Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Религиозные меньшинства в политике КСА в XX веке

Работа №134052

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы65
Год сдачи2017
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
51
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. История формирования религиозных общин Аравийского полуострова
Общие сведения о религиозном составе населения стран Аравийского полуострова с доисламских времен до XX в.
Религиозный состав населения Королевства Саудовская Аравия в XX в.
Глава II. Религиозная политика Королевства Саудовская Аравия в период правления Ибн Са’уда (1902–1953)
Зарождение движения ихванов и завоевание Эль-Хасы
Восстание ихванов
Открытие нефтяных месторождений и зарождение рабочего движения на нефтепромыслах
Глава III. Религиозная политика в Королевстве Саудовская Аравия во 2-й половине XX в.
Волнения шиитского населения Эль-Хасы и образование первых шиитских оппозиционных группировок
Религиозная политика стран Персидского залива в рамках организации ССАГПЗ
Попытки налаживания отношений между саудовским правительством и шиитской оппозицией
Положение саудовских исмаилитов Наджрана
Заключение
Примечания
Список источников и литературы


В современных арабских странах религиозная принадлежность играет первостепенную роль и является одной из основных причин внутренней и внешней политической напряженности. В первую очередь об этом свидетельствует обострение отношений суннитской и шиитской общин, раскол между которыми произошел в эпоху четырех праведных халифов и был связан с порядком передачи власти. Так, после гибели третьего халифа ‘Усмана ибн ‘Аффана (644-656), правление которого вызывало недовольство некоторых из мусульман, была выдвинута кандидатура ‘Али ибн Абу Талиба (656-661) – двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда (570-632) . Однако другая часть общины поддержала Му’авию (661-680) – двоюродного брата ‘Усмана – сильного правителя, обладающего собственной армией и значительным авторитетом.
Сторонников ‘Али, среди которых были и те, кто поддерживал его кандидатуру сразу после смерти Мухаммеда, назвали шиитами (от арабского «ши’а» – партия). Они считали, что единственным возможным преемником, согласно племенному праву, существовавшему еще до ислама, может быть только представитель рода пророка Мухаммеда, каковым, в отличие от других претендентов, являлся ‘Али. Однако, несмотря на то, что ему удалось стать главой общины, период его правления ознаменовался борьбой за право на халифат, в которой он не смог сохранить свою власть, даже находясь в кровном родстве с пророком.
Острые разногласия по поводу природы власти привели к глубинному религиозно-политическому расколу в общине мусульман (умма) и формированию суннитского и шиитского вариантов вероучений в исламе.
Определить точную численность шиитского населения в мире на сегодняшний день не представляется возможным, однако большинство исследователей едины во мнении, что шииты составляют приблизительно 10% всех мусульман, общее число которых на планете приближается сегодня к 1,5 млрд. В связи с этим руководство арабских государств официально проводит политику, направленную на сохранение баланса между различными религиозными общинами и предотвращение вероятных конфликтов.
На фоне этих арабских стран, проводящих политику веротерпимости, особенно выделяется Королевство Саудовская Аравия (КСА) – одно из ведущих государств арабского мира, историческая родина ислама – правители которой носят почетный титул Хранителей Двух Святынь. Кроме того, эта страна, как известно, обладает сегодня и значительным политико-экономическим потенциалом.
Несмотря на то, что в КСА проживает в настоящее время довольно крупная шиитская община, саудовское правительство уделяет проблемам этого религиозного меньшинства очень мало внимания, стараясь завуалировать проблему, хотя так называемый шиитский фактор является одним из ключевых в судьбе королевства.
Статус шиитского населения в современной Саудовской Аравии можно охарактеризовать как противоречивый на основании того, что хотя Основной Низам королевства (1992 г.) не содержит статей, направленных на ущемление прав шиитов, эта группа населения систематически испытывает трудности при прохождении военной службы, в процессе получения образования, при обращении в судебные инстанции, а также при устройстве на работу, поскольку фактически шииты не имеют права занимать государственные должности.
