ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА 6
1.1 Место инвестиционной политики в системе отраслевых политик государства (система инструментов, методов) 6
1.2 Инвестиционная политика РФ на современном этапе развития 15
ГЛАВА 2. ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО В СИСТЕМЕ ИНСТРУМЕНТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 23
2.1 Частно-государственное партнерство в современных экономических условиях 23
2.2 Роль частно-государственного партнерства в обеспечении эффективной инвестиционной политики государства 29
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ПРОЕКТОВ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ 42
3.1Проект постройки Западного скоростного диаметра (ЗСД) 42
3.2 Проект создания системы «Платон» 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Катализатором развития современных мировых экономических систем является совокупность использования частных и государственных ресурсов. История показала, что модель Адама Смита с его «невидимой рукой рынка» не может обеспечить стабильного развития общества так же, как и модель тоталитарного государства с абсолютным контролем всех сфер общественной жизни. В связи с этим комбинация государственного и частного участия в политике и экономике представляется наиболее перспективным вариантом развития общества. Одной из ключевых задач государства в этих условиях является обеспечение привлекательного инвестиционного климата внутри страны, регуляция административных барьеров, снижение бюрократизации общества. Благоприятный инвестиционный климат, стимулируя создание новых рабочих мест и облегчая условия ведения малого и среднего бизнеса в конечном счете способствует повышению уровня жизни населения. Поэтому интерес власти к формированию благоприятного инвестиционного климата очевиден, ведь при этом власть обеспечивает себе политическое доверие со стороны общества. Масштабы, структура и эффективность использования инвестиций во многом определяют результаты хозяйствования на различных уровнях экономической системы, состояние, перспективы развития и конкурентоспособность национального хозяйства.
Российская экономика на современном этапе представляет собой экспортно-сырьевую модель экономики. Финансово-экономические кризисы последних лет показали всю несостоятельность данной модели, что привело к пересмотру стратегии экономического развития России на ближайшие годы. Согласно «Стратегии 2020» новая модель российской экономики («постиндустриальная экономика») должна основываться на сервисных отраслях, ориентированных на развитие человеческого капитала. Для реализации данной стратегии необходимы активные действия со стороны государства по привлечению новых инвесторов как внутренних, так и внешних. Наличие санкций и «контрсанкций» всерьез осложнило данную задачу. После Олимпийских Игр в Сочи в 2014 году российская экономика должна была стать более привлекательной для инвесторов, однако события на международной не позволили этому произойти. Сейчас государство выработало новую методику взаимодействия с бизнесом, базирующуюся не просто на привлечении средств частных предпринимателей, а на совместной реализации крупных стратегических проектов по принципу частно-государственного партнерства (ЧГП). Такое сотрудничество нацелено на обеспечение баланса интересов всех задействованных сторон, на решение проблем в области социально-экономического развития страны, на достижение высокого уровня активности российских экономических и политических игроков.
Таким образом, актуальность данной темы исследования обусловлена направленностью на решение чрезвычайно сложного комплекса проблем, от успешности реализации которых во многом будет зависеть будущее российского государства, бизнеса и общества в целом.
Степень разработанности темы
Многие ученые со всего мира всегда уделяли большое внимание исследованию аспектов сотрудничества государства и частного бизнеса. Такие современные ученые, как Э. Аткинсон, Е. Балацкий, В. Бирюков, Дж. Бьюкеннен, Дж. Валлис, Ю. Винслав, Н. Газизуллин, Р. Гринберг, Д. Осборн., Н. Петраков, Д. Стиглиц, К. Яновский раскрывают различные стороны данного партнества.
Вопросами становления ЧГП в России занимаются О.С. Белокрылова, Е.И. Бухвальд, В.Г. Варнавский, А.Г. Зельднер, М.А. Дерябина, В.А. Кабашкин, В.Н. Мочальников, Л.И. Цедилин.
Политико-правовые аспекты сотрудничество государства и субъектов хозяйствования нашли отражение в работах М.В. Вилисова, Е.А. Хрусталевой, В.И. Якунина, А.М. Ковалева, Л.Ю. Титова, Е.Б. Ленчук, В.Н. Лисачкина, В.М. Савельева.
