Формирование HR-стратегии организации
|
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты стратегии управления человеческими ресурсами 5
1.1. Понятие HR-стратегии и ее место в системе стратегического управления организацией 5
1.2. Основные элементы и виды стратегий управления человеческими ресурсами 15
Глава 2. Методические особенности формирования и оценки стратегии управления человеческими ресурсами 22
2.1. Технология разработки HR-стратегии: основные этапы и инструменты 22
2.2. Стратегические направления в области УЧР на примере компаний 28
2.3. Подходы к оценке эффективности стратегии управления человеческими ресурсами 33
Глава 3. Разработка HR-стратегии на примере компании ООО «МТС Информационные технологии» 41
3.1. Стратегический анализ ООО «МТС ИТ» 41
3.2. Особенности системы управления человеческими ресурсами в ООО «МТС ИТ» 52
3.3. Рекомендации по формированию HR-стратегии для ООО «МТС ИТ» 61
Заключение 70
Список использованных источников 73
Глава 1. Теоретические аспекты стратегии управления человеческими ресурсами 5
1.1. Понятие HR-стратегии и ее место в системе стратегического управления организацией 5
1.2. Основные элементы и виды стратегий управления человеческими ресурсами 15
Глава 2. Методические особенности формирования и оценки стратегии управления человеческими ресурсами 22
2.1. Технология разработки HR-стратегии: основные этапы и инструменты 22
2.2. Стратегические направления в области УЧР на примере компаний 28
2.3. Подходы к оценке эффективности стратегии управления человеческими ресурсами 33
Глава 3. Разработка HR-стратегии на примере компании ООО «МТС Информационные технологии» 41
3.1. Стратегический анализ ООО «МТС ИТ» 41
3.2. Особенности системы управления человеческими ресурсами в ООО «МТС ИТ» 52
3.3. Рекомендации по формированию HR-стратегии для ООО «МТС ИТ» 61
Заключение 70
Список использованных источников 73
Тема разработки HR-стратегии является новой, в последнее десятилетие данный вопрос активно изучается российскими и зарубежными учеными. В настоящее время произошел переход от кадровой стратегии к стратегии управления персоналом и затем к HR-стратегии, что обусловило необходимость анализа темы в науке и практике. Компании уделяют пристальное внимание эффективности своей деятельности и ориентации на долгосрочную перспективу: все большее число организаций рассматривают стратегическое управление человеческими ресурсами как одно из наиболее перспективных направлений стратегического развития. Но стоит отметить, что не все компании разрабатывают полноценную HR-стратегию, а ограничиваются отдельными инструментами стратегического менеджмента, что говорит о практической значимости исследования.
Целью данной работы является формирование HR-стратегии, определение стратегических направлений, детализация наиболее приоритетного из них в тактический план и обоснование целесообразности предлагаемых мероприятий. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Определить понятие «HR-стратегии» и ее место в системе стратегического управления организацией;
2) Определить элементы и виды HR-стратегий;
3) Выделить этапы и инструменты в рамках технологии разработки HR-стратегии;
4) Изучить опыт российских компаний в области стратегического управления человеческими ресурсами;
5) Определить методику оценки эффективности реализации стратегии;
6) Проанализировать деятельность ООО «МТС ИТ» и систему управления человеческими ресурсами компании;
7) Разработать HR-стратегию ООО «МТС ИТ»
Объектом исследования является стратегия управления человеческими ресурсами, предметом исследования – особенности разработки стратегии управления человеческими ресурсами в ИТ-компаниях.
Теоретической базой данной работы являются труды классиков М. Армстронга, Д. Ульриха, И. Ансоффа, Г. Минцберга, российских исследователей А. Кибанова, Д. Кучерова, О. Лапшовой, Н. Гуськовой, В. Зябрикова и др., современные российские и зарубежные публикации по данной теме, годовые отчеты и официальные сайты компаний. Информационной базой для проведения практического исследования выступал корпоративный портал Группы МТС и внутренняя документация.
