Введение.......................................................................................................4
Глава I. «Арабская весна» как главный дестабилизирующий фактор в регионе Большого
Ближнего Востока.........................................................................................14
1. Географические и политические рамки региона Большой Ближний Восток.............14
2. Сущность понятия «Арабская весна»..............................................................17
3. Причины зарождения «цветных революций» в Северной Африке и на Ближнем
Востоке...................................................................................................18
4. Влияние Арабской ве сны на го сударственно-политиче ское устройство
ближневосточных стран..............................................................................22
5. Подходы РФ и США к революционным событиям «Арабской весны»....................25
1.5.1. Соотношение внешней политики и идеологии........................................25
1.5.2. Видение РФ и США на идеологическом уровне - за и против революционных
процессов.....................................................................................................26
Глава II. Сирийская государственность на современном этапе.................................31
1. Старый порядок и конституционная реформа 2012 года.......................................31
2. Общественно-политические преобразования в стране.........................................35
3. Социально-экономическое положение в стране....................................................40
Глава III. Дестабилизация государственности Сирии на фоне сирийского кризиса.........45
1. Специфика сирийского кризиса....................................................................45
2. Разрушение политической системы Сирии......................................................48
3. Трансформация сектора безопасности............................................................51
4. Политика РФ и США в отношении изменения государственности Сирии................54
3.4.1. Экономические императивы и борьба с терроризмом................................54
3.4.2. Реализация сирийской политики Москвой и Вашингтоном........................56
Глава IV. Подходы ключевых акторов к потенциальному послевоенному устройству си-
рийского государства......................................................................................60
1. Взгляд сирийского оппозиционного лагеря на посткризисный государственно-полити-
ческий строй Сирии...................................................................................61
2. Поддержание идеи федерализации государства курдской частью сирийского населе-
ния........................................................................................................68
3. Позиция правящего режима в отношении будущего устройства Сирии....................70
4. Изменение подхода Москвы к действующему сирийскому лидеру..........................72
5. Взгляд Вашингтона на место Б.Асада в переходном периоде в Сирии.....................75
Заключение..................................................................................................78
Список литературы.........................................................................................82
Сирийский кризис с начала 2011 года по настоящее время претерпел качественные
изменения, которые заключаются в перерастании антиправительственных протестов в
полномасштабную войну, характеризующуюся активным вовлечением внешних игроков.
По сути, данная динамика изначально внутриполитического конфликта привела к
противостоянию союзного лагеря «асадовской» Сирии, во главе с Российской Федерацией,
со сторонниками антирежимных сил, исповедующими ислам суннитского толка, при
поддержке Соединенных Штатов Америки.
В связи с этим, актуальность данной работы обусловлена тем, что трансформация
существующего режима сирийского государства в результате событий «Арабской весны»
оказалась в центре внимания всего мирового сообщества. На самом деле революционные
процессы на Ближнем Востоке до сих пор находятся в развитии, то затихая, то вспыхивая
с новой силой. Вследствие этого, во-первых, необходимо иметь четкое представление о
том, как волны арабских протестов и гражданских войн отражались на общемировой
картине, привлекая в регион внешние силы в лице РФ и США. Во-вторых, важно
понимать, какое влияние данные события оказали на изменение государственно-
политических основ ближневосточных стран, в частности сирийского государства, в
контексте нарастающих противоречий между глобальными и региональными
политическими игроками.
Объектом исследования выступает государственно-политическое устройство Сирии
и ближневосточные интересы РФ и США, определяющие треугольник взаимоотношений
этих стран с сирийским государством. Предметом является конституционно-правовые,
обще ственно-политиче ские и социально-экономиче ские о сновы сирийской
государственности, находящиеся в процессе качественного изменения, а также формы и
механизмы реализации ближневосточных интересов и политики РФ и США.
