ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................. 3
ГЛАВА I. Предпосылки визуальной трансформации социальной
журналистики .......................................................................................................... 9
1.1. Социальная журналистика: журналистика о человеке ........................... 9
1.2. Визуальный поворот как феномен культуры ........................................ 13
1.3. Элементы визуального контента в медиасреде ..................................... 16
1.3.1. Фотография ............................................................................................ 18
1.3.2. Визуальный контент СМИ в аспекте дизайна средств массовой
информации и коммуникации ....................................................................... 24
1.3.3. Инфографика как часть визуального контента в современных СМИ
........................................................................................................................... 26
1.3.4. Иллюстрация как самостоятельная и автономная изобразительная
институция в дизайне современных СМИ ................................................... 28
ГЛАВА II. Основные признаки визуальной трансформации социальной
журналистики ........................................................................................................ 30
2.1. Глобальные изменения в парадигме фотографии. Социальная
фотожурналистика в России ............................................................................. 30
2.2. Особенности дизайна в социальных публикациях 90-х и 2000-х годов в
отечественных СМИ .......................................................................................... 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................... 50
ЛИТЕРАТУРА ....................................................................................................... 52
ПРИЛОЖЕНИЕ ..................................................................................................... 57
На исходе двадцатого века вместе с появлением новых технологий и
новых медиа процесс массовой коммуникации трансформируется:
происходит видоизменение носителей информации, увеличивается
количество способов передачи и интерпретации информации. Говоря о
технологически обусловленных изменениях в средствах массовой
коммуникации, мы будем пользоваться термином «форматные изменения».
Подчеркнем, что под термином «трансформация» мы будем иметь в виду
форматные изменения в коммуникационной парадигме.
Мы живем в такой исторический период, когда меняется форма
восприятия мира и информации. Это связано с усилением визуального начала
в социокультурной действительности. В 70-х годах ХХ столетия такие
научные открытия, как изобретение микропроцессорной технологии и
появление персонального компьютера, приводят человечество к
информационной революции.
Информационная революция естественным образом отобразилась на
всех сферах жизнедеятельности человека. Так, стремительные перемены в
современном обществе, обусловленные развитием технологий и научным
прогрессом, а также смещение парадигмы восприятия информации, подвергли
журналистику трансформации во всех возможных направлениях:
производство, обработка данных, интерпретация данных, подача материала,
визуализация, распространение.
Современная коммуникация терпит значительные изменения, которые
запустили сложнейший механизм, меняющий подходы в подаче материала,
коснулись скорости восприятия текстовой информации, в том числе и в
печатных изданиях, особенно когда в качестве их альтернативы выступили
газеты и журналы в электронном формате.
Информация стала более доступной. Это привело к тому, что зритель,
читатель, слушатель стал, с одной стороны, более избирательным, а с другой
– менее восприимчивым. Сегодня средства массовой информации вынуждены
изобретать новые способы, форматы для того, чтобы привлечь и удержать
читателя, которому теперь сложнее воспринимать информацию в потоке
событий, происходящих ежеминутно. Читатель часто старается оценить
происходящее без углубленного чтения публикаций СМИ, обращая внимание
на изображения или иллюстрированный материал.
Увеличивающиеся объемы визуального контента на страницах медиа
обусловливают особенный интерес к тому, что происходит с визуальными
жанрами и с тем, как визуальная информация подается и интерпретируется-
считывается. Мы считаем необходимым исследовать не только феномен
безусловного увеличения визуального контента в медиапространстве, а
попытаться ответить на вопрос: в каких форматах происходит вышеназванное
увеличение, и как в связи с этим меняется-трансформируется знаковая система
в рамках одного из разделов журналистики. Мы выбрали для исследования
социальную журналистику, как журналистику о человеке. Мы считаем
необходимым научно обосновать новые формы представления журналистских
материалов, функциональность визуализации, проследить и выявить
визуальную трансформацию за конкретный период времени.
Социальные проблемы и социальные конфликты – объект постоянного
внимания средств массовой информации. Подтверждением данного факта
служит актуализация социальной журналистики. Публичность и огласка
конфликтов приводит к возникновению резонанса в среде самих событий, что
становится неким проводником медиавоздействия на общество. Данный
процесс, в свою очередь, вызывает интерес у ученых, занимающихся
исследованием этой сферы деятельности СМИ.
