Введение
Глава 1 Выпускник профиля «Телерадиожурналистика»: проблематика университетской подготовки и трудоустройства
1.1 Трудоустройство выпускника как проблема: кадровая ситуация на медиарынке Санкт-Петербурга
1.2 Профессиональные компетенции современного телевизионного журналиста в стандарте образования
1.3. Система журналистского образования: дискуссии и проблемы……...16
1.4 Система профессиональной подготовки на кафедре телерадиожурналистики СПбГУ
Глава 2 Профиль подготовки «Телерадиожурналистика»: варианты трудоустройства выпускников
2.1. Варианты трудоустройства: результаты анкетирования……………..27
2.2. Варианты трудоустройства: индивидуальные траектории
Заключение…
Список использованных источников и литературы
Приложения
Проблема соответствия университетской подготовки журналистов требованиям современного медиарынка стала важнейшей при разработке современных образовательных стандартов, которые ориентированы на максимальное сближение со стандартами профессиональными. Одним из главных показателей качества обучения является трудоустройство выпускников профильных факультетов и кафедр. Этим обусловлена актуальность данной выпускной квалификационной работы, которая, продолжает опыт аналогичных исследований, проводившихся в России в течение последнего десятилетия.
Объектом исследования является кадровая ситуация в аудиовизуальном сегменте современного медиарынка
Предмет исследования− варианты трудоустройства молодых журналистов, специализирующихся в теле- и радиожурналистике, на примере выпускников профиля «Телерадиожурналистика» Санкт-Петербургского государственного университета.
Цель дипломной работы – выявить вариативный спектр и пути трудоустройства выпускников кафедры «Телерадиожурналистика» в СПбГУ.
Реализация цели предусматривает решение следующих задач:
1. Описать кадровую ситуацию в аудиовизуальном сегменте медиарынка.
2. Выявить приоритетные компетенции в данной профессиональной отрасли и сопоставить их с компетенциями выпускников профиля «Телерадиожурналистика».
3. Выявить долю выпускников профиля «Телерадиожурналистика», трудоустроившихся по специальности, а также в родственных профессиональных отраслях.
4. Проследить индивидуальные траектории трудоустройства выпускников профиля «Телерадиожурналистики».
Теоретико-методологическая база представлена работами –С. Г. Корконосенко, М. А. Бережной, Л.Г. Свитич, Г.В. Кузнецова,В. П. Летуновского и др., опорой послужили исследования проблемы трудоустройства выпускников факультетов журналистики: А. Дерябиной «Мотивы и ценности профессиональной̆ ориентации журналиста: медиапсихологический анализ», С. Суворовой «Карьера в медиа сегодня (исследование особенностей профориентации студентов выпускных курсов факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова)».
Эмпирической базой стали –образовательные и профессиональные стандарты, социологические исследования, архивы профильной кафедры СПбГУ, Медиацентра СПбГУ, публикации СМИ, результаты анкетного опроса выпускников кафедры «Телерадиожурналистики» СПбГУ (82 заполненных анкеты), а также стандартизированные интервью с выпускниками кафедры (8 интервью).
Методология и методы исследования: интервью, опрос, анкетирование, анализ документов.
Структура ВКР состоит из введения, двух основных глав, заключения и приложений. В первой главе мы рассматриваем кадровую ситуацию на медиарынке, а также изучаем роль образования в трудоустройстве выпускников профильной специализации «Телерадиожурналистика». Во второй главе мы выявляем долю выпускников профиля «Телерадиожурналистика», трудоустроившихся по специальности, а также в родственных профессиональных отраслях и описываем индивидуальные траектории трудоустройства наиболее успешных выпускников.
Данное исследование было предпринято на фоне актуального процесса модернизации журналистского образования в рамках университетской подготовки, который включает в себя сближение образовательных и профессиональных стандартов и пересмотр системы обучения журналиста в контексте потребностей и требований рынка труда. Сегодня на первый план в подготовке журналиста выходит формирование конкурентоспособной личности, что находит отражение в системе общепрофессиональных и инструментальных компетенций, формирование которых предусмотрено стандартами образования.
Главной задачей высшего журналистского образования в отечественной традиции всегда было формирование личности с высокой социальной ответственностью: не умаляя значимости прикладного, инструментального обучения, российская школа журналистики обязательно включала в себя широкий спектр дисциплин мировоззренческого плана, что с одной стороны, отмечается многими исследователями как необходимая основа профессиональной идеологии, а с другой – не всегда вписывается в рыночный контекст современной медиасферы.