В ходе работы были использованы следующие методы научного исследования: эмпирические (наблюдение, интервью, сравнение), теоретические (анализ и синтез, изучение и обобщение, аналогия, индукция, формализация, классификация, сравнение). Также применялись методы стратегического анализа (модель 5 сил Портера, SWOT-анализ) и другие методы для анализа системы управления человеческими ресурсами (изучение документов, мозговой штурм, метод экспертных оценок).
Теоретическая значимость работы состоит в разработке технологии по формированию HR-стратегии с указанием этапов и методов, а также разработка карты по оценке эффективности реализации HR-стратегии. Практическая значимость работы состоит в формировании и визуализации HR-стратегии ООО «МТС ИТ», в предложении ряда программ и проектов для реализации по каждому элементу HR-стратегии, а также в разработке дорожной карты по внедрению стратегии в рамках одного из стратегических направлений.
Работа состоит из трех глав. В первой главе раскрываются теоретические аспекты HR-стратегии. Определяется различие в концепциях управления кадрами, управления персоналом и управления человеческими ресурсами, а также в понятиях стратегия управления персоналом и HR-стратегия. Производится анализ системы стратегического управления организации, определяется место стратегии в данной системе и взаимосвязь HR-стратегии с бизнес-стратегией компании. Также выявляются ключевые элементы и виды HR-стратегий.
Вторая глава посвящена методическим особенностям формирования и оценки эффективности HR-стратегии. Проведен анализ подходов к разработке универсальных стратегий и стратегий в области УЧР, определены основные требуемые для этого методы. Рассмотрен опыт крупных российских компаний в выборе стратегических направлений в сфере HR и выявлены ключевые тренды в стратегическом УЧР современных организаций. Произведен анализ подходов к оценке эффективности системы УЧР компании, HR-стратегии и стратегий компании в целом. Разработана методика по оценке эффективности и результативности реализации HR-стратегии.
Третья глава носит практический характер. На примере компании ООО «МТС ИТ» проведен стратегический анализ внешней и внутренней среды организации, определены особенности системы УЧР фирмы и выявлена необходимость в разработке HR-стратегии. В данной главе была сформулирована HR-стратегия на 2019-2022 годы, определены стратегические направления на долгосрочную перспективу, произведена детализация некоторых их них на среднесрочную перспективу. По наиболее приоритетному направлению была разработана дорожная карта для реализации тактического плана и произведено обоснование целесообразности предлагаемых мероприятий.
Целью данной работы является формирование HR-стратегии, определение стратегических направлений, детализация наиболее приоритетного из них в тактический план и обоснование целесообразности предлагаемых мероприятий. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Определить понятие «HR-стратегии» и ее место в системе стратегического управления организацией;
2) Определить элементы и виды HR-стратегий;
3) Выделить этапы и инструменты в рамках технологии разработки HR-стратегии;
4) Изучить опыт российских компаний в области стратегического управления человеческими ресурсами;
5) Определить методику оценки эффективности реализации стратегии;
6) Проанализировать деятельность ООО «МТС ИТ» и систему управления человеческими ресурсами компании;
7) Разработать HR-стратегию ООО «МТС ИТ»
Объектом исследования является стратегия управления человеческими ресурсами, предметом исследования – особенности разработки стратегии управления человеческими ресурсами в ИТ-компаниях.
Теоретической базой данной работы являются труды классиков М. Армстронга, Д. Ульриха, И. Ансоффа, Г. Минцберга, российских исследователей А. Кибанова, Д. Кучерова, О. Лапшовой, Н. Гуськовой, В. Зябрикова и др., современные российские и зарубежные публикации по данной теме, годовые отчеты и официальные сайты компаний. Информационной базой для проведения практического исследования выступал корпоративный портал Группы МТС и внутренняя документация.