Цель данной дипломной работы заключается в том, чтобы выявить факторы, обу-
славливающие развитие государственного строя в Сирии, и проследить его эволюцию в
период президентства Б.Асада в контексте расхождения интересов Российской Федерации
и Соединенных Штатов Америки на Ближнем Востоке и их реализации в региональной политике.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. исследовать события «Арабской весны» в регионе Большой Ближний Восток;
2. выявить общие тенденции в развитии ближневосточных стран после революционных восстаний;
3. проследить изменения, которые произошли во внутриполитическом курсе Сирии в пе-
риод правления Б. Асада;
4. изучить особенности сирийского кризиса в рамках «Арабской весны» и его влияние на
разрушение сирийской государственности;
5. проанализировать реализацию сирийской политики РФ и США в контексте дестабили-
зации государственных основ Сирии;
6. сравнить подходы участников сирийского кризиса к будущему развитию сирийского государства.
Хронологические рамки данной работы охватывают временной отрезок с 2000 года
до настоящего момента. Этот период обуславливается временем нахождения у власти
последнего сирийского лидера Башара Асада, который довольно активно проводил в
стране демократические реформы, что в результате привело к смягчению годами
существовавшего авторитарного режима. Таким образом, выбранный временной период
совпадает с началом президентства Б.Асада, современный этап которого характеризуется
протеканием сирийского кризиса, который оказывает деструктивное влияние на
сирийскую государственность.
Методологическую основу работы составили системный подход, историко-
описательный, институциональный и компаративистский методы. Системный подход
используется при рассмотрении Сирии как элемента в системе ближневосточного региона,
где активно проводится российская и американская политика. Понимание истории
политических отношений в ближневосточном регионе и выявление многолетних
тенденций и ритма регионального политического процесса достигается с помощью
историко-описательного метода, который также помогает определить причины появления
тех или иных групп влияния, историческое развитие взаимодействия между ними и
динамику их отношений. В частности, он применялся при рассмотрении эволюции
государственного устройства Сирии от наследия Х.Асада до деятельности Б.Асада и
событий «Арабской весны». Для анализа правовых институтов, а также материалов и
архивов научных мозговых трестов при изучении вопроса функционирования таких
государственных структур, как исполнительные, законодательные, судебные органы и
административные учреждения сирийского государства, а также при анализе
производимых реформ в одноименных секторах автор прибегал к институциональному
методу. В свою очередь, рассмотрение разных взглядов РФ и США на события «Арабской
весны» и соотношение их интересов, императивов и мировоззренческих идей при
реализации региональных политик явилось предметом сравнительного анализа. На
основании полученных таким образом данных проводился синтез идей, их сравнение,
обобщение и конкретизация.
При проведении данного исследования и изучении вопросов, связанных с эволюцией
политического процесса и становлением норм современной демократической жизни, автор
обращался к широкому кругу источников. В нашем случае, среди них особо отмечаются
государственные документы Сирии, включающие конституцию страны1, нормативно-пра-
вовые акты2, регулирующие деятельность политических партий и организаций, официаль-
ные заявления 3 и выступления сирийского руководителя 4, а также статистические показа -
тели5. При помощи этих источников проводилось изучение сирийской политической си-
стемы, выявлялись цели и задачи президентства сирийского лидера, а также реальные
шаги, предпринимаемые им, и их результаты. Выступления политических деятелей также
были полезны при рассмотрении вопроса существующего подхода Москвы и Вашингтона
к революционным событиям и целей их присутствия в регионе. 6 Резолюции СБ ООН 7 и
договоры, заключенные в формате многосторонних встреч на международных
площадках,8 были использованы для проведения анализа сирийской политики Кремля и
Белого дома в контексте дестабилизации государственного строя Сирии. Исследование
взглядов насчет будущего развития сирийского государства также не обошлось без анализа
проектов предполагаемых Конституций 9 и программных документов оппозиционных лагерей10.
Что касается степени разработанности проблемы, то, в силу того, что рассматрива-
емое событие - сирийский кризис, также как и само явление «Арабская весна» - довольно
молодое, в основном, среди исследуемых вопросов чаще всего фигурируют более ранние
кризисы «Арабской весны», такие как конфликты в Ливии, Египте и Тунисе, где исследу-
ется влияние, которое они оказали на новую геополитическую ситуацию на Ближнем Во-
стоке. Мало изучена проблема демократического транзита ближневосточных стран, в то
время как большое число работ посвящено закостенелости авторитаризма и возросшей
потребности населения в новой политической реальности, обусловленной развитием ин-
формационных технологий и активизацией на этом фоне общества. При сравнении целей
присутствия РФ и США в регионе ББВ, упор в исследованиях, в основном, делается на
экономические императивы энергетического характера.
