Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С РЕВМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ АКТИВНОСТИ ПАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Работа №133884

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

клиническая психология

Объем работы121
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
49
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ........................................................................................................ 2
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................ 6
ГЛАВА 1. Клинико-психологические исследования детей с ревматическими
заболеваниями ..................................................................................................... 12
1.1 Психологические аспекты соматических заболеваний у детей ............... 12
1.2 Медицинские аспекты ревматических заболеваний
в детском возрасте......................................................................................... 13
1.2.1 Общее описание ревматических заболеваний ................................. 13
1.2.2 Примеры конкретных ревматических заболеваний у детей ........... 15
1.2.3 Клиническая значимость ревматических заболеваний ................... 18
1.3 История изучения психологических аспектов
ревматической патологии ............................................................................. 18
1.4 Психологические особенности детей
с ревматическими заболеваниями ............................................................... 21
1.5 Ревматические заболевания в психосоматическом аспекте ..................... 28
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования ............................................. 32
2.1 Описание выборки исследования ................................................................ 33
2.2 Методы исследования ................................................................................... 35
2.2.1 Методика многофакторного исследования личности Кеттелла .... 36
2.2.2 Методика Дембо-Рубинштейн........................................................... 40
2.2.3 Тест фрустрационных реакций Розенцвейга ................................... 41
2.2.4 Методика «Выбери нужное лицо» .................................................... 42
2.2.5 Методика «Незаконченные предложения» ...................................... 43
2.3 Процедура исследования .............................................................................. 44
2.4 Математико-статистические методы обработки данных.......................... 45
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение ................................... 46
3.1 Результаты клинико-психологической беседы с детьми
и наблюдения ................................................................................................. 46
3.2 Результаты экспериментально-психологического исследования ............ 46
3.2.1 Особенности структуры личности детей с ревматическими
заболеваниями ..................................................................................... 47
3.2.2 Особенности самооценки и уровня притязаний у детей с
ревматическими заболеваниями ........................................................ 49
3.2.3 Особенности фрустрационной толерантности детей с
ревматическими заболеваниями ........................................................ 51
3.2.4 Результаты исследования тревожности у детей
с ревматическими заболеваниями ..................................................... 56
3.2.5 Результаты исследования отношения к болезни у детей с
ревматическими заболеваниями ........................................................ 57
3.3 Обсуждение результатов исследования ...................................................... 61
ВЫВОДЫ ............................................................................................................. 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................... 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ......................................... 72
ПРИЛОЖЕНИЯ ................................................................................................... 77
Приложение А ........................................................................................... 77
Приложение Б ............................................................................................ 94
Приложение В ........................................................................................... 95
Приложение Г .......................................................................................... 101
Приложение Д ......................................................................................... 109
Приложение Ж ......................................................................................... 111
Приложение К ......................................................................................... 114
Приложение Л ......................................................................................... 119
Приложение М......................................................................................... 121
Приложение Н ......................................................................................... 121

