Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ МИГРАНТОВ-МУСУЛЬМАН В ГЕРМАНИИ И РОССИИ

Работа №134006

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

политология

Объем работы51
Год сдачи2017
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
54
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Мусульманская диаспора в Германии и России 9
1.1 Корни мусульманских диаспор 9
1.2 Мусульманские организации 14
1.3 Открытые религиозные противоречия в немецком и российском обществе 17
Глава II. Интеграция как способ урегулирования этнорелигиозных конфликтов 24
2.1 Основные концепции интеграции мигрантов мусульман в инорелигиозое общество 24
2.2 Интеграционные модели Германии и России 29
2.3 Инорелигиозность как основная преграда к интеграции 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44


Актуальность исследования. Транснациональная миграция является одной из самых важных тем в современной политике. Тенденция к росту числа иммигрантов в мире была заметна на протяжении многих десятков лет, но в последние три года данная тема приобрела особую остроту. По мнению многих исследователей, связано это в первую очередь с «Европейским миграционным кризисом». За время кризиса границы Евросоюза пересекли несколько миллионов беженцев, преимущественно из мусульманских стран.
На Германию пришелся самый большой поток иммиграции. Согласно статистике, в ФРГ на данный момент проживает более одного миллиона беженцев , что, безусловно, не могло не повлиять на жизнь немецкого общества как в социокультурном, так и в политическом аспектах.
Ситуация усугубляется еще и тем, что наряду с проблемами, возникшими в связи с возросшим потоком «новых» беженцев, есть нерешенные вопросы интеграции более ранних переселенцев. Предполагалось, что время сотрет границы между иммигрантами и коренным населением, но история доказала обратное. Как отмечает немецкий политик-социалист ТилоЗарацин в своей книге «Германия. Самоликвидация», даже иммигрант третьего поколения обладает различными от коренного жителя социально-экономическими характеристиками. Также, утверждает Зарацин, есть некая корреляция между страной происхождения иммигранта и уровнем его социальной интеграции в немецкое сообщество. По его мнению, преимущественно иммигрантам из мусульманских стран сложнее всего привыкнуть к немецким общественным и политическим институтам .
Фиксируемый рост ксенофобских настроений и увеличение электората крайне правых партий свидетельствует о неудовлетворённости части немецкого общества в миграционной политике государства. И если разговоры о закрытии государственных границ еще некоторое время назад велись, в основном, в маргинализированных слоях немецкого общества, то дебаты о смене «интеграционного курса» сегодня можно услышать и в стенах Бундестага. Общественный запрос на изменения стал очевиден, что подтолкнуло немецкое правительство на разработку новых интеграционных проектов.
Стоит отметить еще одну важную особенность: ультраправые партии и организации Германии имеют исключительно антимусульманскую направленность, и при этом практически не используют антииммигрантских лозунгов в целом. Наоборот, они пытаются привлечь сторонников в среде еврейских, польских и русских иммигрантов, возможно, тем самым желая легитимировать себя в глазах толерантной общественности . Такие объединения, как, например, движение PEGIDA (PatriotischeEuropäergegendieIslamisierungdesAbendlandes - Патриотические европейцы против исламизации Запада) в своих манифестах не раз заявляли об отстаивании иудейско-христианских ценностей .
В России проблемы с интеграцией мигрантов тоже стоят остро, но характеризуются совершенно иными процессами. Между тем, и в нашей стране, как и в Германии, большинство иммигрантов - мусульмане. Основной поток идет из бывших советских республик, где главенствующей религией является ислам, а для места жительства приезжающие из ближнего зарубежья выбирают субъекты Российской Федерации с глубокой христианской традицией.
Также важным для нашего исследования является тот факт, что в России распространена внутренняя миграция. Если в ФРГ федеральные земли не имеют четкой дифференциации по этническому и религиозному признаку, то в России она существенна. В составе Российской Федерации наличествует ряд регионов, где представители титульной нации являются меньшинством, а религиозное разнообразие простирается от ислама до будизма. Так, например, в Чеченской республике проживает около 95% чеченцев и 2% русских. Для таких регионов, как Чечня, характерно доминирующее положение ислама в общественно-политической жизни. Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров часто апеллирует в своих высказываниях на публике к Корану. А священный для мусульман праздник Ураза-байрам официально признан нерабочим днем. Всё это в глазах остальных жителей России формирует образ мусульманских республик Северного Кавказа как республик «внутреннего зарубежья» . Соответственно в данном исследовании будут учитываться не только иммигранты-мусульмане, но и внутренние мигранты, переезжающие из «мусульманских регионов» России в «христианские».
