Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование экологической культуры студенческой молодёжи (на примере Санкт-Петербурга)

Работа №133915

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы66
Год сдачи2016
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
64
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретическая основа изучения экологической культуры 9
1.1. Понятие экологической культуры и ее составляющие 9
1.2. Экологическое воспитание в процессе социализации 16
Глава II. Экологическая культура как приоритет экологической политики России. 25
21 Основные принципы и задачи политики в области формирования экологической культуры населения 25
2.2. Исследование экологической культуры студенческой молодежи 39
Заключение 52
Список литературы 56
Приложение 1. Анкета 60
Приложение 2. Графики результатов исследования 64


Каким бы развитым не было человеческое общество, какие бы новые технологии не вошли в нашу жизнь, прежде всего, человек – существо биосоциальное. То есть помимо всех его важных и значимых социальных характеристик и достоинств, он обладает главной чертой - является частью огромной самодостаточной системы. Тем и отличается наш вид от других, что именно мы можем существовать в природе, создавая в ней свою культуру, свои условия для жизни посредством умственного и физического труда. С течением времени и появлением все новых инноваций, среда, в которой живет человечество, претерпевает глобальные изменения. Уповать на то, что природа сама справится с той нагрузкой, которую на нее возлагают, становится уже невозможно. Поэтому со сравнительно недавних пор свои позиции упрочила такая наука, как экология. Данная наука вмещает в себя знания о взаимодействиях общества и природы, а так же всех видов живых организмов между собой. Экологические знания нужны каждому человеку, чтобы сбылась мечта многих поколений мыслителей о создании достойной человека среды, обеспечить гармонию человека и природы.
Именно с помощью экологии возможно оценить масштаб воздействия жизнедеятельности человека на окружающую среду. Речь идет не только о колоссальном загрязнении, но и о других проблемах, которые возникают при нерациональном использовании ресурсов. Мировым сообществом выработана концепция устойчивого развития, которая ориентирована на то, что в дальнейшем общественный прогресс в техническом плане, будет максимально гармонично связан с развитием природной среды. В противном случае выжить в ней будет становиться всё сложнее, поскольку даже, так называемые «неисчерпаемые ресурсы», становятся исчерпаемыми в связи с их использованием в недопустимых пределах. Это касается и воды, и даже воздуха, который теряет свою пригодность для жизни в связи с его загрязнением.
Невозможно изучение экологии только на уровне научного сообщества, каждый человек обязан знать элементарные проблемы и представлять себе, как правильно лично ему следует строить свою жизнь, чтобы в максимальной степени способствовать гармоничному развитию общества. Поэтому в своей дипломной работе я рассматриваю проблему экологического воспитания людей. Формирование экологического сознания необходимо, чтобы глобальные проблемы не представлялись некой мифической угрозой. Экологическое сознание – это способность понимания неразрывной связи человеческого общества с природой, зависимость благополучия людей от целостной и сравнительной неизменности природной среды и использования этого понимании в практической деятельности.
Помимо общетеоретического видения смысла экологической культуры имеется специфика в рассмотрении проблем экологической культуры в зависимости от уровня исследования. Каждое общество, имеющее свой уклад и свои неповторимые особенности в плане природной среды и территории, должно искать свой подход к изучению проблем в экологическом аспекте. Так, например, российский ученый Н.А. Бердяев в своих трудах уделяет много внимания влиянию природных особенностей России на формирование менталитета, «характера русского народа». Связывая воедино социальный вопрос и вопрос экологический, он показывает, каким образом эта связь влияет на общую картину характеристик социума. Социолог Питирим Сорокин ориентируется на отношение окружающей среды и политической системы. То есть, на его взгляд, то, что существует вокруг общества, создает и регулирует его структурную составляющую.
Профессор СПбГУ Юрий Пахомов свою основную деятельность посвятил изучению такого феномена как «экочеловек». Данным термином он обозначал новый тип личности, обладающей развитым экологическим сознанием и мировоззрение которой связывает социальную картину мира с природным миром. Такой человек сознает необходимость и имеет потребность в сохранении и заботе о социоприродной среде, ориентирует свою деятельность на принцип минимизации негативного влияния на окружающую среду. Необходимость формирования такого типа личности связана как с преобразованием природы самим человеком, так и влиянием этих изменений на него. Приоритет экологических потребностей со временем упрочивается и значимость экологического сознания возрастает. Чтобы «Преодолеть кризис сознания человека, устранить искажения и деформации в его развитии, вызванные природопотребительской системой ценностей техногенного общества, нужно превратить его из средства социального развития в цель социоприродного развития. Для этого необходима экологическая переориентация человека, экологизация его ценностных представлений и этических норм.»
Формированию этих идей способствовали труды К.Э.Циолковского, Н.Ф.Федорова, В.И. Вернадского, которые так же стремились научно доказать необходимость гармоничного сосуществования общества и природы .
У каждого должно быть четко сформированное представление о возможных последствиях иррационального использования ресурсов и варварского отношения к природе. В работе мы ориентируемся, прежде всего, на ценностные установки личности, потому как экологическое благосостояние и природные блага должны представлять собой не менее значимую ценность для человека, нежели, например, социальный статус и материальное благополучие. Бердяев Н.А., например, выделял 3 основных вида ценностей, к которым относятся ценности социальные, духовные и материальные. Такой же классификации ценностей придерживался социолог Тугарин В.П.. В свою очередь Гудячек Я. представляет ценности как реально существующие объекты и ценности субъективные. М.Рокич разделяет ценности на ценности-цели и ценности-средства. Лисовский В.Т., который писал о молодежных ценностях, как о следствии потребностей человека.
Так же ценностях молодежи писали такие авторы как Е.А. Сергиенко, В.А. Знаков, А.В. Юревич, Г.В. Залевский и другие.
Объект исследования - экологическая культура студенческой молодежи в современном Российском обществе.
Предмет исследования – факторы формирования экологической культуры у молодежи.
Цель работы – выявить основные характеристики экологической культуры российской молодёжи.
В рамках исследования были выдвинуты следующие гипотезы:
1. Уровень экологической культуры современной российской молодёжи низкий в связи с недостаточностью экологического знания.
2. На формирование экологической культуры молодежи в большей степени оказывает влияние фактор образовательно-воспитательного процесса.
Исходя из цели исследования, необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть социологический подход к исследованию экологической культуры общества;.
2. Рассмотреть вопрос о формировании экологического сознания в процессе социализации в современном обществе;.
3. Дать характеристику основным направлениям развития научной мысли в области экологизации личности с точки зрения ценностного подхода;.
4. Выявить факторы, влияющие на процесс формирования экологической культуры;
5. Оценить уровень экологической культуры молодежи на примере студентов Санкт-Петербурга.
В качестве теоретической основы исследования будет выступать концепция Вебера о социальном действии. Вебер в своих трудах говорит о существовании «идеального типа», ориентированного в своем образе мышления, прежде всего, на ценностные установки. Осознанность и осмысленность действий является основой идей Вебера. Придание смысла своим действиям помогает человеку в соотнесении себя с миром. Смысл, придаваемый объекту, ставится в связь с восприятием человека и его внутренней системой восприятия. В соответствии с положениями данной теории экологическое знание определяется как ценность, на которую должна ориентироваться когнитивная деятельность. То есть, как знание в аспекте экологии, так и ее основные установки, должны восприниматься именно как объект целеполагания и иметь смысловую привязку к их объективным значениям. Иными словами, в процессе формирования ценностных ориентаций личности, должное место необходимо отвести вопросам экологии.
Данная теория развивалась в своем развитии соединяется с теорией «ноосферной ориентации», согласно которой развивается идеологически-духовное мышление, способ которого в некоторой мере будет соответствовать способу взаимодействии общества и природы, определяя характер социальной деятельности. Ноосферное мышление предполагает формирование него «ноосферного интеллекта», проецирующего свою действия идеально и реализующего их практически.
Эмпирической основой исследования послужило исследование экологической культуры студенческой молодежи, представленное далее, а также данные исследований ВЦИОМ
Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе дается теоретическое описание феномена экологической культуры, а так же представлены основные концепции рассмотрения данного феномена. Кроме того, в этой же главе производится описание и характеристика экологического образовательно-воспитательного процесса. Вторая глава дает представление общих положений экологической политики России, и включает эмпирическое исследование экологических ценностей молодежи..


