Роман «Женский портрет» Генри Джеймса как идейно-эстетическая полемика с женским викторианским романом
|
Введение 3
Глава I. Викторианский роман как отражение жизни социума 11
1.1. Особенности викторианского общества 11
1.2. Положение женщины в викторианском обществе 20
1.3. Викторианский роман как культурно-исторический феномен 29
1.4. Место женщины в викторианском романе 35
Глава II. Генри Джеймс и викторианская литература 40
2.1. Творческая биография Генри Джеймса 40
2.2. Взаимодействие Генри Джеймса с викторианской литературой 46
Глава III. Роман «Женский портрет» и полемика Генри Джеймса с женским викторианским романом 70
3.1. Роман «Женский портрет» как отражение взглядов Генри Джеймса на «женский вопрос» 70
3.2. Роман «Женский портрет» и «Миддлмарч»: направления идейно-эстетической полемики Генри Джеймса и женского викторианского романа 90
Заключение 104
Список использованной литературы 106
Глава I. Викторианский роман как отражение жизни социума 11
1.1. Особенности викторианского общества 11
1.2. Положение женщины в викторианском обществе 20
1.3. Викторианский роман как культурно-исторический феномен 29
1.4. Место женщины в викторианском романе 35
Глава II. Генри Джеймс и викторианская литература 40
2.1. Творческая биография Генри Джеймса 40
2.2. Взаимодействие Генри Джеймса с викторианской литературой 46
Глава III. Роман «Женский портрет» и полемика Генри Джеймса с женским викторианским романом 70
3.1. Роман «Женский портрет» как отражение взглядов Генри Джеймса на «женский вопрос» 70
3.2. Роман «Женский портрет» и «Миддлмарч»: направления идейно-эстетической полемики Генри Джеймса и женского викторианского романа 90
Заключение 104
Список использованной литературы 106
Актуальность темы исследования. Генри Джеймс (1843-1916), переехав в 1876 году в Лондон, имел возможность наблюдать и рефлексировать над тем, что происходит вокруг него. Джеймс активно читал произведения викторианских авторов и также активно писал о них. Большой интерес у Генри Джеймса вызывали женщины-писательницы. Генри Джеймс создаёт произведения («Дейзи Милер», «Женский портрет», чуть позже – «Бостонцы», «Поворот винта»), которые получают новую феминистскую интерпретацию. Попытки феминистского прочтения романов Джеймса продолжаются до сих пор. Так, в 2018 году была опубликована книга «Послесловие Генри Джеймса к феминизму: Энни Филдс, Эмили Дикинсон, Маргерит Дюрас» Кэтрин Вичелнс (Henry James's Feminist Afterlives AnnieFields, EmilyDickinson, MargueriteDuras, Kathryn Wichelns, 2018), в которой исследуется вопрос о влиянии на творчество Генри Джеймса общения с женщинами-писательницами. Автор книги обращается к таким материалам, которые ранее не исследовались (в частности, к переписке Джеймса и Энни Филдс).Стоить отметить и то, что современные учёные всё чаще отказываются от традиционных методов интерпретации произведений Генри Джеймса. Романы и повести писателя интерпретируют с точки зрения гендерных теорий, а также с применением квир-теории. Так, в книге Леланда С. Пёсона «Генри Джеймс и сомнение в мужественности» (Henry James and the Suspense of Masculinity, Leland S.Person, 2003) выдвинут тезис о том, что писатель в своём творчестве бросает вызов традиционным конструкциям гетеросексуальной мужественности.
