Аннотация 2
Введение 6
Глава 1. Обзор литературы 12
1.1 Понятие психологического-консультирования 12
1.2 Личность психолога-консультанта 15
1.2.1 Изучение личности психолога-консультанта в российской психологии 15
1.2.2 Изучение личности психолога-консультанта в зарубежной психологии 19
1.3 Социальная перцепция и ее роль в процессе психологического консультирования 29
Глава 2. Методы и организация исследования 33
2.1 Цель, задачи, гипотезы, объект и предмет исследования 33
2.2 Описание выборки исследования 34
2.3 Процедура исследования 35
2.4 Методы исследования 35
2.4.1 Методика Семантический дифференциал 35
2.4.2 Гиссенский личностный опросник 37
2.4.3 Анкета "Представления о клиенте" 40
2.4.4 Методика для изучения иррациональных убеждений А. Эллиса 41
2.5 Математико-статистические методы обработки данных 41
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 42
3.1 Результаты исследования отношений психологов-консультантов к себе, клиенту и работе 42
3.2 Результаты исследования личностных особенностей психологов-консультантов и их представлений о личностных особенностях клиентов 70
3.3 Результаты исследования представлений психологов-консультантов о причинах обращения, ожиданиях, личности клиента и процессе консультирования 79
3.4 Результаты исследования уровня выраженности иррациональных установок у психологов-консультантов 113
3.5 Обсуждение результатов исследования 121
Выводы 128
Заключение 130
Список использованных источников 133
Приложение А Информированное согласие 142
Приложение Б Анкета "Представление о клиенте" 143
Приложение В Бланк методики Семантический дифференциал 153
Приложение Г Одномерные критерии влияние независимых переменных на шкалы методики Семантический дифференциал 155
Приложение Д Одномерные критерии влияние независимых переменных на шкалы методики Гиссенский личностный опросник 161
Психологическое консультирование является одной из важнейших сфер деятельности практических психологов. Несмотря на то, что психологическое консультирование в должной мере не изучено с точки зрения его психологических эффектов в соответствии с современными требованиями проведения эмпирических исследований эффективности, анализ практического опыта и ряд исследований подтверждают его несомненную пользу (Lambert M. J., 2001, 1994). Отвечая на вопрос, какие факторы приводят к улучшению состояния клиента в процессе психологического консультирования, специалисты и исследователи объединили факторы в две группы: специфические факторы, связанные с основными теоретическими направлениями в психологии, и факторы, взаимосвязанные с личностью психолога-консультанта и терапевтическим контактом, которые в литературе получили название общих факторов (Wampold B. E. et al.,1997). Доказательства взаимосвязи между эффективностью психологического консультирования и методом консультирования отсутствуют, так как применение или исключение отдельных техник психологического консультирования, не влияет на результат (Wampold B. E. et al.,1997, Ahn H. and Wampold B.E., 2001). Последующие исследования J. Drisko (2004), D. H. Sprenkle et al. (2004), A. J. Blow et al. (2007) подтверждают, что общие факторы имеют существенное значение для результата психологического консультирования. B. E. Wampold et al. (2015) разработали контекстуальную модель общих факторов психологического консультирования, в которой первым шагом к положительным изменениям является установление контакта между психологом-консультантом и клиентом.
Мета-анализ S. A. Baldwin and Z. E. Imel (2013), в котором было проанализировано 46 исследований (1 281 психологов-консультантов и 14 519 клиентов), позволил сделать вывод, что результат консультирования взаимосвязан с личностью психолога-консультанта в 5% случаев. Исследование K. M. Laska et al. (2013), в котором изучались психологи-консультанты, практикующие в клинике для лечения посттравматических стрессовых расстройств и имеющие одинаковую теоретическую подготовку, обнаружило, что положительный результат консультирования взаимосвязан с личностью психолога-консультанта в 12% случаев. Мета-анализ A. O. Horvath et al. (2011), включающий результаты 201 исследования, показал, что отношения между психологом-консультантом и клиентом определяют результат психологического консультирования в среднем в 7,5% случаев.
