Национальная безопасность: современные политические технологии
|
Введение…
Глава 1. Национальная безопасность: политологический анализ понятия……...7
1.1. Этапы эволюции понятия национальная безопасность в политической науке
1.2. Отечественный подход к обеспечению национальной безопасности……...18
Глава 2. Анализ и реализация технологий обеспечения национальной безопасности
2.1. Формирование стратегии обеспечения национальной безопасности……...26
2.2. Политико-правовые технологии обеспечения национальных интересов….31
2.3. Технология управления процессом обеспечения национальной безопасности
2.4. Технологии защиты национальных интересов
Заключение
Список использованных источников
Глава 1. Национальная безопасность: политологический анализ понятия……...7
1.1. Этапы эволюции понятия национальная безопасность в политической науке
1.2. Отечественный подход к обеспечению национальной безопасности……...18
Глава 2. Анализ и реализация технологий обеспечения национальной безопасности
2.1. Формирование стратегии обеспечения национальной безопасности……...26
2.2. Политико-правовые технологии обеспечения национальных интересов….31
2.3. Технология управления процессом обеспечения национальной безопасности
2.4. Технологии защиты национальных интересов
Заключение
Список использованных источников
Актуальность исследования. В современных условиях социокультурных и международных трансформаций, которые переживают подавляющее большинство государств и межгосударственных объединений, возникает необходимость сформулировать совокупность общих концептуальных подходов к пониманию целей, задач, принципов и основных направлений обеспечения национальной безопасности в преломлении к безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах их жизнедеятельности.
Такие общие подходы в результате должны лечь в основу создания концептуальных и нормативно-правовых документов относительно определения основных направлений государственной политики и общественной деятельности в области обеспечения национальной безопасности.
Система обеспечения национальной безопасности детерминирована различными факторами - экономическими, политическими, социальными, - которые в своем единстве и взаимосвязи образуют всю сложность и многоплановость процессов, которые в ней протекают. Необходимость определения сущности и содержания указанной детерминации подводит к необходимости определения механизма обеспечения национальной безопасности, понимание сущности которого в социальных системах транзитивного типа даст возможность более адекватно подойти к конкретным управленческим решениям по реализации механизма в условиях социокультурного транзита.
В многочисленных научных подходах к анализу сущности и развития социальных процессов имеют место определенные попытки выявления механизмов тех или иных социальных процессов. Такая поливариантность подходов к пониманию сущности механизма функционирования феномена национальной безопасности через понимание механизма разрушения социальной системы, механизма социальных действий, механизма социальной стабилизации и социальной коррекции, механизма координирования действий, механизма рационализации действия и тому подобное существенно усложняет проблему познания данного объекта, а главное, создает серьезные трудности в практической его реализации в условиях новой политической реальности.
Состояние научной разработанности темы. Значительный общественный и научный интерес к взаимосвязи между проблемами национальной безопасности, геополитики, мировой и национальной политикой развития, эта тема изучена весьма полно. Лишь относительно отдельных аспектов и направлений существуют недостаточные наработки, которые корреспондируют с традициями и новациями политической практики.
Вопросы общей теории национальной безопасности нашли отражение в трудах мыслителей: Н.А. Бердяева, Г. Гроция, Платона, Ж.П. Марата, Г. Спенсера и др.
Среди иностранных исследователей на данной проблеме сосредоточивали свое внимание: Д. Кауфман, Г. Браун, Э. Картер, У. Дж. Пэрри и др.
В течение последнего десятилетия существенно увеличилось количество исследований, посвященных геополитическому и военному значению национальной безопасности. Но особое внимание заслуживают труды А.А. Прохожева, А.А. Кокошина, Л.Г. Ивашова, М.С. Алешенкова, А.В. Возженникова.
Объектом исследования является феномен национальной безопасности.
Предметом исследования является влияние стратегий, методов и технологий на реализацию стратегии национальной безопасности России.
Цель исследования – провести анализ современных политических технологий и методов обеспечения национальной безопасности.
Задачи исследования:
- рассмотреть этапы эволюции понятия национальная безопасность в политической науке;
- охарактеризовать отечественный подход к обеспечению национальной безопасности;
- осветить этапы формирования стратегии обеспечения национальной безопасности;
- определить политико-правовые технологии обеспечения национальных интересов в РФ;
- рассмотреть технологии управления процессом обеспечения национальной безопасности на примере демографической безопасности;
- проанализировать технологии защиты национальных интересов на примере военной доктрины национальной безопасности.