В ходе работы были использованы следующие методы научного исследования: эмпирические (наблюдение, интервью, сравнение), теоретические (анализ и синтез, изучение и обобщение, аналогия, индукция, формализация, классификация, сравнение). Также применялись методы стратегического анализа (модель 5 сил Портера, SWOT-анализ) и другие методы для анализа системы управления человеческими ресурсами (изучение документов, мозговой штурм, метод экспертных оценок).
Теоретическая значимость работы состоит в разработке технологии по формированию HR-стратегии с указанием этапов и методов, а также разработка карты по оценке эффективности реализации HR-стратегии. Практическая значимость работы состоит в формировании и визуализации HR-стратегии ООО «МТС ИТ», в предложении ряда программ и проектов для реализации по каждому элементу HR-стратегии, а также в разработке дорожной карты по внедрению стратегии в рамках одного из стратегических направлений.
Работа состоит из трех глав. В первой главе раскрываются теоретические аспекты HR-стратегии. Определяется различие в концепциях управления кадрами, управления персоналом и управления человеческими ресурсами, а также в понятиях стратегия управления персоналом и HR-стратегия. Производится анализ системы стратегического управления организации, определяется место стратегии в данной системе и взаимосвязь HR-стратегии с бизнес-стратегией компании. Также выявляются ключевые элементы и виды HR-стратегий.
Вторая глава посвящена методическим особенностям формирования и оценки эффективности HR-стратегии. Проведен анализ подходов к разработке универсальных стратегий и стратегий в области УЧР, определены основные требуемые для этого методы. Рассмотрен опыт крупных российских компаний в выборе стратегических направлений в сфере HR и выявлены ключевые тренды в стратегическом УЧР современных организаций. Произведен анализ подходов к оценке эффективности системы УЧР компании, HR-стратегии и стратегий компании в целом. Разработана методика по оценке эффективности и результативности реализации HR-стратегии.
Третья глава носит практический характер. На примере компании ООО «МТС ИТ» проведен стратегический анализ внешней и внутренней среды организации, определены особенности системы УЧР фирмы и выявлена необходимость в разработке HR-стратегии. В данной главе была сформулирована HR-стратегия на 2019-2022 годы, определены стратегические направления на долгосрочную перспективу, произведена детализация некоторых их них на среднесрочную перспективу. По наиболее приоритетному направлению была разработана дорожная карта для реализации тактического плана и произведено обоснование целесообразности предлагаемых мероприятий.
В современном мире каждая крупная компания имеет свою стратегию развития. Именно человеческие ресурсы помогают организациям добиваться своих долгосрочных целей. Особенно остро данный вопрос работы с персоналом, его привлечения, развития и удержания стоит в сфере информационных технологий, где происходит «война за таланты». Следовательно, необходимость разработки функциональной стратегии в области УЧР является важной задачей для топ-менеджеров и специалистов в области УЧР компаний данной отрасли.
В данной работе было исследованоформированиеHR-стратегии на примере ООО «МТС Информационные технологии». В ходе работы автором были выявлены классические и современные подходы к процессу разработки HR-стратегии и оценке эффективности ее реализации. Были проанализированы точки зрения авторов, выделены преимущества и недостатки различных взглядов, что послужило основой для формирования собственного видения по большинству теоретических аспектов темы.
В первой главе работы были определены особенности понятия «HR-стратегия» как ключевого элемента системы управления человеческими ресурсами, способствующему выбору приоритетных направлений в работе с персоналом. Автором было выделено семь составляющих элементов HR-стратегии, по которым в дальнейшем разрабатывалась стратегия УЧР для «МТС ИТ». Также было рассмотрено семь вариантов классификации стратегий УЧР, некоторые из них использовались при характеристике разрабатываемой стратегии.
Во второй главе был произведен анализ технологий по формированию универсальных стратегий и стратегий УЧР, рассмотрены ключевые этапы и инструменты. В результате, автором была сформулирована собственная технология по разработке HR-стратегии, состоящая из девяти шагов, начиная от обоснования потребности в формировании стратегии и стратегического анализа компании, заканчивая разработкой системы реализации стратегии и оценки эффективности данных действий. Последний этап был рассмотрен детально, в ходе анализа были выявлены различные подходы к оценке эффективности системы УЧР и HR-стратегии. В итоге, автором была сформулирована собственная методика оценки эффективности и результативности реализации стратегии УЧР в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе, состоящая из анализа фактического выполнения плана, а также анализа показателей экономической и социальной эффективности.
