ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО
ИМИДЖА КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ 13
I.1. Исторические и культурные особенности формирования имиджа КНР 13
I.2. Характеристика основных этапов развития имиджа Китая 18
ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИИ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МЕЖДУНАРОДНОГО ИМИДЖА КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ 24
II.1. Технологии и механизмы создания внешнеполитического образа Китая 24
II.2. Современные модели конструирования позитивного имиджа КНР 30
ГЛАВА III. ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ КАК
МЕХАНИЗМ СОЗДАНИЯ ПОЗИТИВНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ИМИДЖА
КИТАЯ 36
III.1. Государственные учреждения Китая в процессе моделирования имиджа
страны 36
III.2. Механизмы влияние государственных структур КНР на формирование
международного имиджа государства 42
ГЛАВА IV. ТРАНСФОРМАЦИЯ ИМИДЖА КИТАЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ
ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС – ОДИН ПУТЬ» 50
IV.1. Эволюция общественного мнения о КНР 50
IV.2. Процесс трансформации имиджа КНР в контексте реализации концепции
«Один пояс – один путь» 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 7
Несомненно, XXI век считается эпохой мировой глобализации ввиду реализации большого количества международных проектов и инициатив, требующих интенсификации межкультурной и межнациональной коммуникации. Большое влияние на межкультурное взаимодействие оказывают знания и стереотипные
представления населения о государстве, как в отдельных странах, так и в международном сообществе. Несмотря на то, что эти представления зачастую субъективны, они транслируют образы определенных наций, сформированные в процессе общения или с помощью различных источников информации, включая СМИ и Интернет-ресурсы. Из чего следует, что международный имидж Китайской Народной Республики формируется как совокупность, прежде всего, ее образа в иностранных печатных и электронных СМИ, а уже затем ее историко-культурных особенностей, экономико-социального развития и внешнеполитического курса.
Актуальность исследования.
В настоящее время Китай сталкивается с огромной конкуренцией на мировой арене, в первую очередь, из-за быстрого экономического роста страны во второй половине XX-го – начале XXI-го вв. По данным статистического исследования Trading Economics китайская экономика самая быстрорастущая в мире. Только в декабре 2019-го г. она выросла на 6 %.1 Тем не менее, этот показатель считается самым низким с 1992-го г. на фоне агрессивной торговой политики со стороны США и низкого спроса на китайскую продукцию, как в стране, так и за рубежом. Для поддержания и дальнейшего стимулирования экономического роста КНР требуется обеспечить выход на новые национальные и региональные рынки сбыта за счет реализации международных и региональных финансовых и инфраструктурных проектов, а также моделирования позитивного имиджа страны в зарубежных печатных и электронных СМИ.
Кроме того, недавнее обострение внутренних конфликтов на территории Республики, включая массовые протесты в Гонконге, а также распространение коронавируса на территории Китая отрицательным образом сказались на внешнеполитическом образе страны. Предпринятые государством меры по борьбе с
пандемией, в частности транспортная блокада города Ухань, и подавление митингов с использованием слезоточивого газа и водометов были раскритикованы представителями западных СМИ за излишнюю жестокость и выявили в очередной раз отрицательные тенденции в области соблюдения прав и свобод китайских граждан.
Ввиду стратегического курса Китая на поддержание и повышение своего статуса на международной арене актуальным вопросом является именно формирование позитивного общественного мнения о КНР. Согласно официальной статистике Центра Pew Research среди опрошенного населения из 43-х стран мира существует в большей степени положительное мнение о Китае в 29 странах Восточной Европы, Латинской Америки и Африки, в то время как внешнеполитический имидж в США, Европе, Турции, Японии и Вьетнаме в основном отрицательный.2 Если экономический рост Китая оценивается с положительной стороны большинством стран (37 стран считают это преимуществом, лишь 6 – недостатком), то положение с правами человека в КНР остается относительно слабым пунктом международного имиджа Китая. В частности, американцы, европейцы и японцы в подавляющем большинстве считают, что китайское правительство не уважает права своего народа.3 Именно поэтому Китаю необходимо
предпринимать срочные меры для трансформации своего имиджа в ряде стран.
В качестве одной из таких мер выступает публикация изданий и статей, посвященных внешней политике Китая и ее концептуальным особенностям.
Ознакомиться с публикациями можно как на официальных сайтах Государственного Совета и МИДа КНР на английском, русском и китайском языках (в частности, по вопросам прав человека в 2019-ом г. выпущено сразу 5 Белых Книг КНР4), так и в китайских СМИ, например, газета «Жэньминь жибао» выпускается на 14 языках, включая, русский, французский, английский, арабский, казахский.
Более того, реализация различных финансовых и инфраструктурных проектов в Африке, Латинской Америке, России также оказывает большое влияние на формирование позитивного общественного мнения о КНР в мире. Ярким примером служит китайская инициатива «Один пояс – один путь», обнародованная в 2013-ом г. и имеющая целью расширение экономического и политического сотрудничества в
рамках Нового морского и сухопутного шелкового пути. Только за последние два года в международном Форуме «Один пояс – один путь» участвовало более 170-ти государств и международных организаций (ООН, МВФ). А Китаем были заключены соглашения о сотрудничестве более чем со 126 странами и 29 международными организациями (Совместное заявление РФ и КНР о сотрудничестве по сопряжению
строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути от 8 мая 2015-го г.5). Так, на современном этапе инициатива «Один пояс – один путь», выступая важной составляющей внешнеполитической деятельности Китая, нацеленной на расширение культурного, экономического и политического влияния страны в мире, является не просто площадкой для межгосударственного диалога, а мощной политической и экономической силой.
