Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СУДЬБА ВЕЩЕЙ: МАСКАРАДНЫЕ КОСТЮМЫ К БАЛУ 1903 ГОДА

Работа №133992

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы105
Год сдачи2018
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
67
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Изучение истории костюма в России 8
§1. Источники 8
§2. Историография 17
Глава II. Костюмированный бал 1903 года: подготовка, проведение и его значение 28
§1. История балов-маскарадов при высочайшем дворе 28
§2. Подготовка костюмов к балу 39
§3. Значение бала 51
Глава III. История бытования костюмов после бала 55
§1. Комплектование коллекции костюма в Историко-бытовом отделе Русского музея 56
§2. Историко-бытовой отдел в составе Музея революции и Государственного музея этнографии народов СССР 66
§3. Историко-бытовой отдел в составе Государственного Эрмитажа 69
Заключение 80
Список использованных источников и литературы 85
Приложения


История костюма представляет собой отдельную отрасль гуманитарного знания, изучение которой предпринимается с позиций различных гуманитарных наук: истории, искусствоведения, социологии, психологии, культурологии, музеологии.
С началом XVIII века и реформами Петра I общество претерпело ряд изменений, которые коснулись в том числе и одежды. Введение нового светского платья по европейскому образцу в относительно короткий период времени было благоприятно воспринято русской аристократией. Меняется также и времяпрепровождение дворянства: с 1718 года Петр I вводит в общественную жизнь особые собрания – ассамблеи, по образцу виденных им ранее в Европе. Именно они послужили прообразом для дворянских балов, без которых сложно представить Россию императорских времен. Многочисленные пышные праздники проходили в Петербурге с октября по май, затем переносились в пригороды.
Один из последних грандиозных балов в Петербурге состоялся в год 290-летней годовщины воцарения династии Романовых, войдя в отечественную историографию под названием Костюмированного бала 1903 года. Он вызвал огромный резонанс среди петербургского дворянства и был упомянут во многих мемуарах современников. Николай II был увлечен «русским» стилем и рассматривал бал не только как маскарад, но как возрождение традиций первых Романовых на пороге празднования трехсотлетия правящего дома. Ослепительные наряды, стилизованные под XVII век, были сшиты специально для бала; сам император был облачен в наряд Алексея Михайловича, а императрица Александра Федоровна – в костюм царицы Марии Ильиничны Милославской.
Бал-маскарад в «русском» стиле тщательно планировался. Помимо сшитых специально для праздника костюмов, были приглашены Федор Шаляпин и Медея Фигнер для исполнения оперы «Борис Годунов».
До нашего времени дошли фотографии, на которых запечатлены гости бала, а также несколько костюмов в фондах Государственного Эрмитажа, Государственного музея истории Санкт-Петербурга и Оружейной палаты Московского Кремля. В последние несколько лет наметилась тенденция к возрождению интереса к придворным празднествам, но уже в виде реконструкций балов, выставок бальных костюмов, что говорит о растущем самосознании русского народа и заинтересованности в изучении прошлого своей страны.
После Октябрьской революции 1917 года придворная культура погрузилась в забвение и находилась там длительное время, а история костюма являлась прикладной дисциплиной, изучаемой в вузах театральной направленности.
Актуальность выбранной темы обуславливается необходимостью более подробного исследования истории российского костюма конца XIX – начала ХХ вв. и Костюмированного бала 1903 года как одного из последних балов царской России, обладающим значительным потенциалом для изучения и понимания культурно-исторических процессов России на рубеже веков, для популяризации царского наследия в современном мире, которое отрицалось в течение советского периода, а также растущим интересом к предметам материальной культуры, в первую очередь, к историческому костюму, востребованности музейных выставок по данной теме. Сохраняя и изучая собственную историю, культуру, искусство, человечество может лучше объяснить причинно-следственные связи современности.
