ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ 11
1.1. Экологическая парадигма в международной политике и понятие экологической безопасности 11
1.2. Концептуальное и нормативно-правовое оформление политики экологической безопасности и экологическая дипломатия 25
1.3. Эволюция международного экологического сотрудничества в области экологической политики, окружающей среды и устойчивого развития 41
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ ПОЛИТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И ДИПЛОМАТИИ 48
2.1. Современные формы международного сотрудничества и управления в области экологической политики, окружающей среды и устойчивого развития: анализ региональных практик 48
2.2. Особенности становления и проблемы развития экологической дипломатии ведущих государств 63
2.3. Международная экологическая интеграция: перспективы сотрудничества и дипломатии в области экологической безопасности, окружающей среды и устойчивого развития 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 93
Актуальность исследования. Вопросы обеспечения международной экологической безопасности и экологической дипломатии в данной области постоянно привлекают внимание организаций, государств, международных интеграционных и глобальных объединений. Необходимость обеспечения устойчивого развития и охраны окружающей среды — регулярный вопрос в публичной повестке дня, на уровне конкретных обществ и в отношениях между государствами.
Тем не менее, остаются нерешёнными те проблемы, которые замедляют человеческое развитие, устойчивое развитие обществ и государств, и невнимание к которым негативно сказывается на состоянии окружающей среды. В связи с этим, по-прежнему актуальным остаётся поиск путей, подходов и форматов коммуникаций, которые могут обеспечить приближение человечества к решению глобальных экологических проблем. Данная работа направлена на то, чтобы внести некоторый вклад в понимание проблемы экологической безопасности и существующих дипломатических подходов к её разрешению.
Руководствуясь этим, автор осуществляет данный поиск через анализ экологической безопасности (в теории и на практике), помещая её в обширный контекст тем международного экологического сотрудничества, экологической дипломатии, международной политики и управления в области устойчивого развития и окружающей среды.
Объект исследования: международное экологическое сотрудничество и дипломатия в области обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды и устойчивого развития.
Предмет исследования: перспективные практики международной экологической политики, экологической дипломатии и управления в области окружающей среды и устойчивого развития, обеспечивающие экологическую безопасность государств и международного сообщества в целом.
Цель данного исследования состоит в том, чтобы рассмотрев текущие форматы экологического сотрудничества и опыт дипломатического взаимодействия в области экологической безопасности, охраны окружающей среды и устойчивого развития, выявить оптимальные и эффективные форматы сотрудничества по вопросам решения глобальных экологических проблем.
Задачи исследования в соответствии с заданной предметной областью и целью исследования состоят в следующем:
проанализировать развитие экологической парадигмы в международных отношениях: теоретико-концептуальные основы политики экологической безопасности и международного экологического сотрудничества в области окружающей среды и устойчивого развития, в том числе основные положения «Концепции устойчивого развития;
рассмотреть исторический международный опыт сотрудничества и дипломатии в области обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды, устойчивого развития и экологической дипломатии, в том числе:
проанализировать основные документы в рамках глобального и регионального международного экологического сотрудничества,
рассмотреть историю форм и методов международного сотрудничества в экологической сфере;
проанализировать современное состояние сотрудничества в области обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды, устойчивого развития и экологической дипломатии, в том числе устоявшиеся формы международного экологического сотрудничества, политики в области окружающей среды и управления развитием окружающей среды;
рассмотреть опыт ведущих современных государств в области экологической политики и управления вопросами развития окружающей среды;
выявить и описать оптимальные и эффективные траектории сотрудничества по вопросам решения глобальных экологических проблем, перспективные форматы экологической интеграции, практики управления развитием окружающей среды.
Научная новизна исследования заключается в постановке вопроса о форматах международного сотрудничества по проблемам обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды и устойчивого развития. Выявленные актуальные форматы и практики идентифицированы, автор рассматривает их историческую и концептуальную преемственность.
При этом особое внимание уделяется соотношению этих форматов и тому, каким образом они вписываются в более широкую проблематику (а) международной деятельности по вопросам окружающей среды (international environmental co-operation), (б) политики экологической безопасности (environmental security policy) и (в) управления развитием и окружающей средой (international environment governance). Особый акцент сделан на поиске новых, оптимальных и эффективных форматов сотрудничества по вопросам решения глобальных экологических проблем.
Методология исследования предполагает междисциплинарный подход к анализу глобальной темы экологической безопасности в контексте международного сотрудничества и дипломатии. В качестве ключевых подходов выступают институциональный, структурно-функциональный и системный подходы, в отдельных случаях — историко-сравнительный анализ и анализа результатов case-study регионального и международного опыта экологического сотрудничества.