Исследование J. C. Okiishi et al. (2003, 2006) выявило, что у эффективных психологов-консультантов средний показатель улучшения состояния пациентов составляет 22%. T. Anderson et al. (2007) изучали способности психологов-консультантов, принимавших участие в предыдущем исследовании J. C. Okiishi et al. (2003, 2006), к межличностному общению с помощью методики Facilitative Interpersonal Skills (FIS) Performance Task. Результаты свидетельствуют о значимой связи между позитивным результатом и высокими значениями показателей эмоциональной экспрессивности, способности к убеждению, теплоты и эмпатии. Рандомизированное контролируемое исследование T. Anderson et al. (2016) было направлено на изучение способности психологов-консультантов к межличностному общению, уровня их профессиональной подготовки и взаимосвязи этих показателей с терапевтическим альянсом и результатом психологического консультирования. Это исследование показало, что существует значимая связь между высоким показателем способности к межличностному общению у психологов-консультантов и позитивным результатом консультирования.
Таким образом, в ряде исследований установлено, что личность психолога-консультанта, в частности, способности к установлению межличностных отношений, является существенным фактором, определяющим эффективность терапевтического альянса и эффективность процесса консультирования.
Очевидно, что психологи-консультанты устанавливают отношения с клиентом не только благодаря своим способностям к межличностному общению, но и основываясь на своих представлениях о клиенте. Адекватность представления психолога-консультанта о клиенте является важной составляющей терапевтического контакта и, следовательно, взаимосвязана с результатом психологического консультирования. Таким образом, установление контакта между психологом-консультантом и клиентом взаимосвязано с социальной перцепцией и с представлениями об обобщенном образе клиента, которые, в свою очередь, основаны на синтезе предыдущего опыта психолога-консультанта и связаны с его личностными характеристиками и отношением к клиенту.
Исследование J. Rosenkrantz and T. L. Morrison (1992), в котором изучались личностные характеристики психологов-консультантов и представления о себе и клиенте в лечении лиц с пограничным личностным расстройством, обнаружило, что психологи-консультанты, которые склонны к депрессии и испытывают такие чувства как одиночество, страх отвержения, зависимость и потребность в общении, не способны быть в контакте с клиентами, испытывающими похожие переживания и по этой причине представляют их негативно. Изучение влияния массы тела и статуса работы на представления психологов-консультантов о клиентах выявило, что клиенты, имеющие лишний вес и занимающие низкую должность, оцениваются как имеющие больше негативных характеристик (Pascal B. et al., 2012).
Представления психологов-консультантов о себе (как личности и профессионале) и клиенте изучались Н. И. Олифирович и Ю. М. Солодуха (2013). Ученые пришли к выводу, что содержание образа клиента является противоположным профессиональному и актуальному «образам Я» психолога-консультанта; была выявлена тенденция психологов-консультантов компенсировать неадекватность «образа Я» посредством перемещения отвергаемых характеристик в образ клиента с использованием механизмов проекции. Кроме этого, авторы выявили компенсаторную стратегию психологов-консультантов, направленную на формирование представления о своем «профессиональном Я» как образе, более гармоничном по сравнению с «реальным Я» (Олифирович Н.И. и др., 2013).
Таким образом, представления психологов-консультантов о клиенте могут быть основаны на их личностных характеристиках и предубеждениях. Необходимо отметить, что исследований, изучающих представления психологов-консультантов о клиенте крайне мало. Кроме того, в этих исследованиях не изучается взаимосвязь представлений об образе клиента с социально-демографическими характеристиками психологов-консультантов. Однако, достижение положительного результата в общении связано с адекватным чувственным отражением друг друга общающимися субъектами, накоплением и правильным обобщением ими информации друг о друге (Бодалев А. А., 1982).
В связи с вышеизложенным изучение представлений психологов-консультантов о клиенте является актуальным. Подобные исследования могли бы способствовать повышению эффективности процесса психологического консультирования, поскольку изучение представлений психологов-консультантов об образе клиента в связи с их социально-демографическими характеристиками может быть основой для совершенствования подготовки психологов-консультантов и более глубокому пониманию содержания самого процесса консультирования.
Целью настоящего исследования является изучение взаимосвязей социально-демографических характеристик психологов-консультантов с их представлениями о клиенте.
Основные задачи исследования состояли в следующем:
1. Изучение отношений психологов-консультантов к себе, клиенту и своей работе.
2. Изучение личностных характеристик психологов-консультантов и их представлений о личностных особенностях клиентов.
3. Изучение представлений психологов-консультантов о причинах обращения, ожиданиях, личности клиента и процессе консультирования.
4. Изучение уровня выраженности иррациональных установок у психологов-консультантов.
5. Выявление взаимосвязи между социально-демографическими характеристиками психологов-консультантов и представлениями о клиенте.
Гипотезы исследования:
1. Представления о клиенте психологов-консультантов, имеющих разную профессиональную подготовку, различный стаж практической деятельности и работающих в разных структурах, будет различаться.
