Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лексическое наполнение и синтаксическое выражение центрального образа романа М. Тарковского «Тойота-Креста»

Работа №133923

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы70
Год сдачи2023
Стоимость4955 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения образа литературно-художественного произведения 7
1.1. Освещение творчества М.А. Тарковского в литературной критике 7
1.2. Особенности поэтики романа М.А. Тарковского «Тойота-Креста» 10
1.3. Художественный образ как центральная категория произведения литературно-художественной словесности 19
1.4. Принципы лингвистического анализа произведения литературно-художественной словесности 27
Глава 2. Лексические средства создания центрального образа романа «Тойота-Креста» 31
2.1. Автомобильная лексика в лексическом составе русского языка 32
2.1. Номинации автомобилей в романе «Тойота-Креста» 37
2.2. Номинации центрального образа 40
2.3. Особенности функционирования глаголов 42
2.4. Лексическая единица «крест» в романе 43
2.5. Метафора как металогическое средство создания центрального образа романа «Тойота-Креста» 46
Глава 3. Синтаксическое оформление центрального образа романа «Тойота-Креста» 51
3.1. Синтаксическая организация контекстов 51
3.2. Диалогическая речь 56
3.3. Роль центрального образа в стихотворных циклах романа М.А. Тарковского «Тойота-Креста» 58
Заключение 62
Список литературы 65



Прозаическое и поэтическое творчество М.А. Тарковского активно осмысляется в современной критике и научной литературе. Существующие работы посвящены в первую очередь литературоведческому анализу произведений. Лингвистических исследований творчества писателя немного, однако это, на наш взгляд, несправедливо, так как М.А. Тарковский обладает редким чувством языка, автор удивительно метко и точно подбирает средства выразительности для создания образа, строит сложные синтаксические конструкции–язык позволяет читателю погрузиться в мир произведения всецело. Необходимостью языковедческого изучения повествовательной прозы М.А. Тарковского обусловлена актуальность данного исследования.
Объект исследования – центральный художественный образ романа М.А. Тарковского «Тойота-Креста».
Предмет исследования – лексические единицы и синтаксическое оформление центрального художественного образа романа М.А. Тарковского «Тойота-Креста».
Материал исследования – роман М.А. Тарковского «Тойота-Креста».
Цель исследования – проанализировать лексическое наполнение и синтаксическое выражение центрального образа романа М.А. Тарковского «Тойота-Креста».
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
1. Ознакомиться с критической и научной литературой по творчеству М.А. Тарковского;
2. На основании изученной литературы определить особенности поэтики романа М.А. Тарковского «Тойота-Креста»;
3. Изучить научную традицию, в которой осмысляется образ как центральная категория литературно-художественного стиля;
4. Осветить базовые принципы лингвистического анализа литературно-художественного произведения;
5. Изучить исследования автомобильной лексики русского языка;
6. Определить особенности номинаций автомобилей в романе М.А. Тарковского «Тойота-Креста»;
7. Выявить закономерности именования центрального образа романа «Тойота-Креста»;
8. Рассмотреть метафору как металогическое средство создания центрального образа романа «Тойота-Креста»;
9. Определить особенности функционирования глаголов в романе М.А. Тарковского «Тойота-Креста»;
10. Описать синтаксические приемы оформления центрального образа романа «Тойота-Креста».
11. Определить роль центрального образа в стихотворных циклах романа М.А. Тарковского «Тойота-Креста.
Методы исследования:
1. Дескриптивный;
2. Дедуктивный и индуктивный;
3. Лингвостилистический анализ.
Гипотеза заключается в следующем: выделенные в результате анализа лексические и синтаксические средства позволят определить, как отбор и сочетание данных средств передают основную идею автора, выбравшего в качестве центрального образа романа «Тойота-Креста» машину.