Автор обращается к историко-сравнительному анализу, изучая вопросы эволюции политики в области охраны окружающей среды и устойчивого развития, к институциональному анализу — в изучении норм и практик организации экологической безопасности, к системному и структурно-функциональному анализу чтобы (а) представить целостное видение того, как сегодня осуществляется международное сотрудничество в анализируемой области (б) оценить перспективы сотрудничества и (в) выявить новые форматы политики в области экологической безопасности, окружающей среды и устойчивого развития.
Степень научной разработанности исследовательской проблемы и круг источников. В соответствии с обозначенной выше междисциплинарной стратегией исследования автор опирается на несколько блоков работ российских и зарубежных авторов, фокусируясь при этом преимущественно на темах международного экологического сотрудничества, интеграции и экологического управления, чтобы показать перспективные практики, обеспечивающие экологическую безопасность, которые если не гарантируют, то по меньшей мере приближают международное сообщество к решению экологических проблем.
По результатам анализа научных публикаций и экспертных позиций, посвящённых заявленной проблематике, стоит отметить, что разработка темы международной политики и дипломатии в области экологической безопасности / охраны окружающей среды (international environmental policy), в том числе по интересующим автора аспектам (управленческим, интеграционным и т.д.) активнее осуществляется в зарубежных исследованиях международных отношений и глобальных процессов. Тем не менее, в России исследования данной темы и указанных аспектов в настоящее время активно развиваются, в том числе применительно к вопросу оценки текущей российской экологической политики.
В связи с этим, в российской части анализируемых блоков работ нас прежде всего интересовали исследования и позиции учёных по общей оценке ситуации (а) в области международного экологического сотрудничества, интеграции и управления, институционализации этих областей в нормативно-правовых рамках, (б) в развитии взглядов на экологическую парадигму и формирование экологического мировоззрения, (в) по теме устойчивого развития и определения понятия «экологической безопасности», в том числе применительно к национальному опыту и опыту политики в области охраны окружающей среды.
Основные позиции по российской части блоков, российской оценке ситуации в международных экологических отношениях и перспективам новых форм экологической интеграции были сформированы по итогам анализа работ экспертов и исследователей Факультета международных отношений СПбГУ.
В зарубежной части анализируемых блоков работ автор фокусируется прежде всего на темах международной экологической политики (international environmental policy), политики экологической безопасности (environmental security), управления развитием окружающей среды (international environment governance), а также международной экологической дипломатии. Особое внимание уделяется тем работам, которые способствуют прояснению того, как эти области согласуются, в том числе на уровне теории и идеологии. Для этого мы обращаемся к исследованию генезиса и развития экоцентрического подхода (ecocentric approach) в политике и международных отношениях .
В данной части автор опирается как на монографии, так и на ряд актуальных для предметной области материалов, опубликованных в журналах «Environmental Politics», «Journal of Environmental Planning and Management», «Global Policy» и некоторых других.
В зарубежной литературе концептуальному согласованию приведённых тем и анализу соответствующих практик уделяется пристальное внимание. В частности, подробно разбирается международная экологическая политика, в том числе в сравнительной перспективе , анализируется как с точки зрения опыта национальных государств, так и в международном контексте , с оценкой эффективности деятельности ключевых международных институтов, ответственных глобальную политику в области охраны окружающей среды и за устойчивое развитие.
Документальную базу исследования составляют основные материалы и доктринальные документы по глобальному экологическому сотрудничеству. В частности, автор опирается документы и декларации, принятые в рамках конференций ООН: Доклад «Наше общее будущее», «Повестка дня на XXI век», «Будущее, которого мы хотим», Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию, Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию, Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, а также на документы других государств.
Структура работы определена целью и задачами исследования. Работа состоит из двух глав, введения и заключения. Первая глава посвящена теории и концептуальному анализу политики в области окружающей среды, международной политике по вопросам окружающей среды (international environment policy, IEP) и по вопросам международного управления в области окружающей среды (international environment governance, IEG).
Все эти вопросы автор рассматривает в контексте международных отношений, направленных на обеспечение экологической безопасности (environmental security) и устойчивого развития (sustainable development). В соответствии с обозначенной предметной областью автор рассматривает «экологизацию» международных отношений, глобальных институтов и курсов национальных государств, развитие «зелёной» идеологии, принципов устойчивого развития и энвайроментализма (environmentalism) в политике государств.
Исторический обзор политики в области экологической безопасности, окружающей среды и устойчивого развития (период с середины XX века) и анализ ключевых концептуальных документов в данной области завершает главу.