В третьей главе, посвященной практическому исследованию стратегического УЧР в ООО «МТС ИТ», в результате проведенного стратегического анализа, интервью с HR-менеджерами и HR-директором компании, изучения внутренних документов и корпоративного портала удалось достигнуть следующих результатов. Во-первых, выявить потребность в разработке стратегии УЧР, сделать выводы о положении компании на рынке по итогам анализа внешней и внутренней среды, а также охарактеризовать систему УЧР. Во-вторых, сформулировать HR-стратегию на 2019-2022 гг. и выделить три ключевых стратегических приоритета: «Команда», «Структура», «Культура», затем конкретизировать их в семи элементах стратегии по всем функциональным направлениям. В-третьих, предложить долгосрочные и среднесрочные цели по направлениям стратегии, а также разработать дорожную карту в рамках реализации тактического плана на краткосрочную перспективу по наиболее приоритетному направлению «внутренние коммуникации». В заключение, рассчитать требуемые затраты, обосновать целесообразность использования данных мер и предложить методику по оценке эффективности реализации данного стратегического направления.
Основываясь на полученных теоретических знаниях, в данной работе удалось решить вопрос разработки стратегии УЧР, которая способствовала бы цифровой трансформации бизнеса, изменению организационной структуры и корпоративной культуры компании. Практическая полезность работы заключается в возможности оперативного применения разработанной HR-стратегии подразделением по работе с персоналом ООО «МТС ИТ». Более того, благодаря данной работе компания обладает не только инструментами для формирования будущих стратегий в области УЧР и оценки эффективности их реализации, но и дорожной картой в направлении «внутренние коммуникации» с тактическим планом на краткосрочную перспективу и с конкретным перечнем программ и проектов, внедрение которых уже в среднесрочной перспективе поможет HR-подразделению организации добиться поставленных перед ним задач.
Целью работы являлась разработка HR-стратегии, определение стратегических направлений, конкретизация приоритетного из них в тактический план и обоснование целесообразности предложенных мероприятий. Цель и задачи, стоящие перед автором в начале исследования, были полностью выполнены. В практической части подтверждена потребность в разработке HR-стратегии для ООО «МТС ИТ», выявлены стратегические проблемы, сформулирована HR-стратегия, которая способствует их решению. Предложенная стратегия поможет достижению долгосрочных целей компании, усилению ее конкурентоспособности, а также росту удовлетворенности и вовлеченности сотрудников, что благоприятно скажется на функционировании Группы МТС в целом.
В данной работе было исследованоформированиеHR-стратегии на примере ООО «МТС Информационные технологии». В ходе работы автором были выявлены классические и современные подходы к процессу разработки HR-стратегии и оценке эффективности ее реализации. Были проанализированы точки зрения авторов, выделены преимущества и недостатки различных взглядов, что послужило основой для формирования собственного видения по большинству теоретических аспектов темы.
В первой главе работы были определены особенности понятия «HR-стратегия» как ключевого элемента системы управления человеческими ресурсами, способствующему выбору приоритетных направлений в работе с персоналом. Автором было выделено семь составляющих элементов HR-стратегии, по которым в дальнейшем разрабатывалась стратегия УЧР для «МТС ИТ». Также было рассмотрено семь вариантов классификации стратегий УЧР, некоторые из них использовались при характеристике разрабатываемой стратегии.
