Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Нравственно-философская позиция В.А. Жуковского: руссоизм и масонство в дневниках 1804-—1810 гг

Работа №133788

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы83
Год сдачи2018
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание 2
Введение 3
Глава 1 15
Жуковский и масонство конца XVIII века 15
Глава 2 36
Руссоизм в дневнике Жуковского 36
Глава 3 51
Диалог двух нравственно-философских систем в дневнике Жуковского 51
3.1 Вопрос о самопознании и самосовершенствовании 52
3.2 Отношение к молитве 61
3.3 Трактовка понятия «счастье» 64
3.4. О воспитании 71
Заключение 74
Библиография 77


Настоящая работа посвящена выяснению источников некоторых черт мировоззрения В.А. Жуковского, нашедших отражение в его ранних дневниках 1804—1810 гг.
Объектом исследования являются ранние дневники и записки Жуковского. Предмет исследования – процесс освоения Жуковским нравственно-философских систем Руссо и русских масонов, деятельность которых приходится на последнюю четверть XVIII века, переосмысление поэтом почерпнутых идей и разработка их в личных дневниках. Цель исследования – выявление специфики позиции Жуковского по отношению к руссоизму и масонству, двух систем, в чем-то схожих, но в чем-то диаметрально противоположных.
Как будет показано в работе, тексты масонов и даже романы Руссо отмечены дидактическим пафосом, что связано с мировоззрением их авторов и с пониманием роли наставников в несовершенном обществе, которое они были настроены улучшить, приблизив человека к идеальному образу (различно представляемому двумя идеологическими системами).
Эпоха сентиментализма хоть и расставила приоритеты иначе, нежели эпоха Просвещения, но не освободилась от понимания искусства как сферы, в задачи которой входит влияние на нравственность читателя. Несмотря на существующую до сих пор нерешенность вопроса, к какому литературному направлению отнести творчество Жуковского, нельзя отрицать схожесть его установок с сентименталистами, в частности, в решении проблемы влияния художественных произведений на моральный облик читателя. Сложность соотношения дидактики и художественности в произведениях сентименталистов не будет рассмотрена в рамках данного исследования, но на подобную проблему в творчестве Жуковского нельзя не указать. Представляется, что именно приоритет эстетической составляющей текстов отличает деятельность поэта от текстов масонов и во многом от текстов Руссо (особенно если иметь в виду его трактаты). Эти различия явлены в работе Жуковского с языком, в метафоризации, поэтизации воспринятого из философских систем содержания.
Несмотря на то, что дневники являются пограничным жанром между литературой художественной и документальной, и каждый конкретный случай требует отдельного рассмотрения, чтобы быть отнесенным к тому или иному полюсу, нельзя говорить о дневнике Жуковского без учета эстетической значимости его текстов. Эта эстетизация позволяет настаивать на стремлении поэта отказаться от дидактики и теоретизирования не только в художественных произведениях, но и в дневниках.
До наших дней сохраняется интерес к этой части наследия Жуковского. С одной стороны, потому что его жизнь и поэзия находились в сложных отношениях взаимовлияния. Но с другой, на наш взгляд, дневник интересен как факт ценный именно с точки зрения эстетической. Биографические подробности отношений с возлюбленной, с друзьями, с семьей можно узнать и из многочисленных биографий поэта, составленных с научной точностью. Дневники же вызывают интерес читателя как пример мировосприятия человека ушедшей эпохи и как текст, не лишенный художественной оформленности, возникающей в этом жанре как единственный для Жуковского способ переосмысления философских построений.
В качестве материала был использован корпус текстов, опубликованный в полном объеме только в последнее десятилетие в Двадцатитомном собрании сочинений Жуковского, ссылки на которое будут даны далее в работе. Ограничение периода 1810-м годом обусловлено тем, что наиболее отчетливо преемственность масонским учениям и руссоистской системе можно проследить именно в период становления Жуковского, когда напряженные поиски себя, своего места в обществе были центральной проблемой автора записок.
