Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальный цирк как новая форма солидарности в России: кейс-стади социо-культурного проекта

Работа №133832

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
70
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение.........................................................................................3
Глоссарий 10
Глава 1. Теоретические рамки: солидарность, социальный капитал и
социологический институционализм
1.1 Определение солидарности............................................................12
1.2 Дискуссия о специфике солидарности в современном обществе..............15
1.2.1 Старая форма солидарности: класс и разделение труда ..................18
1.2.2 Новая форма солидарности: политики идентичности и способы
кооперации.....................................................................................21
1.3 Социальный капитал как результат совместной деятельности................23
1.3.1 Социальный капитал некоммерческих организаций.....................25
1.3.2 Солидарность и социальный капитал через призму социологического
институционализма..........................................................................28
Глава 2. Социальный цирк как социальная интервенция
2.1 Определение социального цирка......................................................32
2.2 Целевые группы и цели международных ассоциаций социальных
цирков...................................................................................................................39
2.3 Тенденции глобального развития социальных цирков...........................45
Глава 3. Кейс-стади российского социального цирка
3.1 Общая характеристика социо-культрного проекта...............................47
3.2 Принципы и практики взаимопомощи
3.2.1 Цирк как работа: Мотивация сотрудников и взаимодействие........50
3.2.2 Цирк как участие: Целевая группа и совместное преодоление
трудностей..............................................................................51
3.2.4 Цирк как творческое занятие................................................54
3.2.4 Цирковое приращение социального
капитала..........................................................................57
3.3 Публичное признание социального цирка.....................................58
Выводы........................................................................................61
Заключение...................................................................................64
Список литературы 68
Приложение 71

Коллективная деятельность, будь она направлена на решение важных
социальных проблем, либо создана стихийно вследствие объединяющих
людей обстоятельств, может быть выражена в многочисленных формах. В
свете сворачивания государственной поддержки социальной сферы общества
можно говорить о коллективных (и индивидуальных) действиях граждан как
об альтернативе социальной политике, проводимой преимущественно
государством. В этом русле можно говорить о понятии гражданского
общества, которое являет собой социальное пространство, возникающее
между индивидами с одной стороны и государством с другой. Артикуляция
гражданами своих потребностей и интересов, связанных с изменениями
условий жизни (будь то изменение механизма налогообложения, правил
предоставления социальных гарантий и др.), и их стремление
непосредственно влиять на процесс принятия решений в обществе
обусловили появление новых форм участия, новых коллективных акторов, а
также новых сфер и возможностей для реализации гражданских идей и
инициатив. К элементам гражданского общества можно отнести любые
альтернативные государству способы совместного решения проблем и
оказания взаимопомощи внутри малых групп, вне зависимости от их
формального статуса. Акторами таких коллективных действий могут
выступать неправительственные организации, группы, производящие и
накапливающие социальный капитал и некоммерческие благотворительные
организации.1 Перечисленные формы коллективного действия можно
объединить под одним понятием солидарности – формы общности
интересов и мотивов, сформированной ради реализации той или иной цели,
либо для решения социальной проблемы. В данном случае рассматривается
узкое понятие солидарности, более широкое означает механизм кооперации,
благодаря которому возможно существование общества в целом.
На данный момент в России существует немалое число форм коллективной
деятельности, нацеленных на решение социальных проблем и стремящихся
донести свои идеи до государства. Это, к примеру, созданный в 2004 году
Совет Общественной Солидарности2 - всероссийская организация,
представляющая собой достаточно централизованную сеть, основанную на
сотрудничестве между другими организациями коллективного социального
действия разной специфики. Совет был создан в рамках кампании
общественных организаций против упразднения социальных гарантий.
Среди разнообразного спектра движений можно также выделить:
Объединенное демократическое движение «Солидарность»3, стремящееся
«объединить граждан, разделяющих ценности демократии, прав человека,
правового государства и отрицательно настроенных по отношению к
действующей власти». Также институт «Коллективное действие», который
занимается мониторингом и анализом деятельности современных
социальных и протестных движений, и ставит задачу развития социальных
движений в России; Общероссийское общественное движение «За права
человека»4, объединяющее свыше 120 региональных и местных
правозащитных организаций. Иными словами, существуют разные формы
коллективного действия: от гражданских инициатив до протестных
движений. Однако остается неясным, как низовые практики взаимопомощи
разворачиваются в солидарные действия, какие именно формы солидарности
формируются в России и почему?
