РАЗВИТИЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ВЗРОСЛЫХ ОБУЧАЕМЫХ УРОВНЯ В2-C1 С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. Теоретические основы методики обучения фонетической стороне речи 10
1.1 Исторический обзор методов развития фонетических навыков 10
1.2 Актуальные проблемы обучения фонетической стороне речи 20
1.3 Психолого-педагогические характеристики взрослых обучаемых уровня В2-С1 30
1.4 Звукопроизносительные навыки в обучении английскому языку 32
1.5 Перцептивные навыки в обучении произношению 35
1.6 Тестирование фонетических навыков 37
1.7 Общие принципы применения ИКТ в обучении произношению 40
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 47
ГЛАВА 2. Цифровые и мультимедийные программы в обучении фонетической стороне речи 49
2.1. Классификация цифровых и мультимедийных программ, пригодных для развития фонетических навыков 49
2.2 Описание фокусной группы, техническое обеспечение и методы эксперимента 58
2.3 Диагностическое тестирование 60
2.4 Содержание обучения 64
2.5 Типы фонетических упражнений в контексте дистанционного обучения 65
2.6 Результаты итогового экспериментального тестирования 73
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 94
СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Диагностический тест 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Материалы из учебных пособий по фонетике, рекомендованные к изучению студентами 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Пример результата обучаемого в программе iSpringSuite 108
ГЛАВА I. Теоретические основы методики обучения фонетической стороне речи 10
1.1 Исторический обзор методов развития фонетических навыков 10
1.2 Актуальные проблемы обучения фонетической стороне речи 20
1.3 Психолого-педагогические характеристики взрослых обучаемых уровня В2-С1 30
1.4 Звукопроизносительные навыки в обучении английскому языку 32
1.5 Перцептивные навыки в обучении произношению 35
1.6 Тестирование фонетических навыков 37
1.7 Общие принципы применения ИКТ в обучении произношению 40
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 47
ГЛАВА 2. Цифровые и мультимедийные программы в обучении фонетической стороне речи 49
2.1. Классификация цифровых и мультимедийных программ, пригодных для развития фонетических навыков 49
2.2 Описание фокусной группы, техническое обеспечение и методы эксперимента 58
2.3 Диагностическое тестирование 60
2.4 Содержание обучения 64
2.5 Типы фонетических упражнений в контексте дистанционного обучения 65
2.6 Результаты итогового экспериментального тестирования 73
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 94
СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Диагностический тест 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Материалы из учебных пособий по фонетике, рекомендованные к изучению студентами 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Пример результата обучаемого в программе iSpringSuite 108
Безусловным преимуществом образованного человека в современном обществе является владение английским языком. Особый интерес возникает у современных рынков труда, которые привлекают успешных, владеющих иностранными языками людей для последующей организации профессиональной деятельности в различных отраслях. Данный процесс способствует увеличению интереса к изучению английского языка среди взрослых обучаемых, стремящихся овладеть этим языком для удовлетворения как профессиональных, так и личных потребностей.
Основное внимание при обучении иностранному языку как средству коммуникации уделяется формированию коммуникативной компетенции как многокомпонентному показателю уровня владения языком. При этом уровень коммуникативной компетенции и успешной коммуникации зависит от правильно сформированных фонетических навыков, которые во многом обеспечивают успешность в общении. При фонетических ошибках происходит искажение смысла высказывания, тем самым возникает недопонимание между собеседниками. Ведь зачастую мы судим о человеке по правильности его речи, артикуляции и интонации, которые выполняют различные коммуникативные функции.
Овладение иностранным языком является довольно сложным и длительным процессом. Поэтому, прежде всего, следует научиться правильной артикуляции и восприятию на слух в собственной речи новых звуков, которые в большинстве случаях не похожи на звуки родного языка. Таким образом, невозможно научиться правильной и беглой речи на иностранном языке без отработки автоматизированных фонетических навыков, которые дают возможность обучаемому не задумываться, как артикулируется каждый отдельный звук.
С развитием цифровых технологий появилось большое количество компьютерных программ и приложений, которые способны помочь реализовать учебный процесс на высшем уровне, предусматривая развитие и формирование всех необходимых языковых компетенций у учащихся. В частности, сделать процесс развития фонетических навыков взрослых обучаемых уровня B2-C1 с использованием цифровых технологий более эффективным. Однако лингводидактический потенциал данных технологий недостаточно полно и эффективно применяется в обучении английскому языку.
