ВВЕДЕНИЕ………………………...……………………………………………..4
ГЛАВА I. ФАНТАЗИЙНЫЕ «ПРОСТРАНСТВА СЧАСТЬЯ» В РАССКАЗАХ А. ЛИНДГРЕН С ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОЗИЦИ………………...………………………………………….9
1.1. Рассказы, анализируемые в работе……….……………………………….9
1.2. Реальная и ирреальная действительность в художественном произведении…
1.2.1. Фиктивная природа художественного текста…………………………...13
1.2.2. Первичная и вторичная условность……………………………………...15
1.2.3. Понятие «фантастического»………………...…………………………...17
1.2.4. «Воображаемый мир»………………………………………………….…22
1.3. Понятие фантазии в психологии, фантазийное пространство…………25
1.3.1. Неоднозначность определения фантазии в психологии……………….26
1.3.2. Фантазия и воображение…………………………………………………29
1.3.3. Концепции фантазии: обзор направлений………………………………30
1.3.4. Внутренние механизмы фантазии по И.М. Розету……………………..32
1.3.5. Фантазийное пространство………………………………………………35
1.3.6. Ментальное пространство………………………………………………..38
1.3.7. Обобщение понятий «фантазийное пространство» и «ментальное пространство»
1.3.8. Некоторые особенности фантазирования у детей………………...……53
ВЫВОД…………………………………………………………………………..56
ГЛАВА II. АНАЛИЗЫ ТЕКСТОВ РАССКАЗОВ А. ЛИНДГРЕН…………...59
2.1 О методе, используемом в работе……..…………………………………59
2.1.1. Об аспектах нарратологического анализа………………………………60
2.1.2. Структура анализа текстов………………………………………….……65
2.2 Анализы текстов…………………….…………………………………….67
2.2.1. «Кукушка-Подружка»…………………………………………………….67
2.2.2. «Крошка Нильс Карлссон»……………………………………………….80
2.2.3. «В Сумеречной Стране»………………………………………………….91
2.2.4. «Любимая Сестра»………………………………………………...…….100
2.2.5. «Звучит ли моя липа, поет ли соловей?»………………………...…….110
ВЫВОД
ГЛАВА III. БИЗНЕС-ПЛАН ПРОЕКТА ИНТЕРАКТИВНОГО МУЗЕЯ «СТРАНА МЕЖДУ СВЕТОМ И ТЬМОЙ» ПО МОТИВАМ РАССКАЗОВ А. ЛИНДГРЕН
ВЫВОД
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Астрид Линдгрен – автор-классик, художественный мир которой знаком большому количеству читателей в России. Однако некоторые ее произведения, в том числе исследуемые нами рассказы, не получили до сих пор должного внимания у читательской аудитории и были мало изучены.
Нам представляется актуальным продемонстрировать не только эстетическую ценность данных текстов, но дать психологическую интерпретацию происходящим в них событиям ирреального, фантастического характера. Взгляд на «чудесные» события, отображенные в этих текстах, не как на эпизоды действительно «чудесного» характера, а как на преобразование героем реальности с помощью фантазии, способен, на наш взгляд, раскрыть тексты с новой стороны и предоставить потенциальному читателю возможность взглянуть на фантазирование как на продуктивный ментальный акт, имеющий в высшей степени креативный характер.
Практическая ценность работы выражается в создании проекта интерактивного музея «В Стране между Светом и Тьмой» по мотивам рассказов А. Линдгрен.
Объектом исследования является фантазия детей в рассказах А. Линдгрен «Кукушка-подружка», «Крошка Нильс Карлссон», «В Сумеречной Стране», «Любимая Сестра», «Звучит ли моя липа, поет ли соловей?»
Предметом исследования является формирование детьми счастливых пространств в данных рассказах.
Цель исследования включает в себя доказательство гипотезы о том, что появление ирреальной действительности в повествовании можно интерпретировать в качестве формирования счастливого пространства фантазией персонажа, а также утверждение ценности фантазии как позитивного ментального процесса и проявления творческой силы в поле анализируемых текстов.
