ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВИРТУАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА КАК ПЛОЩАДКА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ УЧАСТИЯ 8
1.1. Понятие о культуре участия 8
1.2. Теоретические предпосылки и история изучения фанатских сообществ, фандомов и фанфикшена 12
1.3. Фанфикшн: меняющаяся роль читателя и писателя в новых формах Интернет-коммуникации 20
ГЛАВА 2. ВОСПРОИЗВОДСТВО КУЛЬТУРЫ УЧАСТИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ СООБЩЕСТВ ФАНФИКШЕНА 28
2.1. Стратификационные и нормативные основания развития виртуальных сообществ 28
2.2. Создание, представление и потребление контента как структурообразующие факторы виртуального сообщества 34
2.3 Формирование идентичности виртуального сообщества через фанатское творчество 38
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ФАНДОМНОЙ БИТВЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) 44
3.1 Характеристика процесса Фандомной Битвы 44
3.2. Социальная стратификация и иерархия в виртуальном сообществе 49
3.3. Социальное время как структурообразующий фактор 57
3.4. Социализация, социальные нормы и контроль 63
3.5. Контент и творчество как структурообразующие факторы 73
3.6. Формирование коллективной идентичности 81
3.7. Воспроизводство культуры участия в виртуальном сообществе ФБ и выход за пределы виртуальности 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
ЛИТЕРАТУРА 106
Приложение 1. Гайд глубинного интервью 112
Приложение 2. Вопросник для рефлексивного отчёта 116
Приложение 3. Таблица информантов 119
Приложение 4. Наиболее информативный рефлексивный отчёт (Информант 20) 122
Актуальность темы. Фанфикшн – это не только литературное явление, предполагающее создание художественных текстов на основе уже существующих популярных произведений, но и социальное, поскольку вокруг процесса творчества создаются онлайн-сообщества, участники которых активно взаимодействуют друг с другом, занимаясь литературной и другой творческой деятельностью. Это явление, существовавшее в несколько ином виде и в прошлых исторических условиях, получило подлинное распространение и раскрылось как новый уникальный вид современной культуры только в эпоху появления и стремительного развития Интернет-коммуникаций. Именно благодаря Интернету и формированию виртуальных сообществ поклонники фильмов, сериалов, книг, аниме, игр и просто реальных известных людей получили не только возможность делиться своими произведениями с другими, но и доступ к бесконечному множеству текстов на любой вкус, принадлежащих «перу» таких же авторов, пишущих не с целью извлечь выгоду (это даже не предполагается), но с целью получить удовольствие от написания, от конструирования дополненного мира (фанона), а также для того, чтобы оказаться в одном пространстве с единомышленниками. Подобные взаимодействия породили огромное количество новых социальных практик фанфикшн-коммуникации, правил и норм, тактик и стратегий. Многогранность и разносторонность фанфикшена как явления даёт основания для того, чтобы исследовать его в логике трансмедийности.
Трансмедийность – принцип распространения информации посредством использования различных средств коммуникации, где каждые новые тексты, транслируемые с тех или иных медиа-площадок, дополняют друг друга и складываются в единый информационный пласт. Например, телепередача транслируется как посредством ТВ, так и Интернет-каналом, а после про неё издаётся статья в печатной газете, которая воспроизводится также в Интернет-версии издания и собирает комментарии читателей, а в это время пользователи социальных сетей под хэштегом телепередачи делятся собственным мнением о ней. Фантворчество не просто является одной из таких медийных площадок, но и само по себе включает в себя многообразие медиа, использует их. Важно также то, что происходит Интернет-коммуникация участников сообществ фанфикшена друг с другом и с теми, кто производит для них изначальный культурный продукт, произведение, появившееся на любом медиуме (фильм, книга, сериал и т.п. или источник канона ). Во многих современных исследованиях такие процессы определяются как культура (со)участия – вслед за определением, предложенным Генри Дженкинсом в его книге «Конвергентная культура». Нельзя не признать тот факт, что фанатское творчество и фанфикшн занимает нишу в трансмедийном пространстве культуры (со)участия и конвергентной культуры вообще. Потому представляет большой научный интерес изучить явление фанфикшена силами социологии, акцентируя внимание на виртуальных сообществах как социальных группах со своей групповой динамикой.
Объект: виртуальные сообщества фанфикшена.
Предмет: воспроизводство культуры участия в процессе социального структурирования виртуальных сообществ фанфикшена.
