Система договорных связей, опосредующих сферу газоснабжения Российской Федерации
|
Введение 3
Глава 1. Отношения, складывающиеся на этапе «upstream» (изучение, разведка и добыча газа) 7
§1. Правовые и организационные аспекты деятельности, 7
§2. Соглашение о разделе продукции 11
§3. Концессионное соглашение 18
§4. Сервисный контракт 21
Глава 2. Специфика отношений, складывающихся на этапе «midstream» (переработка и транспортировка газа) 26
§1. Место процесса переработки газа в отношениях этапа «midstream» 26
§2. Условия транспортировки газа по магистральным трубопроводам 28
§3. Правовая природа договора транспортировки газа 34
§4. Рассмотрение Постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа по делу №А59-3071/2014 39
Глава 3. Отношения, складывающиеся на этапе «downstream» (реализация газа и доведение до потребителей) 43
§1. Система отношений и субъекты процесса реализации газа потребителям 43
§2. Реализация газа посредством электронной торговой площадки 47
§3. Договоры, заключаемые в процессе биржевой торговли газом 53
Заключение 59
Список использованной литературы 65
Глава 1. Отношения, складывающиеся на этапе «upstream» (изучение, разведка и добыча газа) 7
§1. Правовые и организационные аспекты деятельности, 7
§2. Соглашение о разделе продукции 11
§3. Концессионное соглашение 18
§4. Сервисный контракт 21
Глава 2. Специфика отношений, складывающихся на этапе «midstream» (переработка и транспортировка газа) 26
§1. Место процесса переработки газа в отношениях этапа «midstream» 26
§2. Условия транспортировки газа по магистральным трубопроводам 28
§3. Правовая природа договора транспортировки газа 34
§4. Рассмотрение Постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа по делу №А59-3071/2014 39
Глава 3. Отношения, складывающиеся на этапе «downstream» (реализация газа и доведение до потребителей) 43
§1. Система отношений и субъекты процесса реализации газа потребителям 43
§2. Реализация газа посредством электронной торговой площадки 47
§3. Договоры, заключаемые в процессе биржевой торговли газом 53
Заключение 59
Список использованной литературы 65
В соответствии с Конституцией Российской Федерации природные ресурсы используются и сохраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории их расположения, а также могут находиться как в государственной (муниципальной), так и частной собственности. В связи с особым значением газовой отрасли для Российской Федерации, исследование взаимоотношений частных субъектов и государства представляется необходимым не только с практической точки зрения, но и с позиции научного исследования правовых связей. В данной работе будут рассмотрены вопросы о добыче, транспортировке и реализации такого ресурса как природный газ.
Общественные отношения, складывающиеся в газовой отрасли России подразделяются на частноправовые и публично правовые. Так, частные отношения включают в себя отношения между энергетическими компаниями, осуществляющими поиск, добычу, поставку, транспортировку, хранение газа, а также, отношения по строительству, модернизации, реконструкции энергетических объектов газовой отрасли, между энергетическими компаниями и потребителями энергетического ресурса. В тоже время публично правовые отношения складываются в данной отрасли при государственном регулировании цен на поставку газа и тарифов на услуги по его транспортировке, а также контроль (надзор) за применением указанных цен и тарифов. Данные обстоятельства обусловливают применение в газовой отрасли различных источников права, в том числе комплексного по своей правовой природе энергетического законодательства.
Анализ научной литературы и законодательства, посвященных отдельным этапам процесса газоснабжения, выявил факт недостаточности его комплексного рассмотрения. При этом деятельность по добыче, переработке и реализации газа в последние годы характеризуется стремительным развитием, в связи с чем, представляется актуальным рассмотрение процесса газоснабжения в качестве единого комплексного явления. Несмотря на фрагментированное нормативное регулирование сферы газоснабжения, целями работы являются:
выявление правовых конструкций, на которых основаны отношения субъектов каждого из этапа газоснабжения;
выяснение правового содержания ключевых понятий в сфере газоснабжения РФ, их разграничение и соотношение;
выявление особенностей правового регулирования договоров, заключаемых субъектами газоснабжения;
построение и рассмотрение системы правовых связей между государством, инвестором и иными лицами, взаимодействие которых осуществляется в рамках процесса газоснабжения РФ;
обозначение правовых проблем, возникающих в процессе газоснабжения РФ: с момента получения лицензии на добычу ресурса до его реализации.