Представляется логичным построение работы следующим образом: во введении рассмотрена жанровая специфика дневника Жуковского и его место в литературной системе своего времени. Далее в трех основных главах последовательно исследованы главные, на наш взгляд, черты философии масонов (1 глава), Руссо (2 глава) и их переосмысление Жуковским (3 глава).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги проведенного исследования, можно сказать, что ранние дневники Жуковского представляют собой (в одном из ракурсов их рассмотрения) творческую переработку идей, почерпнутых поэтом, с одной стороны, из кругов лично ему близких – масонских, с другой стороны, из сочинений одного из властителей дум того времени – из текстов Руссо. Интересным представляется своеобразный диалог двух нравственно-философских систем, который осуществился в дневнике поэта. В чем-то схожие (в первую очередь своей ярко выраженной дидактичностью),системы противоположны в ином. И поскольку абсолютное принятие какой-то одной из них было невозможно для Жуковского, в своем формирующемся мировосприятии он объединил черты обеих.
Данное описание взглядов Жуковского не может быть исчерпывающим. Очевидно, что русскому поэту были известны другие сочинения европейских писателей и мыслителей, что он испытывал непосредственное влияние многих современников. Однако представляется возможным выделить именно эти два пласта в его мировоззрении, обозначив схожие черты с двумя описанными впервой и второй главах системами.
Стоит подчеркнуть, что переосмысление Жуковским, принятие или неприятие определенных черт двух мировоззренческих установок, выразилось не столько в переработке концепций, сколько в уходе от дидактичности, в поэтическом описании того, что у масонов или Руссо было изложено в форме нравственного, религиозного или философского трактата. Дневники с трудом можно назвать художественной прозой, но множество фрагментов отличаются истинной поэтичностью. Перед нами не поучительное (хотя бы только для самого автора) сочинение, а записки поэта. Внешние влияния, будь то впечатления от природного мира или знания, полученные из книг или бесед с окружающими, становятся основой для их творческой переработки и для выражения на языке поэзии того, что кажется Жуковскому важным.
Процесс освоения поэтом философских учений происходит, как представляется, именно по такому принципу: оставаясь узнаваемыми в мировоззрении Жуковского, они предстают в принципиально иной форме, утрачивая дидактизм или научное изложение оригинала. Так, например, идеи, связанные с особой формой религиозности масонов, или представления Руссо о природе бога в дневниках Жуковского превращаются в описания совершенно неповторимого рода. Религиозные переживания смешиваются с эстетическими, и,в сущности, становятся неотделимы друг от друга. Сущность таких переживаний не поддается логической трактовке и требует особого языка выражения –языка образного, метафорического. К нему и прибегает Жуковский в некоторых частях своего журнала, когда описывает не текущие события, а свои чувства, мысли, настроения. Об этом, например, свидетельствует использование им особых слов поэтического словаря, которые можно найти и в его лирике. Исследование поэтики дневников в сопоставлении с особенностями поэтики художественных произведений Жуковского кажется плодотворным и интересным направлением для дальнейшей работы.
Известной является характеристика Жуковского своего творчества, сформулированное в письме Н.В. Гоголю. «Я часто замечал,– пишет поэт, – что у меня наиболее светлых мыслей тогда, как их надобно импровизировать в выражение или в дополнение чужих мыслей. Мой ум, как огниво, которым надобно ударить об кремень, чтобы из него выскочила искра. Это вообще характер моего авторского творчества; у меня почти все или чужое, или по поводу чужого – и все, однако, мое». В этом заключается абсолютная неповторимость феномена Жуковского в русской литературе. Находясь в отношениях прямой преемственности даже в рамках художественного творчества, ему удавалось быть оригинальным, вполне искренним национальным поэтом. Обращаясь к нашей теме, можем также сказать, что в процессе принятия близких ему идей из руссоизма и масонства и переосмысления их в дневнике, Жуковский пришел к собственному взгляду на мир. Он отличается не новаторством в области философских, моральных или религиозных концепций, но в художественной обработке и включении в свою эстетическую систему уже изложенного кем-либо из мыслителей.



