Дискурс медиасферы в конфликте
|
Введение
Глава I. Роль СМИ в формировании образа чужого
1.1 Дискурс вражды в медиасфере
1.2 СМИ и формирование образа чужого…………………………..............15
Глава II. Медиасфера и культурный суверенитет как зона концентрации противоречий
2.1 Конфликтогенность экстерриториальности современных медиа
2.2 Конфликты ценностей в современной России
2.3 Пути преодоления противоречий в зоне культурного суверенитета в эпоху глобализации
Глава III. Современный информационный конфликт
3.1 Информационная война как конфликт
3.2 Информационные кампании и пандемии: конфликтологический анализ
Заключение
Список источников
Приложение 1. Таблица 1. Идеи, способные объединить общество, в динамике 2000–2017 гг. в процентном соотношении от числа опрошенных (ИС РАН, 2018)…
Глава I. Роль СМИ в формировании образа чужого
1.1 Дискурс вражды в медиасфере
1.2 СМИ и формирование образа чужого…………………………..............15
Глава II. Медиасфера и культурный суверенитет как зона концентрации противоречий
2.1 Конфликтогенность экстерриториальности современных медиа
2.2 Конфликты ценностей в современной России
2.3 Пути преодоления противоречий в зоне культурного суверенитета в эпоху глобализации
Глава III. Современный информационный конфликт
3.1 Информационная война как конфликт
3.2 Информационные кампании и пандемии: конфликтологический анализ
Заключение
Список источников
Приложение 1. Таблица 1. Идеи, способные объединить общество, в динамике 2000–2017 гг. в процентном соотношении от числа опрошенных (ИС РАН, 2018)…
Проблематика противоречий, связанных с ролью влияния средств массовой информации на генезис конфликта, а также управления им неизменно остается актуальной. Роль информационных потоков, окружающих современного человека, сложно переоценить. В связи с этим актуализируются противоречия, связанные с использованием индивидами, группами интересов информации и средств ее распространения с целью осуществления влияния на социальные и политические процессы как на национальном уровне, так и на международном, глобальном уровнях. Информационный продукт все больше и больше утверждает себя, как один из самых удобных и эффективных инструментов достижения цели в конфликте, он обретает свойство «мягкой силы», позволяющей планомерно и скрытно осуществлять воздействие на восприятие ситуации, искусственно видоизменять реальность, подменять понятия, манипулировать сознанием, разжигать вражду и легитимировать насилие, оправдывать агрессию.
Данная работа представляет собой попытку ответа на вопрос о роли медиа-сферы в конфликте и влиянии медиасферы на генезис конфликта, протекание конфликта и урегулирование конфликта. В условиях существования глобального и экстерриториального характера акторов медиа-сферы становится актуальной проблема роли медиа в разжигании вражды, модуляции конфликта, формировании образа конфликта, поведения в нем. Также актуальным остается вопрос о роли медиа в урегулировании конфликта, формировании установок толерантности и формировании публичного пространства, как пространства для диалога. Характеристика степени разработанности исследовательской проблемы. Актуальность темы данного исследования обусловлена недостаточной степенью изученности данной проблемы в отечественной конфликтологии. Мы вынуждены признать тот факт, что влияние средств массовой информации на возникновение, протекание, урегулирование конфликта значительно. Однако, исследований на данную тематику в отечественной конфликтологии довольно мало, однако, в других областях научного знания: лингвистика, политическая социология, коммуникативистика есть труды, представляющие собой попытку раскрытия темы генерации противоречий в зоне медиа. Но в то же время медиатехнологии обладают значительным конфликтным потенциалом, обнаруживающим себя, в первую очередь, в зоне манипуляции сознанием, репрезентации и навязывания моделей конфликтного поведения. Необходимо отметить тот факт, что актуальность проблемы исследований медиасферы заключается еще и в том, что медиа являются одним из самых главных агентов генерации дискурса враждебности в современном мире.