В процессе исследования были осмыслены теоретические работы по изучению категории образности литературно-художественного произведения Л.В. Щербы, Г.О. Винокура, В.Е. Хализева, В.И. Конькова, Н.С. Болотновой, Т.Л. Рыбальченко; по творчеству М.А. Тарковского: Н.В. Беляевой, Н.В. Ковтун, Н.А. Вальянова, Е.А. Балашовой, К.А. Кокшенёвой, А.А. Митрофановой, О. Павлова, М.С. Ремизовой, Р. Сенчина, Т.Б. Щепанской и др.
Теоретическая значимость предпринятого исследования состоит в возможности использовать его результаты при изучении языка и стиля произведений современной повествовательной прозы.
Практическая значимость заключается в применении результатов нашего исследования в работах, посвященных анализу романа «Тойота-Креста» и других произведений М.А. Тарковского.
Данная работа состоит из Введения, трех глав, Заключения и Списка литературы. В первой главе «Теоретические основы изучения образа литературно-художественного произведения» нами были освещено творчество М.А. Тарковского в литературной критике, выявлены особенности поэтики романа М.А. Тарковского «Тойота-Креста», описаны теоретические аспекты функционирования художественного образа, раскрыты принципы лингвистического анализа художественного текста.
Во второй главе «Лексические средства создания центрального образа романа «Тойота-Креста» нами была изучена автомобильная лексика в лексическом составе русского языка, выделены и проанализированы номинации автомобилей в романе «Тойота-Креста», особое внимание в нашей работе было уделено номинациям центрального образа романа, были выявлены и описаны особенности функционирования глаголов, проанализирована лексическая единица «крест» в романе, а также описана метафора как металогическое средство создания центрального образа романа.
В третьей главе «Синтаксическое оформление центрального образа романа «Тойота-Креста» мы рассмотрели и проанализировали синтаксическую организацию контекстов, проанализировали особенности диалогической речи, выявили роль центрального образа в стихотворных циклах романа «Тойота-Креста».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение критических статей показало, что основным мотивом творчества М.А. Тарковского является сопоставление природного и городского. И роман писателя «Тойота-Креста» также отражает данный мотив в своем содержании. Однако поднимает и намного более важную тему – неоднородность России, разность людей, проживающих на одной территории.
Центральный образ, анализу которого посвящена наша работа, является главным символом неоднородности самой России (праворукая, не принимаемая жителям центральных регионов). И изучение лексических и синтаксических средств выражения центрального образа позволило нам определить роль машины в жизни главного героя, в процессе его принятия себя.
Использование жаргонизмов и средств выразительности, относящихся к образу машины, в романе позволило автору приблизить центральный образ к реальному пространству. М.А. Тарковский намеренно использует средства выразительности, которые бытуют в активном лексическом запасе людей. Номинации автомобиля, используемые героем произведения, указывают на близость машины к жизни людей, на неразрывность существования автомобиля и человека.
Метафоры, которые использует М.А. Тарковский в романе, носят антропоморфический характер, что отождествляет железную и холодную машину и человека.
И если номинации центрального образа говорят о близости «кресты» самому Жене, то лексемы, характеризующие все машины, делают их похожими на каждого из нас.
Центральный образ романа вбирает в себя не только частное, но и глобальное – номинация машины («креста») неразрывно связана с другими образами, которые играют важную роль в судьбе целой страны (с православным крестом, который олицетворяет смирение и принятие, с перекрестками дорог, которые отражают широту пространства страны, из-за которого отчасти и возникают проблемы разобщенности).
Глаголы, которые называют действия главного героя и центрального образа, демонстрируют: машина становится помощником главного героя, она спасает его в чуждом ему пространстве, сосредотачивая в себе все родное, что близко и дорого Жене, находящемуся вдали от близкого его сердцу.
Синтаксические конструкции введены для того, чтобы отразить путь становления героя, принятия своих ран.
М.А. Тарковский в интервью З. Прилепину говорил, что праворукие машины он любит за то, что, делая акцент на разности японских машин и западных, можно заставить жителей центральной России задуматься о том, что внутри России есть другая страна, в которой живут другие люди, отличающиеся от западных, пусть и говорящие на том же языке.