Достаточно редко в фокус внимания попадают взрослые обучаемые, особенно уровня В2-С1. Чаще всего формированием фонетических навыков занимаются на ранних этапах обучения. Однако, неисправленные фонетические ошибки имеют тенденцию укореняться и сопровождают взрослого человека на протяжении всей жизни.
Актуальность данного исследования определяется модернизацией современного общества и новыми возможностями, которые цифровые технологии предоставляют для любых профессиональных отраслей труда, включая обучение иностранным языкам, а также повышенным интересом к дистанционным формам обучения и общения в дезинтегрированном общественном пространстве в связи со сложившейся ситуацией на сегодняшний день – пандемией.
В данном исследовании центром внимания являются не только артикуляторные навыки произношения, но и перцептивно-акустическая сторона, которая является неотъемлемой частью фонетико-фонологической компетенции.
Объектом исследования является процесс развития фонетических навыков у взрослых обучаемых уровня В2-С1.
Предметом исследования выступает использование цифровых технологий для развития фонетических навыков у взрослых обучаемых уровня В2-С1.
Материалом для исследования послужили фонетические особенности английского языка, функционал цифровых технологий и инструментальных методов.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании методики развития фонетических навыков у взрослых обучаемых уровня В2-С1 с использованием обучающих и не предназначенных для обучения цифровых технологий и в составлении методических рекомендаций и упражнений по развитию фонетических навыков для взрослых обучаемых уровня В2-С1.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) изучить особенности фонетики английского языка как основного языка межкультурной коммуникации;
2) проанализировать существующие методики обучения фонетической стороне речи;
3) проанализировать психолого-педагогические особенности обучения фонетическим навыкам иноязычной речи;
4) выявить преимущества использования цифровых технологий в обучении английскому языку на современном этапе;
5) разработать комплекс упражнений на развитие фонетических навыков с использованием цифровых технологий.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы:
• общенаучные методы: обобщение, систематизация, классификация полученных данных;
• изучение и анализ научной литературы в области методики обучения иностранным языкам, педагогики, психологии, лингвистики, информатики;
• методы культурологического и социолингвистического анализа, а также описательный метод.
Теоретическую базу исследования составляют работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам а) обучения произносительной стороне речи (Н.И. Гез, И.Ю. Павловская, Г.В. Рогова, А.А. Хомутова, Л.В. Щерба, Celce-Murcia, J. Cross, R, M Dauer, J.H. Esling, P.Messum, J.D O'Connor, R.Young) б) использованию цифровых технологий в обучении (М.А. Бовтенко, А.Д. Гарцов, С.И. Ельникова, Д.А. Кочаров, О.Н. Глотова, П.В. Сысоев).
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем раскрыта специфика методики развития фонетических навыков у взрослых обучаемых уровня В2-С1 с использованием цифровых технологий.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в ходе исследования:
1) рассмотрены особенности фонетики английского языка, в том числе и как основного языка межкультурной коммуникации на современном этапе развития общества;
2) систематизированы психолого-педагогические характеристики взрослых обучаемых уровня В2-С1;
3) выделены основные проблемы в обучении произносительной стороне речи взрослых обучаемых на высоких уровнях владения языком;
4) разработаны теоретические основы применения ИКТ в обучении произношению.
Практическая значимость работы состоит в анализе и систематизации цифровых технологий в обучении английскому языку на современном этапе, пригодных для развития произносительной стороны речи, а также разработке комплекса упражнений на развитие фонетических навыков в дистанционном режиме. Результаты работы могут быть использованы в практических курсах английского языка для взрослых и в теоретических курсах Методики преподавания иностранных языков.
Гипотеза диссертационного исследования базируется на том, что предлагаемая методика развития произносительных навыков у взрослых обучаемых уровня B2-C1 с использованием цифровых технологий в структуре обучающего комплекса с разработанной и представленной типологией упражнений будет способствовать эффективному устранению укоренившихся ошибок.
Положения, выносимые на защиту:
1) обучение фонетическим навыкам взрослых обучаемых, имеющих высокий уровень владения английским языком, как в профессиональном, так и в бытовом иноязычном общении, широко востребовано;
2) психолого-педагогические характеристики взрослых обучаемых помогают в подборе и разработке конкретных упражнений на формирование фонетических навыков, так как учитывается уровень владения английским языком и возрастные особенности;
3) укоренившиеся произносительные ошибки у взрослых обучаемых подлежат коррекции за счет методически правильно разработанных и подобранных упражнений;
4) цифровые технологии, разработанные в настоящем исследовании используемые в качестве средств обучения произношению, решают задачи, связанные с автоматизацией и актуализацией фонетических навыков на английском языке.