Во второй главе был произведен анализ технологий по формированию универсальных стратегий и стратегий УЧР, рассмотрены ключевые этапы и инструменты. В результате, автором была сформулирована собственная технология по разработке HR-стратегии, состоящая из девяти шагов, начиная от обоснования потребности в формировании стратегии и стратегического анализа компании, заканчивая разработкой системы реализации стратегии и оценки эффективности данных действий. Последний этап был рассмотрен детально, в ходе анализа были выявлены различные подходы к оценке эффективности системы УЧР и HR-стратегии. В итоге, автором была сформулирована собственная методика оценки эффективности и результативности реализации стратегии УЧР в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе, состоящая из анализа фактического выполнения плана, а также анализа показателей экономической и социальной эффективности.
В третьей главе, посвященной практическому исследованию стратегического УЧР в ООО «МТС ИТ», в результате проведенного стратегического анализа, интервью с HR-менеджерами и HR-директором компании, изучения внутренних документов и корпоративного портала удалось достигнуть следующих результатов. Во-первых, выявить потребность в разработке стратегии УЧР, сделать выводы о положении компании на рынке по итогам анализа внешней и внутренней среды, а также охарактеризовать систему УЧР. Во-вторых, сформулировать HR-стратегию на 2019-2022 гг. и выделить три ключевых стратегических приоритета: «Команда», «Структура», «Культура», затем конкретизировать их в семи элементах стратегии по всем функциональным направлениям. В-третьих, предложить долгосрочные и среднесрочные цели по направлениям стратегии, а также разработать дорожную карту в рамках реализации тактического плана на краткосрочную перспективу по наиболее приоритетному направлению «внутренние коммуникации». В заключение, рассчитать требуемые затраты, обосновать целесообразность использования данных мер и предложить методику по оценке эффективности реализации данного стратегического направления.
Основываясь на полученных теоретических знаниях, в данной работе удалось решить вопрос разработки стратегии УЧР, которая способствовала бы цифровой трансформации бизнеса, изменению организационной структуры и корпоративной культуры компании. Практическая полезность работы заключается в возможности оперативного применения разработанной HR-стратегии подразделением по работе с персоналом ООО «МТС ИТ». Более того, благодаря данной работе компания обладает не только инструментами для формирования будущих стратегий в области УЧР и оценки эффективности их реализации, но и дорожной картой в направлении «внутренние коммуникации» с тактическим планом на краткосрочную перспективу и с конкретным перечнем программ и проектов, внедрение которых уже в среднесрочной перспективе поможет HR-подразделению организации добиться поставленных перед ним задач.
Целью работы являлась разработка HR-стратегии, определение стратегических направлений, конкретизация приоритетного из них в тактический план и обоснование целесообразности предложенных мероприятий. Цель и задачи, стоящие перед автором в начале исследования, были полностью выполнены. В практической части подтверждена потребность в разработке HR-стратегии для ООО «МТС ИТ», выявлены стратегические проблемы, сформулирована HR-стратегия, которая способствует их решению. Предложенная стратегия поможет достижению долгосрочных целей компании, усилению ее конкурентоспособности, а также росту удовлетворенности и вовлеченности сотрудников, что благоприятно скажется на функционировании Группы МТС в целом.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ HR-БРЕНДА ОРГАНИЗАЦИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЛОЯЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2016 - HR-БРЕНД ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР ПРИВЛЕЧЕНИЯ КАНДИДАТОВ
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2025 - HR-БРЕНДИНГ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5850 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ HR-БРЕНДА ОРГАНИЗАЦИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ
ЛОЯЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5670 р. Год сдачи: 2016 - ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ HR-БРЕНДА КОМПАНИЙ
В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА
Бакалаврская работа, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Теоретические аспекты взаимосвязи системы мотивации и Hr бренда организации 7
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - HR-бренд работодателя и его воздействие на спрос на рынке труда
Магистерская диссертация, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗРАБОТКА HR-СТРАТЕГИИ КОМПАНИИ НА БАЗЕ СТАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ БИЗНЕСА
Дипломные работы, ВКР, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - Формирование модели HR-бренда производственного предприятия (на примере ООО «ЛесКом»)
Бакалаврская работа, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2022