Читая роман, мы понимаем, что особый склад характера формирует географическое пространство, в котором рождается, живет человек. И святое место существования героя – родное место, в котором он жил всегда. Главный герой не может отказаться от близкого ему места, где красота природы, где безграничные пространства.
И центральный образ, являясь частью этого пространства, также являющийся родным и близким, не дает герою забыть ценное. М.А. Тарковский, вводя «кресту» в пространство романа, наделяет ее человеческими качествами. И это удается настолько удачно, что машина, главная функция которой заключается в преодолении пространства, понимает человека лучше, чем такой же человек, состоящий из плоти.
Н.А. Вальянов верно заключал: М.А. Тарковский создал произведение, которое воплощает не размышления о деревенской жизни, а представляет попытку призыва к необходимости «сохранения национальной идентичности, исконно русских традиций, издревле заложенных на христианской почве»[16, с. 193].
М.А. Тарковскому удалось очертить, обращаясь к автомобильной теме, к теме правого руля, круг важных социокультурных проблем, отражая жестокий образ жизни в стране, который сложился на дальних от центра просторах к началу XXI века.



1. Тарковский М.А. Тойота-Креста: роман. – М.: Эксмо, 2018. – 512 с.
2. Аристотель. Поэтика. URL: http://lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/aristotel1_1.txt_with-big-pictures.html (дата обращения 20.05.2023).
3. Арутюнова Н.Д. Логический анализ текста. URL: file:///Users/annazmacenko/Downloads/semantika_nachala_i_kontsa.pdf (дата обращения: 15.04.2023).
4. Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник; Практикум. – 3-е изд., испр. –М.: Флинта: Наука, 2005.– 496 с.
5. Балашова Е.А. В. Шукшин и М. Тарковский: пространство идиллического героя // Шукшинский текст: опыт прочтения. – Барнаул, 2009. – С. 50–57.
6. Барбун В.В. Структурно-семантические и жанрово-стилистические характеристики современного русского автомобильного дискурса. – Мск., 2021. – 240 с.
7. Барбун В.В. Функционирование антропоморфных автометафор в романе М.А. Тарковского «Тойота-Креста» // Aposteriori. – 2022. – №7. – С.13–16.
8. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. – М., 1975.С. 145–149.
9. Бахтин М. М. Язык в художественной литературе//Бахтин М. М. Собр. соч.: В 7 т. – М., 1996. – Т. 5. – С. 287–289.
10. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. URL: http://gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd=%CE%C1%D0%C0%C7%20%D5%D3%C4%CE%C6%C5%D1%D2%C2%C5%CD%CD%DB%C9&bukv=%CE (датаобращения: 17.04.2023).
11. Беляева Н.В. Лирическое начало в прозе М. Тарковского. Автореф. дисс. ... к.ф.н. – Уссурийск, 2009. – 24 с.
12. Беляева Н.В. Русская литературная традиция в прозе современного писателя Михаила Тарковского // Русская словесность: научно-теоретический и методический журнал. – 2008. – № 5. – С. 41–44.
13. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста [Электронное издание]: учеб. пособие. – 6-е изд., стер. – М.: Флинта, 2021. – 520 с.
14. Бондаренко В. Нулевые // Гражданский литературный форум России. URL: http://glfr.ru/biblioteka/vladimirbondarenko/nulevie--vladimir-bondarenko.html (датаобращения: 17.08.2022).
15. Борисова Е.Б. Методологические принципы лингвопоэтического изучения литературно-художественного образа. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-printsipy-lingvopoeticheskogo-izucheniya-literaturno-hudozhestvennogo-obraza
16. Вальянов Н.А. Поэтика М.А. Тарковского: проблема хронотопа и образ героя. Сер. «Универсалии культуры». Вып. IX: монография / науч. ред. Н. В. Ковтун; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. – Красноярск, 2019. – 226 с.
17. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. – М.: Высш.шк., 1991. – 142 с.
