Введение ................................................................................................................... 3
Глава 1. История издания и изучения детских считалок .................................. 16
1.1. История публикации детских считалок в XIX в. ........................................ 20
1.2. Основные подходы к изучению детских считалок в XX-XXI вв. ............. 25
1.3. Теоретические подходы к изучению практики детских считалок ............ 39
1.4. Анализ материалов фольклорного архива филологического факультета
СПбГУ .................................................................................................................... 43
Глава 2. Считалка как форма жребия .................................................................. 51
2.1. Словарные значения слова жребий ............................................................. 51
2.2. Практики жребия в севернорусских деревнях ............................................ 57
2.3. Практики жребия в детских играх ................................................................ 73
2.4. Выводы ............................................................................................................ 80
Глава 3. Коммуникативные особенности детских считалок ............................ 83
3.1. Деревенские детские игры ............................................................................ 83
3.2. Выбор водящего в детских играх ................................................................. 86
3.3. Роль считающего ............................................................................................ 92
3.4. Жульничество в детских считалках ............................................................. 97
Заключение .......................................................................................................... 101
Использованная литература ............................................................................... 103
Приложение ......................................................................................................... 111
Приложение 1. Сказка «Была-жила семья» ...................................................... 111
Приложение 2. Иллюстрации............................................................................. 114
Считалки представляют собой детский фольклорный жанр, до сих пор
распространенный в среде современных детей, в том числе и городских.
Многие другие детские жанры, такие как загадки, скороговорки, сказки
«ушли» в книгу, «олитературились» в ней, приобретя графический облик,
пройдя определенную обработку в процессе подготовки к публикации и
утратив способность меняться по усмотрению исполнителя 1. С этой точки
зрения, считалки являются живым и актуальным фольклорным жанром,
бытующим в детской среде. Их жизнеспособность проявляется в богатом
репертуаре, активном использовании, постоянном обновлении текстов
(например, включении в них реалий современной жизни), взаимосвязи с
литературными произведениями.
В исследовании меня интересует не столько поэтика детских считалок,
сколько особенности их использования в начале игры. Такой
исследовательский фокус потребовал обратиться к детским считалкам как к
специфической форме жребия, практики которого особенно актуальны в
деревенском сообществе.
Материалом послужили аудиозаписи и видеозаписи интервью,
фотографии из Фольклорного архива СПБГУ (далее – ФА СПбГУ), сделанные
мной и моими коллегами в ходе фольклорно-антропологических экспедиций
на Русский Север с 1981 по 2016 гг. В материалах архива меня интересовали
рассказы информантов об использовании считалок в различных ситуациях (63
интервью); описание деревенских игр; интервью, в которых упоминаются
практики жребия (26 интервью). Также в июле 2016 г. в рамках фольклорно-
антропологической экспедиции в деревне Белощелье (Лешуконский район
Архангельской области) я проводила включенное наблюдение группы детей,
которые в свободное время играли на деревенской детской площадке. Мне
...
В настоящем исследовании я рассмотрела практику считалок в
современной детской деревенской культуре. Считалки изучались мной как тип
коммуникации в современных детских деревенских играх.
Обзор научных публикаций, касающихся жанра считалки, XIX-XXI вв.
позволил прийти к выводу о том, что исследователей интересовали сами
тексты и поэтика жанра, но не практика их использования играющими. В
качестве основного материала я представила результаты полевого
исследования, сделанного во время фольклорно-антропологической
экспедиции в д. Белощелье (Лешуконский район, Архангельская область) в
июле 2016 г. Наблюдая и записывая материал, я обращала внимание не только
на сами считалки, но и на коммуникативные ситуации, в которых они
использовались, что позволило прийти к некоторым выводам.
