ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Исторический, нормативно-правовой и институциональный аспекты сотрудничества России с Японией, Республикой Корея и Китаем в сфере здравоохранения
1.1 Исторические традиции сотрудничества России с Японией, Республикой Корея и Китаем в сфере здравоохранения
1.2 Нормативно-правовые основы двустороннего взаимодействия России с Японией, Республикой Корея и КНР в области охраны здоровья…….………………………….…….24
1.3 Институциональные механизмы медицинской кооперации России с Японией, РК и Китайской Народной Республикой.……………………………………...……………………36
Глава II. Роль контактов в сфере медицины в официальной линии российско-японских, российско-южнокорейских и российско-китайских отношений…………..50
2.1 Сотрудничество в сфере медицины в рамках внешнеполитических стратегий государств-партнеров
2.2 Сотрудничество в сфере здравоохранения в политическом дискурсе глав Российской Федерации, Японии, Республики Корея и КНР……………………………………………....58
Глава III. Роль сотрудничества в сфере здравоохранения в торгово-экономическом, научно-техническом и гуманитарном сотрудничестве России с Японией, Республикой Корея и Китаем
3.1 Торгово-экономический аспект сотрудничества в сфере здравоохранения России с Японией, Республикой Корея и Китаем…………..………………...…………..……………..72
3.2 Гуманитарный и научно-технический аспекты сотрудничества в области медицины между Россией, Японией, Республикой Корея и Китаем……………………………………..84
3.3 Оценка жителями Российской Федерации сотрудничества России с Японией, Республикой Корея и Китаем в сфере здравоохранения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………….....107
Приложения
Одной из тенденций современных международных отношений является рост интереса мирового сообщества к культурно-гуманитарному взаимодействию. Все чаще находит практическое применение утвердившаяся в научных кругах концепция «мягкой силы», предложенная в 1990 году американским политологом Джозефом Наем. В основе понятия лежит тенденция к использованию правительствами потенциала культурной сферы для формирования позитивного имиджа страны за рубежом и достижения стоящих перед ними политических задач.
При этом вопросы здравоохранения все чаще входят в повестку дня международных саммитов и форумов, а необходимость сотрудничества в сфере медицины подчеркивается и на национальном уровне. Так, в Концепции внешней политики РФ 2016 года отмечено, что Россия рассматривает сохранение жизни и здоровья человека как одно из приоритетных направлений глобальной повестки дня и неотъемлемый фактор обеспечения социально-экономического развития .
В то же время в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), с одной стороны, наблюдается тенденция к изменению баланса сил между основными игроками, а с другой – углубление процессов региональной интеграции. В этих условиях помимо сотрудничества в рамках военно-политических союзов страны обращаются к торгово-экономическим и культурно-гуманитарным рычагам выстраивания диалога в регионе.
В сложившемся контексте как культурная сфера в целом, так и область здравоохранения в частности, используется как механизм для решения политических, экономических или же гуманитарных задач, стоящих перед государствами. Все чаще кооперация в рассматриваемой области упоминается в выступлениях официальных лиц, а также присутствует во внешнеполитических стратегиях. В связи с этим встает вопрос о роли, которую играет сфера охраны здоровья в межгосударственных отношениях России с такими ключевыми странами АТР как Китайская Народная Республика (КНР), Япония и Республика Корея (РК).
Цель работы - выявление роли сотрудничества в области здравоохранения в двустороннем партнерстве России с такими странами, как Япония, Республика Корея и Китайская Народная Республика.
Соответственно цели выделяются следующие задачи исследования:
• Определить роль сотрудничества в сфере здравоохранения в двусторонних отношениях России с Японией, Республикой Корея и КНР в исторической перспективе
• Выявить и дать оценку роли, отведенной здравоохранению в двусторонних документах России с рассматриваемыми странами
• Выявить и дать оценку роли сотрудничества в области здравоохранения в институциональном политическом дискурсе России, Республики Корея, Японии и КНР
• Представить мнение жителей России о сотрудничестве в области охраны здоровья с восточными партнерами и сопоставить его с реальной ситуацией развития отношений
• Оценить роль здравоохранения в двустороннем торгово-экономическом и гуманитарном сотрудничестве России с Японией, РК и КНР
• Выявить проблемы и оценить возможные перспективы сотрудничества России с Японией, Республикой Корея и КНР в сфере здравоохранения
Степень изученности темы. Существует множество работ, посвященных российско-японским, российско-южнокорейским и российско-китайским отношениям как на современном этапе, так и в исторической перспективе. Однако практически вне фокуса внимания исследователей остаются проблемы роли сотрудничества в сфере здравоохранения в двусторонних отношениях между государствами. Зачастую этот вопрос лишь мельком затрагивается в публикациях, посвященных экономическому, инвестиционному и научно-техническому сотрудничеству России с Японией, Республикой Корея или Китаем, или же является частью рассматриваемого двустороннего культурно-гуманитарного взаимодействия.
Так, сотрудничество в области здравоохранения между Россией и Японией упоминается в нескольких статьях Д. В. Киба, доцента Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. Дарья Валерьевна в своих работах рассматривает как исторический, так и современный аспекты двухсторонних отношений. В частности, современному этапу посвящены такие статьи, как «Основные направления гуманитарного взаимодействия России и Японии в конце XX – начале XXI века» и «Развитие сотрудничества России и стран Северо-Восточной Азии в гуманитарной сфере в конце XX – начале XXI века». Другим аспектам отношений России и Японии посвящены статьи таких авторов как Д. В. Стрельцов, А. Габуев, Е. Л. Катасонова. Заведующий кафедрой востоковедения МГИМО Д. В. Стрельцов в статье «Российско-японские торгово-экономические отношения: есть ли новая точка опоры?» рассматривает такие аспекты двухсторонних отношений России и Японии как торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество, затрагивая при этом контакты в области медицины как один из примеров упомянутых видов взаимодействия.