18. Ефремова Т.М. Толковый онлайн-словарь русского языка Ефремовой Т.М. URL: https://lexicography.online/explanatory/efremova/(датаобращения: 27.03.2023).
19. Ковтун Н.В. Русская традиционалистская проза ХХ–ХХI вв.: генезис, мифопоэтика, контексты. Уч. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2017. – С. 571–596.
20. Кожина М.Н. Стилистический энциклопедический словарь. URL: http://rus-yaz.niv.ru/doc/stylistic-dictionary/index.htm (дата обращения: 17.03.2023).
21. Кокшенева К. Элите захотелось портвеша. URL: https://lit.wikireading.ru/40905 (дата обращения: 02.02.2023).
22. Кокшенева К.А.Тарковский Михаил Александрович // Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь: в 3 т. / под ред. Н.Н. Скатова. – М., 2005. – Т. 3. П–Я. – С. 474–476.
23. Комарова А.А. Состав и функции жаргонных слов в произведении М. Тарковского «Тойота-Креста» // Филологические открытия: Сб. науч. ст.участн.VIIIМеждунар. науч.-метод. конф. – Владивосток, 2021. – С. 31–34.
24. Кононенко Г.А., Матвеева Н.В. Языковые средства создания персонажей // Перспективы лингвистического знания: Молодежь и наука. Сб. мат. Всерос. науч.-практ. конф. аспирантов, магистрантов, студентов и школьников. Отв. ред. Н.Б. Мухина. – Уфа: Изд-во Башкирск. гос. ун-т, 2020. – С. 72–78.
25. Коньков В.И. Стилистика художественной речи: учеб. пособие для студ. учрежд. высш. обр./ Коньков В.И., Митрофанова И.А. – М.: Издат. центр «Академия», 2016. – 224 с.
26. Крылова С.В. Духовная символика в романе Михаила Тарковского «Тойота-Креста» // Словесное искусство серебряного века и русского зарубежья в контексте эпохи («Смирновские чтения»). Сб. ст. по итогам IIIмеждунар. науч. конф. – 2019. – С. 79–89.
27. Леонова О.С. Роль и функции метафоры в технических описаниях автомобилей. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-funktsii-metafory-v-tehnicheskih-opisaniyah-avtomobiley (дата обращения: 17.04.2023).
28. Лессинг Г. Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. URL: http://az.lib.ru/l/lessing_g_e/text_1766_laokoon.shtml(датаобращения: 15.03.2023).
29. «Литературная газета» №51/2009. URL:https://coollib.net/b/199036-literaturnaya-gazeta-literaturnaya-gazeta-6255-n-51-2009/read (дата обращения: 14.04.2023).
30. Лисина Е.Г. Низкий таз радует глаз (о семантике некоторых автомобильных жаргонизмов). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nizkiy-taz-raduet-glaz-o-semantike-nekotoryh-avtomobilnyh-zhargonizmov (датаобращения: 01.02.2023).
31. Маккормак Э. Когнитивная теория метафоры // Теория метафоры. – М., 1990. – С. 358–387.
32. Митрофанова А.А. Идиллия Михаила Тарковского // Современность в зеркале рефлексии: язык-культура-образование: Межд. науч. конф., посвящ. 90-летию Иркут. гос. ун-та и фак-та филологии и журналистики. – Иркутск, Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2009. – С. 432–438.
33. Никитина Т.М., Мокиенко В.М. Большой словарь русского жаргона. − СПб, 2001. − 720 с.
34. Павлов О. Пути и тропы. Проза судьбы М. Тарковского. – М., 2001. – С. 9.
35. Потебня А.А. Мысль и язык. URL: http://vassilenkoanatole.narod.ru/olderfiles/1/potebnay_mysl_i_yazyk.pdf(датаобращения: 22.03.2023).
36. Ремизова М.С. Только текст. Постсоветская проза и ее отражение в литературной критике. – М.: Совпадение, 2007. – С. 139–147.