Цель: на основе анализа теории и эмпирических данных о виртуальных сообществах фанфикшена раскрыть особенности социальной структуры данных сообществ как отражения культуры участия.
Гипотеза: Воспроизводство культуры участия происходит на всех уровнях социальной структуры виртуального фанфикшн-сообщества.
Исследовательские вопросы:
1. Какова социальная организация виртуального сообщества и какое место можно занимать в его структуре?
2. Какие стратегии социальной регуляции и координации используют участники фанфикшн-сообщества при взаимодействии с друг с другом?
3. Как оценивается выход за пределы виртуальности (сходки, фестивали в реальной жизни и т.д.), какую роль они играют в жизни виртуального сообщества?
4. Какое значение для участников сообщества имеет фанфикшн (сами тексты, процесс творческого поиска и создания произведения, вдохновение, обратная связь с создателями текстов и т.д.)?
5. Как формируется идентичность фанфикшн-сообщества?
Задачи:
1. Охарактеризовать явление «культуры участия» и ее развитие в Интернете.
2. Обобщить теории, идеи которых релевантны для изучения феномена «фанфикшен».
3. Проанализировать меняющуюся роль аудитории и создателя произведения в новых формах Интернет-коммуникации.
4. Дать описание структуры сообществ фанфикшена на основании анализа принципов структурирования виртуальных сообществ.
5. Проанализировать формирование коллективной идентичности сообщества в процессе фанатского творчества.
6. Исследовать кейс Фандомной Битвы в контексте идей о культуре участия.
Степень разработанности темы
Фанфикшн как явление изучается с 1980-х гг. Особую популярность исследовательская тематика данного феномена приобрела в 1990-е годы благодаря работам Генри Дженкинса , Луизы Льюис , Констанса Пенли , Кристины Буссе , Камиллы Бэкон-Смит , Сары Гвенлиан-Джонс , Абигайль Деричо , Джона Фиске , Мэтта Хиллза , Риты Фелски и других. Популяризатором фан-академического дискурса можно по праву назвать американского медиа-теоретика Генри Дженкинса, идентифицирующего себя одновременно и как ученого, и как фаната, и посвятившего изучению партиципаторной культуры и фанфикшена немало работ.
В России проблематикой фанфикшена начали активно заниматься в начале 2000-х годов. Многие работы посвящены филологическому анализу феномена, например, диссертация и статьи К.А.Прасоловой . Однако изучать фанфикшн полностью вне социологического и культурологического поля не представляется возможным, и даже в работах филологического толка эти аспекты присутствуют. Среди исследователей можно отметить также Н.В. Самутину , С.Н. Попову , Н.И. Васильеву . Специфика проводимых исследований, как правило, заключается в изучении феномена в российской действительности или в аспекте русскоязычности.
На сегодняшний день существует междисциплинарная область научных знаний - fan studies (англ. «фанатские исследования»), в числе основных задач которой стоит рассмотрение фанатского творчества в качестве самостоятельного социального и культурного явления.
Теоретико-методологическая основа работы
Основополагающим для данной работы является предложенный Г. Дженкинсом концепт культуры участия. С этих позиций фанфикшн рассматривается как результат развития интерактивных технологий новых медиа, что выражается в разнонаправленных взаимодействиях фанатов друг с другом и с авторами произведений-объектов подражания посредством медийного текста. Вместе с этим мы отталкиваемся от концепции чтения-письма Ролана Барта и рассматриваем чтение не как потребление, а как производство, а также его тесную связь с письмом, если речь идет о фанфикшене. Опираясь на идеи Мишеля де Серто о чтении как практике «браконьерства», которая перекликается со взглядами Р. Барта, мы исследуем фанфикшн через понятия сильных и слабых групп, навязанных «сверху» стратегий и их креативного переосмысления «внизу» - теми, кого в традиционном понимании трактуют как «рядовых потребителей» массовой культуры.
При описании и анализе социальной структуры виртуального сообщества фанфикшена, а именно сообщества «Фандомной Битвы» использовались идеи российского социолога С.В. Бондаренко . С помощью выделенных им категорий в диссертации рассматривались социальна стратификация в сообществе, социальные нормы, коллективная идентичность, способы создания и представления контента и порождённые творчеством взаимодействия.