Подобная ситуация сложилась в результате неприятия суннитским населением шиитского меньшинства на основании религиозно-идеологической доктрины, разработанной в первой половине XVIII в. Мухаммедом ибн ‘Абд аль-Ваххабом и отличавшейся крайним фанатизмом и жестокостью по отношению к мусульманам – приверженцам другим течений.
Как отмечает видный отечественный востоковед-историк А.М. Васильев, «ваххабиты даже к евреям и христианам относились мягче, чем к мусульманам». Однако положение немусульман в Саудовской Аравии немногим отличается от положения шиитов.
Саудовская Аравия по оценкам христианской благотворительной организации Open doors на 2014 г. находится на шестом месте в числе стран, где притесняют права христианского населения. Несмотря на то, что христиане – самая многочисленная религиозная группа после мусульман в королевстве, они не имеют права открыто исповедовать свою религию. Кроме того, им запрещено иметь Библию, иконы, четки и другую религиозную атрибутику, а также праздновать Рождество и Новый год. В Саудовской Аравии отсутствуют церкви (за исключением остатков монастырей Древней церкви Востока в Эль-Джубейле) (Приложение №1), в связи с чем европейцы – работники дипломатических представительств, в частности итальянцы и французы в праздники служат мессу на территории посольств, с чем приходится мириться саудовскому духовенству, поскольку посольства обладают международным иммунитетом. Помимо этого, католические службы проходят также в молельнях таких иностранных предприятий, как Арамко в Дахране, организованных для работников компаний, куда люди, не являющиеся сотрудниками, не имеют доступа.
В таком же положении находятся и представители других конфессий – индуисты (которые составили 300 тыс. человек по оценкам на 2010 г.), приверженцы китайской народной религии (25 тыс. в 2010 г.), буддисты (90 тыс. в 2010 г.), община бахаи (4,9 тыс. в 2005 г.) и представители различных неформальных религиозных движений (15 тыс. в 2010 г.).
Таким образом, актуальность рассмотрения политики Саудовской Аравии по отношению к религиозным меньшинствам в XX веке обусловлена тем, что, несмотря на то, что в современном государстве степень ненависти и враждебности суннитов по отношению к шиитам значительно снизилась, а остальным конфессиям правительство предоставило право на закрытое отправление своих религиозных обрядов в частных домах, общее негативное отношение к иноверцам продолжает сохраняться.
Чтобы лучше понять причины подобного положения шиитов и немусульман в стране, необходимо обратиться к истокам противоречий. Из этого следует, что целью данной работы является изучение причин, породивших негативизм в отношениях между разными религиозными группами, а также историю развития взаимоотношений между государством и религиозными меньшинствами.
При подготовке работы была использована литература отечественных и зарубежных авторов, в том числе: монографии, справочники, периодические издания, а также интернет-ресурсы.
Прежде всего, следует назвать монографию А.М. Васильева «История Саудовской Аравии (1745-1793)», в которой представлена история Аравии с начала XVIII века с подробным описанием событий, которые некоторые исследователи не приводят в своих работах, а также его труд «Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство Саудидов в Аравии (1744/45-1818)», посвященный возникновению религиозно – политического движения Мухаммеда ибн ‘Абд аль-Ваххаба, его историческому и идейному развитию.
Кроме того, большого внимания заслуживает работа И.П. Петрушевского «Ислам в Иране в VII-XV веках: Курс лекций», которая охватывает историю зарождения, распространения и развития ислама в указанный период. В книге также содержатся сведения о суфизме, мусульманских сектах и народных оппозиционных движениях в исламе, главном образом о шиизме.
Отдельного внимания заслуживают статьи таких авторов, как Г.Г. Косач, А.В. Федорченко, А.А. Железнов, О. Коткина, И.В. Логинов и В.Е. Донцов, акцентирующие внимание на положении шиитской общины в обществе королевства Саудовская Аравия с начала XX в. до наших дней.
Из трудов зарубежных авторов следует отметить работу «A History of Saudi Arabia» Мадави ар-Рашид, в которой автор освещает не только исторические события, но особое внимание уделяет их идеологической и религиозной составляющей, а также сборник интервью «On being Shia in Saudi Arabia» B. Perazzo, в котором шииты подробно рассказывают о своей жизни в королевстве.
