Введение
ГЛАВА 1. Теоретические и мирополитические обоснования эффективности расширения
прав и возможностей женщин в сфере миротворчества и постконфликтного
восстановления
ГЛАВА 2. Действия мирового сообщества на пути укрепления политических прав и
возможностей женщин в постконфликтном и миротворческом контексте
2.1. Основные шаги в области улучшения положения женщин до 2019 г. ….…..21
2.2. Актуальная ситуация в сфере расширения прав женщин…………………….31
ГЛАВА 3. Практика расширения прав и возможностей женщин на постконфликтном
пространстве в отдельных странах и регионах…………………………….………..………...38
3.1. Опыт улучшения положения африканских женщин на примере Руанды
3.2. Опыт продвижения гендерного равенства в странах Африки на примере
Бурунди
3.3. Опыт вовлечения азиатских женщин в политическое управление и
общественную жизнь на примере Непала
3.4. Опыт расширения политического участия женщин в других странах и
регионах
Заключение
Список источников и литературы
Актуальность темы исследования. Мирные отношения являются важнейшей
ценностью для человечества, условием его благоприятного существования и развития. На
протяжении всей своей истории в условиях возникновения и протекания вооруженных
конфликтов государства неоднократно предпринимали попытки остановить насилие и обеспечить мир.
В настоящее время исследователи в различных областях науки стремятся выделить
необходимые критерии и факторы, которые, с одной стороны, позволяют избежать начала
военных действий и, с другой стороны, ускорить постконфликтное восстановление на
территориях, подвергшихся вооруженным нападениям, например, реформирование
образования1, перераспределение природных ресурсов2 и преобразование роли религий3.
Одним из важнейших шагов Организации Объединенных Наций в этом направлении
является стратегия, направленная на расширение прав и возможностей женщин в
постконфликтном и миротворческом контексте4. Вовлечение женщин в восстановление
государства после военных действий, в процесс национального примирения, поддержание
их возможностей участвовать в политике, управлении государством, общественной
деятельности, предоставление им обучения, поддержки и финансирования – все это
способствует как ускоренному постконфликтному восстановлению общества и повышению
эффектности проводимых миротворческих мер, так и предотвращению возгорания нового
или повторной эскалации старого конфликта. В рамках деятельности ООН этот вопрос
впервые был затронут в Резолюции Совета Безопасности 1325 (2000), после чего ему начали
уделять внимание не только на уровне ООН, но и в региональных организациях, и на
национальном уровне. Однако на практике участие женщин в этих областях остается
ограниченным, что тем самым снижает эффективность миротворчества и
постконфликтного восстановления. Актуальность данного исследования подтверждает также речь Генерального
Секретаря ООН Антониу Гутерриша 29 октября 2019 г., адресованная Совету Безопасности
ООН, в которой он отметил, что «Повестка дня «Женщины, мир и безопасность» должна
оставаться одним из главных приоритетов Организации Объединенных Наций»5. Генсек
ООН напомнил Совету Безопасности, что спустя почти два десятилетия после принятия
резолюции 1325, которая признает непропорциональное и уникальное воздействие
вооруженных конфликтов на женщин и девочек, «женщины по-прежнему сталкиваются с
исключением от участия в мирных и политических процессах». Он особо подчеркнул то,
что «изменения происходят в слишком замедленном темпе, от чего страдают девочки и
женщины»5. Кроме того, исполнительный директор «ООН-женщины» Фумзиле МламбоНгкука представила в Совете Безопасности последний доклад по концепции «Женщины,
мир и безопасность», отметив «резкий контраст» между предложениями о ее поддержке и
реально предпринятых мерах. «Мы по-прежнему живем в мире, который терпит и
оправдывает продолжающееся исключение женщин из мирных и политических процессов
и институтов», - заявила она, отметив, что после конфликта мужчины доминируют в
крупномасштабном восстановлении, в то время как участие женщин в экономическом
восстановлении в подавляющем большинстве ограничено мелкими предприятиями. «Нам
нужна ваша политическая воля, чтобы требовать прямого и значимого участия женщин в
мирных переговорах», - подчеркнула г-жа Мламбо-Нгкука6.