Эмпирическая база
В качестве эмпирической базы выступает материал, собранный автором в ходе глубинных интервью с участниками мероприятия «Фандомная Битва», групповой беседы, а также рефлексивных отчетов информантов, живущих удаленно. Поскольку мероприятие по своей сути является виртуальным и, кроме того, ранее не изучалось, а информанты в виду разбросанности по всему миру – труднодоступны, однако, поддерживают социальные связи, выборка осуществлялась методом снежного кома. Респонденты были взяты из числа желающих участвовать в исследовании и откликнувшихся на объявление в одном из организационных виртуальных сообществ мероприятия «Фандомная Битва». Для рефлексивных отчетов использовался вопросник, являющийся сокращённой версией гайда интервью; опираясь на вопросы, респондент должен был написать цельный текст о своём опыте участия в «Фандомной Битве». Для интервью использовался более развернутый гайд, содержащий пять блоков вопросов. По завершении полевых работ было собрано 24 рефлексивных отчета и собрано 6 интервью, помимо групповой беседы, имевшей целью уточнение и сбор недостающих данных. Помимо этого, при описании Фандомной Битвы использовались результаты наблюдения за виртуальной площадкой мероприятия и анализ информации по изучаемой тематике. Собранные данные анализировались в логике обоснованной теории, через процессы категоризации.
Апробация работы. Работа прошла апробацию на X научно-практической конференции молодых ученых «Социальные коммуникации: профессиональные и повседневные практики» в Санкт-Петербургском государственном университете, май 2017 года.
Фанфикшн сегодня стал значимой литературной и социальной практикой, объединяющей фанатов со всего мира на локальных виртуальных площадках, на которых осуществляется интенсивная коммуникация посредством обмена различного рода медиа-текстов. В условиях трансмедийности современной культуры её производители и потребители в симбиотическом союзе создают цельные продукты, бесконечно дополняя их новыми текстами, произведенными различными способами. Производство фанатского креатива происходит в виртуальных сообществах, создающихся на добровольной основе самим фанатами. Участники этих сообществ объединены общими интересами к культурному продукту и разделяют общие ценности. Функционирование виртуальных фанфикшн-сообществ осуществляется благодаря их социальной структуре, которая конструируется и воспроизводится самими участниками на благо всего коллектива.
Мы рассмотрели явление фанфикшена через теоретические концепции Ролана Барта о чтении как креативном потреблении и Мишеля де Серто о чтении как практике браконьерства. Их идеи помогли глубже изучить феномен культуры участия. Мы обобщили теории западных и отечественных исследователей фанфикшена, чтобы применить их по отношению к полученному нами конкретному эмпирическому материалу. С помощью категорий социальной структуры в киберпространстве, описанными С.В. Бондаренко, мы рассмотрели виртуальное сообщество мероприятия «Фандомная Битва».
Подводя итоги исследования, выделим ключевые элементы социальной структуры данного сообщества. Мероприятие «Фандомная Битва» функционирует с помощью нескольких основных подсообществ и множества мелких. Каждое подсообщество структурирует основные аспекты деятельности участников. Все подсообщества связаны друг с другом в единую сеть, которую мы называем виртуальным сообществом Фандомной Битвы. Социальная стратификация в сообществе характеризуется высокой динамичностью. Её можно рассматривать в двух основных аспектах: место участника в функционировании всей ФБ, место фандома/команды среди других. В процессе игры каждый участник имеет возможность занимать практически любое место, всё зависит от его способностей и инициативности. Команды более ограничены в плане вертикальной мобильности, и это свидетельствует о том, что условия игры изначально являются неравными, потому что фандомы могут очень различаться по своей известности и количеству поклонников.
Социальное время является для участников важным ресурсом, который в значительной степени влияет на организацию их деятельности на Битве. Для многих участников Фандомная Битва разделяет год на две части и во многом организует для них распределение социального времени, за счёт чего доминирует среди прочих фандомных и мультифандомных фестов и конкурсов. ФБ строго структурирована на временные промежутки, в течение которых проходит тот или иной этап игры. Легитимизированная система дедлайнов – один из основополагающих принципов организации всего виртуального сообщества. Мы сделали вывод о доминировании монохронического восприятия времени на игре.