1. Жуковский В.А. Письмо Гоголю Н. В., 6(18) февраля 1847 г. // Жуковский В.А. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 4: Одиссея. Художественная проза. Критические статьи. Письма. М.; Л.: Гос. изд-во худож. лит., 1960. С. 543-545.
2. Жуковский В.А. Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. Т. 1. Стихотворения 1797—1814 годов. М.: Языки славянских культур. 1999. 760 с.
3. Жуковский В.А. Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. Т. 12. Эстетика и критика. М.: Языки славянских культур. 2012. 544 с.
4. Жуковский В.А. Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. Т. 13. Дневники. Письма-дневники. Записные книжки.М.: Языки славянских культур. 2004. 608 с.
5. Жуковский В.А. Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. Т. 14. Дневники. Письма-дневники. Записные книжки. М.: Языки славянских культур. 2004. 768 с.
6. Жуковский В.А. Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. Т. 8. Проза 1797—1806. М.: Языки славянских культур. 2011. 536 с.
7. Карамзин Н.М. Моя исповедь. Письмо к издателю журнала. // Карамзин Н.М. Избранные сочинения: В2 т. Т.1. М. – Л.: Художественная литература. 1964. С. 729—739.
8. Карамзин Н.М. Нечто о науках, искусствах и просвещении // Карамзин Н.М. Избранные сочинения: В 2т. Т.2. М. – Л.: Художественная литература. 1964. С. 122–141.
9. Карамзин Н.М. Рыцарь нашего времени // Карамзин Н.М. Избранные сочинения: В2 т. Т.1. М. – Л.: Художественная литература. 1964. С. 755—782.
10. Карамзин Н.М. Что нужно автору? // Карамзин Н.М. Избранные сочинения: В 2 т. Т.2. М. – Л.: Художественная литература. 1964. С. 120—122.
11. Карамзин Н.М. Чувствительный и холодный // Карамзин Н.М. Избранные сочинения: В2 т. Т.1. М. – Л.: Художественная литература. 1964. С. 740—754.
12. Лопухин И.В. Отрывки сочинения одного старинного судьи и его же замечание на книгу Руссову «DuContratsocial». М., 1809. С. 42–60.
13. Лопухин И.В. Записки сенатора И.В. Лопухина. М.: Наука. 1990.
14. Лопухин И.В. Некоторые черты о внутренней церкви, о едином пути истинны и о различных путях заблуждения и гибели, с присовокуплением краткого изображения качеств и должностей истинного христианина // Масонские труды Лопухина. М.: Тип. А.И. Мамонтова, 1913. С. 76—145.
15. Масон И. О познании самого себя. М.: Типография В. Готье, на Кузнец.мосту. Д. Торлецкого. 1872. 244 с.
16. Новиков Н.И. Отрывок из путешествия в И*** Т*** // Русская журналистика XVIII—XIX веков. Тексты. М.: Издательство Московского государственного университета, 1986. С. 330—332.
17. Письма В. А. Жуковского к Александру Ивановичу Тургеневу / Изд. «Рус.архива» по подлинникам, хранящимся в Имп. Публич. б-ке. М., 1895. 322 с.
18. Размышления о делах божиих в царстве натуры и провидения на каждый день года: издание периодическое в 4 ч./ Пер. снем. яз. М.: Тип. Комп. типография, 1787—1788. – Ч. 1-4.
19. Руссо Ж.-Ж. Исповедь // Руссо Ж.-Ж. Избранные произведения: В 3 т. Т. 3. М.: Государственное издательство художественной литературы. 1961. С.9—570.
20. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о науках и искусствах // Руссо Ж.-Ж. Избранные произведения: В 3 т. Т. 1. М.: Государственное издательство художественной литературы. 1961. С.41—65.
21. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2 . Т. 1. М.: Педагогика. 1981. 656 с.
22. Руссо Ж.-Ж. Юлия или Новая Элоиза // Руссо Ж.-Ж. Избранные произведения: В 3 т. Т. 2. М.: Государственное издательство художественной литературы. 1961. 768 с.
23. Франклин Б. Жизнь Бенджамина Франклина. Автобиография. // Путь к богатству: время – деньги; Автобиография. М.: Эксмо, 2015. 438 с.
