Религиозные меньшинства в политике КСА в XX веке
|
Введение
Глава I. История формирования религиозных общин Аравийского полуострова
Общие сведения о религиозном составе населения стран Аравийского полуострова с доисламских времен до XX в.
Религиозный состав населения Королевства Саудовская Аравия в XX в.
Глава II. Религиозная политика Королевства Саудовская Аравия в период правления Ибн Са’уда (1902–1953)
Зарождение движения ихванов и завоевание Эль-Хасы
Восстание ихванов
Открытие нефтяных месторождений и зарождение рабочего движения на нефтепромыслах
Глава III. Религиозная политика в Королевстве Саудовская Аравия во 2-й половине XX в.
Волнения шиитского населения Эль-Хасы и образование первых шиитских оппозиционных группировок
Религиозная политика стран Персидского залива в рамках организации ССАГПЗ
Попытки налаживания отношений между саудовским правительством и шиитской оппозицией
Положение саудовских исмаилитов Наджрана
Заключение
Примечания
Список источников и литературы
Глава I. История формирования религиозных общин Аравийского полуострова
Общие сведения о религиозном составе населения стран Аравийского полуострова с доисламских времен до XX в.
Религиозный состав населения Королевства Саудовская Аравия в XX в.
Глава II. Религиозная политика Королевства Саудовская Аравия в период правления Ибн Са’уда (1902–1953)
Зарождение движения ихванов и завоевание Эль-Хасы
Восстание ихванов
Открытие нефтяных месторождений и зарождение рабочего движения на нефтепромыслах
Глава III. Религиозная политика в Королевстве Саудовская Аравия во 2-й половине XX в.
Волнения шиитского населения Эль-Хасы и образование первых шиитских оппозиционных группировок
Религиозная политика стран Персидского залива в рамках организации ССАГПЗ
Попытки налаживания отношений между саудовским правительством и шиитской оппозицией
Положение саудовских исмаилитов Наджрана
Заключение
Примечания
Список источников и литературы
В современных арабских странах религиозная принадлежность играет первостепенную роль и является одной из основных причин внутренней и внешней политической напряженности. В первую очередь об этом свидетельствует обострение отношений суннитской и шиитской общин, раскол между которыми произошел в эпоху четырех праведных халифов и был связан с порядком передачи власти. Так, после гибели третьего халифа ‘Усмана ибн ‘Аффана (644-656), правление которого вызывало недовольство некоторых из мусульман, была выдвинута кандидатура ‘Али ибн Абу Талиба (656-661) – двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда (570-632) . Однако другая часть общины поддержала Му’авию (661-680) – двоюродного брата ‘Усмана – сильного правителя, обладающего собственной армией и значительным авторитетом.
Сторонников ‘Али, среди которых были и те, кто поддерживал его кандидатуру сразу после смерти Мухаммеда, назвали шиитами (от арабского «ши’а» – партия). Они считали, что единственным возможным преемником, согласно племенному праву, существовавшему еще до ислама, может быть только представитель рода пророка Мухаммеда, каковым, в отличие от других претендентов, являлся ‘Али. Однако, несмотря на то, что ему удалось стать главой общины, период его правления ознаменовался борьбой за право на халифат, в которой он не смог сохранить свою власть, даже находясь в кровном родстве с пророком.
Острые разногласия по поводу природы власти привели к глубинному религиозно-политическому расколу в общине мусульман (умма) и формированию суннитского и шиитского вариантов вероучений в исламе.
Определить точную численность шиитского населения в мире на сегодняшний день не представляется возможным, однако большинство исследователей едины во мнении, что шииты составляют приблизительно 10% всех мусульман, общее число которых на планете приближается сегодня к 1,5 млрд. В связи с этим руководство арабских государств официально проводит политику, направленную на сохранение баланса между различными религиозными общинами и предотвращение вероятных конфликтов.
На фоне этих арабских стран, проводящих политику веротерпимости, особенно выделяется Королевство Саудовская Аравия (КСА) – одно из ведущих государств арабского мира, историческая родина ислама – правители которой носят почетный титул Хранителей Двух Святынь. Кроме того, эта страна, как известно, обладает сегодня и значительным политико-экономическим потенциалом.