Вторая глава посвящена анализу современного (с конца 1990-х гг. по сегодняшний день) состояния международного и межгосударственного взаимодействия по вопросам экологической безопасности, политики в области окружающей среды и развития. Особое внимание автор уделяет тому, как возникают, институционализируются и развиваются формы международного экологического сотрудничества и интеграции. Для этого проанализированы ключевые международные мероприятия (в т.ч. ключевые конференции ООН, посвящённые устойчивому развитию и окружающей среде), стратегические документы по экологической безопасности и сотрудничеству и политика государств в данной области.
Поиск эффективных дипломатических и управленческих решений в областях международной экологической безопасности, устойчивого развития и окружающей среды остаётся сегодня одной из ключевых современных задач развития. Над поиском оптимальных решений в этих областях работает сегодня целый ряд агентов: государства, межгосударственные интеграционные объединения, глобальные институты, некоммерческие/неправительственные организации, ассоциации граждан и отдельные люди, корпорации и профессиональные объединения, эксперты, учёные, политические деятели.
Вопрос обеспечения экологической безопасности остаётся актуальным. Следовательно, актуальными задачами исследований в данной области остаются понимание происходящих процессов, накопление информации, её анализ, поиск оптимальных путей, позволяющих если не решить глобальные проблемы, то, по меньшей мере, приблизиться к их решению.
Цель данной работы состояла в том, чтобы внести определённый вклад в понимание данной ситуации и рассмотреть некоторые варианты её разрешения или улучшения, базируясь на анализе существующих данных, опыте экологической политики и экспертно-исследовательских выводах. Для этого мы проанализировали теоретические подходы и практику экологической дипломатии и политики экологической безопасности, окружающей среды и устойчивого развития (Глава 1, п.1.1, п.1.2). Особый акцент был сделан на рассмотрении данной темы в контексте темы построения международной системы экологического сотрудничества, экологической дипломатии и дипломатии устойчивого развития, формирования системы экологического управления (environmental governance).
В ходе работы было рассмотрено развитие экологической парадигмы в международных отношениях, то, как экологические взгляды влияли на формирование взглядов на экологическую безопасность. На сегодня можно заключить, что экологическая парадигма представляет собой влиятельное направление в международных отношениях, экологические институты и организации — влиятельные агенты изменений. Некоторые из положений экологической парадигмы, как показал анализ, имеют перспективы быть реализованными, в частности, сочетание подходов «зелёного государства», экологической модернизации и «природного капитализма».
Исследования показывают, что на сегодняшний день перспективным является широкое понимание теории и практики экологической безопасности, включающее многостороннее сотрудничество, многоуровневое управление и человеческое измерение безопасности, а не только государственные интересы. Следовательно, для будущей институционализации, развития и нормативно-правового понимания экологической безопасности, устойчивого развития и охраны окружающей среды необходимы гибкость и адаптируемость к быстро меняющимся реалиям.
Анализ текущего состояния дел в области экологической безопасности, окружающей среды, экологической дипломатии и устойчивого развития, в том числе практики и опыт государств, глобальных институтов, интеграционных объединений показывают неравномерность и непоследовательность усилий международного сообщества в следовании принципам устойчивого развития (Глава 2, п. 2.1, п. 2.2), в оптимизации понимания экологической безопасности. Естественно, это не может не сказаться на эффективности международного экологического управления.
Тем менее, как показало наше исследование оптимальных траекторий, которые могут способствовать решению вопроса экологической безопасности, несмотря на некоторый пессимизм ряда исследователей, есть перспективы для международного экологического сотрудничества и для выстраивания системы управления экологическими вопросами.
Подобная система на сегодняшний день, несмотря на её потенциально глобальный характер, совершенно точно не может одним быть глобальным правительством (government), с одним централизованным офисом, в котором принимаются все решения. В текущих, непростых, условиях международного сотрудничества, а именно — индивидуализации обществ, стремления государств, регионов или сообществ подчеркнуть свою особую позицию и роль, в условиях активного стремления граждан, ассоциаций граждан и некоммерческих организаций к политическому участию, неравномерного развития экономик, различного уровня знаний и экспертизы в каждом конкретном случае — подобный формат просто не может быть рабочим.
Оптимальной стартовой позицией для начала комплексного и гибкого разрешения проблемы экологической безопасности является формирование комплексной многоуровневой системы международного экологического управления (international environmental governance). Эта система должна базироваться на принципах соучастия, активной вовлечённости в процесс экологической политики заинтересованных агентов, координации усилий, подразумевающей создание нескольких центров экологического управления на нескольких уровнях (город, регион, международный уровень/глобальных уровень). Каждый центр должен быть ответственен за определённый пул работ — область, где специалисты, обеспечивающие его работу, должны быть профессионалами.