При написании работы использовались также труды арабских авторов, среди которых необходимо отметить книгу Х. Вахбы «Аравийский полуостров в XX в.» (пер. с арабского), а также новостные статьи.
Важным источником сведений о численности населения и других статистических данных стали справочники на русском и английском языках, такие как «Религии стран Западной Азии» Г.А. Шпажникова, National Catholic Almanac (1904-1963), электронные ресурсы Association of Religion Data Archives, Pew Research Center и др.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Характеризуя статус религиозных меньшинств в Королевстве Саудовская Аравия, можно сказать, что он является достаточно противоречивым. Открытое отправление немусульманских обрядов в стране официально запрещено, в то же время иноверцы могут устраивать богослужения дома, собираясь в небольшие группы. Однако наибольшим преследованиям, как ни странно, подвергаются мусульмане-шииты, к которым ваххабиты относятся хуже, чем к немусульманам.
Подобные взаимоотношения между двумя группами связаны с ваххабитской идеологией, распространенной на территории современного Королевства Саудовская Аравия, в основе которой лежит принцип единобожия, который, как считают последователи ваххабизма, нарушается шиитами. Однако шиитско-суннитские противоречия в XX в. из религиозного перешли в политическое русло.
Главным событием, повлиявшим на взаимоотношения суннитов и шиитов, стабилизировавшихся в 1950 – 1960-х гг., стала Исламская революция в Иране 1979 году.
Не отличавшиеся особой активностью вплоть до середины XX в. саудовско-иранские отношения в 60-х гг. оживились на фоне существенных сдвигов в международной ситуации на Ближнем Востоке. В арабском мире получили развитие национально-демократические революции, в борьбе с которыми саудовское правительство находило естественных союзников в монархическом Иране.
С другой стороны, в зоне Персидского залива обретали независимость арабские эмираты, подчиненные ранее Великобритании, что способствовало активизации экспансии как Ирана, так и Саудовской Аравии на этих территориях. Сочетание двух факторов – попытки обеих стран объединить силы в борьбе против освободительного движения и соперничество из-за лидерства в этом регионе характеризовали ирано-саудовские отношения в 1960-70-е гг.
Знаменательным рубежом в развитии двусторонних отношений Ирана и Саудовской Аравии явилась середина 1960-х гг., когда в связи с подъемом арабского национально-освободительного движения наметился единый подход двух монархий к таким важнейшим событиям на Ближнем Востоке, как антимонархическая революция в Йемене. Совпадение позиций по йеменскому кризису в тот период обусловило дальнейшее сближение руководств двух стран. В частности, иранский шах Мухаммед Реза Пехлеви поддержал инициативу саудовского короля Фейсала о создании Исламского пакта.
Кроме того, в 1970-х гг. саудовско-иранское сотрудничество получило дальнейшее развитие, что было связано с политикой этих стран по отношению к республиканскому Египту, экономические трудности которого использовались ими для сближения последнего с империалистическими странами и реакционными силами развивающихся стран.
Проведение подобной политики стало возможным благодаря нефтяным доходам двух стран, которые, как известно, входят в число ведущих производителей и экспортеров нефти, и от их позиции зависит положение на мировом нефтяном рынке.
Результатом Исламской революции 1979 г. стало падение монархии в Иране и установление новой администрации во главе с шиитском духовным лидером аятоллой Хомейни, что в свою очередь оказало влияние на другие шиитские общины Ближнего Востока. В частности в Ираке к власти пришла Коалиция государства закона – шиитский политический блок, получивший большинство мест в парламенте, а арабская весна усилила конфликты между суннитами и шиитами в Сирии, Бахрейне и Саудовской Аравии.
Все эти события дали мощный толчок для роста шиитского политического движения на Ближнем Востоке, способного реализовать угрозу образования так называемого шиитского полумесяца, суть которого заключается в распространении шиитского влияния от Ирана через Ирак, Сирию и Ливан к странам Персидского залива. Существуют также мнения о планах раздела КСА и образования на этих территориях трех независимых государств: государства шиитов и государства Хиджаз и Неджд. Это дает повод саудовским религиозным экстремистам утверждать, что шииты являются «пятой колонной» евреев и американцев, имея целью отделение Восточной провинции и захват ее нефтяных ресурсов.