Стимулом для солидарного действия, как, впрочем, и для мобилизации
социального движения, может выступать проблема, которая затрагивает
интересы или оценивается как потенциально касающаяся большого числа
участников сообщества, находящихся в сходной ситуации. Как правило, к
таким проблемам относятся различные политические и/или организационные
меры, затрагивающие те или иные социальные, политические или
экономические права участников солидарности. Совместные действия в
перечисленных выше случаях направлены не на решение конкретной
ситуации, в которую попал кто-либо из участников движения, а заключаются
в оказании влияния на решения властей различного уровня и
проблематизацию нарушений прав целой категории граждан, к которой
причисляют себя участники той или иной формы солидарности. Однако в
данной работе рассматривается другая форма коллективного действия –
солидарность, складывающаяся вокруг противодействия социальной
изоляции неблагополучных социальных групп в России, а именно, детей
группы социального риска. Это, так называемая, новая форма
солидарности5 , продвигаемая некоммерческими общественными
организациями, представляющая интересы особой социальной группы (детей
и подростков из неблагополучных семей), направленная на преодоление их
социальной изоляции и развивающаяся в форме социального
предпринимательства. Данная форма солидарности связана с политикой
различий, а не политикой класса и предусматривает выстраивание
взаимодействия для оказания какого-либо вида помощи группам населения,
которые в ней нуждаются. Можно сказать, что такая форма солидарности
выстраивается в первую очередь не через категорию «права», а через понятие «взаимопомощи».
Примечательно, что на данный момент в России наблюдается довольно
низкое участие населения в любой форме благотворительной деятельности.
Социологами отмечается, что настоящий уровень социальной активности
населения Санкт-Петербурга продолжает оставаться низким. Примерно одна
треть граждан города никогда не проявляли социальной активности.6 А те,
кто проявлял ее, склонны к участию только в единичных акциях. Для
наглядности: согласно данным опроса Фонда общественного мнения за 2012
год около 70% опрошенных были бы готовы пожертвовать средства или
вещи детскому дому, но несмотря на это 71% респондентов не приходилось
делать пожертвования в какой-либо форме.7 Таким образом, к проблеме
низкой государственной поддержки социальной сферы добавляется
недостаток мотивации людей участвовать в практиках взаимопомощи.
Мой главный исследовательский вопрос состоит в том, какова специфика
новой формы солидарности, как она формируется и может ли практика
взаимопомощи противостоять проблемам общества сегодня? Могут ли
некоммерческие благотворительные организации быть полезными в России,
учитывая снижение заинтересованности людей в коллективных действиях и
вовлеченности в бескорыстной помощи? Какие черты должна содержать
общественная организация в условиях современной России, чтобы можно
было считать, что она приносит пользу? Кроме этого необходимо также
иметь в виду, с какой перспективы взглянуть на солидарность – как на
добровольную форму взаимопомощи или вынужденное объединение,
катализированное общей проблемой или недостатком какого-либо ресурса?
Плюс, можно найти проблематику в том, что солидаризация может терять
свою значимость, уступая процессу индивидуализации, которому
свойственна реализация личной свободы, своих амбиций и укрепление
собственных позиций в обществе.