Методы исследования обусловлены широким контекстом проблемы, что вызвало необходимость применить как общенаучные, так и междисциплинарные методы. Работа опирается на системный метод, благодаря которому проблемы национальной безопасности рассматриваются в целостности взаимосвязанных факторов и компонентов. Системный метод дал возможность исследовать трансформацию подходов различных государств к проблемам национальной безопасности и эволюцию межгосударственных отношений в контексте проблемы, а также позволил определить удельный вес различных факторов, детерминирующих действия различных политических акторов и сформулировать предложения для органов государственной власти по совершенствованию в соответствии с национально-государственными интересами применение методов для усиления национальной безопасности.
Исследование основывается на принципе объективности и анализирует политическую реальность геополитического соперничества, опираясь на всесторонность рассмотрения с учетом конкретной ситуации и имеющихся противоречий. Привлечение принципа историзма позволило рассмотреть факты развития проблемы национальной безопасности государств в конкретно-исторических условиях с учетом расстановки и политической ориентации различных акторов, оценить генезис, содержание компонентов, эволюцию и тенденции развития национальной безопасности.
Метод теоретического анализа и синтеза применен для определения роли и места проблематики обеспечения национальной безопасности в современных теориях геополитики и формулировки основных приоритетов национальной безопасности России в условиях геополитического соперничества ведущих субъектов международной политики.
Дискурсивный метод применен для анализа устных и письменных коммуникативных текстов. Терминологический анализ как общенаучный подход применен для установления истории ключевых терминов исследования, их содержания, а также выявления иноязычного понимания и определение изменения объема понятия «национальная безопасность» в течение времени. Метод анализа событийных данных применен для выявления объективных тенденций в выступлениях и заявлениях ключевых международных организаций и основных субъектов геополитических процессов, которые в целом повлияли на ситуацию соперничества и противостояния в контексте национальной безопасности. Благодаря применению метода произведена объективная оценка тенденций. Метод анализа законодательных актов применен для адекватного компаративного анализа эффективности ряда аспектов национальной безопасности на внутригосударственном уровне.
Структура работы подчинена цели и задачам исследования. Работа состоит из введения; двух глав, разделенных подразделами; заключения и списка литературы. Объем работы (без учета списка использованных источников) составил 59 страниц машинописного текста, список литературы содержит 59 наименований.
Такие общие подходы в результате должны лечь в основу создания концептуальных и нормативно-правовых документов относительно определения основных направлений государственной политики и общественной деятельности в области обеспечения национальной безопасности.
Система обеспечения национальной безопасности детерминирована различными факторами - экономическими, политическими, социальными, - которые в своем единстве и взаимосвязи образуют всю сложность и многоплановость процессов, которые в ней протекают. Необходимость определения сущности и содержания указанной детерминации подводит к необходимости определения механизма обеспечения национальной безопасности, понимание сущности которого в социальных системах транзитивного типа даст возможность более адекватно подойти к конкретным управленческим решениям по реализации механизма в условиях социокультурного транзита.
В многочисленных научных подходах к анализу сущности и развития социальных процессов имеют место определенные попытки выявления механизмов тех или иных социальных процессов. Такая поливариантность подходов к пониманию сущности механизма функционирования феномена национальной безопасности через понимание механизма разрушения социальной системы, механизма социальных действий, механизма социальной стабилизации и социальной коррекции, механизма координирования действий, механизма рационализации действия и тому подобное существенно усложняет проблему познания данного объекта, а главное, создает серьезные трудности в практической его реализации в условиях новой политической реальности.
Состояние научной разработанности темы. Значительный общественный и научный интерес к взаимосвязи между проблемами национальной безопасности, геополитики, мировой и национальной политикой развития, эта тема изучена весьма полно. Лишь относительно отдельных аспектов и направлений существуют недостаточные наработки, которые корреспондируют с традициями и новациями политической практики.
Вопросы общей теории национальной безопасности нашли отражение в трудах мыслителей: Н.А. Бердяева, Г. Гроция, Платона, Ж.П. Марата, Г. Спенсера и др.
Среди иностранных исследователей на данной проблеме сосредоточивали свое внимание: Д. Кауфман, Г. Браун, Э. Картер, У. Дж. Пэрри и др.