В соответствии с поставленной целью был определен к решению ряд конкретных задач:
1. Выявить в текстах обозначенных рассказов пласты реальной и ирреальной действительности.
2. Определить случаи появления в повествовании ирреальной действительности как представление «воображаемого мира» персонажей (терминология О.В. Дрейфельд).
3. Установить, что формой представления «воображаемого мира» персонажа в рассказах является фантазийное «пространство счастья» или счастливое пространство.
4. Определить роль счастливых пространств в рассказах как элемента поэтики произведения.
5. Определить ценность счастливых пространств для персонажей с психологической точки зрения, в качестве инструмента для решения тех или иных внутренних задач.
6. Сформировать понятие о ценности фантазирования для детей в пространстве текстов проанализированных рассказов.
7. Написать сценарий для проекта интерактивного музея «Страна между Светом и Тьмой» по мотивам рассказов А. Линдгрен, отвечающего взгляду на фантазирование как на позитивный ментальный процесс и проявление творческой силы.
В качестве гипотезы данного исследования выдвинуты следующие предположения:
1. Переход от реальной действительности к ирреальной можно рассматривать как формирование персонажем фантазийного пространства.
2. В фантазийном пространстве герой решает те проблемы, которые у него имеются в реальности, поэтому такое пространство можно назвать «счастливым пространством».
3. Создание «счастливого пространства» является ценным как на повествовательном уровне, в качестве элемента поэтики произведения, так и идеологическом уровне, поскольку поставленные перед героем проблемы решаются именно в этом пространстве.
Методологическая основа исследования
В данном исследовании используется текстологический метод, включающий в себя методики нарратологического анализа текста для рассмотрения счастливого пространства в качестве элемента поэтики произведения и метод психологической интерпретации художественного текста в рассмотрении «ирреальной» действительности как фантазийного «пространства счастья», создаваемого персонажем.
Теоретической базой для анализа текстов послужили работы В. Шмида, Ц. Тодорова и О.В. Дрейфельд. Психологическая интерпретация выполнена с опорой на концепцию фантазийных пространств М.В. Осориной.
Эмпирической базой исследования являются наши анализы текстов рассказов А. Линдгрен «Кукушка-подружка», «Крошка Нильс Карлссон», «Нет в лесу никаких разбойников!», «В Сумеречной Стране», «Мирабель», «Любимая сестра», «Звучит ли моя липа, поет ли соловей?»
В работе над проектом интерактивного музея «Страна между Светом и Тьмой» по мотивам рассказов А. Линдгрен был использован метод бизнес-планирования.
В процессе обобщения результатов проведенного исследования были получены следующие основные положения, выносимые на защиту:
1. В рассказах А. Линдгрен герои оказываются в ситуациях соприкосновения реального мира с ирреальным. Под ирреальным ми-ром понимаются события, которые не соответствуют общепринятым представлениям о действительности. При этом в текстах нет указаний на то, что переход в ирреальную действительность вызван воздействием неких сверхъестественных сил, поэтому мы можем предположить, что ирреальная действительность является продуктом образотворчества героев – «воображаемым миром».
2. Можно предположить, что «воображаемый мир» в расска-зах представлен в форме фантазийного пространства. Мы определили именно эту форму, поскольку ее признаки соответствуют особенностям формирования «воображаемого мира», присутствующим в текстах, таким как спонтанное возникновение фантазийного пространства, его высокая степень изменяемости и мобильности, способность существовать наряду с реальностью в качестве вторичной психической «картины мира», создание фантазийного пространства с опорой на объект «реального мира» или текст.
