Введение
1 глава. Социальное государство и социальный капитал России и Китая
1.1.Социальное государство и социальная политика в России и Китае
1.2.Роль государства в развитии социального и человеческого капитала
2 глава. Особенности миграционной политики России и Китая: экономико-социологический анализ
2.1.Миграционная политика России и Китая: основные социально-демографические особенности
2.2.Миграционная политика и ее влияние на развитие человеческого капитала в России и Китае (на примере международной образовательной миграции)
Заключение…
Список литературы
Миграционная политика, ее осуществление и постоянное совершенствование, является важной частью реформ, которые проводятся в России и Китае много десятилетий. В государствах, которые включены в глобальные миграционные потоки, миграционная политика определяется двумя тенденциями. Во-первых, необходимость соблюдения социальных и политических интересов, интересов безопасности государства и снижения конфликтности в обществе в связи с притоком мигрантов. А во-вторых, необходимость реализации экономических интересов, связанных с потребностью в трудовых ресурсах. Именно поэтому миграционная политика должна решать сразу две задачи – соблюдение политических и экономических интересов страны.
Что такое – миграционная политика? В социальных науках нет единого подхода к определению миграционной политики. Поэтому в литературе встречается много определений. Можно принять такое определение, поскольку оно является наиболее распространенным в существующей литературе: «миграционная политика – это целенаправленная деятельность политических институтов, направленная на упорядочение и регулирование миграционных процессов на территории национального государства». Как полагают отечественные специалисты, главное целью государственной миграционной политики (и не только для России, но и для Китая) является регулирование миграционных потоков. Важно создать условия для преодоления негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, для беспрепятственной реализации прав мигрантов и принимающей их страны. Миграционная политика всегда является важным элементом направлений внешнеполитической, экономической, демографической, социо-интеграционной, социально-культурной, правовой деятельности государства.
Несмотря на универсальность определения миграционной политики, ее реализация зависит от особенностей социально-экономического и социально-политического развития государства, в данном случае России и Китая и от тех вызовов, с которыми они встречаются в системе современных обществ и международных политических отношений. Основными демографическими проблемами, на фоне которых многие десятилетия осуществляются миграционные процессы и миграционная политика, в России является проблема многолетнего спада , стагнации численности постоянного населения и нехватки трудовых ресурсов при необходимости восстановления ранее утраченного (существовавшего во времена СССР) и дальнейшего развития промышленно-экономического потенциала страны, в Китае – проблема перенаселенности и избыточной рабочей силы (особенно в сельских регионах) при необходимости сохранения высоких темпов роста и создания промышленно-экономического потенциала страны. Несмотря на разницу социальных и исторических условий и для России, и для Китая характерен интерес к развитию трудового потенциала, трудовых ресурсов. Причем, речь идет не о низкоквалифицированной рабочей силе, а о квалифицированных трудовых ресурсах, поскольку только они способны повлиять на развитие промышленно-экономического потенциала наших стран. Именно поэтому важной целью миграционной политики России и Китая становится миграционная привлекательность наших стран для квалифицированных специалистов и, особенно, для тех, кто желал бы приобрести высокую профессиональную квалификацию, то есть для образовательных мигрантов ‒ учащихся высших учебных заведений. Таким образом образовательная миграция является хорошим индикатором эффективности миграционной политики, а также эффективности мер по развитию человеческого капитала в условиях построения социального государства.
Поэтому исследование особенностей миграционной политики России и Китая на примере образовательной миграции является актуальной научной задачей для современной социологии и демографии наших стран.