В связи со всем вышеуказанным следует подробно рассмотреть создание и развитие внешнеполитического образа КНР, концептуальные изменения во внешней политике страны, ее технологии и механизмы создания позитивного имиджа, а также деятельность ее государственных учреждений в процессе конструирования имиджа страны, что может стать для многих мировых держав, в том числе и Российской Федерации, наглядным примером успешного моделирования государственного имиджа.
Все вышеизложенные аспекты обусловливают актуальность данного исследования. Объект и предмет исследования. Объектом исследования является международный имидж Китайской Народной Республики.
Предметом исследования является технологии и механизмы формирования международного имиджа КНР, как в целом, так и в рамках реализации инфраструктурного проекта «Один пояс – один путь».
Хронологические рамки исследования. Нижняя хронологическая рамка – 2000 г. Верхняя хронологическая рамка – 2020 г. Именно вначале 2000-х гг. в заявлениях китайских официальных лиц и СМИ стали звучать идеи установления доверительных отношений и долговременного партнерства с ключевыми игроками международной арены. Так на смену концепции «невовлеченности» КНР в
международные дела 1980-х гг. в 2000-ом г. пришла новая концепция стратегического партнерства, предполагающая непосредственное участие страны в мировой политике.
Кроме того, в 2000-ом г. на V-ой сессии ВСНП IX-го созыва (Всекитайское собрание народных представителей) генеральный секретарь ЦК Компартии Китая Цзян Цзэминь провозгласил концепцию ведения активной внешней политики «идти вовне», одной из целей которой стало формирование позитивного общественного мнения других стран о КНР. Все это свидетельствует не только об изменении внешнеполитического курса КНР, но и об активизации деятельности государственных учреждений при поддержке местных и зарубежных СМИ, Интернет-ресурсов, форумов и конференций для
трансформации внешнеполитического образа страны.
Однако с целью более полного раскрытия темы и более тщательного изучения процесса формирования международного имиджа КНР автор счел нужным отступить от заявленной нижней границы исследования. Данное отступление, представляющее собою краткий исторический экскурс, позволяет вникнуть в проблематику исследования и добиться систематизации процесса конструирования внешнеполитического образа Китая.
Верхняя рамка исследования остается прежней. В 2013 году главой Китайской Народной Республики Си Цзиньпином был обнародован важный с точки зрения дальнейшего развития страны и ее имиджа интеграционный проект «Один пояс – один путь», в котором упор делается на расширение и углубление экономического и политического сотрудничества в рамках Нового морского и сухопутного шелкового
пути. Однако только в последние годы стали предприниматься активные действия по
реализации этого проекта. В мае 2018-го г. состоялся первый Форум по
международному сотрудничеству в рамках реализации концепции «Один пояс – один
путь», участниками которого стали представители 29 стран. Уже в апреле 2019 года на
втором международном Форуме «Один пояс – один путь» количество участвующих
стран увеличилось в пять раз и составило более 150 государств, включая
представителей правительств, бизнеса, СМИ и общественных организаций. Новыми
участниками Форума стали также главы международных организаций, в том числе
Генеральный Секретарь ООН и глава МВФ. В рамках инициативы «Один пояс – один
путь» на данный момент Китаем заключены соглашения о сотрудничестве более чем со
150 государствами и международными организациями. Все вышеперечисленное
является очевидным показателем не только масштабности Форума, но и интенсивной
работы его организаторов и китайских властей по привлечению внимания широкой
общественности к интеграционной инициативе Китая «Один пояс – один путь» и
трансформации общественного мнения о КНР и ее проектах именно в свете реализации этой инициативы.
Источниковая база работы включает в себя две группы источников. Первую
группу источников составляют документы нормативного характера, размещенные на
официальном сайте Государственного Совета КНР, которые предоставляют
возможность выявить определенные политические позиции Китая, его7
внешнеполитический курс, в том числе Конституция КНР6, Белые Книги по внешней
политике и национальной обороне в новую эпоху7. Кроме того, в работе использованы
официальные заявления Генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина, его
предшественника Цзян Цзэмина, Премьера Госсовета КНР Ли Кэцян и министра
иностранных дел КНР Ван И (заявление Премьера Госсовета КНР по случаю 9-го
Бизнес-Форума Китай-Центральная и Восточная Европа от 13 апреля 2019-го г.8,
заявление министра иностранных дел КНР на пресс-конференции, посвященной
внешней политике Китая и международным отношениям от 9 марта 2018-го г.9),
которые могут подробнее рассказать о планах и деятельности государственных
учреждений КНР в процессе моделирования определенного политического имиджа
страны.
Вторая группа источников представлена программными документами, которые
опубликованы на официальном сайте Министерства Иностранных Дел КНР, в
частности, двусторонние соглашения, декларации и коммюнике (Совместная
Декларация КНР и РФ о повышении роли международного права от 26 июня 2016-го
г.10, Совместная Декларация между КНР и Туркменистаном от 3 сентября 2013-го г.11,
Совместная рабочая Программа Китая и Дании (2017 – 2020 гг.) от 4 мая 2017-го г.12,
Программный документ Китая по ЕС: углубление всеобъемлющего стратегического
партнерства между Китаем и ЕС от 2 апреля 2014-го г.13). Данные документы помогают
более детально изучить не только особенности внешней политики Китайской Народной
Республики, но и подробно изучить зависимость общественного мнения о Китае от
нынешнего внешнеполитического курса страны Следует отметить, что внешнеполитический имидж Китайской Народной
Республики, а именно его формирование и трансформация в контексте реализации
инфраструктурного проекта «Один пояс – один путь» в период с 2013-го по 2020-ый гг
недостаточно широко освещены в работах отечественных авторов и исследователей.