Актуальность темы исследования
Проблема ревматической патологии в детском возрасте заслуживает
внимания, поскольку данная группа заболеваний трудно поддается лечению
и приводит к тяжелым, часто инвалидизирующим последствиям.
Ревматические заболевания характеризуются разнообразием своих
проявлений, полиэтиологичностью и сложным патогенезом. На сегодняшний
день во всем мире наблюдается тенденция к повышению уровня
заболеваемости ревматической патологией как среди детей, так и среди
взрослых [5; 19]. С момента возникновения ревматические болезни
характеризуются прогредиентным течением, часто требуют неоднократных
госпитализаций и продолжительного медикаментозного лечения. В связи с
этим ухудшается качество жизни больного, меняется характер его
взаимодействия с окружающими. Нередко осложнения ревматических
заболеваний могут проявляться неврологической симптоматикой,
когнитивными и психоэмоциональными нарушениями. Как и другие тяжелые
заболевания, болезни ревматической группы могут сопровождаются
изменением психического состояния ребенка и приводить к социальной
дезадаптации [5; 7; 19; 29; 30].
На протяжении последних лет интерес специалистов к изучению
ревматической патологии возрастает, причем вопросы вызывают как
медицинские аспекты, так и психологические. Этиология и патогенез
ревматических болезней все еще остаются неясными. В настоящее время
отсутствует единый взгляд на роль психологических факторов в их
возникновении и течении. В современной научной литературе происходит
уточнение понимания природы соматических расстройств: взгляд ученых
смещается от биомедицинской модели в сторону биопсихосоциального
подхода, согласно которому в возникновении, развитии и течении
заболевания роль отводится не только биологическим факторам, но также
психологическим и социальным. Специалистами признается большой вклад
личности пациента на всех этапах течения болезни, поэтому особое внимание
необходимо уделять медицинской психодиагностике, благодаря которой
возможно оценить динамику заболевания и эффективность лечения [12; 41; 43].
Степень разработанности проблемы
Работы по изучению психологических аспектов ревматической
патологии стали появляться в начале прошлого века. Впервые этим вопросом
заинтересовался Эмиль Крепелин, который обратил внимание на специфику
протекания психозов при ревматизме. Эрнст Кречмер, изучавший связь
конституции со склонностью к определенным болезням, не отрицал
возможности психосоматического происхождения ревматизма [12; 21].
К настоящему моменту наибольшая часть работ по данной теме
посвящена психологическим аспектам ревматоидного артрита, в то же время
практически отсутствуют данные по другим ревматическим заболеваниям.
Исторически ревматоидный артрит рассматривается в качестве одного из
классических психосоматических расстройств, что во многом обусловлено
неизвестной этиологией заболевания, однако помимо этого исследователей
интересует соматопсихический компонент с точки зрения последствий и
осложнений болезни [1; 49].
Отечественные исследователи принялись рассматривать ревматоидный
артрит с позиций его психологических проявлений в 70-х годах XX века,
однако их внимание в большей степени было обращено на поражения
нервной системы и различные неврологические симптомы у взрослых [18].
Более поздние работы затрагивают вопросы влияния ревматических
заболеваний на функционирование нервной системы у ребенка: именно
связанные с болезнью неврологические нарушения авторы считают
причиной личностных изменений и когнитивных расстройств [16; 30].
Современные специалисты исследуют влияние ревматических
заболеваний на психологическое состояние ребенка, качество его жизни,
особенности формирования личности, однако на сегодняшний день среди
авторов нет единодушия во взглядах на роль психологических факторов в
развитии и течении ревматоидного артрита. Данные о психологических
особенностях детей с ревматическими заболеваниями, полученные в
результате отечественных и зарубежных исследований, довольно
противоречивы, что может быть обусловлено отсутствием единства
методологических и методических подходов к изучению личности такого
пациента [18; 19; 21; 32].
Цель исследования
Целью настоящего исследования является изучение клинико-
психологических особенностей детей с ревматическими заболеваниями в
разные периоды активности патологического процесса.
Задачи исследования:
1) Исследовать эмоциональные компоненты структуры личности детей с
ревматическими заболеваниями в разные периоды активности
патологического процесса, а также проанализировать особенности их
реагирования в ситуациях фрустрации.
2) Оценить уровень психической и социальной адаптации детей с
ревматическими заболеваниями в разные периоды активности
патологического процесса.
3) Проанализировать особенности самооценки и особенности отношения
к болезни у детей с ревматическими заболеваниями в разные периоды
активности патологического процесса.
Гипотезы:
1) У детей с обострением ревматического заболевания наблюдается
тенденция к повышению ответственности и осторожности, что, возможно,
отличает их от детей, впервые заболевших или находящихся на стадии ремиссии.
2) На стадии дебюта заболевания и в период обострения дети
демонстрируют более высокий уровень тревожности, чем пациенты на
стадии ремиссии.
3) Дети с продолжительным течением заболевания независимо от периода
активности патологического процесса (обострение или ремиссия) обладают
более низкой самооценкой и более высоким уровнем притязаний по
сравнению с пациентами, заболевшими впервые.
4) У детей на стадии дебюта и в период обострения заболевания
снижается уровень психической и социальной адаптации.
5) На стадии дебюта представления детей о своем заболевании носят
поверхностный характер; дети с продолжительным течением болезни
демонстрируют более глубокие и стойкие переживания, связанные с болезнью.
Объект исследования: психологические особенности детей.
Предмет исследования: клинико-психологические характеристики
детей с ревматическими заболеваниями в разные периоды активности
патологического процесса.
Научная новизна исследования
В настоящей работе впервые делается попытка изучить
психологические характеристики детей с ревматическими заболеваниями с
точки зрения периода активности патологического процесса.
Теоретическая значимость исследования
Результаты исследования позволят дополнить существующие в
литературе представления о психологических особенностях детей с
ревматическими заболеваниями.
Практическая значимость исследования
Ожидается, что полученные результаты позволят выявить мишени для
психокоррекционной работы с детьми, страдающими ревматической
патологией, а также более дифференцированно подойти к разработке
программ психологического сопровождения таких пациентов. Данные могут
быть использованы специалистами медучреждений для лучшего понимания
психологического статуса ребенка и, соответственно, для возможности более
конструктивного взаимодействия с ним.
Теоретическая и методологическая основа исследования
Теоретико-методологическую основу исследования составили
комплексный подход к изучению личности человека [3]; теоретические
положения Выготского Л.С. об изучении здоровых детей и детей с
аномальным развитием [8]; концепция личности как системы отношений [26].
Методы исследования
В исследовании были использованы клинико-психологический и
экспериментально-психологический методы:
1) Клинико-психологический метод. Проводились беседы с родителями и
детьми, целью которых являлось привлечение их к работе и установление
доверительного контакта. Изучались истории болезни детей, фиксировался
их основной диагноз, продолжительность заболевания, ее фаза (дебют,
обострение или ремиссия), степень тяжести. В процессе работы проводилось
наблюдение за ребенком.
2) Экспериментально-психологический метод. Детям предлагались
следующие методики: методика многофакторного исследования личности
Кеттелла в адаптации Э.М. Александровской; методика Дембо-Рубинштейн в
модификации А.М. Прихожан; тест фрустрационных реакций Розенцвейга в
модификации Н.В. Тарабриной; методика «Выбери нужное лицо» (тест
тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен); методика «Незаконченные
предложения», разработанная И.К. Шацем совместно с В.Е. Каганом и
направленная на выявление отношения ребенка к болезни.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Цель исследования заключалась в изучении психологических
особенностей детей с ревматическими заболеваниями в разные периоды
активности патологического процесса: на стадии дебюта, обострения и
ремиссии. Последнее время распространенность ревматической патологии
возрастает по всему миру [5; 19], при этом этиология и патогенез таких
заболеваний до сих пор недостаточно ясные. Болезни ревматической группы
трудно поддаются лечению и нередко приводят к серьезным последствиям,
что не может не сказываться на психологическом состоянии пациентов. У
детей наличие столь серьезного заболевания может сопровождаться изменением
психического состояния и приводить к социальной дезадаптации [5; 19; 30].
Результаты исследования показали, что психологические
характеристики детей на стадии дебюта, в период обострения и в период
ремиссии заболевания примерно одинаковы. Были выявлены и описаны
определенные тенденции, характерные для той или иной группы пациентов,
однако в контексте данной работы сложно делать выводы о стойких
отличиях. В процессе исследования обнаружено, что на всех стадиях у
пациентов имеет место тенденция к повышению тревожности, а также к
снижению уровня психической и социальной адаптации.
Полученные данные дополняют уже имеющиеся и представленные в
литературе сведения о психологических особенностях детей с
ревматическими заболеваниями. Результаты настоящего исследования могут
быть использованы для выявления основных мишеней психокоррекционной
работы с пациентами, страдающими ревматической патологией. Материалы
работы также могут оказаться полезны для сотрудников медицинских
учреждений, поскольку общее понимание психологического статуса больных
детей дает возможность более конструктивно с ними взаимодействовать.
Представляется важным дальнейшее более детальное изучение
клинико-психологических характеристик детей с ревматическими
заболеваниями, которое позволит более дифференцированно подойти к
разработке программ психологического сопровождения данной категории пациентов.
Особенность ревматических заболеваний, отличающих их от
большинства других хронических соматических патологических состояний,
заключается в тесной связи клинического выражения степени активности
ревматологического процесса с величиной отклонения различных
лабораторных тестов. Прежде всего, к таковым относятся разнообразные
показатели воспаления, а также различные иммунопатологические реакции
[9; 19]. Так, представляется целесообразным поиск взаимосвязей между
психологическим статусом пациента и количественным выражением
ревматоидного фактора, С-реактивного белка, циркулирующего иммунного
комплекса и др. Обнаружение таких взаимосвязей может придать различным
психологическим характеристикам личности ребенка прогностическое
значение в отношении ожидаемой динамики ревматического процесса.


1. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и
практическое применение. М., 2002. 352 с.
2. Александровская Э.М., Гильяшева И.Н. Адаптированный
модифицированный вариант детского личностного вопросника Р.Кеттелла.
Методические рекомендации. М., 1993. 40 с.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. 1. М.,
1980. 232 с.
4. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Лечение детей с психосоматическими
расстройствами. СПб., 2002. 560 с.
5. Баранов А.А., Алексеева Е.И. Ревматические болезни у детей:
проблемы и пути их решения // Вопросы современной педиатрии. 2004. Т. 3,
No 1. С. 7-11.
6. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация
человека. Л., 1988. 270 с.
7. Брязгунов И.П. Психосоматика у детей. М., 2009. 480 с.
8. Выготский Л.С. Психология. М., 2000. 1008 с.
9. Детские болезни: учебник / под ред. А.А. Баранова. М., 2009. 880 с.
10. Запорожец А.В. К вопросу о генезисе, функции и структуре
эмоциональных процессов у ребенка // Избранные психологические труды. В
2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка / под ред. В.В. Давыдова, В.П.
Зинченко. М., 1986, с. 260-275.
11. Игишева Л.Н., Притчина С.С., Янко Е.В., Быкова Ю.А. Особенности
клинико-психологического статуса пациентов с ювенильным артритом //
Регулярные выпуски РМЖ. 2016. No 18. С. 1227-1230.
12. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и
соматопсихические расстройства у детей. СПб., 2005. 400 с.
13. Йегер Л. Клиническая иммунология и аллергология. Т. II. М., 1990. 512 с.
14. Каган В. Е. Внутренняя картина здоровья и соматические заболевания
у детей // Неврозы у детей и подростков. М., 1986. С. 74-75.
15. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла.
СПб., 2007. 112 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