Кроме того, проблема гендерного равенства и улучшения положения женщин в
различных сферах общества представляют собой неотъемлемую часть проблемы
обеспечения международной концепции устойчивого развития, уже не одно десятилетие
активно продвигаемую ООН. На данный момент государства нацелены на реализацию
Целей в области устойчивого развития (ЦУР), закрепленных в Резолюции Генеральной
Ассамблеи ООН «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого
развития до 2030 г.»7 Каждая из ЦУР тем или иным образом затрагивает тему прав женщин,
а цель №5 посвящена непосредственно проблеме гендерного равенства и расширения прав
и возможностей женщин, в том числе и в политической сфере, и на различных уровнях управления8. «Мы должны срочно преобразовать и перераспределить власть, если мы
хотим защитить наше будущее и нашу планету. Вот почему все мужчины должны
поддерживать права женщин и гендерное равенство. И именно поэтому я гордый
феминист,» - заявил Генеральный Секретарь ООН в своем выступлении перед
преподавателями и студентами Университета Нью-Йорка 27 февраля 2020 г.9
Цель настоящей выпускной квалификационной работы заключается в том, чтобы
проанализировать международную политико-правовую проблему расширения прав и
возможностей женщин в постконфликтном и миротворческом контексте. Исходя из
указанной цели, можно выделить несколько задач, поставленных в выпускной
квалификационной работе:
1) отметить теоретические и фактические обоснования проблемы эффективности
расширения прав и возможностей женщин в постконфликтный период;
2) рассмотреть, каким образом мировое сообщество выражает свою приверженность
укреплению положения женщин в политической, экономической и социальной сферах
непосредственно после вооруженных конфликтов и в процессе возвращения к мирной жизни;
3) проанализировать примеры конкретных мер в этой области, реализованных в
африканских (Руанда, Бурунди) и азиатских государствах (Непал) и в некоторых других
странах и регионах;
4) сделать собственные выводы относительно эффективности реализации политики
ООН в области расширения прав и возможностей женщин и ее улучшения.
Выбор конкретных стран для детального анализа (Руанда, Бурунди и Непал)
объясняется тем, что именно в них на сегодняшний момент были предприняты
разносторонние действия, направленные на расширение прав и возможностей женщин в
условиях постконфликтного восстановления, которые оказали положительный эффект на
положение женщин и которые могут послужить примером для похожих преобразований в
других государствах. Объектом исследования в настоящей выпускной квалификационной работе
являются миротворчество и постконфликтное восстановление.
Предметом исследования в ВКР выступают международные и национальные
стратегии укрепления роли женщин в миротворческом и постконфликтном контексте.
Источниковой базой в выпускной квалификационной работе послужили
резолюции Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН о женщинах, мире и
безопасности. К важнейшим источникам также относятся международные документы в
сфере защиты прав женщин, например Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Устав
ООН 1945 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
1979 г. и Пекинская декларация 1995 г., конституции анализируемых государств, данные с
сайта структуры ООН по продвижению прав женщин «ООН-женщины» и данные
Межпарламентского союза о женщинах в политике.
Следует отметить, что труды отечественных авторов по данной проблематике не
отличаются большим разнообразием и практически отсутствуют, что нельзя сказать о
многочисленных статьях зарубежных исследователей. В качестве исследований
иностранных авторов, послуживших теоретической основой для настоящей выпускной
квалификационной работы, нужно подчеркнуть статью Л. Хэндрехен «Gendering ethnicity
in Kyrgyzstan: forgotten elements in promoting peace and democracy» (2001), Дж. и В. Краузе
и В. Брэнфорс «Women’s participation in peace negotiations and the durability of peace» (2018),
A. Трипп «Women’s Political Empowerment in Statebuilding and Peacebuilding: A Baseline
Study» (2012), Дж. Демеритт, A. Николс и И. Келли «Female participation and civil war
relapse» (2014). Также необходимо упомянуть о специальной литературе иностранных
исследователей, имеющей основополагающее значение для выпускной квалификационной
работы, а именно о статье Д. Бриджес и Д. Хорсфалл «Increasing operational effectiveness in
UN peacekeeping: Toward a gender-balanced force» (2009), Т. Гизелис «Gender empowerment
and United Nations peacebuilding» (2009) и «A country of their own: Women and peacebuilding»
(2011), P. Увинеца и Э. Пирсон «Sustaining women’s gains in Rwanda: the influence of
indigenous culture and post-conflict politics» (2009), С. Бранд «Political participation of women
in Burundi» (2018) и Э. Фальх «Women’s political participation and influence in post-conflict
Burundi and Nepal» (2010).