Сообщество ФБ имеет чёткие правила и нормы, которые строго регулируются не только со стороны организаторов, но и со стороны самих участников. Нормы сообщества делятся на гласные, то есть прописанные организаторами, и негласные. Сообщество Инсайда заслуживает отдельный интерес, поскольку воспринимается участниками несколько обособленно от остальных. За прошедшие годы оно также успело сформировать собственную культуру и нормы. У многих команд отношение к Инсайду настороженное и не очень одобрительное. Также ФБ породила собственный сленг, особые традиции, и ритуалы. Участники в большинстве своем одобряют систему социального контроля на ФБ, осознавая его структурную важность для всего мероприятия. Таким образом, социальная структура сообщества поддерживается адаптивным механизмом саморегуляции. Социализация участников зависит от того, насколько индивид готов принять нормы сообщества и включиться в активные интеракции.
Создание, представление и потребление контента на ФБ являются креативными коллективными динамическими процессами. Контент является целеполагающим элементом всего сообщества. Мы выделили первичный (продукты творчества), вторичный (организационный) и третичный (фидбэк по первому и второму) типы контента, каждый из которых в одинаковой мере структурно важен для функционирования сообщества и связан с другими. Практика создания контента всегда сопряжена с коммуникациями в сообществе.
Фанфикшн для участников – не только способ связи с каноном и возможность «высказаться» о нём с помощью текста, показав свою точку зрения, но также способ развиваться и расти над собой, вдохновляясь любимыми персонажами и авторами-единомышленниками. Он также способствует эмоциональной разрядке. Наконец, важна и его эскапистская составляющая – возможность отвлечься от реального мира, время от времени погружаясь в выдуманный и вновь и вновь встречаясь с его героями.
Идентичность участника ФБ мы рассмотрели по четырем её категориям: фандомная идентичность, командная идентичность, идентичность исполняющего определенные функции и идентичность пользователя Diary.ru. Всё вместе формирует коллективную идентичность сообщества. Особенное внимание было уделено вопросу фандомности и фандомной идентичности и сделаны выводы о многоуровневости понятия «фандом»: уровень мультифандома, уровень вселенной одного канона, уровень конкретного канонного произведения и уровень ложноножек. Учитывая аспект трансмедийности, данная схема приобретает трехмерность. Мы подтверждаем тезис Г. Дженкинса о том, что фандом превратился в универсальную категорию.
Выход за пределы виртуальности не является структурно важным для жизни сообщества, но расценивается как дополнение к ней, обеспечивающее большую включённость и укрепление коллективной идентичности. На всех уровнях социальной структуры сообщества происходит активная коммуникация, которая характеризуется глубокой вовлеченностью участников. Воспроизводство культуры участия мы рассмотрели в четырёх осях отношений: «фанат – фанат», «фанат – фандом», «фанат – канон» и «фанат – создатель канона». Особенностью виртуального сообщества ФБ является его игровой характер, и вся социальная структура основывается на принципе игры. Это соответствующим образом направляет активность участников, вовлекая их не только в творческие процессы, но и в многочисленные интеракции вокруг них, что конструирует многогранную идентичность сообщества. Таким образом, гипотеза эмпирического исследования была подтверждена.
Делая заключение, вспомним, что характеризует Фандомную Битву как виртуальное сообщество:
• ФБ использует общий для всех канал коммуникации на базе ресурса онлайн-дневников (блогов), обеспечивая взаимодействие каждого со многими;
• ФБ фактически имеет систему членства (каждый участник в Битве имеет свои права и обязанности и номинально фиксируется организаторами);
• ФБ характеризуется общностью целей и интересов участников, которые выражаются в участии в фандомной жизни и поиске единомышленников.
Сообщество ФБ не обязывает участников обособляться от участия в альтернативных группах и мероприятиях. Тем не менее, она является наиболее популярным и масштабным событием – как по количеству участников, так и по затрачиваемому на него времени, – поэтому в какой-то мере вынуждает многих игроков сосредотачиваться только на деятельности внутри ФБ, что во многом определяет их идентичность.
Хотя бы только потому, что ФБ номинально является соревнованием, и многие участники относятся к ней именно так, то обмен контентом в любом случае оказывается сопряжен с конкуренцией и конфликтами: как между командами, так между отдельными пользователями. Любой контент может вызывать оживленные споры: не только креатив, созданный участниками, но и их мнения и впечатления, высказанные в комментариях или в сообществе Инсайда. Именно в контексте конкуренции возникают недовольства пользователей, касающиеся нечестной системы голосования; конкуренцией обуславливается и популярность системы доносов на тот или иной контент, который не всегда оказывается противоречащим правилам Битвы. С другой стороны, именно ради обмена контентом и результатами взаимодействия с ним и создано это виртуальное сообщество, и это является его основной целью, помимо, конечно, непосредственно создания этого контента. Таким образом, две эти стороны социальных интеракций в равной мере представлены на Фандомной Битве и сосуществуют друг с другом, обеспечивая функционирование социальной структуры сообщества.