Форматы социальной журналистики претерпевают изменения, из-за
чего литература, посвященная рассматриваемому феномену трансформации,
быстро устаревает. Этот факт подчеркивает актуальность исследования.
В сложившейся ситуации очень важным и полезным, как для
исследователей, так и для практиков медиарынка, представляется выявление
особенностей визуализации и подачи материалов на социальную проблематику.
Тема «визуальная трансформация социальной журналистики» стала
предметом исследования сравнительно недавно, поэтому рассмотрение
функционирования визуализации, пристальное внимание, обращенное на
форматы новых медиа и иллюстрированный материал, свидетельствуют об
актуальности вопросов, поставленных данной работой: что есть визуальная
трансформация такой институции, как социальная журналистика, как эта
трансформация повлияет на нее, какие информационные и повествовательные
жанры станут определяющими для медийной жизни социума в будущем, и что
произойдет с визуальным «языком» социальной журналистики с точки зрения
трансформации его основных форматных базисов: фотографии и дизайна.
Теоретико-методологическую базу исследования составили работы,
основанные на отражении социальных проблем в прессе, Т.И. Фроловой
«Социальная журналистика и ее роль в общественном диалоге», О.П. Чернега
«Социальная журналистика: становление типологии», П.В. Баутиной, М.А.
Бережной, О.В. Бойко. Также работы Г.М. Маклюэна «Понимание медиа:
внешние расширения человека», В.В. Савчука «Философия эпохи новых
медиа» показались нам важными и полезными при рассмотрении вопросов в
рамках данного исследования. Базовое понятие «социальная журналистика»
было рассмотрено в работах Т. И Фроловой1, О. П. Чернега2. Также мы
посчитали необходимым рассмотреть публикации о тенденциях визуализации
журналистских материалов следующих авторов: В. Лаптев3 , Н. Лосева4, С. И
Симакова5, С. Р. Сулайманова6. Стоит отметить, что феномен визуальной
трансформации в перечисленных работах рассматривается только как часть
технического прогресса, но не как часть культурного феномена.
Феномен визуальной трансформации, рассматриваемый в данной
работе, сравнительно молодой, исследуется практически одновременно с тем,
как он себя проявляет, поэтому в приведенной области нет исчерпывающих
исследований по рассматриваемой проблеме, в частности по положению дел в
Российском секторе социальных СМИ, что позволяет нам предположить
новизну исследования.
Объект исследования – социальная журналистика в визуальном
аспекте, предмет – феномен визуальной трансформации.
Методы, используемые в исследовании:
● метод комплексного подхода к материалу;
● метод сравнительного анализа;
● метод сопоставительного анализа;
● метод обобщения;
● метод системного анализа;
● исторический метод.
Для характеристики фотографий и иллюстрированного материала был
использован метод сплошной выборки материала, контент-анализ.
Цель данного исследования – определить предпосылки и показать
характерные признаки визуальной трансформации социальной журналистики
в период 2000 - 2016 гг.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. определив место социальной журналистики в средствах массовой
информации, выявить ее функциональную особенность;
2. исследовать феномен визуального поворота;
3. выделив элементы визуальной составляющей материалов печатных
СМИ, дать им характеристику, оперируя примерами из
отечественных изданий на социальную тематику;
4. определить тенденции визуального представления публикаций
социальной журналистики в 2000-х;
5. исследовать сетевые издания и пограничные виды медиа
(социальные сети) на предмет социальной журналистики, описать
новые форматы социальной журналистики.
Эмпирической базой исследования послужили материалы социальной
журналистики, опубликованные в отечественных изданиях в период с 1999 по
2016 год: общественно-политический литературно-художественный
иллюстрированный еженедельный журнал «Огонек», информационно-
аналитический журнал «Русский репортер», общественно-политическая газета
«Новая газета», уличная газета «На дне», журнал «Esquire».