Степень изученности темы. Вопросы, связанные с изучением процессов развития социального государства и социальной политики в России и Китае, рассмотрены в трудах таких современных ученых, как Грошева Т. А., Силевич С. Г., Калашников С. В., Ахмедуев А. Ш., Кулагина Е. А., Ляпанов А. В., Синецкая Э. А., Шафарова С., Гао Ф., Чжан В. и других. Роль социального государства в формировании человеческого капитала освещена в работах Иванова В. В., Павлова П. Н., Козлова В. А., Сутыриной Т. А., Бочкаевой И. В., Кремнева В. А., Шолохова А. В., Муравьева К. Н., Ли Теина. Особенности миграционной политики России и Китая проанализированы в трудах Ивлева М. И., Черемисиной Н. В., Ивахнюка И. В., Флоринской Ю., Мкртчан Н., Островского А. В., Паскачева А. Б., Савина С. Д., Лун Чанхай, Ван Гохун. Отдельно хотелось бы отметить труды Ларина А. Г. Некоторые вопросы международной образовательной миграции рассмотрены в работах Замотина М. П., Чинаевой Т. И., Волох В. А., Гришаевой С. А., Митина Д. Н., Пацукевич О. В., Кулько Е. И. и других. Труды указанных выше и других исследователей были использованы в данном исследовании. Но вопросы влияния образовательной миграции на формирование человеческого капитала России и Китая пока изучены слабо. Восполнению этого пробела и посвящено это исследование.
Цель исследования – анализ особенностей миграционной политики России и Китая на примере изучения образовательной миграции и её влияния на формирование человеческого капитала в условиях социального государства.
Задачи исследования:
1. Проанализировать современные особенности социального государства;
2. Проанализировать роль социального государства в формировании и развитии человеческого капитала;
3. Исследовать особенности особенностей миграционной политики России и Китая на пути построения социального государства;
4. Исследовать особенности регулирования образовательной миграции как фактора развития человеческого капитала в России и Китае.
Теоретико-методологические основы исследования составляют концепция социального государства, теория человеческого капитала, теоретические исследования образовательной миграции, осуществленные российскими и зарубежными учеными, а также теоретические исследования социалистической рыночной экономики Ли Теина. Эмпирическую базу исследования составляют результаты вторичного анализа данных социологических и статистических исследований социально-экономического, демографического развития и миграционных процессов России и Китая.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, заключения, в котором изложены основные результаты и выводы исследования, и двух глав, разбитых на параграфы.
Социальная политика государства и России, и Китая направлена на сохранение и накопление основного ресурса современного экономического развития – социального или человеческого капитала. Но Россия и Китай на современном этапе социально-экономического развития выполняют эту задачу по-разному, хотя перед нашими странами, несмотря на общую цель – построение эффективного социального государства, которое заботится о воспроизводстве трудовых ресурсов, ‒ стоят почти одинаковые социальные проблемы (застойная бедность и социальное расслоение, низкая эффективность социального обеспечения, разбалансированность экономических и социальных реформ, развития центра и разных регионов). Если Россия попыталась копировать опыт социальных реформ Западных стран, то Китай стремится к модернизации социальной сферы по собственным рецептам и программам. Однако, и в России, и в Китае уже сложилось понимание того, что необходимо комплексное решение социальных проблем направленное на гармонизацию социального и экономического развития, развития человеческого капитала и рыночных отношений и роль государства в этом достаточно велика.
Государство играет очень большую роль в развитии социального и человеческого капитала, поскольку именно от его развития зависит конкурентоспособность экономики в целом и конкретных предприятий в частности. Кроме того, развитие человеческого капитала – это основа для формирования социального государства и социально ориентированной рыночной экономики, которая теперь уже является фундаментом, условием развития «экономики знаний». Но, в тоже самое время, говорить про роль государства в развитии человеческого и социального капитала можно только тогда, когда государство является социальным, или стремится быть таким. Социальное государство может разными мерами способствовать развитию человеческого капитала, и одной из таких мер является эффективная миграционная политика, направленная, в том числе на повышение эффективности использования образовательного потенциала.
Миграционная политика России и Китая, несмотря на её особенности, обусловленные разными экономическими, социальными, демографическими, социокультурными факторами в наших странах, ориентирована на решение задачи сохранения и развития трудового потенциала, хотя на пути её реализации стоит пока еще много нерешенных проблем. Одной из этих проблем является повышение миграционной привлекательности России и Китая, создание в наших странах комплекса факторов, положительно влияющих на привлечение квалифицированных трудовых ресурсов и повышение качества человеческого капитала.