В течение последнего десятилетия существенно увеличилось количество исследований, посвященных геополитическому и военному значению национальной безопасности. Но особое внимание заслуживают труды А.А. Прохожева, А.А. Кокошина, Л.Г. Ивашова, М.С. Алешенкова, А.В. Возженникова.
Объектом исследования является феномен национальной безопасности.
Предметом исследования является влияние стратегий, методов и технологий на реализацию стратегии национальной безопасности России.
Цель исследования – провести анализ современных политических технологий и методов обеспечения национальной безопасности.
Задачи исследования:
- рассмотреть этапы эволюции понятия национальная безопасность в политической науке;
- охарактеризовать отечественный подход к обеспечению национальной безопасности;
- осветить этапы формирования стратегии обеспечения национальной безопасности;
- определить политико-правовые технологии обеспечения национальных интересов в РФ;
- рассмотреть технологии управления процессом обеспечения национальной безопасности на примере демографической безопасности;
- проанализировать технологии защиты национальных интересов на примере военной доктрины национальной безопасности.
Методы исследования обусловлены широким контекстом проблемы, что вызвало необходимость применить как общенаучные, так и междисциплинарные методы. Работа опирается на системный метод, благодаря которому проблемы национальной безопасности рассматриваются в целостности взаимосвязанных факторов и компонентов. Системный метод дал возможность исследовать трансформацию подходов различных государств к проблемам национальной безопасности и эволюцию межгосударственных отношений в контексте проблемы, а также позволил определить удельный вес различных факторов, детерминирующих действия различных политических акторов и сформулировать предложения для органов государственной власти по совершенствованию в соответствии с национально-государственными интересами применение методов для усиления национальной безопасности.
Исследование основывается на принципе объективности и анализирует политическую реальность геополитического соперничества, опираясь на всесторонность рассмотрения с учетом конкретной ситуации и имеющихся противоречий. Привлечение принципа историзма позволило рассмотреть факты развития проблемы национальной безопасности государств в конкретно-исторических условиях с учетом расстановки и политической ориентации различных акторов, оценить генезис, содержание компонентов, эволюцию и тенденции развития национальной безопасности.
Метод теоретического анализа и синтеза применен для определения роли и места проблематики обеспечения национальной безопасности в современных теориях геополитики и формулировки основных приоритетов национальной безопасности России в условиях геополитического соперничества ведущих субъектов международной политики.
Дискурсивный метод применен для анализа устных и письменных коммуникативных текстов. Терминологический анализ как общенаучный подход применен для установления истории ключевых терминов исследования, их содержания, а также выявления иноязычного понимания и определение изменения объема понятия «национальная безопасность» в течение времени. Метод анализа событийных данных применен для выявления объективных тенденций в выступлениях и заявлениях ключевых международных организаций и основных субъектов геополитических процессов, которые в целом повлияли на ситуацию соперничества и противостояния в контексте национальной безопасности. Благодаря применению метода произведена объективная оценка тенденций. Метод анализа законодательных актов применен для адекватного компаративного анализа эффективности ряда аспектов национальной безопасности на внутригосударственном уровне.
Структура работы подчинена цели и задачам исследования. Работа состоит из введения; двух глав, разделенных подразделами; заключения и списка литературы. Объем работы (без учета списка использованных источников) составил 59 страниц машинописного текста, список литературы содержит 59 наименований.
На основании проведенного исследования, автор пришел к следующим выводам:
1. Анализ литературных источников показывает различные теоретико-методологические подходы к определению сущности и содержания понятия безопасности.
В целом в эволюции понятия национальной безопасности можно выделить несколько основных этапов: понимание безопасности преимущественно с позиции безопасности индивида; осознание безопасности как общего блага и цели (функции) государства, что находит значительное распространение в XVII-XVIII вв. в странах Западной Европы; концептуализация понятие безопасности общества и государства вследствие разрушительных войн и революций в Европе в XIX-ХХ вв.
Вербализация понятия «национальная безопасность» происходило в связи с осмыслением феномена безопасности сквозь категории «ценности», «национальные интересы», «развитие», «суверенитет», «потребности», «права и свободы», «человек и общество». Следовательно, в середине 80-х гг. ХХ столетия национальная безопасность рассматривается в смысле военной и политической безопасности и как синоним обороноспособности государства, в политическую лексику вводится понятие «национальная безопасность», которое сегодня учеными раскрывается сквозь призму национальных интересов, национальных ценностей и их взаимосвязи.