Подобный рост активности шиитских общин и политического влияния Ирана представляли угрозу статусу Саудовской Аравии как региональной державы, в связи с чем шиитское меньшинство королевства стало рассматриваться суннитами как источник угрозы стабильности в стране, что привело к межконфессиональных столкновениям в стране. В частности, 2009 г. был ознаменован конфликтом между паломниками-шиитами и саудовской религиозной полицией в Медине, что привело к антиправительственным выступлениям в Восточной провинции (первым за период с 1980 г.), произвольными арестами протестующих шиитов и шиитских религиозных лидеров.
По данным журнала Global Security в период с 2010 по 2015 г. были убиты 27 саудовских шиита и 200 получили ранения в результате столкновений с суннитами, а уже в 2016 г. Ближний Восток охватили многочисленные террористические атаки на шиитские общины. Так, в самой Саудовской Аравии в январе 2016 года в результате нападения на шиитскую мечеть имама Резы в Восточной провинции были убиты четыре шиита и двадцать человек ранены. В том же году в КСА были казнены 47 человек, обвиненных в терроризме, включая шиитского проповедника шейха Нимр ан-Нимра, который являлся главной фигурой оппозиционного движения в Восточной провинции королевства, вступив в союз с Ираном. В 2011 году, вдохновленный восстаниями арабской весны, охватившей Ближний Восток, Ан-Нимр поощрял протест шиитов в Саудовской Аравии, требуя равных прав для шиитских общин, на что королевские силы безопасности приняли ответные меры, расстреляв и убив более 25 молодых демонстрантов-шиитов.
Казнь шейха в 2016 г. привела к демонстрациям в КСА, Бахрейне и Ливане, где проживают значительные по численности шиитские общины. Кроме того, смерть Нимра ан-Нимра стала причиной массовых протестов в Тегеране и обострения дипломатической напряженности между двумя странами после того, как в Иране было подожжено посольство Саудовской Аравии. В ответ на это королевство разорвало дипломатические отношения с исламской республикой, аргументируя это вмешательством во внутренние дела королевства.
Несмотря на казнь идейного вдохновителя, протесты шиитов продолжились, охватив всю Восточную провинцию, но не выходя за ее пределы. Вероятно, это связано с тем, что саудовское правительство в очередной раз прибегло к тактике настраивания суннитского населения против шиитского, развернув медийную компанию и называя шиитов «звеном в глобальной борьбе между мусульманами и неверными».



1. Босворт К.Э. Мусульманские династии: справочник по хронологии и генеалогии // пер. с англ. П.А. Грязневич. – М.: Наука, 1971 – 324 с.
2. Валькова Л.В. Саудовская Аравия в международных отношениях (1955-1977) // Л.В. Валькова. – М.: Наука, 1979 – 222 с.
3. Васильев А.М. Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство Саудидов в Аравии (1744/45-1818) / А.М. Васильев. – М.: Наука, 1967 – 261 с.
4. Васильев А.М. История Саудовской Аравии (1745-1973) / А.М. Васильев. – М.: Наука, 1982 – 612 с.
5. Делонг-Ба Н. Дж. Реформы Мухаммада Ибн аль-Ваххаба и всемирный джихад / Натан Дж. Делонг-Ба; [пер. с англ. А. А. Филиппова] Рос. акад. наук, Ин-т востоковедения. – Москва: Ладомир, 2010 – 374 с.
6. Донцов В.Е. Религиозно – политическое движение шиитов в Саудовской Аравии // Ближний Восток и современность. Выпуск 21. – М.: 2004 – 352 с.
7. Жантиев Д.Р. «Шиитский фактор» в общественно-политической жизни Саудовской Аравии (1979-2—9-у гг) // Вестник Московского университета №4. – М.: Изд-во Московского университета, 2010 – 188 с.