На основе сравнительного анализа финансово-экономических, организационно-политических, культурно-образовательных и социальных условий можно сделать следующие выводы по поводу особенностей формирования привлекательности российских и китайских ВУЗов для иностранных студентов, формируемой в рамках реализации миграционной политики в наших странах:
Во-первых, и Россия, и Китай в рамках реализации концепции социального государства и гармоничного общества уделяют все большее внимание развитию высшего образования, тем самым формируя условия для повышения привлекательности учебы в ВУЗах наших стран для иностранных, в том числе российских, студентов в Китае и китайских в России. На реализацию этой цели, в том числе, направлена миграционная политика России и Китая.
Во-вторых, финансово-экономический фактор является важным мотивом для выбора российских и китайских ВУЗов студентами-иностранцами. И в России, и в Китае сформированы благоприятные финансово-экономические условия для обучения иностранных студентов, что является стимулом для увеличения образовательной миграции. В частности, стоимость обучения в российских и китайских вузах на данный момент в среднем одинакова и приемлема для большей части образовательных мигрантов.
В-третьих, организационно-политические условия образовательной миграции формируются благодаря целенаправленной политике руководства России и Китая, направленной на создание всех возможностей для экспорта образовательных услуг. Особенностью России является сочетание осуществления политики поддержания образовательных традиций, оставшихся со времен СССР, с созданием современных форм организации предоставления образовательных услуг, таких как открытие филиалов ВУЗов за рубежом, в частности, в КНР, и новых, нацеленных на иностранных студентов, образовательных программ. Особенностью Китая является стремление к созданию новых образовательных традиций, связанных с обучением бизнесу, управлению, инженерному делу, и поддержание интереса иностранных студентов к изучению китайской культуры и языка.
В-четвертых, данные различных исследований показывают, что если для российских студентов в Китае пока по-прежнему приоритетными являются изучения языка и культуры Китая, то для китайских студентов на первый план выходят социально-гуманитарные направления. При этом значительный потенциал увеличения привлекательности обучения в ВУЗах России и Китая имеют социальные науки, в частности: социология, педагогика, социальная работа.
В-пятых, что касается социальных условий образовательной миграции, то здесь тоже есть различия: согласно данным социологических опросов в России пока сохраняется настороженное отношение к любым мигрантам, но в последние годы меняется отношение к мигрантам из Китая в сторону их позитивного восприятия. В Китае существует стабильно благожелательное отношение к иностранцам, в том числе и к образовательным мигрантам, что является дополнительным преимуществом КНР для экспорта образовательных услуг.
На основе данных исследования можно было бы предложить следующие рекомендации по стимулированию привлечения образовательных мигрантов и повышению привлекательности российских и китайских вузов:
Для российских вузов:
1. Развитие программ с частичной оплатой обучения иностранных студентов за счет бюджетных средств (например, в пропорции 50% на 50%).
2. В рамках уже существующей концепции осуществления политики повышения привлекательности российских вузов для иностранных студентов следует обратить большее внимание на целенаправленное формирование интереса к обучению в них в самих странах, из которых приезжают иностранцы. Например, посредством СМИ можно создавать рекламу возможностей обучения в России, разных вузов и учебных программ России в Китае на общегосударственном уровне (сейчас этим пока занимаются сами вузы и в основном посредством своих СМИ и СМИ вузов-партнеров в КНР).
3. Наряду с уже принятыми мерами по повышению эффективности организационной поддержки приема иностранных учащихся, следует уделить внимание дальнейшему развитию инфраструктуры для адаптации иностранных учащихся к культурно-образовательным условиям обучения. Что предполагает создание специальных учебно-научных центров международного сотрудничества, ориентированных именно на адаптацию к системе обучения в российских вузах (каждый из которых обладает своей спецификой) по определенным направлениям подготовки. В качестве пример можно назвать Российско-китайский центр сравнительных социальных, экономических и политических исследований по направлению «Социология» СПбГУ (который существует с 2004 г.).