Методологической основой исследования в выпускной квалификационной работе
является комплексный контент-анализ международных правовых актов, отчетов
международных организаций и научных исследований по данной проблематике с целью7
определения конкретных правовых норм, мер и действий, предпринятых международными
организациями и национальными правительствами в сфере расширения прав и
возможностей женщин. Также в данном исследовании используется исторический метод
для прослеживания эволюции и развития положения женщин в постконфликтном и
миротворческом контексте.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в том, что
международная проблема расширения прав и возможностей женщин в постконфликтном и
миротворческом контексте подробно не изучена российскими исследователями, что
объясняет сравнительно небольшое количество научных трудов отечественных авторов по
данной тематике. В настоящей выпускной квалификационной работе проблема
анализируется комплексно, т.к. в ней представлены как теоретические аргументы в пользу
расширения прав и возможностей женщин, так и практические шаги ООН и отдельных
государств в этой сфере.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, шести
пунктов и заключения.
Проведенный в выпускной квалификационной работе анализ международных
правовых актов и других источников по исследуемой проблематике позволяет сделать
вывод о том, что расширение прав и возможностей женщин в постконфликтном и
миротворческом контексте способствует более быстрому послевоенному восстановлению,
успешному развитию общества и установлению долгосрочного мира.
В результате комплексного исследования данной проблематики было показано, что
для женщин характерно более миролюбивое поведение и бо́льшая готовность к
сотрудничеству. Они в первую очередь связывают свою идентичность с гендером, а не с
этничностью, что имеет ключевое значение для постконфликтного примирения и
миротворчества в XXI веке, когда большинство конфликтов вспыхивают на основе
этнических и религиозных отличий.
Посредством анализа статистических данных и результатов эмпирических
исследований было доказано, что включение женщин в политический процесс и сферу
принятия решений повышает длительность и устойчивость достигнутого мира. По мнению
автора ВКР этот феномен объясняют следующие причины: 1) женщины препятствуют
использованию насилия, 2) способствуют диалогу и выстраивают доверие, 3) связывают
противоположности и создают коалиции за мир, 4) гарантируют более широкое участие
различным социальным группам и предлагают новые точки зрения на основные аспекты
мира и безопасности. Имея возможность участвовать в процессе принятия решений и
восстановлении государства после конфликта, женщины зачастую применяют
инклюзивный подход. Принимая во внимание то, что исключение какой бы то ни было
социальной группы – религиозной, этнической или культурной – может привести к
эскалации конфликта, использование женщинами инклюзивного подхода во время
предотвращения конфликта и миротворчества позволяет снизить напряженность в
обществе и предотвратить начало военных действий.
В данном исследовании были также проанализированы основные международные
документы, меры и инициативы в сфере расширения политических прав и возможностей
женщин. Резолюции Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН заложили
фундамент в сфере закрепления основных прав женщин в миротворчестве, политике и
сфере принятия решений. Резолюция ГА ООН «Преобразование нашего мира: Повестка дня
в области устойчивого развития на период до 2030 года» акцентировала внимание на54
проблеме расширения политических, экономических и социальных прав и возможностей
женщин. Резолюция 1325 (2000) СБ ООН положила начало длительному пути признания
важности участия женщин в различных областях постконфликтного восстановления.
Важнейшим шагом в сфере улучшения положения женщин стало создание
специализированной структуры в рамках Организации Объединенных Наций «ООНженщины», нацеленной на продвижение гендерного равенства. Ключевое значение имеет
также включение достижения гендерного равенства в качестве отдельной цели обеспечения
устойчивого развития, согласно которому Организация Объединенных Наций активно и
целенаправленно реализует свою деятельность на данный момент.
В завершающей главе выпускной квалификационной работы были рассмотрены
основные практические действия в сфере расширения прав и возможностей женщин в
постконфликтном и миротворческом ракурсах. Проведенный анализ позволяет заключить,
что в результате реализованных мер положение женщин в некоторых странах значительно
улучшилось. Благодаря законодательному закреплению основных прав женщин и
соответствующих квот их представленности в различных органах власти и избирательных
процессах женщины получили более широкие возможности участия в политической,
административной и общественной сферах. Их вовлеченность в функционирование
неформальных судебных органов на локальном уровне привела как к улучшению их
положения в обществе, так и к более ускоренному постконфликтному примирению. В
структуры министерств проанализированных государств были включены специальные
комитеты, ответственные за продвижение гендерного равенства и укрепление прав
женщин. Кроме того, во всех рассмотренных странах женские организации гражданского
общества значительно поспособствовали установлению мира, постконфликтному
восстановлению общества и улучшению положения женщин.
