Содержание...........................................................................................................................2
Введение................................................................................................................................3
ГЛАВА 1. МЕХАНИЗМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ
ОТРАСЛИ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В РОССИИ .............................................................6
1.1 Механизмы налогообложения добывающей промышленности ................................6
1.2 Развитие налогообложения добычи нефти в России ................................................ 12
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
НЕФТЕДОБЫВАЮЩИХ КОМПАНИЙ .................................................................... 20
2.1 Налогообложение добычи нефти в зарубежных странах ......................................... 20
2.2 Налоговая нагрузка на крупнейшие компании нефтегазового сектора .................. 36
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕФТЯНОЙ
ОТРАСЛИ В РФ ............................................................................................................... 47
3.1 Сравнение альтернатив НДПИ – налога на финансовый результат и налога на
дополнительный доход от добычи углеводородов ......................................................... 47
3.2 Последствия введения НДД для российских нефтедобывающих компаний ......... 52
Заключение ......................................................................................................................... 66
Список использованных источников ............................................................................... 68
Приложения ........................................................................................................................ 75
Для стран, богатых углеводородным сырьем, энергетический сектор играет базовую
роль. Он является ключевым моментом в формировании доходов бюджета государства и
общего развития экономики. Это применительно как к развитым странам, так и к
развивающимся.
Нефтегазовый сектор в России будет играть важную роль в российской экономике
еще долгое время, поскольку доходы страны напрямую зависят от деятельности
предприятий, добывающих углеводороды. Поэтому направления экономической политики
государства должны определяться именно сырьевым вектором, который также должен
стимулировать развитие остальных отраслей.
По причине сокращения количества производственных и перерабатывающих
мощностей сложилась критическая ресурсная зависимость экономики страны, поэтому
рост темпов добычи сырья уходит на второй план. Страны-лидеры по добыче
углеводородного сырья развивают производство переработки сырья в отличие от России,
где акцент делается на экспорт нефти и газа. Многие страны переходят на альтернативные
источники топлива, поэтому можно сделать вывод, что на сегодняшний момент имеет место
существенная диверсификация энергетических рынков, а также изменение мировых трендов.
Таким образом, в сложившихся условиях главной задачей государства является
стимулирующая политика, которая будет направлена на повышение качества
нефтегазового сектора и развитие, при котором будет успешно реализовываться
диверсификация экономики.
В настоящее время налогообложение нефтяной отрасли стоит на пороге больших
перемен. Последние годы актуальной темой дискуссий экспертов, чиновников и
представителей бизнеса является совершенствование налогового режима в нефтегазовой
отрасли, обсуждаются перспективы введения налога на дополнительный доход при
добыче углеводородов.
Если говорить о налогообложении добычи нефти, то различают налогообложение
валовых показателей – выручки, объема добычи нефти, а также финансовых показателей –
прибыли, дисконтированного денежного потока и т.д. Многие страны давно перешли на
налогообложение финансовых показателей с валовых, поэтому рассмотрение
международного опыта станет полезным для заключения эффективности данного
налогового режима.
Таким образом, проблема, рассматриваемая в данном исследовании, заключается в
том, что Россия только начинает проводить политику налогообложения финансовых
показателей в контексте налогообложения добычи нефти и, неизвестно, к каким
результатам приведет данная модель ввиду зависимости доходов бюджета от налоговых
поступлений от нефтегазовой отрасли. Международный опыт налогообложения
нефтедобычи может стать ориентиром для российской практики.
Цель исследования – рассмотрение альтернативных способов налогообложения
нефтедобычи в России как продолжение международной практики перехода от
налогообложения валовых показателей к финансовым показателям.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
● Раскрыть основные принципы налогообложения добычи нефти;
● Рассмотреть изменения в налоговой политике России в отношении добычи
нефти и оценить ее текущее положение и ключевые проблемы;
● Проанализировать международный опыт налогообложения стран-лидеров по
добыче углеводородного сырья;
● Сравнить налоговую нагрузку на крупнейшие нефтедобывающие компании
России и зарубежных стран;
● Сравнить предлагаемые законопроекты касательно налогообложения добычи
нефти в России;
● Рассмотреть налоговые последствия ввода налога на дополнительный доход
для государства и для компаний.
Формат данной работы – эмпирическое исследование. Объектом исследования
являются налоговые системы РФ и ряда анализируемых стран, предметом –
налогообложение валовых и финансовых показателей при добыче нефти.