Существует учебное пособие под издательством Московского государственного
Института Международных Отношений МИД России «Имидж Китая в контексте PR и
рекламы»14, однако оно рассматривает формирование международного имиджа КНР
лишь до 2006-го года. Так же есть диссертации, в которых подробно изучается
эволюция общественного мнения о Китае в других странах, в частности в России,
например, научная работа Лю Юаньюань на тему «Имидж Китая в восприятии
российского общества»15, тем не менее, в данной работе рассматривается деятельность
государственных учреждений КНР по созданию положительного имиджа страны
только до 2010-го г., а именно, до внедрения инициативы «Один пояс – один путь».
С точки зрения систематизации и подробного анализа современных стратегий и
механизмов формирования внешнеполитического образа Китая довольно полезным
было исследование Элеоноры Геворгиевны Аветисян16, в котором подробно изучены
основные факторы формирования международного имиджа КНР и тренды вплоть до
2017-го г. Несмотря на то, что это актуальное и наиболее подробное исследование
имиджа КНР на современном этапе, которое раскрывает историческую перспективу и
подробно рассматривает роль государственных учреждений в процессе создания
внешнеполитического образа КНР в других странах, в нем не содержится текущих
данных, не рассказывается об изменении общественного мнения о стране в контексте
запуска проекта «Один пояс – один путь». Кроме того, ценными источниками для
написания данной работы оказались труды Фу Линя17 и Ду Сянжуя18, в которых
подробно рассматривается и изучается формирование общественного мнения о КНР
именно в контексте реализации проекта «Один пояс – один путь» с 2013-го по 2018-ый
гг Зарубежная литература уделяет большее внимание заявленной теме, в
особенности западные исследователи, которые достаточно серьезно изучают эволюцию
представлений международного сообщества о Китае и современные технологии
конструирования позитивного имиджа страны. Среди зарубежных авторов нужно
назвать, в первую очередь, Шен Дин (Sheng Ding), Ван Хонин (Wang Hongyinn), Ван
Шаогуан (Wang Shaoguan), Ху Анган (Hu Angan), М.Е. Шарп (M.E. Sharp), Ни
Джиньпин (Ni, Jianping), работы которых были посвящены методам моделирования
международного имиджа Китайской Народной Республики.
Однако, на данный момент ни в отечественной, ни в зарубежной историографии
не существует комплексного исследования технологий и механизмов формирования
международного имиджа КНР, как в целом, так и в рамках реализации
инфраструктурного проекта «Один пояс – один путь» в период с 2000-го по 2020-ый гг.
Поэтому для более глубоко и полного анализа данного вопроса, в качестве источников
были использованы данные и документация с официальных сайтов Государственного
Совета КНР и МИД КНР, в том числе Конституция КНР, Белые Книги Китая по
внешней политике, а также заявления Генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина и
его предшественника Цзян Цзэмина. Другим немаловажным информационным
ресурсом о текущем внешнеполитическом имидже Китая стали сообщения различных
СМИ, в том числе иностранных: «Жэньминь жибао», «РИА Новости», «ТАСС», «BBC
News», «The New York Times», «The Wall Street Journal», «The Times», «The
Guardian», «The Independent», «Le monde», «Le Figaro».
Цель данной работы – изучить формирование международного имиджа КНР,
как в целом, так и в рамках реализации инфраструктурного проекта «Один пояс – один
путь» в период с 2000-го по 2020-ый гг.
Для достижения этой цели автор решал следующие задачи:
Раскрыть понятия «международный имидж КНР» и «правительственные
связи с общественностью КНР».
Определить основные исторические особенности формирования
международного имиджа Китая.
Поэтапно изучить развитие внешнеполитического образа КНР в период с
2000-го по 2020-ый гг.
Подробно рассмотреть современные технологии и механизмы создания
позитивного имиджа Китая.10
Проанализировать концептуальные изменения во внешней политике КНР
начиная с 2000 г.
Изучить деятельность государственных учреждений Китая в процессе
конструирования имиджа страны и их влияние на формирование общественного
мнения о государстве.
Определить причины и этапы изменения общественного мнения о КНР в
период с 2000-го по 2020-ый гг.
Рассмотреть причины и процесс трансформации международного имиджа
КНР в контексте реализации интеграционного проекта «Один пояс – один путь».
Методология и методы исследования. Автор проводит исследования и делает
выводы по изученному материалу на основе транснационализма в рамках концепции
комплексной взаимозависимости Роберта Кохейна и Джозефа Ная. Во-первых,
государственные учреждения КНР активно занимаются конструированием
международного имиджа страны с помощью распространения информации в печатных
и электронных СМИ. Данные инструменты помогают китайским властям
воздействовать на общественное мнение других стран, то есть выступают в качестве
«мягкой силы» в мировой политике. Форум по международному сотрудничеству в
целях реализации китайского проекта «Один пояс – один путь» также имеет огромное
влияние на формирование международного имиджа Китая, так как на данный момент
объединяет представителей государств и правительств, государственных и частных
компаний, СМИ и общественности из 150-ти стран. Именно поэтому Форум, СМИ и
Интернет-издания являются акторами международного взаимодействия, что
подтверждает принцип транснационализма о «множественности каналов». Так как с
точки зрения Кохейна и Ная мировая политика – это совокупность различных
отношений между акторами, где «межгосударственные отношения – традиционные
каналы», но они существуют вместе с другими акторами (ТНК, НПО, СМИ), образуя
«множественные каналы, которые соединяют общества».
