Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимодействие России и США в области культуры в XXI веке

Работа №133773

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы100
Год сдачи2021
Стоимость4880 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
71
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Правовая основа сотрудничества России и США в культурной сфере
1.1 Документальная база деятельности России и США в области культуры
1.2 Основные структуры России и США в области культуры
Глава 2. Политические аспекты в культурном сотрудничестве России и США в
2014-2019 годах.
2.1 Культурное сотрудничество России и США в 2014-2016 годах
2.2 Культурное сотрудничество России и США в 2017-2019 годах
Глава 3.Проблемы и перспективы культурного взаимодействия России и США
3.1 Проблемы культурного сотрудничества России и США.
3.2 Перспективы культурного сотрудничества России и США
Заключение
Список использованных источников и литературы


Актуальность. В настоящее время межкультурная коммуникация представляет собой одно из приоритетных направлений внешнеполитического курса государств. Сфера культуры является самым гуманным видом взаимодействия акторов на мировой арене. Для России и США, как двух ядерных держав, развитие культурных контактов важно для того, чтобы оставаться связующим звеном при возникающих разногласиях в политических вопросах.
Во-первых, культура сближает народы и не дает государствам окончательного разрыва дипломатических отношений. В XXI веке происходят различного рода политические события (политический кризис на Украине, Сирийский конфликт),затрагивающие подчас мировое сообщество в целом. Россия и США, будучи наиболее влиятельными акторами, не всегда имеют единые взгляды на способы урегулирования проблем, возникающих в международных отношениях. Помимо этого, сами двусторонние отношения сталкиваются с трудностями. Так, например, Соединенные Штаты выдвигали обвинения России о предполагаемом вмешательстве в американские выборы президента; происходит столкновение интересов России и США в Арктике; ситуацию осложняет выход США из ряда договоров (Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, Совместный всеобъемлющий план действий по иранской ядерной программе), обеспечивающих коллективную безопасность. Подобные конфликты привели к тому, что были введены экономические санкции и контрсанкции, а также происходила двусторонняя высылка дипломатов, стало проявляться взаимное недоверие и т.д.
Тем не менее, российско-американское взаимодействие в области культуры не прекратилось, хотя последствия внешнеполитических решений оказали влияние и на данную сферу.
Во-вторых, культура помогает государствам создать положительный образ за рубежом, представить свою нацию в других странах. Культурные контакты способствуют лучшему пониманию жизненного уклада других народов, их взаимообогащению. Особо важным является тот факт, что сотрудничество в области культуры является жестом доброй воли государств.
В октябре 2019 года во время гастролей Мариинского театра в Вашингтоне было отмечено, что взаимоотношения, которые устанавливаются через искусство, являются тем, без чего невозможно сохранять мир и добрососедство. В век глобализации культура становится «мягкой силой», посредством которой государства могут влиять на умы и восприятие различных вопросов другими нациями таким образом, чтобы «выдать желаемое за действительное», тем самым добиваясь определенных целей.
При этом официальные представители России и США все же придерживаются той позиции, что культурная сфера должна оставаться вне политики, ведь именно она является тем мостом, который помогает народам найти точки соприкосновения и установить крепкие дружеские отношения.
Министр культуры России Владимир Мединский заявил, что введенные санкции США в отношении Российской Федерации – это не так уж и плохо, так как они «стимулируют интерес к российской культуре».
Культурные отношения России и США претерпевали значительные изменения, как в положительную, так и отрицательную стороны за последние пять лет (2014-2019 год). В культурной деятельности, как правило, задействованы сами граждане, поэтому в сравнении с политической, экономической и другими сферами, разногласия двух стран по какому-либо положению в перечисленных сферах не должны кардинально влиять на уже сложившиеся связи обществ.
Однако в марте 2020 года США приостановили выдачу иммиграционных и неиммиграционных виз российским гражданам. Академические и образовательные программы, а также туристическое направление одни из немногих видов деятельности в области культуры, которые будут иметь негативные последствия от принятого ранее решения. Этому политическому шагу предшествовали противоречия двух стран по ряду аспектов, которые накапливались в течение нескольких лет.