2. Психологи-консультанты представляют своего обобщенного клиента как существенно отличающегося от себя самого.
Объект исследования: представления о клиенте психологов-консультантов.
Предмет исследования: отношения психологов-консультантов к себе, клиенту и своей работе, представления психологов-консультантов о личностных характеристиках, ситуации и ожиданиях клиента, личностные характеристики психологов-консультантов.
Для решения поставленных задач использовались следующие методики:
1. Методика «Семантический дифференциал».
2. Гиссенский личностный опросник.
3. Анкета «Представления о клиенте», разработанная для настоящего исследования.
4. Методика для изучения иррациональных убеждений А. Эллиса.
Статистическая обработка проводилась с применением многомерного дисперсионного анализа и описательных статистик.
Теоретическая значимость исследования состоит в углублении представлений о механизмах формирования образа клиента у психологов-консультантов; об особенностях восприятия консультантом личности клиента, его ситуации и его ожиданий как факторов, влияющих на установление отношений, необходимых для оптимизации процесса психологического консультирования; а также в развитии представлений о влиянии ряда социально-демографических характеристик психологов-консультантов (уровень образования, стаж профессиональной деятельности, условия работы и возраст) на восприятие клиента.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов в процессе подготовки психологов-консультантов, прежде всего, при преодолении существующих стереотипов в восприятии клиента и формировании более адекватного образа клиента. Результаты исследования могут также способствовать повышению эффективности психологического консультирования за счет учета особенностей восприятия консультантами лиц, обращающихся за помощью, а также способов установления терапевтических отношений, влияющих на эффективность психологического консультирования. Практическая значимость исследования обусловлена также тем, что в настоящее время в Российской Федерации идет обсуждение проекта Федерального Закона «О психологической помощи населению в Российской Федерации», в котором определяется, что оказывать психологическую помощь может только консультант, имеющей высшее психологическое образование (с уровнем профессиональной подготовки не ниже специалиста). Таким образом, изучение различий в представлениях о клиенте психологов-консультантов, имеющих основное психологическое образование, и прошедших профессиональную переподготовку по специальности психология, является также актуальным и может иметь практическую значимость.
Научная новизна исследования заключается в изучение взаимосвязей социально-демографических характеристик психологов-консультантов с их представлениями о клиенте. Впервые изучены особенности представлений о клиенте в связи с образованием психологов-консультантов, стажем, условиями работы и возрастом.
В рамках настоящего исследования были изучены представления психологов-консультантов о клиенте в связи с их социально-демографическими характеристиками.
Полученные результаты позволяют утверждать, что гипотезы исследования о том, что психологи-консультанты представляют своего обобщенного клиента как существенно отличающегося от себя самого и что представления о клиенте психологов-консультантов, имеющих разную профессиональную подготовку, различный стаж практической деятельности, работающих в разных структурах и разного возраста, будут различаться, подтвердились.
Анализ эмпирических данных показал, что психологам-консультантам свойственно субъективное представление о меньшей социальной привлекательности клиента, меньшем уважении к нему окружающих и его большей пассивности. Респонденты характеризуют своих клиентов в сравнении с собой как более интровертированных, тревожных и самокритичных, в большей степени склонных к состоянию подавленности, более зависимых от внешних обстоятельств и оценок. Психологи-консультанты представляют, что их клиент чаще обращается за помощью в трудных жизненных обстоятельствах, чем в ситуации внутренних противоречий, при этом респонденты считают ситуацию клиента в большей степени субъективно неразрешимой, чем объективно сложной.
Так как взаимное отождествление между людьми, когда они оценивают личностные качества друг друга, связано с эмоциональной окраской отношений, можно предположить, что психологи-консультанты склонны отстраняться от образа реального клиента в мыслях и в чувствах.
В аффективном пространстве психологов-консультантов отмечены существенные расхождения между представлениями о реальном и идеальном образе Я. Так как адекватная самооценка психолога-консультанта является необходимой предпосылкой установления рабочего контакта, можно предположить, что значительное расхождение между тем, кем себя считает психолог-консультант и тем, кем он хочет стать взаимосвязано с его восприятием клиента.
Кроме того, психологи-консультанты с основным образованием имеют более благоприятное отношение к образу обобщённого клиента, чем психологи-консультанты, прошедшие переподготовку, представляя образ обобщенного клиента более активным, более привлекательным и наделенным большими социально желательными характеристиками. Эти данные согласуются с меньшей выраженностью иррациональных установок у респондентов с основным психологическим образованием.