Во-вторых, одной из целей Форума и стратегии «Один пояс – один путь»
является формирование позитивного общественного мнения о КНР за счет реализации
финансовых и инфраструктурных проектов, а также конструирования определенного
имиджа страны в зарубежных СМИ и Интернет-ресурсах. То есть в приоритете не
столько проблемы национальной безопасности, сколько экономическое, техническое и
социальное взаимодействие. Кроме того, автор рассматривает международный имидж
Китая как совокупность и систему большого количества компонентов, каждый из11
которых вносит вклад в формирование внешнеполитического образа КНР:
исторический опыт, культурные особенности страны, экономическое и социальное
развитие государства, внутренняя и внешняя политика властей, образ в иностранных и
местных СМИ и Интернет-ресурсах, государственная пропаганда и сотрудничество с
ведущими мировыми державами.
Для более тщательного изучения автор пользовался следующими
инструментами познания:
I. Метод исторической индукции, чтобы проследить взаимосвязь
отдельных событий (например, проведение Международных форумов по
реализации китайской концепции «Один пояс – один путь») и конечного
результата (изменение общественного мнения других стран о Китае) и показать
влияние этих событий на процесс формирования положительного
международного имиджа КНР.
II. Метод исторической реконструкции для воссоздания процесса
эволюции общественного мнения о Китае с 2000-го по 2020-ый гг., а также для
анализа исторических документов и деятельности государственных учреждений
в процессе формирования внешнеполитического образа страны, как в целом, так
и в рамках реализации китайской стратегии «Один пояс – один путь».
III. Метод качественно-количественного анализа содержания статей
иностранных и российских СМИ о КНР (контент-анализ) с целью выявления
трансформации общественного мнения других стран о Китае в период с 2000-го
по 2020-ый гг.
IV. Социологический опрос студентов российских вузов о КНР для
последующего сравнения представлений российского населения об этой стране
с ее имиджем, сформированным в СМИ и Интернет-ресурсах.
Научная новизна исследования
Состоит в том, что автор вводит в научный оборот ранее неизученные
документы и заявления глав государств и правительств, включающие соглашения
первого и второго Форумов по международному сотрудничеству в рамках реализации
проекта «Один пояс – один путь», повестку дня, различные декларации и выступления
глав ведущих мировых держав.
Предложено авторское видение этапов формирования
внешнеполитического имиджа Китайской Народной Республики в период с 2000-го по
2020-ый гг.12
Предложен подробный анализ деятельности государственных учреждений
Китая в процессе конструирования положительного внешнеполитического образа
страны, в частности, Государственный Совет КНР, МИД КНР.
Сделаны собственные выводы об эффективности современных технологий
и механизмов создания позитивного международного имиджа Китая в контексте
реализации китайского проекта «Один пояс – один путь».
Предложен авторский анализ трансформации общественного мнения о КНР
на основе результатов социологического опроса студентов российских вузов и
контент-анализа отечественных и зарубежных статей о Китае.
Практическая значимость работы заключается в том, что
ее выводы могут быть использованы для подготовки и чтения общих
лекционных курсов и курсов по выбору,
результаты данного исследования могут использоваться также в работе
учреждений внешнеполитического комплекса РФ, ответственных за осуществление
Российской политики на региональном направлении Россия-КНР.
Обоснование структуры работы. Дипломная работа состоит из введения,
четырех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе рассматриваются исторические особенности формирования
международного имиджа КНР, а также делается подробная характеристика основных
этапов развития внешнеполитического образа страны.
Вторая глава посвящена изучению современных механизмов и технологий
создания позитивного внешнеполитического имиджа Китайской Народной Республики.
В третьей главе рассматривается роль государственных учреждений КНР в
процессе формирования общественного мнения о государстве, а также их влияние на
конструирование внешнеполитического образа страны.
Четвертая глава посвящена эволюции и трансформации общественного мнения о
Китае, как в целом, так и в контексте реализации интеграционного проекта «Один
пояс – один путь».
Цель и задачи, поставленные в магистерской работе, выполнены. Подробно
изучено формирование международного имиджа КНР, как в целом, так и в рамках
реализации инфраструктурного проекта «Один пояс – один путь» в период с 2000-го по
2020-ый гг. Полностью раскрыты понятия «международный имидж КНР» и
«правительственные связи с общественностью КНР», поэтапно изучено развитие
внешнеполитического образа КНР в период с 2000-го по 2020-ый гг., определены
основные исторические особенности и современные технологии и механизмы
формирования международного имиджа Китая. Также проанализированы
концептуальные изменения во внешней политике КНР, рассмотрены деятельность
государственных учреждений Китая в процессе конструирования имиджа страны и
процесс трансформации международного имиджа КНР в контексте реализации
интеграционного проекта «Один пояс – один путь».