Вместе с тем приходится признать, что на данный момент степень представленности
женщин в политической, экономической, корпоративной сферах и их вовлеченность в
постконфликтные и миротворческие процессы явно недостаточна. Доказательством этому
могут послужить статистические данные, представленные во второй главе проведенного исследования.
Автором настоящей ВКР сделан вывод о том, что, несмотря на достигнутый успех в
отдельных сферах женщинам предоставляется недостаточно возможностей участвовать в
важнейших общественных областях. Осознавая положительные эффекты от расширения55
прав женщин в различных сферах, мировое сообщество и национальные правительства не
предпринимают достаточных практических мер для реализации гендерного равенства.
В заключение следует подчеркнуть, что обеспечение гендерного равенства является
одной из важнейших «Целей в области устойчивого развития», достигнуть которые
мировое сообщество обязуется к 2030 г. В частности, резолюция Генеральной Ассамблеи
ООН «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития до 2030
г.» предполагает гарантию всестороннего реального участия женщин и равных
возможностей в сфере лидерства на всех уровнях принятия решений в политической,
экономической и социальной областях. Для реализации ЦУР государствам следует
принимать практические меры в различных сферах общественной жизни. Крайне
необходимо, чтобы призыв, заложенный в «Целях в области устойчивого развития», в иных
документах Генеральной Ассамблеи и резолюциях Совета Безопасности ООН,
продвигающих права женщин, был услышан мировым сообществом, и на глобальном,
региональном, национальном и локальном уровнях были предприняты эффективные шаги
для обеспечения гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин в том
числе в постконфликтном и миротворческом контексте
1.Всеобъемлющее предложение относительно объединенной структуры по вопросам
гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин. Генеральная Ассамблея
ООН. A/64/588*. URL: https://undocs.org/ru/A/64/588 (дата обращения: 16.02.2020).
2.Доклад Специального комитета полного состава двадцать третьей специальной сессии
Генеральной Ассамблеи ООН. A/S-23/10/Rev.1. URL: https://undocs.org/ru/A/S-23/10/Rev.1
(дата обращения: 10.02.2020).
3.Женщины и мир и безопасность. Доклад Генерального секретаря. Совет Безопасности
ООН. S/2019/800. URL: https://undocs.org/ru/S/2019/800 (дата обращения: 23.02.2020).
4.Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
Организация Объединенных Наций. Конвенции и соглашения. URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cedaw.shtml (дата обращения:
08.02.2020).
5.Пекинская декларация. Организация Объединенных Наций. Декларации. URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/womdecl.shtml (дата обращения:
09.02.2020).
6.Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период
до 2030 года. A/RES/70/1. URL:
http://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/ares70d1_ru.pdf (дата обращения:
11.11.2019).
7.Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 2 июня 2010 года. A/RES/64/289*.
Слаженность в системе Организации Объединенных Наций. URL:
https://undocs.org/ru/A/RES/64/289 (дата обращения: 16.02.2020).
8.Резолюция 1325 (2000). Совет Безопасности ООН. S/RES/1325(2000). URL:
https://undocs.org/ru/S/RES/1325(2000) (дата обращения: 10.02.2020).
9.Резолюция 1820 (2008). Совет Безопасности ООН. S/RES/1820(2008). URL:
https://undocs.org/ru/S/RES/1820(2008) (дата обращения: 11.02.2020).
10.Резолюция 1888 (2009). Совет Безопасности ООН. S/RES/1888(2009). URL:
https://undocs.org/ru/S/RES/1888(2009) (дата обращения: 11.02.2020).
11.Резолюция 1960 (2010). Совет Безопасности ООН. S/RES/1960(2010). URL:
https://undocs.org/pdf?symbol=ru/S/RES/1960(2010) (дата обращения: 11.02.2020).57
12.Резолюция 2106 (2013). Совет Безопасности ООН. S/RES/2106(2013). URL:
https://undocs.org/pdf?symbol=ru/S/RES/2106(2013) (дата обращения: 11.02.2020).