Представляется, что пессимизм по поводу глобальных экологических инициатив, особенно в экспертной среде, является отчасти справедливым. Но лишь в той мере, в которой он подчёркивает неэффективность глобальных деклараций. Перспектива же состоит в развитии многоуровневой системы экологической безопасности и управления, которая в том числе поможет преодолеть и экологический пессимизм международного сообщества.
1. First Environmental Action Programme. Official Journal of the EU [Electronic resource] // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:41973X1220&from=EN (access date 18.04.2018)
2. Forth Environmental Action Programme. Official Journal of the EU [Electronic resource] // URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:41987X1207&from=EN (access date 18.04.2018)
3. Resolution of the Council and the Representatives of the Governments of the Member States, meeting within the Council of February 1993 on a Community Programme of policy and action in relation to the environment and sustainable development Official Journal of the EU [Electronic resource] // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:41993X0517&from=EN (access date 18.04.2018)
4. Sixth Environment Action Programme Official Journal of the EU [Electronic resource] // URL: http://ec.europa.eu/environment/archives/action-programme/intro.htm (access date 18.04.2018)
5. The 7th Environment Action Programme (EAP) [Electronic resource] // URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32013D1386&from=EN (access date 18.04.2018]
6. Договор, учреждающий Европейское Сообщество (Рим, 25 марта 1957 г.) (консолидированный текст с учетом Ниццcких изменений) (с изменениями от 16 апреля 2003 г.). Право Европейского союза [Электронный ресурс] // URL: http://eulaw.ru/content/2001 (дата обращения 18.04.2018)
7. Климатическая доктрина России [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/6365 (дата обращения: 14.04.2018)
8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о рациональном использовании и охране трансграничных вод [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-131/45621 (дата обращения: 14.04.2018)
9. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве о совместной охране лесов от пожаров [Электронный ресурс]. URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=794 (дата обращения: 14.04.2018)
10. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в совместном освоении лесных ресурсов [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-210/46809 (дата обращения: 14.04.2018)
Монографии
11. Benedick R. E. Ozone Diplomacy: New Directions in Safeguarding the Planet. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1998. P. 480
12. Carroll J.E. Environmental Diplomacy: an examination and a prospective of Canadian — U. S. trans-boundary environmental relations. Ann Arbor, MI: University of Michigan Press, 1983. P. 382
13. Carson R. Silent Spring. Boston, MA: Houghton Mifflin, 1962. P. 368
14. Devall B., Sessions G. Deep Ecology: Living as if Nature Mattered. Layton, Utah: Gibbs M. Smith, 2001, P.267
15. Dobson A., Bell D. Environmental Citizenship. Cambridge, MA: MIT Press, 2006. P. 285
16. Eckersley R. Environmentalism And Political Theory. Toward an Ecocentric Approach. New York: State University of New York, 2003. P.274
17. Eckersley R. The Green State: Rethinking Democracy and Sovereignty. Cambridge, MA: MIT Press, 2004. P. 347
18. Environmental Change and Security: A European Perspective / ed. by Carius A. and Lietzmann K.M. Berlin: Springer, 1999. P. 322
19. Environmental Policy In An International Context. Perspectives On Environmental Problems / ed. by P. Glasbergen and A. Blowers. Oxford: Butterworth-Heinemann, 2003. P.194.