Современные тенденции в развитии содержания понятия безопасности связаны со сменой ценностной парадигмы национальной безопасности от военно-политической доктрины к концепции устойчивого развития, распространением содержания понятия национальной безопасности с выделением ее невоенных сегментов. Соответственно, это приводит к повышению роли и места социальной, гуманитарной безопасности, которые в определенной степени взаимосвязаны, определяют и дополняют друг друга в обеспечении целей человеческого развития, что дает все основания актуализировать концепт социогуманитарной безопасности в системе обеспечения национальной безопасности современных государств.
2. Несмотря на огромный опыт, большие потрясения и потери населения, Россия и до настоящего времени не сумела создать абсолютно эффективного механизма защиты страны от опасности, в основном от экономической и внешнеполитической опасности. Дальнейшие действия относительно обеспечения безопасности и развития страны не являются очевидными и однозначными. Так, например, рост экономики неизбежно ведет к росту экологической угрозы, усиление силовых структур исполнительной власти государства - к снижению уровня жизни населения и увеличению социальной напряженности в долгосрочной перспективе, а усиление позиций на международной арене - к увеличению противоречий с ведущими государствами мира. В результате, усиление противодействия одному источнику опасности, как правило, приводит к росту негативных воздействий на страну со стороны других источников опасности. Необходим переход на интенсивный и качественно новый путь и технологии организации обеспечения безопасности и развития страны. При этом возникает проблема выбора наиболее безопасного пути развития России из множества возможных, которые ведут к поставленной цели. Из теории управления известно, что сложность системы управления должна быть адекватна сложности управляемого объекта. Поэтому и при выработке принципов и механизмов обеспечения безопасности страны необходимо учитывать всю сложность ее организации.
3. Россия взвешенно подошла к формированию своей стратегии, в которую включила максимальную совокупность отношении и аспектов, тогда как зарубежные доктрины с очевидностью отстали в нормативном закреплении дефиниции и в регламентации содержания термина «национальная безопасность.
Вместе с тем необходимо отметить, что в отличие от России, невнятное нормативное закрепление термина служит применению неоднозначных методов, средств и технологий для обеспечения национальной безопасности, или же интересов политических элит под прикрытием защиты национальных интересов. Такой подход, в основном характерен для США и его можно назвать технологией «усмотрительного правового закрепления терминов».
Несмотря на подробное закрепление термина «национальная безопасность» в «Стратегии национальной безопасности РФ», не существует однозначности в определении понятия «национальная безопасность» в официальных нормативных документах. Это связано с неоднозначностью используемых терминов, с их возможным широким толкованием, а также с тесной взаимосвязанностью вызовов и угроз.
4. Следует констатировать: сейчас в России имеется обширная нормативно-правовая база применения комплексного междисциплинарного подхода к формированию правового поля обеспечения безопасности. И именно в это, методологически-хаотическое время, считаем верным и концептуально взвешенным шагом предложить следующую иерархию документов, составляющих систему правового регулирования обеспечения безопасности. Это, прежде всего:
- Стратегия национальной безопасности - основополагающий документ, в котором излагаются стратегические цели РФ по становлению ее как лидера на мировой арене, и т.п.
- Концепция национальной безопасности должна обеспечивать решение тех или иных промежуточных задач, которые находятся в Стратегии.
- Доктрины, формируются на основании Стратегии и Концепции и охватывает значительно более узкий круг общественных отношений, которые ограничиваются конкретной сферой жизнедеятельности человека. Они развивают и уточняют положения Стратегии и Концепций и носят более предметный смысл, смещая акцент не столько на декларировании и изложении определенных положений, сколько на описании конкретных механизмов решения этих проблем. Поэтому обязательно должен и дальше разрабатываться набор доктрин национальной безопасности, среди них можно назвать следующие: экологическая, финансовая, социальная, энергетическая доктрина и т.д., часть из которых уже разработаны, а часть имеются де факто.
5. Стратегия является основой для планирования деятельности органов государственной власти в сфере национальной безопасности. Органы государственной власти руководствуются Стратегией при разработке и реализации законодательных актов, концепций, доктрин, стратегий, программ, планов и отдельных мероприятий, заключении международных договоров и соглашений, других международно-правовых документов, отчитываются о состоянии выполнения Стратегии.