Интересным фактом явилось то, что совсем недавно ведущие специалисты по Ближ-
нему Востоку и предположить не могли, что не имеющая значительных природных и стра-
тегических ресурсов Сирия превратится в один из самых противоречивых центров важно-
го региона мировой политики. Так, работа Дж.Кемпа и Р.Харкави «Стратегическая геогра-
фия и меняющийся Ближний Восток», представившая американский проект «Большого
Ближнего Востока», не отводила значимого места Сирии.11 Чуть позже аналогично обошел
вниманием сирийскую территорию выражающий взгляды американского сообщества к
государственно-политической конфигурации «Нового Ближнего Востока» Р.Петерс в
«Кровавых границах», лишь немного упоминая «проигрышную» ситуацию этого государ-
ства.12 Однако с изменением миропорядка, становится очевидным факт стремительного
изменения расположения политических игроков на мировой арене.
В принципе, западная историография по проблемам общественно-политического
развития и эволюции режимов в арабском мире значительно шире и детальнее, чем отече-
ственная. Так, турецкие авторы С.Сакмак и М.Устаоглу, занимающиеся событиями «Араб-
ской весны» и построением гражданского общества в контексте современной массовой
политической активности, внесли большой вклад в развитие западной науки по изучению
ближневосточного региона. Их совместная работа «Послевоенная Сирия и национальное
строительство: экономическое и политическое развитие государства»13 посвящена Сирии,
которая находится на грани политического раскола и переживает сильнейшую трансфор-
мацию сектора безопасности в результате активизации радикального ислама. Последствия
сирийского кризиса было бы трудно проанализировать без трудов Р.Хиннебуша,14 Б.Хад-
дада,15 Дж.Бодански16 и М.Линча.17 Их работы раскрывают особенности политики автори-
тарного режима в Сирии и модернизацию ближневосточных политических систем в ре-
зультате проводимой либерализации экономической и общественной жизни, а также уси-
ления угрозы исламского фундаментализма как международного радикального политиче-
ского движения. Немного особняком стоят работы М.Линча, который изучает революции
Египта, Туниса и объясняет антиправительственные выступления в арабском мире форми-
рованием новой спорной политики на Ближнем Востоке.
Вопросы, затрагивающие деятельность Б.Асада и проблемы трансформации режима,
составили сферу интересов таких российских ученых, как В.М.Ахмедова18 и Э.П.Пир-Бу -
даговой.19 В.М.Ахмедов является арабистом, специализирующимся на изучении социаль-
но-политических проблем арабских стран Ближнего Востока. Он делает акцент на иссле-
довании роли армии и политического ислама. Сирийская проблематика отражена в ряде
его трудов, где он освещает состояние государственности Сирии до и после политического
кризиса, а также его конфессиональную сторону. Работы Э.П.Пир-Будаговой, в свою оче-
редь, представляют собой историческое исследование развития Сирийской Арабской Рес-
публики от пребывания под мандатом управления Франции до революции Х.Асада и прав-
ления его сына.
В сфере академической политической науки за последние годы ряд российских авто-
ров выпустил научные публикации, затрагивающие комплекс проблем, связанных с собы-
тиями «Арабской весны» и её последствиями. К ним можно отнести А.В.Коротаева, 20
Б.В.Долгова,21 Э.Ф.Кисриева, 22 Р.Г.Ланда, 23 А.А.Ткаченко,24 Д.А.Воробьеву,25 К.М.Труев-
цева.26 Выпущенные в их соавторстве сборник статей «Арабский кризис и его междуна-
родные последствия» рассматривает большой спектр причин и совокупность последствий
арабских антиправительственных восстаний, начиная с анализа социально-экономических
факторов и культурологической проблематики и заканчивая ростом радикального исла-
мизма, который приводит к усилению дезинтеграционных процессов в обществе. Отдель-
но в этом контексте стоят работы заместителя директора института Африки РАН Л.Л.Фи-
туни27 и бывшего главного научного сотрудника Института мировой экономики и между-
народных отношений РАН Г.И.Мирского.28 В центре их работ оказались ближневосточные
режимы, претерпевающие общественно-политический и социально-экономический кризи-
сы, когда против существовавшего веками порядка на фоне перерождения исламского
фундаментализма и международного терроризма восстает гражданское общество.