Кроме того, к целям работы относится поиск ответов на следующие вопросы: с помощью каких правовых конструкций строятся отношения субъектов на каждом из этапов газоснабжения? Какова особенность регулирования тех, предположительно смешанных договоров, которые опосредуют данные отношения? Исследование судебной практики и законодательства для ответов на указанные вопросы необходимо для раскрытия темы работы, а также для формирования целостного представления об отношениях сферы газоснабжения Российской Федерации.
Принятая в 2008 году Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года , утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года №1662-р448, предусматривает расширение масштабов и повышение эффективности добычи и переработки газа, обеспечивающие увеличение экспорта и удовлетворение растущих внутренних потребностей экономики, обеспечение равной доходности поставок газа на внутренний и внешний рынки; экономическое стимулирование повышения эффективности использования газа на внутреннем рынке.
В свою очередь Энергетическая стратегия России на период до 2030 года к числу основных проблем в газовой отрасли относятся: наличие инфраструктурных ограничений в сфере трубопроводной транспортировки газа; высокие транзитные риски экспорта газа в Европу; недостаточный уровень развития газоперерабатывающей и газохимической промышленности; заниженные регулируемые цены на газ на внутреннем рынке и недостаточная либерализация рынка газа в стране. Для достижения стратегических целей развития газовой промышленности согласно Энергетической стратегии на период до 2030 года поставлены следующие основные задачи:
— компенсация падения объемов добычи газа на старых месторождениях за счет ввода новых месторождений, а также создание соответствующей газотранспортной инфраструктуры для обеспечения поставок газа на внутренний рынок и диверсификации его экспортных поставок;
— демонополизация газового рынка, создание конкурентной среды и установление недискриминационных для всех участников правил доступа к его инфраструктуре. Среди документов стратегического планирования следует отметить также Программу создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР.
Приведенные программные документы провозглашают масштабные задачи, для решения которых необходимо упорядочить систему отношений процесса добычи газа, а также правовые связи, возникающие с момента получения лицензии инвестором до момента реализации газа потребителям. В связи с этим, цель данной выпускной квалификационной работы представляет собой построение и рассмотрение системы правовых связей между государством, инвестором и иными лицами, взаимодействие которых происходит в процессе добычи, переработки и реализации газа.
Объектом исследования выпускной работы являются общественные отношения, складывающиеся в системе правовых связей государства и частного инвестора, на протяжении всего процесса добычи, переработки и реализации газа.
В свою очередь, предмет исследования представляет собой систему правовых норм действующего законодательства, включающую в себя как законодательство, так и нормативно-правовые акты подзаконного характера, которая регулирует взаимодействие государства и инвестора, а также позиции Верховного и Высшего Арбитражного суда РФ.
Общественные отношения, складывающиеся в газовой отрасли России подразделяются на частноправовые и публично правовые. Так, частные отношения включают в себя отношения между энергетическими компаниями, осуществляющими поиск, добычу, поставку, транспортировку, хранение газа, а также, отношения по строительству, модернизации, реконструкции энергетических объектов газовой отрасли, между энергетическими компаниями и потребителями энергетического ресурса. В тоже время публично правовые отношения складываются в данной отрасли при государственном регулировании цен на поставку газа и тарифов на услуги по его транспортировке, а также контроль (надзор) за применением указанных цен и тарифов. Данные обстоятельства обусловливают применение в газовой отрасли различных источников права, в том числе комплексного по своей правовой природе энергетического законодательства.