Степень изученности проблемы обуславливается ее тематикой. Активное изучение исторических костюмов, находящихся в ведении федеральных музеев Москвы и Санкт-Петербурга и принадлежавших царской семье, стало возможным в связи с изменением политического курса страны, что вызвало всплеск публикаций по данной теме. В 2003 году к столетию со дня проведения Костюмированного бала был издан юбилейный каталог, куда вошли ранее неопубликованные материалы из Государственного архива Российской федерации и Российского государственного исторического архива, воспоминания участников бала, в которых в разной степени освещены этапы подготовки костюмов. Однако в научной литературе отсутствует история их бытования после 1917 года и национализации частных собраний. В архивах Санкт-Петербурга в разной степени представлены документы, отражающие историю перемещений исторических костюмов участников Костюмированного бала 1903 года.
Объектом исследования является история развития маскарадного костюма при высочайшем дворе в России в XVIII – начале ХХ вв., предметом исследования – Костюмированный бал 1903 года как последний грандиозный бал императорской России, культурно-исторические предпосылки его проведения, специфика реализации, последующие итоги, история бытования маскарадных костюмов в ХХ веке.
Целью исследования является подробное рассмотрение судьбы маскарадных костюмов с известного бала в «русском» стиле на всех этапах производства: от возникновения идеи о проведении бала, эскизов костюмов, поставщиков использовавшихся тканей и костюмеров, выполнявших шитье, до перемещения их после октябрьских событий 1917 года из царских и великокняжеских дворцов в советские музеи и организации музейного типа.
Задачи выпускной квалификационной работы в связи с указанной выше целью будут поставлены следующим образом:
1. проанализировать корпус научных работ согласно проблематике данной работы, включающий в себя публикации отечественных и зарубежных ученых;
2. рассмотреть развитие бальной культуры России и балов-маскарадов при высочайшем дворе в XVIII – начале ХХ вв.;
3. объяснить предпосылки возникновения идеи о Костюмированном бале 1903 года, этапы его реализации, а также последующее значение для истории русской культуры;
4. структурировать все этапы производства маскарадных костюмов;
5. отследить их межмузейные перемещения после 1917 года;
6. реконструировать судьбу некоторых костюмов.
Значимость данного исследования видится в теоретическом аспекте: структурированный анализ источников позволит упорядоченно взглянуть на эволюцию маскарадного костюма в России с точки зрения истории, музееведения, искусствоведения, культурологии, при помощи введения в научный оборот новых источников из Архива Государственного Эрмитажа, Российского государственного исторического архива и Центрального государственного архива литературы и искусства.
Хронологические рамки данного исследования ограничены началом XVIII и серединой 1950-х гг. Это обусловлено тем, что бальная культура и проведение балов-маскарадом при императорском дворе получили распространение в правление Петра I и продолжили свое развитие до начала ХХ в. Верхняя хронологическая граница обусловлена тем, что именно к середине ХХ века сформировались коллекции ведущих музеев страны, в частности Государственного Эрмитажа, обладающего 11 костюмами с бала 1903 года.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, главы I, главы II, главы III, заключения, списка использованной литературы, а также приложений.
В главе I произведен подробный анализ источников, использованных при написании работы, рассмотрена существующая историография по заданной теме, а также основные этапы изучения истории костюма в нашей стране с середины XIX века, в том числе и при помощи музейных выставок.
Глава II посвящена истории возникновения и развития бальной культуры в России, эволюции маскарадов: от ряженных шествий Петра I до тематических маскарадов, бывших популярными во время правления Александра III. В главе подробно представлен начальный этап производства костюмов к балу 1903 года, ход проведения бала и его значение в историческом контексте, проведен общий анализ основных модных тенденций.
В главе III рассматривается судьба сохранившихся костюмов после 1917 года, их перемещения из национализированных дворцов в Государственный музейный фонд и в недавно созданные музеи Петрограда историко-бытовой направленности, формирование Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа в 1941 году, в который после череды межмузейных перемещений единой коллекцией удалось включить костюмы с бала 1903 года.