Исторический аспект взаимоотношений России с Японией изучается как российскими, так и зарубежными исследователями. Ранний этап двухсторонних отношений освещается в работах Э. Файнберг, В. В. Кожевникова. Среди японских авторов можно выделить работу НакамуроСинтаро. Контактам в области здравоохранения в XIXвеке также посвящены статьи С. Кузнецова, М. Тацуми и Д. Б. Павлова. Отдельным проблемам советско-японского сотрудничества посвящены работы таких зарубежных авторов как Г. А. Ленсен и М. Дэвид-Фокс Значимый вклад в исследование истории советско-японских отношений внес Л.Н. Кутаков и его труды «СССР и Япония», «История советско-японских дипломатических отношений» и некоторые другие. Культурное сотрудничество между СССР и Японией описывают С. К. Романовский, А. С. Ложкина. Что касается советско-японского научно-технического сотрудничества, то это статьи А. В. Дробницы и А. В. Корчевского Экономическим отношениям СССР и Японии посвящен труд М.И. Крупянко, а гуманитарные связи России и Японии в постсоветский период анализируются в статье Д. В. Киба.
Отношения России и Кореи после установления дипломатических отношений отражены в немногочисленных статьях российских авторов - таких, как К. Кореневский, Д. В. Суслов. Современному состоянию российско-корейских отношений посвящены работы многих авторов. Так, А. Б. Трусова освещает инвестиционное сотрудничество России и Республики Корея, диссертация Ли ЁнГила посвящена экономическому сотрудничеству между двумя странами. Работа В. Г. Самсоновой отражает научно-технические связи России и Южной Кореи, в то время как профессор СПБГУ, заведующий кафедрой мировой политики Факультета международных отношений В. С. Ягья пишет о парламентских контактах РФ и РК. Рабочая тетрадь РСМД «Россия-Республика Корея: к новой повестке двухсторонних отношений» , в свою очередь, описывает различные аспекты двухстороннего взаимодействия, в том числе и сотрудничество в области медицины.
Для изучения исторического фона формирования современных российско-китайских отношений представляют интерес работы таких авторов, как Су Фэнлинь, П. Е. Скачков, О.Б. Рахманин, О. Б. Борисов, Б. Т. Колосков, П.Э. Ротманов, специализирующиеся на истории российско-китайских отношений. Для знакомства с историей взаимоотношений России и Китая был полезен сборник «Россия и Китай: четыре века взаимодействия», вышедший в 2013 году. Данная работа представляет широкую научно-обоснованную картину российско-китайских взаимоотношений с первых контактов до наших дней. Авторский коллектив монографии составляют ведущие ученые и дипломаты России, такие как Н. А. Самойлов (профессор Восточного факультета СПБГУ), А. И. Денисов (чрезвычайный полномочный посол РФ в КНР), Е. П. Бажанов и А. В. Лукин (представители Дипломатической академии), А. В. Иванов (МГИМО) и другие.
Для анализа современного состояния российско-китайского взаимодействия в области здравоохранения также были полезны статьи Р. Т. Лукутцовой, ЛюГучана а также А. В. Лукина. А. В. Лукин в своей работе описывает эволюцию российско-китайских отношений, которые за столь краткий период прошли путь от нормализации до стратегического партнерства. Автор освещает изменение российского подхода по отношению к КНР в конце XX– начале XXIвека, уделяя внимание в основном политической составляющей двусторонних отношений.
Таким образом, можно заключить, что при наличии литературы, посвященной торгово-экономическим, культурным, инвестиционным, гуманитарным связям России с Японией, Республикой Корея и КНР, область здравоохранения либо не затрагивается вообще, либо упоминается вскользь. Данным фактом обуславливается научная новизна представленного исследования. Поскольку оно представляет собой систематизированную оценку роли двусторонних взаимоотношений России с Японией, РК и КНР в области здравоохранения, как части как культурно-гуманитарного, так и торгово-экономического сотрудничества. Кроме того, в данной выпускной квалификационной работе представлена систематизация исторических примеров российско-японского, российско-китайского и российско-южнокорейского сотрудничеств в сфере здравоохранения и медицины. А также проведено практическое исследование видения роли данного сотрудничества жителями РФ.
В связи со спецификой настоящего исследования, основу предложенной работы составили преимущественно источники. Можно выделить следующие группы источников, использованных в данной выпускной квалификационной работе:
1) Официальные внешнеполитические документы. Интерес для данной работы представляют концепции и указы, посвященные современному состоянию и планам будущего развития внешней политики России. Наиболее важным документом в этой области является Концепция внешней политики РФ, опубликованная в ноябре 2016 года, в которой отражены приоритетные направления международного сотрудничества Российской Федерации на ближайшее время. В работе были также использованы документы Японии, Республики Корея и Китая, отражающие их внешнеполитических курс на ближайшие годы, либо же сообщения об уже осуществленной политике государства по прошествии года. Такими документами стали:
А) Голубые книги МИД Японии, в которых содержится информация о внешнеполитической активности Японии за прошедшие годы.
Б) Белые книги РК, которые также, как и японские издаются каждый год и отражают уже прошедшие события в области международной политики. Однако в отличие от японского документа, Белые книги Республики Корея состоят из нескольких отдельных частей, освящающих различные наиболее актуальные направления внешнеполитической деятельности.
В) Белые книги КНР, в которых отражены внешнеполитические стратегии в отношении отдельных регионов.
