ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................. 2
ГЛАВА 1....................................................................................................................... 5
АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ КАК ОСОБОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ И
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЁ ИЗУЧЕНИЯ ..................................................... 5
1.1. Многогранность феномена авторской песни как песенного текста с точки
зрения лингвокультурологии, литературоведения и лингвистики ........................ 5
1.2. Структурные и коммуникативные характеристики авторской песни как
поэтического жанра................................................................................................... 14
1.3. Биографическая справка и краткая характеристика творчества Фабрицио
Де Андре и Джорджо Габера ................................................................................... 22
1.3.1. Жизнь и творчество Фабрицио Де Андре .................................................. 23
1.3.2. Жизнь и творчество Джорджо Габера ........................................................ 26
ГЛАВА 2..................................................................................................................... 32
ТЕМАТИЧЕСКОЕ, ЖАНРОВОЕ И ЯЗЫКОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПЕСЕННЫХ
ТЕКСТОВ ФАБРИЦИО ДЕ АНДРЕ И ДЖОРДЖО ГАБЕРА ............................. 32
2.1. Тематическое многообразие итальянской авторской песни ....................... 32
2.2. Жанровая классификация текстов итальянской авторской песни ............. 39
2.3. Анализ лингвостилистических особенностей текстов песен Фабрицио Де
Андре и Джорджо Габера ......................................................................................... 47
2.3.1. Подход, принятый в работе для изучения языка песенного текста ...... 47
2.3.2. Фонетические особенности ....................................................................... 61
2.3.3. Морфологические особенности ................................................................ 62
2.3.4. Лексические особенности .......................................................................... 64
2.3.5. Синтаксические особенности .................................................................... 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......................................................................................................... 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ................................................. 78
ПРИЛОЖЕНИЕ ......................................................................................................... 84
1. Песни Фабрицио Де Андре, изученные в работе ............................................... 85
2. Песни Джорджо Габера, изученные в работе .................................................. 106
Происходящие в современном мире процессы глобализации затрагивают
все стороны человеческой жизни, в том числе культуру и язык. Стремительное
изменение языка и тенденция к его наполнению не всегда оправданными
заимствованиями и жаргонизмами объясняют интерес лингвистов к жанру
песни. Тексты песен не только содержат разнообразную информацию
культурно-страноведческого и духовного плана, но и отражают особенности
развития языка. В этом смысле особенно выделяется жанр авторской песни, о
котором пойдѐт речь в нашей работе.
Авторская песня возникла во второй половине XX века в разных странах
мира. С этого времени фигура автора-исполнителя, в лице которого
совмещается композитор, поэт и певец, глубоко укоренилась в поэтической и
музыкальной традициях стран, где получил развитие этот жанр (Советский
Союз, страны Латинской Америки, Италия, Франция, Восточная и Западная
Германия, США). Выступления авторов-исполнителей повсюду
демонстрировали несколько постоянных особенностей: гитарное
сопровождение песни (как правило), критика государства в текстах песен,
готовность к эксперименту с разными жанрами. Зачастую выступления авторов-
исполнителей превращались в своего рода театрализованные действа, что
усиливало эмоциональную составляющую песен.
Все эти черты позволяют говорить об авторской песне как о едином
художественном явлении, своеобразие которого объясняется его причастностью
к синтезу поэзии, музыки и театра. При этом в различных исследованиях,
посвящѐнных авторской песне, подчѐркивается приоритет поэтического текста,
то есть «петь» в контексте данного жанра означает прежде всего
«повествовать», рассказывать историю, случай, человеческую судьбу.
Принимая во внимание то, что главенствующим значением в авторской
песне обладает текст, в рамках настоящей работы мы рассматриваем
особенности языка поэтических текстов итальянской авторской песни на
примере творчества авторов-исполнителей Фабрицио Де Андре и Джорджо
Габера, которые являются одними из наиболее ярких представителей данного
песенного жанра в Италии.
Существует множество как российских, так и зарубежных исследований,
посвящѐнных авторской песне. В русскоязычных работах авторская песня
рассматривается как в литературоведческом ключе (И.Б. Ничипоров, В.И.
Новиков, И.А. Соколова), так и с точки зрения лингвокультурологии и
этнологии (Г.Д. Андронаки, А.Г. Михайловская). Лингвистические
исследования песни в основном посвящены описанию еѐ структуры и жанровых
и коммуникативных особенностей песенного текста (Н.А. Алексеева, Л.Н.