6. Сравнительный анализ национальных систем обеспечения демографической безопасности России, Беларуси и Молдовы представляет особый интерес исходя из того, что вышеуказанные страны имеют общее политическое, социально-экономическое и демографическое прошлое, что нашло отражение в возрастной структуре населения, показателях рождаемости и продолжительности жизни. И после распада Советского Союза и обретения независимости эти государства испытывают подобные преобразования в политической, социально-экономической и культурной сферах, что не могло не сказаться на демографической составляющей их развития.
7. Сравнительный анализ национальных систем обеспечения демографической безопасности России, Беларуси и Молдовы доказал сходство подходов и технологий в государственном управлении демографической безопасностью, прежде всего в определении национальных ценностей, интересов и целей. Исходя из этого и системы обеспечения демографической безопасности имеют признаки «семейного» сходства, но при этом не лишены индивидуальных особенностей, которые учитывают национальный менталитет, исторические и духовные традиции коренных этносов, социально-экономическую ситуацию в этих государствах.
8. Структурно-функциональный анализ технологий и систем обеспечения демографической безопасности показал, что наиболее эффективно политика демографической безопасности реализована и применены технологии в Республике Беларусь и Российской Федерации. Об этом свидетельствует не только построение системы обеспечения демографической безопасности этих стран, но и результативность принятия мер (законодательных, экономических, социальных) по предупреждению рисков и угроз в демографической сфере.
В Российской Федерации проблемам демографической безопасности уделяется значительное внимание.
9. Для обеспечения надлежащего уровня демографической безопасности в России необходим целый комплекс мер и технологий в сфере государственного управления, а именно: предоставление демографической безопасности статуса приоритетного направления в работе органов законодательной и исполнительной власти абсолютно всех уровней; проведение взвешенной государственной политики по стимулированию рождаемости до уровня, обеспечивающего воспроизводство населения (в частности, с применением экономических и социальных поощрительных методов, таких как: выплаты семье с ребенком достойной помощи); реализация государственных программ в сферах здравоохранения, экологии, условий труда с целью снижения смертности (то есть минимизации потерь процесса воспроизводства населения); создание при руководящих органах регионов и муниципалитетов не просто отдельных коллегиальных органов, но и органов безопасности с приданием ему функций проведения демографической, научной экспертиз государственных программ, проектов и законов, реализация которых связана с демографическими процессами и вопросами, которые влияют на состояние обеспечения демографической безопасности.
10. Вследствие реализации положений Военной доктрины Российской Федерации, государством посредством практического внедрения технологий обеспечения национальной безопасности усилены предупреждающие и упреждающие сигналы посредством:
- углубления начатой Российской Федерацией политики обеспечения защиты своих граждан, которые находятся за пределами Российской Федерации, применяя широкий арсенал политических, военных, экономических, информационных, культурных и иных средств, что присуще войнам нового типа;
- демонстрации готовности к гибридной войне, ключевым элементом которой является информационный фактор. Своими действиями в информационном секторе противники пытаются внести раздор в российское общество, уничтожить российскую нацию, распространить сепаратизм, искусственно усилить внутренние противоречия, создать атмосферу гражданского недоверия к действиям и намерениям властей, сформировать у граждан страны и международного сообщества искаженное видение событий;
- реальной возможности причинения военно-политической нестабильности, использования военных объектов и средств;
- наращивание Российской Федерацией военных сил вблизи границ, что восстанавливает соотношение сил;
- возможностью симметрично со стороны России манипулировать общественным сознанием путем распространения достоверной, но неполной информации относительно событий, которые происходят в ареале противостояния;
- предоставления законного основания существования территорий Абхазии, Южной Осетии, Автономной Республики Крым на фоне нерешительных действий международных структур безопасности, что является стать толчком для дальнейшей реализации руководством Российской Федерации национальных интересов.
1. Анализ литературных источников показывает различные теоретико-методологические подходы к определению сущности и содержания понятия безопасности.
В целом в эволюции понятия национальной безопасности можно выделить несколько основных этапов: понимание безопасности преимущественно с позиции безопасности индивида; осознание безопасности как общего блага и цели (функции) государства, что находит значительное распространение в XVII-XVIII вв. в странах Западной Европы; концептуализация понятие безопасности общества и государства вследствие разрушительных войн и революций в Европе в XIX-ХХ вв.
Вербализация понятия «национальная безопасность» происходило в связи с осмыслением феномена безопасности сквозь категории «ценности», «национальные интересы», «развитие», «суверенитет», «потребности», «права и свободы», «человек и общество». Следовательно, в середине 80-х гг. ХХ столетия национальная безопасность рассматривается в смысле военной и политической безопасности и как синоним обороноспособности государства, в политическую лексику вводится понятие «национальная безопасность», которое сегодня учеными раскрывается сквозь призму национальных интересов, национальных ценностей и их взаимосвязи.
