ВВЕДЕНИЕ
Глава 1.Теоретическо-методологические основания изучения роли электронных технологий в социальной работе с молодежью
1.1 Социологические взгляды на процессы информатизации и компьютеризации общества и их влияние на социальную сферу
1.2. Понятие, типология и функции электронных ресурсов в социальной работе
1.3. Молодежь как активные пользователи электронных ресурсов
Глава 2.Применение электронных ресурсов в практике социальной работы с молодежью
2.2.Законодательные основы использования электронных ресурсов в социальной работе
2.2.Электронные ресурсы в практике социальной работы с молодежью на примере СПб ГБУ «Центр социальной помощи семье и детям»
Глава 3. Исследование проблем использования электронных ресурсов
3.1 Оценка возможностей и проблем электронных ресурсов глазами специалистов
3.2.Рекомендации по развитию электронных ресурсов в практике социальной работы
Заключение
Список литературы
Приложение 1.
Приложение 2
Приложение 3
Сегодня много говорят о развитии электронных технологий в самых
разных сферах нашей жизни. Они применяются везде: начиная от сферы
досуга и заканчивая медициной. Люди не сомневаются, что за ними будущее.
В социальной работе так же происходит процесс информатизации, под
которым понимается политика и процессы, направленные на построение и
развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющее
территориально распределенные информационные ресурсы.
Сегодня это уже не вопрос, а факт. Наша жизнь без них стала бы
весьма неудобной и непривычной. Особенно для молодежи. Их польза
вполне очевидна для каждого, кто ими пользовался хоть раз: доступность
информации и связи, расстояние не станет проблемой, возможности для
творчества. Сегодня – это уже не просто инструмент, а отдельная часть
нашей жизни, постоянно влияющая на нас и формирующая наше
мировоззрение. Если спросить человека, считает ли он, электронные
ресурсы полезными, ответ будет «Да, конечно».
Они проникли во все сферы нашей жизни. В социальной работе они так
же нашли свое место и применение.
Однако, не смотря на очевидные достоинства, все ещѐ есть множество
проблем, связанных с ними. От недоверия у части граждан до мнения о их
вреде. Но во всем идет развитие и дальнейшее развитие и расширение
возможностей электронных ресурсов сегодня считается перспективным.
Но важно и интересно то, насколько эффективно сегодня применяются
все эти электронные возможности на практике и какие перспективы
дальнейшего развития у них есть. Именно это и будет темой моей работы. В
первую очередь меня интересует применение электронных ресурсов в
социальной работе.4
В первую очередь меня интересует применение электронных ресурсов
в социальной работе. А именно в социальной работе с молодежью. Молодежь
– это та группа, что наиболее часто обращается к электронным
возможностям, наиболее зависима от них. Так как молодежь больше
погружена в мир электронных технологий, именно эта группа наиболее
зависима от них, а также именно их действия и взгляды могут изменить сами
электронные ресурсы. А так же, по-моему мнению, наиболее эффективна
социальная работа с использованием электронным ресурсов именно для этой группы.
Исследованием электронных ресурсов, информационного общества,
виртуальной реальности и т.д. уже занимались Тоффлер Э., Федоров В.А.,
Городнова А.А., Кастельс М., Белл Д., Гринин Л. Е., Дука С.И., Вернадского В.И. и др. На их работы я буду опираться.
Цель: изучить особенности применения электронных ресурсов для развития теории и практики социальной работы с молодежью
Задачи:
1. изучить теоретические аспекты информатизации и
компьютеризации общества
2. изучить, что понимается под «электронными ресурсами», их
виды функции, нормативно-правовое регулирование их деятельности
3. изучить особенности молодежи как социально-возрастной
группы, применяющей электронные ресурсы
4. изучить существующий опыт применения электронных ресурсов в социальной работе с молодежью
5. исследовать отношение специалистов к применению
электронных ресурсов в социальной работе с молодежью
6. разработать рекомендации по повышению эффективности
использования электронных ресурсов в социальной работе с молодежью
Объект: электронные ресурсы в социальной работе
Предмет: типология и применение электронных ресурсов в социальной работе с молодежью
Эмпирическая база исследования - Санкт-Петербургское
государственное бюджетное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям Московского района»,
Структура работы
В первой главе я рассмотрю теоретические основы использования
электронных ресурсов в социальной работе с молодежью, дам определения
электронным ресурсам, изучу правовые основы их деятельности и рассмотрю
существующие теории, касающиеся развития информационного общества.