3. Персонажи в рассказах решают проблемы реального мира в своем воображаемом мире, там они становятся счастливыми, обретают то, чего им недостает в реальности, чего они желают. Причем обретение это не иллюзорное или желаемое, оно фактично в контексте повествования. Таким образом, основной конфликт рассказа получает раз-решение именно в «воображаемом мире». Такая ценность воображаемого мира для персонажа также может быть объяснена через интерпретацию этого «воображаемого мира» как фантазийного пространства. Фантазийное пространство в концепции М.В. Осориной – это форма ментальной работы субъекта, предпринимаемой им для решения важных внутриличностных задач. Исходя из того, что с помощью формирования фантазийного пространства герой находит решение тех проблем, что существуют в реальном мире, то есть, из несчастного становится счастливым, мы предлагаем называть их фантазийными «пространствами счастья» или счастливыми пространствами.
4. Принимая за основу гипотезу о том, что герои рассказов создают фантазийные пространства для решения проблем реального мира, для работы со своими внутриличностными задачами, можно сделать утверждение о том, что фантазирование в рассказах А.Линдгрен является значимым ментальным действием, а сама фантазия имеет высокую ценность в аксиологической системе этих текстов.
5. Фантазия, понимаемая как акт ментальной работы субъекта, способный давать продуктивный результат, как способность творчески решать внутриличностные задачи, является, на наш взгляд, уникальной способностью, умением, к которому стоит привлекать внимание и развитию которого необходимо способствовать. Поэтому мы предлагаем проект интерактивного музея «В Стране между Светом и Тьмой», созданного по мотивам рассказов А. Линдгрен, программа которого призвана отобразить не только эстетическую ценность фантазийный пространств рассказов, но и их креативную силу, творческий потенциал для развития личности.
Мы провели исследование счастливых пространств в фантазии ребенка на материале пяти рассказов А. Линдгрен, выяснив особенности их формирования и функционирования. Счастливые пространства были рассмотрены нами как в качестве элемента поэтики произведения, так и в качестве психо-логического феномена.
Цель нашего исследования предполагала доказательство гипотезы о том, что появление ирреальной действительности в повествовании можно интерпретировать в качестве формирования счастливого пространства фантазией персонажа, а также утверждение ценности фантазии как позитивного ментального процесса и проявления творческой силы в поле анализируемых текстов.
Данные цели предполагали решение следующих исследовательских за-дач:
• Выявление в текстах рассказов пластов реальной и ирреальной действительности.
• Рассмотрение случаев появления в повествовании ирреальной действительности в качестве представления «воображаемого мира» персонажей (терминология О.В. Дрейфельд).
• Определение счастливого пространства, создаваемого фантазией персонажей, в качестве формы представления «воображаемого мира».
• Выявление роли счастливых пространств в рассказах как элемента поэтики произведения.
• Определение ценности счастливых пространств для персонажей с психологической точки зрения, в качестве инструмента для решения тех или иных внутренних задач.
• Формирование понятия о ценности фантазирования для детей в пространстве текстов проанализированных рассказов.
• Написание сценария для проекта интерактивного музея «Страна между Светом и Тьмой» по мотивам рассказов А. Линдгрен, отвечающего взгляду на фантазирование как на позитивный ментальный процесс и проявление творческой силы.
Проведя текстологический анализ рассказов с использованием методик нарратологического анализа, мы определили счастливое пространство в качестве элемента поэтики произведения, реализующегося как форма представления воображаемого мира героя в произведении.
Рассмотрев счастливые пространства, представленные в текстах, с помощью метода психологической интерпретации, мы отнесли их к категории фантазийных пространств, создаваемых субъектом для работы с внутриличностными задачами и проблемами, и имеющих для него большую ценность.
Для претворения результатов исследования в жизнь с помощью метода бизнес-планирования был разработан проект интерактивного музея «Страна между Светом и Тьмой», созданный по мотивам проанализированных в работе рассказов А. Линдгрен.
Проведенное нами исследование формирования счастливых пространств в фантазии ребенка на материале рассказов А. Линдгрен имеет меж-дисциплинарный характер, что позволило изучить это явление в качестве двусторонней единицы, имеющей ценность как в качестве элемента поэтики произведения, так и в качестве ментального образования, позволяющего субъекту работать с внутренними задачами, используя творческую силу фантазии.