Несмотря на большое количество работ в сфере частно-государственного партнерства, остается ряд областей, изучение которых началось недавно и сейчас происходит становление теоретико-методологической базы.
Объект исследования
Объектом исследования являются механизмы взаимодействия государства и бизнеса в рамках инвестиционной политики России.
Предмет исследования
Предметом данного исследования являются сущностные особенности реализации инвестиционной политики Российского государств, а также способы применения государственно-частного партнерства, как одного из главных инструментов данной политики.
Цель исследования
Цель исследования – изучить ключевые особенности инвестиционной политики РФ и рассмотреть ее реализацию на базе крупных ЧГП-проектов.
Задачи исследования
- изучение концептуальных основ инвестиционной политики;
- определение места инвестиционной политики в системе отраслевых политик России;
- выявление особенностей государственно-частного партнерства в РФ, как одного из ключевых стимулов инвестирования;
- рассмотрение применения методов партнерства государства и бизнеса в сфере реализации крупных инвестиционных проектов.
В рамках данной работы изучены концептуальные основы инвестиционной политики. Определено, что инвестиционная политика является одной из основных отраслевых политик в системе государственного управления. Во многом именно благодаря успешной реализации данной формы политики происходит успешное как экономическое, так и политическое развитие государства. В работе рассмотрены основные методы реализации инвестиционной политики. К их числу относятся создание нормативно-правовых актов, государственное планирование, программирование, партнёрство, субсидии и льготы, кредитование, осуществление социальных и экономических программ. Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет совокупность политических подходов и решений, закрепленных законодательством для установления рамок деятельности инвесторов. Рассмотрев, опыт реализации инвестиционной политики в различных странах мира, можно сделать вывод о том, что нет универсальных методов реализации, для каждой экономико-политической системы подходят свои уникальные методы. Одной из основных современных тенденций развития инвестиционной политики является её регионализация: все больше мер по улучшению инвестиционного климата федеральный центр старается передать органам власти субъектов федерации. Предполагается, что они должны быть более компетентны во многих вопросах, касающихся инвестиционного климата региона, тогда как федеральные органы власти будут заниматься реализацией проектов более крупного, общероссийского масштаба.
В работе доказана гипотеза о том, что частно-государственное партнерство является одним из наиболее эффективных методов инвестиционной политики в целом и наиболее подходящим для привлечения инвестиций в российскую экономику на современном этапе её развития. В современном мире механизм партнерства государства и бизнеса позволяет привлечь в экономику страны дополнительные ресурсы, перераспределить риски, направить деятельность частных бизнес-структур на обеспечение социально-экономического благополучия общества. Так как прогрессивное развитие страны напрямую связано с инновациями, то необходимо отметить, что формирование национальной и региональных инновационных систем основывается именно на принципе ЧГП, которое включает в себя взаимодействие государства, бизнеса и научно-образовательных организаций. Установление партнёрских отношений с бизнесом способствует более эффективному и качественному выполнению основных функций государства. Формы и методы реализации ЧГП могут существенно отличаться в зависимости от сферы применения, национальных и территориальных особенностей.
Проанализировав мировой опыт применения элементов ЧГП, можно сделать вывод, что с каждым годом количество и разнообразие программ, реализуемых с помощью механизмов ЧГП, растет ввиду того, что они доказывают свою эффективность. Экономические модели развитых стран мира направлены на поощрение частной инициативы, на перекладывании части социальной ответственности с государства на частные предприятия.
Особую эффективность механизмы партнерства приобретают в кризисные и посткризисные для государства периоды. Ослабленные политические институты не всегда могут справиться с удовлетворением всех имеющихся запросов общества, экономические субъекты также могут испытывать определенные трудности ввиду спада производства и понижения покупательной способности потребителей. В данном случае кооперация - это то, что поможет решить проблемы обоих субъектов.
Реализация проекта ЗСД посредством частно-государственного партнерства оказалась наиболее эффективным способом как с точки зрения финансовых потоков, так и с точки зрения социально-политической эффективности. Сотрудничество частного капитала и государственного оказалось наиболее подходящим в сложных экономических условиях, в которые попала стройка проекта. Именно благодаря этому механизму удалось спасти компании-застройщики от банкротства и обеспечить город поочередным введением объектов транспортной инфраструктуры в пользование.