Объект исследования- процессы влияния медиасферы на формирование конфликта в обществе.
Предмет исследования-формы и методы генерирования дискурса враждебности современными масс-медиа.
Цели и задачи работы.
Цель работы- определить роль медиасферы, в конфликте как конфликтогенную.
Достижение данной цели осуществляется посредством решения следующих задач:
1) Проанализировать роль медиа, как генератора языка враждебности.
2) Описать роль медиа, как генератора противоречий в зоне культурного суверенитета как пространства для конфликтного взаимодействия, а также раскрыть релевантность роли медиа, как института урегулирования конфликта.
3) Рассмотреть стратегии урегулирования патологий наложения ценностей разных культур.
4) Оценить потенциал СМИ, как одного из самых важных инструментов информационного противоборства, глобального влияния.
5) Определить характер и роль СМИ в формировании образа чужого.
Теоретической базой исследования являются отечественные и зарубежные разработки. Определением понятия дискурса занимались ученые из разных областей научного знания-социология, лингвистика, журналистика, коммуникативистика. В процессе исследования проблемы роли дискурса медиасферы в конфликте мы обращались к концепту дискурса, изложенному Арутюновой Н. Д, исследователь отмечала необходимость учеты критериев контекста при анализе дискурса, как коммуникативного события [5]. В. И. Карасик в своих работах отдельно отмечал, необходимость учета аспектов символического обмена при анализе дискурса [23]. Также необходимо отметить вклад в концептологию дискурса исследователя дискурсивных практик П. Серио [49]. Существенный вклад в изучение ключевых особенностей дискурса, в плане сущности интеракции говорящего и слушателя, внес Эмиль Бенвенист [6]. В процессе написания данной работы мы обращались к словарю концепций и терминов известного специалиста в области коммуникативистики Л.М Земляновой [25]. Существенный вклад в разработку концепции дискурса и аспектов его исследования на междисциплинарной платформе внес Тен Ван Дейк. В нашем исследовании мы неоднократно обращались к его трудам [91]. Осознать особую роль медиа, как посредника, а также агента формирования особого типа реальности-«медиареальности», нам помогла работа В.В Савчука [7]. Важную роль для раскрытия темы нашей работы сыграли статьи специалистов из СПБГУ: Буряк М. А и Панковой Г.К, затрагивающие сущностные характеристики медиасферы, не только как области существования средств массовой информации, но и как особой зоны концентрации противоречий [8], [36]. Фомин И.В в своей диссертации раскрывает аспект принудительности «мягкой силы», как аспекта влияния [63]. Работа Автохутдиновой О.Ф помог нам в раскрытии стратегий конструирования «образа чужого», как дискурсивной практики в СМИ [1]. Статья Лукьяновой Г.В, отмечена важность учета аспекта интертекстуальности, как основы дискурс анализа [28]. Йохан Галтунг в своих работах неоднократно отмечал важность учета аспекта цели и объектов влияния при анализе информационных потоков [77]. Известные теоретики социального конфликта такие, как Георг Зиммель, Льюис Козер отмечали особую социальную роль конфликта, как инструмента разрешения противоречий [88], [73] В процессе нашего исследования мы обращались к теории конфликта А.В Дмитриева [26]. Существенный вклад в концептуализацию конфликта внес Ральф Дарендорф, ученый отмечал, что возникновение противоречий между группами интересов в рамках системы господства и подчинения неизбежны [74]. Кеннет Боулдинг подчеркивал «соревновательность» процесса конфликта [72]. Существенный вклад в развитие понятия и концептуализацию информационного конфликта внес И. Н Панарин [35].
Теоретико-методологическим основанием данного исследования является концепция критического дискурс-анализа, разработанная Теном Ван-Дейком. Исследование методологически опирается также на концепцию «построения дискурса чужого», разработанную Дзялошинским И.М., Дзялошинской М.И.
