексте: коммуникативно значимые (global errors) и коммуникативно незначимые (local errors); рассмотрены звукопроизносительные н перцептивные навыки в обучении произношению.
С учетом психолого-педагогических характеристик взрослых обучаемых нами были разработаны задания в зависимости от определенного уровня понимания звучащего текста взрослым, а также разработаны упражнения при выполнении которых, обучаемые должны опираться на знания, полученные через представленную нами методику, а также свой эмпирический опыт.
В данной работе также исследованы фонетические особенности английского языка, функционал цифровых технологий, преимущества их использования в обучении английскому языку на современном этапе, а также инструментальные методы.
Основным критерием для формирования группы обучаемых, изучающих английский язык в условиях корпоративного обучения является уровень владения английским языком.
В ходе исследования при выполнении вводного диагностического тестирования, были выявлены трудности в семи типах заданий из восьми, а именно на:
четкую реализацию и восприятие фонологических противопоставлений гласных и согласных;
корректное ударение на уровне слова и фразы;
фонетическую когезию;
редукцию гласных в потоке речи;
использование и понимание фонетической транскрипции;
противопоставление напряженных и ненапряженных гласных;
произнесение числительных,
которые были отработаны в виде итогового экспериментального дистанционного обучения.
Проведенные экспериментальные тесты показывают, что овладение фонетическими навыками, которые основаны на функционировании механизмов восприятия речи, способствуют успешному пониманию и закреплению звукопроизносительных навыков на английском языке, а также улучшению результатов при выполнении заданий на аудирование, множественный выбор (multiple choice), трансформация (transformation), заполнение пропусков в связном тексте (cloze procedure), вопрос-ответ (question-answer) и распознавание (identifying).
Во время разработки типологии заданий на развитие фонетических навыков учитывались результаты выполненного диагностического теста, а также психолингвистические уровни понимания фонетики, то есть направленность на формирование соответствующих фонологических и фонетических навыков и умений. На основании представленной типологии был разработан комплекс упражнений для взрослых обучаемых с уровнем В2-С1, изучающих английский язык в условиях корпоративного дистанционного обучения.
Нами был проведен педагогический эксперимент по проверке разработанной нами методики развития фонетических навыков у взрослых обучаемых уровня В2-С1с использованием цифровых технологий, а именно платформы для компьютерного обучения iSpring Suite с применением разработанного комплекса упражнений в виде тестирования. Полученные результаты итогового экспериментального тестирования подтверждают эффективность использования комплекса упражнений, основанных на семи типах фонетических заданий и направленных на развитие отдельных фонетических навыков, учитывая принцип приемственности каждого задания, поскольку полученные результаты итоговому экспериментальному тестированию превышают вводное диагностическое в 1,7 раза, что является безусловным продвижением в «наращивании» знаний в области фонетики.
Материалы данного исследования могут быть использованы в практических курсах английского языка для взрослых и в теоретических курсах Методики преподавания иностранных языков.
В мире высоких технологий методика обучения фонетической стороне речи начинает развиваться в новом для себя русле – с использованием цифровых технологий, как в нашем случае в рамках дистанционного курса. Обучающиеся имеют возможность полного подключения к ресурсам и материалам по фонетике с учетом своих целей, но, к сожалению, не все фонетические материалы универсальны, а учет уровня, целей и задач по развитию фонетических навыков в особенности у взрослых обучаемых высокого уровня играет значительную роль при составлении плана обучения. Поэтому разработанная в нашем исследовании программа обучения дает пример того, как справиться со многими целями и задачами, стоящими перед преподавателем английского языка-фонетистом.
1. Белоусова, В. О. Использование инструментальных методов для развития звукопроизносительных навыков на иностранном языке. Исследования языка и современное гуманитарное знание, т. 1, No 1, 2019, с. 42–48.
2. Бим, И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблема школьного учебника / И. Л. Бим. — М. : Русский язык, 1977. — 228 с.
3. Бовтенко М.А., Гарцов А.Д., Ельникова С.И. [и др.; под ред. А.Д. Гарцова]. Компьютерная лингводидактика: теория и практика: курс лекций /. - Москва: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2006. - 211 с.
4. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. Учебное пособие. — М.: Просвещение, 1977. — 176 с.
5. Вербицкая Л.А., Игнаткина Л.В. Практическая фонетика русского языка для иностранных учащихся. – СПб., 1993.
6. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. М.: Просвещение, 1987.