Анализ научной литературы и законодательства, посвященных отдельным этапам процесса газоснабжения, выявил факт недостаточности его комплексного рассмотрения. При этом деятельность по добыче, переработке и реализации газа в последние годы характеризуется стремительным развитием, в связи с чем, представляется актуальным рассмотрение процесса газоснабжения в качестве единого комплексного явления. Несмотря на фрагментированное нормативное регулирование сферы газоснабжения, целями работы являются:
выявление правовых конструкций, на которых основаны отношения субъектов каждого из этапа газоснабжения;
выяснение правового содержания ключевых понятий в сфере газоснабжения РФ, их разграничение и соотношение;
выявление особенностей правового регулирования договоров, заключаемых субъектами газоснабжения;
построение и рассмотрение системы правовых связей между государством, инвестором и иными лицами, взаимодействие которых осуществляется в рамках процесса газоснабжения РФ;
обозначение правовых проблем, возникающих в процессе газоснабжения РФ: с момента получения лицензии на добычу ресурса до его реализации.
Кроме того, к целям работы относится поиск ответов на следующие вопросы: с помощью каких правовых конструкций строятся отношения субъектов на каждом из этапов газоснабжения? Какова особенность регулирования тех, предположительно смешанных договоров, которые опосредуют данные отношения? Исследование судебной практики и законодательства для ответов на указанные вопросы необходимо для раскрытия темы работы, а также для формирования целостного представления об отношениях сферы газоснабжения Российской Федерации.
Принятая в 2008 году Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года , утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года №1662-р448, предусматривает расширение масштабов и повышение эффективности добычи и переработки газа, обеспечивающие увеличение экспорта и удовлетворение растущих внутренних потребностей экономики, обеспечение равной доходности поставок газа на внутренний и внешний рынки; экономическое стимулирование повышения эффективности использования газа на внутреннем рынке.
В свою очередь Энергетическая стратегия России на период до 2030 года к числу основных проблем в газовой отрасли относятся: наличие инфраструктурных ограничений в сфере трубопроводной транспортировки газа; высокие транзитные риски экспорта газа в Европу; недостаточный уровень развития газоперерабатывающей и газохимической промышленности; заниженные регулируемые цены на газ на внутреннем рынке и недостаточная либерализация рынка газа в стране. Для достижения стратегических целей развития газовой промышленности согласно Энергетической стратегии на период до 2030 года поставлены следующие основные задачи:
— компенсация падения объемов добычи газа на старых месторождениях за счет ввода новых месторождений, а также создание соответствующей газотранспортной инфраструктуры для обеспечения поставок газа на внутренний рынок и диверсификации его экспортных поставок;
— демонополизация газового рынка, создание конкурентной среды и установление недискриминационных для всех участников правил доступа к его инфраструктуре. Среди документов стратегического планирования следует отметить также Программу создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР.
Приведенные программные документы провозглашают масштабные задачи, для решения которых необходимо упорядочить систему отношений процесса добычи газа, а также правовые связи, возникающие с момента получения лицензии инвестором до момента реализации газа потребителям. В связи с этим, цель данной выпускной квалификационной работы представляет собой построение и рассмотрение системы правовых связей между государством, инвестором и иными лицами, взаимодействие которых происходит в процессе добычи, переработки и реализации газа.
Объектом исследования выпускной работы являются общественные отношения, складывающиеся в системе правовых связей государства и частного инвестора, на протяжении всего процесса добычи, переработки и реализации газа.
В свою очередь, предмет исследования представляет собой систему правовых норм действующего законодательства, включающую в себя как законодательство, так и нормативно-правовые акты подзаконного характера, которая регулирует взаимодействие государства и инвестора, а также позиции Верховного и Высшего Арбитражного суда РФ.
