Введение 6
1 Теоретические аспекты организации стимулирования продаж 8
1.1 Понятие, цели и функции стимулирования продаж 8
1.2 Методы и средства стимулирования сбыта продукции 12
1.3 Организация каналов сбыта и стимулирование 24
1.4 Оценка эффекта и эффективности мероприятий по стимулированию продаж 26
1.5 Планирование и организация мероприятий по стимулированию продаж 30
2 Организационно - экономическая характеристика и анализ технико-экономических показателей деятельности ИП Блажко г. Мариинск 32
2.1 Характеристика и организационная структура ИП Блажко 32
2.2 Ассортимент продукции 34
2.3 Ценовая политика 35
2.4 Маркетинговая среда предприятия 36
2.5 Анализ технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности ИП «Блажко» г.Мариинск за 2013-2015 гг 38
3 Анализ организации стимулирования продаж и мероприятия по совершенствованию организации стимулирования продаж ИП «Блажко» г. Мариинск 42
3.1 Стимулирование сбыта в компании 42
3.2 Рекомендуемые методы стимулирования продажи товаров 53
Заключение 59
Список используемой литературы 62
Развитие розничной торговли побудило к совершенствованию покупательских способностей и принципов. Потребителям стала свойственна мобильность, они стремятся к большему разнообразию. Им нужны новые и новые товары по доступным ценам, и они стараются купить все, что нужно в одном месте. В таких условиях между предприятиями розничной торговли постоянно идет борьба за потребителя.
Для привлечения большего количества покупателей розничные торговые сети проводят мероприятия по стимулированию продаж. Они способны быстро дать компании нужный результат - увеличение объема продаж, поскольку стимулирование предлагает очень сильный побудительный мотив к действию для потребителей.
Маркетинг определяет уровень валового дохода, прибыль и рентабельность деятельности. Для субъектов хозяйствования особое значение приобретает глубокое знание рынка и способность умело применять современные инструменты воздействия на складывающуюся на нем ситуацию.
В настоящее время актуальной задачей для многих предприятий является эффективное управление продажами. Совершенствования взаимоотношений с покупателями, активное воздействие на спрос, привлечение новых потребителей, разработка и реализация ценовой политики, формирование имиджа и другое.
Для успешного функционирования в условиях рынка предприятиям необходимо активно использовать все элементы маркетинговых коммуникаций:
- рекламу;
- стимулирование сбыта;
- связи с общественностью;
- персональные продажи.
Стимулирование торгово - сбытовой деятельности включает целенаправленные меры и разнообразные мероприятия.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью организации комплекса эффективных мероприятий по стимулированию продаж, выбора методов стимулирования и повышения эффективности стимулирующих мероприятий с целью формирования спроса и стимулирования сбыта.
Целью выпускной квалификационной работы является организация стимулирования продаж на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить последовательно ряд задач:
- изучить теоретические аспекты организации стимулирования продаж на предприятии;
- проанализировать производственно-хозяйственную деятельность предприятия;
- исследовать организацию стимулирования продаж на предприятии;
- разработать мероприятия по улучшению деятельности предприятия.
Предметом исследования является организация стимулирования продаж на предприятии.
Объектом исследования является ИП Блажко г. Мариинск, действующее в сфере розничной торговли.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что данные, полученные в результате проведения исследований и анализа, могут быть использованы руководством ИП Блажко в качестве оптимизации их деятельности в отношении стимулирования продаж.
В работе использованы книги, учебные и методические материалы, статьи и публикации ученых-экономистов по исследуемой теме.
Для того, чтобы отстоять лидирующие позиции в условиях рынка, предприятию необходимо развивать и укреплять конкурентные преимущества, обеспечивая высокое качество продаваемых товаров, а также активно продвигать их потребителям.
Стимулирование продаж имеет ряд плюсов, а именно приводит к росту сбыта и дополняет рекламу и личные продажи, привлекает внимание потенциальных покупателей, содержит явное побуждение к совершению покупки, делает четкое предложение незамедлительно совершить покупку.
Уже более 20 лет ИП «Блажко» работает в сфере розничной торговли. На данный момент под руководством индивидуального предпринимателя Блажко Л.Р. находятся 13 магазинов «Чайка» прилавочного типа, смешанных товаров в городе Мариинск Кемеровской области.