7. Воронин С.В. Основы фоносемантики / С.В. Воронин - Л., 1982. - 243 с.
8. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика/Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – 2007
9. Головач Ю.В. Требования к уровню сформированности профессионально-фонетической компетенции выпускников языкового педагогического вуза // Иностранные языки. 1995. №1. С. 29.
10. Гурвич, П. Б. Теория и практика эксперимента в методике преподавания иностранных языков ∕ П. Б. Гурвич. – Владимир : Изд-во Владимирск. гос. пед. ин-та,1974. – Ч. II. – 175 с.
11. Добрынина, О.Л. Технология непрерывного иноязычного образования: учим студентов распознавать и исправлять ошибки в письменной речи // Непрерывное образование: XXI век. – 2018. – Вып. 1 (21).
12. Залевская А. А. Введение в психолингвистику / А. А. Залевская. — М. : РГГУ, 2000. — 382 с.
13. Зиндер Л. Р. О «минимальных парах» // Язык и человек: Сб. статей памяти профессора Петра Саввича Кузнецова (1899—1968). — М.: Издательство МГУ, 1970. — С. 105—109. — (Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики. Вып. 4).
14. Зубов А. В. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам / А.В. Зубов, И.И. Зубова. - Москва: Академия, 2009. – 140 с.
15. Зубова К.В. Выпускная квалификационная работа, Методика использования мультимедийных и цифровых технологий в обучении английскому языку в 5-7-х классах средней школы, Санкт-Петербургский государственный университет, 2017, Санкт-Петербург, С.11.
16. Инглекс [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://englex.ru/english-levels-table/ (дата обращения: 06.06.2021).
17. Короткова М.Д., диссертация: «Характеристики фонем в лингвистическом наследии Д. Джоунза: На материале английского языка», 2002, г. Саратов.
18. Кочаров Д.А., Глотова О.Н., Статья: Обзор технологии электромагнитной артикулографии для исследования и моделирования процессов порождения речи, Санкт-Петербургский государственный университет, 2012, С.49-50.
19. Кузнецова Е.Е. Основы фонетики английского языка. Учебное пособие; Изд-во: Михайлова В.А., Санкт-Петербург, 2000, С. 32-39.
20. Лебединский С. И. Восприятие устной научной речи: стратегии сегментации звучащей речи и идентификации терминов / С. И. Лебединский. — Минск : БГУ, 2008. —535 с.
21. Левин, И., Коренблит, М., Талис, В. (2013) Изучение динамики социальных сетей на основе моделирования в среде Nodexl-Excel. Problems of education in the 21st century, vol. 54, pp. 125–137. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.scientiasocialis.lt/pec/files/pdf/vol54/125-137.Levin_Vol.54.pdf (дата обращения 10.05.2019).
22. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики : учеб. для студентов вузов по спец. «Психология» / А. А. Леонтьев. — М. : Смысл; СПб. : Лань, 2003. —285 с.
23. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев. - М., 1971. - 40 c.
24. Михайлова Э.Р., Гецкина И.Б. Зрелость личности взрослых обучающихся как фактор, обуславливающий мотивацию обучения при изучении иностранных языков // Педагогика и просвещение. 2016. № 1 (21). С. 92-105.
25. Московкин Л.В., Щукин А.Н., Хрестоматия по методике преподавания русского языка как иностранного, 2010, г. Москва, С. 209-210.
26. Музыченко Н. Г. Особенности обучения русскому как иностранному в мононациональных и полинациональных группах. Организационные аспекты обучения иностранных граждан: материалы Международной научно-практической конференции. Минск: РИВШ, 2014, c. 124-126.
27. Нестерова Т. Е., Юрков Е. Е. Тестирование как инструмент совершенствования методики преподавания иностранных языков // XXXIII Международная филологическая конференция. Вып. 19. Тестология: в 2 ч. СПб.: Филол. ф-т СПбГУ, 2004.
28. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка / Департамент современных языков Директората по образованию, культуре и спорту Совета Европы ; пер. с англ. под общ. ред. К.М. Ирисхановой. М.: Моск. гос. лингвистич. ун-т, 2003.
29. Особенности преподавания иностранного языка в условиях новой парадигмы образования: (внедрение ФГОС нового поколения в практику обучения иностранному языку): учеб. пособие / М-во образования Моск. обл., Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования Моск. гос. обл. ун-т; [Л. В. Сарычева и др.]. - Москва: МГОУ, 2014. - 160 с.