Структура данного исследования состоит из трех частей. В первой главе проведен
теоретический обзор принципов и механизмов налогообложения добычи нефти в мире, а
также рассмотрены существенные изменения в налогообложении добычи нефти в России
на сегодняшний день. Во второй главе мы проанализировали международный опыт
налогообложения добычи нефти, причины перехода на налогообложение финансового
результата и последствия таких мер. Также мы рассчитали налоговую нагрузку на
компании нефтегазового сектора России и рассматриваемых зарубежных стран. Третья
глава включает в себя сравнительный анализ альтернативных путей налогообложения,
предложенных в России, прогнозную модель налоговой нагрузки при новой системе
налогообложения и последствия введения налога на дополнительный доход на примере
Ванкорского месторождения.
В ходе выполнения исследования были использованы научные статьи зарубежных и
отечественных авторов в различных периодических изданиях, посвященных вопросам
экономики и бизнеса, например, Energy Charter Secretariat, Vygon Consulting, «Актуальные
вопросы современной науки», «Проблемы современной науки и образования», периодические
отчеты KPMG, Boston Consulting Group, EY. Информационную базу данного исследования
составили данные Global oil and gas tax guide E&Y, данные Росстата, Министерства
Энергетики и Министерства Финансов, Федеральной Налоговой Службы, данные мировых
рейтингов ПРООН, Всемирного Банка, Индекса глобальной конкурентоспособности и т.д.
Для стран, богатых энергоресурсами, очень важен режим налогообложения
нефтедобывающей отрасли. Проведенный нами анализ применяемых механизмов
налогообложения в мире показал, что универсального налогового режима, который бы
учитывал все особенности добычи сырья, экономические и социальные черты, не
существует в принципе. Каждая страна проходит свой путь в формировании подходящей
системы налогообложения нефтедобывающей отрасли.
В России этот путь налогообложения нефтедобычи берет свое начало в 1991 году
при вводе первых ресурсных налогов, и с тех пор налоговая система кардинально
изменилась и меняется в настоящее время. По мнению политиков, представителей бизнеса
и влиятельных российских авторов, действующая налоговая система в отношении
нефтедобычи работает недостаточно эффективно и гибко. Ввод предлагаемых налогов на
финансовый результат и дополнительный доход может решить проблему привлечения
инвестиций в отрасль и стимулирования разработки новых месторождений и
месторождений с трудноизвлекаемыми запасами.
Обзор международного опыта стран с богатой минерально-сырьевой базой показал,
что наилучшим вариантом для России станет комбинирование налогов на дополнительный
доход/финансовый результат и роялти (НДПИ, экспортная пошлина). Страны, которые
полностью перешли на налогообложение финансового результата, не смогли реализовать в
полном объеме преимущества этого подхода. В частности, в Великобритании ввод налога
на финансовый результат не привел к увеличению добычи нефти, а сумма налоговых
поступлений сократилась.
Мы рассчитали налоговую нагрузку на крупнейшие нефтедобывающие компании
России и зарубежных стран, и пришли к выводу, что российские компании испытывают
большую налоговую нагрузку за счет большой доли «отраслевых» налогов – НДПИ и
экспортной пошлины. Доля отраслевых налогов в налоговой нагрузке для компаний России
значительно превышает долю таких налогов в налоговой нагрузке зарубежных стран.
Поскольку было внесено два законопроекта относительно налогообложения
нефтедобычи, мы рассмотрели и сравнили два альтернативных налога – налог на
финансовый результат и налог на дополнительный доход. Самым важным и
принципиальным отличием НФР от НДД является отказ от уплаты НДПИ. МЫ считаем,
что нецелесообразно переходить только на налогообложение дополнительного дохода при
добыче нефти, так как необходимо учитывать и налогообложение валовых показателей в
виде НДПИ и экспортной пошлины, поскольку они являются гарантом стабильных
поступлений в бюджет, а НДД может обеспечить поступления в бюджет от добычи нефти
только спустя нескольких лет после начала разработки месторождения.
У налогообложения дополнительного дохода на данный момент есть как
преимущества, так и недостатки. С одной стороны, налогообложение финансовых
показателей привлекательно для компаний, и действительно может привлечь инвестиции в
нефтедобычу на новых и труднодоступных месторождениях, что повысит их
рентабельность. Мы построили прогнозную модель налоговой нагрузки на компании по
месторождениям и пришли к выводу, что НДД будет выгоден для гринфилдов по
сравнению с действующей налоговой системой. Что касается браунфилдов, переход на
НДД будет выгоден только для тех месторождений, где не предоставляются льготы и где
затраты превышают 7$/барр. Также мы обнаружили интересную зависимость при анализе
браунфилдов: при любом размере расходов начиная с цены 99$/барр налоговая нагрузка
при НДД будет возрастать. С другой стороны, ввод НДД подразумевает изменение давно
сложившейся системы, что требует тщательной подготовки и больших затрат на должное
администрирование. На примере Ванкорского месторождения мы показали, что компании
могут целенаправленно завышать собственные затраты с целью получить налоговую
выгоду на 67%, и в таком случае 15% дохода не попало бы под налогообложение налогом
на дополнительный доход.
