Введение 3
Глава 1. Компания Alibaba: этапы развития 5
1.1. Джек Ма и компания Alibaba: история успеха 5
1.2. Медиа-активы компании на современном этапе 18
Глава 2. Alibaba в российской медиасреде 35
2.1. Alibaba в России: особенности ведения бизнеса и репутация 35
2.2. Имидж компании Alibaba в российских СМИ 61
Заключение 81
Список использованной литературы 83
Актуальность. Благодаря экономическому росту Китая и позитивным демографическим показателям, в китайской медиа- и IT-среде формируется рынок успешных компаний, представляющих из себя продвинутые большие «экосистемы». Наиболее известны и популярным холдингом в этом сегменте безусловно является Alibaba – «империя» Джека Ма.
Среди всех интернет-компаний Alibaba наиболее тесно связана с производственным сектором китайской экономики. В глазах инвесторов бизнес-модель Alibaba неразделима с уникальностью экономики КНР. Наибольшая ценность компании Джека Ма заключается не в количестве пользователей и объемах прибыли, а в её огромной социальной значимости, включая обеспечене огромного количества новых рабочих мест, модернизацию традиционных отраслей промышленности, поддержку малого и среднего национального бизнеса. Именно поэтому исследование особенностей функционирования компании Alibaba представляется нам чрезвычайно актуальным.
Более того, Alibaba уже сейчас играет большую роль не только на национальном и глобальном уровнях – компания считается «драйвером» развития российского бизнеса в сфере IT и среды электронной коммерции, являясь образцом успешного сетевого проекта. Следовательно, изучение позиционирования Alibaba на российском рынке интернет-магазинов, а также анализ имиджа компании в медиа-пространстве России также обуславливает актуальность нашей ВКР.
Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые на основе материалов китайских и российских СМИ был проанализирован имидж, репутация китайской компании Alibaba в медиа-пространстве России.
Объектом исследования является компания Alibaba.
Предмет – особенности имиджа компании Джека Ма в российской медиасреде.
Целью работы как раз является анализ имиджа китайской компании Alibaba в российском информационном пространстве.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть этапы развития компании и карьеры её основателя Джека Ма;
2. выявить онлайн и медиа-активы компании на современном этапе и показать особенности ведения бизнеса в стиле Alibaba;
3. показать динамику и характер репрезентации компании в российских традиционных и новых СМИ.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс научных методов: анкетирование, контент-анализ, сравнительный и графический методы, наблюдение.
Теоретико-методологической базой исследования стали труды российских и зарубежных ученых: например, Д. Кларка, Э. Аветисян, Е. Журавлевой, А. Христенко, Н. Сорокиной, Ч. Хунцзе и других.
Эмпирическая база основана на материалах российских традиционных СМИ (газеты «Коммерсант», «Известия» и «Ведомости»; журналы «Эксперт», «Секрет фирмы», «Форбс»; телеканалы «Первый канал», «Россия 24» и «РБК») за декабрь 2017 - март 2018.
Кроме того, мы обращались и к контенту сетевых изданий: в частности, мы выбрали «профильные» медиа (VC.RU, RBC.RU, SLON.RU, MONEYMAKERFACTORY.RU).
Выводы, положения перспективы и рекомендации, содержащиеся в диссертации, имеют практическую значимость, так как позволяют определить основные подходы к изучению особенностей компании Alibaba в решении актуальных экономических проблем. На основе проведенного анализа опросов и тенденций влияния электронной коммерции на общественно-политические и экономические процессы, возможна выработка рекомендаций по исследуемой проблематике для специалистов в сфере IT, медиа, экономики и менеджмента.
Структура. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Итак, мы предприняли попытку комплексного анализа имиджа китайской компании Alibaba в российском информационном пространстве. Для этого были рассмотрены этапы развития компании и карьеры её основателя Джека Ма, выявлены онлайн и медиа-активы компании на современном этапе, исследована репутация компании, динамика и характер ее репрезентации в российских традиционных и новых СМИ.
Безусловно, очевидно, что Alibaba является одной из самых успешных компаний в мире. Услугами «экосистемы» Джека Ма пользуются во всем мире, она является связующим звеном между китайскими производителями и иностранными потребителями. В России китайская компания также стремительно завоевывает популярность.
Результаты нашего анализ показывают, что большинство россиян доверяют AliExpress, и главными преимуществом этой компании считают низкие цены и удобный механизм оплаты. К тому же, AliExpress дает возможность найти любой товар за любую цену.
Логично, что деятельность компании Джека Ма в России безусловно предполагала спланированное позиционирование бизнеса и в российском информационном пространстве. Следует отметить, что активность Alibaba в этом направлении развивается уже несколько лет.