Ассортимент магазинов насчитывает более 1500 товаров.
Анализ показателей производственно -хозяйственной деятельности выявил, что на протяжение всего анализируемого периода ИП «Блажко» было прибыльным, причем динамика чистой прибыли была положительной.
Высокое качество обслуживания, удобное расположение магазинов для транзита (на въезде и выезде из города), акции, скидки, подарки при покупках, создание для покупателей праздничного настроения, стабильность (работа круглосуточно) - это только часть основных преимуществ ИП «Блажко» перед конкурентами.
Стимулирование сбыта в ИП «Блажко» представляет собой систему краткосрочных побудительных мер и приемов, направленных на поощрение покупки или продажи товара и принимающих форму дополнительных льгот, удобств, экономии.
В магазинах постоянно проходят акции суть которых заключается в сниженной цене на тот или иной товар. Кроме обычных акций (снижение цены), ИП «Блажко» разработали несколько акций приуроченных к профессиональным праздникам, таким как «День учителя», «День медицинского работника».
ИП «Блажко» достаточно известная организация в городе Мариинске. Руководитель фирмы - Лариса Раисовна Блажкко давно и регулярно занимается благотворительностью и активно принимает участие в жизни города Мариинска.
В магазинах «Чайка» можно встретить такие акции по стимулированию продаж, которые одновременно являются благотворительными, среди них акции «Я делаю доброе дело», «Яблоко добра». На собранные от продаж деньги была оказана адресная помощь детям-инвалидам.
Пример очень продуманной акции стимулирующей продажи, является «Помоги собраться в школу», поскольку и товар реализован, и выручку от его продажи не приходится отдавать, так как сам товар является источником благотворительности.
Одним из элементов стимулирования продаж продукции фирмы являются премии за покупку товара. Поскольку ИП «Блажко» сотрудничает с другими представителями бизнеса в г. Мариинске, то существует ряд взаимовыгодных акций (например, при совершении покупки в магазине «Чайка» на сумму от 1000 рублей выдается купон на скидку 300 рублей в гостинично-развлекательный комплекс «Белый камень»).
ИП «Блажко» часто в продвижении своей продукции использует различные PR-акции, (розыгрыши, конкурсы, лотереи).
Разрабатывая мероприятия по стимулированию продаж ИП «Блажко» уделяет внимание не только покупателями, но также делает акцент на сотрудников.
Для улучшения показателей работы, более добродушного обращения с покупателями, а также для сплочения коллектива в 2015 году руководством компании проводился тренинг по «Командообразованию».
Кроме непосредственных мероприятий направленных на стимулирование продаж, в компании ИП «Блажко» активно используют дополнительные элементы, направленные на улучшение имиджа компании, а именно одинаковое оформление магазинов, светящиеся вывески «24 часа». Кроме этого, магазин имеет страницу в социальной сети, где активно информирует потенциальных потребителей о своих новостях и проходящих акциях.
ИП «Блажко» применяет наиболее эффективные методы стимулирования сбыта, среди которых, как стимулирование покупателей, так и стимулирование самих сотрудников фирмы, которые непосредственно связаны с реализацией продукции.
Однако, спектр методов стимулирования довольно широк. В данной дипломной работе даны рекомендации по совершенствованию организации и стимулирования продаж продукции, использование которых повысит результат деятельности ИП «Блажко».
Среди мероприятий проведение дегустаций колбасных изделий в сети магазинов «Чайка». Предполагаемая общая стоимость проведение дегустаций составит 31 тыс. руб., при этом в месяц проведения дегустации и в последующий месяц реализация продукции увеличивается на 10-12%.
Также предлагается использование купонов, а именно, необходимо прикладывать к определенной группе товаров купоны на право получения скидки 5% при последующем приобретении аналогичного товара.
В качестве еще одного мероприятия возможен запуск бонусной программы в сети магазинов «Чайка», с выпуском бонусных карт. Конечно этот вариант является достаточно затратным, на его реализацию (выпуск карт, настройка оборудования для учета зачисления и списания бонусов и др.) потребуется довольно крупная сумма денег, однако ожидаемый эффект того стоит.