Во второй главе я рассмотрю, как происходит применение различных
электронных ресурсов в практике социального работника.
В третий главе на основе проводимого мной эмпирического
исследования изучить с какими проблемами сталкиваются специалисты по
социальной работе, какие перспективы применения электронных ресурсов
они видят, а так же постараюсь оценить, на сколько успешно применяются технологии сегодня в социальной сфере.
В первом параграфе первой главы я рассматривала процессы
информатизации и компьютеризации общества и взгляды различных ученых
на них. А так же постаралась охарактеризовать влияние технологий на социальную сферу.
Во втором параграфе первой главы я рассматривала само понятие
«электронные ресурсы», под которым можно понимать любую информацию,
для воспроизведения которой необходимы электронные устройства. При
таком определении понятия электронного ресурса нет указаний ни на тип
воспроизводимой информации, ни на ее содержание, а так же особенности
предоставления услуг в электронной форме.
В третьем параграфе первой главы я отдельно рассматривала молодежь
как группу, что наиболее часто и наиболее активно использует различные
электронные средства, чаще использует электронные ресурсу и электронные
услуги. Для молодежной группы характерны следующие черты: особая
восприимчивость, способность усваивать и обрабатывать огромные потоки
информации, развитие в этот период критического мышления, максимализм,
поиск себя и своего места в этом мире, противоречивость и неустойчивость
сознания. В этот период происходит становление и развития личности,
человек ищет ответы на важные для себя вопросы, определяется в том, чего
он хочет от жизни, получает образование, выбирает профессию, впервые
пробует работать. Как для пользователей электронных ресурсов им
свойственно так же. Во-первых, раннее знакомство с возможностями,
которые дают им технологии. Во-вторых, частота использования В-третьих,
для современной молодежи является нормой иметь несколько электронных
устройств сразу (например, телефон, компьютер, планшет и т.д.). В-четвертых, отличия в восприятии информации. Молодежь лучше усваивает более визуализированную информацию, а так же оформленную максимально кратко.
Во второй главе я рассматривала существующий в России опыт применения электронных ресурсов в социальной работе с молодежью на примере Центра помощи семье и детям Московского района. Наблюдая в
ходе практики за деятельностью данного Центра, я смогла определить основные применяемые ими ресурсы и проанализировать специфику их применения. Среди основных электронных ресурсов я выделила:
- «ЭСРН» (Электронный социальный регистр Санкт-Петербурга).
Данный ресурс используется для получения достоверной информации о
клиентах (адреса, телефоны, состав семьи и т.п.) и социальных выплатах, которые у них оформлены.
- ППУКДССО (подсистема планирования, учета и контроля деятельности системного социального обслуживания).
- «Консультант плюс» для юридического консультирования клиентов
- Портал «госуслуги».
- сайт организации для предоставления информационных услуг гражданам
- группы в социальных сетях для коммуникации с клиентами и предоставления информации
В третье главе на основе проведенного мной исследования я представила выводы о том, что электронные ресурсы применяются в социальной работе с молодежью пока не по максимуму. Данные процессы идут неравномерно.
В последнем параграфе третьей главы я представила несколько рекомендаций по повышению эффективности применения электронных ресурсов в социальной работе, в частности в работе с молодежью.