Теоретическая база исследования. За последние сто лет тема интеграции мигрантов волновала многих ученных, начиная с классиков конфликтной социологии Р. Парка и Э. Бёрджеса, которые рассматривали проблему через призму города, и заканчивая современными исследователями такими, как C. Кэрол, Ф. ван Тюбинген, К. Йоппке. Среди авторов, изучающих проблему, стоит выделить Р. Инглхарта и П. Норриса. Этот тандем не только способствовал развитию изучения мусульманской иммиграции, но и создал новую теорию интеграции - теорию незащищенности.
Среди российских исследователей хотелось бы отметь В. С. Малахова и его книгу «Интеграция мигрантов: концепции и практики», А. В. Малашенко и его подробное описание положение мусульман и ислама в России, а также работы В. И. Мукомеля. Особняком стоят исследования М. А. Алексеева, сравнивающего положение мигрантов в Европе, США, России и Китае. Его работа «ImmigrationPhobiaandtheSecurityDilemma» показала как религиозные практики коренного населения и мигрантов могут служить препятствием для их интеграции в принимающее общество.
Новизна темы. Однако несмотря на разработанность темы в отечественных и западных источниках, было предпринято мало попыток сравнить между собой подходы к интеграции иноэтничных и инорелигиозных мигрантов в Германии и России. Кроме того, по мнению автора данной работы, не все проблемы интеграционных процессов получили достаточно полное освещение, что отчасти объясняется современными причинами массовой иммиграции из воюющих стран, радикализацией ислама с последовавшими террористическими вызовами современному европейскому миру. Также к числу недостаточно освещенных относится проблема влияния религии на процесс интеграции иммигрантов-мусульман в иноконфессиональную среду, чему и посвящено настоящее исследование. Доказательством новизны настоящей работы будет использование стратегии сравнения столь отличных друг от друга систем и условий их реализации.
Объектом исследования выступают мигранты-мусульмане. Предметом – социальная интеграция.
Гипотеза исследования. Работа основывается на предположении о том, что христианская идентичность среди местного населения, даже номинальная, представляется существенной преградой к полной интеграции мигрантов с другими религиозными воззрениями, в частности, мусульман. Подобный крен в сторону изучения религиозности мигрантов, объясняется постановкой темы самого исследования. При этом в контексте данной работы религиозность иммигрантов важнее религиозности местного населения, поскольку, по мнению автора, именно строгое следование конфессиональным традициям страны происхождения мигрантов-мусульман является главным препятствием к их интеграции в России и Германии.
Цели и задачи. Основной целью работы является подтверждение или опровержение гипотезы.
На основе выдвинутой цели, исследование преследует следующие задачи:
1. Изучить институциональную составляющую мусульманских диаспор в Германии и России.
2. Рассмотреть доминирующие подходы к интеграции инорелигиозных мигрантов в Европе и мире.
3. Сравнить основные направления и тенденции в российской и немецкой миграционной политике. Дать характеристику реальному состоянию мусульманских сообществ и типов взаимоотношений с государством в Германии и России.
Методы исследования. В качестве основных методов исследования следует выделить:
- аналитический;
- структурно-функциональный;
- компаративный;
- описательный.
Практическая значимость. Практическая значимость данного исследования состоит в том, что с учетом роста миграционных потоков в Российскую Федерацию и возрастающей религиозной напряженности опыт Германии в интеграции мигрантов-мусульман может представлять интерес для органов власти, социальных служб и общественных организаций (как светской, так и религиозной направленности) при разработке и внедрении региональных и федеральных программ адаптации мусульман в иноконфессиональной среде, а также способствовать налаживанию межрелигиозного диалога.
Структура работы. Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень изученности и новизны темы, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы. Также в этом структурном компоненте обозначены объект и предмет исследования, поставлены цель и задачи, высказана гипотеза, исходя из которых выбраны методы исследования.