На основании проведенных исследований можно сделать вывод о том, что
международный имидж Китайской Народной Республики – это взаимосвязанная
система элементов, включающая в себя, в первую очередь, объективные представления
о Китае, то есть его исторические и культурные особенности, в том числе богатую
историю страны, древнейшие письменные источники и памятники архитектуры
(«Исторические записки» Сыма Цяня, Великая Китайская стена), уникальный
китайский язык и иероглифическое письмо, а также древнейшие школы философской
мысли (буддизма, конфуцианства и даосизма), особый образ мышления китайцев, их
уникальные традиции, праздники и кулинарные блюда. Эти особенности вместе с
устройством китайской политической системы и экономики формируют объективные
представление и субъективные убеждения международной общественности о Китае,
его жителях, внутренней и внешней политике страны.
Подводя итоги, следует также отметить, что важную роль в формировании
международного образа Китая играют правительственные связи с общественностью.
Деятельность государственных учреждений КНР, в частности Госсовета, МИДа,
Постоянного Комитета ВСНП, Политбюро ЦК КПК, аналитических центров при
правительстве Китая, а также инстанций, занимающихся контролем печатных и
электронных СМИ (Министерство телевизионного вещания и радиовещания КНР,
Пятое управление Пресс-канцелярии Госсовета, Департамент кибербезопасности и
защиты) оказывает наибольшее влияние на все составляющие международного имиджа,
включая его функциональный, нормативный и эстетический компоненты, так как эти63
учреждения занимаются разработкой, реализацией и преобразованием основных
стратегий и концепций ведения внешней и внутренней политики Китая.
Более того, государственные учреждения эффективно используют различные
механизмы и технологии создания позитивного международного имиджа КНР, среди
которых наибольшее внимание уделяется публичной дипломатии, устанавливающей
долгосрочные межправительственные контакты, концепции «национальной культурной
мягкой силы», проводимой властями Китая посредством создания специализированных
учреждений по сотрудничеству в области культуры, организации национальных
праздников и массовых культурных и образовательных мероприятий (проект «Год
Китая»), а также стратегии «китайская мечта», для осуществления которой проводятся
научные конференции и международные политические и экономические форумы и
саммиты (Форум «Один пояс – один путь»), реализуются инфраструктурные и
экономические проекты. Также КНР использует современные технологии брендинга и
управление ее репутацией для формирования и трансляция определенной информации
о Китае в электронных и печатных СМИ на иностранном языке. Государственные
учреждения Китая осуществляют контроль за средствами массовой информации
посредством совершенствования законодательной базы (Закон «О кибербезопасности»
2016-го г.) и фильтрации контента в печатных и электронных СМИ (Проект «Золотой щит»).
Огромную роль в создании позитивного внешнеполитического образа страны
играет глава КНР Си Цзиньпин, который принимает важные политические решения,
имеющие влияние на международное сотрудничество Китая с другими странами в
таких областях, как дипломатия, оборона, политика, экономика, образование, культура
и спорт. За последние годы уровень доверия международной общественности к
Председателю КНР вырос во многих странах, в том числе на Филиппинах, в России,
Испании, Италии, США, Израиле, ЮАР, Нигерии, Аргентине, Мексике, Бразилии,
Турции и Тунисе, что безусловно имеет огромное значение для формирования
успешного внешнеполитического имиджа КНР в мире и развития международных
экономических, политических и культурных контактов страны.
Что касается трансформации международного имиджа Китайской Народной
Республики в контексте реализации интеграционного проекта «Один пояс – один путь»,
мнение международной общественности о Китае кардинально различается в разных
регионах мира. Более половины опрошенных граждан из Европы и Азии имеют
отрицательное отношение к Республике, которое ухудшается с каждым годом. По64
оценке респондентов, это связано с экспансионистской внешней политикой КНР в
Азиатско-Тихоокеанском регионе (территориальные претензии Китая в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях), с несоблюдением прав и личностных свобод
на территории страны, а также халатному отношению со стороны правительства к
вопросам экологии и загрязнения воздуха. Однако, откровенные антикитайские
настроения не распространены в мире, так как более половины опрошенных стран
положительно оценивают международный имидж Китайской Народной Республики.
Самыми сильными сторонниками Пекина остаются Россия, страны Африки (Нигерия и
Кения) и Ближнего Востока (Ливан, Израиль, Тунис). В этих государствах
положительное отношение общественности к Китаю усиливается с каждым годом и
составляет более 60%
1. China-Denmark Joint Work Programme (2017 – 2020), 2017 / The Ministry of Foreign
Affairs of PRC. – Режим доступа: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/wjdt_665385
/wjzcs/P020170504665552423685.pdf. – Загл. с экрана.
2. China's Policy Paper on the EU: Deepen the China-EU Comprehensive Strategic Partnership
for Mutual Benefit and Win-win Cooperation, 2014 / The Ministry of Foreign Affairs of
PRC. – Режим доступа: https://www.fmprc.gov .cn/mfa_eng/wjdt_665385/wjzcs/t1143406.
shtml. – Загл. с экрана.
3. Совместная Декларация КНР и РФ о повышении роли международного права, 2016 /
МИД КНР. – Режим доступа: https://www.fmprc.gov.cn/rus/wjdt/gb/t1386148.shtml. –
Загл. с экрана.
4. Совместная Декларация между КНР и Туркменистаном, 2013 / МИД КНР. – Режим
доступа: https://www.fmprc.gov. cn/rus/wjdt/gb/t1154276.shtml. – Загл. с экрана.
5. Совместное заявление РФ и КНР о сотрудничестве по сопряжению строительства
Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути, 2015 /
Администрации Президента РФ. – Режим доступа: http://kremlin.ru/supplement/4971. –
Загл. с экрана.
6. Соглашения между Правительством КНР и Правительством РФ о взаимном
учреждении культурных центров от 13 октября 2009 г. / МИД РФ. – Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/902196994. – Загл. с экрана.
