Введение..............................................................................3
Библиографический анализ.....................................................7
Глава первая. История собирания японских коллекций в Музеях
Санкт-Петербурга.............................................................................13
1.1. История возникновения японских коллекций
в Музее Антропологии Этнографии имени Петра Великого РАН
(Кунсткамера)...............................................................................13
1.2. История формирования японских коллекций в Государственном
Эрмитаже и Государственном Музее Истории Религии...................23
Глава вторая. Методы экспонирования религии, культуры и искусства
Японии в музейном пространстве: тенденции и развитие.................30
2.1. Основные принципы и методы организации экспозиционного
пространства.........................................................................................30
2.2. Анализ выставочной деятельности на японскую тематику в музеях
Санкт-Петербурга ..................................................................47
2.3. Пути к созданию целостного восприятия культуры в музейном
пространстве.........................................................................54
Заключение...........................................................................63
Список источников и литературы..............................................66
Приложение.........................................................................71
Иллюстрации к работе............................................................71
Глоссарий............................................................................72
Актуальность рассматриваемой темы обуславливается тем, что в
России сохраняется и растет интерес к японскому искусству, этнографии,
быту, литературе и кино. Неслучайно 2018 год объявлен «Годом Японии в
России», и в то же время, «Годом России в Японии». Взаимный культурный
интерес, стимулируемый различными мероприятиями и проектами (такими
как VI Санкт-Петербургский Международный культурный форум,
проходивший осенью 2017 года), как ничто другое доказывает актуальность
интересов в сфере взаимопроникновения культур. Торжественное открытие
культурного форума, среди стран-участниц которого была Япония,
состоялось в одном из музейных комплексов Государственного Эрмитажа –
Главном штабе, что наглядно доказывает, значимость музейного диалога,
презентации традиций, исторических событий и искусства Страны
восходящего солнца.
Ведущие музеи Санкт-Петербурга и Москвы открыли свои
выставочные пространства для японских коллекций, среди них –
Государственный Эрмитаж, Российский Этнографический музей и
московский Государственный Музей Востока. Выставочное пространство
Манежа также открылось для русско-японских проектов, одним из которых
стала выставка «Преодоление» (февраль – март 2018), входящая в программу
культурного обмена, ставшего лозунгом 2018 года. Феномен «Преодоление»
воспринимается в самом широком контексте, связанным с социальными,
историко-художественными, философскими и культурологическими
аспектами. И особенно интересно, что эти вопросы ставятся, как японскими,
так и русскими художниками. Проведение лекций о японской культуре в
музеях и библиотеках, посвященных традициям и памятникам японской
культуры, также являлось следствием культурной политики 2018 года.
Другим важным проектом стал выпуск каталога «Уникальные
памятники традиционной культуры Японии: коллекции И.Ф. ван Овермеера
Фишера и Ф.Ф. фон Зибольда в Музее антропологии и этнографии им. Петра
Великого (Кунсткамера) Российской академии наук» при сотрудничестве
Национального музея этнологии (Осака, Япония) и МАЭ им. Петра Великого
(Кунсткамера). Судо Кэнъити – директора Национального музея этнологии в
Токио назвал данный каталог одним «из результатов работы в рамках
Проекта исследований находящихся за рубежом памятников японской
культуры, осуществляющегося Национальными институтами гуманитарных
наук (НИГН)», а также плодом «совместных исследований МИНПАКУ и
МАЭ РАН, проводившихся на основе соглашения о научном сотрудничестве»1.
Русско-Японские отношения – сложные и противоречивые, имеющие в
своей истории и конфликты, и мирные соглашения, и увлечение культурами
друг друга, сглаживающее острые углы. Таким образом, культурная политика
2018 года способствует сближению между странами, необходимая обеим
сторонам, и поощряет проведение всевозможных мероприятий,
представляющих культуру и искусство друг друга на музейных выставках, а
также написание и публикацию работ на японскую тематику.