В настоящей выпускной квалификационной работе был рассмотрен процесс газоснабжения в Российской Федерации. Правовые аспекты, сопровождающие указанный процесс с момента добычи газа до его реализации покупателям и потребителям. Подводя итоги работы, необходимо обозначить основные стадии газоснабжения, рассмотренные в работе.
Первый этап газоснабжения, именуемый «upstream» предполагает проведение геологоразведочных работ и непосредственную добычу ресурса. В качестве организационной части, предрекающей будущие работы по разведке месторождения, является получение лицензии на геологоразведочные работы. При этом необходимо указать на возможный нюанс данного этапа – географическое расположение газовых (нефтегазовых) месторождений. В связи с наличием вероятности расположения месторождения на территории проживания коренных малочисленных народов, организации, занимающейся разведкой и добычей ресурсов необходимо учитывать интересы таких народов. В положениях регионального и местного законодательства находят свое отражение процедуры учета мнения населения в связи с разработкой месторождения на территории их проживания. Такой процедурой, как правило, является проведение общественных слушаний. Далее, при соблюдении всех формальных процедур: получение лицензии, проведение общественных слушаний лицо приступает к геологоразведочным работам на основании одной из следующих правовых конструкций взаимодействия с государством: соглашение о разделе продукции, концессионное соглашение или сервисный контракт.
Соглашения о разделе продукции представляет собой договор, заключенный между государством и инвестором, условия которого предполагают раздел произведенной продукции, осуществляемый следующим образом: из количества произведенной продукции выделяется часть компенсационной продукции (призванной возместить затраты инвестору на выполнение работ), и часть прибыльной продукции (являющейся чистой прибылью инвестора). Необходимо отметить специфичность регулирования института соглашений о разделе продукции в Российской Федерации, на настоящий момент заключено три соглашения о разделе продукции: Сахалин-1, Сахалин-2, Харьягинское нефтяное месторождение. При этом, Федеральный Закон «О Соглашениях о разделе продукции» вступил в законную силу уже после того, как вышеуказанные соглашения были заключены. Иными словами, в настоящий момент, в Российской Федерации нет ни одного соглашения, заключенного согласно положениям соответствующего Федерального Закона. Однако заключенные и действующие вышеназванные соглашения на современном этапе развития регулирования, обернулись для Российской Федерации убытками вследствие предоставления больших гарантий иностранным инвесторам. Так, соглашения предусматривали такие возможности для иностранных инвесторов, которые не подкреплялись гарантиями для Российской Стороны. Известны факты нарушений в отношении имущества, созданного во время исполнения соглашения, а именно отказ в его передаче Российской Федерации, а также нарушения, связанные с отказом в привлечении к выполнению работ подрядных организаций Российской Стороны, несмотря на соответствующее условие соглашения.
При заключении инвестором концессионного соглашения с Российской Федерацией распределение прибыли установлено заранее, нормами Федерального Закона «О концессионных соглашениях». Взаимодействие пользователя (концессионера) и государства строится предоставлении государством инвестору право на эксплуатацию определенного участка недр в обмен на концессионную плату. Кроме того, концессия изначально предполагает получение права собственности концедентом (Российской Федерацией), в то время как соглашение о разделе продукции лишь предусматривает условия раздела будущей продукции между государством и инвестором. Взаимодействие инвестора и государства также может быть основано на сервисном контракте, согласно условиям которого инвестор осуществляет поиск, оценку, разведку месторождения, добычу ресурсов, а также оказывает технические, финансовые и управленческие услуги, а государство принимает на себя обязательства по возмещению расходов инвестора и выплате ей обусловленного вознаграждения. Необходимо отметить, что на стороне государства в сервисных договорах обычно выступают компании с государственным участием – в Российской Федерации в газовой сфере ПАО «Газпром», в сфере добычи нефти ПАО «НК «Роснефть». При этом законодательное регулирование указанного договора фактически отсутствует.