2) Двухсторонние договоры, подписанные между Россией и Японией, Россией и Республикой Корея, Россией и КНР. В настоящем исследовании были использованы все основные соглашения между Россией, Японией, РК и КНР, как действующие, так и уже не действительные, но имевшие высокое значение на момент их подписания. Такими являются, например, Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР, Договор об основах отношений Российской Федерации и Республики Корея, Токийская декларация о российско-японских отношениях и многие другие.
3) Выступления официальных лиц. Данная группа документов послужила основой для анализа политического дискурса РФ и рассматриваемых стран. К данному типу источников относятся выступление Д. Медведева на заключительном пленарном заседании Ворого форума «Диалог Россия – Республика Корея» , Выступление на Российско-Китайском экономическом форуме и другие.
4) Совместные заявления по итогам встреч глав государств. Источники данной группы представляют собой важный материал для данного исследования, поскольку именно на их основе можно проследить институциональный политический дискурс как главы российского государства, так и стран-партнеров. В выступлениях первых лиц часто содержатся оценки современного развития двухсторонних отношений, а также ввиду того факта, что важнейшие планы и проекты зачастую закрепляются именно в рамках двусторонних встреч глав государств. К таким документам относится, например, Совместное заявление Президента Российской Федерации и Премьер-министра Японии о развитии российско-японского партнерства от 29 апреля 2013 года.
5) Статистические данные Федеральной таможенной службы РФ. Данная группа источников была полезна при анализе объемов двустороннего торгово-экономического сотрудничества России с Японией, Республикой Корея и Китаем, отслеживания динамики изменения количественных показателей торговли.
6) Сообщения информационных агентств и материалы периодической печати. В данной группе источников важное место занимают сообщения СМИ о проведении встреч официальных лиц в двустороннем или многостороннем формате (RamblerNews, JapanTimes и др.). Также интерес представляют сообщения российских СМИ о совместных двусторонних проектах в области медицины (например, Российская газета ).
При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы:
• Дескриптивный метод. Использовался в работе при описании истории взаимоотношений России с Японией, Южной Кореей и Китаем, при изложении информации о сотрудничестве стран в торгово-экономической и гуманитарной областях.
• Компаративный метод. Как пример использования данного метода можно привести сравнение статистических показателей внешней торговли в различные периоды времени, сравнение уровня отношений России с Японией, Республикой Корея и Китаем.
• Институциональный метод. В данной работе упомянутый метод использовался при описании политических институтов, в рамках которых осуществляется взаимодействие в области здравоохранения.
• Функциональный метод. Данный подход использовался при изучении функций и особенностей различных государственных и общественных структур, через которые осуществляется политика в области здравоохранения.
• Контент-анализ. Данный метод применялся при работе с различными источниками и при описании их значения и содержания, а также при анализе таблиц и диаграмм, выделении из них необходимой информации.
• Дискурс-анализ. Представленный метод использовался при изучении роли здравоохранения в дискурсе первых лиц рассматриваемых государств.
• Анкетирование. Метод применялся для выявления мнения жителей России о сотрудничестве в сфере здравоохранения России с Японией, РК и КНР.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения. Первая глава настоящего исследования состоит из трех пунктов и посвящена историческому, нормативно-правовому и институциональному аспектам двустороннего сотрудничества России с Японией, Республикой Корея и Китаем. Первый параграф первой главы раскрывает роль контактов в сфере охраны здоровья между рассматриваемыми государствами в исторической перспективе. Второй параграф охватывает нормативно-правовую основу медицинского взаимодействия России с КНР, РК и Японией, в то время как третий параграф освещает институциональный аспект сотрудничества в рассматриваемой области. Вторая глава затрагивает роль сотрудничества в сфере охраны здоровья в официальной линии правительств рассматриваемых государств. Данная тематика раскрывается в двух пунктах, посвященных месту медицинского взаимодействия во внешнеполитических стратегиях, а также в политическом дискурсе глав России, Японии, Республики Корея и Китая. Третью главу, затрагивающую значение здравоохранения в двустороннем торгово-экономическом, гуманитарном и научно-техническом сотрудничестве, формирую три пункта. Первый пункт касается торгово-эконмического аспекта, второй – гуманитарного и научно-технического сотрудничества, а третий пункт составляют описание и рассмотрение результатов проведенного в рамках исследования опроса жителей Российской Федерации.
Теоретическая значимость предложенного исследования заключается в попытке показать роль сотрудничества в области здравоохранения как самостоятельного направления международных отношений и, в частности, гуманитарного взаимодействия, а также как важной части международного и двухстороннего сотрудничества России с Японией, Республикой Корея и Китаем.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов представленной работы при выработке стратегии сотрудничества в сфере здравоохранения как Россией с рассматриваемыми странами, так и Японией, Республикой Корея и Китаем с РФ. Предлагаемая работа также может быть полезна японским, корейским и китайским медицинским компаниям, планирующим выход на российский рынок.
Апробация. Отдельные положения магистерской диссертации были представлены на обсуждение на международной научно-практической студенческой конференции «Общественная дипломатия глазами студента международника», которая состоялась 24 сентября 2018 года на факультете международных отношений СПБГУ . По результатам конференции был выпущен одноименный сборник, куда вошла статья автора настоящего исследования «Общественная дипломатия в сфере здравоохранения на примере сотрудничества России и Китая» .