20. Exploring Sustainable Consumption: Environmental Policy and the Social Sciences / ed. by Cohen Maurice J. and Joseph Murphy. Oxford: Pergamon Press, 2001. P. 208
21. Giddens A. The Consequences of Modernity. Cambridge: Polity Press, 1990. P. 186
22. Global Environmental Policies. Institutions and Procedures / ed. by Ho-Won Jeong. New York: Palgrave Macmillan, 2001. P.286
23. Green Giants? Environmental Policies of the United States and the European Union / ed. by N.J. Vig and M. Faure. Cambridge, MA: MIT Press, 2004. P. 290
24. Green States and Social Movements: Environmentalism in the United States, United Kingdom, Germany, and Norway / Dryzek J.S. [et al.]. Oxford: Oxford University Press, 2003. P. 240
25. Implementing Sustainable Development: Strategies and Initiatives in High Consumption Societies / ed. by W.M. Lafferty and J. Meadowcroft. Oxford: Oxford University Press, 2001. P. 544
26. Making Globalisation Sustainable: The Johannesburg Summit on Sustainable Development and Beyond / ed. by Nierynck Eddy [et al.]. Brussels: VUB University Press, 2003. P. 262
27. Minu H. Multi-stakeholder Processes for Governance and Sustainability: Beyond Deadlock and Conflict, London: Earthscan, 2002. P. 296
28. Nordhaus T., Shellenberger M. Breakthrough: From the Death of Environmentalism to the Politics of Possibility. Boston, MA: Houghton Mifflin, 2007. P. 344
29. Ophuls W. Ecology and the Politics of Scarcity. New York: W.H. Freeman, 1977. P. 303
30. Palgrave Advances in International Environmental Politics / ed. by M.M.Betsill, K.Hochstetler, D.Stevis. New York: Palgrave Macmillan, 2006. P. 385
31. Politics and the Environment From theory to practice / ed. by James Connelly and Graham Smith. London and New York: Routledge, 1999. P. 340
32. Porter G., Brown J.W. Global Environmental Politics. Boulder: Westview Press, 2000. P. 286
33. The Environment, International Relations, and US Foreign Policy / ed. by Paul G. Harris. Washington: Georgetown University Press, 2002. P. 288
34. The European Union: How Does It Work? / ed. by E.E. Bomberg and A.C.G. Stubb. Oxford: Oxford University Press, 2008. P.269, p. 88–107
35. The Global Transformations Reader / ed. by David Held. Cambridge: Polity Press, 2003. P. 624
36. The Limits To Growth: A Report For The Club Of Rome's Project On The Predicament Of Mankind / ed. by Donella H. Meadows, Dennis L. Meadows, Jorgen Randers, William W. Behrens III. New York: Universe Books, 1972. P. 205
37. Trade Politics / ed. by Brian Hocking and Steven M. McGuire. London: Routledge, 2004. P. 326
38. Vogel D. The Market for Virtue: The Potential and Limits of Corporate Social Responsibility, Washington, DC: Brookings Institution Press, 2005. P. 222
39. Zito A.R. Creating Environmental Policy in the European Union. Houndmills: Palgrave Macmillan, 2000. P. 225
40. Дятлов С.А., Селищева Т.А. Роль зеленой экономики в обеспечении устойчивого развития в XXI веке / Проблемы экономики и управления в XXI веке: актуальные вопросы, тенденции, перспективы Пенза: Наука и просвещение, 2016. С. 232
Периодические издания
41. Allenby B.R. Environmental Security: Concept and Implementation // International Political Science Review / Revue internationale de science politique. 2001. Vol. 21. No. 1. P. 5–21
42. Bahro R. Socialism, Ecology and Utopia: An Interview with Rudolf Bahro // History Workshop. 1983. No.16. P. 91–99
43. Barnett J., Dovers S. Environmental Security, Sustainability and Policy // Pacifica Review: Peace, security & global change. 2001. Vol. 13. No. 2. P. 157–169
44. Bomberg E., Schlosberg D. US Environmentalism in Comparative Perspective // Environmental Politics. 2008. Vol. 17. No. 2. P. 334–337
45. Bruyninckx H. The Convention to Combat Desertification and the Role of Innovative Policy Making Discourses: The Case of Burkina Faso // Global Environmental Politics. 2004. Vol. 4. No.3. P.107–127
46. Liefferink D., Andersen M.S. Strategies of the 'green' member states in EU environmental policy-making // Journal of European Public Policy. 1998. Vol.5. No. 2. P. 254–270
47. Cudworth E., Hobden S. Beyond environmental security: complex systems, multiple inequalities and environmental risks // Environmental Politics. 2011. Vol. 20. No. 1. P. 42–59
48. Dyer H. Environmental Security and International Relations: The Case for Enclosure // Review of International Studies. 2001. Vol. 27. No. 3. P. 441–445
49. Falkner R. American Hegemony and the Global Environment // International Studies Review. 2005. Vol. 7. No. 4 P. 585–599
50. Falkner R. Global environmentalism and the greening of international society // International Affairs (Royal Institute of International Affairs). 2012. Vol. 88. No. 3. P. 503–522
51. Glasby G. Sustainable Development: The Need for a New Paradigm // Environment, Development and Sustainability. 2002. Vol. 4. No. 4. P. 333–345
52. Goldsmith E. A Blueprint for Survival // The Ecologist. 1972. Vol. 2. No. 1. P. 1–44
53. Græger N. Environmental Security? // Journal of Peace Research. 1996. Vol. 33. No. 1. P. 109–116
54. Hildebrand P.M. The European community's environmental policy, 1957 to ‘1992’: From incidental measures to an international regime? // Environmental Politics. 1992. Vol. 1. No.4. P.13–44
55. Holzinger K., Knill C. & Sommerer T. Is there convergence of national environmental policies? An analysis of policy outputs in 24 OECD countries // Environmental Politics. 2011. Vol. 20. No.1. P. 20–41
56. Ikeme J. Equity, Environmental Justice and Sustainability: Incomplete Approaches in Climate Change Politics // Global Environmental Change. 2003. Vol. 13. No. 3. P. 195–206
57. Lake D. A. Leadership, Hegemony, and the International Economy: Naked Emperor or Tattered Monarch with Potential? // International Studies Quarterly. 1993. No. 33. P. 459–489
58. Litfin K.T. Constructing Environmental Security and Ecological Interdependence // Global Governance. 1999. Vol. 5. No. 3. P. 359–377
59. Luke T.W. An Apparatus of Answers? Ecologism as Ideology in the 21st Century // New Political Science. 2009. Vol. 31. No.4. P.487–498
60. Moomaw W.R., Bhandary R.R., Kuhl L. Sustainable Development Diplomacy: Diagnostics for the Negotiation and Implementation of Sustainable Development // Global Policy. 2017. Vol. 8. No. 1. P. 73–81
61. Veeman S.T., Politylo J. The Role Of Institutions And Policy In Enhancing Sustainable Development And Conserving Natural Capital // Environment, Development and Sustainability. 2003. Vol. 5. No.3–4. P. 317–332.