Современные тенденции в развитии содержания понятия безопасности связаны со сменой ценностной парадигмы национальной безопасности от военно-политической доктрины к концепции устойчивого развития, распространением содержания понятия национальной безопасности с выделением ее невоенных сегментов. Соответственно, это приводит к повышению роли и места социальной, гуманитарной безопасности, которые в определенной степени взаимосвязаны, определяют и дополняют друг друга в обеспечении целей человеческого развития, что дает все основания актуализировать концепт социогуманитарной безопасности в системе обеспечения национальной безопасности современных государств.
2. Несмотря на огромный опыт, большие потрясения и потери населения, Россия и до настоящего времени не сумела создать абсолютно эффективного механизма защиты страны от опасности, в основном от экономической и внешнеполитической опасности. Дальнейшие действия относительно обеспечения безопасности и развития страны не являются очевидными и однозначными. Так, например, рост экономики неизбежно ведет к росту экологической угрозы, усиление силовых структур исполнительной власти государства - к снижению уровня жизни населения и увеличению социальной напряженности в долгосрочной перспективе, а усиление позиций на международной арене - к увеличению противоречий с ведущими государствами мира. В результате, усиление противодействия одному источнику опасности, как правило, приводит к росту негативных воздействий на страну со стороны других источников опасности. Необходим переход на интенсивный и качественно новый путь и технологии организации обеспечения безопасности и развития страны. При этом возникает проблема выбора наиболее безопасного пути развития России из множества возможных, которые ведут к поставленной цели. Из теории управления известно, что сложность системы управления должна быть адекватна сложности управляемого объекта. Поэтому и при выработке принципов и механизмов обеспечения безопасности страны необходимо учитывать всю сложность ее организации.
3. Россия взвешенно подошла к формированию своей стратегии, в которую включила максимальную совокупность отношении и аспектов, тогда как зарубежные доктрины с очевидностью отстали в нормативном закреплении дефиниции и в регламентации содержания термина «национальная безопасность.
Вместе с тем необходимо отметить, что в отличие от России, невнятное нормативное закрепление термина служит применению неоднозначных методов, средств и технологий для обеспечения национальной безопасности, или же интересов политических элит под прикрытием защиты национальных интересов. Такой подход, в основном характерен для США и его можно назвать технологией «усмотрительного правового закрепления терминов».
Несмотря на подробное закрепление термина «национальная безопасность» в «Стратегии национальной безопасности РФ», не существует однозначности в определении понятия «национальная безопасность» в официальных нормативных документах. Это связано с неоднозначностью используемых терминов, с их возможным широким толкованием, а также с тесной взаимосвязанностью вызовов и угроз.
4. Следует констатировать: сейчас в России имеется обширная нормативно-правовая база применения комплексного междисциплинарного подхода к формированию правового поля обеспечения безопасности. И именно в это, методологически-хаотическое время, считаем верным и концептуально взвешенным шагом предложить следующую иерархию документов, составляющих систему правового регулирования обеспечения безопасности. Это, прежде всего:
- Стратегия национальной безопасности - основополагающий документ, в котором излагаются стратегические цели РФ по становлению ее как лидера на мировой арене, и т.п.
- Концепция национальной безопасности должна обеспечивать решение тех или иных промежуточных задач, которые находятся в Стратегии.
- Доктрины, формируются на основании Стратегии и Концепции и охватывает значительно более узкий круг общественных отношений, которые ограничиваются конкретной сферой жизнедеятельности человека. Они развивают и уточняют положения Стратегии и Концепций и носят более предметный смысл, смещая акцент не столько на декларировании и изложении определенных положений, сколько на описании конкретных механизмов решения этих проблем. Поэтому обязательно должен и дальше разрабатываться набор доктрин национальной безопасности, среди них можно назвать следующие: экологическая, финансовая, социальная, энергетическая доктрина и т.д., часть из которых уже разработаны, а часть имеются де факто.
5. Стратегия является основой для планирования деятельности органов государственной власти в сфере национальной безопасности. Органы государственной власти руководствуются Стратегией при разработке и реализации законодательных актов, концепций, доктрин, стратегий, программ, планов и отдельных мероприятий, заключении международных договоров и соглашений, других международно-правовых документов, отчитываются о состоянии выполнения Стратегии.