В рамках достижения поставленной цели можно сформулировать следующие выводы:
Рассмотрев двусторонние отношения России и Японии, автор приходит к выводу, что в исторической перспективе контакты в области охраны здоровья играли роль «мягкой силы» Российской Империи, улучшая ее образ в глазах японского населения, а затем Советского Союза, выступая в советский период своего рода «мостом» между странами во время охлаждения политических отношений. Благодаря поддержанию контактов на общественном уровне в период Холодной войны с образованием современной России государствам удалось постепенно вывести сотрудничество на новый уровень.
Особое внимание к сфере здравоохранения правительств двух стран с начала 2010-х годов было отражено в документальной базе российско-японского сотрудничества, в которой стали появляться соглашения и меморандумы, так или иначе затрагивающие область медицины. Разнообразие институциональной основы сотрудничества, в которую входят как контакты на высшем уровне, так и правительственное и министерское взаимодействие, где значительную роль играет Министерство экономики, торговли и промышленности Японии, а также комитеты по экономическому сотрудничеству и Фонд медицинских обменов, говорит о заинтересованности двух стран во многоаспектной кооперации в данной сфере.
Расцвет российско-японского взаимодействия наблюдается с приходом к власти в Японии премьер-министра Синдзо Абэ и взятием им курса на проведение более независимой от США внешней политики и укрепления положения страны на международной арене. В этой стратегии важное место занимает взаимодействие с Россией. При этом контакты в сфере здравоохранения содействуют как достижению политических целей японского правительства, так и экономических. В политическом плане инвестиции японских компаний в российскую сферу здравоохранения используются как дополнительный фактор давления для смягчения позиции РФ в отношении Северных территорий. Что касается экономического аспекта, то сотрудничество с Россией в области здравоохранения служит средством ревитализации японской экономики, которую правительство планирует осуществлять с помощью экспансии японской сферы здравоохранения за рубеж, что обеспечит также получение дополнительных средств для работы системы в условиях стареющего населения.
Такие интересы японского правительства совпадают со стратегией РФ по развитию Дальнего Востока, который является главным бенефициаром японских инвестиций в российское здравоохранение. В связи с этим можно говорить о наиболее значимой роли инвестиционного аспекта в медицинском сотрудничестве двух стран. Для России важным направлением двустороннего взаимодействия также является торгово-экономическое сотрудничество в фармацевтической сфере как ввиду значительных достижений японских компаний в данной области, так и в связи с интересом и доверием жителей РФ к лекарственным средствам, произведенным в Японии.
При приоритетности экономического аспекта двустороннего сотрудничества в сфере медицины, которое наблюдается в официальных заявлениях японского премьер-министра, можно также отметить видение им области здравоохранения как посредника в продвижении имиджа Японии среди российского населения. При этом «мягкая сила» Японии в этой области реализуется в основном через инвестиционные проекты ввиду слабости развития как образовательных обменов, так и двустороннего сотрудничества в областях науки и медицинского туризма. Россия, в свою очередь, в существующем взаимодействиив большей степени является реципиентом, будучи при этом готовой предложить совместную работу, основанную на японских технологияхи на достижениях российских ученых.
Несмотря на отсутствие какого-либо исторического фона двустороннего взаимодействия России и Республики Корея в области охраны здоровья, после установления дипломатических отношений в 1990 году двум странам быстро удалось наладить кооперацию в данной сфере. Именно в последнее десятилетие XX – первые годы XXIвв. были намечены векторы дальнейшего развития медицинского взаимодействия государств, среди которых находились реализация проектов на территории РФ с участием южнокорейских инвестиций, а также развитие отрасли медицинского туризма.
Российско-корейское сотрудничество в сфере охраны здоровья практически не закреплено в двусторонних документах. Единственным соглашением, подтверждающим интерес государств к взаимодействию в данной области, стал Меморандум 2016 года о взаимопонимании между профильными министерствами двух стран по созданию рабочей группы для содействия сотрудничеству в области здравоохранения на Дальнем Востоке России. Особое внимание к восточной части РФ в двустороннем взаимодействии подтверждается как институциональной базой кооперации в рассматриваемой области, основой которой являются именно межрегиональные связи, так и фокусом внешнеполитических стратегий обеих стран. Так, Новая Северная политика Республики Корея находит отклик в Большой Евразийской Инициативе Владимира Путина, а также в планах по развитию Дальнего Востока и Сибири, подразумевая экономическую кооперацию и инвестиционное сотрудничество РК с ближайшими к ней регионами России. Это совпадение интересов создает благоприятные условия для российско-корейского взаимодействия в области здравоохранения, которое, не входя в приоритеты двустороннего сотрудничества, может дополнить кооперацию в инвестиционной сфере, расширяя при этом культурно-гуманитарную базу двустороннего сотрудничества.
О разносторонних возможностях взаимодействия в рассматриваемой сфере свидетельствуют различные подходы лидеров РК к использованию медицинского сотрудничества в своих заявлениях. В данном случае президент Пак Кын Хе делала акцент на торгово-экономической составляющей взаимодействия, ввиду совпадения такой риторики с выдвинутой ей Евразийской инициативой, а Мун Чже Ин вернулся к акценту на гуманитарной стороне сотрудничества в сфере охраны здоровья.
В целом можно заключить, что медицинское взаимодействие играет наиболее значимую роль в инвестиционном сотрудничестве России и Кореи, несмотря на наличие как юридических, так и экономических препятствий для его развития. Этому способствует поддержка инициатив корейских предпринимателей правительствами двух стран, а также благоприятная политическая обстановка в регионе. При этом наибольшая активность корейского бизнеса наблюдается на Дальнем Востоке России, где сфокусировано и внимание лидеров двух стран. Эту тенденцию подтверждают данные проведенного опроса, согласно которым жители ДВФО более высоко оценивают российско-корейское взаимодействие в области здравоохранения, чем жители основной части страны. Меньшая интенсивность наблюдается в торгово-экономическом направлении медицинского сотрудничества, что, однако, не мешает развитию кооперации в данной области, которое наблюдается в связи с постепенным ростом товарооборота лекарственных средств и заключением новых соглашений о поставках корейского оборудования в Россию.