Исходя из вышеперечисленного, данная тема представляется актуальной, так как нужно проанализировать культурное сотрудничество двух стран за последние пять лет. Прежде всего, актуальность обуславливается необходимостью определения, каким образом развивались культурные отношения России и США, для понимания того, что и в какой степени оказало влияние на сотрудничество. В результате исследования можно будет принять во внимание положительные и отрицательные моменты российско-американского диалога в области культуры при дальнейшем выстраивании межкультурного взаимодействия.
Объектом исследования является сотрудничество России и США в области культуры в XXI веке.
Предметом исследования данной работы являются деятельность органов государственной власти, организаций и учреждений России и США в сфере реализации взаимодействия в области культуры в 2014-2019 годах.
Цель – определить динамику взаимоотношений России и США в области культуры за последние пять лет (2014-2019 года).
Задачи. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи:
1. Рассмотреть договорную базу России и США в области культуры.
2. Выявить основные учреждения и организации, с помощью которых осуществляется культурное сотрудничество России и США.
3. Проанализировать степень влияния политических событий международной арены на взаимодействие России и США в области культуры в течение 2014-2019 гг.
4. Сформулировать основные проблемы взаимодействия России и США в области культуры в течение 2014-2019 гг.
5. Определить перспективные направления в культурном сотрудничестве России и США.
6. Предложить рекомендации для улучшения межкультурной коммуникации России и США.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2014 по 2019 гг.
Это связано с тем, что за указанные временные рамки произошли особо значимые политические события для России и США, которые во многом стали причиной смены характера и векторов их сотрудничества. В свою очередь, подобные изменения не могли не оказать определенную степень влияния на сферу культуры.
Выбор нижней границы (2014 год) обусловлен началом отсчета изменений во взаимодействии России и США из-за развернувшегося кризиса на Украине. Поэтому, соответственно, был выбран 2019 год в качестве верхней границы, чтобы проанализировать последнее пятилетие.
Теоретической основой исследования выступил неореалистический подход в теории международных отношений. Данная теория помогла рассмотреть межкультурную коммуникацию России и США с учетом современной организации международной системы. Через призму основных положений теории неореализма удалось найти объяснение тем или иным решениям государств. Вместе с тем, была использована теория секьюритизации для анализа риторики США в отношении России.
Методы исследования были определены, исходя из поставленных задач. В данной работе был использован ряд общенаучных и специальных методов.
Отдельно следует выделить качественный анализ документов, материалов средств массовой информации, официальных заявлений представителей России и США. Благодаря качественному анализу были определены ключевые цели стран в их культурной политике, а также мнения президентов о месте и роли культуры в современных международных отношениях. В свою очередь, с помощью контент-анализа удалось установить различия в основных понятиях, связанных с культурной сферой. Также метод контент-анализа использовался с целью определения наличия подтекста в официальных выступлениях представителей государств. Институциональный метод позволил изучить работу основных организаций и учреждений, посредством которых организуется культурное направление России и США. Для рассмотрения ключевых хронологических политических и культурных событий 2014-2019 гг. был применен исторический метод. Системный анализ позволил учесть разные уровни структуры международных отношений, а также установить причинно-следственные связи касательно взаимосвязи политического и культурного векторов сотрудничества России и США в 2014-2019 гг. Для сравнения внешней культурной политики России и США, а также выявления зависимых и независимых переменных был использован сравнительный анализ. Определить перспективы сотрудничества двух страны помог прогностический метод.
Научная новизна данной работы состоит в том, чтобы дать оценку новым реалиям: как и почему изменялись культурные отношения США и России за последние пять лет (2014-2019 года).
Среди источников и литературы, использованных в аналитическом докладе, можно выделить для начала следующие группы источников:
К первой группе источников следует отнести общие международно-правовые документы в области культуры, представленные Всеобщей Декларацией ЮНЕСКО о культурном разнообразии, Декларацией принципов международного культурного сотрудничества, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах и т.д. Так, анализ документов позволил выявить основные принципы в области культуры, которым должны следовать государства-участники. Вместе с тем, с помощью выделенных положений в области культуры было рассмотрено то, насколько данные аспекты отражены в специальных национальных и международных двусторонних договорах России и США.