Несмотря на то, что в КСА проживает в настоящее время довольно крупная шиитская община, саудовское правительство уделяет проблемам этого религиозного меньшинства очень мало внимания, стараясь завуалировать проблему, хотя так называемый шиитский фактор является одним из ключевых в судьбе королевства.
Статус шиитского населения в современной Саудовской Аравии можно охарактеризовать как противоречивый на основании того, что хотя Основной Низам королевства (1992 г.) не содержит статей, направленных на ущемление прав шиитов, эта группа населения систематически испытывает трудности при прохождении военной службы, в процессе получения образования, при обращении в судебные инстанции, а также при устройстве на работу, поскольку фактически шииты не имеют права занимать государственные должности.
Подобная ситуация сложилась в результате неприятия суннитским населением шиитского меньшинства на основании религиозно-идеологической доктрины, разработанной в первой половине XVIII в. Мухаммедом ибн ‘Абд аль-Ваххабом и отличавшейся крайним фанатизмом и жестокостью по отношению к мусульманам – приверженцам другим течений.
Как отмечает видный отечественный востоковед-историк А.М. Васильев, «ваххабиты даже к евреям и христианам относились мягче, чем к мусульманам». Однако положение немусульман в Саудовской Аравии немногим отличается от положения шиитов.
Саудовская Аравия по оценкам христианской благотворительной организации Open doors на 2014 г. находится на шестом месте в числе стран, где притесняют права христианского населения. Несмотря на то, что христиане – самая многочисленная религиозная группа после мусульман в королевстве, они не имеют права открыто исповедовать свою религию. Кроме того, им запрещено иметь Библию, иконы, четки и другую религиозную атрибутику, а также праздновать Рождество и Новый год. В Саудовской Аравии отсутствуют церкви (за исключением остатков монастырей Древней церкви Востока в Эль-Джубейле) (Приложение №1), в связи с чем европейцы – работники дипломатических представительств, в частности итальянцы и французы в праздники служат мессу на территории посольств, с чем приходится мириться саудовскому духовенству, поскольку посольства обладают международным иммунитетом. Помимо этого, католические службы проходят также в молельнях таких иностранных предприятий, как Арамко в Дахране, организованных для работников компаний, куда люди, не являющиеся сотрудниками, не имеют доступа.
В таком же положении находятся и представители других конфессий – индуисты (которые составили 300 тыс. человек по оценкам на 2010 г.), приверженцы китайской народной религии (25 тыс. в 2010 г.), буддисты (90 тыс. в 2010 г.), община бахаи (4,9 тыс. в 2005 г.) и представители различных неформальных религиозных движений (15 тыс. в 2010 г.).
Таким образом, актуальность рассмотрения политики Саудовской Аравии по отношению к религиозным меньшинствам в XX веке обусловлена тем, что, несмотря на то, что в современном государстве степень ненависти и враждебности суннитов по отношению к шиитам значительно снизилась, а остальным конфессиям правительство предоставило право на закрытое отправление своих религиозных обрядов в частных домах, общее негативное отношение к иноверцам продолжает сохраняться.
Чтобы лучше понять причины подобного положения шиитов и немусульман в стране, необходимо обратиться к истокам противоречий. Из этого следует, что целью данной работы является изучение причин, породивших негативизм в отношениях между разными религиозными группами, а также историю развития взаимоотношений между государством и религиозными меньшинствами.
При подготовке работы была использована литература отечественных и зарубежных авторов, в том числе: монографии, справочники, периодические издания, а также интернет-ресурсы.
Прежде всего, следует назвать монографию А.М. Васильева «История Саудовской Аравии (1745-1793)», в которой представлена история Аравии с начала XVIII века с подробным описанием событий, которые некоторые исследователи не приводят в своих работах, а также его труд «Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство Саудидов в Аравии (1744/45-1818)», посвященный возникновению религиозно – политического движения Мухаммеда ибн ‘Абд аль-Ваххаба, его историческому и идейному развитию.