Б) Нормативные документы Китайской Народной Республики
7. Speech by H.E. Li Keqiang Premier of the State Council of the. – Режим доступа: URL:
http://english.www.gov.cn/premier/speeches/ 2019/04/13/content_281476607298148.htm. –
Загл. с экрана.
8. White Paper. China and the World in the New Era / The State Council of PRC. – Режим
доступа: http://english.www.gov.cn/archive/wh itepaper/201909/27/content_WS5d8d80f9
c6d0bcf8c4c142ef.html. – Загл. с экрана.
9. White Paper. China's Progress in Poverty Reduction and Human Rights, 2016 / The State
Council of PRC. – Режим доступа: http://english.www.gov.cn/policies/latest_releases/20
16/10/17/content_281475468533275.htm. – Загл. с экрана.66
10. White Paper. Democratic Reform in Tibet -- Sixty Years On, 2019 / The State Council of
PRC. – Режим доступа: http://www.china.org.cn/government/whitepaper/node_8011141.
htm. – Загл. с экрана.
11. White Paper. Seeking Happiness for People: 70 Years of Progress on Human Rights in China,
2019 / The State Council of PRC. – Режим доступа: http://english.www.gov.cn/arch
ive/whitepaper/201909/22/content_WS5d87752fc6d0bcf8c4c13d32.html. – Загл. с экрана.
12. Вопросы и ответы министра иностранных дел Ван И на пресс-конференции,
посвященной внешней политике Китая и международным отношениям, 2018 / МИД
КНР. – Режим доступа: https://www.fmprc.gov.cn/rus/zxx x/t1540959.shtml. – Загл. с
экрана.
13. Конституция КНР / China Law. – Режим доступа: https://chinalaw.center/constitutional
_
law/china_constitution_revised_ 2018_russian/. – Загл. с экрана.
14. Общие положения гражданского права КНР, 2009 / Chinalaw.Center . – Режим
доступа: https://chinalaw.center/civil_law/china_general_principles_of_civil_law_revised
_
2009_russian/. – Загл. с экрана.
15. Уголовный кодекс КНР, 2016 / Посольство КНР в России. – Режим доступа:
http://ru.china-embassy.org/rus/zfhz/zgflyd/t1330730.htm. – Загл. с экрана.
В) Доклады и публикации государственных и негосударственных учреждений
16. China GDP Annual Growth Rate, 2019 / Trading Economics. – Режим доступа:
https://tradingeconomics.com/china/gdp-growth-annual. – Загл. с экрана.
17. Country brand ranking tourism edition 2019-2020 / Bloom consulting. – Режим доступа:
https://www.bloom-consulting.com/en/pdf/rankings/Bloom_Consulting_Country_Brand_Ra
nking_Tourism.pdf. – Загл. с экрана.
18. Country brand ranking trade edition 2019-2020 / Bloom consulting. – Режим доступа:
https://www.bloom-consulting.com/en/pdf/rankings/Bloom_Consulting_Country_Brand_
Ranking_Trade.pdf. – Загл. с экрана.
19. Global Go To Think Tank Index Report, 2019 / University of Pennsylvania. – Режим
доступа: https://repository.upenn.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1018&context=think_tank
s. – Загл. с экрана.
20. Report on the attitudes toward China, 2013 / Pew Research Center. – Режим доступа:
https://www.pewresearch.org/global/2013/07/18/chapter-3-attitudes-toward-china/. – Загл. с
экрана.
21. Report on China’s image, 2014 / Pew Research Center. – Режим доступа:
https://www.pewresearch.org/global/2014/07/14/chapter-2-chinas-image/. – Загл. с экрана.67
22. Report International publics divided on China, 2018 / Pew Research Center. – Режим
доступа: https://www.pewresearch.org/global/2018/10/01/international-publics-divided-onchina/. – Загл. с экрана.
23. Report on top 10 most influential think tanks in China, 2014 / China Internet Information
Center. – Режим доступа: http://www.china.org.cn/top10/2014-
02/03/content_31341799 .htm. – Загл. с экрана.
24. Report on the attitudes toward China, 2019 / Pew Research Center. – Режим доступа:
https://www.pewresearch.org/global/2019/12/05/attitudes-toward-china-2019/. – Загл. с
экрана.
25. Report on the Fastest-Growing Global Tourist Destinations, 2019 / UNWTO. – Режим
доступа: https://topforeignstocks.com/2020/02/09/the-fastest-growing-global-tourist-destina
tions-2019/. – Загл. с экрана.
26. Report on the world’s most reputable countries. Country RepTrak, 2017 / Reputation
Institute. – Режим доступа: http://files.rtrends.ru/reports/country_reptrak_2017_report.pdf. – Загл. с экрана.
27. Report on the world’s most reputable countries. Country RepTrak, 2015 / Reputation
Institute. – Режим доступа: https://www.rsm.nl/fileadmin/Images_NEW/News_Images/
2015/country-reptrak-2015.pdf. – Загл. с экрана.
28. Report on the world’s most reputable countries. Country RepTrak, 2012 / Reputation
Institute. – Режим доступа: https://docplayer.net/8639397-2012-country-reptrak-toplinereport.html. – Загл. с экрана.
29. Research Report. Developing China’s Pilot Free Trade Zones into New Pillars of
International Free Trade Zones, 2020 / Development Research Center of the State Council of
PRC. – Режим доступа: http://en.drc.gov.cn/2020-04/21/content_37535333.htm. – Загл. с
экрана.
