Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Книга очарований» Ф.К. Сологуба как тип художественного целого

Работа №133895

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ...................................................................................3
ГЛАВА I. ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА «КНИГИ ОЧАРОВАНИЙ»............16
1.1 Новеллы и легенды....................................................................16
1.2 Притчевое начало в новеллах.......................................................25
1.3 Новелла в творчестве Ф. Сологуба и синкретизм малых жанров............31
ГЛАВА II. МОТИВНАЯ СТРУКТУРА «КНИГИ ОЧАРОВАНИЙ»............41
2.1. Евангельские мотивы................................................................41
2.2. Сказка и миф...........................................................................49
2.3 «Книга очарований» как художественное целое................................58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................67

Объектом нашего исследования является малая проза писателя-
символиста Ф. Сологуба (1863 - 1927). Материалом будет служить сборник
его прозаических произведений «Книга очарований. Новеллы и легенды»
(1909). Предмет исследования – жанровая природа книги, система сюжетно-
мотивных комплексов, а также ее мифопоэтическая природа, то есть все то,
что делает сборник типом единого художественного целого. Цель работы -
рассмотреть сборник Ф.К. Сологуба «Книга очарований» как единое
художественное целое, объединенное авторским замыслом,
проанализировать мифопоэтические принципы, выделить ведущие жанры,
образы и мотивы. Актуальность работы определяется как малоизученностью
этой книги, так и новаторским характером творчества писателя, что вызывает
к его творчеству не угасающий интерес.
При жизни, особенно в начале ХХ века, Ф. Сологуб много издается: в
этот период его печатают такие известные издательства, как «Скорпион»,
«Гриф», альманах «Шиповник», «Сирин», иллюстраторами его сочинений
становятся М.Д. Дурнов, Г.И. Нарбут, М.В. Добужинский. Творческий метод
и мироощущение автора, нашедшие воплощение в его творчестве, вызывали
бурную полемику современников, в том числе и литературных критиков: это
А. Блок, А. Белый, В. Брюсов, Н. Гумилёв, В.Ходасевич, Ю. Айхенвальд, Л.
Шестов, Р. Иванов-Разумник и многие другие. Философско-эстетическая
система Сологуба рассматривалась как с эстетической, так и социально-
психологической и литературной точки зрения, становясь порой причиной
для настоящей дискуссии.
В среде символистов Ф. Сологуб воспринимается уже как один из
классических авторов-декадентов: так, М. И. Дикман пишет о нем: «в конце
XIX века, когда утрачиваются прежние духовные и нравственные ценности
<...> душевная организация перерождается в декадентскую. В лирике Ф.
Сологуба обнаруживаются присущие декадентству черты – субъективизм,
тягостное переживание усталости, эстетизированная эротика, отвращение к
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, проанализировав сборник Ф. Сологуба «Книга
очарований. Новеллы и легенды», можно сделать следующие выводы. Фёдор
Сологуб и его творчество занимают особенное место в литературе
Серебряного века. Автор никогда не отделял свою личность от собственного
творчества – так, личную биографию писатель никогда не стремился
обнародовать, позволял критикам наделять себя качествами своих героев и
не давал однозначных ответов, предоставив читателю возможность найти их самому.
Всё творчество Сологуба было подчинено его собственной
мифопоэтической системе. Литература для Сологуба-символиста –
божественный экстаз, мания, способность отделять вечное от тленного. Это
тленное для него – наш реальный мир. В поэтике Сологуба смерть и
увядание - непременный признак реального мира. Трагизм тленной,
обреченной реальности может быть побежден только символом,
объединяющим мир, связующим его в единое целое.
Своей «Книгой очарований», через чары, ворожбу художественного
слова Сологуб демонстрирует читателю неизменность определенных тем.
Начиная со сказок, легенд и средневековой агиографии, которую Сологуб
блестяще стилизует, он развивает идею о неизменности человеческой
природы, в которой так неистребимо соседствуют смерть и живая вера. Но
вера не может быть формальной, она должна быть живой именно в
архаически-евангельском смысле. Для сборника вера выступает как
центральный мотив-символ. Человек является носителем мистического
начала, способного разрушить его – но лишь для того, чтобы вернуть к
собственно изначальной, мистической природе.
В качестве способа познания реальности здесь и выступает миф.
Природные, культурные, сакральные объекты в мифе метафоризируются, что
и использует Сологуб. Евангельское предание, притча, Слово, обладающее
магической силой, сближает вновь две реальности - метафизическую и физическую.
Сам Сологуб видит для себя тождественными обе полярности
сознания. Дьявол и Бог, Добро и Зло - только игра разума, игра автора-
демиурга. Его герои - творцы сакрального и одновременно жертвы своего
творения. Однако именно в этом творении – победа над смертью, творение
окончательной, лучшей жизни – и так в заключительной новелле сборника
возникает безусловно положительный образ христианской Пасхи,
окончательной победы над смертью. Но одержать эту победу сможет лишь
тот, кто отказался от рациональной составляющей во имя мистической. «Ибо
кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою
(ради меня), тот обретет ее» (Мф. 16:25-27) Мифологическое, мистическое
сознание – основа художественного метода Сологуба. Даже внешне
реалистическое повествование неизменно оказывается только точкой
перехода в иную реальность – реальность мифа, постигаемую через
мифологему и символ.
Миф реален для писателя – и не менее значим, чем объективная,
видимая действительность. Мифологический мир переплетен с обычным
миром, растворен в нем. «Для романтика миф растворен в фольклорной
фантастике, — для символиста, напротив, фантастика волшебной сказки и
всякий вообще мир художественного текста наделены «онтологическим»
бытием и истинностью, то есть приравнены мифу. Не игра «воображения», а
еще одна «natura naturata» — «третья действительность» культуры во всей ее
реальности — вот что такое миф»110 - пишет об этом З. Г. Минц. Сюжеты и
мотивы, преломляясь сквозь призму нового авторского мифа, порождают в
творчестве Сологуба новые смыслы, новую реальность.
Андрей Белый незадолго до выхода «Книги очарований» напишет о
Сологубе: «<...> И вот постепенно срывает он покров за покровом с
очарованных сном; и они пробуждаются к смерти, но им кажется, что
действительность наполняется ведовскими силами» 111 . Эти-то ведовские
силы и поведут читателя по страницам «Книги очарований»,
мифологический смысл которой объединен в единое художественное целое,
соответствующее художественным принципам автора. Психологическое,
метафизическое начало в его новеллах, проявляющееся на реалистическом
фоне, позволяет рассматривать внутренние состояние героев, их
трансформации, их проникновение из мира реального в мир мифа. Тексты
Сологуба сложны, неоднозначны и многоплановы. Они уводят читателя от
реальности познаваемой в реальность создаваемую, в творимый автором мир,
особенный «магический символизм». Этот переход несет глубинный смысл:
это - поиск пути к изначальному состоянию мира, и мир этот новый
авторский миф, создаваемый Сологубом, призван привести к гармонии.