Кроме того, большого внимания заслуживает работа И.П. Петрушевского «Ислам в Иране в VII-XV веках: Курс лекций», которая охватывает историю зарождения, распространения и развития ислама в указанный период. В книге также содержатся сведения о суфизме, мусульманских сектах и народных оппозиционных движениях в исламе, главном образом о шиизме.
Отдельного внимания заслуживают статьи таких авторов, как Г.Г. Косач, А.В. Федорченко, А.А. Железнов, О. Коткина, И.В. Логинов и В.Е. Донцов, акцентирующие внимание на положении шиитской общины в обществе королевства Саудовская Аравия с начала XX в. до наших дней.
Из трудов зарубежных авторов следует отметить работу «A History of Saudi Arabia» Мадави ар-Рашид, в которой автор освещает не только исторические события, но особое внимание уделяет их идеологической и религиозной составляющей, а также сборник интервью «On being Shia in Saudi Arabia» B. Perazzo, в котором шииты подробно рассказывают о своей жизни в королевстве.
При написании работы использовались также труды арабских авторов, среди которых необходимо отметить книгу Х. Вахбы «Аравийский полуостров в XX в.» (пер. с арабского), а также новостные статьи.
Важным источником сведений о численности населения и других статистических данных стали справочники на русском и английском языках, такие как «Религии стран Западной Азии» Г.А. Шпажникова, National Catholic Almanac (1904-1963), электронные ресурсы Association of Religion Data Archives, Pew Research Center и др.
Сторонников ‘Али, среди которых были и те, кто поддерживал его кандидатуру сразу после смерти Мухаммеда, назвали шиитами (от арабского «ши’а» – партия). Они считали, что единственным возможным преемником, согласно племенному праву, существовавшему еще до ислама, может быть только представитель рода пророка Мухаммеда, каковым, в отличие от других претендентов, являлся ‘Али. Однако, несмотря на то, что ему удалось стать главой общины, период его правления ознаменовался борьбой за право на халифат, в которой он не смог сохранить свою власть, даже находясь в кровном родстве с пророком.
Острые разногласия по поводу природы власти привели к глубинному религиозно-политическому расколу в общине мусульман (умма) и формированию суннитского и шиитского вариантов вероучений в исламе.
Определить точную численность шиитского населения в мире на сегодняшний день не представляется возможным, однако большинство исследователей едины во мнении, что шииты составляют приблизительно 10% всех мусульман, общее число которых на планете приближается сегодня к 1,5 млрд. В связи с этим руководство арабских государств официально проводит политику, направленную на сохранение баланса между различными религиозными общинами и предотвращение вероятных конфликтов.
На фоне этих арабских стран, проводящих политику веротерпимости, особенно выделяется Королевство Саудовская Аравия (КСА) – одно из ведущих государств арабского мира, историческая родина ислама – правители которой носят почетный титул Хранителей Двух Святынь. Кроме того, эта страна, как известно, обладает сегодня и значительным политико-экономическим потенциалом.
Несмотря на то, что в КСА проживает в настоящее время довольно крупная шиитская община, саудовское правительство уделяет проблемам этого религиозного меньшинства очень мало внимания, стараясь завуалировать проблему, хотя так называемый шиитский фактор является одним из ключевых в судьбе королевства.
Статус шиитского населения в современной Саудовской Аравии можно охарактеризовать как противоречивый на основании того, что хотя Основной Низам королевства (1992 г.) не содержит статей, направленных на ущемление прав шиитов, эта группа населения систематически испытывает трудности при прохождении военной службы, в процессе получения образования, при обращении в судебные инстанции, а также при устройстве на работу, поскольку фактически шииты не имеют права занимать государственные должности.
Подобная ситуация сложилась в результате неприятия суннитским населением шиитского меньшинства на основании религиозно-идеологической доктрины, разработанной в первой половине XVIII в. Мухаммедом ибн ‘Абд аль-Ваххабом и отличавшейся крайним фанатизмом и жестокостью по отношению к мусульманам – приверженцам другим течений.