В первой главе мы подробно рассмотрим мусульманские общины Германии и России, общественные и государственные организации, регулирующие их деятельность, а также продемонстрируем публичные противоречия вокруг этих общин.
Во второй главе раскрываются особенности интеграции именно мусульманских мигрантов в двух странах.
В заключении мы подведем итоги исследования и сформируем окончательные выводы по рассматриваемой теме, подтвердив или опровергнув выдвинутую во введении гипотезу.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Миграционные процессы, идущие в современном мире, в том числе в Германии и России, на сегодняшний день являются неотъемлемой частью социальной и политической жизни государств. Изменение этнического и конфессионального состава населения за счет притока мигрантов, исповедующих ислам, вызвало нестабильность религиозной ситуации, а из-за массовости явления осложнило интеграцию самих переселенцев.
Имея различный опыт межэтнической коммуникации и исторического конфессионального развития, ФРГ и Российская Федерация свою миграционную политику в отношении мигрантов-мусульман основывают на принципах секуляризации с явной тенденцией в сторону построения мультикультурной модели.
Однако в то время, когда ислам в Германии только начинает выходить из маргинализированного поля, в России значимость мусульманской религии признается на высшем уровне, что, в том числе, отражается в создании общефедеральных религиозных организаций, действующих при поддержке государства. Ислам, как неоднократно подчеркивал в публичных выступлениях Президент РФ Владимир Путин и другие руководители страны, является частью культурного кода россиян.
Стоит отметить, российская политическая картина в партийном компоненте не имеет строгой религиозной направленности, тогда как в Германии ведущие партии и авторитетные общественные течения подчеркивают свою связь с христианством. Кроме того, в ФРГ христианские организации имеют статус публичной корпорации, которого мусульманские общины лишены. Более того, в Германии мусульмане вынуждены отстаивать право публично демонстрировать свою принадлежность к вероисповеданию через внешние атрибуты, такие как хиджаб. Аналогичные примеры противоречий были найдены нами и в российской действительности.
Таким образом, несмотря на то, что российские и немецкие политические институты имеют существенные отличия, мы можем констатировать ряд общих проблем. Также важным представляется найденное в ходе работы подтверждение тезиса, что в России проблемы с адаптацией в инорелигиозной среде испытывают не только иммигранты-мусульмане, но и переселенцы из регионов страны, где главенствующей конфессией является ислам.
Одной из таких проблем мы уверенно можем назвать публичное отрицание ислама как равноправной культурной традиции принимающей стороны. Радикальное отличие мировоззренческих ценностей мусульман от ценностей секуляризованного общества обоих государств осложняет интеграцию переселенцев и вызывает внутренний протест у части коренных жителей. В процессе работы мы убедились, что и в России, и в Германии большое значение для граждан имеет понимание христианских основ государственности. Фиксируя изменение традиционного отношения коренного населения к религии, в данном случае к христианству и его обязательной обрядовой части, мы не можем отрицать, что принадлежность к церкви (лютеранской, католической или РПЦ) у немцев и россиян до сих пор служит одним из маркеров самоидентификации индивида и основополагающим фактором определения независимости страны. Важно при этом подчеркнуть, что в германском и российском обществе наблюдается определенный кризис общенациональной самоидентификации, что делает безусловные, принимаемые всеми признаки идентичности еще более ценными.
На фоне характерного для Запада перехода религии из категории общественного блага в сферу личного крепкие обрядовые традиции Востока воспринимаются как нежелательный элемент социума. Определение мигрантов-мусульман по системе «свой-чужой» в категорию «чужих» явно прослеживается и в России, и в Германии. При рассмотрении феномена миграции через призму религиозности был выявлен закономерный характер этого процесса. На уровне массового сознания иная религиозная традиция на своей исконной территории коренным христианским населением воспринимается как угроза государственности и потеря собственной национальной идентичности. Закреплению этого убеждения способствует тот факт, что ислам для части иммигрантов стал языком протеста против социально-экономической детерминации иноконфессиональных переселенцев.