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Невозможно переоценить значение экологии как науки в современно мире. Поскольку ситуация, существующая как в нашей стране, так на планете в целом с годами ухудшается, необходимо прямо сейчас принимать меры, способствующие ее стабилизации и изменению в лучшую сторону. Каждый человек должен быть задействован в данном процессе. Невозможно изменить отношение людей к потреблению ресурсов и принципов их взаимодействия с природой только через запреты или наказания. Существует необходимость регулирования данного процесса на ценностном уровне. Окружающая среда в перспективе будет подвергаться большим рискам нерационального, потребительского отношения, если общество не будет воспринимать ее как ценность. Поскольку молодежь является основой развития человеческой цивилизации, именно эта социальная группа в первую очередь должна быть в центре внимания экологической политики.
В теоретической главе были рассмотрены такие понятия как экологическая культура и экологическое образование. Согласно общепринятым определениям, экологическая культура является собой целостную систему взглядов, ценностей и норм, принятых, в общества, которые регулируют его взаимодействие с окружающей средой. Концепция Устойчивого развития предполагает формирование определенного типа личности, который, обладая особым мировоззрением, будет иметь стремление и возможность изменять естественную среду в лучшую сторону и сохранять ее для будущих поколений. Такая личность должна быть в должной мере осведомлена о текущей экологической обстановке, а так же иметь необходимые компетенции для регулирования жизнедеятельности в рамках этой концепции. Кроме этого, окружающая среда должна восприниматься не как источник потребления, а как особая ценность, стоящая наряду с другими общественными благами.
В свою очередь процесс экологического образования – есть процесс непрерывной просветительской деятельности, направленной на создание у человека необходимых навыков и знаний как для осуществления рационального природопользования, так и принятия мер для улучшения существующей экологической обстановки. Экологическое образование – это путь формирования нового типа личности, который будет готов нести ответственность за все действия, направленные на природную среду, а так же прилагать все возможные усилия для ликвидации существующий проблем. Основными задачами экологического образование являются создание потребности и интереса к изучению природы, стремления к ее сохранению и участие в практической деятельности. Процесс образования в сфере экологии не должен быть строго заключен в рамки школьного или ВУЗовского образования, этот процесс продолжается на протяжении все жизни человека, поскольку именно через него формируется экологическая культура личности.
В то же время глобальные меры по улучшению экологической обстановки проводятся на уровне государства и мирового сообщества. Политическая деятельность выделяет экологическую сферу как отдельный элемент в рамках осуществления общественных изменений. Комплекс мер, принимаемых на государственном уровне, направлен на то, чтобы на всех этапах реализации программ улучшения.
Студенчество как социальная группа представляет большой интерес в рамках рассмотрения вопроса экологической культуры, поскольку процесс ее образования продолжается, следовательно, воздействие на формирование ценностей доступно на институциональном уровне.
Согласно исследованию, проведенному в данной работе, студенты Санкт-Петербурга не обладают должным уровнем развития экологической культуры. Удалось выявить, что знания, полученные опрошенными студентами недостаточны для того уровня, который требует существующая экологическая обстановка как в стране, так и в мире. Безусловно, заинтересованность в этом вопросе у студентов есть, однако не хватает стремления внести свой вклад в изменение принципов взаимодействия общества и природы для улучшения экологической обстановки. Большинство учащихся сомневаются в результативности тех действий, которые они сами в силах предпринять.
Экологическое образование не реализуется в должной мере, поскольку основным источником получения знаний в этой области являются интернет-ресурсы. Отмечается, что экологические программы не включены в образовательный процесс настолько, чтобы в должной мере повлиять не только на знания студентов в этом вопросе, но и изменить их отношение. В то же время другие методы воздействия либо не реализуются в должной мере, либо не признаются эффективными самими студентами.
В ходе исследования удалось выявить, что основными факторами, влияющими на экологическую культуру студенческой молодежи являются включенность экологических программ в образовательный процесс, а так же
Гипотеза о том, что экологическая культура студентов в Санкт-Петербурге находится на низком уровне в связи с недостаточностью экологических знаний подтвердилась. Вторая гипотеза о наибольшем влиянии образовательного процесса на формирование экологической культуры так же подтвердилась. О подтверждении данных гипотез говорят данные, полученные в ходе анкетного опроса.
Таким образом, исходя из всех рассмотренных аспектов необходимости формирования высокого уровня экологической культуры среди студенческой молодежи, следует вывод о том, в первую очередь должное внимание следует уделять внедрению образовательных экологических программ, которые в полной мере способствуют просвещению студентов по вопросам экологии.
Кроме того, меры, принимаемые для развития экологической культуры, как на уровне студенчества, так и в целом, должны носить комплексный характер и включать в себя все возможные меры по изменению отношения общества в окружающей среде. Такие меры включают в себя не только и не столько повышение уровня знаний в области экологии. Они должны быть направлены на изменение восприятия природы как таковой.