Проблематика некоммерческих организаций (НКО) как формы
коллективного действия и их полезности сообществу широко обсуждается в
академическом сообществе. Социологами действительно отмечается
неоспоримая польза от НКО как института гражданского общества, как
способа налаживания социального партнерства, выражения гражданской
позиции и способа достижения социальных, благотворительных, культурных,
образовательных, политических, научных целей, а также защиты прав и
интересов граждан, разрешения споров и конфликтов8. Конечно,
некоммерческие организации интересны не только социологии, а и ученым
других научных дисциплин. Интересны экономические проблемы
привлечения средств в НКО, фандрайзинга, окупаемости своей деятельности;
интересны механизмы и техники управления в некоммерческих организациях
в сфере менеджмента и тому подобное. Меня, как социолога, интересует то,
как практики взаимопомощи связаны с гражданскими формами солидарности
и каковы перспективы их социологического осмысления. Одна из важных
проблем в сфере третьего сектора в современной России заключается в том,
что часть россиян пока не доверяет НКО9. Однако все же позитивный сдвиг в
отношении общества к проблематике некоммерческого сектора
присутствует. Анализ базы данных общественных объединений, показывают,
что российский некоммерческий сектор отличается разнообразием с точки
зрения видов практикуемой им деятельности. Преимущественно это
деятельность социальной направленности. Широко в некоммерческом
секторе представлена образовательная, а также научно-исследовательская
деятельность, деятельность молодежных и спортивных организаций. Часто
российские НКО ориентированы на детей и молодежь. Именно на
организацию, работающую с детьми, направлено мое исследование.
Как дополнение к проблеме популяризации благотворительной или
социально-ориентированной деятельности НКО, есть мнение, что
благотворительные организации воспринимаются населением
стигматизировано: часть людей считают их либо обманом, либо чем-то, во
что не стоит вкладывать силы и средства. Для того чтобы изменить такой
порядок вещей, на мой взгляд, стоит обратить внимание на
благотворительные организации, способные искренне заинтересовать людей
в кооперации по тому или иному вопросу. По моему предположению,
проектом, который способен «изменить игру» благотворительных
организаций может быть такой особый проект как социальный цирк. Таким
образом, мы пришли к объекту и предмету моего исследования и к
обоснованиям выбора мной данной организации.
Непосредственным объектом данного исследования является социальный
цирк в России.10 – автономная некоммерческая организация, работающая с
детьми группы социального риска с помощью методического слияния
творческой цирковой работы и социальной педагогики ради общей цели –
помочь подросткам из группы социального риска изменить социальный
статус, адаптироваться в обществе и преодолеть факторы риска.
Главным образом социальный цирк рассматривается именно как новая форма
солидарности – коллективная деятельность, направленная на минимизацию
социальной изоляции детей группы социального риска в Санкт-Петербурге.
Наряду с другими некоммерческими организациями, работающими с детьми,
данная организация имеет специфические особенности, которые сразу
привлекают исследователя. В основном благотворительные организации
Петербурга направлены на достижение следующих целей: привлечение
пожертвований для социально-незащищенных лиц («Азбука надежды»),
помощь детям, оставленным без родительского попечения («Врачи детям»,
благотворительный фонд «Время помогать», детские деревни «SOS»),
материальная помощь безнадзорным детям ( РОБФ «Защита детей»), помощь
детям с инвалидностью ( БД «Золотой пеликан»; партнерство
благотворительных организаций «Перспективы») и так далее. Социальный
цирк имеет черты, отличающие его от других благотворительных проектов в
Петербурге и в России в целом. Проект имеет скорее цель воспитательной,
социализирующей, нежели материальной, помощи детям (возрастом от 7 до
18 лет) из семей, испытывающих жизненные трудности. Из-за этого
проектом уделяется большое внимание именно положительному
представлению цирка в СМИ и в сознаниях людей. Проект не просто
собирает пожертвования и использует их во благо детей, а создает свое
творчество, свой уникальный продукт (представления), за который люди
готовы платить. Можно сказать, что Упсала цирк – это новация в сфере
благотворительности в России, и я могу предположить гипотезу, что у
организации есть огромный потенциал изменить представление российского
общества о благотворительности.
Предмет исследования – особенности механизмов функционирования
социального цирка как самостоятельной формы солидарности, условия
мобилизации данной коллективной деятельности и то, как данная форма
солидарности влияет на социализацию детей. Подростки «группы риска» –
это категория людей, чье социальное положение по тем или иным критериям
уязвимо, кому практически невозможно в одиночку преодолеть те трудности,
которые возникли в их жизни и которые связаны с ограничением доступа к
условиям благополучия. Возможность развития ребенка зависит от
материального положения его семьи и места проживания. Бедность семьи
влечет за собой множество проблем: не только невозможность полноценного
развития — интеллектуального, физического, психического, эстетического и
т. п., не только невозможность получения им качественного образования,
отсутствие доступа к эффективной медицинской помощи, к достижениям
культуры, но и просто существование в условиях стресса и фрустрации. На
мой взгляд, если социальный цирк действительно вносит вклад в решение
или ослабление вышеперечисленных проблем в условиях низкой
популярности благотворительных организаций, то данную форму
солидарности можно назвать более чем действенной. Именно поэтому вопрос
подробного изучения функционирования выбранной мной организации
кажется мне столь интересным.