В ходе исследования была составлена выборка из 220 журналистских
материалов на социальную тематику и проблематику, опубликованных в
журнале «Огонек» (30 номеров за 2000 г. и 28 номеров за 2015 г.), в журнале
«Русский репортер» (40 номеров за 2008-2009 гг. и 8 номеров за 2016 г.), в
общественно-политической газете «Новая газета» (15 номеров за 1999 г., 2002
г. и 15 за 2016 г.). Также в эмпирическую базу исследования вошли
публикации газеты «На дне» (10 номеров за 2002 г.), материалы социальной
журналистики в журнале «Большой город», «Esquire» (24 номера за 2009-2011
гг.) и в журнале «Новое время» (15 номеров за 2014 г. и 2016 г.). Нами были
проанализированы интернет-версии данных изданий, исключение составила
газета «На дне». В исследовании и приложениях представлены
репрезентативные материалы.
Теоретическая значимость. Представленный в работе материал может
послужить отправной точкой для более глубокого исследования российских
СМИ, определения специфических черт в изучении визуальной
трансформации журналистики в рамках всех разделов (политическая
журналистика, журналистика для профессионалов, отраслевая журналистика,
спортивная журналистика, научная журналистика, деловая журналистика и
др.) данного ремесла.
Практическая ценность. Выводы, сделанные в данной работе, должны
помочь людям, профессионально занимающимся социальной журналистикой,
не растеряться в условиях множащихся форматов и находить способы
оптимального, комплементарного выбора средств визуализации для своего сообщения.
Структура работы следующая: введение, две главы, заключение,
список использованной литературы и приложения.
В первой главе дается определение социальной журналистики,
уточняются ее задачи и функции; описываются процессы визуального
поворота, приводятся теоретические основы изучения визуального контента
печатных СМИ. Во второй главе описывается состояние социальной
фотожурналистики в России; на основе эмпирической базы выделяются
особенности дизайна в социальных публикациях 90-х и 2000-х годов в
отечественных СМИ, исследуются сетевые СМИ и социальные сети,
описываются новые форматы и формы подачи материала социальной журналистики.
В заключении приводятся результаты исследования и значимые выводы
о визуальной трансформации социальной журналистики, рекомендации по
использованию визуального материала на социальную проблематику,
способного создать «социальный диалог» в обществе.
Социальная журналистика проявляет себя в новых жанрах и форматах:
конвергентные материалы в новых медиа, публикации в блогах и социальных
сетях, интерактивные опросы, фотостоки. Время фотоагентств проходит,
фотограф может достучаться до любых медиа. Выигрывает тот, кто думает о
том, что снимает и пишет. Социальная журналистика переживает
непрерывные форматные изменения и изменения в структуре «знаковых
систем», при этом нет никаких оснований для того, чтобы прогнозировать
деградацию профессии социального журналиста. Профессиональные
стандарты качества, существовавшие в фотожурналистике к концу двадцатого
столетия, стали достоянием огромного числа людей, получивших
современные фотокамеры и информацию в свои руки. Количественное
увеличение визуального контента в медиапространстве не могло не привести
к качественным изменениям в том, как мы этот контент воспринимаем.
Прежде мы воспринимали информацию локально и имели
чувствительность к отдельным историям на страницах СМИ. Сегодня все, что
считывается со страниц медиа, будь то печатный или сетевой формат,
неизбежно проходит процесс трансформации в нашем сознании до уровня
«обобщения», «раскрытия этой информации в среду».
Одиночные фотографии стремятся стать сериями, а повествование о
единичном случае (герое) стремится к тому, чтобы быть воспринятым не с
точки зрения сюжета, а как жест «экспрессии» автора. Ранее в прицеле
журналиста были факты, персоналии, события. Сейчас факты, персоналии,
события, сюжеты воспринимаются уже не только учеными, но и простыми
людьми, как повторения одних и тех же историй (постмодернистская
концепция торжествует). А узлы, структуры, скорости, ритмы, присущие
системе (например, обществу в целом, или определенному городу, или
исправительно-трудовой колонии), становятся тем, что Фердинанд де Соссюр
называет планом содержания или «означаемым». Таким образом, если раньше
нас больше интересовало «что», то теперь нас больше интересует «как»51
Только это самое «как» не является формой, оно становится содержательным
планом повествования.