I. ИСТОЧНИКИ:
1. Сологуб Ф. К. Стихотворения / вступ. статья, сост., подгот.
текста и примеч. М. И. Дикман. Л.: Сов. писатель, 1979. 680 с.
2. Сологуб Ф. Книга очарований. СПб.: Шиповник, 1909 г. 195 с.
3. Сологуб Ф. Собрание прозы. Книга разлук. Книга
очарований СПб.: Навьи Чары, 2001. 321 с.
4. Сологуб Ф. Творимая легенда. Кн. 2. /Сост., подгот. текста
послесл. Л. Соболева; Коммент. А Соболева; Худож. А. Семенов. М.:
Худож. лит., 1991. 302 с.
5. Уальд О. Портрет Дориана Грея. М. : Азбука-Классика, 2005. 416 с.
6. Шестаков В. П. Эрос и культура: философия любви и
европейское искусство М.: Терра: Республика, 1999. 462 с.
II. ИССЛЕДОВАНИЯ:
7. Айхенвальд Ю. И. Силуэты русских писателей: В 2 т. Т. 2.
М.: Терра-Книжный клуб; Республика, 1998. 304 с.
8. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до
наших дней. Античность и Средневековье (1-2) / В переводе и под
редакцией С А Мальцевой / СПб. : Пневма, 2003. 688 с.
9. Бахтин М. М. Эпос и роман. К изучению дисциплины.
СПб, Азбука. 2000. 304 с.
10. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.:
Искусство, 1979. 424 с.
11. Бердяев H.A. Декадентство и мистический реализм //
Духовный кризис интеллигенции: Статьи по общественной и
религиозной психологии (1907 1909) / H.A. Бердяев. СПб.: Азбука -
классика, 1999. С. 299 -304.
12. Берестовская Л. Е. Библейские притчи в контексте
религиозной когнитологии // Вестник Пятигорского государственного
лингвистического университета. Пятигорск, 2000. No2. С.60-63.
13. Блок А. А. Творчество Фёдора Сологуба // Блок А. А. Собр.
соч.: В 8 т. Т. 5. М.; Л.: Худож. лит. 1962. С. 160-163
14. Бобурова А. А. Сказка и миф: различие и единство //
Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы,
концепции. Вып. 5. СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2011. С. 12-18.
15. Бородай Ю.М. Эротика, смерть, табу: трагедия
человеческого сознания М.: Гнозис, Русское феноменологическое
общество, 1996. 416 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