Обобщая вышесказанное, можно отметить невысокую интенсивность российско-корейского взаимодействия в области охраны здоровья, но при этом наличие комплексного подхода РК к сотрудничеству в данной области на Дальнем Востоке РФ. Об этом говорит популярность среди жителей ДВФО как консультаций у корейских специалистов, что является свидетельством успешного внедрения технологий телемедицины корейскими компаниями на территория восточной части России, так и посещения корейских госпиталей, приема медицинских препаратов и медицинского туризма. При этом последний является наиболее активно развивающимся направлением гуманитарного аспекта сотрудничества двух стран в сфере медицины ввиду растущей популярности среди российских туристов как отрасли в целом, так и РК в качестве направления, а также важности этого рынка для Кореи из-за его потенциальных объемов.
С самого начала российско-китайского взаимодействия в области медицины контакты в сфере здравоохранения, как и в случае с Японией, играли роль посредника в улучшении имиджа Российской Империи за рубежом посредством знакомства китайских коллег с достижениями европейской медицины. Тенденция к использованию Советским Союзом рассматриваемой сферы в качестве «мягкой силы» проявилась наиболее ярко во время строительства Китайской Народной Республики, когда СССР оказал китайскому правительству всестороннюю помощь в развитии системы здравоохранения.
Россия и Китай обладают как наиболее прочной нормативно-правовой базой в сфере охраны здоровья, так и самой развитой и упорядоченной институциональной основой двустороннего медицинского сотрудничества из рассматриваемых стран, что способствует наиболее разностороннему и равномерному развитию кооперации в области здравоохранения. Анализ документальной и институциональной основ двустороннего взаимодействия показал приоритет гуманитарного аспекта сотрудничества в сфере охраны здоровья. Согласно рассмотренным двусторонним документам, наиболее важными в медицинском сотрудничестве РФ с КНР являются такие направления как контроль за качеством лекарственных средств, традиционная медицина, а также новые медицинские технологии.Институциональная база сотрудничества подтверждает доминирование инициатив научно-технического и гуманитарного характера в российско-китайском взаимодействии в области охраны здоровья, а также значительную рольв нем традиционной китайской медицины.
Новые перспективы для медицинской кооперации двух стран открывает инициатива китайского правительства «Один пояс, один путь», подразумевающая, среди прочего, строительство «Здорового пути» посредством развития инфраструктуры и распространения современных технологий на территориях, на которые распространяется проект. Соответственно, Российская Федерация может использовать свое участие в инициативе, в том числе, для улучшения санитарно-эпидемиологического благополучия отдаленных регионов страны, а также создания новой медицинской инфраструктуры в Сибири и на Дальнем Востоке. Это будет особенно актуально в связи со слабым развитием инвестиционного сотрудничества двух стран в сфере здравоохранения ввиду их конкуренции в плане привлечения инвестиций в рассматриваемой области. Однако реализация планов в рамках «Пояса, пути» может принести выгоду обоим государствам.
Торгово-экономическое сотрудничество России и Китая в области медицины характеризуется большим паритетом, чем российско-японские и российско-корейские отношения в данной сфере, где Россия преимущественно является реципиентом технологий. Однако в то же время взаимодействие в сфере охраны здоровья между РФ и КНР характеризуется и меньшей интенсивностью. Проблемы в фармацевтическом партнерстве связаны с недоверием российских властей к лекарственным средствам, произведенным в Китае и наличием сложной процедуры по их регистрации. Кроме того, наблюдается недоверие к медикаментам из Китая среди российского населения, которое в большей степени доверяет как японским, так и корейским производителям.
Согласно заявлениям лидеров двух стран, сотрудничество в сфере здравоохранения в первую очередь является частью общественного диалога и основной его целью видится укрепление кооперации между народами России и Китая. Действительно, на данный момент можно говорить о первостепенной роли гуманитарного направления в развитии российско-китайских контактов в сфере здравоохранения. Наблюдается тесная кооперация двух стран в научно-технической сфере, поскольку существует заинтересованность обоих государств в обмене опытом и инновациями в области медицины. Также активизируются студенческие обмены ввиду как политической близости между двумя странами, так и открывающихся перспектив благодаря расширению сфер двустороннего сотрудничества в связи с участием России в инициативе «Пояса и Пути». При этом инициативы по привлечению студентов из страны-партнера поддерживаются как университетами, так и правительством. Последнее также принимает активное участие в развитии кооперации в сфере медицинского туризма посредством создания совместного санаторно-курортного комплекса на китайском острове Хайнань, который пользуется наибольшей популярностью среди медицинских туристов приезжающих в Китай из России.
Особенно востребованной среди россиян является традиционная китайская медицина; именно эта сфера делает достижения китайского здравоохранения узнаваемыми и востребованными в нашей стране. В связи с этим, в данной области наблюдается наибольший потенциал для реализации «мягкой силы» КНР в нашей стране в рамках медицинского сотрудничества. В целом же важность гуманитарных контактов России и Китая объясняется несоразмерностью уровня государственной кооперации с развитием общественного взаимодействия, весомый вклад в укрепление которого может внести двустороннее сотрудничество в сфере здравоохранения.