В заключении подводятся итоги исследования, производится обобщение выводов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Бальная культура Российской империи начинает свое развитие при Петре I. Первый император вывел страну на европейский уровень, в связи с чем был необходим новый придворный церемониал. Делая ставку на возвышающееся дворянское сословие, Петр I изменил многие стороны общественной жизни. Российская бальная культура развивалась в соответствии не только с общеевропейскими тенденциями, но и в связи с предпочтениями того или иного правящего монарха. На нее накладывался отпечаток самобытных черт: православие, менталитет, различные ценности. Введение форменных костюмов в 1834 году, в которых угадывались черты русских традиционных одежд, только придало еще больший блеск и индивидуальность российским придворным праздникам.
Костюм, как неотъемлемый элемент любой культуры, может многое рассказать. В нем угадываются течения в искусстве, культуре, успехи в различных науках, развитие общественных взглядов. Преобразования Петра I затронули одежду аристократии, крестьянский костюм практически без изменений просуществовал до начала ХХ века. В одежде дворянского сословия отражались модные течения различных стран, в первую очередь Великобритании и Франции. Исключением можно считать недолгое правление Павла I, при котором были запрещены парижские новинки из-за нестабильной политической ситуации в стране после революции.
Немаловажно значение бальной культуры как неотъемлемой части придворного церемониала. Введение Петром I ассамблей, по образцу виденных им в Европе, сыграло большую роль. Это были общественные собрания, в которых женщины могли участвовать наравне с мужчинами, для участия в которых требовалось знание этикета, хороших манер, модных танцев. К середине XIX века бальная культура достигла своего расцвета. Пышные николаевские балы поражали современников и остались увековеченными в русской классической литературе. Проведение маскарадов при российском дворе также соотносится с общеевропейскими тенденциями, включая переодевания мужчин в женские наряды и наоборот. К концу XIX века набирают популярность тематические маскарады, проводившиеся во дворцах великих князей с присутствием императорской четы. Один из таких балов в «русском» стиле был проведен в 1883 году во дворце великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной. Балу предшествовала подготовка и изучение специальной литературы по истории повседневности допетровской Руси. Александр III, присутствовавший на балу, был без костюма. Императрица Мария Федоровна была одета в костюм русской царицы XVII века.
Успех бала в «русском» стиле превзошел Костюмированный бал 1903 года. О нем сохранились воспоминания участников, которым удалось уехать в эмиграцию. В подготовке костюмов отразились и интерес к тематическим балам, и развитие «русского» стиля, и успех исследователей в исторической науке. Аристократия, получившая приглашения на бал, подошла к подготовке костюмов основательно, изучив исследования на тему, изобразительные источники, этнографические коллекции. Костюмы поражали своей красотой и блеском драгоценных камней, жемчуга, разнообразием узоров, максимально подражающим заграничным привозным тканям, бывшим популярными на Руси в XVII веке.
За рубежом маскарад также широко известен благодаря специально изданному альбому с фотографиями. Канцелярия императрицы Александры Федоровны попросила участников бала прислать фотографии с описанием собственных костюмов. Несмотря на все старания, альбом вышел убыточным, однако благодаря ему была проведена атрибуция сохранившихся костюмов.
Изображения императора и императрицы в допетровских одеждах неоднократно использовались, главным образом, при подготовке празднования 300-летия династии. Николай II масштабными торжествами хотел восстановить авторитет династии, пошатнувшийся из-за неудач внутренней и внешней политики.
После революционного 1917 года «русский» стиль стал крайне популярен в Европе. Он продолжил свое развитие в эмигрантских кругах, представители которых вынуждены были использовать свое происхождение как средство для заработка денег, основывая дома моды и ателье. В СССР «русский» стиль нашел отражение в совместных работах В. Мухиной и Н. Ламановой по созданию повседневной одежды для нового общества. В современной моде различные дизайнеры продолжают использовать мотивы традиционных народных одежд.
Изучение истории костюма и придворной культуры в нашей стране стало возможным с конца 1980-х годов. За данный промежуток времени были предприняты попытки изучения с позиции различных наук гуманитарного знания, введены в научный оборот множество архивных источников. В настоящее время подробна изучена история светского костюмаXVIII века, основные модные тенденции, ориентация на различные монархические дворы Европы, изменения в эпоху дворцовых переворотов. Нуждается в более тщательном изучении модные тенденции во время правления последних императоров Александра III и Николая II. В том числе, многочисленные тематические и «цветные» балы, упоминания о которых сохранила мемуаристика.