30. Research Report. How to Solve Air Pollution Problems and Build a Beautiful Jiangsu, 2020 /
Development Research Center of the State Council of PRC. – Режим доступа:
http://en.drc.gov.cn/2020-04/21/content_37535330.htm. – Загл. с экрана.
31. Доклад о визите Президента РФ Владимира Путина в Китай. Празднование 70-й
годовщины Победы китайского народа в войне сопротивления Японии и окончания
Второй мировой войны / Администрация Президента РФ. – Режим доступа:
http://www.kremlin.ru/events/president/trips/50244. – Загл. с экрана.
32. Доклад Конференции участников Договора о нераспространении ядерного оружия по
рассмотрению действия Договора, 2010 / NPT Review Conference. – Режим доступа:
https://www.pircenter.org/media/content/files/9/13509180920.pdf. – Загл. с экрана.68
33. Доклад о рабочем визите Татьяны Голиковой в Китай, 2018 / Правительство РФ. –
Режим доступа: http://government.ru/news/34510/. – Загл. с экрана.
34. Доклад о Международном научно-образовательном форуме «Россия–Китай: новые
грани и перспективы гуманитарного сотрудничества» / Российская Академия
Образования. – Режим доступа: http://rusacademedu.ru/presscentre/nauchnoobrazovatelnyj-forum-rossiya-kitaj-novye-grani-i-perspektivy-gumanitarnogo-sotrudnichestv
a/. – Загл. с экрана.
II) Исследования
35. Anholt, S. Competitive Identity: The New Brand Management for Nations, Cities and
Regions / S. Anholt. – UK: Palgrave Macmillan, 2006. – 147 p.
36. Boulding, K. The Image. Knowledge in Life and Society века / K. Boulding. – Ann Arbor:
University of Michigan, 1956. — 175 p.
37. Buhmann, A. Measuring Country Image. Theory, Method, and Effects / A. Buhmann. –
Wiesbaden: Springer VS, 2016. — 147 p.
38. Hunt, J. D. Image as a Factor in Tourism Development / J. D. Hunt. – UK: Journal of Travel
Research, 1975. – 228 p.
39. Kunczik, M. Images of nations and international public relations / M. Kunczik. – New Jersey:
Lawrence Erlbaum Associate, 1997. – 337 p.
40. Nye, J. Soft Power. The Means To Success In World Politics / J. Nye. – N.Y.: Public Affairs,
2005. – 192 p.
41. Котлер, Ф. Маркетинг мест / Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И. – СПб.: Стокгольмская
школа экономики, 2005. – 390 с.
III) Статьи
42. Angell, S. National reputation management / S. Angell, M. Mordhorst // Journal of Cultural
Economy. – 2012. – Режим доступа: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/
17530350.2014.885459. – Загл. с экрана.
43. Bradsher, K. China Renews Its ‘Belt and Road’ Push for Global / K. Bradsher // The New
York Times. – 2020. – Режим доступа: https://www.nytimes.com/2020/01/15/business/chi
na-belt-and-road.html. – Загл. с экрана.
44. Bradsher, K. U.S. Firms Want In on China’s Global ‘One Belt, One Road’ Spending / K.
Bradsher // The New York Times. – 2017. – Режим доступа: https://www.nytimes.com/20
17/05/14/business/china-one-belt-one-road-us-companies.html. – Загл. с экрана.69
45. Dynon, N. China and Nation Branding / N. Dynon // The diplomat. – 2014. – Режим
доступа: https://thediplomat.com/2014/01/china-and-nation-branding/. – Загл. с экрана.
46. Fan, Y. Branding the nation: Towards a better understanding / Y. Fan // Macmillan
Publishers Ltd. – 2010. – Режим доступа: https://www.academia.edu/5185202/Branding_
the_nation_towards_a_better_understanding. – Загл. с экрана.
47. Kuo, L. What is China's Belt and Road Initiative? / L. Kuo, N. Kommenda // The Guardian. –
2017. – Режим доступа: https://www.theguardian.com/cities/ng-interactive/2018/jul/30/wh
at-china-belt-road-initiative-silk-road-explainer. – Загл. с экрана.
48. Papp-Váry, F. Country branding: What branding? Relevant terminologies and their possible
interpretations in the case of countries / F. Papp-Váry // Economic and regional studies. –
2018. – Режим доступа: https://www.academia.edu/40126602/Country_branding_
What_branding_Relevant_terminologies_and_their_possible_interpretations_in_the_case_of
_
countries. – Загл. с экрана.
49. Perlez, J. Behind China’s $1 Trillion Plan to Shake Up the Economic Order / J. Perlez, Y.
Huang // The New York Times. – 2017. – Режим доступа: https://www.nytimes.com/2017/
05/13/business/china-railway-one-belt-one-road-1-trillion-plan.html. – Загл. с экрана.
50. Phillips, T. The $900bn question: what is the Belt and Road initiative? / T. Phillips // The
Guardian. – 2017. – Режим доступа: https://www.theguardian.com/world/2017/may/12/the-
900bn-question-what-is-the-belt-and-road-initiative. – Загл. с экрана.
51. Аветисян, Э.Г. Международный имидж КНР: факторы формирования и тренды / Э.Г.
Аветисян // Актуальные проблемы современных международных отношений ИИиМО
СГУ. – 2017. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnyy-imidzhknr-faktory-formirovaniya-i-trendy/viewer. – Загл. с экрана.