В целом нельзя сказать, что в России вообще нет информационного общества. Идет постепенный процесс его становления. Относительно социальной работы он идет медленно. Основные моменты уже применяются,
просто не повсеместно, не так часто и активно. У нас действует портал госуслуг, организации имеют сайты и группы в социальных сетях, организации оснащены техническим оборудованием и т.д. Мне кажется,
стоит просто постепенно улучшать качество уже оказываемых в электронной форме услуг, так как основные моменты у нас уже есть
1. Конституция РФ ст. 29 URL: http://constrf.ru/razdel-1/glava-2/st-29-
krf
2. Постановление Правительства РФ №1239 от 24 ноября 2014 г. Об
утверждении Правил размещения и обновления информации о поставщике
социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» URL:
https://www.msonline.ru/wp-content/uploads/2017/06/PostanovlenieInternet_prilozhenie.pdf
3. Постановление Правительства РФ №1239 от 24 ноября 2014 г. Об
утверждении Правил размещения и обновления информации о поставщике
социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
4. Приказ Минтруда России от 17.11.2014 N 886н ―Об утверждении
Порядка размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в
информационно-телекоммуникационной сети ―Интернет‖ и обновления
информации об этом поставщике (в том числе содержания указанной
информации и формы ее предоставления)‖ (Зарегистрировано в Минюсте
России 02.12.2014 N 35056)
5. Распоряжение Правительства РФ от 25 апреля 2011 г. № 729-р
6. Стратегия развития информационного общества в Российской
Федерации (утв. Президентом РФ 7 февраля 2008 г. № Пр-212)
URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/92762/
7. Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N
152-ФЗ
8. Федеральный закон "Об информации, информационных
технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ62
9. Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о
деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"
от 09.02.2009 N 8-ФЗ
10. Федеральный закон "Об электронной подписи" от 06.04.2011 N
63-ФЗ
11. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 03.04.2020)
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном
законе URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/c5051782233acca771
e9adb35b47d3fb82c9ff1c/
12. Вакурова Елена Павловна Гендерная анонимность в Интернете.
Лингвистические особенности электронной коммуникации в Интернетдневниках // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2010. №2. URL:
ttps://cyberleninka.ru/article/n/gendernaya-anonimnost-v-internetelingvisticheskie-osobennosti-elektronnoy-kommunikatsii-v-internet-dnevnikah
(дата обращения: 09.04.2020).
13. Возмилкина Е.Н. Основные направления социальной работы с
молодѐжью // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки
и юриспруденция: теория и практика. 2016. №5. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-sotsialnoy-raboty-smolodyozhyu (дата обращения: 06.06.2020).
14. Воронкин Алексей Сергеевич Социальные сети: эволюция,
структура, анализ // ОТО. 2014. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-evolyutsiya-struktura-analiz (дата
обращения: 06.06.2020).
15. Городнова, А. А. Развитие информационного общества : учебник
и практикум для академического бакалавриата / А. А. Городнова. — М. :
Издательство Юрайт, 2017. — 000 с. — Серия : Бакалавр.
https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/20824501263
16. Городнова, А. А. Развитие информационного общества : учебник
и практикум для академического бакалавриата / А. А. Городнова. — М. :
Издательство Юрайт, 2017. — 000 с. — Серия : Бакалавр.
https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/208245012
17. Гринин Л. Е. Информационное общество и феномен известности.
История и современность. № 2-2009. С. 3-33.
18. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и
культура
19. Касьянов, В. В. Социология Интернета : учебник для
академического бакалавриата / В. В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко. —
Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 424 с. — (Бакалавр. Академический
курс). — ISBN 978-5-534-04944-2. — Текст : электронный // URL:
https://studme.org/220829/sotsiologiya/virtualnoe_prostranstvo (дата обращения:
19.03.2020).
20. Киржаева Д.П., Половнѐв А.В. Интернет как средство
коммуникации и особенности его использования Российской молодежью //
Вестник Московского государственного лингвистического университета.
Общественные науки. 2018. №1 (794). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/internet-kak-sredstvo-kommunikatsii-iosobennosti-ego-ispolzovaniya-rossiyskoy-molodezhyu (дата обращения:
06.06.2020).