Как отмечает видный отечественный востоковед-историк А.М. Васильев, «ваххабиты даже к евреям и христианам относились мягче, чем к мусульманам». Однако положение немусульман в Саудовской Аравии немногим отличается от положения шиитов.
Саудовская Аравия по оценкам христианской благотворительной организации Open doors на 2014 г. находится на шестом месте в числе стран, где притесняют права христианского населения. Несмотря на то, что христиане – самая многочисленная религиозная группа после мусульман в королевстве, они не имеют права открыто исповедовать свою религию. Кроме того, им запрещено иметь Библию, иконы, четки и другую религиозную атрибутику, а также праздновать Рождество и Новый год. В Саудовской Аравии отсутствуют церкви (за исключением остатков монастырей Древней церкви Востока в Эль-Джубейле) (Приложение №1), в связи с чем европейцы – работники дипломатических представительств, в частности итальянцы и французы в праздники служат мессу на территории посольств, с чем приходится мириться саудовскому духовенству, поскольку посольства обладают международным иммунитетом. Помимо этого, католические службы проходят также в молельнях таких иностранных предприятий, как Арамко в Дахране, организованных для работников компаний, куда люди, не являющиеся сотрудниками, не имеют доступа.
В таком же положении находятся и представители других конфессий – индуисты (которые составили 300 тыс. человек по оценкам на 2010 г.), приверженцы китайской народной религии (25 тыс. в 2010 г.), буддисты (90 тыс. в 2010 г.), община бахаи (4,9 тыс. в 2005 г.) и представители различных неформальных религиозных движений (15 тыс. в 2010 г.).
Таким образом, актуальность рассмотрения политики Саудовской Аравии по отношению к религиозным меньшинствам в XX веке обусловлена тем, что, несмотря на то, что в современном государстве степень ненависти и враждебности суннитов по отношению к шиитам значительно снизилась, а остальным конфессиям правительство предоставило право на закрытое отправление своих религиозных обрядов в частных домах, общее негативное отношение к иноверцам продолжает сохраняться.
Чтобы лучше понять причины подобного положения шиитов и немусульман в стране, необходимо обратиться к истокам противоречий. Из этого следует, что целью данной работы является изучение причин, породивших негативизм в отношениях между разными религиозными группами, а также историю развития взаимоотношений между государством и религиозными меньшинствами.
При подготовке работы была использована литература отечественных и зарубежных авторов, в том числе: монографии, справочники, периодические издания, а также интернет-ресурсы.
Прежде всего, следует назвать монографию А.М. Васильева «История Саудовской Аравии (1745-1793)», в которой представлена история Аравии с начала XVIII века с подробным описанием событий, которые некоторые исследователи не приводят в своих работах, а также его труд «Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство Саудидов в Аравии (1744/45-1818)», посвященный возникновению религиозно – политического движения Мухаммеда ибн ‘Абд аль-Ваххаба, его историческому и идейному развитию.
Кроме того, большого внимания заслуживает работа И.П. Петрушевского «Ислам в Иране в VII-XV веках: Курс лекций», которая охватывает историю зарождения, распространения и развития ислама в указанный период. В книге также содержатся сведения о суфизме, мусульманских сектах и народных оппозиционных движениях в исламе, главном образом о шиизме.
Отдельного внимания заслуживают статьи таких авторов, как Г.Г. Косач, А.В. Федорченко, А.А. Железнов, О. Коткина, И.В. Логинов и В.Е. Донцов, акцентирующие внимание на положении шиитской общины в обществе королевства Саудовская Аравия с начала XX в. до наших дней.
Из трудов зарубежных авторов следует отметить работу «A History of Saudi Arabia» Мадави ар-Рашид, в которой автор освещает не только исторические события, но особое внимание уделяет их идеологической и религиозной составляющей, а также сборник интервью «On being Shia in Saudi Arabia» B. Perazzo, в котором шииты подробно рассказывают о своей жизни в королевстве.
При написании работы использовались также труды арабских авторов, среди которых необходимо отметить книгу Х. Вахбы «Аравийский полуостров в XX в.» (пер. с арабского), а также новостные статьи.