Данная работа представляет собой попытку ответа на вопрос о роли медиа-сферы в конфликте и влиянии медиасферы на генезис конфликта, протекание конфликта и урегулирование конфликта. В условиях существования глобального и экстерриториального характера акторов медиа-сферы становится актуальной проблема роли медиа в разжигании вражды, модуляции конфликта, формировании образа конфликта, поведения в нем. Также актуальным остается вопрос о роли медиа в урегулировании конфликта, формировании установок толерантности и формировании публичного пространства, как пространства для диалога. Характеристика степени разработанности исследовательской проблемы. Актуальность темы данного исследования обусловлена недостаточной степенью изученности данной проблемы в отечественной конфликтологии. Мы вынуждены признать тот факт, что влияние средств массовой информации на возникновение, протекание, урегулирование конфликта значительно. Однако, исследований на данную тематику в отечественной конфликтологии довольно мало, однако, в других областях научного знания: лингвистика, политическая социология, коммуникативистика есть труды, представляющие собой попытку раскрытия темы генерации противоречий в зоне медиа. Но в то же время медиатехнологии обладают значительным конфликтным потенциалом, обнаруживающим себя, в первую очередь, в зоне манипуляции сознанием, репрезентации и навязывания моделей конфликтного поведения. Необходимо отметить тот факт, что актуальность проблемы исследований медиасферы заключается еще и в том, что медиа являются одним из самых главных агентов генерации дискурса враждебности в современном мире.
Объект исследования- процессы влияния медиасферы на формирование конфликта в обществе.
Предмет исследования-формы и методы генерирования дискурса враждебности современными масс-медиа.
Цели и задачи работы.
Цель работы- определить роль медиасферы, в конфликте как конфликтогенную.
Достижение данной цели осуществляется посредством решения следующих задач:
1) Проанализировать роль медиа, как генератора языка враждебности.
2) Описать роль медиа, как генератора противоречий в зоне культурного суверенитета как пространства для конфликтного взаимодействия, а также раскрыть релевантность роли медиа, как института урегулирования конфликта.
3) Рассмотреть стратегии урегулирования патологий наложения ценностей разных культур.
4) Оценить потенциал СМИ, как одного из самых важных инструментов информационного противоборства, глобального влияния.
5) Определить характер и роль СМИ в формировании образа чужого.
Теоретической базой исследования являются отечественные и зарубежные разработки. Определением понятия дискурса занимались ученые из разных областей научного знания-социология, лингвистика, журналистика, коммуникативистика. В процессе исследования проблемы роли дискурса медиасферы в конфликте мы обращались к концепту дискурса, изложенному Арутюновой Н. Д, исследователь отмечала необходимость учеты критериев контекста при анализе дискурса, как коммуникативного события [5]. В. И. Карасик в своих работах отдельно отмечал, необходимость учета аспектов символического обмена при анализе дискурса [23]. Также необходимо отметить вклад в концептологию дискурса исследователя дискурсивных практик П. Серио [49]. Существенный вклад в изучение ключевых особенностей дискурса, в плане сущности интеракции говорящего и слушателя, внес Эмиль Бенвенист [6]. В процессе написания данной работы мы обращались к словарю концепций и терминов известного специалиста в области коммуникативистики Л.М Земляновой [25]. Существенный вклад в разработку концепции дискурса и аспектов его исследования на междисциплинарной платформе внес Тен Ван Дейк. В нашем исследовании мы неоднократно обращались к его трудам [91]. Осознать особую роль медиа, как посредника, а также агента формирования особого типа реальности-«медиареальности», нам помогла работа В.В Савчука [7]. Важную роль для раскрытия темы нашей работы сыграли статьи специалистов из СПБГУ: Буряк М. А и Панковой Г.К, затрагивающие сущностные характеристики медиасферы, не только как области существования средств массовой информации, но и как особой зоны концентрации противоречий [8], [36]. Фомин И.В в своей диссертации раскрывает аспект принудительности «мягкой силы», как аспекта влияния [63]. Работа Автохутдиновой О.Ф помог нам в раскрытии стратегий конструирования «образа чужого», как дискурсивной практики в СМИ [1]. Статья Лукьяновой Г.В, отмечена важность учета аспекта интертекстуальности, как основы дискурс анализа [28]. Йохан Галтунг в своих работах неоднократно отмечал важность учета аспекта цели и объектов влияния при анализе информационных потоков [77]. Известные теоретики социального конфликта такие, как Георг Зиммель, Льюис Козер отмечали особую социальную роль конфликта, как инструмента разрешения противоречий [88], [73] В процессе нашего исследования мы обращались к теории конфликта А.В Дмитриева [26]. Существенный вклад в концептуализацию конфликта внес Ральф Дарендорф, ученый отмечал, что возникновение противоречий между группами интересов в рамках системы господства и подчинения неизбежны [74]. Кеннет Боулдинг подчеркивал «соревновательность» процесса конфликта [72]. Существенный вклад в развитие понятия и концептуализацию информационного конфликта внес И. Н Панарин [35].