Подведем общие итоги проведенной нами работы. Следуя логике исследования и поставленным задачам, мы нашли подтверждение выдвинутой гипотезе. Выявленные особенности миграционных процессов в Германии вполне сопоставимы с российскими. На основе их рассмотрения с учетом конфессионального фактора, автором установлено, что даже номинальная христианская идентичность коренного населения представляется существенной преградой к полной интеграции мигрантов-мусульман в обоих государствах. В этой связи задача принимающих стран состоит в том, чтобы не только создать социальные и правовые механизмы для успешной интеграции мигрантов, но и существенно снизить значимость их религиозной идентификации для местного населения, что, безусловно, будет способствовать укреплению толерантности в обществе и снижению межнациональной напряженности.
Исследование показывает необходимость дальнейшего изучения религиозной составляющей миграционных процессов, учета религиозного фактора при выстраивании межконфессионального диалога и поиска баланса между интересами иммигрантов, исповедующими ислам, коренного населения с христианской самоидентификацией и государства.



1. Сарацин Т. Германия: самоликвидация – М.: Рид Групп, 2012
2. Пинюгина Е. В. Великобритания и ФРГ: Правительственные стратегии интеграции мусульман // Политическая наука. – 2008. – №. 1. – С. 178-194.
3. Правовое противодействие расовой, национальной, религиозной дискриминации / Якунин В. И. [и др.] – М.: Научный Эксперт, 2009 – 224 с.
4. Малашенко А. В. Ислам в России: религия и политика // Исламоведение. – 2010. – №. 3. – С. 68-85.
5. Мукомель В. И. Проблемы интеграции внутрироссийских иноэтничных мигрантов // Социологические исследования. – 2016. – Т. 5. – №. 5. – С. 69-79.
6. Погорельская С. В. Мусульмане в Германии: специфика интеграции // Актуальные проблемы Европы. – 2008. – Т. 1. – С. 146-176.
7. Шахов М. О. Мусульманские религиозные объединения в Российской Федерации и закон – Москва, Н. Новгород: ИД «Медина. – 2012. – 522 с.
8. Устинкин С. В. Исламские организации в политических процессах современной России // Власть. – 2010. – №. 11. – С. 105-108
9. Федюнина С. М. Межэтнические социально-культурные отношения и процессы в современном мультикультурном обществе //Власть. – 2012. – №. 3. – С. 34-38.
10. Латов Ю. В. Социально-экономические детерминанты ксенофобии и националистического экстремизма/терроризма // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. / Латов Ю. В., Алтуфьев Д. Ю. – 2013. – №. 4 (12). – С. 42-48.
11. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма — М.: «КАНОН-пресс-Ц», 2001. – 288 с.
12. Зайка К. В. Модели национальной интеграции в условиях возрастающих иммиграционных потоков // Мировая экономика и международные отношения №5 – 2015. – С. 58-69.
13. Грошева Г. В. К вопросу о периодизации процесса трансформации национальной идентичности в Германии второй половины ХХ-ХХI в. (по материалам Российской историографии) // Сибирские исторические исследования. – 2014. – №. 1. – С. 33-48.
14. Хенкин С. МИнтеграция мусульман в Европе: политический аспект // Полис. Политические исследования. /Хенкин С. М., Кудряшова И. В.– 2015. – Т. 2. – №. 2. – С. 137-155.
15. Малахов, В.С. Интеграция мигрантов: Концепции и практики – М.: Фонд «Либеральная Миссия», 2015. – 272 с.
16. Дикун Н.А. Социологический анализ отношения населения России и Республики Беларусь к мигрантским сообществам // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 8–5. – С. 1247–1249.
17. Luft S. Muslime in Deutschland und Frankreich – Anmerkungen zur Integrationsdebatte // Demokratie und Islam: Theoretische und empirische Studien. – 2014. – S. 377-397.
18. Cesari J. The Oxford Handbook of European Islam. – Oxford: Oxford University Press, 2014. – 877 p.
19. SinnoA. Muslims in Western politics. – Bloomington: Indiana University Press, 2009. – 320 p.
20. Park R. The City / Ed. by R. E. Park, E.W. Burgess, R. D. McKenzie. – Chicago: University of Chicago Press, 1984. – 239 p.