8. Игнатенко А.А. Халифы без халифата. Исламские неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке: история, идеология, деятельность. – М.: Наука, 1988 – 205 с
9. Ислам: Энциклопедический словарь. – М.: Наука, 1991 – 315 с.
10. Кириченко В. Шииты в политической жизни арабских стран (вторая половина XX – начало XXI в.) / В. Кириченко // Россия и мусульманский мир. – 2012. – №6 – с. 169-187
11. Логинов И.В. О статусе шиитской общины в Саудовской Аравии // Ближний Восток и современность: сборник статей. Выпуск 17 .– М.: 2003 – 399 с.
12. Мамиргов М.З. Книга исламских сект и вероучений / М.З. Мамиргов. – М.: Телевидеокомпания «Исламский мир», 2007 – 472 с.
13. Мелкумян Е.С.ССАГПЗ в глобальных и региональных процессах // Е.С. Мелкумян. – М.: Ин-т изучения Ближнего Востока и Израиля, 1999,
14. Мэтью Р. Симмонс. Закат арабской нефти. Будущее мировой экономики. М., 2007 – 493 с.
15. Новейшая история арабских стран (1917-1966) / под ред. Д.Р. Вобликова. – М.: Наука, 1968 – 658 с.
16. Новейшая история арабских стран Азии 1917-1985 / отв. ред. В.В. Наумкин; Ин-т востоковедения АН СССР. – М.: Наука, 1988 – 638 с
17. Озолинг В.В. Саудовская Аравия. Социально-экономические проблемы развивающихся стран / В.В. Озолинг. – М.: Мысль, 1968 – 149 с.
18. Озолинг В.В. Экономика Саудовской Аравии // В.В. Озолинг. – М., 1975 – 207 с.
19. Озолинг В.В. Саудовская Аравия (справочник) / В.В. Озолинг. – М.: Наука, 1980 – 271 с.
20. Першиц А.И. Хозяйство и общественно-политический строй Северной Аравии в XIX-первой трети XX века / А.И. Першиц. – М.: Ин-т Академии наук, 1961 – 224 с.
21. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV веках: Курс лекций / И.П. Петрушевский. – Спб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007 – 428 с.
22. Прозоров С.М. Хрестоматия по исламу // С.М. Прозоров. Пер. с арабского. – М.: Наука, 1994 – 238 с.
23. Прошин Н.И. Саудовская Аравия: историко-экономический очерк // Н.И. Прошин. – М.: Наука, 1964 – 302 с.
24. Родионов М.А. Ислам классический // М.А. Родионов. – Спб.: Петербургское востоковедение, 2001 – 256 с.
25. Сейранян Б.Г, Филоник А.О. Арабские страны Западной Азии и Северной Африки (новейшая история, экономика и политика). М., 1997.
26. Шпажников Г.А. Религии стран Западной Азии: справочник / Г.А. Шпажников. – М.: Наука, 1976 – 325 с.
27. Эмануилов Р.Я., Яшлавский А.Э. Террор во имя веры: религия и политическое насилие. – М.: Гешарим: Мост культуры, 2011 – 341с.
28. Яковлев А.И Саудовская Аравия: пути эволюции // А.И. Яковлев. – М.: Ин-т изучения Израиля и Ближнего Востока, 1999 – 170 с.
29. Al-Rasheed M. A History of Saudi Arabia / M. al-Rasheed. – Cambridge.: Cambridge University Press, 2002 – 255 p.
30. Beranek O. Divided We Survive: A Landscape of Fragmentation in Saudi Arabia // Beranek O. – Walthem, USA.: Crown Center for Middle East Studies, 2009 – 8 p.
31. Demographic Year Book, UN, 1971 – 830 p.
32. National Catholic Almanac (1904-1963) / edited by Felician A. – New Jersey: Saint Antony’s Guild Paterson, 1963 – 681 p.