Дьякова, В.А. Кофанова, С.Н. Локтионова, Е.Б. Патракеева, Ю.Е. Плотницкий,
М.А. Потапчук). В итальянских исследованиях рассматриваются литературные
достоинства и культурное значение текстов итальянской авторской песни, а
также их язык (Э. Ди Падова, Ф.М. Кадьжани, М. Казагранде, К. Ликари, Т.
Полиццотто, К. Томазино). Некоторые исследования итальянских авторов носят
историко-описательный характер или содержат мемуарные материалы (П.
Антониацци, Д. Борнья, М. Серра, Л. Тибальди). Итальянская авторская песня в
российской науке представлена единственной работой И.Г. Венявкина, в
которой этот жанр изучается как социокультурный феномен.
Таким образом, актуальность настоящей работы заключается в том, что
непосредственно языковой аспект итальянской авторской песни в современных
русскоязычных исследованиях не изучен.
Целью нашего исследования является анализ лингвостилистических
особенностей языка итальянской авторской песни на материале,
представленном в текстах песен авторов-исполнителей Фабрицио Де Андре и
Джорджо Габера.
В связи с поставленной целью определились следующие задачи:
1) Обозначить тематику песен Фабрицио Де Андре и Джорджо Габера;
2) Классифицировать песенные тексты обоих авторов-исполнителей по жанрам;
3) Проанализировать особенности текстов их песен на фонетическом,
морфологическом, лексическом и синтаксическом уровнях.
Источниками языкового материала для нашего исследования стали 110
текстов песен Фабрицио Де Андре и Джорджо Габера (по 55 текстов от каждого
автора-исполнителя), датируемых разными годами и отражающих разные темы
их творчества. Материал, собранный подобным образом, позволил объективно
представить язык вышеназванных авторов-исполнителей, что обусловило
репрезентативность полученных в результате исследования данных.
Настоящая работа состоит из введения, двух глав, разделѐнных на
параграфы, заключения и приложения. В приложении представлены тексты
всех проанализированных нами песен в алфавитном порядке с указанием годов
выпуска песен.
Авторская песня представляет собой сложное и многогранное явление.
Специфика еѐ текстов, а также их структурные и функциональные особенности
являются предметом изучения множества дисциплин. В исследованиях по
лингвокультурологии отмечается, что песенные тексты относятся к
социокультурному достоянию, так как в них отражается национальная
самобытность и культурное своеобразие страны. Исследования лингвистов,
посвящѐнные авторской песне, являются на сегодняшний день самыми
малочисленными, в то время как тексты этого песенного жанра, в котором
языковые традиции сочетаются с новаторством, заслуживают подробного
лингвистического анализа.
В настоящей работе мы обратились к изучению лингвостилистических
особенностей языка итальянской авторской песни. Нами был выполнен анализ
110 текстов песен Фабрицио Де Андре и Джорджо Габера.
На основании проведѐнного исследования можно сделать следующие выводы:
1) Авторская песня, объединяя в себе вербальный и музыкальный
компоненты, является особым текстом, который обладает всеми чертами
отдельного поэтического жанра. Слово является основой авторской
песни, и в соответствии с ним организуются все еѐ остальные
составляющие. Следовательно, тексты авторской песни представляют
собой самостоятельные поэтические произведения, которые могут
существовать в том числе отдельно от музыки. Необходимо добавить, что
слово и музыка являются эффективными инструментами коммуникации,
поэтому авторская песня обладает мощным коммуникативным потенциалом.
2) Тематика итальянской авторской песни чрезвычайно богата и
разнообразна. Она включает в себя наследие не только литературных
памятников Средневековья, но и поэтов современности. Хотя творчество
каждого автора уникально, выделяется ряд универсальных тем
итальянской авторской песни, обращение к которым объясняется их
актуальностью: любовь, критика общественного устройства и власти,
религия, поиск смысла жизни и своего места в мире. Богатство тем
объясняет также жанровое разнообразие итальянской авторской песни и
зачастую невозможность поместить определѐнную песню в одну
единственную группу. Вместе с тем, мы заметили, что чаще всего тексты
итальянской авторской песни соответствуют жанрам песни-рассказа и
песни-романса, что можно объяснить удобством формы этих жанров. Мы
видим большие перспективы в возможности расширения и
совершенствования классификации итальянской авторской песни.