21. Perlmann J. Second generation decline? Children of immigrants, past and present-a reconsideration // International migration review./ Perlmann J., Waldinger R. – 1997. – P. 893-922
22. Gest J. Western Muslim Integration // Review of Middle East Studies. – 2012. – Т. 46. – №. 2. – 192 p.
23. Norris P. Muslim integration into Western cultures: Between origins and destinations //Political Studies / Ed. byNorris P., Inglehart R. F.– 2012. – Т. 60. – №. 2. – P. 228-251.
24. Smits F. Religious practices among Islamic immigrants: Turkish and Moroccan men residing in Belgium. // Journal of the Scientific Study of Religion / Ed. by F. Smits, S. Ruiter, F. van Tubergen. – 2011. – P. 247-263
25. Joppke C. The Role of the State in Cultural Integration. — Washington, DC: Migration Policy Institute, 2012 – 14 p.
26. Casanova J. Public religions in the modern world – Chicago: University of Chicago Press, 1994. – 320 p.
27. Weigert A. J. Whose invisible religion? Luckmann revisited // Sociology of Religion. – 1974. – №. 3. – P. 181-188.
28. Alexseev M. A. Immigration phobia and the security dilemma: Russia, Europe, and the United States. – NY: Cambridge University Press, 2006. – 286 p.
29. Maxwell R. Evaluating Migrant Integration: Political Attitudes Across Generations in Europe // International Migration Review. – 2010. – vol. 44. – №. 1. – P. 25-52.
30. Bisin A. Are Muslim immigrants different in terms of cultural integration? //Journal of the European Economic Association. – 2008. – vol. 6. – №. 2‐3. – P. 445-456.
Электронные ресурсы
1. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года в отношении демографических и социально-экономических характеристик отдельных национальностей [Электронный ресурс] // 2017 Федеральная служба государственной статистики – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/results2.html - Загл. сэкрана (26.05.2017)
2. Россияне о религии и церкви [Электронный ресурс] // 2017 Левада-Центр – Режим доступа: http://www.levada.ru/2012/10/11/rossiyane-o-religii-i-tserkvi/ - Загл. с экрана (12.04.2017)
3. Советы при Президенте [Электронный ресурс] // 2017 Администрация Президента России – Режим доступа: http://kremlin.ru/structure/councils#institution-17 - Загл. с экрана (12.05.2017)
4. Дело берлинской учительницы: в суд из-за хиджаба [Электронный ресурс] // 2017 DeutscheWelle – Режим доступа: http://dw.com/p/1IW1N - Загл. с экрана (06.04.2017)
5. Германия: учительницы-мусульманки могут носить платки [Электронный ресурс] // 2017 Би би си – Режим доступа: http://www.bbc.com/russian/international/2015/03/150313_germany_court_headscarves - Загл. сэкрана (06.04.2017)
6. Конституционный суд ФРГ отменил запрет на хиджабы для учителей [Электронный ресурс] // 2017 DeutscheWelle – Режим доступа: http://dw.com/p/1EqGY - Загл. с экрана (04.04.2017)
7. Германия может запретить ношение паранджи за рулём и в госучреждениях [Электронный ресурс] // 2017 Euronews – Режим доступа: http://ru.euronews.com/2016/08/19/germany-plans-a-partial-ban-on-the-veil- Загл. сэкрана (04.04.2017)
8. Васильева: верующим в школах не нужно подчеркивать атрибутами свою веру [Электронный ресурс] // 2017 МИА «Россия сегодня» – Режим доступа: https://ria.ru/religion_news/20170124/1486361872.html - Загл. с экрана (12.05.2017)
9. Верховный суд РФ подтвердил запрет на ношение хиджабов в школах Мордовии [Электронный ресурс] // 2017 ТАСС – Режим доступа: http://tass.ru/obschestvo/1759820- Загл. с экрана (12.05.2017)
10. Президент утвердил Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] // 2017 Администрация Президента России – Режим доступа http://www.kremlin.ru/events/president/news/15635 - Загл. с экрана (25.05.2017)
11. Михаил Пиотровский – Патриарху Кириллу: «Согласие в обществе важнее Исаакиевского собора» [Электронный ресурс] // 2017 Минкультуры России – Режим доступа: http://mkrf.ru/press-center/polemic/mikhail-piotrovskiy-patriarkhu-kirillu-soglasie-v-obshchestve-vazhnee-isaakievsk - Загл. с экрана (12.05.2017)
12. Путин насчитал до 7 тыс. граждан России и стран СНГ в рядах ИГИЛ [Электронный ресурс] // 2017 РБК – Режим доступа: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/5620aebc9a7947584c189eaa - Загл. с экрана (12.05.2017)
13. Кто делает Белозерье главным поставщиком боевиков в Сирию? [Электронный ресурс] // 2017 Еженедельник «Вечерний Саранск» Режим доступа: http://www.vsar.ru/13036_Kto_delaet_Belozere_glavnym__postavcshikom_boevikov_v_Siriyu_ - Загл. с экрана (25.05.2017)
14. Germany welcomed more than 1 million refugees in 2015. Now, the country is searching for its soul. [Электронный ресурс] // 2017 TheWashingtonPost Режим доступа: https://www.washingtonpost.com/news/worldviews/wp/2016/05/04/germany-welcomed-more-than-1-million-refugees-in-2015-now-the-country-is-searching-for-its-soul/ – Загл. с экрана. (11.04.2017).