33. The Europa Year Book. Africa, the Americas, Asia, Australia. Vol. 2, 1969 – 1664 p.
34. В Саудовской Аравии смертники напали на шиитскую мечеть [Электронный ресурс] // BBC Русская служба. – Режим доступа: https://goo.gl/MU2yqr - Загл. с экрана (24.05.2017)
35. Железнов А.А. Саудовская Аравия: поиск решения «исмаилитского вопроса» в Наджране [Электронный ресурс] // Институт Ближнего Востока. – 2012. – Режим доступа: http://www.iimes.ru/?p=15531. Загл. с экрана (01.03.2017)
36. Исторический Основной закон королевства Хиджаз [Электронный ресурс] // Всемирная исламская политико-правовая мысль. – Исламская интернет-библиотека Романа Пашкова. – Режим доступа: https://goo.gl/JmEgyT Загл. с экрана (17.02.2017)
37. Как французский спецназ в 1979 г. штурмовал Мекку. Неизвестная история [Электронный ресурс] // ЦентрАзия: новости Центральной Азии, 2004. – Режим доступа: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1076280060. – Загл. с экрана (27.02.2017)
38. Кладбище аль-Баки [Электронный ресурс] // Википедия – свободная энциклопедия. – Режим доступа: https://goo.gl/xe6HcG Загл. с экрана. (10.02.2017)
39. Косач Г.Г. Шиитский клинок в сердце ваххабизма [Электронный ресурс] // Независимая газета – религии. – 2012. – Режим доступа: https://goo.gl/U975DF Загл. с экрана (23.02.2017)
40. Коткина О. Саудитов напугала тень Саддама. [Электронный ресурс] // Независимая газета – религии. – 2016. – Режим доступа: http://www.ng.ru/ng_religii/2016-01-20/7_saudi.html Загл. с экрана (21.01.2017).
41. Мазхабы – четыре религиозно-правовые школы [Электронный ресурс] // Muslim.KZ. – Режим доступа: https://goo.gl/DnJXMV Загл. с экрана (09.04.2017)
42. Проблемы Ближнего Востока [Электронный ресурс] // Сайт Народного единства. Новости в России и мире. – Режим доступа: https://goo.gl/7rCT36. - Загл. с экрана (15.05.2017)
43. Саудовская Аравия разорвала дипотношения с Ираном [Электронный ресурс] // Новостной сайт Lenta.ru. – Режим доступа: https://lenta.ru/news/2016/01/03/saudi/. – Загл. с экрана (24.05.2017)
44. Страны мира. Йемен [Электронный ресурс] // Кругосвет: онлайн энциклопедия. – Онлайн Энциклопедия «Кругосвет». – Режим доступа: https://goo.gl/RZZSor Загл. с экрана (10.12.2016)
45. Тайная жизнь христиан в Саудовской Аравии [Электронный ресурс] // Сибирская католическая газета. – Официальное издание Римско-католической Преображенской епархии в Новосибирске, 2011. – Режим доступа: https://goo.gl/HY1TYu Загл. с экрана (23.03.2017)
46. Федорченко А.В. Межконфессиональные противоречия в Саудовской Аравии: «шиитский вопрос» [Электронный ресурс] // Журнал Вестник МГИМО-университета. – 2013. – №2. – М.: Вестник МГИМО-университета, 2013. – Режим доступа: https://goo.gl/xZA8NQ Загл. с экрана (28.02.2017)
47. Шевелин П.П. Положение шиитов Саудовской Аравии на рубеже XX-XXI веков [Электронный ресурс] // Журнал Общество: политика, экономика, право. – 2016. – №8. – Спб.: Общество: политика, экономика, право. – Режим доступа: https://goo.gl/0KG6Wg. - Загл. с экрана (22.05.2017)
48. History of the cemetery Jannat al-Baqi at Medina [Electronic resource] // Сайт Duas.org. – Режим доступа: https://goo.gl/z54Olx Загл. с экрана. (08.02.2017)
49. International Religious Freedom Report 2009: Saudi Arabia [Electronic resource] // Сайт: U.S. Department of State. – Сайт государственного департамента США. – Режим доступа: https://goo.gl/SfVCwq. - Загл. с экрана. (14.12.2016)
50. International Religious Freedom Report 2012: Saudi Arabia [Electronic Resource] // Сайта: Режим доступа: U.S. Department of State. – Сайт государственного департамента США. – https://goo.gl/1QHv5o. - Загл. с экрана (22.05.2017)
51. International Religious Freedom Report 2013: Saudi Arabia [Electronic resource] // Сайт: U.S. Department of State. – Сайт государственного департамента США. – Режим доступа: https://goo.gl/c7QT9C - Загл. с экрана. (22.03.2017)
52. ISIS are not nihilists and they do not represent Islam [Electronic resource] // Conflict study group. – Режим доступа: http://www.conflictstudygroup.com/blog/previous/6 Загл. с экрана (06.06.2017)
53. Jon Mandaville. Al-Hasa: Outpost of Empire [Electronic resource] // Aramco World Journal. – 1974 – Vol. 25, Issue 5. – Режим доступа: https://goo.gl/ERCPq0 . – Загл. с экрана (17.12.2017)
54. Melton G.J. Saudi Arabia / J.G. Melton // Religions of the World: A Comprehensive Encyclopedia of Beliefs and Practices – California, 2010 – 3200 p.