В Российской музейной энциклопедии памятник «в исторической
социальной коммуникации – знак, отсылающий реципиента к определенному
явлению, имевшему место в прошлом, для осуществления акта передачи или
актуализации социально значимой информации»2. В то время как объект
культурного и природного наследия – это «устойчивая во времени и
пространстве ценностная составляющая актуальной культуры,
представленная в материальном (недвижимые и движимые объекты) и
нематериальном выражениях» 3. Иными словами, под памятниками
культурного наследия понимаются несущие определённый смысл,
эстетическую, мемориальную или иную ценность материальные и
нематериальные объекты, принадлежащие определённой исторической
эпохе, документирующие и иллюстрирующие её таким образом, чтобы
память о культурном опыте была зафиксирована в национальной памяти
потомков, и актуализировала его значение в настоящем.
Объектом данного исследования является история формирования и
экспонирование памятников японской культуры в музеях Санкт-Петербурга.
Предметом исследования является изучение особенностей презентации
памятников религии, культуры и искусства Японии на примерах Музея
Антропологии и Этнографии имени Петра Великого Российской Академии
Наук (Кунсткамера), Государственного Эрмитажа, Государственного Музея
Истории Религии.
Целью данного исследования является анализ и сравнение
особенностей экспонирования предметов японского наследия в музеях
Санкт-Петербурга. Для достижения выбранной цели были поставлены
следующие задачи:
1) Изучить историю собирания японских коллекций в Музее
Антропологии и Этнографии имени Петра Великого Российской
Академии Наук (Кунсткамера);
2) Рассмотреть историю формирования японских коллекций в
Государственном Эрмитаже;
3) Определить особенности складывания коллекций в
Государственном Музее Истории Религии;
4) Проанализировать экспозиционные приемы, посвященные
представлению религии, культуры и искусства Японии в музеях
Санкт-Петербурга и на временных выставках;
5) Рассмотреть проект будущей выставки японского искусства в
Москве и предложить практические решения для её устроения;
6) Выявить факторы, влияющие на восприятие японской
экспозиции и сформулировать рекомендации для создания
«идеальной экспозиции».
В первой главе описываются процессы формирования интереса к
Японии в Европе и история коллекционирования японской культуры в
музеях Санкт-Петербурга, таких как Музей Антропологии и Этнографии
имени Петра Великого Российской Академии Наук (Кунсткамера),
Государственный Эрмитаж и Государственный Музей Истории Религии.
Во второй главе исследуются особенности экспонирования, такие как
методы и принципы экспонирования японских коллекций в перечисленных
выше музеях и временных выставках, посвящённых японской культуре в
музеях Санкт-Петербурга. В конце главы проводится анализ современных
концепций и практических рекомендаций по устроению существующих выставок.
Интерес к японской культуре, складывающийся на фоне развития
русско-японских отношений, а также изучение японского наследия в России
и Европе послужили причиной для формирования обширных японских
коллекций в музеях Санкт-Петербурга.
В первой главе была рассмотрена история создания коллекций
японской культуры в ведущих музеях Санкт-Петербурга. В формировании
японского фонда МАЭ им. Петра Великого РАН важную роль сыграли
собрания двух выдающихся учёных-коллекционеров – О. Фишера и Ф.
Зибольда, одними из первых применившими к японским коллекциям
музейные принципы, такие как:
1. выделение типологии предметов;
2. занесение их в каталоги по конкретным категориям;
3. выбор места показа для представления коллекций.
Важными источниками для пополнения японских коллекции также
послужили путешествия членов царской семьи, и это, в первую очередь,
путешествие цесаревича – будущего императора Николай II. Кроме того,
прецеденты передачи и дарения крупнейшими музеями страны были
зафиксированы в истории пополнения собрания коллекций нэцкэ в
Государственном Эрмитаже. Следует учесть и ещё один способ пополнения
музейных собраний – передачу или обмен коллекциями между музеями,
например, передача коллекций в ГМИР другими музеями. Все
перечисленные способы формирования коллекций японского наследия
являются следствием культурных, политических, экономических или иных
взаимодействий, способствующих пополнению и изучению японской
культуры, представленной в музейных собраниях России.
Во второй главе рассмотрены особенности экспонирования предметов
восточной культуры в музеях разных профилей – исторического (история
религии), этнографическо-антропологического и художественного.
Материалы, представленные на экспозициях, являются связующим звеном
между человеком и теми специфическими знаниями, сосредоточием которых
они являются. Предметы на экспозиции МАЭ им. Петра Великого РАН
связаны с вовлечением посетителя в культуру и род деятельности японцев.