Апробация. Результаты исследования были апробированы на:
1) международном молодежном исследовательском форуме «Гуманитарий: традиции и новые парадигмы в науке о языке» в РГПУ имени А.И. Герцена (16 февраля 2018 г., г. Санкт-Петербург) (доклад «Формирование актуальной фонетической компетенции с использованием мультимедийных программ»);
2) на IX - Международной научно-практической конференции «Инновации в науке и практике» (доклад «Об изменении содержания обучения фонетическому аспекту речи на английском языке в эпоху цифровых технологий») (г. Барнаул, 28 апреля 2018 г.)
3) а также на аспирантском семинаре кафедры иностранных языков и лингводидактики СПбГУ (доклад по теме ВКР «Развитие фонетических навыков у взрослых обучаемых уровня В2-С1 с использованием цифровых технологий», 20 мая 2020 г., 30 ноября 2020 г.)
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе и заключения. К диссертации прилагается список использованной научной литературы, включающий наименования на русском (48 источника) и английском языках (32 источников) и Приложения.
Основное внимание при обучении иностранному языку как средству коммуникации уделяется формированию коммуникативной компетенции как многокомпонентному показателю уровня владения языком. При этом уровень коммуникативной компетенции и успешной коммуникации зависит от правильно сформированных фонетических навыков, которые во многом обеспечивают успешность в общении. При фонетических ошибках происходит искажение смысла высказывания, тем самым возникает недопонимание между собеседниками. Ведь зачастую мы судим о человеке по правильности его речи, артикуляции и интонации, которые выполняют различные коммуникативные функции.
Овладение иностранным языком является довольно сложным и длительным процессом. Поэтому, прежде всего, следует научиться правильной артикуляции и восприятию на слух в собственной речи новых звуков, которые в большинстве случаях не похожи на звуки родного языка. Таким образом, невозможно научиться правильной и беглой речи на иностранном языке без отработки автоматизированных фонетических навыков, которые дают возможность обучаемому не задумываться, как артикулируется каждый отдельный звук.
С развитием цифровых технологий появилось большое количество компьютерных программ и приложений, которые способны помочь реализовать учебный процесс на высшем уровне, предусматривая развитие и формирование всех необходимых языковых компетенций у учащихся. В частности, сделать процесс развития фонетических навыков взрослых обучаемых уровня B2-C1 с использованием цифровых технологий более эффективным. Однако лингводидактический потенциал данных технологий недостаточно полно и эффективно применяется в обучении английскому языку.
Достаточно редко в фокус внимания попадают взрослые обучаемые, особенно уровня В2-С1. Чаще всего формированием фонетических навыков занимаются на ранних этапах обучения. Однако, неисправленные фонетические ошибки имеют тенденцию укореняться и сопровождают взрослого человека на протяжении всей жизни.
Актуальность данного исследования определяется модернизацией современного общества и новыми возможностями, которые цифровые технологии предоставляют для любых профессиональных отраслей труда, включая обучение иностранным языкам, а также повышенным интересом к дистанционным формам обучения и общения в дезинтегрированном общественном пространстве в связи со сложившейся ситуацией на сегодняшний день – пандемией.
В данном исследовании центром внимания являются не только артикуляторные навыки произношения, но и перцептивно-акустическая сторона, которая является неотъемлемой частью фонетико-фонологической компетенции.
Объектом исследования является процесс развития фонетических навыков у взрослых обучаемых уровня В2-С1.
Предметом исследования выступает использование цифровых технологий для развития фонетических навыков у взрослых обучаемых уровня В2-С1.
Материалом для исследования послужили фонетические особенности английского языка, функционал цифровых технологий и инструментальных методов.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании методики развития фонетических навыков у взрослых обучаемых уровня В2-С1 с использованием обучающих и не предназначенных для обучения цифровых технологий и в составлении методических рекомендаций и упражнений по развитию фонетических навыков для взрослых обучаемых уровня В2-С1.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) изучить особенности фонетики английского языка как основного языка межкультурной коммуникации;
2) проанализировать существующие методики обучения фонетической стороне речи;
3) проанализировать психолого-педагогические особенности обучения фонетическим навыкам иноязычной речи;
4) выявить преимущества использования цифровых технологий в обучении английскому языку на современном этапе;
5) разработать комплекс упражнений на развитие фонетических навыков с использованием цифровых технологий.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы:
• общенаучные методы: обобщение, систематизация, классификация полученных данных;
• изучение и анализ научной литературы в области методики обучения иностранным языкам, педагогики, психологии, лингвистики, информатики;
• методы культурологического и социолингвистического анализа, а также описательный метод.