55. Most Baha’i Nations (2005) [Electronic resource] // Сайт the ARDA: Association of Religion Data Archives, 2005. – Режим доступа: https://goo.gl/ytN9eo Загл. с экрана (25.03.2017)
56. Perazzo B. On being Shia in Saudi Arabia [Electronic resource] // Сайт Institute for Gulf Affairs. – Режим доступа: https://goo.gl/rHeQoF. - Загл. с экрана (23.02.2017)
57. Samia Constantin Shia in Saudi Arabia: A History of Discrimination, Oppression [Electronic Resource] // Alternatives International Journal. – 2016. – Режим доступа: http://www.alterinter.org/spip.php?article4502 Загл. с экрана (24.05.2017)
58. Saudi Arabia – Shia [Electronic Resource] // GlobalSecurity.org. – Режим доступа: http://www.globalsecurity.org/military/world/gulf/sa-shia.htm. - Загл. с экрана (24.05.2017)
59. Table: Religious Composition by Country, in Numbers [Electronic resource] // Сайт Pew Research Center, 2012. – Режим доступа: https://goo.gl/Cal7cL Загл. с экрана (35.03.2017)
60. 4th Century Assyrian Church in Saudi Arabia [Electronic resource] // Сайт: AINA: Assyrian International News Agency. – Режим доступа: http://www.aina.org/ata/20080828165925.htm -Загл. с экрана (06.05.2017)
61. بالاسماء..مساجد الشيعة في السعودية [Электронный ресурс] // Сайт صوت الامة. – Режим доступа: http://www.soutalomma.com/. – Загл. с экрана (15.05.2017)
62. حافظ وهبة جزيرة العرب في القرن العشرين [Электронный ресурс] // Сайт Bibliotheca Alexandrina. – Режим доступа: https://goo.gl/Fyof1t. - Загл. с экрана. (08.02.2017)
63. الحرمان من الكرامة: التمييز المنهجي والمعاملة المتسمة بالعدوانية بحق المواطنين السعوديين من الشيعة [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://goo.gl/KQcp9j. - Загл. с экрана (15.04.2017)
64. «اخر من ععلم بخبر اعتقال المغسل»خبراء اميركيون يؤكدون ان واشنطن كانت [Электронный ресурс] // Сайт الشرق الاوسط، اغسطس Режим доступа: https://goo.gl/d9AppH Загл. с экрана (25.04.2017)
65. خريطة المملكة العربية السعودية [Электронный ресурс] // Сайт خرائط العالم. – Режим доступа: http://arabic.mapsofworld.com/saudi-arabia/.- Загл. с экрана (15.05.2017)
66. قصة الشيعة قي السعودية ما بين اضطهاد النظام الحاكم وانتهامات الولاء لايران [Электронный ресурс] // Сайт SasaPost. – Режим доступа: https://goo.gl/wTMeEY . - Загл. с экрана (27.03.2017)
67. نبذة تاريخية عن تاريخ الجسر [Электронный ресурс] // Сайт King Fahd Causeway Authority. – Режим доступа:.http://www.kfca.com.sa/#/history Загл. с экрана (17.03.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