62. Wiener J.B., Rogers, M.D. Comparing Precaution in the United States and Europe // Journal of Risk Research. 2002. Vol. 5. No. 4. P. 317–349
63. Wilkinson D. Towards Sustainability in the EU? Steps within the European Commission Towards Integrating the Environment into Other EU Policy Sectors // Environmental Politics. 1997. Vol. 6. No. 1. P. 153–173
64. Winchester N.B. Emerging Global Environmental Governance // Indiana Journal of Global Legal Studies. Vol. 16. No. 1. P. 7–23
65. Young O.R. Political Leadership and Regime Formation: On the Development of Institutions in International Society // International Organization. 1991. Vol. 45. No. 3. P. 281–309
66. Алимов А. А., Ермолина М.А. Перспективы участия России в международном сотрудничестве в сфере охраны окружающей среды в рамках развития евразийской экономической интеграции // Евразийский юридический журнал. 2016. No. 1 (92). C. 177–181
67. Алимов А., Шестакова А. Экологическая дипломатия в XXI веке // Общество. Среда. Развитие. 2017. No. 2. С. 97–101
68. Алимов А.А. Экологическая безопасность и мировая политика: что происходит, кто виноват и что делать? // Вестник МГИМО-Университета. 2011. No. 4. C. 226–232
69. Алимов А.А. Экологическая политика и экологическая дипломатия (понятийный аппарат и отдельные проблемы) // Вестник Санкт-Петербургского Университета. 2003. Серия 6. No. 3 (22). С.101–109
70. Алимов А.А., Ермолина М.А. Перспективы участия России в международном сотрудничестве в сфере охраны окружающей среды в рамках развития евразийской экономической интеграции // Евразийский юридический журнал. 2016. No. 1 (92). С. 177–181
71. Алимов А.А., Лоренц Ф. Экологическая цивилизация и экологическая безопасность: вчера, сегодня, завтра // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. 2006. No. 3. С.56–63
72. Банчева А. И. Экологические инновации Японии: основные направления развития и особенности управления // Вестник МГИМО-Университета. 2013. No. 5. С. 190–196
73. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Феномен «зеленой дипломатии»: международный опыт // Ученые записки Российского государственного гидрометеорологического университета. 2014. No. 36. С.189-198
74. Близнецкая Е. А. Опыт изучения и преподавания многосторонней экологической дипломатии [Электронный ресурс]. URL: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2015/data/7065/uid42746_
report.pdf (Дата обращения: 12.04.2018 г.)
75. Ван Гуаньцзюнь Экологическая дипломатия Китая: история развития и современные проблемы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. No. 131. С. 334–341
76. Глушенкова Е.И. Экополитология как направление научных исследований: возникновение и эволюция // Политическая наука. 2010. No.2. С. 8–32
77. Дикусар В.М. Право окружающей среды Европейского союза // Современное право. 2007. No. 8. С. 91–93
78. Добронравин Н.А., Ермолина М.А. Охрана окружающей среды в декларациях о суверенитете и независимости: формирование евразийского экополитического пространства // Евразийский юридический журнал. 2016. No. 9 (100). С. 170–174
79. Добсон Э.Н.Г. «Всё, что я оставил позади» – включение экологизма в политический мейнстрим // Политическая наука. 2010. No.2. C.75–87
80. Донченко В. К., Петухов В. В, Растоскуев В. В. Географические информационные системы для поддержки принятия решений в задачах экологической безопасности // Региональная экология. 2010. No. 4 (30). С. 17 – 22
81. Донченко В.К. Исторические аспекты формирования европейской системы экологического управления // Региональная экология. 2011. No. 3–4. C.7–23
82. Донченко В.К. Приложения теории экологической интеграции для создания трансграничных систем международной экологической безопасности // Региональная экология. 2014. No. 1–2. C.119–127
83. Ермолина М.А. Международное сотрудничество России в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования в контексте развития евразийской экономической интеграции // Евразийский юридический журнал. 2015. No. 5 (84). С. 304–305
84. Евдокимов Е. Олимпийская дипломатия Китая // Международные процессы. Журнал теории международных отношений и мировой политики. 2010. Т. 8, No. 2. C. 23–26
85. Колпакова Т.В. Китайская «экологическая дипломатия» и формирование международного механизма охраны окружающей среды // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. No. 123. С. 68–73.