Викторианская эпоха – это уникальный культурно-исторический период, выдвинувший достаточное количество проблем. Писатели викторианской эпохи, рефлексируя над событиями, происходящими в стране и обществе, обогащали английскую литературу новыми темами и приёмами творчества. В викторианской Англии на первый план выходит проблема положения женщины в обществе. Английские писатели и писательницы активно обращались к так называемому «женскому вопросу». Однако впервые о проблеме положения женщины в обществе говорит писательница довикторианской эпохи Джейн Остен. Генри Джеймс, переехав в 1876 году в Лондон, имел возможность наблюдать и рефлексировать над тем, что происходит вокруг него. Джеймс активно читал произведения викторианских авторов и также активно писал о них. Большой интерес у Генри Джеймса вызывали женщины-писательницы, творчеству которых он посвятил внушительную часть своих критических эссе. Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена, во-первых, тем, что современные исследователи продолжают открывать новые грани не только в творчестве Генри Джеймса, но и в его личности, критическое наследие писателя представляет собой огромное поле для изучения новых сторон его творчества и личности; во-вторых, на творчество Генри Джеймса и викторианских писательниц обращают обострённое внимание не только литературные критики, но и исследователи из других научных областей; в-третьих, сопоставительный анализ романа «Женский портрет» и романа «Миддлмарч» позволяет выявить направления полемики между Генри Джеймсом и женским викторианским романом.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются роман Генри Джеймса «Женский портрет» и критические эссе Генри Джеймса, посвящённые викторианским писательницам (Элизабет Гаскелл, Мэри Элизабет Браддон, Джордж Элиот). Предмет исследования можно обозначить как идейно-эстетическая полемика Генри Джеймса с женским викторианским романом (на примере романа Джордж Элиот «Миддлмарч»).
Цель исследования: изучить основные направления идейно-эстетической полемики Генри Джеймса в контексте романа «Женский портрет» и «Миддлмарч».
Реализация поставленной цели исследования потребовала решения ряда задач:
- рассмотреть основные особенности викторианского общества;
- проанализировать положение женщин в викторианском обществе;
- определить особенности викторианского романа;
- обозначить место женщины в викторианском романе;
- изучить творческую биографию Генри Джеймса, а также рассмотреть идейно-художественное своеобразие творчества писателя;
- проанализировать критические эссе Генри Джеймса, посвящённые женщинам-писательницам;
- проанализировать роман Генри Джеймса «Женский портрет» с точки зрения отношения писателя к «женскому вопросу»;
- сравнить взгляды Генри Джеймса и Джордж Элиот на «женский вопрос».
Методологической основой исследования являются:
- биографический метод, с помощью которого мы сможем рассмотреть творчество Генри Джеймса как рефлексию над его субъективным жизненным опытом;
- историко-культурный метод, с помощью которого мы сможем выявить причины воззрений Генри Джеймса на «женский вопрос»;
- сравнительно-исторический метод, с помощью которого мы сможем провести сравнительный анализ романа «Женский портрет» и «Миддлмарч» и выявить разницу во взглядах на «женский вопрос» у Генри Джеймса и у Джордж Элиот.
Степень изученности темы исследования. Литературу, использованную в процессе написания данного исследования, можно разделить на четыре блока: 1) литература, посвящённая особенностям викторианского общества и положению женщин в викторианском обществе; 2) литература, анализирующая особенности викторианского романа; 3) критическая рецепция творчества Генри Джеймса и Джордж Элиот; 4) феминистские и гендерные интерпретации творчества Генри Джеймса.
1)Викторианскому обществу и его особенностям посвящено большое количество научных работ и в нашей стране, и за рубежом. Среди отечественных исторических работ, посвящённых викторианскому обществу, можно выделить книгу под редакцией И.М. Узнародова «Викторианцы. Столпы британской политики XIX века», книгу Т.В. Диттрич «Повседневная жизнь викторианской Англии», книгу Н.А. Ерофеева «Туманный Альбион. Англия и англичане глазами русских». Среду научных трудов зарубежных исследователей о викторианском обществе мы можем выделить работу Дж.Л. Альтхольца «Викторианская Англия, 1837-1901», Ричарда Д. Алтика «Викторианские люди и идеи: помощник современного читателя викторианской литературы», Салли Митчелла «Повседневная жизнь в викторианской Англии».