1. Агаджанян Н.А., Гичев Ю.П., Торшин В.И. Экология человека. М., Новосибирск: Рос. экол. Акад., 1997.
2. Бганба, В.Р. Социальная экология. М. : Высш. шк., 2004.
3. Гирусов Э. В. От экологического знания к экологическому сознанию // Общество и природа. М.: Наука, 1986.
4. Гирусов Э.В. Устойчивое экоразвитие путь к ноосфере // Вестник Московского университета. 1997. №3.
5. Дорошко О.М. Современные подходы к определению понятия "экологическая культура" // Современные исследования социальных проблем. 2012. №9(17)
6. Дорошко О.М. Современные подходы к определению понятия "экологическая культура" // Современные исследования социальных проблем. 2012. №9(17)
7. Дробжев М.И. Вернадский и современная эпоха. Тамбов: ТГТУ, 2010.
8. Захаров В.М. Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения. М.: Акрополь, Центр экологической поли- тики и культуры, Центр экологической политики России, 2008.
9. Иванова Т.В. Экологические ценности в общественном сознании // Вопросы психологии. М.: Ас-Эко, 1999.
10. Кавтарадзе Д.Н. Экологическое образование и безопасность общества // Развитие непрерывного экологического образования. Материалы 1-й московской научно-практической конференции по непрерывному экологическому образованию. М.: МНЭПУ, 1995.
11. Калинин, В.Б. Формула экологического образования / В.Б. Калинин // Экология и жизнь. 1996.