II
24. Айзикова И.А. Образ Ж.-Ж Руссо на страницах «Вестника Европы» 1807—1811 гг. (период редакторства В.А. Жуковского) // Вестник Томского государственного университета. Филология. №24. 2013. С 53—70.
25. Айзикова И.А. Проза В.А. Жуковского // Жуковский В.А. Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. Т. 8. М.: Языки славянской культуры. 2011. С. 415—430.
26. Аржанухин С.В. Философские взгляды русского масонства: по материалам журнала «Магазин свободно-каменщический». Екатеринбург: УрГУ, 1995. 224 с.
27. Архив братьев Тургеневых. Выпуск 2. Письма и дневники А.И. Тургенева геттингенского периода (1802—1804 гг.) и письма его к А.С. Кайсарову и братьям в Геттинген 1805—1811 гг. Спб.: Типография императорской академии наук. 1911. 528 с.
28. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года // Полн. собр. соч.: В 13 т. Т. 10. М.: Издательство АН СССР, 1953—1956. С. 279—359.
29. Библиотека В.А. Жуковского в Томске: В 3 т./ Отв. ред. Ф.З. Канунова, А. С. Янушкевич, Н. Б. Реморова. Томск: Издательство Томского университета. 1978. – Т. 1-3.
30. Вернадский Г.В. Русское масонство в царствование Екатерины II. СПб.: Изд-во им. Н. И. Новикова, 1999. 286 с.
31. Веселовский А.Н. В.А. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения». СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1904. — XII, 546 с.
32. Вольпе Ц. С. Жуковский // История русской литературы: В 10 т. Т. V. Ч. 1. М.; Л.: Издательство АН СССР1941. С. 355—391.
33. Вяземский П.А. Записные книжки (1813—1848). М.: Наука, 1963. 507 с.
34. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л.: Художественная литература, 1977. 443 с.
35. Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. М.: Художественная литература, 1965. 356 с.
36. Долгушин Д.В., священник. В. А. Жуковский и И. В. Киреевский: Из истории религиозных исканий русского романтизма. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. 352 с.
37. Драгайкина Т.А. Литературная и издательская деятельность И.В. Лопухина: мировоззренческие основы и стратегии жизнетворчества: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Новосибирск. 2011.
38. Егоров О.Г. Русский литературный дневник XIX века. История и теория жанра. М.: Флинта, Наука, 2011. 177 с.
39. Жожикашвили С.В. Дневник // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: Интелвак, 2001. С. 232—234.
40. Златопольская А.А. Идеи "женевского гражданина" и Россия. Полтора века воздействия и осмысления (1752—1917)// Ж.-Ж.Руссо: proetcontra. СПб: РХГА. 2005. С. 7-54.
41. Иезуитова Р.В. В.А. Жуковский // История русской литературы: В 4 т. Т. 2. Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1981. С. 104—134.
42. Камчатнов А.М. История русского литературного языка. XI – первая половина XIX века. М.: Академия, 2015. 688 с.
43. Канунова Ф.З. Карамзин и Жуковский: (о восприятии первого трактата Руссо) // Карамзинский сборник. Национальные традиции и европеизм в русской культуре. Ульяновск: Изд-во УлГПУ, 1999. С. 16–25.
44. Кочеткова Н.Д. Идейно-литературные позиции масонов 80-90х годов XVIII века и Н.М. Карамзина // Русская литература XVIII века. Эпоха классицизма. М.- Л.: Наука, 1964. С. 176—196.
45. Крестова Л.В. Из истории журнальной деятельности Н.И. Новикова (Кто был автором «Отрывка из путешествия в *** И.Т.» и «Писем к Фалалею») // Исторические записки. 1953. № 44. С. 253—287.
46. Курилов А.С. История романтизма в русской литературе. М.: Наука. 1979. 312 с.
47. Лонгинов М.Н. Новиков и московские мартинисты. М.: Типография Гречева и комп. у Пречистенских ворот Д. Милаковой, 1867. 566 с.
48. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века). СПб.: Искусство, 1994. 399 с.