Теоретико-методологическим основанием данного исследования является концепция критического дискурс-анализа, разработанная Теном Ван-Дейком. Исследование методологически опирается также на концепцию «построения дискурса чужого», разработанную Дзялошинским И.М., Дзялошинской М.И.
В данном исследовании были проанализированы современные стратегии манипуляции общественным мнением при помощи образных и речевых средств, а также тактики построения образа «чужого» в СМИ, направленного на дискредитаци политических оппонентов, групп интересов. Также стоит отметить, что в рамках данного исследования была предпринята попытка измерения и анализа совершенно нового феномена в современном медиа-пространстве-«инфодемии», являющейся патологической формой развития дискредитирующих потоков дезинформации в СМИ в связи с актуализацией проблемы распространения пандемии коронавируса.
В процессе нашего исследования роли и места медиасферы в конфликте мы пришли к ряду выводов. Медиасфера играет значительную роль в развитии, акселерации и обострении противоречий в обществе. Для того, чтобы прийти к ряду выводов, мы описали важнейшие черты дискурса враждебности, исследовали большое количество медиа-источников с целью выявления проявлений характерных паттернов языка враждебности. Во-первых, на основании проделанного исследования активации восприятия образа «чужого» в СМИ, мы пришли к выводу, что язык враждебности служит эффективным средством для импликации установок вражды в восприятие гражданами тех или иных социальных групп. Во-вторых, на примере дискриминации корейцев в Японии и ЛГБТ сообщества в России мы продемонстрировали устойчивость дискурса вражды в медиасфере во времени, а также обозначили его эффективность. Импликация враждебных установок позволяет мобилизовать те или иные группы для дальнейшего конфликта с объектом агрессии. В-третьих, медиа имеет значительные управленческий потенциал для формирования устойчивых структур восприятия ценностей и их инсталляции в общество, к такому заключению мы пришли, проанализировав аспект конфликтогенности медиа в рамках культурного суверенитета. В-четвертых, информационная война, как подтип информационного конфликта представляет собой особый интерес для современной конфликтологии. Основная цель таких войн сегодня - это дискредитация оппонента на внутренациональном уровне, лишение его потенциальной поддержки населения, снижение процента его присутствия на национальном рынке. Данная технология построена на стратегиях дискредитации, активации архетипов, построении дихотомичных сравнительных конструктов, широком применении образных языковых средств. В-пятых, в данном отношении нами был сделан вывод, что современные масс-медиа играют значительную роль в создании такого информационного продукта, который рассчитан на подавление в реципиенте скептицизма, касательно, благого намерения, представляемого в информационном продукте актора, выставить его «своим», сослаться на авторитетное мнение. В-шестых, мы пришли к выводу о релевантности продвижения цифровых моделей делиберативной демократии, как потенциального института урегулирования конфликта. «Новые медиа», использующие цифровое пространство, как платформу для установления диалога между группами интересов и властью. В-седьмых, развитие многоуровневого диалога между властью и группами интересов является залогом к становлению реальной публичной сферы, представляющую собой платформу для создания и функционирования механизмов урегулирования конфликтов. В завершении данного исследования хочется выразить надежду, что проблема дискурса медиасферы в конфликте будет и дальше изучаться специалистами-конфликтологами.