13.Резолюция 2122 (2013). Совет Безопасности ООН. S/RES/2122(2013). URL:
https://undocs.org/pdf?symbol=ru/S/RES/2122(2013) (дата обращения: 14.02.2020).
14.Резолюция 2242 (2015) Совета Безопасности ООН. S/RES/2242(2015). URL:
https://undocs.org/pdf?symbol=ru/S/RES/2242(2015) (дата обращения: 14.02.2020).
15.Резолюция 2493 (2019). Совет Безопасности ООН. S/RES/2493(2019). URL:
https://undocs.org/ru/S/RES/2493(2019) (дата обращения: 20.02.2020).
16.Устав ООН. Глава III. URL: https://www.un.org/ru/sections/un-charter/chapteriii/index.html (дата обращения: 08.02.2020).
17.Устав ООН. Глава XV. URL: https://www.un.org/ru/sections/un-charter/chapterxv/index.html (дата обращения: 08.02.2020).
18.Arusha Peace and Reconciliation Agreement for Burundi. URL:
https://peacemaker.un.org/sites/peacemaker.un.org/files/BI_000828_Arusha%20Peace%20and%
20Reconciliation%20Agreement%20for%20Burundi.pdf (дата обращения: 04.04.2020).
19.Asian Development Bank. Gender Statistics. The Pacific and Timor-Leste. URL:
https://www.adb.org/sites/default/files/publication/181270/gender-statistics-pacific-tim.pdf (дата
обращения: 23.04.2020).
20.Asian Development Bank. The Role of Women in Peacebuilding in Nepal. URL:
https://peaceinfrastructures.org/Home%20Documents/The%20Role%20of%20Women%20in%2
0Peacebuilding%20in%20Nepal/AsianDevelopmentBank_RoleWomenPeacebuildingNepal_201
3.pdf (дата обращения: 06.04.2020).
21.Burundi: Poverty Reduction Strategy Paper II. International Monetary Fund. URL:
https://www.imf.org/en/Publications/CR/Issues/2016/12/31/Burundi-Poverty-ReductionStrategy-Paper-II-26155 pp. 61- 63, 151 (дата обращения: 04.04.2020).
22.Burundi’s Constitution of 2005. URL:
https://www.constituteproject.org/constitution/Burundi_2005.pdf (дата обращения: 04.04.2020).
23.Gender parity commitments made by the General assembly. United Nations. Office of the
Focal Point for Women. 1 June, 2010. URL:
https://www.un.org/womenwatch/osagi/keypoliciesdocs/Gender%20Parity%20Commitments%2
0made%20by%20the%20General%20Assembly.pdf (дата обращения: 09.02.2020).58
24.OECD Development center. Gender Index. Syrian Arab Republic. URL:
https://www.genderindex.org/wp-content/uploads/files/datasheets/SY.pdf (дата обращения:
16.12.2019).
25.Progress on the sustainable development goals. The Gender Snapshot 2019. URL:
https://www.unwomen.org/-
/media/headquarters/attachments/sections/library/publications/2019/progress-on-the-sdgs-thegender-snapshot-2019-two-page-spreads-en.pdf?la=en&vs=5814 pp. 2, 9 (дата обращения:
23.02.2020).
26.Resolution 1889 (2009). UN Security Council. S/RES/1889(2009). URL:
https://undocs.org/en/S/RES/1889(2009) (дата обращения: 12.02.2020).
27.The Constitution of Nepal. September 20, 2015. URL:
https://www.wipo.int/edocs/lexdocs/laws/en/np/np029en.pdf (дата обращения: 08.04.2020).
28.The Constitution of the Republic of Rwanda. URL:
http://www.rwandahope.com/constitution.pdf pp. 2, 4, 20 (дата обращения: 01.04.2020).
29.Universal Declaration of Human Rights. United Nations human rights. Office of the High
Commissioner. URL: https://www.ohchr.org/EN/UDHR/Pages/Language.aspx?LangID=rus
(дата обращения: 08.02.2020).
30.World Bank. World development report 2011: Conflict, security, and development. – World
Bank, 2011. – pp. 2-3.