21. Масалов Александр Григорьевич Теоретические подходы к
определению сущности молодежи // Локус: люди, общество, культуры,
смыслы. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskiepodhody-k-opredeleniyu-suschnosti-molodezhi (дата обращения: 30.11.2019).
22. Нефедьева Елена Ивановна, Гуляева Анастасия Ивановна
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ И ДОСТУПНОСТЬ КАК
НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА (НА ПРИМЕРЕ
УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ) // Вопросы теории и
практики журналистики. 2018. №3. URL:64
https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-otkrytost-i-dostupnost-kaknapravlenie-sotsialnogo-marketinga-na-primere-uchrezhdeniy-sotsialnogoobsluzhivaniya (дата обращения: 06.06.2020).
23.Никитинский, М. А. Зарубежный опыт в сфере информационной
координации предоставления социальных услуг населению / М. А.
Никитинский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. —
2018. — № 24 (210). — С. 146-149. — URL:
https://moluch.ru/archive/210/51492/ (дата обращения: 06.06.2020).
24. Овчаренко Ольга Игоревна, Горбунева Анна Владимировна
Уровень развития информационного общества в России по показателям
международных рейтингов // Вестник ТИУиЭ. 2017. №1 (25). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/uroven-razvitiya-informatsionnogo-obschestva-vrossii-po-pokazatelyam-mezhdunarodnyh-reytingov (дата обращения:
06.06.2020).
25. Панченко Ирина Михайловна Социальные сети как новая форма
коммуникации: польза или опасность для общества? // Социология науки и
технологий. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-kaknovaya-forma-kommunikatsii-polza-ili-opasnost-dlya-obschestva (дата
обращения: 19.05.2020).
26. Петрова Е.А. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И
ОСОБЕННОСТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИИ // Фундаментальные
исследования. – 2007. – № 11. – С. 31-35;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=3673 (дата обращения:
06.06.2020).
27. Рыков Юрий Георгиевич Виртуальное сообщество как
социальное поле: неравенство и коммуникативный капитал // ЖССА. 2013.
№4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnoe-soobschestvo-kaksotsialnoe-pole-neravenstvo-i-kommunikativnyy-kapital (дата обращения:
06.06.2020).
28. Соболева Ольга Валерьевна К проблеме определения понятия
«Гипертекстуальность» // Вестник ЧелГУ. 2014. №7 (336). URL:65
https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-opredeleniya-ponyatiyagipertekstualnost (дата обращения: 06.06.2020).
29. Социология интернет-СМИ: Учебное пособие / Фомичева И.Д. –
М.:Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. – 79с.
Рекомендовано Ученым Советом факультета журналистики МГУ.
30. Стяблина Ангелина Владимировна Электронные технологии в
формировании информационной среды // Вестник ТГУ. 2011. №11. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnye-tehnologii-v-formirovaniiinformatsionnoy-sredy (дата обращения: 06.06.2020).
31. Суркова Ирина Юрьевна Потенциал использования интернеттехнологий в региональных социальных сервисах для молодежи //
Информационная безопасность регионов. 2017. №1 (26). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/potentsial-ispolzovaniya-internet-tehnologiy-vregionalnyh-sotsialnyh-servisah-dlya-molodezhi (дата обращения: 06.06.2020).
32. Федоров Владимир Александрович Глобализация,
информационное общество и наука // Вестник РУДН. Серия: Философия.
2006. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/globalizatsiya-informatsionnoeobschestvo-i-nauka (дата обращения: 19.05.2020).
33. Цветков В.Я., Семушкина С.Г. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ И
ЭЛЕКТРОННЫЕ УСЛУГИ // Современные проблемы науки и образования. –
2009. – № 6-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=1303 (дата обращения:
11.02.2020).
34. Чугунов А.В. Ч-83 Социология Интернета: методика и практика
исследований интернет-аудитории. Учебное пособие. — СПб.: Ф-т
филологии и искусств СПбГУ, 2007. — 130 с.