Целью данной работы будет на основе детального изучения социального
цирка, ориентированного на изменение жизненного сценария детей и
подростков из групп социального риска, проанализировать практики
взаимопомощи, их идейную направленность и организационные формы,
выявить логику взаимодействия и дать ответ на вопрос, в чем заключается
специфика подобных форм солидарности в российском обществе? И является
ли социальный цирк по-настоящему «новой» формой солидарности? Чтобы
ответить на эти вопросы, на мой взгляд, необходимо выполнить следующие задачи:
- Проанализировать идейные рамки деятельности общественной организации
(миссия, цели и задачи, а также групповая идентичность).
- Рассмотреть способы реализации заявленной цели через изучение
организации работы с детьми и подростками.
- Выявить отношение целевой группы к цирковому проекту, а также оценить
его влияние на жизненные сценарии его участников (их вовлеченности в
деятельность цирка, изменения их социального положения и восприятия,
отношения со сверстниками и родными и т.д.).
- Оценить публичное признание деятельности социального цирка через
анализ СМИ.
Методология исследования: развернутое монографическое исследование
отдельного случая (кейс-стади). В исследовании используется качественная
методология на основе полуструктурированных интервью, включенного
наблюдения и контент-анализа информации в открытом доступе.
Изучение социо-культурного проекта проводилось в течение 2017-2018 года.
За это время были изучены описания проекта на веб-сайте, а также проведен
анализ документов и публикаций, представленных в открытом доступе.
Кроме того, было осуществлено несколько наблюдений на спектаклях и
тренировках, а также глубинные интервью с сотрудниками и участниками
циркового проекта. Всего было проведено 7 интервью. Гайды интервью и
протокол наблюдения представлены в Приложении.
Теоретические основания исследования солидарности - социологический
институционализм, который предусматривает, что социальные институты
способствуют формированию локальных социальных порядков и являются
социальными конструкциями. Также институты определяют то, как
властные структуры устанавливают правила взаимодействия и руководят
ситуацией с неравномерным распределением ресурсов, а также создают
предпосылки для формирования сплоченности (солидарности), для
сворачивания или разворачивания социальных связей.
В рамках данной работы социологический институционализм позволяет
взглянуть на объект исследования (социальный цирк) с перспективы
изучения конкретных практик, которые создают и продвигают определенные
правила для решения социальных проблем, в данном случае проблему
социального исключения.
В контексте данного исследования солидарность включает в себя набор
специфических практик поддержки тех, кто оказывается на социальном
дне, тех, кто выпадает из общества: кому нужна помощь, и кто не может
справиться самостоятельно. Этот образец включает значимые принципы
взаимодействия (кооперации и сотрудничества) и институциональные
способы их использования и продвижения. Концептуальную модель
солидарности формируется через совмещение теорий социального капитала
и социологического институционализма.
Основные исследовательские вопросы: является ли социальный цирк по-
настоящему «новой» формой солидарности? Можно ли назвать ли данный
проект новшеством в сфере благотворительных организаций в России и в чем
заключается его особенность?
Также предстоит ответить на несколько вспомогательных вопросов, а
именно: как деятельность, происходящая в цирке, способствует (или
наоборот противодействует) социальному развитию детей? Какое влияние
оказал цирк на их жизненный сценарий?

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная работа посвящена изучению формы коллективной деятельности,
выраженной в виде социально-культурного проекта с благотворительными
целями. Главной целью было определить, каким образом могут существовать
формы гражданского участия, посвященные решению противоречий и
несправедливостей в современном обществе. А также ответить на вопрос,
могут ли некоммерческие благотворительные организации быть полезными в
России, учитывая снижение заинтересованности людей в коллективных
действиях и вовлеченности в бескорыстную помощь.