86. Копылов С.М., Мохаммад С.М.А. Может ли ООН превратиться в центр по выработке стратегии
международного экологического управления? // Актуальные проблемы современного международного экологического права. 2015. С. 149–165
87. Матвеева Е.В. Экологическая политика Евросоюза // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. No. 6. С. 311–316
88. Пискулова Н. А. Помощь развивающимся странам в области охраны окружающей среды // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2011. No. 2. С. 26–34
89. Рогожина Н. Глобальная экологическая безопасность: позиция развивающихся стран // Мировая экономика и международные отношения. 2013. No. 2. С. 3-11
90. Саворская Е.В. Оттенки зеленого: энвайронментализм в контексте классических идеологических течений // Полис. Политические исследования. 2015. No. 6. C. 103–115
91. Суслова С. С. Республика Корея: от реципиента до донора официальной помощи развитию // Вестник МГИМО-Университета. 2011. No. 4. С. 114–118
92. Салицкий А., Чеснокова А., Шахматов А. Китай: мощный старт экологический революции // Перспективы. Электронный журнал. 2015. No. 2. С. 98 – 108. [Электронный ресурс] // URL: http://perspektivy.info/upload/iblock/618/2_2015.29.06.pdf (дата обращения: 30.03.2018)
93. Семенов О.Ю. Деятельность экологических НПО на мировой политической арене // Вестник МГИМО-Университета. 2013. No. 3 (30). С.70–74
94. Шестакова Е.П. Формирование экологического мировоззрения // Социально-гуманитарные знания. 2008. No.5. С.333–338
95. Шуленина Н.В. Экологическая политика в современном мире: генезис и развитие правовой основы // Вестник РУДН. 2008. No.1. C. 20–28
96. Яницкий О. Н. Поток и место: к проблеме локального экологического знания // Неприкосновенный запас. 2006. No. 2–3. С. 30–44
97. Яницкий О. Н. Экологическая парадигма как элемент культуры // Социологические исследования. 2006. No. 7. С. 83–93
98. Ярыгин Г.О. Экологическое измерение безопасности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. 2007. No. 3. С. 440–447
Источники на электронных носителях
99. A Sustainable Europe for a Better World: A European Union Strategy for Sustainable Development [Electronic resource] // URL: http://russia-eu.ru/files/European_Strategy_on_Sustainable_Development_0.pdf (access date 18.04.2018)
100. Action Plan for the Human Environment. A. Framework for environmental action // United Nations Conference on the Human Environment. 16.06.1972 [Electronic resource] // URL: http://www.un-documents.net/aphe-a.htm (request date 13.04.2018)
101. Advancing Prosperity, Opportunity, and a Healthy Environment for the 21st Century. The President's Council on Sustainable Development Towards a Sustainable Am e RICA [Electronic resource] // URL: https://archive.org/stream/TowardsASustainableAmericaAdvancingProsperityAGENDA21Propaganda/Towards%20a%20Sustainable%20America%20-%20Advancing%20Prosperity%20-%20AGENDA%2021%20Propaganda_djvu.txt (access date 18.04.2018)
102. Barney G.O. The global 2000 report to the President : entering the twenty-first century: a report / prepared by the Council on Environmental Quality and the Department of State [Electronic resource] // URL: https://babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=mdp.35112100697970;view=1up;seq=1 (access date 18.04.2018)
103. First communication of the Commission about the Community's policy on the environment [Electronic resource] // URL: http://aei.pitt.edu/3126/1/3126.pdf (access date 18.04.2018)
104. McIntyre D. Eco-Diplomacy: Building the Foundation [Electronic resource] // URL: http://www.afsa.org/eco-diplomacy-building-foundation (access date 20.04.2018)
105. Ohliger T. Environment policy: general principles and basic framework [Electronic resource] // URL:
106. http://www.europarl.europa.eu/atyourservice/en/displayFtu.html?ftuId=FTU_5.4.1.html (access date 06.04.2017)
107. The Brandt Equation 21st Century Blueprint for the New Global Economy [Electronic resource] // URL: http://www.brandt21forum.info/BrandtEquation-19Sept04.pdf (access date 18.04.2018)
108. Towards Sustainability [Electronic resource] // URL: http://ec.europa.eu/environment/archives/action-programme/env-act5/pdf/5eap.pdf (access date 11.04.2018)