37. Рогалева О.С Метафорическая репрезентация автомобиля в современном медийном дискурсе (на примере журнала «За рулем») // Концептуальные исследования в современной лингвистике: сб. ст. / отв. ред. М.В. Пименова. – СПб-Горловка: Изд-во ГГПИИЯ, 2010. (Сер. «Концептуальные исследования». – Вып. 12).– С. 473–479.
38. Рыбальченко Т.Л. Образный мир художественного произведения и аспекты его анализа: Учебно-методическое пособие. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2012. – 130 с.
39. Сенчин Р. Книга жизни Михаила Тарковского // RaraAvis. Открытая критика. – 15.02.2016.URL: http://rara-rara.ru/menu-texts/kniga_zhizni_mihaila_tarkovskogo (дата обращения: 16.02.2023).
40. Скнарев Д.С. Языковые средства создания образа зарубежного автомобиля в рекламном дискурсе. URL:https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34750 (дата обращения: 11.04.2023).
41. Смольская Н.Б. К вопросу о тексте как объекте анализа в рамках языковой подготовки лингвиста. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-tekste-kak-obekte-analiza-v-ramkah-yazykovoy-podgotovki-lingvista (дата обращения: 11.04.2023).
42. Соболева Н. А. Феномен двуглавого орла: реальность и семантика // Исследования по источниковедению истории России (до 1917 г.). К 80-летию члена-корр. РАН В.И. Буганова: сб. ст. / отв. ред. Н.М. Рогожин. –М., 2012. – С.265–276. URL: http:// ebookiriran.ru/index.php?view=article§ion=9&id=352 (дата обращения: 17.01.2023).
43. Стернин И.А., Шаламова Э.В. Русская разговорная автомобильная лексика. Словарь. – Воронеж: «Истоки», 2016. – 64 с.
44. Суй С. Семантические особенности личных возвратных глаголов, образованных от непереходных глаголов. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semanticheskie-osobennosti-lichnyh-vozvratnyh-glagolov-obrazovannyh-ot-neperehodnyh-glagolov (дата обращения: 11.07.2022).
45. Татаринов А. Сибирский рыцарский роман. Размышления о «Тойоте-Кресте» Михаила Тарковского // Архив. –№ 03. –26.01.2018. URL: https://www.litrossia.ru/item/10706-sibirskij-rytsarskij-roman-razmyshleniya-o- tojote-kreste-mikhaila-tarkovskogo (дата обращения: 07.05.2022).
46. Темнова (Шаламова) Э.В. Специальная лексика в современном русском языке: состав, функционирование, тенденции развития (на примере автомобильной лексики). Монография. – М.: Мир науки, 2022. URL: https://izd- mn.com/PDF/17MNNPM22.pdf(дата обращения: 02.04.2023).
47. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь. URL:https://www.slovorod.ru/der-tikhonov/index.html(датаобращения: 01.04.2023).
48. УчидоКонихиро. Интервью о производстве машин. URL: https://www.dv.kp.ru/daily/23323/207057/ (дата обращения: 06.07.2022).
49. Хализев В.Е. Теория литературы. URL: http://library.lgaki.info:404/2019/Хализев_Теория%20литературы.pdf (дата обращения: 22.05.2022).
50. Шаламова Э.В. Исследование русской автомобильной лексики URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2014/01/2014-01-28.pdf (дата обращения: 17.04.2023).
51. Шаламова Э.Э. Профессионализмы и профессиональный жаргон в автомобильной лексике. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalizmy-i-professionalnyy-zhargon-v-avtomobilnoy-leksike (дата обращения: 17.05.2022).
52. Шумарина М.Р. Язык в зеркале художественного текста. (Метаязыковая рефлексия в произведениях русской прозы) : монография. –М.: Флинта: Наука, 2011. –328 с.
53. Щепанская Т.Б. Гендерные метафоры и маркеры в неформальном дискурсе водителей. URL: https://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-235-7/978-5-88431-235-7_50.pdf
54. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. –М.,1957. – 188 с.
55. Ярцева В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь. URL: http://tapemark.narod.ru/les/#33(датаобращения: 01.02.2023).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