Важным источником сведений о численности населения и других статистических данных стали справочники на русском и английском языках, такие как «Религии стран Западной Азии» Г.А. Шпажникова, National Catholic Almanac (1904-1963), электронные ресурсы Association of Religion Data Archives, Pew Research Center и др.
Характеризуя статус религиозных меньшинств в Королевстве Саудовская Аравия, можно сказать, что он является достаточно противоречивым. Открытое отправление немусульманских обрядов в стране официально запрещено, в то же время иноверцы могут устраивать богослужения дома, собираясь в небольшие группы. Однако наибольшим преследованиям, как ни странно, подвергаются мусульмане-шииты, к которым ваххабиты относятся хуже, чем к немусульманам.
Подобные взаимоотношения между двумя группами связаны с ваххабитской идеологией, распространенной на территории современного Королевства Саудовская Аравия, в основе которой лежит принцип единобожия, который, как считают последователи ваххабизма, нарушается шиитами. Однако шиитско-суннитские противоречия в XX в. из религиозного перешли в политическое русло.
Главным событием, повлиявшим на взаимоотношения суннитов и шиитов, стабилизировавшихся в 1950 – 1960-х гг., стала Исламская революция в Иране 1979 году.
Не отличавшиеся особой активностью вплоть до середины XX в. саудовско-иранские отношения в 60-х гг. оживились на фоне существенных сдвигов в международной ситуации на Ближнем Востоке. В арабском мире получили развитие национально-демократические революции, в борьбе с которыми саудовское правительство находило естественных союзников в монархическом Иране.
С другой стороны, в зоне Персидского залива обретали независимость арабские эмираты, подчиненные ранее Великобритании, что способствовало активизации экспансии как Ирана, так и Саудовской Аравии на этих территориях. Сочетание двух факторов – попытки обеих стран объединить силы в борьбе против освободительного движения и соперничество из-за лидерства в этом регионе характеризовали ирано-саудовские отношения в 1960-70-е гг.
Знаменательным рубежом в развитии двусторонних отношений Ирана и Саудовской Аравии явилась середина 1960-х гг., когда в связи с подъемом арабского национально-освободительного движения наметился единый подход двух монархий к таким важнейшим событиям на Ближнем Востоке, как антимонархическая революция в Йемене. Совпадение позиций по йеменскому кризису в тот период обусловило дальнейшее сближение руководств двух стран. В частности, иранский шах Мухаммед Реза Пехлеви поддержал инициативу саудовского короля Фейсала о создании Исламского пакта.
Кроме того, в 1970-х гг. саудовско-иранское сотрудничество получило дальнейшее развитие, что было связано с политикой этих стран по отношению к республиканскому Египту, экономические трудности которого использовались ими для сближения последнего с империалистическими странами и реакционными силами развивающихся стран.
Проведение подобной политики стало возможным благодаря нефтяным доходам двух стран, которые, как известно, входят в число ведущих производителей и экспортеров нефти, и от их позиции зависит положение на мировом нефтяном рынке.
Результатом Исламской революции 1979 г. стало падение монархии в Иране и установление новой администрации во главе с шиитском духовным лидером аятоллой Хомейни, что в свою очередь оказало влияние на другие шиитские общины Ближнего Востока. В частности в Ираке к власти пришла Коалиция государства закона – шиитский политический блок, получивший большинство мест в парламенте, а арабская весна усилила конфликты между суннитами и шиитами в Сирии, Бахрейне и Саудовской Аравии.
Все эти события дали мощный толчок для роста шиитского политического движения на Ближнем Востоке, способного реализовать угрозу образования так называемого шиитского полумесяца, суть которого заключается в распространении шиитского влияния от Ирана через Ирак, Сирию и Ливан к странам Персидского залива. Существуют также мнения о планах раздела КСА и образования на этих территориях трех независимых государств: государства шиитов и государства Хиджаз и Неджд. Это дает повод саудовским религиозным экстремистам утверждать, что шииты являются «пятой колонной» евреев и американцев, имея целью отделение Восточной провинции и захват ее нефтяных ресурсов.