Специфика ближневосточной деятельности Москвы и Вашингтона и разница в мето-
дике осуществления их политики в отношении Сирии подробно рассмотрена в моногра-
фиях американского государственного деятеля и эксперта в области международных от-
ношений Г.Киссинджера,29 доктора политических наук и профессора МГИМО Т.А.Шакле-
иной, 30 российского ученого-американиста и специалиста в области политической фило-
софии Э.Я.Баталова,31 а также востоковеда-арабиста и государственного деятеля Е.М.-
Примакова.32 В них представлена роль России и США в мире, стратегия их международ-
ной деятельности и двустороннего взаимодействия. Эти работы содержат описание клю-
чевых факторов, которые оказывали влияние на складывание ближневосточной тактики
РФ и США в Сирии, а также помогли провести параллель в способах осуществления стра-
тегических задач обеими державами. Так, работа Е.М.Примакова «Конфиденциально.
Ближний Восток на сцене и за кулисами» раскрывает непосредственно ближневосточный
вектор Москвы и Белого дома во время «Арабской весны».
Кроме того, изданная под редакцией большого авторского коллектива монография
«Сирийский рубеж» 33, затрагивает, в первую очередь, вопросы генезиса и эволюции си-
рийского кризиса, а также освещает роль и место военно-политического руководства РФ в
борьбе с международным терроризмом на сирийской территории и отмечает большой
вклад российской стороны в процесс мирного урегулирования конфликта и попытки со-
хранить сирийскую государственность.
Автор прибегал к использованию многочисленных отчетов мозговых трестов и ана-
литических центров. Вопросы об основных акторах сирийского кризиса, правительствен-
ной политики в отношении противоборствующих сторон, роли и месте России и США в
гражданской войне в Сирии рассматривались Центром по изучению глобализации34, Ис-
следовательской службой Конгресса,35 Российским советом по международным делам.36 В
свою очередь, доклады Ближневосточного центра Карнеги,37 Института Картера,38 Сирий-
ского центра политических и стратегических исследований39 и Американского института
мира 40 содержат совокупность взглядов сирийской оппозиции на послевоенное устройство
Сирии: конституционную реформу, формирование правительства и проведение выборов.
Для изучения текущей политической информации о динамике войны в Сирии автор
использовал в качестве арабских источников следующие средства массовой информации:
новостной телеканал «Аль-Джазира», сирийское информационное агентство «САНА» и
«Ара Ньюс», ливанскую газету «Аль-Акбар». Вдобавок, автор обращался к зарубежным и
российским изданиям, которые публиковали политические материалы по рассматриваемой
теме: информационные агенства BBC, Блумберг, ИТАР-ТАСС, РИА новости, Федеральное
агенство новостей, международный новостной телеканал «Россия сегодня (RT)», а также
американская газета «Нью-Йорк таймс» и британское издание «Гардиан».
Данная работа состоит из четырех глав. В первой главе ««Арабская весна» как
главный дестабилизирующий фактор в регионе Большого Ближнего Востока»
рассматриваются вопросы возникновения революционных событий 2011 года и
анализируются последствия, к которым они привели. В политическом дискурсе
существует целый ряд версий по поводу причин зарождения волн протеста, среди которых
нельзя выделить одну объясняющую. Так, среди факторов, побудивших восстание
арабского населения, можно обнаружить социально-экономический кризис,
неравномерный прирост численности населения в 1980-е годы, массовую
информатизацию арабского общества, а также спонтанную реакцию в силу накопившегося
недовольства режимом, которая была во время взята под контроль исламистами. Эта
совокупность механизмов взрывоопасного действия привела ближневосточные страны к
огромным потрясениям: появлению многочисленных исламистских организаций и
активизации деятельности уже давно существующих радикальных движений.
Неоднозначность рассматриваемых событий отразилась и во взглядах РФ и США, которые
по-разному видят суть революционных процессов, составляющих новую конфигурацию
международных отношений.