4. Для создания более благоприятных культурно-образовательных условий обучения иностранных студентов необходимо создавать программы для изучения культурно-историческая среды разных городов России, в которых находятся вузы, принимающие иностранцев. Кроме того, важным является расширение спектра направлений и специальностей, предлагаемых для иностранных студентов (например, за счет набирающих популярность среди китайских студентов управленческих и социально-гуманитарных направлений).
Для китайских вузов:
1. Развитие программ с частичной оплатой обучения иностранных студентов за счет бюджетных средств (например, в пропорции 50% на 50%).
2. Развитие межгосударственных многосторонних программ обучения, прежде всего по социогуманитарным специальностям, в том числе, в рамках проекта «Один пояс – один путь»(для развития социальной инфраструктуры данного проекта), которые включали бы вузы из России, Китая, Казахстана, Монголии, Белоруссии и других стран, участвующих в реализации проекта.
3. Создание международных программ обучения естественнонаучным специальностям, с привлечением преподавателей, в том числе из российских вузов.
4. Создание программ расширения специализации иностранных студентов за счет социогуманитарных направлений подготовки.
Несомненно, реализация этих рекомендаций зависит от особенностей обучения в том или другом вузе России и Китая и от предпочтений самих учащихся – образовательных мигрантов. Но в любом случае и российским, и китайским вузам необходимо постоянно проводить мониторинг меняющейся ситуации на образовательных рынках обеих стран и на глобальном образовательном рынке. Только так можно сформировать основы для эффективного регулирования потоков образовательной миграции в наших странах, создав прочную основу для накопления человеческого капитала, получения новых знаний в ходе совместных учебно-научных программ и проектов.
1. Алетдинова А. А., Корицкий А. В. Человеческий капитал и малый бизнес России // Российское предпринимательство. 2011. №10(2). С. 4-10.
2. Анохин Л. М., Анохина Н. В. Государство и перспективы социального рыночного хозяйства в России // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 11 (366). Экономика. Вып. 49. С. 23-30.
3. Анохина Е. С. «Новая» китайская миграция и политика КНР по ее регулированию. Томск: Томский государственный университет, 2012.
4. Анохина Е. С. Нелегальная китайская миграция в современном мире // Вестник Томского государственного университета. 2012. №359. С. 66-69.
5. Арефьев А., Любская К. Российские студенты в Китае. Китай привлекает иностранных студентов // Демоскоп Weekly. 2017. №715-716. [Электронный ресурс]. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2017/0715/tema01.php#_ftn1 (дата обращения: 2.02.2019)
6. Арефьев А., Любская К. Российские студенты в Китае. Два опроса российских студентов в Китае // Демоскоп Weekly. 2017. №715-716. [Электронный ресурс]. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2017/0715/tema04.php (дата обращения: 2.02.2019)
7. Ахмедуев А. Ш. Социальная политика и социальные функции государства // Вопросы структуризации экономики. 2010. С. 120-124.
8. Балюшина Ю. Л. Социальное государство в России: история и современность // Вестник Костромского государственного университета. 2010. №1. С. 126-129.
9. Блок М., Головин Н. А. Социальный капитал: к обобщению понятия // Вестник СПбГУ. 2015. Вып. 4. Сер. 12. С. 99-111.
10. Бондаренко В. А., Сулименко О. В. «Человеческий» и «социальный» капитал: особенности вывоза из России // Концепт. 2015. Спецвыпуск № 24. URL: http://e-koncept.ru/2015/75299.htm. (дата обращения 15.04.2018)
11. Бочкаева И. В. Взаимодействие человеческого и социального капитала организации // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 6 (221). С. 142-147.
12. Василевич С. Г. Понятие и сущность социального государства // Вестник экономической безопасности. 2017. № 3. С. 95-100.
13. Васильева Е. В. Социальная политика России в современных условиях // Вестник Чувашского университета. 2011. № 2. С. 221-227.