Подобный рост активности шиитских общин и политического влияния Ирана представляли угрозу статусу Саудовской Аравии как региональной державы, в связи с чем шиитское меньшинство королевства стало рассматриваться суннитами как источник угрозы стабильности в стране, что привело к межконфессиональных столкновениям в стране. В частности, 2009 г. был ознаменован конфликтом между паломниками-шиитами и саудовской религиозной полицией в Медине, что привело к антиправительственным выступлениям в Восточной провинции (первым за период с 1980 г.), произвольными арестами протестующих шиитов и шиитских религиозных лидеров.
По данным журнала Global Security в период с 2010 по 2015 г. были убиты 27 саудовских шиита и 200 получили ранения в результате столкновений с суннитами, а уже в 2016 г. Ближний Восток охватили многочисленные террористические атаки на шиитские общины. Так, в самой Саудовской Аравии в январе 2016 года в результате нападения на шиитскую мечеть имама Резы в Восточной провинции были убиты четыре шиита и двадцать человек ранены. В том же году в КСА были казнены 47 человек, обвиненных в терроризме, включая шиитского проповедника шейха Нимр ан-Нимра, который являлся главной фигурой оппозиционного движения в Восточной провинции королевства, вступив в союз с Ираном. В 2011 году, вдохновленный восстаниями арабской весны, охватившей Ближний Восток, Ан-Нимр поощрял протест шиитов в Саудовской Аравии, требуя равных прав для шиитских общин, на что королевские силы безопасности приняли ответные меры, расстреляв и убив более 25 молодых демонстрантов-шиитов.
Казнь шейха в 2016 г. привела к демонстрациям в КСА, Бахрейне и Ливане, где проживают значительные по численности шиитские общины. Кроме того, смерть Нимра ан-Нимра стала причиной массовых протестов в Тегеране и обострения дипломатической напряженности между двумя странами после того, как в Иране было подожжено посольство Саудовской Аравии. В ответ на это королевство разорвало дипломатические отношения с исламской республикой, аргументируя это вмешательством во внутренние дела королевства.
Несмотря на казнь идейного вдохновителя, протесты шиитов продолжились, охватив всю Восточную провинцию, но не выходя за ее пределы. Вероятно, это связано с тем, что саудовское правительство в очередной раз прибегло к тактике настраивания суннитского населения против шиитского, развернув медийную компанию и называя шиитов «звеном в глобальной борьбе между мусульманами и неверными».
Подобные взаимоотношения между двумя группами связаны с ваххабитской идеологией, распространенной на территории современного Королевства Саудовская Аравия, в основе которой лежит принцип единобожия, который, как считают последователи ваххабизма, нарушается шиитами. Однако шиитско-суннитские противоречия в XX в. из религиозного перешли в политическое русло.
Главным событием, повлиявшим на взаимоотношения суннитов и шиитов, стабилизировавшихся в 1950 – 1960-х гг., стала Исламская революция в Иране 1979 году.
Не отличавшиеся особой активностью вплоть до середины XX в. саудовско-иранские отношения в 60-х гг. оживились на фоне существенных сдвигов в международной ситуации на Ближнем Востоке. В арабском мире получили развитие национально-демократические революции, в борьбе с которыми саудовское правительство находило естественных союзников в монархическом Иране.
С другой стороны, в зоне Персидского залива обретали независимость арабские эмираты, подчиненные ранее Великобритании, что способствовало активизации экспансии как Ирана, так и Саудовской Аравии на этих территориях. Сочетание двух факторов – попытки обеих стран объединить силы в борьбе против освободительного движения и соперничество из-за лидерства в этом регионе характеризовали ирано-саудовские отношения в 1960-70-е гг.
Знаменательным рубежом в развитии двусторонних отношений Ирана и Саудовской Аравии явилась середина 1960-х гг., когда в связи с подъемом арабского национально-освободительного движения наметился единый подход двух монархий к таким важнейшим событиям на Ближнем Востоке, как антимонархическая революция в Йемене. Совпадение позиций по йеменскому кризису в тот период обусловило дальнейшее сближение руководств двух стран. В частности, иранский шах Мухаммед Реза Пехлеви поддержал инициативу саудовского короля Фейсала о создании Исламского пакта.