Проект создания платежной системы «Платон» оказался более проблематичным. Финансово-экономическая сторона вопроса была хорошо проработана и запущена в использование. Однако, социально-политическая сторона явно было недооценена. Власти не были готовы к такому количеству забастовок дальнобойщиков. Стоит отметить, что для введения такой системы необходимо создание определенных конструктивных предпосылок, чтобы она не стала губительной для представителей бизнеса. Необходим апробационный запуск данной системы для выявления проблем и недостатков.
На данный момент инвестиционная политика России переживает тяжелые времена. Ввиду сложной экономической и политической ситуации, внешнеполитических обострений, низких цен на энергоресурсы, нестабильностью национальной валюты инвестиционные потоки в экономику страны сократились на 92%. Основными проблемами инвестиционной политики остаются падение доверия международных кредитных организаций к российским акциям, дефицит ликвидности внутри России, снижение динамики производства в важнейших отраслях российской экономики, падение уровня ВВП, бюрократизированность экономико-политической системы, отсутствие прозрачности при проведении конкурсных отборов, высокие ставки налогообложения во многих отраслях.
На данный момент перед Россией стоит ряд целей и задач, которые необходимо выполнить уже в самом ближайшем будущем для того, чтобы страна смогла приблизиться к развитым державам по показателю благоприятности внутреннего инвестиционного климата.
1. Федеральный закон №39 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации», Москва, 25.02.1999
2. Федеральный закон №116 «Об особых экономических зонах в РФ», Москва, 22.07.2005
3. Федеральный закон №224 «О государственном-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Москва, 13.07.2015
4. Постановление Правительства РФ №675 «О федерально целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы», Москва, 17.09.2001
5. Постановление Правительства РФ №316 «ОбутверждениигосударственнойпрограммыРоссийскойФедерации«Экономическоеразвитие и инновационная экономика»», Москва, 15.04.2014
6. Распоряжение Правительства РФ №1662-р от 29.08.2014 г. Москва / Российская газета [Москва], 2014. URL: http://rg.ru/2014/09/03/usloviya-site-dok.html (дата обращения: 06.05.2016)
7. Постановление Совета министров СССР № 341 «О комплексном развитии и сохранении исторически сложившегося центра города Ленинграда», Ленинград, 07.04.1990
8. Закон Санкт-Петербурга №684-159 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах», Санкт-Петербург, 20.12.2006
9. Распоряжение мэра Санкт-Петербурга №97-р «О создании Западного скоростного диаметра», Санкт-Петербург, 06.02.1996
Книги и печатные издания:
10. Белов В.Г. Перспективы третьего этапа становления государственно-частного в России как технологии социально-экономического развития – Москва: Журнал «Экономическая теория и практика», 2014
11. Василенок В.Л. Развитие форм государственно-частного партнерства в Российской экономике – Санкт-Петербург: Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент», 2014
12. Жукова Н.С. Регулирование предпринимательской деятельности на основе развития государственно-частного партнерства – Санкт-Петербург: диссертация канд. экон. наук, 2012
13. Зимина И.В. Роль государственно-частного партнерства в становлении региональной инновационной системы – Сыктывкар: Издательство «Сыктывкарский государственный университет», 2012.
14. Игонина Л. Л. Инвестиции : пособие для студентов высших учебных заведений по финансово-экономическим специальностям - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Магистр Инфра-М, 2013.
15. Кабашкин В.А. Государственно-частное партнерство в регионах Российской Федерации – Москва: Издательский дом «Дело», 2015.
16. Мальков Э.Д. Особенности регулирования иностранных инвестиций в отдельных зарубежных странах– 1-е изд. - Перспектива, 2000.
17. Новикова М.Ю. Основные формы экономического взаимодействия частного бизнеса и государства – Москва: Мир перемен, 2011
18. Якунин В.И. Партнерство в механизме государственного управления – 2 изд. - Москва: Сборник «Социологические исследования», 2007
19. Yescombe E.R. Public-Private Partnerships: principles of policy and finance – Бостон: Издательство «Elsevier», 2007
20. Бизнес и власть в России : формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата / А. Н. Шохин, д.э.н., проф., С. Р. Борисов, к.э.н., проф., М. Н. Глухова, к.э.н., заслуж. экономист Рос. Федерации и др.; науч. ред. и рук.: А. Н. Шохин – 2-е изд. - Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2015.