Кроме этого, стоит отметить те работы, в которых исследуется положение женщин в викторианской Англии. Среди отечественных работ мы может выделить книгу К. Гриндберг, К. Коути «Женщина Викторианской Англии: От идеала до порока», Х. Роуз «Исследование женских проблем в Великобритании». Среди зарубежных исследований мы обнаруживаем следующие научные труды: Г. Аллен «Женщина, которая сделала», Н. Ауэрбах «Женщина и демон», М.Л. Шэнли «Феминизм, брак и закон в викторианской Англии», К. Иттман «Работа, гендер и семья в викторианской Англии», Ш. Маркус «Между женщинами: дружба, желание и брак в викторианской Англии», Л. Мердок «Повседневная жизнь викторианских женщин». Есть и специальные научные статьи, посвящённые какому-либо одному аспекту жизни викторианского общества: Л.С. Хачатрян «Мораль викторианской Англии как последствие "культурного взрыва"», О.В. Шнырова «Социально-правовой статус женщины в викторианской Англии и суфражистское движение» .
2) Теоритическая основа 2 параграфа 1 главы ВКР состоит из исследований отечественных литературоведов. В этой связи мы можем выделить следующие работы: М.П. Алексеев «Английская литература: очерки и исследования», Г.В. Аникини Н.П. Михальская «История английской литературы», С.Д. Артамонов «История зарубежной литературы XVII-XVIII веков», М.М. Бахтин «Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук», М.М. Бахтин «Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет», В.В. Виноградов «О языке художественной литературы» , В.М. Жирмунский «Из истории западноевропейских литератур», В.В. Ивашева «"Век нынешний и век минувший": Английский роман XIX века в его современном звучании», Б.О. Корман «Изучение текста художественного произведения». Кроме этого, в ходе анализа термина «викторианский роман» мы обращались к следующим научным работам: А. Кеттл «Введение в историю английского романа», Г.К. Честертон «Викторианская эпоха в литературе», Б. Дэннис «Викторианский роман», Д. Бити «Неправильное прочтение "Джейн Эйр»: постформалистская парадигма», Л. Джеймс «Викторианский роман», Дж.И. Адамс «История викторианской литературы».
3) Теоретическая основа 2 и 3 главы нашего исследования состоит из работ отечественных и зарубежных литературоведов. Среди отечественных ученых, занимающихся разными аспектами творчества Генри Джеймса, мы можем выделить О.Ю. Анцыферову (монография «Литературная саморефлексия и творчество Генри Джеймса», «Культ Генри Джеймса: к постановке проблемы», «Генри Джеймс: сотворение биографии» ), Ю.В. Бойко, Р.П. Блэкмур, Л.Н. Еникеева, А.М. Зверев, А.Н. Надворная, М.П. Николенко, Т.Л. Селитрина («Джеймс и проблемы английского романа 1880 – 1890 гг.», «Записные книжки Генри Джеймса как творческая биография писателя» ), В.М. Толмачёв, М.В. Урнов, М.А. Шерешевская. Среди зарубежных исследователей мы можем выделить следующие работы: М. Белл «Значение Генри Джеймса», Э. Берлан «Культура и поведение в романах Генри Джеймса», Т. Босанка «Генри Джеймс за работой», С. Четмэн «Поздний стиль Генри Джеймса», Д.К. Роу «Теоретические аспекты Генри Джеймса».
Творчество Джордж Элиот мы анализировали, опираясь на работы Б.М. Проскурнина, Н.В. Шаминой. А также мы обращались к работам зарубежных исследователей: Б. Харди «Романы Джордж Элиот», К. Хбюз «Джордж Элиот: последняя викторианка», Д. Беннетт «Джордж Элиот: её ум и её творчество», Нэнси Л. Паксон «Джордж Элиот и Герберт Спенсер: Феминизм, эволюционизм и реконструкция пола», Дж. Сиротный «Феминизм Джордж Элиота: право на бунт» .
4) Что касается феминистских и гендерных интерпретаций романов Генри Джеймса, во второй половинеXXвека начинают появляться работы, в которых творчество Генри Джеймса интерпретируется с феминистской и гендерной точки зрения. В нашем исследовании мы обращаемся к следующим научным работам: Дж.К. Роу «Другой Генри Джеймс», А. Хабеггер «Генри Джеймс и женское начало», Д. Иззо «Изображение леди: гендерные технологии в рассказах Генри Джеймса», К. Вичелнс «Послесловие Генри Джеймса к феминизму: Энни Филдс, Эмили Дикинсон, Маргерит Дюрас».