49. Лотман Ю.М. Пути развития русской просветительской прозы XVIII века // Лотман Ю.М. Собрание сочинений. Т.1. М.: ОГИ. 2000. С. 79—106.
50. Лотман Ю.М. Руссо и русская культура XVIII — ХIХ века // Лотман Ю.М. Собрание сочинений. Т.1. М.: ОГИ. 2000. С. 139—207.
51. Макогоненко Г.П. Радищев и его время. М.: Гослитиздат, 1956. 774 с.
52. Макогоненко Г.П. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века. М., Л.: Гос. изд-во худож. лит, 1951. 544 с.
53. Мацих Л.А. Масоны и религия. Часть 1: Аудиолекци. [Электронный ресурс]. http://www.luckymirror.ru/knigi-i-raboty/lekcii/istoriya-masonstva
54. Михайлова С.А. Своеобразие утопических воззрений Ж.-Ж. Руссо. // Общество: философия, история, культура. Краснодар: Издательский дом «ХОРС». 2017. Выпуск №4.
55. Новожилова А.И. Петербургские дневники Зинаиды Гиппиус ("Синяя книга", "Черные тетради", "Черная книжка", "Серый блокнот"): проблемы поэтики жанра: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. СПб, 2004.
56. Орлов П.А. Сентиментализм и масонство // Русский сентиментализм. М.: Издательство Московского университета, 1977. С. 109—144.
57. Остафьевский архив князей Вяземских. Переписка князя П.А.Вяземского с А.И.Тургеневым. 1820-1823. СПб.:Типография М.М. Стасюлевича, 1899.
58. Пиксанов Н.К. Масонская литература [второй половины XVIII века] // История русской литературы: В 10 т. Т. IV: Литература XVIII века. Ч. 2. АН СССР. М.; Л.: Изд-во АН СССР. 1947. С. 51—84.
59. Плавскин З.И. История зарубежной литературы XVIII века. Учеб.для филол. спец. вузов. М.: «Высшая школа», 1991. 335 с.
60. Пыпин А.Н. Русское масонство. XVIII-первая четверть XIX в. Пг: Издательство «Огни», 1916. 575 с.
61. Резанов В.И. Из разысканий о сочинениях В.А. Жуковского. СПб.: Сенатская типография, 1906. 362 с.
62. Рыкова Е.К. Творчество Ивана Петровича Тургенева в контексте эпохи: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Ульяновск. 2000.
63. Тартаковский А.Г. Русская мемуаристика и историческое сознание XIX века. М.: Археографический центр, 1997. 358 с.
64. Тихонравов Н. С. О пребывании В. А. Жуковского в Университетском Благородном пансионе // Н. С. Тихонравов.Сочинения: В 3 т. Т.3. Ч. 2. М.: Сабашниковы, 1898. С. 149—161.
65. Тынянов Ю. Н. Литературный факт // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С. 255—270.
66. Тынянов Ю. Н. О литературной эволюции // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С. 270—281.
67. Философов Д.В. Ж.-Ж. Руссо (К двухсотлетию со дня рождения) // Ж.-Ж. Руссо: proetcontra. Идеи Жан-Жака Руссо в восприятии и оценке русских мыслителей и исследователей. СПб.: РХГА. 2005. С. 395–398.
68. Фрайман Т. Творческая стратегия и поэтика В.А. Жуковского (1800-е – начало 1820-х годов). Тарту. 2002.
69. Шварц И.Г. Лекции. О трех познаниях: любопытном, приятном и полезном. Донецк: Вебер, 2008. 172 с.
70. Янушкевич А.С. В.А. Жуковский и масонство // Масонство и русская литература XVIII – начала XIX вв. М.: Жираф, 2000. С.179—193.
71. Янушкевич А.С. Дневники В.А. Жуковского как литературный памятник. // В.А. Жуковский. Полное собрание сочинений: В 20 т. Т.13. М.: Языки славянских культур. 2004. С. 397—419.
72. Янушкевич А.С. Романтизм В.А. Жуковского как художественная система: Автореферат диссертации на соискание степени доктора филологических наук. М. 1985.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