21. Государственно-частное партнерство в зарубежных странах или как реализовать ГЧП в России – Москва: Издательство журнала «Финансы, экономика, безопасность», 2009.
22. Public-Private Partnerships in Pursuit in Risk Sharing and Value for Money – Чикаго: Издательство «OECD Publishing», 2008
Электронные ресурсы:
23. Богачев Ю.С. Государственно-частное партнерство в инновационных системах / Журнал «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики» [Москва], 2012. URL: http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/---ep12-02/396-a(дата обращения: 14.04.16)
24. Варнавский В. Г. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления /Отечественные записки. [Москва] 2004. № 6 URL:http://magazines.russ.ru/oz/2004 /6/2004_6_19.html (демата обращения 05.04.2016).
25. Гайдаев В. Международные инвесторы активно уходят с российского рынка / Коммерсант.ру[Москва], 2015. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2728016 (дата обращения: 02.04.2016)
26. Иваницкая И.И. Инвестиции и инвестиционная политика / Вестник научного центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. [Сыктывкар] URL: http://koet.syktsu.ru/vestnik/2006/2006-2/4.htm (дата обращения: 05.05.16)
27. Петров А.В. Инвестиционная политика региона: ориентация на инновации / Журнал «Креативная экономика». [Москва], 2012 URL:http://www.creativeconomy.ru/articles/24113/ (дата обращения: 10.04.16)
28. Сборов. А. Грузовики выехали на обочину / Газета „Коммерсантъ“ № 214 от 20.11.2015 [Москва], 2015. URL:http://kommersant.ru/doc/2857900 (дата обращения: 29.04.2016)
29. Шабров О.Ф. Корпоративизм в отношениях государства и бизнеса / Материалымеждународнойнаучно-практическойконференции«Государство, НКО и бизнес: процесс взаимодействия». [Москва], 2007. URL: http://shabrov.info/Statji/Korpor2.htm (дата обращения: 10.04.16)
30. Шамхалов Ф.И. О государственной поддержке предпринимательства в России / Журнал «Экономика». [Москва], 2011 URL:http://vasilievaa.narod.ru/18_2_98.htm (дата обращения: 24.02.16)
31. Валентину Матвиенко назвали самым успешным губернатором Петербурга / Деловой Петербург [СПб.], 2011. URL:http://www.dp.ru/a/2011/08/09/Valentinu_Matvienko_nazva/ (дата обращения: 02.05.2016)
32. Внешэкономбанк и проекты государственно-частного партнерства в России. Новые задачи и возможности в условиях экономического спада. Концептуальные положения ЗАО «Делойт Туш СНГ» / [Москва], 2009. URL: http://www.anspa.ru/files/sem2009/bazhenov/bazhenov.pdf/ (дата обращения: 04.05.2016).