Все предлагаемые мероприятия по стимулированию сбыта, с учетом затрат на их проведение, позволят незначительно увеличить прибыль предприятия в краткосрочной перспективе, примерно на 3%. Таким образом прирост прибыли в абсолютном выражении или чистый экономический эффект составит 31,6 тыс. руб.
1. Ахметгареев, A. М. Золотой пример сбыта, или разработка комплексных рекламно-сбытовых акций / А. М. Ахметгареев // Реклама. Теория и практика. -2008. - № 1.
2. Даскалу, C. Эффективные инструменты 4P. Маркетинговые коммуникации. / C. Даскалу // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2009. - N 6.
3. Дьяков, А. В. Социально-сетевой маркетинг - новый инструмент стимулирования сбыта / А. В. Дьяков, А. В. Дьякова // Практический маркетинг. -2009. - N 10.
4. Задолжнев Д., Шуремов, Е. Модель комплексной оптимизации закупок и продаж товаров / Д. Задолжнев, Е. Шуремов, // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - №4.
5. Захарова A.A., Климин, A. И. Aнaлиз эффективности мероприятий по стимулированию в розничной торговле / A.A. Захарова, A. И. Климин, // Аудит и финансовый анализ. - 2009. - N 6.
6. Каргаполова, М. Г. Методы оценки эффективности мероприятий по стимулированию сбыта / М. Г. Каргаполова // Управление продажами. - 2007. - N 6.
7. Керимов, В. Э. Бухгалтерский управленческий учет: практикум / В. Э. Керимов.- 5-е изд. - М. : Дашков и К°, 2008.
8. Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс / Ф. Котлер; Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. - 656 с.
9. Колодняя, Г. В. Все дело в. марке: один из рецептов успешного предпринимательства / Г. В. Колодняя // Российское предпринимательство. - 2007.- N 7, вып. 2.
10. Маркетинг торговли: учеб. пособие / Брижашева О. В.Ульяновск : УлГТУ, 2007.
11. Марданова, Э. У. Директ-маркетинг своими силами: опыт создания эффективной стратегии продвижения в торговой сети / Э. У. Марданова // Маркетинговые коммуникации. - 2007. - № 4.
12. Можаровский, И. Сильные и слабые стороны качества обслуживания в торговых сетях / И. Можаровский // Рекламные технологии. - 2008. - № 8
13. Мерчандайзинг: научное издание. - Кира и Рубен Канаян. - М.: РИП-холдинг, 2007.
14. Никольская, В. Н. Эффективный маркетинг в условиях кризиса / В. Н. Никольская // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2009. - №3.
15. Никифоров, К. A. Моделирование процессов формирования и развития сбытовой сети торговой компании: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. техн. наук / К. A. Никифоров - Барнаул: Регион, 2006.
16. Офицеров, П. Система сбыта как товар для продажи / П. Офицеров // Современная торговля. - 2009. - N 10.
17. Панфилов, В. С. Состояние и перспективы развития современной системы розничного рынка в России: макроэкономический и финансовый аспект / В. С. Панфилов, М. П. Черноволов // Проблемы прогнозирования. - 2007. - №4.
18. Скибук И.А., Филимоненко, И. В. Оценка позиции предприятия на рынке продуктов питания / И.А. Скибук, И. В. Филимоненко, // Маркетинг в России и за рубежом. - 2009. - №4.
19. Стуканова, И. Изучение спроса на рынке продуктов питания / И. Стуканова, И. Дубровин // Маркетинг. - 2009. - №1.
20. Сулейменова, Б. М. Система продвижения товаров и услуг как один из инструментов комплекса маркетинга / Б. М. Cулейменовa // Маркетинг в России и за рубежом. - 2008. - № 4.
21. Управление маркетингом: учеб. пособие для студентов вузов/под ред. А.В. Короткова, И.М. Синяевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 463 с.
22. Федотченко, Ю. И. Ритейл через призму коммуникаций / Ю. И. Федотченко // Реклама. Теория и практика. - 2009. - № 6.
23. Яровая, И. Участникам рынка - равные условия / И. Яровая // Российская Федерация сегодня. - 2009. - N 20.