15. DieBerlinerAfDumgarntRussenundPolen [Электронный ресурс] // 2017 BerlinerTageszeitun – Режимдоступа:http://www.bz-berlin.de/berlin/die-berliner-afd-umgarn-russen-und-polen - Загл. с крана (12.05.2016)
16. PositionpapierderPEGIDA [Электронный ресурс] // 2013 MenscheninDresden – Режим доступа: http://www.menschenindresden.de/wpcontent/uploads/2014/12/pegidapositionspapier.pdf - Загл. с экрана (12.05.2017)
17. TurkishguestworkerstransformedGermansociety [Электронный ресурс] // 2017 DeutscheWelle – Режим доступа: http://www.dw.com/en/turkish-guestworkers-transformed-german-society/a-15489210 – Загл. сэкрана (12.05.2017)
18. GermanySaw 1.1 MillionMigrantsin 2015 asDebateIntensifies [Электронный ресурс] // 2017 Bloomberg L.P. – Режим доступа: http://www.bloomberg.com/news/articles/2016-01-06/germany-says-about-1-1-million-asylum-seekers-arrived-in-2015 - Загл. с экрана (12.03.2017)
19. 5 facts about the Muslim population in Europe [Электронный ресурс] // 2017 Pew Research Center – Режим доступа: http://www.pewresearch.org/fact-tank/2016/07/19/5-facts-about-the-muslim-population-in-europe/ - Загл. с экрана (12.03.2017)
20. 2014 AnnualReportontheProtectionofthеConstitution [Электронный ресурс] // 2017 BundesamtfürVerfassungsschutz – Режим доступа: https://www.verfassungsschutz.de/download/annual report 2014 summary.pdf - Загл. с экрана (12.03.2017)
21. Der Islam gehört zu Deutschland [Электронный ресурс] // ZEIT ONLINE GmbH – Режимдоступа:http://www.zeit.de/2015/09/christian-wullf-angela-merkel-islam-deutschland - Загл. с экрана (12.05.2017)
22. Schülerin darf nicht mit Niqab in den Unterricht [Электронный ресурс] // Süddeutsche Zeitung GmbH – Режим доступа: http://www.sueddeutsche.de/bildung/religionsfreiheit-schuelerin-darf-nicht-mit-niqab-in-den-unterricht-1.3131754 - Загл. с экрана (04.04.2017)
23. Leitkultur für Deutschland - Was ist das eigentlich? [Электронный ресурс] // 2017 Bundesministerium des Innern – Режим доступа: http://www.bmi.bund.de/SharedDocs/Interviews/DE/2017/05/namensartikel bild.html&usg=ALkJrhhTjaa3WRexPp9GEdwhddTGc7nEkAЗагл. с экрана (17.05.2017)
24. WarumPeerSteinbrueckindieKircheeingetretenist [Электронный ресурс] // 2017 idea – Режим доступа: http://www.idea.de/glaube/detail/warum-peer-steinbrueck-in-die-kirche-eingetreten-ist.html - Загл. с экрана (12.05.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