30. Павловская И.Ю, Актуальные вопросы языкового тестирования, Выпуск 2, Издательство Санкт-Петербургского университета, 2017, Санкт-Петербург.
31. Павловская И.Ю. Игровой фонетический онлайн-тест: статистический анализ результатов китайских и российских студентов РИНЦ Научно-практическая статья Тестология (Academic Testing and Assessment). Научно-методический журнал. ISSN 2687-0150/2020. № 2 (14). -СПб: Изд-во Лема.-. С. 77-89. 1,1 п.л. (в соавторстве Королева Н.А.)
32. Павловская И.Ю. Культура речи и дистанционное обучение произношению: «за» и «против» ВАК Науч. статья Иностранные языки в школе, № 6, декабрь 2019. C 22-25.
33. Павловская И.Ю. Фонетическая вариативность английского языка в условиях глобализма, Материалы III международного научного конгресса, Иностранная филология. Социальная и национальная вариативность языка и литературы, Симферополь, 2-20 апреля 2018 года, ИТ «АРИАЛ», 2018.
34. Павловская И. Ю. Multisensory approach to phonemic perception // Современные тенденции в обучении иностранным языкам: материалы международной конференции. СПб., 1999. С. 39–44.
35. Павловская, И. Ю. Основы методологии обучения иностранным языкам :Тестология : курс лекций / И. Ю. Павловская, Н. И. Башмакова. — СПб., 2007. —224 с.
36. Павловская, И. Ю., Тимофеева, Е. К. Начальный курс обучения произношению английского языка: психолингводидактические основы. В Материалы XVIII Научно-практической конференции "Дополнительные образовательные программы по иностранным языкам" СПб, 2010.
37. Памяти академика Льва Владимировича Щербы. Сб. статей ‒ Л.: Изд-во ЛГУ, 1951. [Электронный ресурс] ‒ Режим доступа: http://fra.1september.ru/article.php?ID=201001204 (дата обращения 23.04.2019).
38. Пассов Е.И., Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению, 1989, г. Москва, С. 163.
39. Потапова Р. К. Новые информационные технологии и лингвистика: учеб. пособие; Московский гос. лингвистический ун-т. - Изд. 6-е. - Москва: ЛЕНАНД, 2016 - 364 с.
40. Реформатский А. А. Основные положения МФШ // Из истории отечественной фонологии: Очерк. Хрестоматия. — М.: Наука, 1970. — С. 115. — 5600 экз.
41. Рогова Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М., 1991.
42. Сказочкина Т. В. Тестирование как инструмент развития фонологической компетенции в общем курсе практического английского языка: дис. … канд. пед. наук. СПб., 2013. Прилож. 13.
43. Старкова Д.А. Психолингвистические особенности обучения взрослых иностранному языку [Текст] / Д.А. Старкова, Т.В. Польшина // Педагогическое образование в России . - 2012. - № 1. - С. 28-32.
44. Студопедия. Методы исследования артикуляции [Электронный ресурc] - Режим доступа: https://studopedia.ru/3_74613_metodi-issledovaniya artikulyatsii.html (дата обращения: 28.04.2019).
45. Сысоев П. В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий: учебно-методическое пособие / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев. - Москва; Ростов-на-Дону: Глосса-Пресс Феникс, 2010. – 177 с.
46. Хомутова А.А. Фонетическая компетенция: структура, содержание. Статья, 2013, С. 71.
47. Чистович Л. А. Психоакустика и вопросы теории восприятия ре-чи / Л. А. Чистович // Распознавание слуховых образов. —Новосибирск, 1970.
48. Шарова И.Р., Методическая разработка: «Теоретическое обучение фонетики на начальном этапе», 2013 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2013/11/05/teoreticheskoe-obuchenie (дата обращения: 20.03.19).
49. Baker A. 1) Tree or three?: An elementary pronunciation course. 2nd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 1993; 2) Ship or Sheep?: An Intermediate Pronunciation Course. 3rd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2006.
50. Celce-Murcia M., Brinton, D. & Goodwin, J. Teaching pronunciation: A course book and reference guide. New York: Сambridge University Press, 2010. P. 556.
51. Celce-Murcia M., Brinton, D. & Goodwin, J. Teaching pronunciation: A course book and reference guide. New York: Сambridge University Press, 2010. P. 556.
52. Chomsky N. Review of Skinner's Verbal Behavior. Language. 1959.
53. CODENLP [Electronic Resource]. - Mode of access: URL: https://codenlp.ru/lab/speech-analyzer.html (дата обращения: 28.04.2019).
54. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, teaching, assessment. Companion Volume with new descriptors. [Electronic Resource]. – Mode of access: URL: https://rm.coe.int/common-european-framework-of-reference-for-languages-learning-teaching/16809ea0d4 (дата обращения: 11.06.2021).
55. Complete Speech [Electronic Resource]. - Mode of access: URL: https://completespeech.com/smartpalate/ (дата обращения: 28.04.2019).
56. Corder Pit. The significance of learner's errors // International Review of Applied Linguistics, 1967. S. 161–170.
57. Cross J. Understanding and Improving Chinese Learners' Pronunciation of English: Speak Out! —Issue 35, May, 2006.
58. Crystal, D. English as a global language (2nd ed.). Cambridge: Cambridge University Press, 2003.
59. Dauer R. M. Accurate English: A Complete Course in Pronunciation. S. l.: Prentice Hall, 1993.
60. Esling J. H. Methodology for voice setting awareness in language classes // Revue de Phonetique Appliquée. 1987. Vol. 85. P. 449–473.
61. Esling J. H., Wong R. F. Voice quality settings and the teaching of pronunciation // TESOL Quarterly. 1983. Vol. 17. P. 89–95; перепечатано в кн.: Teaching English Pronunciation: A Book of Readings / ed. by A. Brown. London: Routledge, 1991.
62. Gattegno C. Words in color, background and principles, 1962. Toronto: Encyclopedia Britannica Press.
63. ispring.ru [Electronic Resource]. - Mode of access: URL: https://www.ispring.ru/ (дата обращения: 07.06.2021).
64. Jones D. The History and Meaning of the Term "Phoneme". London, 1957. 20p.
65. Leather J. H. Perceptual and productive learning of Chinese lexical tone by Dutch and English speakers // New sounds 90: Proceedings of the Amsterdam Symposium on the Acquisition of Second-Language Speech / ed. by J. Leather, A. James. [Amsterdam]: University of Amsterdam, 1990. P. 72–89.
66. Liberman A. M. The role of selected stimulus variables in the perception of the unvoiced-stop consonants / A. M. Liberman, P. Delattre, F. Cooper // American Journal of psychology. — 1952. — № 65. — P. 497–516.
67. Luchini P. L. Designing a pronunciation test for assessing free speech production: An evaluative case study // Speak Out!: Newsletter of the IATEFL Pronunciation Special Interest Group. 2004. Vol. 31. P. 12–24.
68. Messum P., Young R. Non-imitative ways of teaching pronunciation: why and how – Questions and Answers from the IATEFL Pronunciation SIG Fielded Discussion in October 2011, 2012.
69. O’Connor J. D. Better English pronunciation. Cambridge: Cambridge University Press, 2011.
70. O'Connor G. Better English Pronunciation.—CUP, 1998.
71. Palmer H. The scientific Study and Teaching of languages. London, 2017; Idem. The Oral Method of Teaching Languages. Cambridge, 1923.
72. Pavlovskaya I. Yu. Methods of Testing Common Phonological Competence IATEFL TEASIG (International Association of Teachers of English as a Foreign Language Testing and Evaluation Special Interest Group) Conference Proceedings, Granada 24-25 October, 2014, Р. 43-49
73. Pavlovskaya I.Yu. Language Teaching Methodology and Course Management: Modern History of Language Teaching Methods. St. Petersburg, St. Petersburg State University, 2001.
74. Pronunciation Science [Electronic Resource]. - Mode of access: URL: https://www.pronunciationscience.com/materials/ (дата обращения: 06.06.2021).
75. Reward.ru [Electronic Resource]. - Mode of access: URL: http://www.reward.ru/ (дата обращения: 06.06.2021).
76. SaundZ Pronunciation Software [Electronic Resource]. - Mode of access: URL: (https://saundz.com/) (дата обращения: 06.06.2021).
77. Scovel T. Foreign accents, language acquisition, and cerebral dominance, 1969, University of Michigan.
78. StudFiles [Электронный ресурc] – Режим доступа: https://studfile.net/preview/1700985/ (дата обращения: 11.06.2021).
79. Vaughan-Rees M. Test your pronunciation, Longman, 2002.
80. Webkonspect.com [Electronic Resource]. - Mode of access: URL: http://webkonspect.com/room=profile&id=30548&labelid=266344 (дата обращения: 28.04.2019).