Разработанный для реализации результатов исследования проект интерактивного музея «Страна между Светом и Тьмой» по мотивам рассказов А. Линдгрен является уникальной разработкой, не имеющей аналогов на рынке Санкт-Петербурга в отрасли интерактивных литературных музеев для детей. Целью проекта является обращение внимания к малоизвестным в России произведениям А. Линдгрен, а также утверждение ценности фантазии, как позитивного ментального процесса и творческой силы, поэтому реализация подобного проекта видится нам актуальной и перспективной.
Нам также кажется перспективным продолжение исследования и применение его методов для изучения других произведений А. Линдгрен, в которых, по предварительным предположениям, также можно выявить случаи формирования персонажами счастливых пространств с помощью фантазии. Продолжение исследования позволило бы изучить творчество А. Линдгрен с новой стороны, а также разработать смежные проекты по популяризации творчества автора и заложенных в нем ценностей.
Результаты исследования были представлены на следующих конференциях:
XXV Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (МГУ, 9-13 апреля 2018 года); XXI Открытая конференция студентов-филологов Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ, 16-20 апреля 2018 года)
1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания: учеб.пособие / Ананьев Б.Г.– Москва: Просвещение, 1960.– 254с.
2. Библиография А. Линдгрен [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://librebook.me/list/person/astrid_lindgren (дата обращения: 12.12.2017)
3. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. – 504 с.
4. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: Сб.– М.: Худ. лит., 1975. – с.234-407
5. Веракса Н.Е. Развитие умственной одаренности в детском возрасте мозга / Мат. межд. конф. «Творчество: взгляд с разных сторон». Москва – Звенигород, 2005
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
7. Дрейфельд О.В. Воображаемый мир героя как понятие теоретической поэтики: к постановке проблемы / Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 7 (37): в 2-х ч. Ч. I. C. 63-65.
8. Дрейфельд О.В. «Ирреальность» воображаемого мира героя и «неклассическая» литература ХХ века / Новый филологический вестник. 2015. №2 (33). С. 44-51
9. Дроженко О. Немного стокгольмской топонимики в шведских книгах для детей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://olgadrozdenko.ru/stockholm-toponymy/ (дата обращения: 11.05.2018)
10. Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики / перев. Ал. В. Михайлова.– М.: Искусство, 1981.
11. Краткая литературная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/default.asp (дата обращения: 10.04.2018)
12. Лавлинский С.П., Павлов А.М. Фантастическое / Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / под ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008.
13. Лапланш Ж. Словарь по психоанализу / Ж. Лапланш, Ж.-Б. Понталис: пер. с франц. Н.С. Автономовой. – М.: Высш.шк., 1996. – 623 с.
14. Линдгрен А. В Стране между Светом и Тьмой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://smartfiction.ru/prose/in_th_country_between_light_and_darkness/ (дата обращения: 15.05.2018)
15. Линдгрен А. Звучит ли моя липа, поет ли соловей? / Нет в лесу никаких разбойников! М.: Семья и школа, 1995. С. 122-137.
16. Линдгрен А. Крошка Нильс Карлссон / Нет в лесу никаких разбойников! М.: Семья и школа, 1995. С.7-25.
17. Линдгрен А. Кукушка-Подружка / Нет в лесу никаких разбойников! М.: Семья и школа, 1995. С. 48-55.
18. Линдгрен А. Любимая Сестра / Нет в лесу никаких разбойников! М.: Семья и школа, 1995. С. 84-89.
19. Линдгрен А. В Сумеречной Стране / Нет в лесу никаких разбойников! М.: Семья и школа, 1995. С. 26-37.
20. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения / Вопросы литературы, № 8, 1968. – С. 74-87.
21. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М.: Искусство, 1970. – 384 с.
22. Манн Ю.В. Эволюция гоголевской фантастики / К истории русского романтизма: сборник статей. – М.: Наука, 1973.