Очевидно, что менеджмент Alibaba наладил эффективные отношения с самыми «уважаемыми» в российской бизнес-среде медиа: «Ведомости», «Коммерсант», РБК, «Россия 24». Как следствие – на данный момент имидж «империи» Джека Ма в российских СМИ признается достаточно благоприятным для дальнейшего развития бизнеса.
Компания вполне успешно «вписывается» в тренд развития российско-китайских отношений в политической и экономической сферах, тем самым обеспечивая себе более выгодное положение по сравнению с другими аналогичными зарубежными холдингами.
Анализ публикаций в традиционных и новых медиа России показывает, что количество позитивного контента, посвященного Alibaba, превалирует во всех видах СМИ.
«Ноу-хау» компании Alibaba по формированию позитивного имиджа в российской медиасреде состоит в следующем.
Во-первых, для повышения продаж компания продвигает на российском рынке множество суб-брендов.
Во-вторых, компания сменила рекламную концепцию, рассчитывая повысить узнаваемость и лояльность потребителей в России. Например, в этом году впервые была запущена рекламная кампания на 10 крупнейших российских телеканалах. Но в целом, по словам Марка Завадского, компания «больше любит партнерские истории». В этом году было сразу несколько таких проектов – плакаты в 40 000 офисах «Почты России», совместное промо с SPSR на билбордах в аэропортах, онлайн-промо с платежными партнерами Qiwi, Mastercard и «Яндекс.Деньги».
В-третьих, развивается еще одно интересное направление – работа с лицензиатами. То есть, Alibaba сводит правообладателей в России с лучшими производителями и создает уникальные коллекции для продажи на AliExpress. Например, совместная с футбольным клубом «Спартак» эксклюзивная коллекция пуховиков и нижнего белья.
Книги
1. Кларк Дункан. Alibaba. История мирового восхождения от первого лица. М., 2017.
2. Эрисман Портер. Вселенная Alibaba.com. Как китайская интернет-компания завоевала мир. М., 2016.
Статьи
3. Аргументы и Факты. Что за торговая площадка Tmall, запускаемая в России? [Электронный ресурс] URL: http://www.aif.ru/dontknows/actual/chto_za_torgovaya_ploshchadka_tmall_zapuskaemaya_v_rossii
4. Банкир.ру. ВТБ24 может начать сотрудничество с Alibaba. [Электронный ресурс] URL: http://bankir.ru/novosti/20170522/vtb24-mozhet-nachat-sotrudnichestvo-s-alibaba-10127414/
5. Бануи.ру. Греф: "Двум слонам иногда тяжело вместе станцевать танго". [Электронный ресурс] URL: http://www.banki.ru/news/lenta/?id=10168716
6. Ведомости. Российский рынок мобильных платежей растет в 2,5 раза медленнее мирового. [Электронный ресурс] URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2016/04/01/635982-rossiiskii-mobilnih-platezhei
7. Ведомости. Alibaba купила 50% китайского футбольного клуба Guangzhou Evergrande. [Электронный ресурс] URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2014/06/05/alibaba-kupila-50-kitajskogo-futbolnogo-kluba-guangzhou
8. Википелия. JD.com. [Электронный ресурс] URL: http://encyclopaedia.bid/википедия/360buy.com
9. Гудвклады.ру. М.Видео и Alibaba могут стать партнерами. [Электронный ресурс] URL: http://www.goodvklady.ru/m-video-i-alibaba-mogut-stat-partnerami
10. Имидж, создаваемый в организации. [Электронный ресурс] URL: http://memsales.ru/brand/imidzh-organizacii
11. Казинформ. Китайский онлайн-ритейлер Alibaba выходит на IPO - $ 68 за одну акцию. [Электронный ресурс] URL: http://www.inform.kz/ru/kitayskiy-onlayn-riteyler-alibaba-vyhodit-na-ipo-68-za-odnu-akciyu_a2698174
12. Коммерсантъ. М.Видео и Alibaba начали переговоры о партнерстве. [Электронный ресурс] URL: https://www.kommersant.ru/doc/3465570
13. Коммерсантъ. ВТБ 24 заявил о желании сотрудничества с Alibaba в рамках платформы по электронной торговле. [Электронный ресурс] URL: https://www.kommersant.ru/doc/3304577?query=alibaba
14. Коммерсантъ. День холостяков у Alibaba не прошел вхолостую. Объем продаж компании составил $25 млрд. [Электронный ресурс] URL: https://www.kommersant.ru/doc/3466132?query=alibaba
15. Коммерсантъ. Доставка завтрашнего дня, AliExpress ускоряет пересылку товаров. [Электронный ресурс] URL: https://www.kommersant.ru/doc/3281413
...