6. Сравнительный анализ национальных систем обеспечения демографической безопасности России, Беларуси и Молдовы представляет особый интерес исходя из того, что вышеуказанные страны имеют общее политическое, социально-экономическое и демографическое прошлое, что нашло отражение в возрастной структуре населения, показателях рождаемости и продолжительности жизни. И после распада Советского Союза и обретения независимости эти государства испытывают подобные преобразования в политической, социально-экономической и культурной сферах, что не могло не сказаться на демографической составляющей их развития.
7. Сравнительный анализ национальных систем обеспечения демографической безопасности России, Беларуси и Молдовы доказал сходство подходов и технологий в государственном управлении демографической безопасностью, прежде всего в определении национальных ценностей, интересов и целей. Исходя из этого и системы обеспечения демографической безопасности имеют признаки «семейного» сходства, но при этом не лишены индивидуальных особенностей, которые учитывают национальный менталитет, исторические и духовные традиции коренных этносов, социально-экономическую ситуацию в этих государствах.
8. Структурно-функциональный анализ технологий и систем обеспечения демографической безопасности показал, что наиболее эффективно политика демографической безопасности реализована и применены технологии в Республике Беларусь и Российской Федерации. Об этом свидетельствует не только построение системы обеспечения демографической безопасности этих стран, но и результативность принятия мер (законодательных, экономических, социальных) по предупреждению рисков и угроз в демографической сфере.
В Российской Федерации проблемам демографической безопасности уделяется значительное внимание.
9. Для обеспечения надлежащего уровня демографической безопасности в России необходим целый комплекс мер и технологий в сфере государственного управления, а именно: предоставление демографической безопасности статуса приоритетного направления в работе органов законодательной и исполнительной власти абсолютно всех уровней; проведение взвешенной государственной политики по стимулированию рождаемости до уровня, обеспечивающего воспроизводство населения (в частности, с применением экономических и социальных поощрительных методов, таких как: выплаты семье с ребенком достойной помощи); реализация государственных программ в сферах здравоохранения, экологии, условий труда с целью снижения смертности (то есть минимизации потерь процесса воспроизводства населения); создание при руководящих органах регионов и муниципалитетов не просто отдельных коллегиальных органов, но и органов безопасности с приданием ему функций проведения демографической, научной экспертиз государственных программ, проектов и законов, реализация которых связана с демографическими процессами и вопросами, которые влияют на состояние обеспечения демографической безопасности.
10. Вследствие реализации положений Военной доктрины Российской Федерации, государством посредством практического внедрения технологий обеспечения национальной безопасности усилены предупреждающие и упреждающие сигналы посредством:
- углубления начатой Российской Федерацией политики обеспечения защиты своих граждан, которые находятся за пределами Российской Федерации, применяя широкий арсенал политических, военных, экономических, информационных, культурных и иных средств, что присуще войнам нового типа;
- демонстрации готовности к гибридной войне, ключевым элементом которой является информационный фактор. Своими действиями в информационном секторе противники пытаются внести раздор в российское общество, уничтожить российскую нацию, распространить сепаратизм, искусственно усилить внутренние противоречия, создать атмосферу гражданского недоверия к действиям и намерениям властей, сформировать у граждан страны и международного сообщества искаженное видение событий;
- реальной возможности причинения военно-политической нестабильности, использования военных объектов и средств;
- наращивание Российской Федерацией военных сил вблизи границ, что восстанавливает соотношение сил;
- возможностью симметрично со стороны России манипулировать общественным сознанием путем распространения достоверной, но неполной информации относительно событий, которые происходят в ареале противостояния;
- предоставления законного основания существования территорий Абхазии, Южной Осетии, Автономной Республики Крым на фоне нерешительных действий международных структур безопасности, что является стать толчком для дальнейшей реализации руководством Российской Федерации национальных интересов.
Подобные работы
- ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Роль прокуратуры Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ИНТЕРЕСАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Диссертация , политология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И МИРОХОЗЯЙСТВЕННАЯ
СТРАТЕГИЯ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016 - СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ США В ГОДЫ ПРЕЗИДЕНТСТВА Б.ОБАМЫ: ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Экономическая преступность как угроза экономической безопасности современной России
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2020 - Совершенствование системы национальной безопасности
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2021 - Терроризм как угроза национальной безопасности Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018