14. Ван Гохун. Перспективы российско-китайского сотрудничества в области трудовой миграции // Вестник Томского государственного университета. 2017. №416. С. 61-68.
15. Волох В. А., Гришаева С. А. Международная образовательная миграция в современной России: особенности, проблемы и перспективы // Социальная политика и социология. 2017. №1(120). С. 80-87.
16. Высокие китайские стипендии все больше привлекают иностранных студентов // [Электронный ресурс]. URL:http://ekd.me/2018/06/vysokie-kitajskie-stipendii-vse-bolshe-privlekayut-inostrannyx-studentov/ (дата обращения 12.02.2019)
17. В Китае действуют специальные политические установки для привлечения иностранных специалистов// [Электронный ресурс]. URL: http://russian.people.com.cn/n3/2017/0314/c31517-9190170.html (дата обращения: 28.10.2017)
18. Габуев А., Шароградский А. Китайцы в Россию не хотят // Московский центр Карнеги. 21.07.2017. [Электронный ресурс]. URL: http://carnegie.ru/2017/07/21/ru-pub-72620 (дата обращения: 28.10.2017)
19. Гао Ф., Чжан В. Социальные проблемы в Китайской Народной Республике и пути их решения // Молодой ученый. 2015. №21. С. 369-372. [Электронный ресурс]URL: https://moluch.ru/archive/101/22854/ (дата обращения: 09.04.2018).
20. Горбачев В. П. Современные проблемы инвестиций в человеческий капитал // Власть. 2013. №1. С. 54-57.
21. Грошева Т. А. Россия на пути к социально ориентированной рыночной экономике // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. 2005. Т. 308. №5. С. 189-192.
22. Демидов П. А. Государство и корпорация в создании и накоплении социального капитала // Сравнительная политика. 2011. №2. С. 14-18.
23. Длугопольский А. В., Длугопольская Т. И. Социальная политика Китая: историко-правовой контекст // Россия и Китай: проблемы стратегического взаимодействия. Чита: Изд. ЗабГУ, 2014. С. 15-23.
24. Егорова М.С., Смирнова А.А. Социальная политика России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 5-2. С. 302-304;
[Электронный ресурс]URL: http://www.applied-research.ru/ru/article/view?id=6732 (дата обращения: 05.04.2018)
25. Завацкая Л. А. От инвестиций в человеческий капитал к экономике знаний // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2014. №1. С. 245-248.
26. Замотин М. П. Образовательная миграция в миграционных исследованиях российских авторов // Дискурс. 2016. №5. С. 77-85.
27. Землянов Д. А. Развитие человеческого капитала в рамках модернизации института социального партнерства государства и бизнеса // Terra Economicus. 2012. №2. С. 27-31.
28. Иванов В. В., Павлов П. Н., Козлов В. А., Сутырина Т. А. Формирование социального капитала в России // Вестник МГУ. Серия «Экономика». 2014. №3. С. 3-16.
29. Ивахнюк И. В. Предложения к миграционной стратегии России до 2035 г. / Под ред. И. Н. Тимофеева, Е. С. Алексеева. М.: Центр стратегических разработок, РСМД, 2017. С. 9-11.
30. Ивлев М. И., Черемисина Н. В. Демографическая ситуация в современной России // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9. №8. С. 48-53.
31. Инь Шаша. Основные современные направления экономико-социологических исследований развития деревни в КНР // Общество. Среда. Развитие. 2017. №4. С. 73-76. URL:http://www.terrahumana.ru/arhiv/17_04/17_04_12.pdf (дата обращения: 09.04.2018)
32. Иностранные студенты в России // StudyinRussia. 9.03.2017. [Электронный ресурс]. URL: https://studyinrussia.ru/actual/articles/inostrannye-studenty-v-rossii-/ (дата обращения: 04.02.2019)
33. Как иностранцы учились в советских вузах, и почему им завидовали местные студенты // Культурология.рф. URL: https://kulturologia.ru/blogs/061018/40785/ (дата обращения 24.11.2018)
34. Калашников С. В. Очерки теории социального государства / С. В. Калашников. М.: Экономика, 2006.