Монографии и научные статьи:
31.Арыстанбекова А. К., Нурелбаева А. С. Женщины в миротворческой деятельности
ООН // Проблемы Науки. 2017. №22 (104). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhenschinyv-mirotvorcheskoy-deyatelnosti-oon (дата обращения: 14.12.2019).
32.Добарина Т. Защита прав личности во время вооруженных конфликтов // Ученые
записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/zaschita-prav-lichnosti-vo-vremya-vooruzhennyh-konfliktov
(дата обращения: 18.12.2019).
33.Зверев П. Г. Международно-правовая защита прав женщин в вооруженных
конфликтах и в рамках постконфликтного миростроительства //Алтайский юридический
вестник. – 2015. – №. 4. – С. 36-41.59
34.Зеленков М. Ю. Религиозные конфликты: проблемы и пути их решения в начале XXI
века (политико-правовой аспект) //Воронеж: Воронежский государственный университет.
– 2007. – С. 164-165.
35.Сидоров О. Водные ресурсы Центральной Азии как источник региональных
конфликтов //Россия и мусульманский мир. – 2004. – №. 3. – С. 67-75.
36.Abigail Disney and Gini Reticker, “When it comes to “networks of death,” women don’t
need saving — they are our saviors,” New York Times, September 8, 2015. URL:
https://womenintheworld.com/2015/09/08/when-it-comes-to-networks-of-death-women-dontneed-saving-they-are-our-saviors/ (дата обращения: 16.12.2019).
37.Bouta T., Frerks G., Bannon I. Gender, conflict, and development. – The World Bank, 2004.
– p. 76.
38.Brand, Saskia (2018). Political participation of women in Burundi. MDF Training &
Consultancy. URL: https://www.careevaluations.org/wp-content/uploads/Political-Participationof-Women-in-Burundi.pdf pp. 11 – 18 (дата обращения: 05.04.2020).
39.Bridges D., Horsfall D. Increasing operational effectiveness in UN peacekeeping: Toward a
gender-balanced force //Armed Forces & Society. – 2009. – Т. 36. – №. 1. – pp. 120-130.
40.Caprioli M., Boyer M. A. Gender, violence, and international crisis //Journal of Conflict
Resolution. – 2001. – Т. 45. – №. 4. – p. 514.
41.Caprioli M. Primed for violence: The role of gender inequality in predicting internal conflict
//International Studies Quarterly. – 2005. – Т. 49. – №. 2. – pp. 161-178.
42.Demeritt J. H. R., Nichols A. D., Kelly E. G. Female participation and civil war relapse
//Civil Wars. – 2014. – Т. 16. – №. 3. – pp. 346-368.
43.Dollar D., Fisman R., Gatti R. Are women really the “fairer” sex? Corruption and women in
government //Journal of Economic Behavior & Organization. – 2001. – Т. 46. – №. 4. – pp. 423-
429.
44.Domingo P. et al. Assessment of the evidence of links between gender equality,
peacebuilding and statebuilding: Literature Review //Overseas Development Institute, London. –
2013. – p. 32.
45.Falch, Åshild. Women’s political participation and influence in post-conflict Burundi and
Nepal. PRIO Paper. URL:
http://www.peacewomen.org/assets/file/Resources/Academic/partpol_postconburundinepal_falc
h_2010.pdf p. 22 (дата обращения: 06.04.2020).60
46.Fukuyama F. Women and the evolution of world politics. - Foreign Affairs, 1998. - pp. 24-
40.
47.Gizelis T. I. A country of their own: Women and peacebuilding //Conflict Management and
Peace Science. – 2011. – Т. 28. – №. 5. – pp. 522-542.
48.Gizelis T. I. Gender empowerment and United Nations peacebuilding //Journal of Peace
Research. – 2009. – Т. 46. – №. 4. – pp. 505-523.
49.Handrahan L. M. Gendering ethnicity in Kyrgyzstan: forgotten elements in promoting peace
and democracy //Gender & Development. – 2001. – Т. 9. – №. 3. – pp. 70-78.
50.Izabiliza, Jeanne. The role of women in reconstruction: experience of Rwanda. URL:
http://www.unesco.org/new/fileadmin/MULTIMEDIA/HQ/SHS/pdf/Role-Women-Rwanda.pdf
pp. 2-3 (дата обращения: 01.04.2020).
51.Kaldor M. New and old wars: Organised violence in a global era. – John Wiley & Sons,
2013. – p. 131.