Продолжается изучение исторических костюмов, находящихся в фондах музеев Санкт-Петербурга. После 1917 года их постигла трагическая судьба. Большая часть костюмов утеряна безвозвратно в общей суматохе первых послереволюционных лет, когда новая власть была в поисках наилучшего решения для хранения вещей из многочисленных национализированных дворцов Петрограда.
В 1918 году, отвечая требованиям времени, в Русском музее создается Историко-бытовой отдел, в задачи которого входили хранение и экспонирование предметов, ранее окружавших привилегированное сословие. Однако уже в начале 1930-х гг. со сменой внутриполитического курса музейное дело подвергается пересмотру, в связи с чем музеи начинают использоваться в качестве средства идеологической пропаганды, а музеи бытовой направленности подвергаются закрытию, реорганизации, претерпевают распыление коллекций.
Историко-бытовой отдел, обладавший маскарадными костюмами с бала 1903 года, переживший ряд межмузейных перемещений и халатное отношение к хранению коллекций, стараниями сотрудников смог сохранить свою целостность и войти в состав Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа в 1941 году, составив его основу.
Маскарадные костюмы с бала 1903 года, благодаря своей известности, часто экспонируются на различных выставках как в нашей стране, так и заграницей. В фондах Музеев Московского Кремля сохранился маскарадный костюм Николая II, а в Государственном музее истории Санкт-Петербурга – костюм великой княгини Марии Павловны. Оба костюма экспонируются на выставках, посвященных «русскому» стилю, бальной и придворной культурам России.
Государственный Эрмитаж также включает костюмы с бала 1903 года в различные выставки. В 2014 году состоялась масштабная выставка «При дворе российских императоров», где с помощью исторического костюма была представлена придворная культура России, основные этапы ее изменения, характеристика личности того или иного монарха, его семьи и окружения.
Целью исследования являлось рассмотрение судьбы сохранившихся костюмов с самого известного маскарада в «русском» стиле. Благодаря документам из Российского исторического архива были выяснены подробности производства костюмов Николая II и наследника престола Михаила Александровича, их стоимость. Центральный государственный архив литературы и искусства сохранил документы различных музейных организаций первых послереволюционных лет, которые позволили выяснить первые перемещения сохранившихся костюмов, а Архив Государственного Эрмитажа – составить полную картину дел Историко-бытового отдела на момент вхождения его в состав Отдела истории русской культуры.
Задачи, поставленные в начале исследования, были выполнены в полной мере, а проведенная научно-исследовательская работа поможет представить полностью историю маскарадных костюмов с бала 1903 года – знакового события российской придворной культуры – на всех этапах производства, а также их судьбу в советское время.



1.1 Неопубликованные источники
1.1.1 Список экспонатов ОИРК, вывезенных в период мобилизации (10 июля 1941) // АГЭ (Архив Государственного Эрмитажа). Ф. 1. Оп. 5. Д. 2720.
1.1.2 Хранительская книга ОИРК (1944-1945) // АГЭ. Ф. 1. Оп. 5. Д. 3013
1.1.3 Шарая Наталия Михайловна // АГЭ. Ф. 1. Оп. 13. Д. 938.
1.1.4 Документы об организации ОИРК в Государственном Эрмитаже // АГЭ. Ф. 1. Оп. 17. Д. 584.
1.1.5 Переписка Орбели об организации ОИРК // АГЭ. Ф. 1. Оп. 17. Д. 585.
1.1.6 Историческая справка Отдела истории русской культуры (26.09.1956) // АГЭ. Ф. 1. Оп. 17. Д. 956.
1.1.7 Справка к истории организации и развития ОИРК для сборника «40 лет Советского Эрмитажа» // АГЭ. Ф. 1. Оп. 17. Д. 976.
1.1.8 Высочайшие указы Хозяйственного отдела // РГИА (Российский государственный исторический архив). Ф. 468. Оп. 32. Д. 1648.
1.1.9 О службе костюмером И. Каффи // РГИА. Ф. 496. Оп. 5. Д. 1389.