35. Китай принимает больше всего иностранных студентов // [Электронный ресурс]. URL: https://dknews.kz/silk-road/68581-kitaj-prinimaet-bolshe-vsego-inostrannykh-studentov.html (дата обращения 3.02.2019)
36. Китайцы составляют большинство иностранных студентов в США и других странах[Электронный ресурс]. URL: http://ekd.me/2014/11/chinese-students/ (дата обращения 12.02.2019)
37. Китайцы в России и других странах. Сколько китайцев в России? // Консалтинг и логистика в Китае. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nstrade.ru/blog/item/kitajcy-v-rossii-i-drugih-stranah/(дата обращения: 28.10.2017)
38. Китайская миграция в Россию 2015 // [Электронный ресурс]. URL: http://voprosik.net/kitajskaya-migraciya-v-rossiyu-2015/ (дата обращения: 28.10.2017)
39. Количество китайских студентов в России удвоилось за последние 10 лет // [Электронный ресурс]. URL: http://russian.people.com.cn/n3/2018/1218/c31519-9529363.html(дата обращения: 04.02.2019)
40. Костюков А. Л. Особенности экспорта российских образовательных услуг // Альманах Казачество. 2016. №20. С. 51-66.
41. Кравченко Л. И. Демографическая ситуация в России // Центра научной политической мысли и идеологии. 16.12.2013. [Электронный ресурс]. URL: http://rusrand.ru/forecast/demograficheskaja-situatsija-v-rossii(дата обращения: 28.10.2017)
42. Кремнев В. А., Шолохов А. В. Социальный ресурс «человеческого капитала» современного общества // Теория и практика общественного развития. 2014. №2. С. 21-24.
43. Кулагина Е. А. Доминантные функции социального государства: некоторые аспекты научной дискуссии // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2011. №2(20). С. 151-157.
44. Ларин А. Г. Мировая китайская диаспора и новая миграционная концепция России / Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Вып. XVIII: ежегодное издание / сост., отв. ред. Е.И. Софронова. М.: ИДВ РАН. 2013. с. 193-222.
45. Леманова П. В. Инвестиции в человеческий капитал и потребности российского бизнеса // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2010. № 2. С. 242-246.
46. Ли Теин. Теория и практика экономических реформ в КНР. М.: ИДВ РАН, 2000. 84 с.
47. Лун Чанхай, А. И. Коробеев. Особенности миграционной политики современного Китая // Журнал российского права. 2010. №9. С. 77-82.
48. Ляпанов А. В. К вопросу о принципах социальной политики в современной России // Итпортал. 2016. №3(11). [Электронный ресурс]URL: https://cyberleninka.ru/article/v/k-voprosu-o-printsipah-sotsialnoy-politiki-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 10.04.2018)
49. Месяц В. А. Творческий потенциал сотрудников и учет его особенностей в управлении персоналом предприятий и организаций // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2012. №2. С. 184-187.
50. Михневич С. В. Панда на службе Дракона: основные направления и механизмы политики «мягкой силы» Китая // Вестник международных организаций. 2014. Т.9. №2. С. 95-129.
51. Митин Д. Н. Образовательная (учебная) миграция: понятие, проблемы и пути решения // Вестник РУДН. 2010. №3. С. 123-133.
52. Музыка О. О. Социально-экономические аспекты нелегальной миграции из КНР в Россию // Общество. Среда. Развитие. 2010. №3. С. 56-59.
53. Муравьева К. Н. Инвестиции в человеческий капитал // Управленческое консультирование. 2013. №1. С. 93-98.
54. Мухаева В. А., Оразмурадова А. М. Образ России в представлениях иностранных студентов (на примере ФГБОУ ПГУ) // Вестник ПГУ. 2017. № 4. С. 36-42.
55. Мясоедов С. П., Мартиросян Э. Г., Сергеева А. А. Инвестиции в человеческий капитал как фактор роста его стоимости в государственных корпорациях // Управленческое консультирование. 2017. № 1. С. 172-177.