В современных медиа мы можем по тегу найти большое количество
фотографий и текстов на интересующую нас социальную тематику. Мы
моментально получаем информацию о том, как та система, которой мы
интересуемся, «живет и дышит».
Возникает вопрос: осталось ли место для профессиональной
журналистики в таких условиях? Ответ – конечно, да. Если журналист
чувствует, что отображает не только факты, но и «дыхание» этих фактов, то
результат его работы оправдывает читательские ожидания, значит, в
механизмах современных медиа работа получит профессиональный и,
возможно, коммерческий рейтинг, а главное – резонанс в обществе.
Социальные медиа интересны тем, что объектом повествования в них является
человек. Человек рассказывает о человеке. По меткому высказыванию
фоторепортера Сергея Максимишина, «фотожурналистика – это когда одни
люди рассказывают другим людям о том, как живут третьи». В этой парадигме
естественным образом возникают те аспекты, которые мы затронули в нашей
работе: где граница человеческого в медиавысказывании, как это человеческое
претворяется в форму (фото, дизайн), что происходит с нашей возможностью
рассказывать о человеке средствами фотографии и медиадизайна.
Наш прогноз таков: фотожурналистика будет победно подтверждать
свои высокие профессиональные стандарты на разных медиаплатформах,
дизайну же еще только предстоит осознать себя в новом пространстве и найти
инструменты и выразительные средства, которые эффективно передавали бы
читателю не только возможность «разговаривать» сериями и большими
массивами визуальных данных, но и отражать «экспрессию» автора, его
журналистскую интенцию.
1. Акопов А. И. Некоторые проблемы журналистики электронных сетей
(по материалам дискуссий в сети Интернет) / А. И. Акопов // Акценты.
Новое в журналистике и литературе. – 2000. Вып. 3 – 4 (20 – 21). – С. 5–12.
2. Баутина П. В. Газетный дискурс социальной журналистики: попытка
исследования. Электронный ресурс. URL:
http://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/25557/150_4_gum_17.pdf
(режим доступа – свободный, дата обращения 12.03.16).
3. Беседа о социальной журналистике. Электронный ресурс. URL:
http://yarcenter.ru/articles/society/beseda-o-sotsialnoy-zhurnalistike-44677/
(режим доступа – свободный, дата обращения 02.03.2016).
4. Ворон Н. И. Жанры фотожурналистики: Учеб. пособие для вузов по
спец. «Журналистика». – М.: Факультет журналистики. 2012.
5. Грабельников, А. А. Массовая информация в России: от первой газеты
до информационного общества: монография / А. А. Грабельников. – М.:
Изд.: РУДН, 2001.
6. Градюшко А. А. Перспективные стратегии веб-журналистики в
глобальном информационном пространстве. Электронный ресурс. URL:
http://elib.bsu.by/handle/123456789/91858. (режим доступа – свободный,
дата обращения 02.04.2016).
7. Дмитрий Марков. Полевое созревание. Электронный ресурс. URL:
https://esquire.ru/fedkovo-kids. (режим доступа – свободный, дата
обращения 22.04.16).
8. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ
превращаются в мультимедийные / под ред. А. Г. Качкаевой. – М. 2010.
9. Калмыков А. А. Интернет-журналистика в системе СМИ: становление,
развитие, профессионализация / Дисс. доктора филол. наук. – М. 2009.
10. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура /
М. Кастельс; пер. с англ.; под научн. ред. О. И. Шкратана. – М.: ГУ ВШЭ, 2000.
11. Корконосенко С. Г. Основы творческой деятельности журналиста. –
СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000.
12. Крам Р. Инфографика. Визуальное представление данных. Пер. с англ.
О.Сивченко. – Спб. Изд.: «Питер», 2015.
13. Лазутина Г. В., Распопова С. С. Жанры авторского журналистского
творчества в современных российских СМИ. – М. 2010.
14. Лаптев В. Изобразительная статистика. – М. Изд.: «Эйдос». 2012.
15. Лосева Н. Конвергенция и жанры мультимедиа / Лосева Н.
Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ
превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. – М. 2010.
...