Для теоретических рамок работы была взята теория новой формы
солидарности, которая предполагает наличие определенных новых качеств,
которыми должна обладать сейчас коллективная деятельность, чтобы
считаться успешной или выполняющей свои цели. Ради этой цели был
выбран такой вид солидарности как социальный цирк, предполагая, что
уникальность и особенность метода сможет помочь определить, может ли
некоммерческая организация пользоваться популярностью и быть эффективной.
Для удобства воспользуемся концептуальной картой новой солидарности, где
отражены главные найденные аспекты организованной коллективной
деятельности, выделенные на примере социального цирка.
Рис. 2
Пользуясь использованными в работе теориями, можно сделать попытку
интерпретации рамок теории о новых формах солидарности в нашем
обществе. Социальный цирк оказался достойным объектом для изучения
феномена объединений, направленных на решение проблем социального
исключения неблагополучных социальных групп. Из-за его особенностей и
относительно нового и не изученного в России метода можно придти к
некоторым выводам о данной теоретической единице и, надеюсь, применить
в будущем к другим, но похожим объединениям. Несмотря на то, что теорию
органической солидарности Дюркгейма можно применить к изученному
объекту, рассматривая взаимную дополняемость субъектов солидарности как
условия достижения поставленной цели, нельзя не выделить новые качества
солидарности, присущие новым объединениям.
Во-первых, (см. Рис. 2) главная черта новых способов коллективной
деятельности – это добровольность. Сравнивая с солидарностями прошлого
века, сформированные под влиянием трудовых отношений и носящий
характер взаимной зависимости между субъектами этой группой, новые
солидарности строятся главным образом на вольном желании субъекта
делать что-то в рамках коллективной деятельности. Социальный цирк –
отличный пример этому, ведь и дети группы социального риска, и
сотрудники цирка проводят эту работу исключительно по своему желанию,
и, собственно сама организация была создана из побуждений улучшить
жизни определенных групп населения.
От этого мы приходим ко второму аспекту новой солидарности – личная
мотивация, интерес. Чтобы вступить в организацию с благотворительными
целями, или даже основать её, необходимо иметь определенное осознание и
причину, почему этому хочется уделять большую часть своего времени. В
случае с социальным цирком это было связано:
- с реализацией собственного потенциала и профессиональной специализации;
- с получением редкого опыта;
- любовью к детям;
- семейным причинам.
Поэтому для подобных видов организаций, как и, в принципе, для других
благотворительных проектов, необходима личная заинтересованность,
отличная от материальной выгоды.
Если предыдущие пункты, по большему счету, можно отнести ко всем
благотворительным организациям, то следующий позволяет выделить
организации с особыми характеристиками, а именно яркой и выразительной
репрезентацией. Пользуясь теорией социального капитала в теоретической
части этой работы, можно сказать, что налаживание различных внешних и
внутренних связей и сетей может положительно влиять на образ
некоммерческой организации и на успешное выполнение её целей в общем.
Под образом я подразумеваю имидж – то, как объединение (солидарность)
презентует свою деятельность. Сюда относится:
- наличие и своевременное обновление страниц в социальных сетях
организации, чтобы в свою очередь привлекать к себе внимание и время от
времени напоминать о себе с помощью публикаций;
- проведение различных мероприятий, где можно заявить о своих целях и
иметь возможность наладить сотрудничество для своей организации.
Почему это важно? На мой взгляд, чтобы организация с
благотворительными целями действительно работала и приносила
положительные результаты, необходима широкая деятельность, чтобы
популяризовать проводимые практики, ведь много зависит от внимания
общественности и к проблемам, которые старается решить определенная
гражданская инициатива, и к самим практикам решения этой проблемы. Так,
социальный цирк не обходит стороной эти способы построения социальных
сетей: цирк активно публикует информацию на своих страницах, напоминая
о себе; имеет яркий сайт и даже свой стиль с авторским шрифтом и
символикой, который также присутствует на сувенирной продукции цирка;
проводит мероприятия с местным компаниями, участвует в гастролях. Также
одной из главных тенденций развития социальных цирков является
международное сотрудничество и стремление стандартизировать учебные
практики для педагогов и тренеров. Это также пример развития социальных
сетей и накопления социального капитала, а в данном случае это даже
способствует институционализации этой формы деятельности.