Таким образом, приведенные формы взаимодействия, называемые также «нефтегазовыми контрактами» при более детальном рассмотрении демонстрируют недостатки правого регулирования, проявляющиеся в отсутствии правовых конструкций, позволяющих осуществлять добычу ресурса, и в «неповоротливости» существующих институтов. Вследствие указанных факторов инвесторы, в таких вынуждены заключать договоры, не предусмотренные российским законодательством, или заключать их по праву иностранного государства. Однако несмотря на критику существующего регулирования, необходимо констатировать его наличие для для эффективного осуществления деятельности по добыче, на начальном этапе.
После добычи газа возникает необходимость в его очистке и переработке для дальнейшей транспортировки и реализации. В процессе добычи природной газ является неоднородным с множеством примесей, поэтому этап переработки газа происходит до процесса транспортировки. Следовательно, в отличие от традиционного понимания этапа «midstream», в который включается только транспортировка сырья, в сфере газоснабжения в указанную часть процесса включается и переработка ресурса. В свою очередь, в силу подрядной природы договора переработки сырья, применяются положения Гражданского Кодекса РФ – о выполнении работ иждивением подрядчика (его материалами, силами и средствами). При этом право собственности как на газ, являющийся сырьем для переработки, так и на очищенный газ принадлежит его первоначальному собственнику (заказчику по договору переработки). Переработанный и очищенный газ транспортируется по магистральным газопроводам, а также сухопутным методом – по железной дороге, и морскими перевозками с использованием танкера-газовоза. При кратком анализе указанных видов транспорта, был сделан вывод о преимуществе транспортировки газа по газопроводам ввиду возможности транспортирования больших объемов ресурса за минимальное количество времени, при этом сохраняя непрерывность его поставки покупателям. Трубопроводный транспорт газа в России принадлежит ПАО «Газпром» и образует единую газотранспортную систему РФ, в связи с чем для минимизации злоупотреблений монопольного положения, было издано Постановление Правительства «Об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе открытого акционерного общества «Газпром», в котором определены условия и порядок доступа независимых организаций на территории Российской Федерации к газотранспортной системе ПАО «Газпром». Доступ к газотранспортной системе предоставляется по договору, правовая природа которого также была исследована в работе. Согласно выводам, сделанным в работе, договор транспортировки газа по магистральному газопроводу по своей природе является договором оказания услуг, так как при взаимодействии сторон указанного договора, право собственности на транспортируемую продукцию не переходит, в отличие от договора поставки. Кроме того, указанный договор относится к категории публичных договоров, что было неоднократно констатировано судебной практикой. Таким образом, необходимо отметить наличие законодательного регулирования, а также судебной практики, позволяющей выстроить систему взаимодействия поставщика газа и организации, оказывающей услуги по транспортировке. На указанным этапе процесса газоснабжения, существует ясность относительно того, какой договор должен быть заключен – договор оказания услуг по транспортировке газа. Кроме того, действующим Постановлением Правительства определены не только необходимые условия такого договора, но и ограничена возможность транспортирующей организации для отказа от его заключения. Вследствие принадлежности всей газотранспортной системы одной компании, законодателем были созданы гарантии для независимых поставщиков. В свою очередь, судебной практикой в течение многих лет были нивелированы возможные злоупотребления монопольной организации по отказу в предоставлении доступа к системе.
Последним этапом газоснабжения, выделенном в работе является «downstream», предполагающий реализацию газа и доведение его до потребителей. Добытый и переработанный газ транспортируется по системе газопроводов потребителям, среди которых выделяются как крупные потребители (ТЭЦ, городские газовые сети), так и физические лица. Взаимодействие поставщика газа и крупных потребителей основано на принципах биржевой торговли, в то время как реализация газа физическим лицами осуществляется по договору поставки газа для коммунально-бытовых нужд. Недостаток законодательного регулирования этапа реализации газа очевиден в части определения статуса субъектов. Так, законодатель не был последователен при определении термины «покупатель», «потребитель», которые использованы в нормативных актах нелогично. Для восполнения указанного недостатка автором настоящей работы предложены иные определения указанных понятий.