Кроме того, в 1970-х гг. саудовско-иранское сотрудничество получило дальнейшее развитие, что было связано с политикой этих стран по отношению к республиканскому Египту, экономические трудности которого использовались ими для сближения последнего с империалистическими странами и реакционными силами развивающихся стран.
Проведение подобной политики стало возможным благодаря нефтяным доходам двух стран, которые, как известно, входят в число ведущих производителей и экспортеров нефти, и от их позиции зависит положение на мировом нефтяном рынке.
Результатом Исламской революции 1979 г. стало падение монархии в Иране и установление новой администрации во главе с шиитском духовным лидером аятоллой Хомейни, что в свою очередь оказало влияние на другие шиитские общины Ближнего Востока. В частности в Ираке к власти пришла Коалиция государства закона – шиитский политический блок, получивший большинство мест в парламенте, а арабская весна усилила конфликты между суннитами и шиитами в Сирии, Бахрейне и Саудовской Аравии.
Все эти события дали мощный толчок для роста шиитского политического движения на Ближнем Востоке, способного реализовать угрозу образования так называемого шиитского полумесяца, суть которого заключается в распространении шиитского влияния от Ирана через Ирак, Сирию и Ливан к странам Персидского залива. Существуют также мнения о планах раздела КСА и образования на этих территориях трех независимых государств: государства шиитов и государства Хиджаз и Неджд. Это дает повод саудовским религиозным экстремистам утверждать, что шииты являются «пятой колонной» евреев и американцев, имея целью отделение Восточной провинции и захват ее нефтяных ресурсов.
Подобный рост активности шиитских общин и политического влияния Ирана представляли угрозу статусу Саудовской Аравии как региональной державы, в связи с чем шиитское меньшинство королевства стало рассматриваться суннитами как источник угрозы стабильности в стране, что привело к межконфессиональных столкновениям в стране. В частности, 2009 г. был ознаменован конфликтом между паломниками-шиитами и саудовской религиозной полицией в Медине, что привело к антиправительственным выступлениям в Восточной провинции (первым за период с 1980 г.), произвольными арестами протестующих шиитов и шиитских религиозных лидеров.
По данным журнала Global Security в период с 2010 по 2015 г. были убиты 27 саудовских шиита и 200 получили ранения в результате столкновений с суннитами, а уже в 2016 г. Ближний Восток охватили многочисленные террористические атаки на шиитские общины. Так, в самой Саудовской Аравии в январе 2016 года в результате нападения на шиитскую мечеть имама Резы в Восточной провинции были убиты четыре шиита и двадцать человек ранены. В том же году в КСА были казнены 47 человек, обвиненных в терроризме, включая шиитского проповедника шейха Нимр ан-Нимра, который являлся главной фигурой оппозиционного движения в Восточной провинции королевства, вступив в союз с Ираном. В 2011 году, вдохновленный восстаниями арабской весны, охватившей Ближний Восток, Ан-Нимр поощрял протест шиитов в Саудовской Аравии, требуя равных прав для шиитских общин, на что королевские силы безопасности приняли ответные меры, расстреляв и убив более 25 молодых демонстрантов-шиитов.
Казнь шейха в 2016 г. привела к демонстрациям в КСА, Бахрейне и Ливане, где проживают значительные по численности шиитские общины. Кроме того, смерть Нимра ан-Нимра стала причиной массовых протестов в Тегеране и обострения дипломатической напряженности между двумя странами после того, как в Иране было подожжено посольство Саудовской Аравии. В ответ на это королевство разорвало дипломатические отношения с исламской республикой, аргументируя это вмешательством во внутренние дела королевства.
Несмотря на казнь идейного вдохновителя, протесты шиитов продолжились, охватив всю Восточную провинцию, но не выходя за ее пределы. Вероятно, это связано с тем, что саудовское правительство в очередной раз прибегло к тактике настраивания суннитского населения против шиитского, развернув медийную компанию и называя шиитов «звеном в глобальной борьбе между мусульманами и неверными».