56. Невоструева Т. Л. Социально-рыночная модель экономики // Вестник Оренбургского государственного университета. 2004. №8. С. 45-47.
57. Названы самые популярные вузы и специальности у иностранцев в РФ. 8.10.2018 // [Электронный ресурс]. URL: http://mosday.ru/news/item.php?1612589 (дата обращения: 04.02.2019)
58. Ненашева С. В. Человеческий капитал: сущность и структура // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2012. С. 151-153.
59. Островский А. В. Китайская миграция в Россию в XXI в. // Ученые записки. 2012. №1. С. 21-25.
60. Отношение в России к мигрантам ухудшается – «Левада-центр» // Ведомости. 27.04.2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2017/04/28/687871-otnoshenie-migrantam-uhudshaetsya (дата обращения: 28.10.2017)
61. Пацукевич О. В., Кулько Е. И. Государственная политика Китая в сфере экспорта образовательных услуг // Вестник БГСА. 2018. №1. С. 173-176.
62. Паскачев А. Б. Государственная миграционная политика Российской Федерации в новых условиях: монография / Паскачев А. Б., Волох В. А., Суворова В. А.; отв. ред. Паскачев А. Б.; Ин-т миграции и межнац. отношений. – Москва; Ярославль: Литера, 2017. 328 с.
63. Петров А. В. Современные исследования проблем становления гражданского общества в России и Китае // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. 2004, вып. 2. С. 73-78.
64. Петров А. В. Социология профсоюзного движения. Учебно-методическое пособие. СПб.: Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2008.
65. Петров А. В. Развитие российско-китайских научных коммуникаций в области организации сравнительных социологических исследований: к 15-ой годовщине подписания Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР / Мировая архитектоника и российско-китайские отношения. (Сборник статей) / Под ред. Н. Г. Скворцова, А. В. Петрова, Цзи Чжэнцзюя, Сюй Сянмэй. СПб.: Астерион, 2017. С. 141-144.
66. Петров А. В. Социальное государство, гармоничное общество и развитие социологического образования в России и Китае // Антикоррупционнаяполитика, социальное государство и социальная ответственность бизнеса в России и Китае (Сборник статей) / Под ред. А. В. Петрова, Инь Шаша. СПб.: Астерион, 2018. С. 126-133.
67. Плюхина А. А. Социальная политика современной России: проблемы и тенденции развития // Экономический журнал. 2015. №6. С. 36-42.
68. Политех первым из российских вузов открыл свое представительство в Китае // [Электронный ресурс]. URL: https://www.spbstu.ru/media/news/achievements/polytech-first-russian-universities-china/ (дата обращения: 12.02.2019)
69. Ректор СПбГУ: мы сделали еще один шаг к открытию российско-китайского университета // [Электронный ресурс]. URL:https://spbu.ru/press-center/press-relizy/rektor-spbgu-my-sdelali-eshche-odin-shag-k-otkrytiyu-rossiysko-kitayskogo(дата обращения: 12.02.2019)
70. Романова Е. Б. Инвестиции в развитие человеческого капитала // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. №1. С. 436-439.
71. Романова С. Российские вузы набирают китайских студентов // Ведомости. 10.08.2016. [Электронный ресурс]. URL:https://www.vedomosti.ru/management/articles/2016/08/11/652542-rossiiskie-vuzi-nabirayut-kitaiskih-studentov (дата обращения: 02.02.2019)
72. Россия повысит доступность образования для иностранцев // Россия сегодня. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/abitura_rus/20181031/1531869425.html (дата обращения 24.11.2018)
73. Савин С. Д. Общенациональные ценности как основа взаимоотношений России и Китая // Мировая архитектоника и российско-китайские отношения. (Сборник статей) / Под ред. Н. Г. Скворцова, А. В. Петрова, Цзи Чжэнцзюя, Сюй Сянмэй. СПб.: Астерион, 2017. С. 38-41.
