Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Танцы на льду в медиатекстах: стилистико-речевая репрезентация

Работа №133991

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы80
Год сдачи2016
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
77
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Экстралингвистические особенности стилистики спортивной журналистики 5
1.1.Интенциональность спортивных публикаций 7
1.2. Фактор адресата в публикациях о спорте 10
1.3. Танцы на льду как вид состязательной деятельности. Характеристика и особенности. 16
Глава 2. Анализ публикаций, посвященных танцам на льду 22
2.1. Речевые акты презентации публикаций о танцах на льду 22
2.2. Лингвистические средства характеристики танцев на льду 23
Заключение 55
Список литературы 58


Данная выпускная квалификационная работа посвящена анализу речевого оформления спортивных состязаний по фигурному катанию в журналистских текстах. Объектом изучения в работе стали журналистские публикации, посвященные танцам на льду. Предметом являются лингвистические способы и средства, помогающие в журналистском тексте отобразить танцы на льду.
Актуальность выбранной темы связана с рядом обстоятельств:
1. Спортивные состязания всегда в центре внимания современной журналистики. Этот сегмент журналистского дискурса чрезвычайновостребован массовой аудиторией. К сожалению, сегодня исследователи констатируют, что этот дискурс часто характеризуют однообразие стилистического рисунка, бедность метафорологии, весьма скудный лексикон и синтаксис. Думается, что раскрытие речевого потенциала той части спортивного журналистского дискурса, к стилистическому оформлению которого предъявляются высокие эстетические требования, поможет в решении проблемы формирования стилистического вкуса, повышения коммуникативной компетенции спортивных журналистов.
2. Научная актуальность проблемы связана с тем, что в центре внимания автора работы речевыеструктуры журналистского текста. Эта проблематика в центре внимания активно развивающегося сегодня научного направления – журналистскойлингвопраксиологии, вцентре внимания которой — «специфическая речевая организация профессиональных сфери разнообразных ситуаций медийного общения, — иными словами, язык как инструмент осуществления эффективной профессиональной речевой деятельности субъекта» .
3. Научная актуальность связана и с тем, что работа посвящена раскрытию механизмов отбора и сочетания языковых средств для выражения журналистской интенциональности, не исследовавшейсяранее в коммуникативной лингвистике.
Цель данной работы– дать стилистический анализ газетных публикаций, посвященных соревнованиям в танцах на льду.Для достижения поставленной нами цели необходимо выполнить ряд задач:
1. Выявить специфику спорта и танцев на льду, провести параллель между сугубо состязательной деятельностью и высоко эстетическим представлением.
2. Дать определение понятия «интенциональность», котороепозволяетувидетьструктуруавторскогозамыслапубликаций.
3. Выявить смысловую структуру спортивных публикаций, конкретно – текстов о танцах на льду, установить коммуникативные намерения, лежащие в основе создания таких тестов.
4. Рассмотреть, какими способами выделенные нами намерения выражаются в тексте.
5. Установить, какими языковыми средствами реализуются данные намерения.
Научная новизна работы состоит в том, что исследованию подвергаются приемы, средства и способы стилистического оформления публикаций о спорте, ранее не рассматривавшихся в исследовательской практике. Практическая направленность работы связана с ее ориентацией на раскрытие стилистического потенциала творческой журналистской деятельности. Считаем, что исследуемый дискурс отличает напряженность речевых поисков субъекта, поэтому внедрение результатов анализа дискурса в указанном аспекте в обучение будущих журналистов особенно значимо.
Поскольку публикаций, посвященных танцам на льду, встречается незначительное количество, в целях репрезентативности научных результатов, возникла необходимость в расширении хронологических рамок исследования.Эмпирическим материалом для работы послужили статьи спортивных рубрик из следующих газет и журналов :«Деловой Петербург», «Комсомольская правда», «Санкт-Петербургские Ведомости», «Коммерсант», «Аргументы и Факты», «7 дней», интернет-газеты «Газета.ru», «prosport», журнал «Большой спорт» и сайт 1 Федерального телеканала за 2000-2016 гг. Практическое значение исследования определяется возможностью выработки рекомендаций, основанных на изучении речевых профессиональных действий, востребованных журналистской практикой.
Ведущими методами исследования стали лингвопраксилогический и интенционально-стилистический, заложенные в трудах психолингвистовА.Н.Леонтьева, А.А.Леонтьева, Н.И. Жинкина, Н.Д.Павловой, Т.Н. Ушаковой и развитые в последующем в работах Л.Р.Дускаевой, Н.С.Цветовой, Н.А.Прокофьевой и др. Использовались также общенаучные методыклассификации и сопоставительный.