Вследствие того, что в настоящее время, торговля газом осуществляется не только путем заключения договора поставки газа контрактным потребителям, но и путем проведения организованных торгов на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже, автором была рассмотрена система биржевых договоров, способствующая реализации газа. С помощью биржевой торговли происходит формирование альтернативной цены на газ на внутреннем рынке путем соотношения реального существующего спроса и предложения. Следовательно, развитие биржевой торговли со временем способно спровоцировать полный переход к свободным ценам на газ, вместо государственного регулирования. Так, в процессе биржевой торговли газом, участником торгов заключаются, договор на обслуживание и договор на оказание клиринговых услуг. Указанные договоры являются инфраструктурными, то есть позволяют субъекту принимать участие в торгах и заключать биржевые сделки. Таким образом, в настоящий момент реализация газа на бирже осуществляется согласно требованиям законодательства, были созданы необходимые механизмы и функционирование СПбМТСБ представляет собой данность российского газового рынка. Однако, по мнению многих экономистов и аналитиков появление биржи в Российской Федерации преждевременно и излишне навязано законодательным (властным) решением. По мнению одного из аналитиков, «сначала должен появиться рынок, а биржа - лишь агент, который оформляет отношения между его участниками. И появляется этот инструмент на рынке как естественная потребность балансирования интересов массы продавцов и массы покупателей. Эти условия в России не созданы до сих пор».
Обращаясь к заявленной цели данной работы - поиск ответов на вопросы о том, с помощью каких правовых конструкций строятся отношения субъектов на каждом из этапов газоснабжения; а также об особенности регулирования тех, предположительно смешанных договоров, которые опосредуют данные отношения – можно заключить то, что в работе была построена последовательная система договоров, опосредующих процесс газоснабжения в Российской Федерации, а также проанализированы наиболее неоднозначные правовые конструкции.
Первый этап газоснабжения, именуемый «upstream» предполагает проведение геологоразведочных работ и непосредственную добычу ресурса. В качестве организационной части, предрекающей будущие работы по разведке месторождения, является получение лицензии на геологоразведочные работы. При этом необходимо указать на возможный нюанс данного этапа – географическое расположение газовых (нефтегазовых) месторождений. В связи с наличием вероятности расположения месторождения на территории проживания коренных малочисленных народов, организации, занимающейся разведкой и добычей ресурсов необходимо учитывать интересы таких народов. В положениях регионального и местного законодательства находят свое отражение процедуры учета мнения населения в связи с разработкой месторождения на территории их проживания. Такой процедурой, как правило, является проведение общественных слушаний. Далее, при соблюдении всех формальных процедур: получение лицензии, проведение общественных слушаний лицо приступает к геологоразведочным работам на основании одной из следующих правовых конструкций взаимодействия с государством: соглашение о разделе продукции, концессионное соглашение или сервисный контракт.
Соглашения о разделе продукции представляет собой договор, заключенный между государством и инвестором, условия которого предполагают раздел произведенной продукции, осуществляемый следующим образом: из количества произведенной продукции выделяется часть компенсационной продукции (призванной возместить затраты инвестору на выполнение работ), и часть прибыльной продукции (являющейся чистой прибылью инвестора). Необходимо отметить специфичность регулирования института соглашений о разделе продукции в Российской Федерации, на настоящий момент заключено три соглашения о разделе продукции: Сахалин-1, Сахалин-2, Харьягинское нефтяное месторождение. При этом, Федеральный Закон «О Соглашениях о разделе продукции» вступил в законную силу уже после того, как вышеуказанные соглашения были заключены. Иными словами, в настоящий момент, в Российской Федерации нет ни одного соглашения, заключенного согласно положениям соответствующего Федерального Закона. Однако заключенные и действующие вышеназванные соглашения на современном этапе развития регулирования, обернулись для Российской Федерации убытками вследствие предоставления больших гарантий иностранным инвесторам. Так, соглашения предусматривали такие возможности для иностранных инвесторов, которые не подкреплялись гарантиями для Российской Стороны. Известны факты нарушений в отношении имущества, созданного во время исполнения соглашения, а именно отказ в его передаче Российской Федерации, а также нарушения, связанные с отказом в привлечении к выполнению работ подрядных организаций Российской Стороны, несмотря на соответствующее условие соглашения.