Теоретическую базу исследования составляют работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам а) обучения произносительной стороне речи (Н.И. Гез, И.Ю. Павловская, Г.В. Рогова, А.А. Хомутова, Л.В. Щерба, Celce-Murcia, J. Cross, R, M Dauer, J.H. Esling, P.Messum, J.D O'Connor, R.Young) б) использованию цифровых технологий в обучении (М.А. Бовтенко, А.Д. Гарцов, С.И. Ельникова, Д.А. Кочаров, О.Н. Глотова, П.В. Сысоев).
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем раскрыта специфика методики развития фонетических навыков у взрослых обучаемых уровня В2-С1 с использованием цифровых технологий.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в ходе исследования:
1) рассмотрены особенности фонетики английского языка, в том числе и как основного языка межкультурной коммуникации на современном этапе развития общества;
2) систематизированы психолого-педагогические характеристики взрослых обучаемых уровня В2-С1;
3) выделены основные проблемы в обучении произносительной стороне речи взрослых обучаемых на высоких уровнях владения языком;
4) разработаны теоретические основы применения ИКТ в обучении произношению.
Практическая значимость работы состоит в анализе и систематизации цифровых технологий в обучении английскому языку на современном этапе, пригодных для развития произносительной стороны речи, а также разработке комплекса упражнений на развитие фонетических навыков в дистанционном режиме. Результаты работы могут быть использованы в практических курсах английского языка для взрослых и в теоретических курсах Методики преподавания иностранных языков.
Гипотеза диссертационного исследования базируется на том, что предлагаемая методика развития произносительных навыков у взрослых обучаемых уровня B2-C1 с использованием цифровых технологий в структуре обучающего комплекса с разработанной и представленной типологией упражнений будет способствовать эффективному устранению укоренившихся ошибок.
Положения, выносимые на защиту:
1) обучение фонетическим навыкам взрослых обучаемых, имеющих высокий уровень владения английским языком, как в профессиональном, так и в бытовом иноязычном общении, широко востребовано;
2) психолого-педагогические характеристики взрослых обучаемых помогают в подборе и разработке конкретных упражнений на формирование фонетических навыков, так как учитывается уровень владения английским языком и возрастные особенности;
3) укоренившиеся произносительные ошибки у взрослых обучаемых подлежат коррекции за счет методически правильно разработанных и подобранных упражнений;
4) цифровые технологии, разработанные в настоящем исследовании используемые в качестве средств обучения произношению, решают задачи, связанные с автоматизацией и актуализацией фонетических навыков на английском языке.
Апробация. Результаты исследования были апробированы на:
1) международном молодежном исследовательском форуме «Гуманитарий: традиции и новые парадигмы в науке о языке» в РГПУ имени А.И. Герцена (16 февраля 2018 г., г. Санкт-Петербург) (доклад «Формирование актуальной фонетической компетенции с использованием мультимедийных программ»);
2) на IX - Международной научно-практической конференции «Инновации в науке и практике» (доклад «Об изменении содержания обучения фонетическому аспекту речи на английском языке в эпоху цифровых технологий») (г. Барнаул, 28 апреля 2018 г.)
3) а также на аспирантском семинаре кафедры иностранных языков и лингводидактики СПбГУ (доклад по теме ВКР «Развитие фонетических навыков у взрослых обучаемых уровня В2-С1 с использованием цифровых технологий», 20 мая 2020 г., 30 ноября 2020 г.)
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе и заключения. К диссертации прилагается список использованной научной литературы, включающий наименования на русском (48 источника) и английском языках (32 источников) и Приложения.
В исследовании представлена методика обучения фонетической стороне речи взрослых обучаемых уровня В2-С1, изучающих английский язык в полилингвальной группе в условиях дистанционного обучения, основанная на результатах диагностического тестирования и включающая в себя дистанционный курс по развитию отдельных фонетических навыков как: восприятие фонологических противопоставлений гласных и согласных; определение корректного ударения на уровне слова и фразы; использование и понимание фонетической транскрипции; противопоставление напряженных и ненапряженных гласных; произнесение числительных и др.
В нашем исследовании был проведен обзор теоретических основ обучения фонетике, а также исследованы психолого-педагогические характеристики взрослых обучаемых уровня В2-С1, их аспекты восприятия и понимая речи на слух – теории и механизмы восприятия и производства речи.