Введение НДД на пилотных месторождениях в динамике покажет, насколько
эффективно его применение, а на данный момент можно с уверенностью заявить, что
распространение предлагаемого нового налогового режима на всю отрасль было бы
убыточно для государства. Смешанная система налогов, включающая как налогообложение
финансовых результатов, так и роялти, встречается во многих странах с успешным опытом
налогообложения добычи нефти, поэтому также рекомендуется учитывать международный
опыт. При грамотном администрировании налог на добавленный доход простимулирует
развитие нерентабельных месторождений и новых месторождений, а также станет первым
шагом на пути к созданию более универсальной и гибкой системы налогообложения нефтедобычи.
Нормативно-правовые акты
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 07.03.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2018)
2. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на
2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов / Министерство финансов РФ. –
2017 URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=119695 (дата обращения 11.03.18)
3. Примечания к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности
Евразийского экономического союза
URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/catr/ett/Documents/TNVED_13.07
.2017.pdf (дата обращения 16.04.18)
4. Стратегия развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2030 года.
– 2016. URL: http://www.rosnedra.gov.ru/article/8743.html(дата обращения 15.02.18)
Монографии, учебники, учебные пособия
5. Australian LNG Exports to Boom, Tax Revenue is a Bust // ITF Briefing Paper. – 2015. 4p. URL:
https://static1.squarespace.com/static/574507cde707eb332424b26a/t/582ce2b1197aea32e
75964f8/1479336628225/ITF+PRRT+Brief+1+-+Oct2015.pdf (дата обращения 14.03.18)
6. Baunsgaard, Th. A Primer on Mineral Taxation. / Th. Baunsgaard // IMF. – Washington,
2001. – P. 35 URL: https://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2001/wp01139.pdf (дата
обращения 08.04.2018)
7. Boston Consulting Group. Benchmarketing report // Boston Consulting Group. – 2012. -
P. 164 URL:http://petroleum.nic.in/sites/default/files/benchmark.pdf (дата обращения 11.04.2018)
8. Crude oil and petroleum: production, imports and exports 1890 to 2016/ Department for
Business, Energy & Industrial Strategy. – 2017. URL:
https://www.gov.uk/government/statistical-data-sets/crude-oil-and-petroleumproduction-
imports-and-exports-1890-to-2011 (дата обращения 15.04.2018)
9. Daniel, P. The Taxation of Petroleum and Minerals // P. Daniel. M. Keen, Ch. McPherson
– Routledge. - 2010. – P. 480. URL:
https://www.sbs.ox.ac.uk/sites/default/files/Business_Taxation/Events/conferences/2010/
taxing_petroleum_and_min/daniel-slides.pdf (дата обращения 16.04.2018)
10. Ernst and Young. Global oil and gas tax guide // E&Y. – 2017. – P. 140-155 URL:
http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/ey-oil-and-gas-tax-pdf//ey-oil-and-
gas-tax-pdf.pdf (дата обращения 10.04.2018)
11. Guide to oil and gas taxation in Canada // KPMG in Canada. – 2016. – P. 84 URL:
https://assets.kpmg.com/content/dam/kpmg/ca/pdf/2016/11/guide-to-oil-gas-taxation-in-
canada.pdf (дата обращения 15.04.2018)
12. Lazzari, S. The Crude Oil Windfall Profit Tax of the 1980s:Implications for Current
Energy Policy / S. Lazzari // CRS Report for Congress . – USA:United States
Congressional Research Service, 2006. URL:
http://www.taxhistory.org/thp/readings.nsf/cf7c9c870b600b9585256df80075b9dd/b9e4d
38fed6cbf7f8525745900099a55?OpenDocument (дата обращения 19.04.2018)
13. Mernier, А. Taxation along the Oil and Gas Supply Chain /А. Mernier // Energy Charter
Secretariat. – Brussels, 2008. – P.24-29
14. Tordo, S. Fiscal Systems for Hydrocarbons / S. Tordo. // The World Bank. – Washington,
2007. - P. 76.
15. Бобылев, Ю. Мировой опыт налогообложения добывающей промышленности /
Ю.Н. Бобылев – Москва: РАНХиГС, 2013. – 67 с.
...