При заключении инвестором концессионного соглашения с Российской Федерацией распределение прибыли установлено заранее, нормами Федерального Закона «О концессионных соглашениях». Взаимодействие пользователя (концессионера) и государства строится предоставлении государством инвестору право на эксплуатацию определенного участка недр в обмен на концессионную плату. Кроме того, концессия изначально предполагает получение права собственности концедентом (Российской Федерацией), в то время как соглашение о разделе продукции лишь предусматривает условия раздела будущей продукции между государством и инвестором. Взаимодействие инвестора и государства также может быть основано на сервисном контракте, согласно условиям которого инвестор осуществляет поиск, оценку, разведку месторождения, добычу ресурсов, а также оказывает технические, финансовые и управленческие услуги, а государство принимает на себя обязательства по возмещению расходов инвестора и выплате ей обусловленного вознаграждения. Необходимо отметить, что на стороне государства в сервисных договорах обычно выступают компании с государственным участием – в Российской Федерации в газовой сфере ПАО «Газпром», в сфере добычи нефти ПАО «НК «Роснефть». При этом законодательное регулирование указанного договора фактически отсутствует.
Таким образом, приведенные формы взаимодействия, называемые также «нефтегазовыми контрактами» при более детальном рассмотрении демонстрируют недостатки правого регулирования, проявляющиеся в отсутствии правовых конструкций, позволяющих осуществлять добычу ресурса, и в «неповоротливости» существующих институтов. Вследствие указанных факторов инвесторы, в таких вынуждены заключать договоры, не предусмотренные российским законодательством, или заключать их по праву иностранного государства. Однако несмотря на критику существующего регулирования, необходимо констатировать его наличие для для эффективного осуществления деятельности по добыче, на начальном этапе.
После добычи газа возникает необходимость в его очистке и переработке для дальнейшей транспортировки и реализации. В процессе добычи природной газ является неоднородным с множеством примесей, поэтому этап переработки газа происходит до процесса транспортировки. Следовательно, в отличие от традиционного понимания этапа «midstream», в который включается только транспортировка сырья, в сфере газоснабжения в указанную часть процесса включается и переработка ресурса. В свою очередь, в силу подрядной природы договора переработки сырья, применяются положения Гражданского Кодекса РФ – о выполнении работ иждивением подрядчика (его материалами, силами и средствами). При этом право собственности как на газ, являющийся сырьем для переработки, так и на очищенный газ принадлежит его первоначальному собственнику (заказчику по договору переработки). Переработанный и очищенный газ транспортируется по магистральным газопроводам, а также сухопутным методом – по железной дороге, и морскими перевозками с использованием танкера-газовоза. При кратком анализе указанных видов транспорта, был сделан вывод о преимуществе транспортировки газа по газопроводам ввиду возможности транспортирования больших объемов ресурса за минимальное количество времени, при этом сохраняя непрерывность его поставки покупателям. Трубопроводный транспорт газа в России принадлежит ПАО «Газпром» и образует единую газотранспортную систему РФ, в связи с чем для минимизации злоупотреблений монопольного положения, было издано Постановление Правительства «Об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе открытого акционерного общества «Газпром», в котором определены условия и порядок доступа независимых организаций на территории Российской Федерации к газотранспортной системе ПАО «Газпром». Доступ к газотранспортной системе предоставляется по договору, правовая природа которого также была исследована в работе. Согласно выводам, сделанным в работе, договор транспортировки газа по магистральному газопроводу по своей природе является договором оказания услуг, так как при взаимодействии сторон указанного договора, право собственности на транспортируемую продукцию не переходит, в отличие от договора поставки. Кроме того, указанный договор относится к категории публичных договоров, что было неоднократно констатировано судебной практикой. Таким образом, необходимо отметить наличие законодательного регулирования, а также судебной практики, позволяющей выстроить систему взаимодействия поставщика газа и организации, оказывающей услуги по транспортировке. На указанным этапе процесса газоснабжения, существует ясность относительно того, какой договор должен быть заключен – договор оказания услуг по транспортировке газа. Кроме того, действующим Постановлением Правительства определены не только необходимые условия такого договора, но и ограничена возможность транспортирующей организации для отказа от его заключения. Вследствие принадлежности всей газотранспортной системы одной компании, законодателем были созданы гарантии для независимых поставщиков. В свою очередь, судебной практикой в течение многих лет были нивелированы возможные злоупотребления монопольной организации по отказу в предоставлении доступа к системе.