74. Савина Т. Н., Концова И. М. Социальная политика современной России: проблемы и перспективы // Финасы и кредит. 2017. №7. С. 412-428.
75. Селиванова С. Китай действует на опережение // Литературная газета. 2017. №10. [Электронный ресурс]. URL: http://lgz.ru/article/-10-6589-15-03-2017/kitay-deystvuet-na-operezhenie/ (дата обращения 12.02.2019)
76. Семенидо Т. В. Социально-экономические условия формирования человеческого капитала // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2014. № 1. С. 122-126.
77. Синецкая Э. А. Некоторые социальные явления пореформенного Китая в свете политики «открытости» // Общество и государство в Китае. 2015. №17-18. С. 451-473.
78. Система социального обеспечения в Китае // Газета Жэньминь Жибао. 12.03.2003.[Электронный ресурс].URL:http://russian.people.com.cn/200303/12/rus20030312_73066.html (дата обращения: 09.04.2018)
79. Совместный российско-китайский университет // [Электронный ресурс]. URL:http://msuinchina.org(дата обращения: 14.02.2019)
80. Соколова М. М., Соколова А. М., Калита В. В. Иностранные студенты в межкультурном пространстве // Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2017. №10. С. 425-440.
81. Социальное государство: теория и практика. 21.10.2014 // [Электронный ресурс]. URL: http://21biz.ru/socialnoe-gosudarstvo-teoriya-i-praktika/ (дата обращения: 07.04.2018)
82. Социальное рыночное хозяйство: концепция, практический опыт и перспективы применения в России / Москва: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. - 325 с.
83. Сячинов А. Новый закон о трудоустройстве иностранных выпускников в Китае // Да ЛаоВай. 13.01.2017 [Электронный ресурс]. URL: http://davailaowai.ru/novyj-zakon-o-trudoustrojstve-inostrannyx-vypusknikov-v-kitae/(дата обращения: 13.02.2019)
84. Твой старт успешного будущего // Russia Study начинает прием заявок на обучение в российских вузах на 2019 год. URL: https://russia.study/ru/event/russia-study-begins-accepting-applications-for-education-in-russia-in-2019 (дата обращения 22.11.2018)
85. Терехина С. Что ищут в России иностранные студенты. 02.04.2015 // Русская планета. [Электронный ресурс]. URL: https://rusplt.ru/society/chto-ischut-v-rossii-inostrannyie-studentyi-16219.html (дата обращения: 02.02.2019)
86. Тимофеев Ю. В. Современные проблемы реализации социальной политики в России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. №8(65). С. 82-87.
87. Университеты Китая // [Электронный ресурс]. URL:https://www.unipage.net/ru/universities_in_china(дата обращения 12.02.2019)
88. Флоринская Ю., Мкртчан Н. Миграция в России: старые тренды, новые проблемы // Мониторинг экономической ситуации. 2016. №19(37). С. 16-20.
89. Хайкин М.М., Крутик А. Б. Социальный капитал и социальные сети // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2014. №1. С. 85-92.
90. Харитонова О. В. Академическая мобильность в пространстве высшего образования // Человек и образование. 2012. № 2. С. 41-44.
91. Черняк А. В. Миграционная политика: понятие и сущность // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/06/35281 (дата обращения: 28.10.2017)
92. Чинаева Т. И. Основные тенденции развития международного рынка образовательных услуг // Статистика и экономика. 2017. №1. С. 60-67.
93. Число китайских студентов в вузах России удвоилось за 10 лет //
[Электронный ресурс]. URL: http://ekd.me/2018/12/chislo-kitajskix-studentov-v-vuzax-rossii-udvoilos-za-10-let/ (дата обращения 12.02.2019)
94. Шафарова С. Социальные изменения в Китае: проблемы и перспективы // Социальные изменения. 2012. №1. С. 89-93.
95. Юрина Е. А., Стромова М. А. Роль человеческого капитала в социальном государстве // Социально-экономические явления и процессы. 2011. №12. С. 288-291.