При написании выпускной квалификационной работы использовались такие методы как:
1. теоретический метод, основанный на анализе
2. эмпирический метод, основанный на наблюдении и описании
3. метод лингвистического анализа
Структура работы оправдана выбором темы и она состоит из Введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Во введении определяются актуальность, цель и задачи, практическое и теоретическое значение работы. В первой главе дается определение понятия «интенциональность», котороепозволяетувидетьструктуруавторскогозамыслапубликацийивыявляется смысловая структура спортивных публикаций, конкретно – текстов о танцах на льду, устанавливаются коммуникативные намерения, лежащие в основе создания таких тестов.
Во второй главе рассматриваются композиционно-стилистические способы, приемы создания медиатекста, а также анализируются материалы, составляющие эмпирическую базу нашего исследования, выявляются средства актуализации ситуации восприятия и оценки танца. В заключении подводятся основные итоги работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что спортивная журналистика, освещающая состязания танцев на льду не развивается параллельно развитию самого спорта. В современных СМИ большое место занимает спортивный контент, и это связно с популяризацией спорта, активного образа жизни людей. Для выполнения таких глобальных задач появляется потребность в заинтересованности людей тем или иным видом спорта. И именно СМИ являются посредниками между спортом и человеком.
В ходе исследования удалось установить, что публикация о танцах на льду может привлечь широкое внимание читателя к данному виду спорта, если будет освещать все стороны танца – и состязательную, и эстетическую.
В настоящее время практически любое СМИ предоставляет информацию о спорте, а эмпирическую базу нашего исследования составили тексты из газет : «Деловой Петербург», «Комсомольская правда», «Санкт-Петербургские Ведомости», «Коммерсант», «Аргументы и Факты», «7 дней», интернет-газеты «Газета.ru», «prosport», журнал «Большой спорт» и сайт 1 Федерального телеканала.
Перед нами стояла цель дать стилистический анализ газетных публикаций, посвященных соревнованиям в танцах на льду. Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи:
1. Выявлена специфика танцев на льду: с одной стороны спорт, проникнутый состязательностью, азартом, эмоциями, с другой – совокупность эстетических качеств, сам танец, костюмы, характер движений.
2. Дано определение и историческая характеристика термина «интенциональность», что означает «намерение» или структура авторского замысла в тексте.
3. Выявили, что тексты о танцах на льду пишутся как для фанатов данного вида спорта, так и для новых читателей. И смысл написания данного типа текстов – привлечение внимание к танцам на льду, освещение данного вида спорта со всех его сторон – коммуникативные намерения, лежащие в основе публикаций.
4. Рассмотрели, что выделенные нами коммуникативные намерения автора реализуются в тексте посредством учета фактора адресата, диалогичности речи, используемой в написании текстов. Также выявлено, что для большей реализации коммуникативных намерений журналиста, используется средства выразительности речи. Стиль речи, выбранный журналистом, также формирует читательское представление о танцах на льду.
5. Также было установлено, что тексты, в которых автор не пренебрегает использованием стилистических средств выразительности и различных тропов, становятся более яркими и запоминающимися, а значит сильнее воздействуют на читателя, путем анализа 21 текста известных СМИ.
Проблемы и трудности достижения цели были обусловлены тем, что ожидания об идеальном спортивном тексте далеко не совпадали с реальностью, а значит проблема написания текстов, посвященная танцам на льду остается открытой и подлежит дальнейшему изучению. Входе рассмотрения понятия интенциональности было выявлено, что текст, который не воспринимается читателем в полной мере, а значит формирует представление о событии, рассматриваемом тексте, активирования интереса к данному виду спорта, обречен на фиаско. И если идеальная спортивная публикация состоит из :
• освещения хода соревнований
• освещения эмотивной и эстетической стороны состязания
• освещение момента борьбы
То большинство проанализированных публикаций лишены одной или двух этих составляющих, однако текст, в котором ярче продемонстрирована эстетическая или эмоциональная сторона соревнования, будет "смотреться" более выигрышным, нежели обнаженная фактологическая правда, которая применима отнюдь не ко всем журналистским творениям.
Феномен "некоммуникативных публикаций", посвященных танцам на льду, обусловлен тем, что данный вид спорта, хоть и будучи олимпийским, не привлекает должного внимания со стороны аудитории, в отличие, скажем, от футбола. Наша совместная журналистская работа - привить этот интерес качественными и насыщенными текстами.
В узком смысле, ограничившись просторами нашей работы, цель выполнена, однако в глобальном - нет.