3) Незначительное количество различий и наличие многочисленных общих
черт в текстах авторов-исполнителей Фабрицио Де Андре и Джорджо
Габера позволяют рассматривать общие особенности их песен в качестве
особенностей языка итальянской авторской песни в целом. Тщательная
работа авторов-исполнителей со словом на всех языковых уровнях
определяет художественную ценность текстов итальянской авторской
песни как самостоятельных поэтических произведений. В текстах песен
Фабрицио Де Андре и Джорджо Габера можно найти слова, относящиеся
к самым разным пластам лексики: от книжной и поэтической лексики до
«сниженных» и разговорных слов. Отметим, что простота лексики и
синтаксиса текстов итальянской авторской песни, продиктованная их
музыкальным компонентом, сочетается с широким использованием
авторами разнообразных средств художественной выразительности в
текстах. Арсенал тропов и стилистических фигур, которыми автор-
исполнитель пользуется для достижения своих художественных целей,
определяет неповторимость его стиля. Тем не менее, в песнях изученных
нами авторов-исполнителей выделяются некоторые общие особенности,
которые можно считать характерными для текстов итальянской
авторской песни. Среди них встречаются фонетические (ассонанс),
морфологические (широкое употребление форм императива),
лексические (сравнение, олицетворение, эпитет) и синтаксические
(анафора, восклицание, внутренний диалогизм).
Известно, что творчество Фабрицио Де Андре и Джорджо Габера
включено в антологии итальянской поэзии, учебники и школьные хрестоматии.
Таким образом, тексты авторской песни сохраняют богатство итальянского
языка и способствуют его дальнейшему развитию и обогащению, а их
лингвистическое изучение вносит вклад в теорию структуры, жанровых и
коммуникативных характеристик песенного текста.
1. Алексеева Н.А. Музыкальный компонент как составляющая
креолизованного текста песни // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2012.
No2. С. 180–187.
2. Андронаки Г.Д. Опыт лингвокультурологического анализа: песенный
текст / Г.Д. Андронаки, В.В. Васильева // Антропоцентрический подход к
языку: межвуз. сб. научн. тр.: в 2 ч. Пермь, 1998. Ч. 1.
URL: http://psujourn.narod.ru/lib/vasilyeva1.htm (дата обращения: 24.05.2017)
3. Венявкин И.Г. Феномен «кантауторе» в итальянской культуре второй
половины XX века и творчество Фабрицио Де Андре: автореф. дисс. ...
канд. ист. наук. М., 2006. 24 с.
4. Джагалов Р. [Djagalov R.] Авторская песня как жанровая лаборатория
«социализма с человеческим лицом» / авториз. пер. с англ. А. Скидана //
Новое литературное обозрение. 2009. No 100.
URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2009/100/dz16.html (дата обращения: 26.05.2017)
5. Дьякова Л.Н. Авторская песня как коммуникативный жанр // ВЕСТНИК
ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2007. No 1. С. 32–35.
6. Дьякова Л.Н. Русская авторская песня в лингвистическом и коммуникативном
аспектах: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2007. 23 с.
7. Кофанова В.А. Языковые особенности геопоэтики авторской песни (на
материале текстов произведений Б.Ш. Окуджавы, А.А. Галича, А.М.
Городницкого, Ю.И. Визбора): автореф. дис. ... канд. филол. наук.
Ставрополь, 2005. 24 с.
8. Локтионова С.Н. Субъективная оценка как смысловой компонент текста
современной французской авторской песни: автореф. дис. ... канд. филол.
наук. М., 2005. 28 с.
9. Матрусова А.Н. Современный песенный текст: зеркало языка // Сайт
проекта «Знания, мысли, новости». 2016. 5 ноября. URL:
http://www.radnews.ru/%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0
%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-
%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%
B9-%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82-
%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%BE-
%D1%8F/ (дата обращения: 11.05.2017)
10. Мирзаян А.З. В начале была песня // АП APT. 1996. No 1. С. 2–4.
11. Михайловская А.Г. Российская авторская (бардовская) песня (Историко -
этнологическое исследование): автореф. дисс. ... канд. ист. наук. М., 2006. 22 с.
12. Ничипоров И.Б. Авторская песня 1950–1970-х гг. в русской поэтической
традиции: творческие индивидуальности, жанрово-стилевые поиски,
литературные связи: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Екатеринбург, 2008. 53 с.
13. Ничипоров И.Б. Авторская песня 1950–1970-х гг. в русской поэтической
традиции: творческие индивидуальности, жанрово-стилевые поиски,
литературные связи: дис. ... д-ра филол. наук. Екатеринбург, 2008. 422 с.
14. Новиков В.И. Авторская песня как литературный факт // Авторская
песня. М.: Олимп, 1997.
URL: http://www.ksp-msk.ru/page_219.html (дата обращения: 17.05.2017)
15. Патракеева Е.Б. Поэтизация и депоэтизация слова в тексте (на материале
авторской песни): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тамбов, 2000. 22 с.
...