В настоящее время существует разнообразный опыт подготовки в сфере журналистики, соединяющий базовые гуманитарные знания, различные варианты практики и теоретическую подготовку, предусматривающую исследовательские навыки. В наши задачи не входила оценка системы журналистского образования, но аспекты трудоустройства выпускников мы рассматриваем как важнейший критерий его эффективности.
В рамках данной работы нам удалось проследить варианты трудоустройства выпускников СПбГУ по профилю «Телерадиожурналистика».
В исследовании приняли участие выпускники кафедры за 4 года (2014-2017). Был использован метод сплошной выборки, осложненный поиском контактов респондентов, что позволяет выявить тенденции в трудоустройстве молодых журналистов, но не дает исчерпывающей картины по всем выпускникам кафедры. Исследование показало, что по профессии работает 41,5% выпускников кафедры, принявших участие в анкетном опросе. Большая часть выпускников реализуют себя в смежных сферах, где применимы компетенции, полученные во время учебы. Таким образом, в целом 72% выпускников эффективно используют знания и возможности, приобретенные в процессе обучения по направлению «Журналистика». Среди выпускников, чья профессиональная подготовка была нацелена на работу в области телевидения и радио, 26,8% работают на телевидении и 3,7% на радио. Остальные выпускники, оставшиеся в профессии, выбирают интернет-СМИ (7,3%), всего 4,3% работают в информационных агентствах. Один человек трудится в издательстве (1,2%) и один в газете (1,2%). 19,5% респондентов отметили, что нашли работу в связях с общественность и PR. 8,5% связали свою профессиональную деятельность с областью рекламы. Уход из профессии обусловлен разными причинами: уровень заработной платы, разочарование в профессии, отсутствие вакансий, условия труда.
Среди выпускников текущего года 57,7% респондентов отвечают, что планируют работать по специальности; 34,6% респондентов намереваются работать в смежных областях. Общая картина выглядит оптимистично, если учитывать, что уходить в совершенно другие сферы планируют всего 7,7%.
Мы проследили также индивидуальные траектории трудоустройства. Анализ интервью с успешными в профессиональной деятельности выпускниками кафедры позволяет выявить ряд факторов, оказывающих влияние на профессиональную реализацию студентов данного профиля.
• Ключевую роль в получении работы играет личная мотивация, заинтересованность студента в учебе и дальнейшей самореализации в профессии.
• Важнейшее значение имеет организация производственной практики: уровень предлагаемых университетом баз практики, ее продолжительность и насыщенность, а также форма отчетности.
• Выпускники отмечали большую роль моделирования производственного редакционного процесса в ходе учебы, реализацию дисциплин кафедры на базе телерадиокомплекса (теперь – Медиацентр СПбГУ). Сотрудничество с ТРК в рамках самостоятельных творческих проектов стала для многих первым шагом в профессию и воспринималась как реальная профессиональная деятельность. Выпускники сходятся во мнении: возможность практиковаться на учебной телестудии – одно из главных составляющих образования, помогающее телевизионному журналисту реализовать себя в профессии.
• Еще один важный фактор – наличие портфолио, которое позволяет работодателям судить о возможностях и навыках студента или выпускника. Университет предоставляет возможность наработать это портфолио за время обучения на факультете в рамках учебного процесса и прохождения летней практики.
• Не менее важный фактор – общегуманитарные дисциплины, значительно повышающие компетентность журналиста, которые на факультете, по мнению выпускников, отвечают высокому уровню подготовки.
Вместе с тем, в ходе исследования были обозначены и проблемы, с которыми сталкиваются выпускники кафедры, а также высказаны индивидуальные суждения, близкие критическим замечаниям, которые высказываются в публичных дискуссиях в отношении университетской подготовки журналистов.
Несмотря на возможность практиковаться на телестудии, выпускники отмечают недостаток практических навыков, в частности технологической подготовки, которая обеспечивает универсальность журналиста.
В интервью отмечались трудности с организацией качественной практики, что в дальнейшем осложняет поиски рабочего места для выпускника. Кроме того, дипломированные журналисты сталкиваются с нехваткой рабочих мест и высокой конкуренцией на рынке труда.
Одна из главных претензий к системе подготовки журналистских кадров – излишняя теоретизированность. Теоретические знания помогают сформировать определенные профессиональные компетенции, предусмотренные стандартом (аналитические, исследовательские), которые формируются в ходе научной работы. Однако выпускники обращали внимание, во-первых, на несоответствие теории и практики, а во-вторых, сетовали, что в их практической деятельности эти знания не пригодились.