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе предпринята попытка провести комплексный анализ критического наследия Генри Джеймса, романа «Женский портрет» и романа «Миддлмарч» с тем, чтобы выявить взгляды писателя на «женский вопрос» и полемику писателя с женским викторианским романом.
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
Апробация исследования. Общая концепция работы апробировалась в ходе семинаров по ВКР СПбГУ.
Викторианская эпоха – это уникальный культурно-исторический период, выдвинувший достаточное количество проблем. Писатели викторианской эпохи, рефлексируя над событиями, происходящими в стране и обществе, обогащали английскую литературу новыми темами и приёмами творчества. В викторианской Англии на первый план выходит проблема положения женщины в обществе. Английские писатели и писательницы активно обращались к так называемому «женскому вопросу». Однако впервые о проблеме положения женщины в обществе говорит писательница довикторианской эпохи Джейн Остен. Генри Джеймс, переехав в 1876 году в Лондон, имел возможность наблюдать и рефлексировать над тем, что происходит вокруг него. Джеймс активно читал произведения викторианских авторов и также активно писал о них. Большой интерес у Генри Джеймса вызывали женщины-писательницы, творчеству которых он посвятил внушительную часть своих критических эссе. Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена, во-первых, тем, что современные исследователи продолжают открывать новые грани не только в творчестве Генри Джеймса, но и в его личности, критическое наследие писателя представляет собой огромное поле для изучения новых сторон его творчества и личности; во-вторых, на творчество Генри Джеймса и викторианских писательниц обращают обострённое внимание не только литературные критики, но и исследователи из других научных областей; в-третьих, сопоставительный анализ романа «Женский портрет» и романа «Миддлмарч» позволяет выявить направления полемики между Генри Джеймсом и женским викторианским романом.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются роман Генри Джеймса «Женский портрет» и критические эссе Генри Джеймса, посвящённые викторианским писательницам (Элизабет Гаскелл, Мэри Элизабет Браддон, Джордж Элиот). Предмет исследования можно обозначить как идейно-эстетическая полемика Генри Джеймса с женским викторианским романом (на примере романа Джордж Элиот «Миддлмарч»).
Цель исследования: изучить основные направления идейно-эстетической полемики Генри Джеймса в контексте романа «Женский портрет» и «Миддлмарч».
Реализация поставленной цели исследования потребовала решения ряда задач:
- рассмотреть основные особенности викторианского общества;
- проанализировать положение женщин в викторианском обществе;
- определить особенности викторианского романа;
- обозначить место женщины в викторианском романе;
- изучить творческую биографию Генри Джеймса, а также рассмотреть идейно-художественное своеобразие творчества писателя;
- проанализировать критические эссе Генри Джеймса, посвящённые женщинам-писательницам;
- проанализировать роман Генри Джеймса «Женский портрет» с точки зрения отношения писателя к «женскому вопросу»;
- сравнить взгляды Генри Джеймса и Джордж Элиот на «женский вопрос».
Методологической основой исследования являются:
- биографический метод, с помощью которого мы сможем рассмотреть творчество Генри Джеймса как рефлексию над его субъективным жизненным опытом;
- историко-культурный метод, с помощью которого мы сможем выявить причины воззрений Генри Джеймса на «женский вопрос»;
- сравнительно-исторический метод, с помощью которого мы сможем провести сравнительный анализ романа «Женский портрет» и «Миддлмарч» и выявить разницу во взглядах на «женский вопрос» у Генри Джеймса и у Джордж Элиот.
Степень изученности темы исследования. Литературу, использованную в процессе написания данного исследования, можно разделить на четыре блока: 1) литература, посвящённая особенностям викторианского общества и положению женщин в викторианском обществе; 2) литература, анализирующая особенности викторианского романа; 3) критическая рецепция творчества Генри Джеймса и Джордж Элиот; 4) феминистские и гендерные интерпретации творчества Генри Джеймса.