Последним этапом газоснабжения, выделенном в работе является «downstream», предполагающий реализацию газа и доведение его до потребителей. Добытый и переработанный газ транспортируется по системе газопроводов потребителям, среди которых выделяются как крупные потребители (ТЭЦ, городские газовые сети), так и физические лица. Взаимодействие поставщика газа и крупных потребителей основано на принципах биржевой торговли, в то время как реализация газа физическим лицами осуществляется по договору поставки газа для коммунально-бытовых нужд. Недостаток законодательного регулирования этапа реализации газа очевиден в части определения статуса субъектов. Так, законодатель не был последователен при определении термины «покупатель», «потребитель», которые использованы в нормативных актах нелогично. Для восполнения указанного недостатка автором настоящей работы предложены иные определения указанных понятий.
Вследствие того, что в настоящее время, торговля газом осуществляется не только путем заключения договора поставки газа контрактным потребителям, но и путем проведения организованных торгов на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже, автором была рассмотрена система биржевых договоров, способствующая реализации газа. С помощью биржевой торговли происходит формирование альтернативной цены на газ на внутреннем рынке путем соотношения реального существующего спроса и предложения. Следовательно, развитие биржевой торговли со временем способно спровоцировать полный переход к свободным ценам на газ, вместо государственного регулирования. Так, в процессе биржевой торговли газом, участником торгов заключаются, договор на обслуживание и договор на оказание клиринговых услуг. Указанные договоры являются инфраструктурными, то есть позволяют субъекту принимать участие в торгах и заключать биржевые сделки. Таким образом, в настоящий момент реализация газа на бирже осуществляется согласно требованиям законодательства, были созданы необходимые механизмы и функционирование СПбМТСБ представляет собой данность российского газового рынка. Однако, по мнению многих экономистов и аналитиков появление биржи в Российской Федерации преждевременно и излишне навязано законодательным (властным) решением. По мнению одного из аналитиков, «сначала должен появиться рынок, а биржа - лишь агент, который оформляет отношения между его участниками. И появляется этот инструмент на рынке как естественная потребность балансирования интересов массы продавцов и массы покупателей. Эти условия в России не созданы до сих пор».
Обращаясь к заявленной цели данной работы - поиск ответов на вопросы о том, с помощью каких правовых конструкций строятся отношения субъектов на каждом из этапов газоснабжения; а также об особенности регулирования тех, предположительно смешанных договоров, которые опосредуют данные отношения – можно заключить то, что в работе была построена последовательная система договоров, опосредующих процесс газоснабжения в Российской Федерации, а также проанализированы наиболее неоднозначные правовые конструкции.
Подобные работы
- АНТИМОНОПОЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ НЕЗАКОННОЙ КООРДИНАЦИИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016 - Гражданские правоотношения между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2018