На Русском Севере распространены различные ситуации дележа рыбы
или добычи, сенокосных пожень и так далее. Детские считалки оказываются
специальной формой жребия не только в ситуации непосредственно игры, но
и в ситуациях, когда дети что-то делят или что-то выбирают. В ситуации же
игр особая роль принадлежит считающему, который должен правильно и
справедливо рассчитать всех играющих. Игрок на роль считающего может
выбираться следующими способами: может назначаться в соответствие с
установленной очередью; в зависимости от социального статуса (то есть
наиболее авторитетный представитель группы); считающим может стать
игрок, первым придумавший интересную игру; игрок, который лучше всех
умеет считать; игрок, который знает больше всего разных считалок. Статус
считающего достаточно высок в деревенской группе детей. Исполняющий эту
роль должен знать много считалок, уметь импровизировать и интересно
считать. Однако именно считающий может прибегнуть к жульничеству. Так,
например, он специально может удлинить или обрезать считалку для того,
чтобы не быть водящим или наоборот. Если во взрослом мире жульничество
во время жеребьевки обычно сопровождается последующим наказанием, то в
детской среде играющие могут избежать конфликта, просто договорившись о
пересчете. Однако сжульничавший считающий (как и плохой водящий) может
потерять уважение и доверие остальных участников в реальной жизни (то есть
в ситуации «за пределами» игры).
Таким образом, считалка выходит за рамки распространенного
исследовательского мнения о том, что это детский игровой жанр, главная
функция которого – просто посчитать участников игры. Игра при этом
рассматривается как форма детского развлечения. Перед нами фольклорный
жанр, прагматика которого обусловлена самой ситуацией исполнения
считалки. Дальнейшее исследование этого жанра, как мне представляется,
может вестись именно в этом направлении. Фольклорная форма включает в
себя как собственно фольклорные тексты, так и жесты, мимику и другие
телесные действия, которые эти тексты сопровождают, создают, включают
или описывают. Исходя из такой точки зрения, было бы интересно посмотреть,
какие из этих невербальных параметров оформляют ситуацию произнесения считалки.
1. Бессонов П. А. Детские песни. М.: Москва: Тип. Бахметева, 1868. 253 с.
2. Даль В.И. Пословицы русского народа. СПб – Москва: Издание
книгопродавца-типографа М.О. Вольфа, 1879. 1392 с.
3. Детский поэтический фольклор: Антология / сост. А.Н. Мартынова,
примеч. А.Н. Мартынова, отв. ред. Б.Н. Путилов, вступ. ст. А.Н.
Мартынова. СПб: Дмитрий Буланин, 1997. 577 с.
4. Княжевич Д.М. Полное собрание русских пословиц и поговорок,
расположенных по азбучному порядку. СПб.: Тип. Карла Крайя, 1822. 296 с.
5. Колыбельные и потешные песни. Считалки // Русская речь, 1969. No 4.
С. 119-120.
6. Кудрявцев В. Ф. Детские игры и песенки в Нижегородской губернии:
этнографические материалы // Нижегородский сборник / под ред. А. С.
Гациского. Н. Новгород: Нижегородский губернский статистический
комитет, 1871. Т. IV. С. 167-238.
7. Лиса по лесу ходила / Текст подготовил по материалам фольклорного
собрания Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР
Л. Домановский // Неделя, 1963. No 33. С. 4.
8. Литературная энциклопедия: [в 11 т.] / гл. ред. А.В. Луначарский. М.:
Гослитиздат, 1939. Т.11. С. 132-133.
9. Подснежник. Журнал для детского и юношеского возрастов,
издаваемый В.Н. Майковым / сост. В.Н. Майков. СПб.: Тип.
Департамента Внешней торговли, 1858. No2. 65 с.
10. Потешки. Считалки. Небылицы / Сост., авт. вступ. статьи и примеч. А.
Н. Мартынова. М., 1989. 349 с.
11. Русский детский фольклор Карелии / Сост., подгот. текстов, вступ. ст.,
предисл. к разделам, коммент. С. М.Лойтер. Петрозаводск, 1991. 280 с.
12. Русские народные песни. Часть 1 / Шейн П. В. Москва: Университетская
типография, 1870. 725 с.
13. Сахаров И.П. Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым.
СПб: Изд. А.С. Суворина, 1885. 298 с.
14. Снегирев И.М. Русские в своих пословицах. Рассуждения и
исследования об отечественных пословицах и поговорках / Соч. И.
Снегирева. М.: Университетская тип., 1831-1834. 847 с.
15. Шейн П. В. Сборник народных детских песен, игр и загадок / сост. А. Е.
Грузинский по материалам Шейна. М., 1898. 80 с.
...