1)Викторианскому обществу и его особенностям посвящено большое количество научных работ и в нашей стране, и за рубежом. Среди отечественных исторических работ, посвящённых викторианскому обществу, можно выделить книгу под редакцией И.М. Узнародова «Викторианцы. Столпы британской политики XIX века», книгу Т.В. Диттрич «Повседневная жизнь викторианской Англии», книгу Н.А. Ерофеева «Туманный Альбион. Англия и англичане глазами русских». Среду научных трудов зарубежных исследователей о викторианском обществе мы можем выделить работу Дж.Л. Альтхольца «Викторианская Англия, 1837-1901», Ричарда Д. Алтика «Викторианские люди и идеи: помощник современного читателя викторианской литературы», Салли Митчелла «Повседневная жизнь в викторианской Англии».
Кроме этого, стоит отметить те работы, в которых исследуется положение женщин в викторианской Англии. Среди отечественных работ мы может выделить книгу К. Гриндберг, К. Коути «Женщина Викторианской Англии: От идеала до порока», Х. Роуз «Исследование женских проблем в Великобритании». Среди зарубежных исследований мы обнаруживаем следующие научные труды: Г. Аллен «Женщина, которая сделала», Н. Ауэрбах «Женщина и демон», М.Л. Шэнли «Феминизм, брак и закон в викторианской Англии», К. Иттман «Работа, гендер и семья в викторианской Англии», Ш. Маркус «Между женщинами: дружба, желание и брак в викторианской Англии», Л. Мердок «Повседневная жизнь викторианских женщин». Есть и специальные научные статьи, посвящённые какому-либо одному аспекту жизни викторианского общества: Л.С. Хачатрян «Мораль викторианской Англии как последствие "культурного взрыва"», О.В. Шнырова «Социально-правовой статус женщины в викторианской Англии и суфражистское движение» .
2) Теоритическая основа 2 параграфа 1 главы ВКР состоит из исследований отечественных литературоведов. В этой связи мы можем выделить следующие работы: М.П. Алексеев «Английская литература: очерки и исследования», Г.В. Аникини Н.П. Михальская «История английской литературы», С.Д. Артамонов «История зарубежной литературы XVII-XVIII веков», М.М. Бахтин «Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук», М.М. Бахтин «Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет», В.В. Виноградов «О языке художественной литературы» , В.М. Жирмунский «Из истории западноевропейских литератур», В.В. Ивашева «"Век нынешний и век минувший": Английский роман XIX века в его современном звучании», Б.О. Корман «Изучение текста художественного произведения». Кроме этого, в ходе анализа термина «викторианский роман» мы обращались к следующим научным работам: А. Кеттл «Введение в историю английского романа», Г.К. Честертон «Викторианская эпоха в литературе», Б. Дэннис «Викторианский роман», Д. Бити «Неправильное прочтение "Джейн Эйр»: постформалистская парадигма», Л. Джеймс «Викторианский роман», Дж.И. Адамс «История викторианской литературы».
3) Теоретическая основа 2 и 3 главы нашего исследования состоит из работ отечественных и зарубежных литературоведов. Среди отечественных ученых, занимающихся разными аспектами творчества Генри Джеймса, мы можем выделить О.Ю. Анцыферову (монография «Литературная саморефлексия и творчество Генри Джеймса», «Культ Генри Джеймса: к постановке проблемы», «Генри Джеймс: сотворение биографии» ), Ю.В. Бойко, Р.П. Блэкмур, Л.Н. Еникеева, А.М. Зверев, А.Н. Надворная, М.П. Николенко, Т.Л. Селитрина («Джеймс и проблемы английского романа 1880 – 1890 гг.», «Записные книжки Генри Джеймса как творческая биография писателя» ), В.М. Толмачёв, М.В. Урнов, М.А. Шерешевская. Среди зарубежных исследователей мы можем выделить следующие работы: М. Белл «Значение Генри Джеймса», Э. Берлан «Культура и поведение в романах Генри Джеймса», Т. Босанка «Генри Джеймс за работой», С. Четмэн «Поздний стиль Генри Джеймса», Д.К. Роу «Теоретические аспекты Генри Джеймса».