Что касается отношений собственности, то с юридической точки зрения права владения на подсообщества ФБ имеют лишь их владельцы (те, на чье имя оформлено сообщество). Владельцы могут даже не иметь отношения к Битве или ее организации, тогда как всю работу в ней выполняют орги. У организаторов, в свою очередь, больше прав на ресурс, чем у обычных участников, и больше власти соответственно. По форме собственности ресурс является негосударственным. Материальную выгоду со всего сервиса Diary.ru могут получать только его основатели.
Отсюда следует и то, что ФБ не является сообществом «общего интереса», построенного на коммерческих принципах. Общих интересом для всех участников, от организаторов до рядовых игроков, является сохранение сообщества и защита его от внешних факторов (в частности, законодательства). Этому интересу способствуют все по мере своих сил. Фандомная Битва является сообществом «общих ценностей», где приняты правила и нормы фанфикшн-культуры и соревновательности, а главной ценностью для всех участников является свобода творчества и самовыражения.
ФБ является открытой для новых участников и не имеет фиксированного количества акторов, однако доступ к тому или иному контенту может быть ограничен какой-либо категории пользователей. Принцип членства может наблюдаться в коллективе организаторов, в коллективе капитанов, в отдельно взятой команде. В контексте всей Битвы вопрос членства скорее является вопросом идентичности.
ФБ однозначно является сообществом интерактивного взаимодействия с контентом, ориентированным на эмоциональную коммуникацию. Информация в сообществах ФБ обычно касается только организации самого процесса Битвы. Творчество участников является вторичной информацией, которая несет в себе эмоционально проработанную интерпретацию первичной (оригинальных произведений). Поэтому контент, производимый игроками в ходе ФБ, всегда является чувственно наполненным и направленным на получение такого же отклика.
Наконец, по количественному составу участников ФБ является макросоциальным сетевым сообществом, состоящим из малых групп, которыми являются командные коллективы игроков. Система подсообществ, отвечающих за определенные аспекты функционирования всей Битвы, также подтверждают макросоциальный характер сообщества ФБ.
Мы рассматривали Фандомную Битву преимущественно как фанфикшн-сообщество, потому что именно практика фикрайтерства была основным ракурсом нашего исследования. Тем не менее, мы пришли к заключению, что данное мероприятие имеет смысл изучать и в других аспектах фанатского творчества, в частности, визуального, поскольку оно, в отличие от фанфикшена, в силу мультиязычности имеет свою специфику в процессах как его создания, так и восприятия и оценивания. Также перспективным направлением может стать изучение отдельных этапов игры и их особенностей, например, этапа «Челлендж» как благодатной площадки для формирования новых оригинальных видов креативной деятельности, связанной не только с фанатским творчеством, но и с общемировым культурным достоянием. То, что сегодня создают фанаты наряду с производителями в глобальном медиа-пространстве, способствует образованию и развитию новых форм ментальной работы над окружающим миром, а также уникальных культурных практик, требующих понимания и изучения.
1. Антипина, Ю.В. Жанровые особенности фанатской прозы: (на примере фанфикшена по творчеству братьев Стругацких) // Вестн. Челяб. гос. ун-та. – 2011. - № 13. - С. 21-25.
2. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. - М.: Прогресс, 1989. - 616 с.
3. Барт, Р. О чтении // Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры / Пер. с фр. С. Н. Зенкина. - М.: Изд-во им. Сабашниковых. – 512 с.
4. Барт, Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры - М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. - 512 с.
5. Бондаренко, С.В. Социальная общность киберпространства. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/c5544a701b75c0b7c3256d570040b854
6. Бондаренко, С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ. – Ростов-на-Дону, 2004. - 320 с.
7. Борисов, С.Б. Рукописный девичий рассказ. / Сост. С.Б. Борисов. — М.: ОГИ, 2002. – 520 с.
8. Булдакова, Ю. В. Фан-фикшн: научное осмысление маргинального жанра / Ю. В. Булдакова. – Universum: Филология и искусствоведение: электрон. научн. журнал. – 2015. – № 7 (20). – URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/2348.