Во второй главе - «Сирийская государственность на современном этапе» -
предпринимается попытка анализа трансформации политической системы Сирии, начало
которой положила деятельность занявшего в 2000 году пост президента Башара Асада.
Изначально развитие этой арабской страны шло по пути целенаправленно
предпринимаемых реформ по демократизации общества. Тем не менее, либерализации
экономической и политической жизни препятствовали обстоятельства, исторически
сложившие особенности сирийского режима. К ним относятся гетерогенность сирийского
общества с точки зрения его национально-конфессионального состава, сектарный
характер правящей группировки и консервативная элита.
Третья глава «Дестабилизация государственности Сирии на фоне сирийского
кризиса» посвящена сирийскому конфликту и участию в нем российской и американской
сторон. Акцент поставлен на том, как РФ, с одной стороны, и США, с другой стороны,
видят причины разрушения политической системы и сектора безопасности Сирии, а также
на том, что представляет собой фигура Башара Асада для обеих держав.
Наконец, в четвертой главе «Подходы ключевых акторов к потенциальному
послевоенному устройству сирийского государства» представлены позиции основных
участников сирийского конфликта: правительственной, оппозиционной арабской и
курдской сторон. Более того, анализ взглядов на будущее Сирии дополнен
противоположным видением России и Соединенных Штатов. В основном, были
рассмотрены вопросы потенциальной посткризисной формы правления,
административно-территориального устройства - федерализма как одного из
благоприятных вариантов, и места Башара Асада в переходном периоде.
Современные международные отношения на Ближнем Востоке характеризуются
ростом напряженности в силу затянувшейся сирийской «Арабской весны». Гражданская
война за шесть лет унесла жизни сотен тысяч людей, кардинально изменив
геополитическую картину этого региона. Сейчас она представлена незатихающими
политическими столкновениями и вооруженными противостояниями, упадком
государственности, расцветом терроризма и радикального фундаментализма.
В результате проведенного исследования были выявлены факторы развития
государственного строя в Сирии в период президентства Б.Асада. Кроме того, были
проанализированы обстоятельства, тормозящие его эволюцию, при несовпадении
ближневосточных интересов России и США и расхождении стратегий их реализации в
сирийском кризисе и сделаны следующие выводы.
Во-первых, было выяснено, что череда арабских волнений и революций не может
быть объяснена односложно. Природа и характер данных событий не определяется только
кризисом социально-экономической сферы, показатели которой в некоторых странах
«Арабской весны» все же находились на достаточно неплохом уровне. На самом деле эти
процессы стали результатом напряженности в демографическом, культурно-
идеологиче ском секторах, чему по спо собствовала глобализация, массовая
информатизация и вестернизация арабских государств. Так, формирование
нереализованного «молодежного бугра» на фоне модернизации ранее закрытых обществ
привело к мобилизации многочисленных слоев населения. Иными словами, особенности
жестко зарегулированных систем заключаются в возникновении периодов смуты, когда
происходит ослабление центральной власти.
В результате, революционные изменения в ряде арабских государств уже привели к
формированию принципиально новой региональной конфигурации сил, где активную
позицию заняли исламистские группы. Ярким примером служит победа в 2012 году на
президентских выборах в Египте представителя от «Братьев-мусульман» - Мухаммеда
Мурси, а также победа на парламентских выборах в Тунисе партии «Ан-Нахда». Однако,
помимо умеренных исламистов появляются радикальные группировки, которые
усиливают межконфессиональные противоречия в исламском мире, что, в свою очередь,
способствует разгоранию религиозных войн между суннитами, представляющими
большинство мусульманского населения, и шиитами. Получается, что на смену идей
панарабизма, призывавшего к консолидации ближневосточных арабов, приходит
концепция исламского фундаментализма - «чистого» ислама, - которая противопоставляет
себя любому реформистскому движению и проводит разделительную линию между
представителями мусульманского мира.
Во-вторых, автор пришел к выводу, что Сирия при Б.Асаде серьезно продвинулась на
пути развития демократии во всех сферах общества. Были сделаны необходимые шаги по
созданию фундаментальных основ рыночной экономики, что подтверждается
либерализацией торговли и финансов, активным привлечением иностранных инвестиций
и появлением большого числа частных предприятий, независимых от государства.