1.1.10 О сдаче костюмером Каффи числящихся за ним костюмов и материала // РГИА. Ф. 497. Оп. 8. Д. 92.
1.1.11 Денежные документы по суммам Его Императорского Величества // РГИА. Ф. 525. Оп. 3. Д. 15.
1.1.12 Отчеты сотрудников и членов Историко-художественной комиссии о своей деятельности // ЦГАЛИ (Центральный государственный архив литературы и искусства). Ф. 36. Оп. 1. Д. 2.
1.1.13 Материалы о взятии на учет художественных ценностей в особняке графа Бобринского // ЦГАЛИ. Ф. 36. Оп. 1. Д. 268.
1.1.14 Материалы о принятии на учет художественных предметов в доме Бобринского // ЦГАЛИ. Ф. 36. Оп. 1. Д. 398.
1.1.15 Инвентарная книга художественных предметов Музейного фонда. Ч. II. // ЦГАЛИ. Ф. 36. Оп.1. Д. 447.
1.1.16 Смета доходов и расходов по Русскому музею на 2 полугодие 1920 г. // ЦГАЛИ. Ф. 36. Оп. 2. Д. 16.
1.1.17 Акт выдачи обиходного имущества из б. особняка Юсупова частным лицам и учреждениям // ЦГАЛИ. Ф. 253. Оп. 1. Д. 1.
1.1.18 Инвентарная опись столового, постельного и носильного белья, портьер, платья, пальто, шляп, обуви, обойного материала, игрушек, меховых вещей, костюмов, театральных ковров, церковного имущества // ЦГАЛИ. Ф. 253. Оп. 1. Д. 6.
1.1.19 Описи предметов, передаваемых их б. Юсуповского особняка в хранилища Государственного музейного фонда, учреждениям и частным лицам во временное пользование // ЦГАЛИ. Ф. 253. Оп. 1. Д. 44.
1.1.20 Описи предметов, передаваемых из б. Юсуповского особняка в Историко-бытовой отдел Государственного Русского музея. Ч.1 // ЦГАЛИ. Ф. 253. Оп. 1. Д. 47.
1.1.21 Переписка с НКВД по личному составу, списки сотрудников // ЦГАЛИ. Ф. 285. Оп. 1. Д. 13.

1.2 Опубликованные источники
1.2.1 Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце: 21 гелиогравюра и 174 светопечати. СПб.: Экспедиция заготовления гос. бумаг, 1904. 40 с.
1.2.2 Берхгольц Ф. Большой маскарад и свадьба князя-папы // Русский быт по воспоминаниям современников. XVIII в. От Петра до Екатерины II (1697 – 1761): сб. отрывков и записок, воспоминаний и писем / сост. П.Е. Мельгунова, К.В. Сивков, Н.П. Сидоров. М.: Гос. публ. ист. б-ка России, 2010. С. 104-109.
1.2.3 Буксгевден С.К. Венценосная мученица. Жизнь и трагедия Александры Федоровны, императрицы всероссийской. М.: Русский Хронограф, 2007. 527 с.
1.2.4 Воейков В.Н. С царем и без царя: Воспоминания последнего дворцового коменданта государя императора Николая II. М.: Терра, 1995. 480 с.
1.2.5 Вырубова А. Воспоминания. М.: Захаров, 2012. 430 с.
1.2.6 Глинка В.М. Воспоминания о блокаде. СПб.:Лимбус Пресс, 2012. 414 с.
1.2.7 Книга воспоминаний. Великий князь Александр Михайлович / вступ. ст. П. Руднев. М.: Вече, 2008. 328 c.
1.2.8 Летописный и лицевой изборник дома Романовых. Историко-художественное издание в ознаменование трехсотлетия царствования: В 2 вып. М.: Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон, 1913. Вып. 1. 113 с.
1.2.9 Летописный и лицевой изборник дома Романовых. Историко-художественное издание в ознаменование трехсотлетия царствования: В 2 вып. М.: Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон, 1913. Вып. 2. 123 с.
1.2.10 Мосолов А.А. При дворе императора. Рига: Филин, 1938. 232 с.