9. Бурцева, Е. А. Жанры сетевой литературы / Е. А. Бурцева // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14665.
10. Бурцева, Е. А. Литературный герой как основная примета литературной эпохи / Е. А. Бурцева // Филологические науки в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г. – СПб.: Реноме, 2013. – С. 1-6.
11. Буссе, К. Канон, контекст и консенсус: новый подход к пониманию фанфикшена // Балт. филол. курьер. - Калининград, 2007. - № 6. - С. 345-360.
12. Васильева, Н.И. "Литература" фанфикшн как пример современного мифотворчества // Experimenta Lucifera : сб. материалов V Поволж. науч.-метод. семинара по пробл. преподавания и изучения дисциплин клас. цикла. - Н. Новгород, 2007. - Вып. 4. - С. 140-143.
13. Васильева, Н.И. Фольклорные архетипы в современной массовой литературе: романы Дж. К. Роулинг и их интерпретация в молодежной субкультуре : дис. … канд. филол. наук: 10.01.03 / Васильева Наталья Игоревна. – Н. Новгород, 2005. – 243 с.
14. Воронина, Т. Метафоры пространства и его освоения в дискурсе авторов фанфикшн-текстов / Т. Воронина // Уральский филологический вестник. Серия «Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива». – 2012. – № 2. – С. 61-66.
15. Гаджиев, А. Сетелитература: история, типология и поэтика русской сетевой литературы: тезисы лекций / А. Гаджиев. – Баку: Мутарджим, 2012. – 76 с.
16. Главное сообщество Фандомной Битвы: “Fandoms vs. Fandoms”. - Режим доступа: http://fandom-kombat.diary.ru/ (доступно зарегистрированным пользователям).
17. Горалик, Л. Как размножаются Малфои: жанр «фанфик»: потребитель масскультуры в диалоге с медиа-контентом // Новый мир. - 2003. - № 12. - С. 131-146. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2003/12/goralik.html
18. Гудков, Л.Д., Дубин, Б.В., Страда В. Литература и общество: введение в социологию литературы / Л.Д. Гудков, Б.В. Дубин, В. Страда - М.: РГГУ, 1998. – 80 с.
19. Гудова М. Ю. Чтение в эпоху постграмотности: культурологический анализ: дис. ... доктор философских наук: 24.00.01 / Гудова Маргарита Юрьевна. - Екатеринбург, 2015. - 329 с.
20. Денисова, А. И. Фанфикшн как субкультура и феномен массовой литературы / А. И. Денисова // Аналитика культурологии. – 2012. – № 24. – С. 141-143.
21. Дженкинс, Г. Как Хизер научилась писать: медийный ликбез и «поттеровы войны» // Балтийский филологический курьер. – 2007. - № 6. - С.327-345.
22. Еремеева, С. О множественности миров. Гарри Поттер и узники философской комнаты: порядок фантастического в современной российской культуре // НЛО. – 2003. - № 64; [Электронный ресурс]. - URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2003/64/er39.html.
23. Ефимова, Н. И. Британский культурный мир в современной английской литературе и самодеятельном творчестве русских читателей / Н.И. Ефимова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2012. – № 5. – С. 34-39.
24. Зенкин, С. Полезность словесности (Заметки о теории, 24) // Новое литературное обозрение. - 2011 - № 109 - С. 313-322.
25. Калиниченко, Н. Отражения отражений // Если. - 2012. - № 11. - С. 263-268; [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/408345
26. Каллистратидис, Е. В. Лексические инновации с общим значением «текст» в речевых практиках русскоязычной интернет-субкультуры fan fiction / Е. В. Каллистратидис // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2013. – № 10 (28). – С. 81-84.
27. Кононова, А.С. Восприятие и переработка творчества Джейн Остен во второй половине XX - начале XXI века : (экранизация, мэшапы, фанфики) // Вестн. Полоцкого гос. ун-та. Сер. A, Гуманитар. науки. - 2012. - № 10. - С. 25-29.
28. Коробко, М. А. Соотношение канона и фанона (на материале фандомов «Шерлок», «Мерлин», «Сверхъестественное») / М. А. Коробко // Вестник Брянского государственного университета. Педагогика. Психология. История. Право. Литературоведение. Языкознание. Экономика. Точные и естественные науки. – 2015. –№ 2. – С. 254-256.