12. Ковалев Ю.Ю. конференция «ЕВРОПА В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ» УДК 339.923:061.1ЕС + 339.97 , 2014.
13. Кочергин А.Н., Марков Ю.Г., Васильев Н.Г. Экологическое знание и сознание. Лада, Наука: Новосибирск: 1987
14. Лаптев, И.Д. / И.Д. Лаптев., Экологические проблемы современности. М.: изд.Московсого ун-та, 2008.
15. Лихачев Д.С. Экология культуры // Приходская газета. 2012. 1 нояб.. Ст. 2.
16. Марков, Ю.Г. Социальная экология. Взаимодействие общества и природы. Новосибирск: Сиб. Унив, 2004.
17. Матвеева Е.В. Экологическая политика современной России // Известия Алтайского государственного университета. 2010. №4-1.
18. Межжерин, В. Человек экологический / В. Межжерин // Зеркало недели. -2001. -23 авг.-1 сент

19. Национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации // Приложение к журналу «Вестник экологического образования в.России».- 2000. -№ 1.

20. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М.: 2002.
21. Ожогов Ю. П., Никоноров Е. В. Экологический импульс: проблема формирования экологической культуры у молодежи. М.: Наука, 1990
22. Пахомов Ю.Н. Экочеловек как субъект социоприродного развития: автореф. дис. д-р социол.наук СПб., 2003.
23. Пильников Б. А. Планета Земля. Между желаемым и возможным // Эхо планеты. 2002. №32.
24. Райков Б.Е. Пути и методы натуралистического просвещения. АПН РСФСР, 1960.
25. Рожко К. Г. Экологическая культура // Теория и экология разума. Тюмень: Вектор Бук, 1998. Вып. 6
26. Рубанова Е. В. Проблемы современного экологического образования . Чита: 2009.
27. Салов, Е. И. Экологическая культура – основание целостного подхода к теории и практике экологического менеджмента ( информационно-управленческий и синергийно-философские аспекты) / Е. И. Салов, С. Е. Салова // Винити. Сер. Проблемы окружающей среды и природ. ресурсов. – 2004. - № 3. – С. 63-74.
28. Семенов Ю.И. Современный мир и основные тенденции его развития // Личность, Культура, Общество 2003 - № 5 вып. 3.
29. СитаровВ.А., Пустовойтов.В.В. Социальная экология: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000.
30. Сметанина Т. К. Исследовательская деятельность и экологическое образование учащихся. Чита: Молодой ученый, 2011.
31. Степанов С.А. Образование для устойчивого развития: опыт и проблемы образования в странах СНГ // Качество жизни. Социально-экологические проблемы и приоритеты союза Беларуси и России. М., 2006
32. Федеральный закон "Об охране окружающей среды "Основы формирования экологической культуры Глава XIII. Основы формирования экологической культуры " от 2 июля 2013 Российская газета.
33. Фурсов В.И.. Экологическое образование и воспитание студентов высших учебных заведений. Алматы: 1992.
34. Ясвин В.А. Формирование экологической культуры как приоритет региональной экологической политики // Развитие региональных систем экологического образования: материалы Всерос. конф. Пермь: Изд-во ПГПУ, 2000.
35. disserCat — электронная библиотека диссертаций. Экочеловек как субъект социоприродного развития URL: http://www.dissercat.com/content/ekochelovek-kak-subekt-sotsioprirodnogo-razvitiya#ixzz465tydUSo
36. Журнал Санкт-Петербургский университет/ Социальная экология. URL: http://journal.spbu.ru/?p=10478
37. Концепция формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга // Эко Русь. Экология пространства URL: http://eco-rus.ru/art.10.html
38. Пахомов Юрий Николаевич и формирование экочеловека // URL: https://www.proza.ru/2015/01/07/119
39. Разработка региональной стратегии формирования экологической культуры населения. Часть 2 // Охрана окружающей среды URL: http://www.eco-oos.ru/biblio/sborniki-nauchnyh-trudov/ekologicheski-ustoichivoe-razvitie-racionalnoe-ispolzovanie-prirodnyh-resursov/48_2/
40. Социальная экология URL: http://www.bibliotekar.ru/socialnaya-ecologia/57.htm


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