52. Воздух в Китае стал чище благодаря коронавирусу Covid-19 // New Science. – 2020. –
Режим доступа: https://new-science.ru/vozduh-v-kitae-stal-chishhe-blagodarya-koronavi
rusu-covid-19/https://new-science.ru/vozduh-v-kitae-stal-chishhe-blagodarya-koronavirusucovid-19/. – Загл. с экрана.
53. Голобоков, А.С. Становление и развитие внешнеполитической доктрины Китая / А.С.
Голобоков // Ойкумена. Регионоведческие исследования. – №3. – 2010. – Режим
доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-vneshnepoliticheskoy-doktr
iny-kitaya. – Загл. с экрана.
54. Грачиков, Е.Н. Проблемы новой формирующейся идентичности Китая в мировой
политике / Е.Н. Грачиков // Вестник МГУ. – №1. – 2013. – Режим доступа:
https://socio.msu.ru/vestnik/archive/text/2013/1/13.pdf. – Загл. с экрана.70
55. Журбей, Е.В. «Мозговые центры» и внешняя политика Китайской Народной
Республики: история вопроса / Е.В. Журбей // Ойкумена. Регионоведческие
исследования. – 2011. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mozgovyetsentry-i-vneshnyaya-politika-kitayskoy-narodnoy-respubliki-istoriya-voprosa/viewer. – Загл.
с экрана.
56. Китай вез в Африку деньги и надежду, а привез ненависть и унижения / Лента РУ –
2018. – Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2018/11/09/china_africa/. – Загл. с экрана.
57. Китай открыл в провинции Хэйлунцзян зону свободной торговли с Россией // РИА
Новости. – 2019. – Режим доступа: https://ria.ru/20190830/1558071606.html. – Загл. с
экрана.
58. Китай приветствует участие всех стран в инициативе «Один пояс, один путь» // РИА
Новости. – 2019. – Режим доступа: https://ria.ru/20190426/1553065185.html. – Загл. с
экрана.
59. Коронавирус ухудшит имидж Си Цзиньпина: профессор об эпидемии в КНР// DW
Akademie. – 2017. – Режим доступа: https://www.dw.com/ru/коронавирус-ухудшитимидж-си-цзиньпина-профессор-об-эпидемии-в-кнр/a-52358186. – Загл. с экрана.
60. КПРФ - КПК: сотрудничество крепнет и развивается / Правда КПРФ – 2014. – Режим
доступа: https://kprf.ru/pravda/issues/2014/107/article-49069/. – Загл. с экрана.
61. Лин, Ф. Имидж Китая в России: формирование образа страны в контексте инициативы
«Один пояс и один путь» / Ф. Лин // Научный диалог Центра научных и
образовательных проектов. – №6. – 2018. – Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=35146168. – Загл. с экрана.
62. Лю, Я. Публичная сфера под контролем: современный опыт регулирования Интернетжурналистики в КНР / Я. Лю // Ойкумена. Регионоведческие исследования. – 2016. –
Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/publichnaya-sfera-pod-kontrolemsovremennyy-opyt-regulirovaniya-internet-zhurnalistiki-v-knr. – Загл. с экрана.
63. Минюй, Ч. 47 отечественных и зарубежных вузов совместно создают Стратегический
союз вузов «Один пояс, один путь» / Ч. Минюй // Education NEWS CN. – 2015. –
Режим доступа: http://education.news.cn/2015-10/17/c_1116855419.htm. – Загл. с экрана.
64. Путин: проект "Один пояс - один путь" вносит стабильность в мировую экономику /
ТАСС – 2017. – Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/4252211. – Загл. с экрана.
65. Стратегия экономического развития «Один пояс — один путь» // РИА Новости. –
2017. – Режим доступа: https://ria.ru/20170514/1494097368.html. – Загл. с экрана.
66. Сянжуй, Д. Исследование ситуации коммуникации Китая с Россией на фоне
стратегического планирования «Один пояс – один путь» / Д. Сянжуй, Л. Линсяо //71
Universum: общественные науки. – 2018. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article
/n/issledovanie-situatsii-kommunikatsii-kitaya-s-rossiey-na-fone-strategicheskogo-planirov
aniya-odin-poyas-odin-put/viewer. – Загл. с экрана.
67. Тараканова, Т.С. Внешнеполитические концепции Китайской Народной Республики /
Т.С. Тараканова // Научно-технические ведомости СПбГПУ. – 2016. – Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/vneshnepoliticheskie-kontseptsii-kitayskoy-narodnoyrespubliki/viewer. – Загл. с экрана.
IV) Авторефераты диссертаций
68. Цзи, К. Связи с общественностью в структуре публичной дипломатии.: автореф.
дис. …канд.фил.наук: 10.01.10 / Цзи Кайси. – М., 2017. – 172 с.
69. Цзяо, Ц. Формирование и стратегии развития газетных корпораций в Китае (2000-
2010): на примере «Жэньминь Жибао»: автореф. дис. …канд.фил.наук: 10.01.10 / Цзяо
Цзянь. – М., 2010. – 168 с.
70. Юаньюань, Л. Имидж Китая в восприятии российского общества.: автореф.
дис. …канд.соц.наук: 22.00.04 / Юаньюань Лю. – М., 2010. – 209 с.
V) Справочные издания
71. Большая советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.:
Сов. энцикл., 1978. - С.25.
72. Рожков, И.Я. Имидж Китая в контексте PR и рекламы: учебное пособие для студентов
вузов. / И.Я. Рожков. — М.: МГИМО, 2006. – 61 с