29. Корчагин, С. С. Транслатологическая специфика локализации экранного текста в телесериале «Шерлок» / С. С. Корчагин, А. К. Кравченко // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: LVI Междунар. науч.-практ. заочная конф.; [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sibac.info/conf/philolog/lvi.
30. Костюрина, Н. Ю. Фанфикшн как предмет научного исследования в российском гуманитарном знании // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. – 2016. - № 1-2 (25). – С. 63-67.
31. Лапудев, А. В начале был Холмс, и Холмс был у Дойла… // Иностр. лит. – 2008. - № 1. – Рец. на кн.: Гарсиа Б. Завещание Шерлока Холмса / Б. Гарсиа ; пер. с фр. Ю. Воркуевой. - М.: Гелеос, 2007; [Электронный ресурс]. – URL: http://magazines.russ.ru/inostran/2008/1/la16.html.
32. Ларионова, Н.С. Увлечение фанфикшн как форма эскапизма современной молодёжи // Соврем. исслед. социал. проблем. – 2011. – Т. 8, № 4. – С. 320-324.
33. Лебёдушкина, О. Бегство от "нельзя" : детские книжки как взрослое чтение // Дружба народов. – 2008. - № 2; [Электронный ресурс]. – URL: http://magazines.russ.ru/druzhba/2008/2/le12.html
34. Ольденбург, Р. Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества / Пер. с англ. А. Широкановой. - М.: Новое литературное обозрение, 2014. - 456 с.
35. Попова, Н. Освобожденный читатель. Фанфикшн как форма литературного опыта // Лиterraтура. – 2015. - № 87; [Электронный ресурс]. – URL: http://literratura.org/criticism/1222-natalya-popova-osvobozhdennyy-chitatel.html
36. Попова, С. Н. Лингвостилистика фанфикшн (на материале англоязычных сайтов, посвящённых творчеству Дж. Р. Р. Толкина): дис. … канд. филол. наук: 10.02.04. / Попова Светлана Николаевна. – М., 2009. – 187 с.
37. Прасолова, К. А. Слэш: проблемы дефиниции / К. А. Прасолова // Вестник РГУ им. Канта. Вып. 8. Серия «Филологические науки». – Калининград: Изд-во РГУ им. Канта, 2008. – С. 100-106.
38. Прасолова, К.А. Фанфикшн: литературный феномен конца ХХ — начала XXI века (творчество поклонников Дж. К. Роулинг). Дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.03. / Прасолова Ксения Андреевна. - Калининград, 2009. – 253 с.
39. Рыков, Ю.Г. Виртуальное сообщество как социальное поле: неравенство и коммуникативный капитал / Ю. Г. Рыков // Журн. социологии и социал. антропологии. - 2013. - № 4. - С. 44-60.
40. Рыков, Ю.Г. Интернет-коммуникация: тренд современного развития // Современная социологическая методология - от теории к практике: сборник статей по итогам II Ежегодной Социологической школы. - СПб.: ООО «Северная Нива», 2012. - С. 251-260.
41. Самутина, Н. В. Великие читательницы: фанфикшн как форма литературного опыта // Социологическое обозрение. – 2013. - т. 12 № 3. – С. 137-195.
42. Самутина, Н.В. Культура соучастия (participatory culture) в цифровом подполье: коммуникативные практики русскоязычных фандомных сообществ // По мат. конф. "Независимые от кого? Альтернативные СМИ, малые издательства и блоггеры в России". – 2015. – 4 с.
43. Серто, М. Изобретение повседневности. 1. Искусство делать / Мишель де Серто, пер с фр. Д. Калугина, Н. Мовниной. – СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. – 330 с.
44. Скуратов, А. Б. Локальные Интернет-сообщества крупного российского города: социально-стратификационный анализ / Автореф. дисс. … канд. социол. наук: 22.00.04 / Скуратов Алексей Борисович. - Екатеринбург, 2009. – 18 с.
45. Страусс, А., Корбин, Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / Пер. с англ. и послесловие Т. С. Васильевой. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 256 с.
46. Федорова, Т. В. Социокультурный феномен фанфикшн / Т. В. Федорова // Книга в современном мире: проблемы чтения и чтение как проблема: Междунар. науч. конф., посвящённая 150-летию воронежской областной универсальной научной библиотеки им. И. С. Никитина, Воронеж, 25-27 февр. 2014 г. – Воронеж: ВГУ, 2014. – С. 276-279.