Творчество Джордж Элиот мы анализировали, опираясь на работы Б.М. Проскурнина, Н.В. Шаминой. А также мы обращались к работам зарубежных исследователей: Б. Харди «Романы Джордж Элиот», К. Хбюз «Джордж Элиот: последняя викторианка», Д. Беннетт «Джордж Элиот: её ум и её творчество», Нэнси Л. Паксон «Джордж Элиот и Герберт Спенсер: Феминизм, эволюционизм и реконструкция пола», Дж. Сиротный «Феминизм Джордж Элиота: право на бунт» .
4) Что касается феминистских и гендерных интерпретаций романов Генри Джеймса, во второй половинеXXвека начинают появляться работы, в которых творчество Генри Джеймса интерпретируется с феминистской и гендерной точки зрения. В нашем исследовании мы обращаемся к следующим научным работам: Дж.К. Роу «Другой Генри Джеймс», А. Хабеггер «Генри Джеймс и женское начало», Д. Иззо «Изображение леди: гендерные технологии в рассказах Генри Джеймса», К. Вичелнс «Послесловие Генри Джеймса к феминизму: Энни Филдс, Эмили Дикинсон, Маргерит Дюрас».
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе предпринята попытка провести комплексный анализ критического наследия Генри Джеймса, романа «Женский портрет» и романа «Миддлмарч» с тем, чтобы выявить взгляды писателя на «женский вопрос» и полемику писателя с женским викторианским романом.
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
Апробация исследования. Общая концепция работы апробировалась в ходе семинаров по ВКР СПбГУ.
В начале исследования мы поставили цель изучить основные направления идейно-эстетической полемики Генри Джеймса в контексте романа «Женский портрет» и «Миддлмарч». Для достижения этой цели в первой главе исследования были изучены особенности викторианского общества и положения женщины в нём. Кроме этого, мы проанализировали теоретические споры вокруг термина «викторианский роман» и обозначили круг писателей, которые обращались в своём творчестве к женской проблематике.
Было определено, что для викторианского общества вопрос, связанный с положением женщин, играет большую роль, потому что во всех аспектах жизни женщина в викторианской Англии имела непростое положение. Единственным способом реализации для женщин становится брак, вступая в который она полностью теряла свои юридические права. Гендерное неравенство привело к активному развитию движения, выступающего за равноправие женщин, а это, в свою очередь, нашло отражение в культуре и литературе. «Викторианский роман», который мы понимаем как прозаическое произведение, созданное в викторианскую эпоху, представляет собой реакцию на действительность. Выражение «женщина в викторианском романе» следует трактовать с двух точек зрения: это героиня в викторианских романах, и это женщина-писательница. Именно женщины-писательницы смогли всесторонне проанализировать «женский вопрос» и обратить внимание на положение женщины в обществе.
Во второй главе исследования мы изучили творческую биографию Генри Джеймса и проанализировали критическое наследие писателя. Остановив внимание на очерках о женщинах-писательницах (Элизабет Гаскелл и Мэри Брэддон), мы выяснили, что Генри Джеймс выступал с критикой некоторых творческих методов женщин-писательниц. Однако он отмечал их силу и смелость, с которой они создают женские и мужские образы в своих произведениях.
Проанализировав эссе, посвящённые творчеству Джордж Элиот, мы выяснили, что Генри Джеймс относился к писательнице двояко. С одной стороны, писатель отмечает стремление Джордж Элиот изображать женщин как всесторонне развитых личностей, наделённых интеллектуальными способностями и эмоциональными сложностями. С другой стороны, Генри Джеймс обращает внимание на излишнюю дидактичность образов Джордж Элиот. Являясь образцом чистоты, благородства, доброжелательности и всеобщего сочувствия, героини Джордж Элиот отражают окружающую их действительность и, по сути, не выходят за рамки традиции.
В третьей главе исследования мы обращаемся к роману Генри Джеймса «Женский портрет». Проанализировав образ главной героини романа, мы приходим к выводу о том, что стремление Изабеллы к свободе представляет собой пример нравственной болезни. Свобода для Изабеллы – это, прежде всего, возможность совершать самостоятельный выбор. Идеализированное представление о жизни и обществе приводят Изабеллу к тому, что в качестве мужа она выбирает ленивого, но умного мужчину Озмонда. Его изысканный вкус и надменное отношение к социальным условностям убеждают Изабеллу в том, что он может решить её главную философскую дилемму. Однако очень скоро героиня не просто разочаруется в своём муже, но и поймёт, что он пытается лишить её индивидуальности.