В процессе нашего исследования роли и места медиасферы в конфликте мы пришли к ряду выводов. Медиасфера играет значительную роль в развитии, акселерации и обострении противоречий в обществе. Для того, чтобы прийти к ряду выводов, мы описали важнейшие черты дискурса враждебности, исследовали большое количество медиа-источников с целью выявления проявлений характерных паттернов языка враждебности. Во-первых, на основании проделанного исследования активации восприятия образа «чужого» в СМИ, мы пришли к выводу, что язык враждебности служит эффективным средством для импликации установок вражды в восприятие гражданами тех или иных социальных групп. Во-вторых, на примере дискриминации корейцев в Японии и ЛГБТ сообщества в России мы продемонстрировали устойчивость дискурса вражды в медиасфере во времени, а также обозначили его эффективность. Импликация враждебных установок позволяет мобилизовать те или иные группы для дальнейшего конфликта с объектом агрессии. В-третьих, медиа имеет значительные управленческий потенциал для формирования устойчивых структур восприятия ценностей и их инсталляции в общество, к такому заключению мы пришли, проанализировав аспект конфликтогенности медиа в рамках культурного суверенитета. В-четвертых, информационная война, как подтип информационного конфликта представляет собой особый интерес для современной конфликтологии. Основная цель таких войн сегодня - это дискредитация оппонента на внутренациональном уровне, лишение его потенциальной поддержки населения, снижение процента его присутствия на национальном рынке. Данная технология построена на стратегиях дискредитации, активации архетипов, построении дихотомичных сравнительных конструктов, широком применении образных языковых средств. В-пятых, в данном отношении нами был сделан вывод, что современные масс-медиа играют значительную роль в создании такого информационного продукта, который рассчитан на подавление в реципиенте скептицизма, касательно, благого намерения, представляемого в информационном продукте актора, выставить его «своим», сослаться на авторитетное мнение. В-шестых, мы пришли к выводу о релевантности продвижения цифровых моделей делиберативной демократии, как потенциального института урегулирования конфликта. «Новые медиа», использующие цифровое пространство, как платформу для установления диалога между группами интересов и властью. В-седьмых, развитие многоуровневого диалога между властью и группами интересов является залогом к становлению реальной публичной сферы, представляющую собой платформу для создания и функционирования механизмов урегулирования конфликтов. В завершении данного исследования хочется выразить надежду, что проблема дискурса медиасферы в конфликте будет и дальше изучаться специалистами-конфликтологами.
Подобные работы
- РОССИЯ КАК ОБЪЕКТ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ В РАМКАХ НОВОСТНОГО ДИСКУРСА ПО СИРИЙСКОМУ КОНФЛИКТУ
Дипломные работы, ВКР, международное частное право. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Конфликт мировоззрений в современной российской журналистике
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - Специфика освещения военных конфликтов средствами массовой информации (на материале репортажей о Сирии)
Дипломные работы, ВКР, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Специфика медийного освещения современных политических процессов (на примере сирийского вооруженного конфликта)
Диссертации (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - Дискурс этнокультурной идентичности в религиозно-философской публицистике
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - ЯЗЫК ВРАЖДЫ В МЕДИА-ПРОСТРАНСТВЕ
Дипломные работы, ВКР, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Современные российские авторы в англоязычных СМИ
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2016 - Имидж политического лидера в качественных европейских изданиях
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - ЭТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ИЗДАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ МЕДИАТЕКСТОВ ЖУРНАЛОВ «ОГОНЕК», «РУССКИЙ РЕПОРТЕР» И ГАЗЕТЫ «НОВГОРОД»)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018