23. Михайлова А.А. О художественной условности. М.: Мысль, 1970. – 300 с.
24. Муравьев В.С. Фантастика / Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. А.Н. Николюкин. – М.: НПК Интелвак, 2003.
25. Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л. А. Венгера, – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 272 c.
26. Никитина О.Н. Пеппи Длинный Чулок и Зоки: мир взрослого и ребенка в сказке Л. и И. Тюхтяевых "Зоки и Бада" и А. Линдгрен "Пеппи Длин-ный Чулок" / Вестник Псковского государственного университета. Се-рия: Социально-гуманитарные науки. 2016. № 3. С. 127-132.
27. Николаева Е.И. Психология детского творчества. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2010 – 240 с.
28. Нудельман Р.И. Фантастика / Краткая литературная энциклопедия / под ред. А.А. Суркова. – М.: Сов.энциклопедия, 1972. – Т. 7.
29. Осорина М.В. Ментальные пространства как психическая реальность / Вестник СПбГУ, Психология и педагогика. Т 7., Вып. 1. С. 6-24
30. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 2009 – 304 с.
31. Осорина М.В., Чечик А.А. Исследование повседневного фантазирования взрослых. Часть I: подходы и методы / Вестник СПбГУ. Сер. 16. 2013. Вып. 3. C. 25-34
32. Осорина М.В., Чечик А.А. Исследование повседневного фантазирования взрослых. Часть II: подходы и методы / Вестник СПбГУ. Сер. 16. 2013. Вып.4. С. 14-29
33. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. Классификация и сериация. – М.: Эксмо-пресс, 2002. – 416 с.
34. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. – М.: Просвещение, 1969. C. 55–231.
35. Розет И. М. Психология фантазии: Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной.деятельности. — 2-е изд., испр. и доп. — Мн.: Университетское, 1991. – 342с.
36. Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин, 1998.
37. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., пере-раб.– Спб.: Питер, 2009. – 304 с.
38. Скуднякова Е.В. Фантастическое как категория поэтики литературного произведения: разнообразие трактовок // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. 2012. №3 (11). С. 63-70
39. Тамарченко Н.Д. (ред.) Теория литературы. Том 1. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. М., 2004
40. Теория литературы: Анализ художественного произведения. Словарь терминов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.philol.msu.ru/~tezaurus/docs/3/dictionary.php?label=%D3&word=%D3%F1%EB%EE%E2%ED%EE%F1%F2%FC (дата обращение 10.04.2018)
41. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1999
42. Топоров В. Н. Странный Тургенев (четыре главы). М.: Изд-во РГГУ, 1998. С. 187-188.
43. Успенский Б.А. Поэтика композиции. – СПб.: Азбука, 2000. – 348 с.
44. Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Академия, 2013. – 432 с.
45. Шмид B. Нарратология. - М.: Языки славянской культуры, 2003. – 312 с.
46. Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vehi.net/brokgauz/ (дата об-ращения: 17.03.2018)
Источники на иностранных языках:
47. Bergson H. L’évolutioncréatrice. [Электронный ресурс]. – Режим достпа:http://classiques.uqac.ca/classiques/bergson_henri/evolution_creatrice/evolution_creatrice.html (дата обращения: 17.02.2018)
48. Fraser, J. M., Psychology: General, Industrial, Social, Philosophical Library, New York, 1956. – 348 p.
49. Koestler A. The act of creation. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://archive.org/stream/pdfy-rDIHDXbS3uvtgXcr/The%20Act%20of%20Creation%2C%20Arthur%20Koestler_djvu.txt (дата обращения: 21.02.2018)
50. Singer J. L. The inner world of daydreaming. New York: Harper & Row, 1975. – 387 р.
51. Sutton J. Carelessness and Inattention: mind-wandering and the physiology of fantasy from Locke and Hume // The Body as Object and Instrument of Knowledge: embodied empiricism in early modern science / ed. by Ch. T. Wolfe, O. Gal. Dordrecht; New York: Springer, 2010. P. 243–263.