Говоря о проблемах и перспективах двустороннего сотрудничества в сфере здравоохранения, необходимо упомянуть факторы, тормозящие расширение кооперации. К ним относится наличие противоречий политического характера между Россией и Японией и Россией и Кореей, а также отсутствие межправительственного соглашения в области охраны здоровья со всеми из рассматриваемых стран, что делает контакты в изучаемой сфере менее упорядоченными и регулярными. В то же время наблюдается заинтересованность в различной степени правительств изучаемых государств в расширении кооперации в сфере медицины, что связано с экономическими и социальными выгодами, получаемыми от его реализации.
Развитию торгово-экономического аспекта двустороннего взаимодействия в сфере медицины препятствуют такие факторы как сокращение российской экономики, отсутствие диверсификации российского экспорта, и, как следствие, отношение к России как к источнику сырья. Это обуславливает одностороннюю направленность торгово-экономического сотрудничества в сфере здравоохранения, где Россия является страной-импортером как фармацевтической продукции, так и медицинского оборудования. Тем не менее, можно отметить существенный потенциал для развития взаимодействия в сфере фармацевтики, ввиду востребованности японских и корейских препаратов среди российского населения и важности Китая для РФ как поставщика фармацевтического сырья. Инвестиционному сотрудничеству не дает активизироваться неблагоприятный инвестиционный климат, который сложился в России. Перспективной же данную сферу делает поддержка инвестиционных проектов на территории РФ правительствами как Японии, так и Кореи.
Большим потенциалом обладает гуманитарный аспект двусторонней кооперации в сфере медицины, поскольку данная сфера в наименьшей степени подвержена влиянию политических разногласий и является наиболее близкой непосредственно населению. Так, во всех рассматриваемых странах наблюдается рост интереса к медицинскому туризму, при этом жители России, а в особенности восточных регионов страны, все чаще посещают Японию, Республику Корея и КНР в целях оздоровления. Несмотря на то, что в образовательных обменах в медицинской сфере наблюдаются ограниченные успехи, данная сфера обладает исключительной важностью, играя роль фундамента для полноценного расширения контактов между рассматриваемыми странами.
Перспективы сотрудничества России с ее восточными партнерами отражены также во внешнеполитических стратегиях, которые обладают множеством точек соприкосновения и в основном пересекаются на Дальнем Востоке, что делает региональное сотрудничество наиболее востребованным. При этом правительственные инициативы подкрепляются интересом как со стороны бизнес-сообщества, так и общественности.
1. Декларация о перспективах торгово-экономических и научно-технических отношений между Российской Федерацией и Японией,13.11.1998 // URL: hhttps://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=29924
2. Декларация о содействии развитию торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея, 28.09.1995 // URL: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_35182.html
3. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и КНР, 18.07.2001 // Официальный сайт Министерства иностранных дел РФ URL: http://www.mid.ru/ru/maps/cn/-/asset_publisher/WhKWb5DVBqKA/content/id/576870
4. Договор об основах отношений Российской Федерации и Республики Корея, 19.11.1992 // URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102022279&rdk=&backlink=
5. Кяхтинский трактат, 21.10.1927 // URL: http://www.abirus.ru/content/564/623/626/632/743/11210.html
6. Меморандум между Министерством здравоохранения, труда и благосостояния Японии и Министерством здравоохранения Российской Федерации о сотрудничестве в сфере медицины и здравоохранения, 12.2016 // URL: https://www.mhlw.go.jp/file/06-Seisakujouhou-10800000-Iseikyoku/robun.pdf
7. Меморандум о взаимопонимании между Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и Государственным управлением Китая по контролю за продуктами и лекарствами, 25.02.2009 // URL: http://docs.cntd.ru/document/902161653
8. Меморандум о реализации Плана действий по развитию российско-китайского взаимодействия в гуманитарной сфере, 06.12.2012 // URL: http://docs.cntd.ru/document/499014828
9. Меморандум о сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик и Японии по сведению к минимуму последствий аварии на Чернобыльской АЭС для здоровья населения, 18.04.1991 // Официальный сайт МЧС России URL: http://www.mchs.gov.ru/upload/site1/document_file/NVeWGWe8nh.pdf
10. Московская декларация «Об установлении созидательного партнерства между Российской Федерацией и Японией»,13.10.1993 // URL: http://docs.cntd.ru/document/901724336
11. Нерчинский мирный договор между Россией и Китаем о границах и условиях торговли, 27.08.1689 // URL: http://www.abirus.ru/content/564/623/626/632/743/11207.html
12. План действий по реализации положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (2005-2008 годы), 14.10.2004 // Официальный сайт Президента РФ URL: http://kremlin.ru/supplement/2056/print
13. Российско-Корейский совместный план действий в области торгово-экономического сотрудничества, 19.11.2005 // Официальный сайт Президента РФ URL:http://kremlin.ru/supplement/4712
14. Российско-японский план действий (Москва, 10 января 2003 года) // URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/536634
15. Русско-японский договор о мире и дружбе, заключенный в Симоде 7 февр. 1855 г. // Сборник договоров и других документов по истории международных отношений на Дальнем Востоке (1843-1925) // М.: Изд-во Московского ин-та востоковедения им. Н. Нариманова, 1927. с. 53
16. Совместная декларация Союза Советских Социалистических Республик и Японии, 19.10.1956 // Кошкин А. А., Зиланов В.К., Плотников А. Ю., Паномарев С. А. Русские Курилы: история и современность. Изд-во Алгоритм, 2015. с. 128 – 130.
17. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о торгово-экономических отношениях, 05.03.1992 // Право РФ и КНР URL: http://www.chinaruslaw.com/RU/CnRuTreaty/004/2009910221255_122875.htm
18. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Японией о культурных связях,27.11.2001 // URL: http://docs.cntd.ru/document/901809485
19. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о культурном сотрудничестве, 18.12.1992 // Официальный сайт Министерства иностранных дел РФ URL: https://mddoc.mid.ru/api/ia/download/?uuid=9bebed88-7032-4dab-80c2-69b695f6e43c&TSPD_101_R0=060cad5c9b41b6372711376584d87651o0c000000000000000087fc645cffff00000000000000000000000000005ca8576a00cf16e4d608d31efb27ab2000e7a61a3d6f4c7a3af87588d757848c779091262c279a14a00ceeef2e3cf4e45f08e671b9e40a2800a491b15fa266978528d8f8bb64eaf296a5a0e4256225766091759cafe2d6aba567d940abb678441d
20. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, 21.03.2006 // URL: http://docs.cntd.ru/document/901975867
21. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о торгово-экономических отношениях, 05.03.1992 // Официальный сайт министерства экономического развития РФ URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/cn_ru_relations/cn_rus_agreements/?action=showproduct&id=519
22. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея о взаимной отмене визовых требований, 13.11.2013 // Официальный сайт Консульского департамента МИД России URL: https://www.kdmid.ru/docs.aspx?lst=country_wiki&it=/Соглашение%20с%20Республикой%20Корея%20о%20взаимной%20отмене%20визовых%20требований%2013.11.2013.aspx
23. Токийская декларация о российско-японских отношениях, 14.10.1993 // Официальный сайт Министерства иностранных дел РФ URL: http://www.mid.ru/ru/maps/jp/-/asset_publisher/zMUsqsVU9NDU/content/id/608800
Документы и материалы внешнеполитического характера
24. Инициатива по укреплению японо-российского сотрудничества в регионах Дальнего Востока и Восточной Сибири// Официальный сайт Посольства Японии в России, 07.07.07 URL: http://www.ru.emb-japan.go.jp/RELATIONSHIP/MAINDOCS/heiligendamm.html
25. Интервью Медиакорпорации Китая // Официальный сайт президента РФ, 06.06.2018 URL: http://kremlin.ru/events/president/news/57684
26. Интервью Центральному телевиденью Китайской Народной Республики // Официальный сайт президента РФ, 15.06.2009 URL: http://kremlin.ru/events/president/news/4443
27. Интервью южнокорейской телерадиокомпании KBS 12 ноября 2013 года // Официальный сайт Президента РФURL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/19603
28. Пресс-конференция по итогам российско-китайских переговоров 06.06.2011 // Официальный сайт президента РФ URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/11594
29. Пресс-релиз об итогах проведения комплексной бизнес-миссии российских компаний по вопросам расширения российско-корейского сотрудничества в период с 16 по 19 марта 2016 года // URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/kr/kr_ru_relations/kr_news/21781.html
30. Программа пресс-мероприятий Восточного экономического форума // Официальный сайт ВЭФ, 11.09.2018-13.09.2018 URL: https://forumvostok.ru/media/press-event-programme/
31. Протокол 15-го заседания Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству// Официальный сайт Министерства образования и науки РФ, 14.09.2014 URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B
32. Протокол 16-го заседания Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству// Официальный сайт Министерства образования и науки РФ, 09.10.2015URL: https://минобрнауки.рф/документы/8147/файл/7487/Протокол-16.pdf
33. Протокол 17-го заседания Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству// Официальный сайт Министерства образования и науки РФ, 04.07.2016URL: https://минобрнауки.рф/документы/11048/файл/9815/Протокол%2017-го%20заседания%20Россия-Китай.pdf
34. Протокол 18-го заседания Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству//12.09.2017 URL: http://don.kurganobl.ru/attachments/article/4727/Протокол%2018%20заседания%20Комиссии%20по%20ГС%202017%20рус.pdf
Заявления для прессы по итогам двусторонних переговоров:
35. Заявление для прессы и ответы на вопросы журналистов по итогам российско-японских переговоров// Официальный сайт Президента РФ, 29.04.2013 URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/18000
36. Заявление для прессы по завершении переговоров президентов России и Республики Корея// Официальный сайт Президента РФ, 03.09.2016 URL: http://special.kremlin.ru/events/president/transcripts/52810
37. Заявление для прессы по итогам российско-китайских переговоров 22.03.2013 // Официальный сайт президента РФ URL: http://kremlin.ru/catalog/persons/351/events/17728
38. Заявление для прессы по итогам российско-китайских переговоров// Официальный сайт президента РФ, 27.09.2010 URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/9039
39. Заявление для прессы по итогам российско-корейских переговоров// Официальный сайт президента РФ, 22.06.2018 URL: http://kremlin.ru/events/president/news/57838
40. Заявления для прессы и ответы на вопросы журналистов по итогам российско-японских переговоров// Официальный сайт Президента РФ, 16.12.2016 URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/53474
Выступления официальных лиц
41. Выступление на встрече с представителями деловых кругов России и КНР // Официальный сайт президента РФ, 17.04.2011URL:http://kremlin.ru/catalog/keywords/39/events/10976/print
42. Выступление на заключительном пленарном заседании Второго форума «Диалог Россия-Республика Корея» // Официальный сайт президента РФ, 02.11.2011 URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/13304
43. Выступление на Российско-китайском экономическом форуме 22.03.2006 // Официальный сайт президента РФ URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/23498
Совместные заявления по итогам встреч глав государств
44. Совместное заявление Президента Российской Федерации и Премьер-министра Японии о развитии российско-японского партнерства// Официальный сайт Президента РФ, 29.04.2013 URL: http://kremlin.ru/supplement/1446
45. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве о сопряжении строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути// Официальный сайт Президента РФ,08.05.2015 URL: http://kremlin.ru/supplement/4971
46. Совместное заявление Российской Федерации и Республики Корея// Официальный сайт президента РФ, 13.11.2013 URL: http://kremlin.ru/supplement/1564
47. Совместное коммюнике по итогам 21-ой регулярной встречи глав Правительств России и Китая// Официальный сайт Правительства РФ, 07.11.2016 URL: http://government.ru/info/25224/
Документы внутриполитического характера:
48. Концепция внешней политики Российской Федерации, 30.11.2016 // Официальный сайт Министерства иностранных дел РФ URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248
49. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества// Официальный сайт Министерства иностранных дел РФ, 18.12.2010 URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/224550
50. Справка о международных и внешнеэкономических связях Республики Саха (Якутия) с Республикой Корея// Официальный информационный портал Республики Саха (Якутия), 09.02.2015 URL: http://old.sakha.gov.ru/node/8429
51. Статья Владимира Путина «XXV саммит АТЭС в Дананге: вместе к процветанию и гармоничному развитию» // Официальный сайт Президента РФ, 08.11.2016 URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56023
52. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации" // Официальный сайт Президента РФ URL:http://kremlin.ru/events/president/news/15256
53. 100 Policy tasks Five-year Plan of the Moon Jae-in Administration // The Government of the Republic of Korea 17. 08. 2017 URL: http://www.president.go.kr
54. China’s policies on Asia-Pacific security cooperation, 11.01.2017 // Ministry of Foreign Affairs of the People’s Republic of China official website URL: http://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/zxxx_662805/t1429771.shtml
55. Diplomatic Bluebook 1988. Chapter III, Section 5 // Ministry of Foreign Affairs, Japan URL: http://www.mofa.go.jp/policy/other/bluebook/1988/1988-contents.htm
56. Diplomatic Bluebook 2016 // Ministry of Foreign Affairs, Japan, 29.07.2016. p. 124 URL: http://www.mofa.go.jp/files/000177707.pdf
57. Diplomatic Bluebook 2018 // Japanese Diplomacy and International Situation in 2017 URL: https://www.mofa.go.jp/files/000401236.pdf
58. Diplomatic White Paper // Ministry of Foreign Affairs Republic of Korea URL: http://www.mofa.go.kr/eng/brd/m_5684/list.do
59. Diplomatic White Paper 2018, December 2018 // Ministry of Foreign Affairs of Republic of Korea official website URL: http://www.mofa.go.kr/eng/brd/m_5684/list.do
60. Japan’s economic cooperation with Russia // Official website of the Ministry of Economy, Trade and Industry of Japan 13.10.2016 URL: https://www.meti.go.jp/english/mobile/2016/20160921001en.html
61. Medical Tourism Index 2016-2017 Report // Medical tourism association URL: https://www.medicaltourismassociation.com/en/prod34_Medical-Tourism-Index-2016-2017-report.html
62. National Security Strategy, December 17,2013 URL: http://www.cas.go.jp/jp/siryou/131217anzenhoshou/nss-e.pdf
63. Overseas development of Japanese medical care // Ministry of economy, trade and industry of Japan, September 2013 URL: http://www.meti.go.jp/english/policy/mono_info_service/medical/pdf/helthcare20130930.pdf
64. Vision and actions on jointly building Silk Road Economic Belt and 21st-century Meritime Silk Road 28.03.2015 // Official website of the National Development and Reform Comission (NDRC) of the People’s Republic of China
65. We are Tomodachi Japan and Russia edition 2017 // The government of Japan URL: https://www.japan.go.jp/letters/ebook61/book.pdf
66. White Paper // The state council The People’s Republic of China URL: http://english.gov.cn/archive/whitepaper/
67. White Paper: Status quo of drug supervision in China, 18.07.2008 // Official web portal of the Central People’s Government of the People’s Republic of China URL: http://www.gov.cn/english/2008-07/18/content_1049011.htm
Статистические материалы:
68. Внешняя торговля Российской Федерации 2016 г. // ФТС России URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_newsfts&view=category&id=51&Itemid=1977
69. Внешняя торговля Российской Федерации по основным странам и группам стран за 2013; 2014; 2015 и 2016 гг. // Официальный сайт Федеральной таможенной службы России URL: http://www.customs.ru/index.php
70. Внешняя торговля Российской Федерации по основным странам и группам стран // Официальный сайт Федеральной таможенной службы России 11.10.2017 URL: http://customs.ru/index.php?option=com_newsfts&view=category&id=51&Itemid=1977&limitstart=10
71. Товарооборот России и Японии // Статистика внешней торговли по данным ФТС России https://ru-stat.com/date-Y2017-2018/RU/trade/JP
72. Торговля между Россией и Китаем в 2018 году //russian-trade.com 09.02.2019 URL: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2019-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-kitaem-v-2018-g/
73. Торговля между Россией и Республикой Корея в 2018 г. // По данным ФТС России, 09.02.2019 URL: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2019-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-respublikoy-koreya-yuzhnoy-koreey-v-2018-g/
74. Торговля между Россией и Японией в 2018 году // Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на основе данных Федеральной таможенной службы России URL: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2019-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-yaponiey-v-2018-g/
Материалы официальных сайтов организаций
75. О РАСПП // Официальный сайт РАСПП URL: http://raspp.ru/about/
76. О Совете // Официальный сайт Российско-Китайского Комитета дружбы, мира и развития URL: http://russian-chinese.com/sovety/sovet-po-medicine/
77. Положение о Российско-Японском деловом совете // Официальный сайт торгово-промышленной палаты РФ URL: http://rus-jap.tpprf.ru/ru/about/