Вторая группа источников представляет собой специальные национальные и международные акты, в частности, Концепция внешней политики Российской Федерации , Стратегия национальной безопасности РФ , Публичная Декларация целей и задач министерства культуры России на 2017 год , The US NationalSecurityStrategy , Меморандум о взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки и т.д. В данной группе документов содержится информация о целях и задачах стран касательно проведения внешней культурной политики, а также о той роли, которую играет сфера культуры как внутри государства, так и за ее пределами. Более того, в национальных документах представлена информация о существующих угрозах безопасности государственному устройству, например, использование мягкой силы для стереотипизации и унификации культурных ценностей.
Третью группу составляют официальные выступления, мнения, комментарии политических деятелей, которые отражают позицию страны по тому или иному вопросу.
Четвертая группа включает материалы, опубликованные на официальных сайтах Министерства иностранных дел России, Государственного департамента США, сайтах культурных центров, новостных и аналитических сайтах, информационных агентств. На сайтах размещены сведения о хронологических событиях, которые происходили в 2014-2019 года, в политической и культурной сферах. Официальные сайты иностранных министерств России и США, помимо прочего, включают информацию о функционирующих организациях и учреждениях, одной из задач которых является координация культурного вектора страны на национальном и международном уровнях.
Теоретическую базу исследования, а также степень научной разработанности составляют различные научные статьи, монографии исследователей и специалистов, которые изучают и рассматривают вопросы, касающиеся теоретических положений культурной политики, внешней культурной политики, взаимодействия России и США в области культуры и т.д.
Представляется важным выделить группу работ, посвященных общим теоретическим аспектам культурной дипломатии, способам реализации внешней культурной политики стран в XXI веке. К таковым относятся монографии следующих авторов: доктора политических наук и профессора российского университета дружбы народов Г. Ю. Филимонова; профессора кафедры истории культуры Самарского государственного университета В. И. Ионесова .Отдельное внимание необходимо уделить монографии доктора философских наук Челябинского государственного университета М. П. Меняевой, рассматривающей культурув качестве эффективного инструмента в преодолении разногласий стран.
Теоретические аспекты культурной дипломатии нашли также свое отражения в научных статьях отечественных исследователей О. И. Карпухинаи Э. Ф. Макаревича, российского ученого А. В. Кузьминой, аспиранта кафедры теории и истории международных отношений российского университета дружбы народов Г. И. Цвык, американского ученого-политолога О. Р. Холсти и т.д. Данные монографии и научные статьи обладают ценностью, так как культурная дипломатия рассматривается через призму изменившихся реалий в современных международных отношениях.
На примере политического кризиса на Украине 2014 года в научной статье американского политолога Дж. Миршаймера показана роль идеологических разногласий России и США в данном процессе. Вместе с тем, в научных статьях М. М.Лебедевой и Н. Н. Кожевникова отмечаются изменения в международных отношениях с наступлением глобализации, формулируются основные тенденции развития мира, а также его особенности.
Отдельный пласт работ посвящен рассмотрению проблем выработки единого понятийного аппарата в области культуры. Данным вопросом занимались такие ученые, как доктор исторических наук В. И. Фокин, кандидаты исторических наук Н. М. Боголюбова и Ю. В. Николаева. Также в работеН. В. Банщиковой приводятся обоснования необходимости различия понятий культурной политики и дипломатии.
Теоретической основой работы выступает подход неореализма. Данной теме посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных исследователей. Так, изучением неореалистической парадигмы занимались следующие отечественные исследователи: В. Н. Конышев и А. А.Сергунин. Среди зарубежных авторов представляется важным выделить следующих: Б.Бузан, К.Уолтц, Д.Миршаймер и Р. Гилпин. Изучение данных работ позволило отметить основные постулаты неореалистической теории, что впоследствии помогло проанализировать культурное сотрудничество России и США в 2014-2019 гг.
Представляется важным упомянуть работу американского социолога и политолога С. Хантингтона, который внес значительный вклад в развитие этапов цивилизационной теории. Так, в научном труде американского политолога указывается, что противостояние
времен Холодной войны в XXI веке сменит акцент на культуры, цивилизации. Теоретические обоснования, приведенные в труде автора, являются примером того, почему на современном этапе можно наблюдать возрастание экстремистских группировок, «успешности» применения мягкой силы, «цветных» революций и т.д.