Достижений в сфере современных технологий Сирия добилась, во-первых, посредством
развития сети образовательных учреждений, что повлекло за собой повышение уровня
грамотности населения, а во-вторых, через предоставление средствам массовой
информации больших свобод, что привело к расширению социальной мобильности
сирийского населения и его интеграции в глобальную сеть Интернет. Так, сирийское
государство осуществило огромный рывок в области модернизации общества.
Тем не менее, данный внутриполитический курс Б.Асада, направленный на
ускорение проведения необходимых обществу реформ, сдерживался многими
обстоятельствами. Важную роль в данном вопросе сыграл характер сирийского режима,
где рычаг управления основан на работе немногочисленной касты алавитов-шиитов, в то
время как основной конфессией являются мусульмане-сунниты. Такая национально-
конфессиональная гетерогенность общества приводит к возникновению очагов
сопротивления между различными группами его населения, что является препятствием на
пути реализации программы по расширению демократии. Вдобавок, наметилось
разделение сирийской элиты на два лагеря: с одной стороны находились представители
консервативного крыла - «старая гвардия» Х.Асада, а с другой - молодые технократы,
апеллирующие к неизбежности проведения реформ и обновления национального
политического пространства. Необходимость определения взаимодействия между
традиционными политическими структурами и новыми общественными слоями
тормозила осуществление преобразований и «открытие» сирийского общества. Таким
образом, накопившееся недовольство сирийского населения нашло отклик в
революционных лозунгах «Арабской весны». Арабские оппозиционные силы наряду с
притесняемой курдской стороной выступили против правительственного режима, развязав
тем самым длительное вооруженное противостояние.
В-третьих, стало понятно, что «Арабская весна» имела разрушительные последствия
для сирийской государственности. Лагерь оппозиционеров разделился на внутреннюю и
«умеренную» вооруженную оппозицию, что спровоцировало образование
многочисленных центров силы. В первую очередь здесь говорится о самоуправляющейся
территории Западного Курдистана, которая оформилась в 2014 году и в последнее время
заявляет о своей федерализации. В качестве примера можно привести и территории
Идлиба, Ракки, находящиеся под контролем исламистов. Данная ситуация говорит о
дефекте власти, в связи с чем к Сирии может быть применена концепция
«несостоявшегося государства», когда государственное образование не в состоянии
поддерживать свое существование в качестве жизнеспособной политической единицы.
Более того, на территории Ирака и Сирии оформилось крупнейшее террористическое
образование «Исламское государство», которое подорвало сектор безопасности этих стран.
Зачастую случается так, что члены вооруженной оппозиции переходят в ряды
террористических группировок или воюют на их стороне. Это ярко проиллюстрировано
связями Свободной Сирийской Армии с «Хайят Тахрир аш-Шамом». В этой ситуации,
страны, спонсирующие асадовскую оппозицию, помогают радикальным исламистских
рядам, увеличивая их военную и материальную силу.
Наконец, автор определил разницу в проведении сирийской политики Москвы и
Вашингтона, которая основывается на различных подходах этих стран к революционным
процессам. Если Россия выступает в защиту национального суверенитета, воспринимая
события «Арабской весны» как нарушение норм международного права, приводящее к
разрушению государственности и возникновению политического хаоса, то Соединенные
Штаты видят в них назревшую потребность общества в демократическом строительстве и
реализации своих прав и свобод. В связи с этим, РФ занимает последовательную позицию
в отношении проведения внутреннего инклюзивного процесса по урегулированию
ситуации в Сирии и выступает за невмешательство третьих сторон в дела, входящие во
внутреннюю компетенцию государства.
Официальная цель присутствия РФ и США в сирийском конфликте сводится к
борьбе с международным терроризмом. Учитывая тот факт, что третьей страной-
рекрутером «ИГ» после арабских стран является Россия, она опасается возращения своих
исламистов обратно на родину и дестабилизации ситуации на Кавказе. Тем не менее,
существует серьезное разногласие между вышеописанными державами по поводу
классификации оппозиционных группировок, а именно, кого считать радикальной, а кого -
«умеренной» оппозицией. Ясно лишь одно, что, в то время как западный мир признал
единственным легитимным представителем сирийского народа Национальную коалицию,
РФ продолжает поддерживать Б.Асада в качестве законного главы Сирии, опасаясь
повторения ливийского сценария и полного распада государства.