Во втором параграфе третьей главы нашего исследования мы предпринимаем попытку сравнить роман «Женский портрет» Генри Джеймса и роман «Миддлмарч» Джордж Элиот. В ходе сравнения, мы выявили, что главные героини названных романов имеют достаточное количество схожих черт. Однако важно понять, что героиня Генри Джеймса не отказывается от своего внутреннего чувства свободы и не сворачивает с пути. Она возвращается в Рим с тем, чтобы доказать невозможность своего поражения. Героиня Джордж Элиот находит гармонию и покой, став любимой женой и матерью. Образ Доротеи Брук мы видим традиционным, не способным к тому чувству внутренней свободы, которое есть у героини Генри Джеймса.
Было определено, что для викторианского общества вопрос, связанный с положением женщин, играет большую роль, потому что во всех аспектах жизни женщина в викторианской Англии имела непростое положение. Единственным способом реализации для женщин становится брак, вступая в который она полностью теряла свои юридические права. Гендерное неравенство привело к активному развитию движения, выступающего за равноправие женщин, а это, в свою очередь, нашло отражение в культуре и литературе. «Викторианский роман», который мы понимаем как прозаическое произведение, созданное в викторианскую эпоху, представляет собой реакцию на действительность. Выражение «женщина в викторианском романе» следует трактовать с двух точек зрения: это героиня в викторианских романах, и это женщина-писательница. Именно женщины-писательницы смогли всесторонне проанализировать «женский вопрос» и обратить внимание на положение женщины в обществе.
Во второй главе исследования мы изучили творческую биографию Генри Джеймса и проанализировали критическое наследие писателя. Остановив внимание на очерках о женщинах-писательницах (Элизабет Гаскелл и Мэри Брэддон), мы выяснили, что Генри Джеймс выступал с критикой некоторых творческих методов женщин-писательниц. Однако он отмечал их силу и смелость, с которой они создают женские и мужские образы в своих произведениях.
Проанализировав эссе, посвящённые творчеству Джордж Элиот, мы выяснили, что Генри Джеймс относился к писательнице двояко. С одной стороны, писатель отмечает стремление Джордж Элиот изображать женщин как всесторонне развитых личностей, наделённых интеллектуальными способностями и эмоциональными сложностями. С другой стороны, Генри Джеймс обращает внимание на излишнюю дидактичность образов Джордж Элиот. Являясь образцом чистоты, благородства, доброжелательности и всеобщего сочувствия, героини Джордж Элиот отражают окружающую их действительность и, по сути, не выходят за рамки традиции.
В третьей главе исследования мы обращаемся к роману Генри Джеймса «Женский портрет». Проанализировав образ главной героини романа, мы приходим к выводу о том, что стремление Изабеллы к свободе представляет собой пример нравственной болезни. Свобода для Изабеллы – это, прежде всего, возможность совершать самостоятельный выбор. Идеализированное представление о жизни и обществе приводят Изабеллу к тому, что в качестве мужа она выбирает ленивого, но умного мужчину Озмонда. Его изысканный вкус и надменное отношение к социальным условностям убеждают Изабеллу в том, что он может решить её главную философскую дилемму. Однако очень скоро героиня не просто разочаруется в своём муже, но и поймёт, что он пытается лишить её индивидуальности.
Во втором параграфе третьей главы нашего исследования мы предпринимаем попытку сравнить роман «Женский портрет» Генри Джеймса и роман «Миддлмарч» Джордж Элиот. В ходе сравнения, мы выявили, что главные героини названных романов имеют достаточное количество схожих черт. Однако важно понять, что героиня Генри Джеймса не отказывается от своего внутреннего чувства свободы и не сворачивает с пути. Она возвращается в Рим с тем, чтобы доказать невозможность своего поражения. Героиня Джордж Элиот находит гармонию и покой, став любимой женой и матерью. Образ Доротеи Брук мы видим традиционным, не способным к тому чувству внутренней свободы, которое есть у героини Генри Джеймса.