Непосредственно обращаясь к самим отношениям России и США в области культуры было бы упущением не упомянуть, что тема на современном этапе особо актуальна. В связи с происходящими событиями на политической арене появилась необходимость научного обоснования и анализа того или иного процесса, феномена. Так, к данной группе исследований, где представлен анализ взаимовлияния культуры и политики, можно отнести статью отечественной исследовательницы академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации М. П. Федосовой ; американского политического аналитика Ф. Закарии ; кандидата политических наук В. И. Абрамовой и т.д.
Кроме того, значительный вклад в изучение национальных особенностей внешней культурной политики России и США внесли российские исследователи: работа заместителя директора Института экономики РАН В. Ю. Музычук ; кандидата политических наук Санкт-Петербургского университета М. Г. Рыбаковой ; российских ученых А.В. Макарычева и Н. И.Еряшев и т.д. В работах американских исследователей также анализируется данная тема. Здесь следует отметить труды Дж. Ная ; Р. Гилпина ; М. Аль-Ихласа и т.д.
Немаловажной ролью обладают научные работы, посвященные установлению проблемных зон и перспективных направлений межкультурного диалога России и США. В частности, данную группу исследований составили статьи военного дипломата А. А. Бартош ; российских ученых Б. Ю. Сорочкина и А. Я. Рубинштейна ; доктора исторических наук Владивостокского государственного университета экономики и сервиса А. А. Тушкова ; совместный труд российских исследователей М. Б. Гузаировой, М. М. Гаяновой и В. А. Козыревой и др.
Таким образом, ранее перечисленная литература позволяет сделать вывод о том, что степень научной разработанности темы диссертационного исследования обширна и многообразна. Следовательно, заявленная тема интересна и актуальна среди научного сообщества. Тем не менее, комплексного анализа межкультурного сотрудничества России и США за последнее пятилетие обнаружено не было. Более того, исходя из того, что мир стремительно развивается, как и отношения государств, требуется постоянное изучение и исследование темы в соответствии с изменившимися реалиями международных отношений.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что был проведен комплексный анализ культурного сотрудничества России и США, включающий теоретическую и практическую составляющую. Взаимодействие двух стран в сфере культуры было рассмотрено за последнее пятилетие и предпринята попытка проанализировать трансформацию отношений в соотношении с новым мировым порядком.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные выводы могут быть использованы государствами для улучшения или модернизации своей внешней культурной политики, с учетом проблемных зон. Также практически могут быть применены предложенные рекомендации.
Апробация. Некоторые аспекты культурного сотрудничества России и США в области культуры прошли апробацию на VIII конференции с международным участием «Межкультурный диалог в современном мире», по итогу которой были представлены в итоговом сборнике.
Структура работы состоит из трех глав, в каждой из которых по два параграфа. В первой главе рассматривается правовая база культурного сотрудничества России и США. Во второй главе представлен анализ политических аспектов в культурном сотрудничестве России и США в 2014-2019 годах. В третьей главе выделяются основные проблемы и перспективы развития культурной сферы стран.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализируя межкультурные контакты России и США в период 2014-2019 гг. можно сделать вывод, что тема диссертационного исследования актуальна среди научного сообщества в связи с тем, что роль культуры значительно выросла в XXI веке. Так, политические события, происходящие в указанный отрезок времени, стали причиной, по которой отношения России и США значительно ухудшились, одновременно, продемонстрировав, что культура не имеет ни географических, ни национальных границ.
Вновь обращаясь к цели настоящего исследования, которая состояла в том, чтобы определить динамику взаимоотношений России и США в области культуры за последние пять лет (2014-2019 года), представляется необходимым сформулировать результаты, которые были получены исходя из поставленных задач.
В ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы на основании заявленных задач:
1. Была рассмотрена договорная база России и США в области культуры.
Выбранные для контент-анализа документы были поделены на общие международные акты и специальные национальные акты.
В общих международных документах подчеркивается уникальность и разнообразие культур. Отмечается, что государства должны прилагать все возможные усилия, чтобы узнавать мировые культуры, делиться опытом, сотрудничать в различных гуманитарных направлениях.
Обращаясь к российским документам, следует подчеркнуть, что для Российской Федерации сфера культуры является стратегически важной. Ее необходимо развивать с тем, чтобы поддерживать дух патриотизма, обогащать знания населения о живущих на их территории и за рубежом народах. Одним из необходимых условий для долгосрочного и прочного взаимодействия является транспарентность.