Психологи-консультанты со стажем работы от 1 года до 3х лет имеют менее благоприятное отношение к образу обобщенного клиента, чем психологи-консультанты с большим опытом, представляя его более пассивным, в большей степени зависимым от внешних обстоятельств и оценок, более тревожным. Эти данные согласуются с большей выраженностью иррациональных установок у респондентов с опытом работы менее 3х лет.
Психологам-консультантам в возрасте старше 40 лет в большей степени, чем психологам-консультантам до 40 лет, свойственно субъективное представление о меньшей социальной привлекательности клиента и его большей склонности к состоянию подавленности.
Таким образом, результаты исследования расширили представления о влиянии ряда социально-демографических характеристик психологов-консультантов на восприятие клиента.
На основании полученных результатов исследования можно сделать следующие практические рекомендации: в процессе подготовки психологов-консультантов, для преодоления существующих стереотипов в восприятии клиента и формирования более адекватного образа клиента, можно предложить использование методик, позволяющих выявить представления психологов-консультантов об образе обобщенного клиента, с целью обсуждения его адекватности и преодоления существующих неблагоприятных установок.
1. Ackerman S. J., Hilsenroth M. J. A review of therapist characteristics and techniques negatively impacting the therapeutic alliance //Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training. 2001. Т. 38. №. 2. С. 171.
2. Ackerman S. J., Hilsenroth M. J. A review of therapist characteristics and techniques positively impacting the therapeutic alliance //Clinical psychology review. 2003. Т. 23. №. 1. С. 1-33.
3. Ahn H., Wampold B. E. Where oh where are the specific ingredients? A meta-analysis of component studies in counseling and psychotherapy //Journal of Counseling Psychology. 2001. Т. 48. №. 3. С. 251-257.
4. Anderson T., Crowley, M. E. J., Himawan, L., Holmberg, J. K., & Uhlin, B. D. Therapist effects: Facilitative interpersonal skills as a predictor of therapist success //Journal of Clinical Psychology. 2009. Т. 65. №. 7. С. 755-768.
5. Anderson T., Crowley, M. E. J., Himawan, L., Holmberg, J. K., & Uhlin, B. D. Therapist facilitative interpersonal skills and training status: A randomized clinical trial on alliance and outcome //Psychotherapy Research. 2015. С. 1-19.
6. Arthur A. R. Personality, epistemology and psychotherapists' choice of theoretical model: A review and analysis //European Journal of Psychotherapy, Counselling & Health. 2001. Т. 4. №. 1. С. 45-64.
7. Arthur A. R. The personality and cognitive-epistemological traits of cognitive-behavioural and psychoanalytic psychotherapists //British Journal of Medical Psychology. 2000. Т. 73. №. 2. С. 243-257.
8. Aveline M. The person of the therapist //Psychotherapy Research. 2005. Т. 15. №. 3. С. 155-164.
9. Baldwin S. A., Imel Z. E. Therapist effects: Findings and methods //Bergin and Garfield’s handbook of psychotherapy and behavior change. 2013. Т. 6.
10. Baldwin S. A., Wampold B. E., Imel Z. E. Untangling the alliance-outcome correlation: Exploring the relative importance of therapist and patient variability in the alliance //Journal of consulting and clinical psychology. 2007. Т. 75. №. 6. С. 842-852.
11. Beckman D., Brahler E., Richter H.-E. Der Giessen-test (GT). Handbuch. Bern. Stuttgart. Wien. Verlag Hans Huber. 1983. 133 c.
12. Bennun I., Hahlweg, K., Schindler, L., & Langlotz, M. Therapist's and client's perceptions in behaviour therapy: The development and cross-cultural analysis of an assessment instrument //British Journal of Clinical Psychology. 1986. Т. 25. №. 4. С. 275-283.
13. Beutler L. E. et al. Wong. E.(2004). Therapist variables //Bergin and Garfield’s Handbook of psychotherapy and behavior change. С. 226-306.
14. Blatt S. J. et al. Characteristics of effective therapists: further analyses of data from the National Institute of Mental Health Treatment of Depression Collaborative Research Program //Journal of Consulting and Clinical psychology. 1996. Т. 64. №. 6. С. 1276.
15. Blow A. J., Sprenkle D. H., Davis S. D. Is who delivers the treatment more important than the treatment itself? The role of the therapist in common factors //Journal of marital and family therapy. 2007. Т. 33. №. 3. С. 298-317.
...