Итак, по вопросу будущего устройства Сирии остается много нерешенных проблем.
До конца не известно, удастся ли ей сохранить государственность и будет ли существовать
централизованное государство с единой властью или территория окончательно разобьется
на множественные анклавы с собственной системой управления и законов. Сложное
решение предстоит принять и в отношении кандидатуры главы государства, который
прийдет к власти по окончании переходного периода. На данный момент
противоборствующие стороны никак не могут договориться по вопросу административно-
территориального устройства страны, соглашаясь идти лишь на минимальные уступки по
децентрализации власти, а также оттягивают реализацию уже достигнутых
договоренностей в рамках Женевы по конституционной реформе и проведению выборов.
Источники:
I. Статистические данные и показатели:
1) BP Statistical Review of World Energy June 2015 // BP Global. URL: http://www.bp.com/
content/dam/bp/pdf/energy-economics/statistical-review-2015/bp-statistical-review-of-
world-energy-2015-full-report.pdf (23.02.2017).
2) Global Wealth Databook 2012 // Credit Suisse Research Institute. URL:https://publications.-
credit-suisse.com/tasks/render/file/index.cfm?fileid=88EE9D2B-83E8-
EB92-9D5E0AB7A9A266A9 (08.03.2017).
3) Human Development Index (1980-2015), Foreign direct investment, net inflows (% of GDP)
// United Nations Development Program. URL:http://hdr.undp.org/en/data (27.02.2017).
4) Human Development Index and its components // United Nations Development Program.
URL:http://hdr.undp.org/en/composite/HDI (18.02.2017).
5) Human Development Index (1980-2015), Population of the Syrian Arab Republic // United
Nations Development Program. URL:http://hdr.undp.org/en/data (24.02.2017).
6) Human Development Index (1980-2015), Youth unemployment rate of the Syrian Arab
Republic // United Nations Development Program. URL:http://hdr.undp.org/en/data
(24.02.2017).
7) Human Development Indicators of the Syrian Arab Republic // United Nations Development
Program. URL:http://hdr.undp.org/en/countries/profiles/SYR (28.02.2017).
8) Population growth and distribution // UN data. URL:https://unstats.un.org/unsd/demograph-
ic/products/indwm/default.htm (14.03.2017).
9) Syrian Unemployment (modeled ILO estimate) // The World Bank Data. URL:http://data.-
worldbank.org/indicator/SL.UEM.TOTL.ZS?locations=SY&name_desc=true (24.02.2017).
10) The World Factbook on Syria // Central Intelligence Agency. URL: https://www.cia.gov/li-
brary/Publications/the-world-factbook/geos/sy.html (24.02.2017).
11) World Population Data Sheet 2013 // Population Reference Bureau. URL:http://www.prb.org/
pdf13/2013-population-data-sheet_eng.pdf (14.03.2017).
II. Нормативно-правовые акты:
2.1. Национальные:
12) Charter of the Social Contract. Self-rule in Pojava (29 January 2014) // Peace in Kurdistan
Campaign. URL:https://peaceinkurdistancampaign.com/charter-of-the-social-contract/
(8.04.2017).
13) Document of the Democratic Federal System of Rojava (March 17, 2016) – Northern Syria //
The official website of the Democratic Federal System of Rojava – Northern Syria.
URL:https://rojavanorthernsyria.noblogs.org/english/document-of-the-democratic-federal-
system-of-rojava-northern-syria/ (8.04.2017).
14) Legislative Decree 100/2011 about Political Parties Law // Syrian Law Journal. URL:http://
www.syrianlawjournal.com/index.php/main-legislation/constitutional-law/ (16.02.2017).
15) Legislative Decree 107/2011 about Local Administration Law // Syrian Law Journal.
URL:http://www.syrianlawjournal.com/index.php/main-legislation/constitutional-law/
(16.02.2017).
...