Среди респондентов, тем не менее, не было выпускников, которые выбрали профессиональный путь в преподавательскую или исследовательскую сферу.
Таким образом, нами была в полной мере достигнута цель дипломной работы – выявить вариативный спектр и пути трудоустройства выпускников кафедры «Телерадиожурналистика» в СПбГУ.
Данная работа позволяет проанализировать возможные пути профессиональной реализации журналистов с университетским дипломом. Она может быть практически применена при оценке профессиональной успешности выпускников профильных кафедр и способствовать корректировке системы подготовки профессиональных кадров.
1. Бережная М. А. Научно-педагогическая школа в профильной подготовке журналиста: опыт кафедры телерадиожурналистики СПбГУ. –// Век информации. 2017. № 3.–СПб.: Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2017. –28-33 с.
2. Дерябина А.С. (а) Мотивы и ценности профессиональной ориентации журналиста: медиапсихологический анализ. – // МедиаАльманах. 2016. № 2. – М. – 117 – 127 с.
3. Кирсанов А. А. Методологические проблемы создания прогностической модели специалиста.– Казань: Изд-во КГТУ, 2000. – 112 с.
4. Корконосенко С.Г. К исследованию научно-образовательных школ в России. –// Век информации. 2017 № 3
5. Корконосенко С. Г. Преподавание журналистики в высшей школе.– СПб., 2015.– 19 с.
6. Кузнецов Г.В. ТВ-журналист: критерии профессионализма.– М.: РИП-холдинг, 2004.– 43 с.
7. Летуновский В. П. Студенческая редакция: особенности функционирования: опыт работы телерадиокомплекса Высшей̆ школы работы телерадиокомплекса Высшей̆ школы журналистики и массовых коммуникаций // Телерадиожурналистика в упражнениях, тренингах и творческих практиках / под ред. М. А. Бережной.–СПб.: Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2015.– 141–153 с.
8. Мединцева И. П. Компетентностный подход в образовании [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. –URLhttps://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3148/ (дата обращения: 19.05.2018).
9. Паукшто И.В. Практика Погружения в Профессию на начальном этапе профилизации // Телерадиожурналистика в упражнениях, тренингах и творческих практиках / под ред. М. А. Бережной.– СПб.: Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2015. – 39-50 с.
10. Представление журналистов о профессии и профессиональном сообществе. Общий аналитический отчет по результатам научно- исследовательских работ.– М., Комитет гражданских инициатив, 2017.
11. Профессиональный̆ стандарт «Специалист по производству продукции телерадиовещательных средств массовой̆ информации», утвержденныӗ приказом Министерства труда и социальной̆ защиты Российской̆ Федерации от 28 октября 2014 г. No 811н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской̆ Федерации 26 ноября 2014 г., регистрационный̆ No 34949)
12. Профессиональный̆ стандарт «Редактор средств массовой̆ информации», утверждённый̆ приказом Министерства труда и социальной̆ защиты Российской̆ Федерации от 4 августа 2014 г. No 538н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской̆ Федерации 28 августа 2014 г., регистрационный̆ No 33899)
13. Профессиональный стандарт «Специалист по информационным ресурсам», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2014 г. No 629н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 сентября 2014 г., регистрационный No 34136), с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. No 727н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 января 2017 г., регистрационный No 45230)
14. Профессиональный стандарт «Специалист по продвижению и распространению продукции средств массовой информации», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 г. No 535н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 сентября 2014 г., регистрационный No 33973)
15. Профессиональный стандарт «Режиссер средств массовой информации», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2014 г. No 626н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 сентября 2014 г., регистрационный No 34198)
16. Профессиональный стандарт «Графический дизайнер», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 января 2017 г. No 40н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 января 2017 г., регистрационный No 45442)
17. Профессиональный стандарт «Корреспондент средств массовой информации», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 мая 2014 г. No 339н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июня 2014 г., регистрационный No 32589)
18. Профессиональный̆ стандарт «Специалист по продвижению и распространению продукции средств массовой̆ информации», утверждённый̆ приказом Министерства труда и социальной̆ защиты Российской̆ Федерации от 4 августа 2014 г. No 535н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской̆ Федерации 4 сентября 2014 г., регистрационный̆ No 33973)
19. Профессиональный̆ стандарт «Фотограф», утверждённый̆ приказом Министерства труда и социальной̆ защиты Российской̆ Федерации от 22 декабря 2014 г. No 1077н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской̆ Федерации 16 февраля 2015 г., регистрационный̆ No 36020)
20. Профессиональный̆ стандарт «Ведущий̆ телевизионной̆ программы», утверждённый̆ приказом Министерства труда и социальной̆ защиты Российской̆ Федерации от 4 августа 2014 г. No 534н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской̆ Федерации 20 августа 2014 г., регистрационный̆ No 33669)
21. Примерная основная образовательная программа по направлению (специальность) 42.03.02 «Журналистика» Уровень высшего образования бакалавриат
22. Свитич Л. Г. Профессия: журналист. – М., 2003. – 109 с.