35. Шаховалов Н.Н., Гриневич Л.А., Шаховалова Е.Г. Диагностика
готовности обучающихся вузов к использованию социальных сетевых
сервисов в образовательном процессе // МНКО. 2018. №2 (69). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-gotovnosti-obuchayuschihsya-vuzov66
k-ispolzovaniyu-sotsialnyh-setevyh-servisov-v-obrazovatelnom-protsesse (дата
обращения: 19.05.2020).
36. Шебуняева Е. А., Локотков А. А. Особенности внедрения
информационных технологий: зарубежный опыт // Социальноэкономические явления и процессы. 2011. №3-4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vnedreniya-informatsionnyhtehnologiy-zarubezhnyy-opyt (дата обращения: 06.06.2020).
37. Якоба Ирина Александровна Гендер в интернет-коммуникации:
динамика развития // Вестник ИрГТУ. 2013. №1 (72). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/gender-v-internet-kommunikatsii-dinamikarazvitiya (дата обращения: 09.04.2020).
38. SiTex® Реализованные проекты
https://mysitex.com/main/products/esrn/released.htm
39. ГБОУ школы №355 Московского района Санкт-Петербурга URL:
https://355spb.edusite.ru/
40. Единая система идентификации и аутентификации // Википедия.
[2020—2020]. Дата обновления: 13.04.2020.
URL: https://ru.wikipedia.org/?oldid=106325947 (дата обращения: 13.04.2020).
41. Занятость российской молодежи URL:
https://russiajob.net/занятость-российской-молодежи/ (Дата обращения:
30.11.2019
42. Интернет [Электронный ресурс] : Материал из Википедии —
свободной энциклопедии : Версия 106336687, сохранѐнная в 06:27 UTC 14
апреля 2020 / Авторы Википедии // Википедия, свободная энциклопедия. —
Электрон. дан. — Сан-Франциско: Фонд Викимедиа, 2020. — Режим
доступа: https://ru.wikipedia.org/?oldid=106336687
43.Интернет-травля // Википедия. [2020]. Дата обновления: 08.06.2020.
URL: https://ru.wikipedia.org/?oldid=107545396 (дата обращения:
08.06.2020).67
44. Информационное общество [Электронный ресурс] : Материал из
Википедии — свободной энциклопедии : Версия 106716286, сохранѐнная в
13:36 UTC 1 мая 2020 / Авторы Википедии // Википедия, свободная
энциклопедия. — Электрон. дан. — Сан-Франциско: Фонд Викимедиа, 2020.
— Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/?oldid=106716286
45.Краткая характеристика состояния преступности в Российской
Федерации за январь - апрель 2020 года URL: https://xn--b1aew.xn--
p1ai/reports/item/20176492/
46. ООО "М-Сервис"https://www.msonline.ru/
47. Официальный интернет-портал государственных услуг, 2020
https://www.gosuslugi.ru/
48. Официальный интернет-портал государственных услуг, 2020
/Часто задаваемые вопросы URL:
https://www.gosuslugi.ru/help/faq/yuridicheskie_voprosy
49. Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение
«Центр социальной помощи семье и детям Московского района» http://cspsdmr.ru/
50. Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение
социального обслуживания населения «Центр социальной помощи семье и
детям Василеостровского района» URL: http://center-vo.voadm.gov.spb.ru/
51. Цифровая революция [Электронный ресурс] : Материал из
Википедии — свободной энциклопедии : Версия 103988222, сохранѐнная в
15:48 UTC 17 декабря 2019 / Авторы Википедии // Википедия, свободная
энциклопедия. — Электрон. дан. — Сан-Франциско: Фонд Викимедиа, 2019.
— Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/?oldid=103988222
52. Чем отличаются поколения Y и Z — и о чем брендам с ними
разговаривать 2019 URL: https://www.thinkwithgoogle.com/intl/ru-ru/insightstrends/user-insights/z-y/(Дата обращения: 30.11.2019)