47. Царева А. В. У истоков Интернета: принцип маргинальности как условие творчества / Ценностно-нравственные проблемы российского общества: самореализация, воспитание, средства массовой информации. – СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2008. – 320 с.
48. Царева, А.В. Человек в сети: смена веб-поколений // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2012. - Т. XV. № 5 (64). – С. 36-54.
49. Черняк, М. А. «Розовый роман» в контексте современной массовой литературы: тенденции развития жанра / М. А. Черняк // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2015. – № 6. – С. 101-106.
50. Четина, Е. М. Фандомы и фанфики: креативные практики на виртуальных платформах / Е. М. Четина, Е. А. Клюйкова // Вестник пермского университета. – 2015. – № 3 (31). – С. 95-104
51. Чупринин С. Еще раз к вопросу о картографии вымысла // Знамя. – 2006. - № 11; [Электронный ресурс]. – URL: http://magazines.russ.ru/znamia/2006/11/ech19.html.
52. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности/ В.А. Ядов. — 3-е изд., испр. — Москва: Омега-Л, 2007. — 567 с.
53. 10 правил эффективного творчества Остина Клеона // Theory&Practice, 2011; [Электронный ресурс] – URL: https://theoryandpractice.ru/posts/2512-10-pravil-effektivnogo-tvorchestva-ostina-kleona.
54. Bacon-Smith, C. Enterprising Women: Television Fandom and the Creation of Popular Myth. - Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1992. - 352 p.
55. Busse, K., Hellekson, K. Fan fiction and fan communities in the age of the Internet // Ed. Busse K. and Hellekson K. - McFarland, NC, 2006. – 296 p.
56. Cawelti, J. Adventure, mystery, and romance: formula stories as art and popular culture. - Chicago: University of Chicago Press, 1976. – 344 p.
57. Derecho, A. Archontic Literature: A definition, a history and several theories of fan fiction // Fan fiction and fan communities in the age of the Internet, ed. Busse K. and Hellekson K. McFarland - Jefferson, NC, 2006. – P.61-78
58. Felski, R. Uses of literature. - Oxford: Blackwell, 2008. – 162 p.
59. Fiske, J., 1992. The cultural economy of fandom. // Lewis, L. A., ed. 1992. Adoring audience: fan culture and popular media. - London: Routledge. Ch.2. – P. 30-49
60. Grossberg, L. Is there a Fan in the House? The Affective Sensibility of Fandom. // Lewis, L. A., ed. 1992. Adoring audience: fan culture and popular media. - London: Routledge. – P. 50-68.
61. Jasper, J.M. Art Of Moral Protest: Culture, Biography, And Creativity In Social Movements. - Chicago, IL: The University of Chicago Press, 1998. – 530 p.
62. Jenkins, H. Confronting the Challenges of Participatory Culture Media Education for the 21st Century // The MIT Press, 2014. - 145 p.
63. Jenkins, H. Convergence culture: where old and new media collide. - N. Y.: New York University Press, 2006. – 336 p.
64. Jenkins, H. Textual poachers: television fans and participatory culture. - N. Y.: Routledge, 1992. – 352 p.
65. Jenkins, H. The future of fandom // Fandom: Identities and communities in a mediated world ed. Gray J., Sandvoss C, Harrington C.L. – New York: New York University Press, 2007. - P. 357-364.
66. Jones, S. G. The sex lives of cult television characters // // Screen. - 2002. - Vol. 43. № 1. - P. 79-90.
67. Maximova O.B. Social Aspects of Internet Communication: Virtual Community and Communication Personality // Вестник Российского Университета Дружбы Народов. Сер. Социология, 2011. - №1. - С. 24–33.
68. Penley, C. Feminism, psychoanalysis, and the study of popular culture // Cultural studies, ed. Grossberg L., Nelson G., and Treichler C.A. - Routledge-New York, 1992. - C. 479-500.
69. Pugh S. The democratic genre: Fan fiction in a literary context. Seren - Bridgend, UK, 2005. 288 p.
70. Rheinghold, H. Virtual community. - 2nd ed. - L.: The MIT Press, 2000. – 447 p.
71. The Adoring Audience: Fan Culture and Popular Media. // Lisa A. Lewis. – L.: Psychology Press, 1992. – 245 p.
72. Walther, J. B. Computer-mediated communication: Impersonal, interpersonal, and hyperpersonal interaction // Communication Research. – 1996. - № 23. – С. 3-43.