109. Towards Sustainability. A European Community Programme of Policy and Action in Relation to the
110. Environment and Sustainable Development [Electronic resource] // URL: http://ec.europa.eu/environment/archives/action-programme/env-act5/pdf/5eap.pdf (access date 18.04.2018)
111. United Nations Environment Programme. List of accredited organizations [Electronic resource] // URL: http://web.unep.org/about/majorgroups/resources/list-accredited-organizations/field_major_group/Non-governmental%20organizations (access date 20.04.2018)
112. World Conservation Strategy. Living Resource Conservation for Sustainable Development [Electronic resource] // URL: https://portals.iucn.org/library/sites/library/files/documents/WCS-004.pdf (access date 18.04.2018)
113. The 2008 Cool Earth Innovative Energy Technology Program [Электронный ресурс] // URL: http://www.meti.go.jp/english/newtopics/data/pdf/031320CoolEarth.pdf (дата обращения: 13.04.2018)
114. Outline of FACE [Электронный ресурс] // URL: https://www.jbic.go.jp/wp-content/uploads/press_en/2008/04/7091/index4.pdf (дата обращения: 18.04.2018)
115. Financial Resources and Transfer of Technology [Электронный ресурс] // URL: https://www.env.go.jp/en/earth/cc/framework/5th/07_chpt6.pdf (дата обращения: 26.03.2018)
116. Jarju Pa Oudsman Climate Diplomacy Can Build the Trust Needed to Secure Our Common Future. London. International Institute for Environment and Development (IIED) [Электронный ресурс] // URL: http://www.iied.org/climate-diplomacy-can-build-trust-needed-secureour-common-future (дата обращения: 01.04.2018)
117. International Cooperation Projects and Education of Affiliated Organization. The Korea Environment Corporation (KECO) [Электронный ресурс] // URL:http://eng.me.go.kr/eng/web/index.do?menuId=434&findDepth=1 (дата обращения: 16.04.2018)
118. International Environmental Cooperation [Электронный ресурс] // URL: http://eng.me.go.kr/eng/web/index.do?menuId=422&findDepth=1 (Дата обращения: 16.04.2018)
119. Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития: Наше общее будущее [Электронный ресурс] // URL: http://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf (дата обращения: 11.04.2018)
120. Международная конференция "Стокгольм+40: партнерство во имя устойчивого развития" [Электронный ресурс] // URL: http://www.geogr.msu.ru/science/projects/our/experts/stockholm_apr_2012.pdf (дата обращения 07.04.2018)
121. Повестка дня на XXI век Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 года [Электронный ресурс] // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21.shtml (дата обращения: 11.04.2018).
122. Рио-де-Жанейрская декларации по окружающей среде и развитию [Электронный ресурс] // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml (дата обращения: 11.04.2018)
123. Экологическая перспектива на период до 2000 года и далее. Принята резолюцией 42/186 Генеральной Ассамблеи от 11 декабря 1987 года. Официальный портал Организации Объединённых наций [Электронный ресурс] // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/environmental_perspective_2000.shtml#a13 (дата обращения 11.04.2018)
124. VI Невский международный экологический конгресс, СПб., 21–22 мая 2013г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.ipetersburg. ru/services/accommodation/razmeschenie_uchastnikov/nevsky_congress/ (дата обращения 20.04.2018)
125. Бирюлин Е. В. Практические меры и законодательство по борьбе с накоплениями твёрдых отходов: опыт Китая [Электронный ресурс] // URL: http://www.center-bereg.ru/o3131.html (дата обращения: 14.04.2018).
126. Рогожина Н.А. Проблема экологической безопасности во внешней политике Китая и перспективы регионального сотрудничества с Россией [Электронный ресурс] // URL: http://arguncrisis.ru/documents/dokumenty-2011/rogozhina (дата обращения: 14.04.2018)
127. Чуркин Н. П. Государственная стратегия Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования [Электронный ресурс] // URL: http://www.rospromeco.com/expertnoemnenie/28-analytic/expertnoe-mnenie/288-mnenie-10 (Дата обращения: 18.04.2016 г.)