33. Депутат ЗакСа Санкт-Петербурга требует разорвать сделку со строителями ЗСД / Электронное издание «Аргументы и факты» [СПб.] 2016. URL: http://www.spb.aif.ru/money/finances/deputat_zaksa_peterburga_trebuet_razorvat_sdelku_so_stroitelyami_zsd (дата обращения: 30.04.2016)
34. Западный скоростной диаметр. Почему Смольный собирается выплачивать 4,7 млрд. инвестору ЗСД / Агентство Бизнес Новостей [СПб.], 2016. URL:http://abnews.ru/2016/03/31/zapadnyj-dorogoj-diametr-pochemu-smolnyj-sobiraetsya-vyplachivat-47-mlrd-investoru-zsd/ (дата обращения: 05.05.2016)
35. Запуск «Платона». В России начала работать новая система по взиманию денег с дальнобойщиков / Новостной портал «Meduza», 2015. URL: https://meduza.io/feature/2015/11/16/platon-ne-drug (дата обращения: 01.05.2016)
36. Нет «Платону»! Письмо Валерия Рашкина президенту накануне масштабных акций протеста дальнобойщиков / Официальный сайт КПРФ [Москва], 2015. URL:https://kprf.ru/dep/gosduma/activities/149091.html (дата обращения: 04.05.2016)
37. О системе взимания платы / Официальный сайт системы взимания платы «Платон» [Москва], 2016. URL: http://platon.ru/ru/about/ (дата обращения: 05.05.2016)
38. Олимпийцы Forbes: кто и сколько потратил на Сочи-2014 / Журнал Forbes [Москва], 2014. URL: http://www.forbes.ru/reitingi-photogallery/250265-olimpiitsy-forbes-kto-i-skolko-potratil-na-sochi-2014/photo/1 (дата обращения: 27.02.16)
39. Основные инвестиционные политики компаний / MANALAND: территория менеджмента. [Москва] URL:http://www.manaland.ru/lamas-31-1.html (дата обращения: 30.04.16)
40. Питерские чиновники пытаются избежать компенсации 4 млрд. рублей концессионеру ЗСД / Интернет-портал «Право.ру» [СПб.], 2016. URL: http://pravo.ru/news/view/128964/(дата обращения: 14.05.2016)
41. «Платоническая» революция водителей-дальнобойщиков / «Русская служба BBC», 2015. URL: http://www.bbc.com/russian/russia/2015/11/151123_russia_truck_protests (дата обращения: 03.05.2016)
42. «Политбюро 2.0» и сирийский гамбит / Доклад «Минченко консалтинг» [Москва], 2015. URL:http://minchenko.ru/analitika/analitika_57.html (дата обращения: 02.05.2016)
43. Почему Россия не Сирия / Издание «Ведомости» [Москва], 2016. URL:http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2016/02/10/628311-rossiya-ne-siriya (дата обращения: 03.05.2016)
44. Прямые иностранные инвестиции в Россию в 2015 году рухнули на 92% / Международная информационная группа «Интерфакс». [Москва], 2016 URL: http://www.interfax.ru/business/490758 (дата обращения: 13.03.16)
45. Соглашение о ГЧП / Официальный сайт ООО «Магистраль северной столицы» [СПб.] 2006-2016. URL:http://nch-spb.com/about/gchp/ (дата обращения: 28.04.16)
46. Строительство Западного скоростного диаметра / Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. [СПб.]URL: http://gov.spb.ru/gov/terr/reg_kirovsk/stroitelstvo-v-rajone/stroitelstvo-zapadnogo-skorostnogo-diametra/ (дата обращения: 27.04.16)
47. У администрации президента начался пикет дальнобойщиков / Газета.ру[Москва], 2015. URL:http://www.gazeta.ru/auto/news/2015/12/14/n_8008931.shtml (дата обращения: 03.05.2016)
48. Zuleeg F. CanPublicPrivatePartnerships (PPPs) lever investment to get Europr out of economic crisis? / European Policy Centre [Bruxelles], 2012. URL: http://www.epc.eu/documents/uploads/pub_3066_can_public_private_partnerships_lever_investment_to_get_europe_out_of_economic_crisis.pdf(дата обращения: 04.05.2016)
49. House Committee Wants Pentagon To Identify P3 Options To Mitigate Climate Change Impacts/ «The National Council For Public-Private Partnerships»[Washington], 2015.URL: http://www.ncppp.org/house-committee-wants-pentagon-to-identify-p3-options-to-mitigate-climate-change-impacts/(дата обращения : 07.05.2016)
50. Infrastructure in a Market Economy: Public-Private Partnerships in a Changing World/ Издание «Harvard Kennedy School» [Harvard], 2015 – URL: https://exed.hks.harvard.edu/Programs/ime/overview.aspx(дата обращения: 07.05.2016)
51. Public Private Partnership In Germany – An Overview/ Новостной портал «Mondaq», 2009.URL: http://www.mondaq.com/default.asp?ncountry_id=0&child_id=0&topic_id=0&product_id=0(дата обращения: 08.05.2016)
52. Public-Private Partnership Units: Are they needed and what should they do? / Материалы дискуссии на интернет-сайте «The World Bank», 2006. URL:http://www.un.org/esa/coordination/Alliance/WB-online%20discussion%20on%20PPP%20units.htm(дата обращения: 09.05.2016)