23. Свитич Л.Г. Портрет российского журналиста в динамике // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10, Журналистика. 2005. No 2.– 94−112 с.
24. Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Проблемы подготовки журналистов. Ч. 1. Выпускники факультета журналистики о своей карьере и образовании. – // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2003. No 6. – 7−18 с.
25. Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Проблемы подготовки журналистов. Ч. 2. Российская журналистика и журналистское образование. – // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2004. No 3.– 53−66 с.
26. Суворова С. П. Карьера в медиа сегодня (исследование особенностей профориентации студентов выпускных курсов факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова) // Медиа альманах. – 2015. – № 1 [66]. – 50–58 с.
27. Тулупов В. В. Профессиональные ценности и профессиональная компетентность журналистов. – Журналистский ежегодник. 2016. №5.
28. Телевизионный журналист. Основы творческой деятельности / под ред. М. А. Бережной. – М.: АспектПресс, 2015. – 12 с.
29. Фатеева И. А. Филологические аспекты журналистской деятельности и журналистского образования в России и США. – Вестник ЧелГУ. 2007. №8.
Электронные ресурсы
30. В журналистику вход свободный [Электронный ресурс] URL: http://projects.spbsj.ru/223-issledovanie/2013/8073-v-zhurnalistiku-vkhod-svobodnyj.html. – Дата обращения: 16.03.2018.
31. Владимир Познер: «Я хочу, чтобы зрители даже не представляли, за кого я голосую на выборах» [Электронный ресурс] URL: http://pozneronline.ru/2015/08/12229/. – Дата обращения: 16.03.2018.
32. Журналистское образование глазами преподавателей [Электронный ресурс] URL: http://radio_mohovaya9.tilda.ws/journalisticeducation. – Дата обращения: 18.03.2018.
33. Журналистское образование, или как вырастить хороших ремесленников [Электронный ресурс] URL: https://lenizdat.ru/articles/1125498/. – Дата обращения: 18.03.2018.
34. «Люди, которые выбирают профессию журналиста, - счастливые люди» [Электронный ресурс] URL: http://spbsj.ru/novosti-soiuza/liudi-kotoryie-vybiraiut. – Дата обращения: 18.03.2018
35. Мониторинг трудоустройства выпускников [Электронный ресурс] http://vo.graduate.edu.ru/#/?year=2015&year_monitoring=2016. – Дата обращения: 10.03.2018.
36. Национальная Медиа Группа [Электронный ресурс] URL: http://nm-g.ru/actives/sections.php?ID_BLOCK=3&ID_SECTION=138. – Дата обращения: 07.04.2018.
37. О рынке труда [Электронный ресурс] URL:http://projects.spbsj.ru/222-issledovanie/2016/8065-o-rynke-truda.html?limitstart=0. – Дата обращения: 18.03.2018.
38. «С непрофильным образованием не берем» [Электронный ресурс] URL: http://spbsj.ru/rynok-truda/s-nieprofilnym-obrazovan. – 22.03.2018.
39. Студентов-бюджетников заставят отработать на государство [Электронный ресурс]URL:https://www.pnp.ru/social/studentov-byudzhetnikov-zastavyat-otrabotat-na-gosudarstvo.html. – Дата обращения: 12.02.2018.
40. Итоги опроса: Кризис на медиарынке [Электронный ресурс] URL: http://projects.spbsj.ru/rabota/materialy/7404-itogi-rizis-na-mediarynke.html. – Дата обращения: 20.03.2018.
41. Пятый канал теряет студии и контент [Электронный ресурс] URL: https://lenizdat.ru/articles/1153444/. – Дата обращения: 10.04.2018.
42. УМС «Журналистика» [Электронный ресурс] URL: http://www.journ.msu.ru/umo/umo/ums-zhurnalistika.php. – Дата обращения: 12.04.2018.