1.2.11 Пыляев М.И. Старое житье.М.: Книга, 1990. 321 с.
1.2.12 Романова О.Н. Сон юности. Записки дочери Николая I. М.: Алгоритм, 2017. 271 с.
1.2.13 Теляковский В.А. Дневники Директора Императорских театров, 1901-1903, Санкт-Петербург: мемуары / под общ. ред. М.Г. Светаевой. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2002. 703 с.
1.2.14 Теляковский В.А. Дневники Директора Императорских театров, 1903-1906 / под общ. ред. М.Г. Светаевой. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2006. 924 с.
1.2.15 Тютчева А.Ф. При дворе двух императоров. Воспоминания и фрагменты дневников фрейлины двора. М.: Мысль, 1990. 189 с.
1.2.16 Юсупов Ф.Ф. Мемуары. До изгнания. В изгнании. В 2 кн. / пер. Е. Кассирова. М.: Захаров, 2010. 430 с.

2. Литература
2.1 Монографии
2.1.1 Аксенова Г.В. Русский стиль: гений Федора Солнцева. М.: Слово, 2009. 392 с.
2.1.2Бордэриу К. Платье императрицы. Екатерина II и европейский костюм в Российской империи. М.: НЛО, 2016. 344 с.
2.1.3Выскочков Л.В. Будни и праздники императорского двора. СПб.: Питер, 2012. 496 с.
2.1.4 Гофман А.Б. Мода и люди: Новая теория моды и модного поведения.М.: Наука, 1994. 160 с.
2.1.5Грицкевич В.П. История музейного дела в новейший период: 1918-2000. СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2009. 151 с.
2.1.6 Девятов С.В., Зимин И.В. Двор российских императоров: Энциклопедия жизни и быта. В 2 т. Т. 2. М.:Кучково поле, 2014. 480 с.
2.1.7 Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI-XVII столетиях.М.:Эксмо, 2005. 445 с.
2.1.8 Захарова О.Ю. Светские церемониалы в России XVIII – начала XX в. / под общ. ред. А.К. Голицына. М.:Центрполиграф, 2001. 351 с.
2.1.9 Захарова О.Ю. Русский бал XVIII – начала XX века. Танцы, костюмы, символика.М.:Центрполиграф, 2011. 448 с.
2.1.10 Зимин И.В. Повседневная жизнь Российского императорского двора: вторая четверть XIX – начало XX вв. Взрослый мир императорских резиденций. М.:Центрполиграф, 2010. 556 с.
2.1.11 Кирсанова Р.М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок: Костюм – вещь и образ в русской литературе XIX века. М.: Книга, 1989. 288 с.
2.1.12 Кирсанова Р.М. Русский костюм и быт XVIII – XIX веков. СПб.: Слово, 2002. 220 с.
2.1.13 Колесникова А.В. Бал в России XVIII – начало XX века. СПб.: Азбука-Классика, 2005. 301 с.
2.1.14 Крылов-Толстикович А.Н., Барковец О.И. Великий князь Владимир Александрович: страницы биографии. СПб.: Абрис, 2010. 367 с.
2.1.15 Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). СПб.: Азбука, 2015. 608 с.
2.1.16 Лотман Ю.М. Непредсказуемые механизмы культуры. Таллин: TLUPress, 2010. 232 с.
2.1.17 Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. В 4 т. Т. 3-4. М.: Академия моды, 2001. 576 с.
2.1.18 Пиотровский Б.Б. История Эрмитажа. Краткий очерк: Материалы и документы / вступ. ст. М.Б. Пиотровский. М.: Искусство, 2000. 573 с.
2.1.19 Руан К. Новое платье империи. История российской модной индустрии, 1700-1917/ пер. К. Щербино.М.: НЛО, 2011. 416 с.
2.1.20 Савваитов П.И. Описание старинных царских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора, в азбучном порядке расположенное. СПб.: Тип. Имп. Академии Наук, 1896. 224 с.
2.1.21Уортман Р.С. Сценарии власти: мифы и церемонии русской монархии. В 2 т. Т. 2: От Александра II до отречения Николая II. М.: ОГИ, 2004. 797 с.