52.Krause J., Krause W., Bränfors P. Women’s Participation in peace negotiations and the
durability of peace //International interactions. – 2018. – Т. 44. – №. 6. – pp. 985-1016.
53.Le Billon P. The political ecology of war: natural resources and armed conflicts //Political
geography. – 2001. – Т. 20. – №. 5. – pp. 561-584.
54.Lee I. C. et al. Intergroup consensus/disagreement in support of group-based hierarchy: an
examination of socio-structural and psycho-cultural factors //Psychological bulletin. – 2011. – Т.
137. – №. 6. – p. 1029.
55.Melander E. Political gender equality and state human rights abuse //Journal of Peace
Research. – 2005. – Т. 42. – №. 2. – pp. 149-166.
56.Mrsević Z. Implementing quotas: legal reform and enforcement in Serbia and Montenegro.
Institute for Social Science Research. Pp. 2-4. URL: http://aceproject.org/ero-en/topics/partiesand-candidates/CS_Serbia-mrsevic.pdf (дата обращения: 24.04.2020).
57.Murungi, Joan. (2014). Women in the Post Conflict Reconstruction Rwanda. URL:
https://www.researchgate.net/publication/314082274_Women_in_the_Post_Conflict_Reconstruc
tion_Rwanda (дата обращения: 01.04.2020).
58.O’Reilly M., Súilleabháin A. Ó., Paffenholz T. Reimagining peacemaking: Women’s roles
in peace processes //New York: International Peace Institute. – 2015. – Т. 31. – p. 156.
59.Reychler L. Religion and conflict //International Journal of Peace Studies. – 1997. – Т. 2. –
№. 1. – pp. 19-38.61
60.Page M., Whitman T., Anderson C. Strategies for policymakers: Bringing women into peace
negotiations //Institute for Inclusive Security. – 2009. – p. 13-16.
61.Smith A. Education and Conflict. Think piece prepared for the Education for All Global
Monitoring Report 2011 The Hidden Crisis Armed conflict and education. – 2009. – p. 2.
62.Steinberg D., PeaceWomen E. Failing to empower women peacebuilders: A cautionary tale
from Angola //PeaceWomen E-News. – 2007. – p. 1.
63.Thapa, Lily & Canyon, Deon. (2017). The Advancement of Women in Post-Conflict Nepal.
URL:
https://www.researchgate.net/publication/316441383_The_Advancement_of_Women_in_PostConflict_Nepal (дата обращения: 06.04.2020).
64.Thayer, Adin. Women in post-genocide Rwanda: facing the past to build a future. Isis
International. URL:
https://www.isiswomen.org/index.php?option=com_content&view=article&id=1413:women-inpost-genocide-rwandafacing-the-past-to-build-a-future-&catid=169:multiple-intolerancemounting-resistance&Itemid=452 (дата обращения: 02.04.2020).
65.Tripp A. M. Women’s Political Empowerment in Statebuilding and Peacebuilding: A
Baseline Study //London: Department for International Development (August 2012), cited in
Domingo et al. – 2012. – Т. 19. – p. 42.
66.True J., Riveros-Morales Y. Towards inclusive peace: Analysing gender-sensitive peace
agreements 2000–2016 //International Political Science Review. – 2019. – Т. 40. – №. 1. – pp. 23-
40.
67.Uwineza, Peace. Pearson, Elizabeth. Sustaining women’s gains in Rwanda: the influence of
indigenous culture and post-conflict politics. The Institute for inclusive security. URL:
https://www.inclusivesecurity.org/wpcontent/uploads/2012/08/1923_sustaining_womens_gains_nocover.pdf pp. 18-21 (дата
обращения: 02.04.2020).
68.Wright A. C. Losses and gains: women's empowerment in armed conflict and the aftermath:
dis. – Dept. of Political Science-Simon Fraser University, 2008. – pp. 86-88.
Интернет-источники:
69.Корреспондент.net. В Руанде прекратили работу народных судов по геноциду. 19
июня 2012, 08:19 URL: https :// korrespondent . net / world /1362082- v - ruande - prekratili -
rabotu - narodnyh - sudov - po - genocidu (дата обращения: 02.04.2020).62
70.Операции ООН по поддержанию мира. Расширение прав и возможностей женщин.