В Американских документах область культуры, как правило, отдельно не выделяется, но прослеживается культурная составляющая и является от этого не менее важной. Четкой информации о сотрудничестве США с зарубежными странами найдено не было. В национальной Концепции есть отдельный параграф, посвященный данной теме, однако там упоминается идея универсальной американской цивилизации, об их мировой лидирующей роли на мировой арене. Безусловно, присутствует информация о необходимости взаимодействия с другими культурами, но все же прямо не сформулированы главные посылы общих международных актов.
В целом, стоит отметить, что основополагающие принципы, перечисленные в Декларациях ЮНЕСКО, нашли свое отражение в том или ином виде в документальной базе стран.
При анализе документов было установлено, что в научном обороте одновременно с термином «внешняя культурная политика» используется ряд смежных, зачастую, отождествляемых понятий (культурная дипломатия, публичная дипломатия, народная дипломатия, культурная экспансия и т.д.).
В настоящий момент документы, касающиеся культурной сферы, постоянно модернизируются. Это связано тем, что мир весьма динамично развивается, появляются новые технологии, открывается ряд возможностей, также возникают угрозы. Все это требует пристального внимания, ведь от устойчивости и развития самобытной культуры зависит существование самого государства.
2. Были выявлены основные учреждения и организации, с помощью которых осуществляется культурное сотрудничество России и США.
Организация культурного сотрудничества России и США осуществляется через разные учреждения организации. Это могут быть культурные центры, посольства и консульства, министерства иностранных дел и государственный департамент, финансирующие культурные проекты фонды и т.д. Например, при поддержке Посольств Российской Федерации в США, Посольств и консульств США в России актеры и музыканты из России и США могут осуществлять гастрольные поездки; желающие могут принять участие в обменных программах, стажировках и др. Далее следует отметить, Координационный совет организаций российских соотечественников (КСОРС) США; Российский культурный центр. Отдельно стоит упомянуть то, что при Министерстве иностранных дел Российской Федерации была создана рабочая группа, которая объединяет представителей министерств, ведомств, научно-академических сообществ, бизнеса, общественных организаций.
МИД играет важную роль в реализации внешней культурной политики РФ. Министерство формулирует основные приоритеты и занимается реализацией культурной сферы.
Кроме конкретной работы, проистекающей на площадках ранее выделенных учреждений, проводятся международные форумы, создаются двусторонние проекты, в деятельность которых вовлекаются музеи, библиотеки, театры и т.д.
К примеру, ежегодный российско-американский форум «Диалог Форт-Росс»; проект сотрудничества между Фондом Гуггенхайма и музеем «Эрмитаж». Осуществляется сотрудничество России с Библиотекой Конгресса США. Реализуется программа сотрудничества Центра сценических искусств имени Джона Кеннеди с Мариинским театром. В настоящий момент функционирует большое количество фондов, которые принимают активное участие в организации межкультурного диалога стран, например: Русско-американский фонд (РАФ), американо-российский фонд культурного сотрудничества (American-RussianCulturalCooperationFoundation), фонд «Евразия» и т.д.
Резюмируя, следует отметить, что в культурной сфере двух стран задействован широкий спектр акторов, единой целью которых является сближение культур, знакомство своих граждан с ценностями другого народа.
3. Была проанализирована степень влияния политических событий международной арены на взаимодействие России и США в области культуры в течение 2014-2019 г.
За последние несколько лет, в частности, за указанные временные рамки, отношения России и США сильно ухудшились. После начала кризиса на Украине в 2014 году, страны стали весьма враждебно настроены по отношению друг к другу. Правительства России и США стали ощущать взаимное недоверие касательно проводимой их государствами политики. Вдобавок, реализация национальных интересов становилась зачастую причиной того, что страны имели разные подходы по урегулированию того или иного вопроса.