Согласно научным трудам отечественных и зарубежных исследователей раскрываются такие понятия как: фонологическая и фонетическая компетенции, CALL – «Computer Assisted Language Learning» (изучение языка с использованием компьютера), TELL («Technology Enhanced Language Learning» – обучение языку, улучшенное технологиями), ICT in LT («Information and Communication Technology in Language Teaching» – ИКТ в преподавании языка), MALL – «Mobile Assisted Language Learning» (изучение языка с помощью мобильной связи), «компьютерная лингводидактика», «сетевая педагогика», «цифровые технологии», «ассимиляция», «элизия», «аккомодация» и др.
В соответствии с педагогическими целями, нами были рассмотрены несколько типов ошибок по П. Кордеру в коммуникативно-направленном контексте: коммуникативно значимые (global errors) и коммуникативно незначимые (local errors); рассмотрены звукопроизносительные н перцептивные навыки в обучении произношению.
С учетом психолого-педагогических характеристик взрослых обучаемых нами были разработаны задания в зависимости от определенного уровня понимания звучащего текста взрослым, а также разработаны упражнения при выполнении которых, обучаемые должны опираться на знания, полученные через представленную нами методику, а также свой эмпирический опыт.
В данной работе также исследованы фонетические особенности английского языка, функционал цифровых технологий, преимущества их использования в обучении английскому языку на современном этапе, а также инструментальные методы.
Основным критерием для формирования группы обучаемых, изучающих английский язык в условиях корпоративного обучения является уровень владения английским языком.
В ходе исследования при выполнении вводного диагностического тестирования, были выявлены трудности в семи типах заданий из восьми, а именно на:
четкую реализацию и восприятие фонологических противопоставлений гласных и согласных;
корректное ударение на уровне слова и фразы;
фонетическую когезию;
редукцию гласных в потоке речи;
использование и понимание фонетической транскрипции;
противопоставление напряженных и ненапряженных гласных;
произнесение числительных,
которые были отработаны в виде итогового экспериментального дистанционного обучения.
Проведенные экспериментальные тесты показывают, что овладение фонетическими навыками, которые основаны на функционировании механизмов восприятия речи, способствуют успешному пониманию и закреплению звукопроизносительных навыков на английском языке, а также улучшению результатов при выполнении заданий на аудирование, множественный выбор (multiple choice), трансформация (transformation), заполнение пропусков в связном тексте (cloze procedure), вопрос-ответ (question-answer) и распознавание (identifying).
Во время разработки типологии заданий на развитие фонетических навыков учитывались результаты выполненного диагностического теста, а также психолингвистические уровни понимания фонетики, то есть направленность на формирование соответствующих фонологических и фонетических навыков и умений. На основании представленной типологии был разработан комплекс упражнений для взрослых обучаемых с уровнем В2-С1, изучающих английский язык в условиях корпоративного дистанционного обучения.
Нами был проведен педагогический эксперимент по проверке разработанной нами методики развития фонетических навыков у взрослых обучаемых уровня В2-С1с использованием цифровых технологий, а именно платформы для компьютерного обучения iSpring Suite с применением разработанного комплекса упражнений в виде тестирования. Полученные результаты итогового экспериментального тестирования подтверждают эффективность использования комплекса упражнений, основанных на семи типах фонетических заданий и направленных на развитие отдельных фонетических навыков, учитывая принцип приемственности каждого задания, поскольку полученные результаты итоговому экспериментальному тестированию превышают вводное диагностическое в 1,7 раза, что является безусловным продвижением в «наращивании» знаний в области фонетики.
Материалы данного исследования могут быть использованы в практических курсах английского языка для взрослых и в теоретических курсах Методики преподавания иностранных языков.
В мире высоких технологий методика обучения фонетической стороне речи начинает развиваться в новом для себя русле – с использованием цифровых технологий, как в нашем случае в рамках дистанционного курса. Обучающиеся имеют возможность полного подключения к ресурсам и материалам по фонетике с учетом своих целей, но, к сожалению, не все фонетические материалы универсальны, а учет уровня, целей и задач по развитию фонетических навыков в особенности у взрослых обучаемых высокого уровня играет значительную роль при составлении плана обучения. Поэтому разработанная в нашем исследовании программа обучения дает пример того, как справиться со многими целями и задачами, стоящими перед преподавателем английского языка-фонетистом.