Предметы на экспозиции Государственного Эрмитажа рассказывают о
различных направлениях японского искусства, подчинённых особой
эстетике. Экспозиция ГМИР погружает в духовно-религиозный контекст,
нашедший отражение в избранных памятниках культуры и искусства.
Комплекс художественно-выразительных средств делает экспозицию
доступной для понимания, настраивает посетителя на верное восприятие
экспозиции. Экспозиция ГМИР выстраивает «диалог» с посетителем внутри
сложного культурного и религиозного пространства, используя макеты,
особое освещение, стилизацию витрин и фоновую музыку, что способствуют
глубокому погружению в духовно-эстетический мир Японии. Особенностью
МАЭ им. Петра Великого РАН является сохранение традиции использования
манекенов. Данный приём отличает этнографические музеи, но не может
вписаться в экспозиционное пространство таких музеев, как
Государственный Эрмитаж. На экспозиции Эрмитажа предметный мир
сочетается с художественно значимыми экспонатами. Временные выставки
на японскую тематику также обнаруживают многообразие художественно-
выразительных средств, расширяя границы представления о японской культуре.
В работе были проанализированы основные методы экспонирования в
музеях Санкт-Петербурга, рассмотрены важнейшие элементы музейной
экспозиции, такие как архитектура малых форм (витрины), освещение,
цветовое решение, ритмопластические особенности, характер этикетажа,
использование специального технического оборудования и возможности
музыкального дополнения сопровождения. Данный анализ позволил
предложить экспозиционные решения, способствующие созданию
целостного образа культуры Японии в музейном пространстве.
Таким образом, цель данного исследования была выполнена – на
основе использования ряда источников историко-культурного,
искусствоведческого, музеологического, историко-этнографического и
теоретического характера, а также посещения музейных экспозиций и
выставок, консультации с ведущими музейными специалистами, изучения
официальных сайтов музеев был проведен анализ экспозиций и выставок
японского наследия в музеях разного профиля.
1. Альбедиль М.Ф. Буддизм, СПб.: Питер, 2006. 208 с.
2. Анарина Н. Ёкёку – классическая японская драма, М.: Наука, 1979. 343 с.
3. Бенедикт Р. Хризантема и меч: Модели и символы японской культуры.
М., СПб.: Университетская книга, 2014. 254 с.
4. Блохина И.В. История костюма, Минск: Харвест, 2009. 192 с.
5. Виппер Р. Введение в историческое изучение искусства, М.:
Издательство В. Шевчук, 2010. 366 с.
6. Войтишек Е.Э. Игровые традиции в духовной культуре стран
Восточной Азии. Китай, Корея, Япония. Новосибирск: Новосиб.гос.ун-
т, 2011. 312 с.
7. Горбунов И.В. Музейная экспозиция: цвет, пластика, пространство (в
контексте проектной культуры последнего тридцатилетия, Витебск:
ВГУ имени Машерова, 2017. 167 с.
8. Друзь В.А. Искусство Японии. Путеводитель по
экспозиции, М.: Государственный музей Востока, 2011. 244 с.
9. Завадская Е.В. Японское искусство книги VII-XIX века, М.: РИП-
холдинг, 2014. 232 с.
10.Иванова А. Мировое искусство. Андро Хиросигэ: Серия гравюр «53
станции Токайдо», «69 станций Кисокайдо», СПб.: ООО ««СЗКЭО
«Кристалл»», 2006. 160 с.
11.Игнатович А. Философские, исторические и эстетические аспекты
синкретизма (на примере «чайного действа»), М.: РФО, 1996. 288 с.
12.Каневская Н.А. Искусство Японии, М.: Государственный Музей
Искусства Народов Востока, 1990. 48 с.
13.Каневская Н.А. Японское декоративное искусство. Нэцкэ. Керамика.
Лаки. Металл, М.: Планета, 1973. 567 с.
14.Карпович И.Д. Музеи Ленинграда, Ленинград: Лениздат, 1969. 168 с.
15.Китагава Д.М. Религия в истории Японии, СПб.: Наука, 2005. 588 с.
...