Вместе с тем, выдвижение обвинений США в сторону России о том, что страна вмешивалась в американские выборы, обвинения в отравлении британского разведчика Сергея Скрипаля, послужили еще одной причиной напряжения между странами. Следует отметить и искусственно созданную антироссийскую риторику США. Также Соединенные Штаты секьюритизировали сближение России с Китаем в Арктике и увеличение военных расходов России, несмотря на значительно превышающие затраты Америки. Дискурс о якобы существующей «российской угрозе» начал активно звучать в западных СМИ, где образ России был «демонизирован». Соответственно, США начали вести санкционную политику против России. На фоне этого, американский президент Д. Трамп прекратил бюджетное финансирование культурных и образовательных обменов с Россией. Министр культуры РФ Владимир Мединский оказался в санкционном списке США. От сокращения российских дипломатических сотрудников пострадало подразделение по культурным связям, которое входит в отдел прессы и культуры посольства США.
Это лишь небольшой перечень событий из тех, которые были представлены в настоящем исследовании, однако довольно наглядный для осознания того, что политическая составляющая оказывает влияние на культурное сотрудничество стран. Тем не менее, степень влияния проводимой политики государств на культуру небольшая. В официальных выступлениях президентов России и США звучали схожие мнения о том, что роль и значимость культуры возросла. В век глобализации происходит унификация ценностей, размытие такого понятия, как идентичность. В силу чего, государства должны сохранять свои культурные традиции и ценности, знакомить зарубежные общества со своим жизненным укладом.
Переходя к культурному сотрудничеству России и США в 2014-2019 гг. следует отметить, что деятели культуры осознают, что именно в напряженные времена, когда официальные представители государств не слышат или не желают услышать друг друга, важная миссия межкультурных контактов увеличивается в разы. Именно в такие времена требуется проводить активную внешнюю культурную политику, которая изначально представляет собой жест доброй воли.
Примечательно, что в условиях обострившейся политической обстановки Соединенные Штаты вернули в Россию украденные в XIXвеке 28 архивных документа.
Среди наиболее успешных сфер в 2014-2019 годах оказались театральная, музыкальная, балетная области, киноиндустрия. Так, американский театр Метрополитен-опера осуществляет сотрудничество с российскими культурными театрами и с деятелями культуры. Русские оперные исполнители, дирижеры, актеры и музыканты являются частыми гостями театра. Они хорошо известны среди американской публики, подчас даже лучше, чем в России. Такие театры, как Мариинский театр, Большой театр, концертный зал в Нью-Йорке - Карнеги-холл и другие не прекращали принимать гастролирующих артистов и воплощать задуманные проекты.
В период 2014-2019 годов страны обоюдно принимали знаменитых гостей в области культуры, которые давали мастер-классы, устраивали лекции и семинары, а также делились профессиональным опытом. Вместе с тем, организовывались международные форумы, например «Диалог Форт-Росс», где проводились дискуссии о возможных проектах, о перспективах в культурных направлениях, о существующих проблемах в межкультурном взаимодействии России и США.
К направлениям, где остаются нерешенными проблемы, можно отнести межбиблиотечный обмен России и США, впоследствии и межмузейный обмен. Некорректно было бы утверждать, что причина кроется только в не доверительной обстановке между Россией и США. Безусловно, общий негативный климат между двумя государствами не может остаться незамеченным. Однако данная ситуация связана с отсутствием юридического оформления возврата книг.
Тем не менее, вопрос межбиблиотечного обмена является предметом дискуссий на многих культурных событиях, так как все заинтересованы в скорейшем разрешении проблемы.
В итоге, можно сделать вывод, что политические события 2014-2019 годов оказывали влияние на культурную сферу. Наглядный пример – отказ в выдачи американских виз российским дипломатическим сотрудникам для посещения форума «Диалог Форт-Росс». Несмотря на это, культурное взаимодействие не прекратилось. Проблемы, которые существуют в некоторых культурных направлениях, зачастую не были связаны с политической повесткой дня.
4. Сформулировать основные проблемы взаимодействия России и США в области культуры в течение 2014-2019 г.
• Основной проблемой культурного взаимодействия России и США, как было указано ранее, остается влияние политической составляющей на данную область. Несмотря на то, что оно не так велико, все же иногда оно становится решающим фактором для определенных культурных направлений.
• Проблема «утечки мозгов» зачастую проявляется в ходе проведения академической мобильности между странами. Студенты или специалисты из-за более привлекательных условий могут остаться в стране пребывания.