В нашем исследовании был проведен обзор теоретических основ обучения фонетике, а также исследованы психолого-педагогические характеристики взрослых обучаемых уровня В2-С1, их аспекты восприятия и понимая речи на слух – теории и механизмы восприятия и производства речи.
Согласно научным трудам отечественных и зарубежных исследователей раскрываются такие понятия как: фонологическая и фонетическая компетенции, CALL – «Computer Assisted Language Learning» (изучение языка с использованием компьютера), TELL («Technology Enhanced Language Learning» – обучение языку, улучшенное технологиями), ICT in LT («Information and Communication Technology in Language Teaching» – ИКТ в преподавании языка), MALL – «Mobile Assisted Language Learning» (изучение языка с помощью мобильной связи), «компьютерная лингводидактика», «сетевая педагогика», «цифровые технологии», «ассимиляция», «элизия», «аккомодация» и др.
В соответствии с педагогическими целями, нами были рассмотрены несколько типов ошибок по П. Кордеру в коммуникативно-направленном контексте: коммуникативно значимые (global errors) и коммуникативно незначимые (local errors); рассмотрены звукопроизносительные н перцептивные навыки в обучении произношению.
С учетом психолого-педагогических характеристик взрослых обучаемых нами были разработаны задания в зависимости от определенного уровня понимания звучащего текста взрослым, а также разработаны упражнения при выполнении которых, обучаемые должны опираться на знания, полученные через представленную нами методику, а также свой эмпирический опыт.
В данной работе также исследованы фонетические особенности английского языка, функционал цифровых технологий, преимущества их использования в обучении английскому языку на современном этапе, а также инструментальные методы.
Основным критерием для формирования группы обучаемых, изучающих английский язык в условиях корпоративного обучения является уровень владения английским языком.
В ходе исследования при выполнении вводного диагностического тестирования, были выявлены трудности в семи типах заданий из восьми, а именно на:
четкую реализацию и восприятие фонологических противопоставлений гласных и согласных;
корректное ударение на уровне слова и фразы;
фонетическую когезию;
редукцию гласных в потоке речи;
использование и понимание фонетической транскрипции;
противопоставление напряженных и ненапряженных гласных;
произнесение числительных,
которые были отработаны в виде итогового экспериментального дистанционного обучения.
Проведенные экспериментальные тесты показывают, что овладение фонетическими навыками, которые основаны на функционировании механизмов восприятия речи, способствуют успешному пониманию и закреплению звукопроизносительных навыков на английском языке, а также улучшению результатов при выполнении заданий на аудирование, множественный выбор (multiple choice), трансформация (transformation), заполнение пропусков в связном тексте (cloze procedure), вопрос-ответ (question-answer) и распознавание (identifying).
Во время разработки типологии заданий на развитие фонетических навыков учитывались результаты выполненного диагностического теста, а также психолингвистические уровни понимания фонетики, то есть направленность на формирование соответствующих фонологических и фонетических навыков и умений. На основании представленной типологии был разработан комплекс упражнений для взрослых обучаемых с уровнем В2-С1, изучающих английский язык в условиях корпоративного дистанционного обучения.
Нами был проведен педагогический эксперимент по проверке разработанной нами методики развития фонетических навыков у взрослых обучаемых уровня В2-С1с использованием цифровых технологий, а именно платформы для компьютерного обучения iSpring Suite с применением разработанного комплекса упражнений в виде тестирования. Полученные результаты итогового экспериментального тестирования подтверждают эффективность использования комплекса упражнений, основанных на семи типах фонетических заданий и направленных на развитие отдельных фонетических навыков, учитывая принцип приемственности каждого задания, поскольку полученные результаты итоговому экспериментальному тестированию превышают вводное диагностическое в 1,7 раза, что является безусловным продвижением в «наращивании» знаний в области фонетики.
Материалы данного исследования могут быть использованы в практических курсах английского языка для взрослых и в теоретических курсах Методики преподавания иностранных языков.
В мире высоких технологий методика обучения фонетической стороне речи начинает развиваться в новом для себя русле – с использованием цифровых технологий, как в нашем случае в рамках дистанционного курса. Обучающиеся имеют возможность полного подключения к ресурсам и материалам по фонетике с учетом своих целей, но, к сожалению, не все фонетические материалы универсальны, а учет уровня, целей и задач по развитию фонетических навыков в особенности у взрослых обучаемых высокого уровня играет значительную роль при составлении плана обучения. Поэтому разработанная в нашем исследовании программа обучения дает пример того, как справиться со многими целями и задачами, стоящими перед преподавателем английского языка-фонетистом.