URL: https://peacekeeping.un.org/ru/promoting-women-peace-and-security (дата обращения:
14.04.2020).
71.Цели в области устойчивого развития. Цель 5: Обеспечение гендерного равенства и
расширение прав и возможностей всех женщин и девочек. URL:
https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/gender-equality/ (дата обращения: 11.11.2019).
72.Council on Foreign Relations Interactives. Women’s role: in brief. 2014. URL:
https://www.cfr.org/interactive/womens-participation-in-peace-processes/philippines (дата
обращения: 18.12.2019).
73.Inclusive Security. Aloisea Inyumba: Politician Who Played a Key Role in the Rebuilding
of Rwanda. April 16, 2013.URL: https://www.inclusivesecurity.org/2013/04/16/aloisea-inyumbapolitician-who-played-a-key-role-in-the-rebuilding-of-rwanda/ (дата обращения 04.02.2020).
74.Institute for Inclusive Security. Biography for Visaka Dharmadasa. URL:
http://www.peacewomen.org/assets/file/SecurityCouncilMonitor/ArriaFormula/October2010/bio
graphy_visakadharmadasa.pdf (дата обращения: 18.12.2019).
75.Inter-Parliamentary Union. UN Women. Women in politics: 2020. January 1, 2020. URL:
https://www.ipu.org/resources/publications/infographics/2020-03/women-in-politics-2020 (дата
обращения: 01.03.2020).
76.IPU Parline. Percentage of women in national parliaments. March 1, 2020. URL:
https://data.ipu.org/women-ranking?month=3&year=2020 (дата обращения: 24.04.2020).
77.United Nations Development Programme. Human development index (HDI). URL:
http://hdr.undp.org/en/data (дата обращения: 03.04.2020).
78.UN News. Make this the century of women’s equality: UN chief. February 27, 2020. URL:
https://news.un.org/en/story/2020/02/1058271?utm_source=UN+News+-
+Newsletter&utm_campaign=0fd6bfef1aEMAIL_CAMPAIGN_2020_02_28_01_20&utm_medium=email&utm_term=0_fdbf1af606-
0fd6bfef1a-107123545 (дата обращения: 06.03.2020).
79.UN News. ‘Real change’ involving women in peace and security, still too slow, Guterres
tells Security Council. 29 October 2019. URL: https://news.un.org/en/story/2019/10/1050151
(дата обращения: 11.11.2019).
80.UN News. Report reveals nearly 90 per cent of all people have ‘a deeply ingrained bias’
against women. March 5, 2020. URL:
https://news.un.org/en/story/2020/03/1058731?utm_source=UN+News+-63
+Newsletter&utm_campaign=5bed7d1f78-
EMAIL_CAMPAIGN_2020_03_06_01_35&utm_medium=email&utm_term=0_fdbf1af606-
5bed7d1f78-107123545 (дата обращения: 01.03.2020).
81.UN Women. Laws and policies. URL: https://www.unwomen.org/en/how-we-work/genderparity-in-the-united-nations/laws-and-policies (дата обращения: 09.02.2020).
82.UN Women. In Focus: Women, peace and security. URL:
https://www.unwomen.org/en/news/in-focus/women-peace-security (дата обращения:
20.02.2020).
83.UN Women. Statement for International Women’s Day by Executive Director Phumzile
Mlambo-Ngcuka. March 8, 2020. URL:
https://www.unwomen.org/en/news/stories/2020/2/statement-ed-phumzile-internationalwomens-day (дата обращения: 01.03.2020).
84.UN Women. The participation of women in the Mindanao peace process. October, 2015.
URL: https://www.unwomen.org/-
/media/headquarters/attachments/sections/library/publications/2017/participation-of-women-inmindanao-peace-process.pdf?la=en&vs=3030 (дата обращения: 18.12.2019).
85.UN Women. UN Women Timor-Leste. URL:
https://asiapacific.unwomen.org/en/countries/timor-leste (дата обращения: 23.04.2020).
86.UN Women. 12 critical areas. URL: https://www.unwomen.org/en/news/infocus/csw59/feature-stories (дата обращения: 10.02.2020).
87.Women Deliver. How getting women involved can combat extremism and save lives. May
7, 2016. URL: https://womendeliver.org/2016/how-getting-women-involved-can-combatextremism-and-save-lives/ (дата обращения: 16.12.2019)