Последним пунктом в качествах новой солидарности была выделена
признанная деятельность. Под ней подразумевается непосредственно
продукт той или иной организации, который может быть открыто
представлен общественности и оценен. В данном случае таким продуктом
является спектакль. Можно предположить, что метод бы не пользовался
популярностью у целевой группы, если бы построение занятий в цирке
включало бы только тренировки без подготовки к спектаклям и без
выступлений перед зрителями. Учитывая, что спектакль – любимая часть в
цирке у детей, вряд ли детям было бы так же интересно заниматься без
какой-либо конечной цели.
Подытожив анализ эмпирических данных и все вышесказанное, хочется
согласиться с мыслью Э. Дюркгейма о том, что при взаимодействии
индивидов возникает новая реальность, которая живет своей собственной
жизнью и порождает свои собственные законы и правила, которые
впоследствии влияют на саму основу этой реальности – индивидов. На мой
взгляд, социальный цирк является как раз отображением этой мысли:
созданная с благими идеями организация повлияла на появление новых
смыслов, правил и отдельной сплоченности, которая в свою очередь
воздействует на всех субъектов изнутри, включая детей, работников и даже зрителей.
В свете низкой заинтересованности российского общества социальными
проектами и организациями с благотворительными целями в целом,
социальный цирк имеет потенциал изменить это и привлечь внимание не
только к себе как к организации, но и к проблемам, с которыми проект
борется. Качества новой солидарности могут быть полезны для гражданских
инициатив с целями повлиять на режим социального исключения и
противодействовать социальной изоляции неблагополучных социальных
групп, но при этом не принуждая людей к пожертвованиям, а создавая
практики взаимопомощи, которые без государственного вмешательства, но с
творческим подходом, могут способствовать решению проблем социального
исключения в современной России.


1. Гофман А.Б. 2015. Традиция, солидарность и социологическая теория.
Избранные тексты. Издательство: Москва: Новый Хронограф; 24-171.
2. Дюркгейм Э. 1995. О разделении общественного труда. Издательство Канон.
3. Журавлев О., Савельева Н., Ерпылева С. 2014. «Индивидуализм и
солидарность в новых российских гражданских движениях» Журнал
исследований социальной политики; 185-194.
4. Здравомыслова Е.А. 1994. Парадигмы общественных движений.
Социологический журнал. No3; 190-192.
5. Колесникова Н.А. 2013. Некоммерческие организации как основные
институциональные формы гражданского общества. Известия Тульского
государственного университета. Гуманитарные науки; 147-149
6. Коулман Дж. 2001. Капитал социальный и человеческий. Общественные
науки и современность. No 3.
7. Лариса Афанальева, Анна Елисеева. (дата отсутствует) Метод Упсала-
цирка. Как научить детей летать или берегите хулиганов.
8. Лыткина Т. 2012. Социальный капитал в решении социальных проблем:
практики солидарности бедных в республике Коми. Журнал социологии и
социальной антропологии Т. 15. No 3; 130-154.
9. Ляус Ю.А. 2016. Особенности социодинамики некоммерческих
организаций в Санкт-Петербурге. Историческая и социально-
образовательная мысль; 112-114.
10. Селезнев П.А. 2010. Протестные движения в современной России.
Вестник Казанского технологического университета; 334-335.
11. Сурикова М. Д. 2013. Дети группы риска и их психологические
особенности Молодой ученый. No4; 607-609
12. Файзуллин Т.Ф., Файзуллина А.И. 2007. Сущность институционализма и
его значение в исследовании социально-экономических явлений. Вестник
Оренбургского государственного университета.
13. Флигстин Н. 2001. Поля, власть и социальные навыки: анализ новых
институциональных течений. Экономическая социология. Т. 2 No4.
14. Ханна Арендт 2014. «Между прошлым и будущим». Издательство
института Гайдара
15. Ярошенко С.С., Белокурова Е.В. 2011. Отчёт о научно-
исследовательской работе: Новые формы солидарности в сравнительной
перспективе по теме: модели социальной политики, исключение и новые
формы солидарности в России и Европе. Санкт-Петербургский
государственный университет.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