2.1.22Хорошилова О.А.Костюм и мода Российской империи: эпоха Николая II. М.:Этерна, 2012. 462 с.
2.1.23Элиас Н. Придворное общество: Исследования по социологии короля и придворной аристократии. М.: Языки славянской культуры, 2002. 367 с.


2.2. Каталоги
2.2.1 Амелехина С.А. Церемониальный костюм российского императорского двора в собрании Музеев Московского Кремля. М.: Московский Кремль, 2016. 336 с.
2.2.2 Древности Российского государства: изданные по Высочайшему повелению Государя Императора Николая I / рис. Ф. Солнцева; вступ. ст. В.И. Шевченко. М.: Белый город, 2007. 719 с.
2.2.3 Костюм в России XV – начала XX века: из собрания Государственного исторического музея / ред. Е.Р. Беспалова. М.: Арт-Родник, 2000. 232 с.
2.2.4 Костюмированный бал в Зимнем дворце. В 2 т.Т. 1. Исследования, документы, материалы / сост. Р. Гафифуллин. М.: Русский антиквариат, 2003. 126 с.
2.2.5 Коршунова Т.Т. Костюм в России XVIII – начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа. Л.: Художник РСФСР, 1979. 295 с.
2.2.6 При дворе российских императоров. Костюм XVIII – начала XX века в собрании Эрмитажа: каталог выставки. В 2 т. Т.1. / вступ. ст.Г.В. Вилинбахов. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014. 263 с.

2.3. Статьи
2.3.1 Большакова Н. Константин Маковский – коллекционер // Наше наследие: Иллюстрированный историко-культурный журнал.2005.№ 75/76. С. 4-13.
2.3.2 Кабанова М.Ю. Коллекционирование предметов текстиля во второй половине XIX века на примере «Собрания предметов русской старины» Н. Л. Шабельской // Собор лиц: сборник статей. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. С. 257-264.
2.3.3 Кирсанова Р.М. История костюма в России как научная дисциплина // Теория моды: одежда, тело, культура. 2006. № 1. С. 53-68.
2.3.4 Костюмированный бал у великого князя Владимира Александровича, 25 января // Всемирная иллюстрация. 1883. № 737. С. 182-183.
2.3.5 Левинсон-Нечаева М.Н. Одежда и ткани XVI-XVII веков // Государственная Оружейная палата Московского Кремля: сборник научных трудов по материалам Гос. Оружейной палаты. М.: Искусство, 1954. С. 307-384.
2.3.6 Русская старина в ранних российских собраниях // Императорские коллекции в собрании РЭМ: каталог выставки. – М.-СПб.: Паспорт Интернейшнл, 1995. С. 26-71.
2.3.7Скульская М.А. Свобода моды в России второй половины XVIII века: мужской костюм в женском гардеробе, женский – в мужском // Труды СПбГУКИ. 2010. Т.189. С. 112-118.
2.3.8 Терехова М. Как сапоги Петра Великого Америку открывали: Диана Вриланд и западный взгляд на русский костюм в музее // Теория моды:одежда, тело, культура. 2016. № 39. С. 288-308.
2.3.9 Фомина С.С. Декоративная ткань торгового дома «А. и В. Сапожниковы» для Парадной опочивальни Гатчинского дворца // Поставщики Императорского двора. Материалы XIX Царскосельской конференции. СПб.: Серебряный век, 2013. С. 318-326.
2.3.10Шатунова Т.Г. К истории одного маскарадного костюма // Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга. 2010. Вып. 20. С. 5-11.

2.4. Электронные ресурсы
2.4.1 Гиндина Е. Коллекция – как море. Интервью с Т.Т. Кошуновой. // HermitageLine. –2014. – 6 июля. [Электр. ресурс] URL: http://www.hermitageline.ru/ru/blog/view/kollekciya-kak-more (дата обращения: 15.04.2018).
2.4.2 Отдел Истории русской культуры // Государственный Эрмитаж [Офиц. сайт] URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/research/restoration/russian_department/?lng=ru (дата обращения: 07.02.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