Данная научная работа может быть использована для дальнейшего изучения данной проблематики.



Философия: Энциклопедический словарь. — М.:Гардарики. ПодредакциейА.А. Ивина. 2004.
2. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. Изд. 5-е, испр. и доп.– Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. – 486 с.
3. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов.- С-Пб.: Паритет, 2007. – 320 с.
4. Кожина М.Н. Функциональные семантико-стилистические категории // Стилистический энциклопедический слварь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. М., 2003.
Материалы научно-практических конференций
5. Штуккерт А.Л. Интервью в спорте // Материалы итоговой науч.-практ. конф. профессорско-преподават. состава Нац. гос. ун-та физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург за 2012 г
6. Дускаева Л. Р. Интенциональность речевой деятельности журналиста: онто- логия и структура / Медиатекст как полиинтенциональная система. Материалы международного научного семинара. СПб., 2012.
Учебные пособия
7. Войтик Е.А. Информационные технологии в спортивно-массовой коммуникации : учеб.–метод. комплекс / Е.А. Войтик. - Томск : ТГУ, 2006.
8. Войтик Е.А. Спортивная журналистика : учеб.-метод. пособие / Е.А. Войтик. - Томск : Томский гос. ун-т, 2004
9. Алексеев К.А. «Спортивная журналистика» 2014 г.
10. Беляева В.Р. «Полифония спортивного дискурса» 2012 г.
11. Гутцайт Р.Л. «эмотивность и оценочность телевизионного футбольного комментария»
12. Гудков Д.Б. Спортивный комментарий как зеркало речевой революции // Мир рус.слова. - СПб., 2010
13. Покалюхин С.В. «лингвостилистический анализ спортивного комментария»
14. Кузьмина Н.А. Учебное пособие: Современный медиатекст. МЕДИАТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ МЕДИАЛИНГВИСТИКИ
15. Вакуров В.Н. Стилистика газетных жанров. - М., 1978 г
16. Баранов В.В. Спортивная печать Российской Федерации. Формирование новой системы.2001
17. Стернин И. А., Попова З.Д. Когнитивная лингвистика. – М.: АСТ, 2010. – с. 320
Диссертации
18. Дускаева Л. Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров. Пермь, 2004
19. Клушина Наталья Ивановна. Интенциональные категории публицистического текста (на материале периодических изданий 2000 - 2008 гг.) : диссертация
20. Люлевич А,А. «Образ спорта в отечественных СМИ» 2006г.
21. Десюк Д.В. «Специфика отражения темы спорта на современном Российском телевидении» 2010г.
22. Гудков Д.Б. К вопросу о речевой культуре русского лингво-культурного сообщества : на примере речи спортивных комментаторов // Язык - Культура - Человек. - М., 2008.
23. Макарова П.В. Специфика создания новостного информационного текста спортивного телевещания :дис. ... канд. филол. наук / Макарова П.В. – М., 2011
24. Спятков К.В. Коммуникативно-прагматические характеристики телевизионного спортивного дискурса :автореф. дис. ... канд. филол. наук / Спятков К.В. - Вологда, 2008
25. Войтик Е.А. Спортивная информация как понятие и ее роль в масс-медиа // Вестн. Челябинского гос. ун-та. - 2011.
26. Михайлов С.А. Спортивная журналистика / С.А. Михайлов. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005
27. Бондарко А.В. Лингвистика текста в системе функциональной грамматики / Текст. Структура и семантика. М., 2001. Т. 1.
Статьи
28. Макарова П.В. Спортивная журналистика на рубеже тысячелетий // Европейский журн. социал. наук. – 2011
29. Малышева Е.Г. Журналистский спортивный дискурс сквозь призму типологических характеристик языковой личности спортивного комментатора // Вестн. Омс. ун-та. - Омск, 2009
30. Ильченко С.Н. Спорт и электронные медиа : аспекты коммуникативного взаимодействия // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. – 2009
31. СяоЦзюнь. Новые тенденции освещения спортивных новостей // Обозрение СМИ. – 2003
Монографии
32. Малышева Е.Г. Русский спортивный дискурс: лингвокогнитивное исследование : монография / Е.Г. Малышева. – Омск : Изд-во ОмГУ, 2011
Бондарко А.В. Лингвистика текста в системе функциональной грамматики / Текст. Структура и семантика. М., 2001. Т. 1.
Дускаева Л. Р. Интент-анализ как вектор функционально-стилистического исследования речевых разновидностей / Медиалингвистика. Вып.1. Славянская стилистика. СПб, 2013. – С.81-91.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