• К следующей проблеме относится то, что в РФ система образования – централизованная, в США преимущественно децентрализованная, то есть штаты самостоятельно контролируют этот процесс. Данное положения может быть причиной того, что по возвращению из обменных программ, студенты и школьники будут иметь «образовательные лакуны» из-за разницы в образовательных программах.
• Использование мягкой силы в информационном пространстве для создания стереотипов, «искусственного» ухудшения или приукрашивания образа страны среди зарубежных граждан.
• Российские и американские граждане рассматривают друг друга, как недружественные государства. В основном, данное восприятие было сформировано по итогу политических событий 2014-2019 гг.
• Проблема неразвитости частного сектора России в координировании и финансировании культурной политики государства. В России культурное направление контролируется органами власти, что создает иногда ряд препятствий для более открытого диалога с иностранной аудиторией.
• Распространение заболевания Covid-19 внесло определенные сложности и свои коррективы во взаимодействие России и США в культурной сфере. Так, люди по всему миру должны были соблюдать самоизоляцию, чтобы остановить распространение болезни. Безусловно, здоровье граждан является самой важной ценностью для государства, поэтому все культурные мероприятия были отменены. Культурные учреждения были вынуждены приостановить свою работу. Экономические доходы стали значительно сокращаться, что приводило к массовым увольнениям сотрудников в сфере культуры. Однако спустя время после начала пандемии, в глобальной сети Интернет разные страны, в том числе Россия и США, открыли доступ к национальным библиотекам, виртуальным экскурсиям по музеям, в режиме онлайн стали транслироваться театральные и музыкальные выступления и т.д.
Глобальная проблема сплотила Россию и США, так что страны смогли найти
альтернативы для осуществления культурной коммуникации, тем самым поддерживая спокойствие граждан в условиях неопределенности.
В итоге, нужно подчеркнуть, что обозначенный круг проблем не является исчерпывающим. Были выделены, на наш взгляд, наиболее существенные проблемные зоны.
5. Были определены перспективные направления в культурном сотрудничестве России и США.
Культурные контакты России и США в 2014-2019 годах претерпевали различные взлеты и падения. Однако, несмотря на возникающие трудности, межкультурное взаимодействие не только не прекратилось, но и начали активнее реализовываться перспективные проекты в данной сфере.
Одним из востребованных и перспективных направлений является образование. Обменные программы широко распространены среди российских и американских студентов. В качестве примера можно упомянуть следующие программы, проводимые американской стороной: YearofExchangeinAmericaforRussians; Фулбрайт; Global UGRAD; Opportunity.
В настоящее время происходит активное сотрудничество университетов-партнеров. Например, взаимодействие между университетом Мэриленд и российским Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» в области научных исследований. Особый интерес представляют планы по созданию консорциума лидирующих университетов России и США. Так, Массачусетский технологический институт считает возможным создание Сколковского института науки и техники при поддержке инновационного центра «Сколково». Сотрудничество будет полезно, как для обмена опытом и совместных научно-образовательных проектов, так и в целом для межкультурного общения. Далее следует упомянуть сотрудничество Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского и Университета Мэриленда, которое осуществляется в формате Американо-российского инновационного коридора. Целевой аудиторией такого партнерства могут стать специалисты, предприниматели и все те, кто интересуется новейшими технологиями и способами их внедрения в жизни людей.
Помимо образовательной сферы, происходит реализация проектной деятельности творческих областях. Например, на базе Американской ассоциации русского языка, культуры и образования проходит ежегодное мероприятие PlanetofArt, нацеленное на сохранение и продвижение русской культуры в США через театральные, музыкальные, вокальные и другие выступления юных представителей Русской Америки.
Деятельность некоммерческой организации «Американские советы по международному образованию» в России заключается в том, что студенты и выпускники имеют шанс посетить страну для изучения русского языка, повышения профессиональных навыков, для ознакомления с русской культурой.
В Российской Федерации в 2018 году был запущен федеральный проект «Экспорт образования» для того, чтобы сделать российское образование более привлекательным, что, в свою очередь, повысит его конкурентоспособность среди другого массива образовательных предложений.
Было бы упущением не отметить перспективные виды работы Американского центра в Москве. На бесплатной основе Центр открывает широкие возможности для граждан: использование материалов электронной библиотеки, ознакомление с инновационной лабораторией Makerspaceи 3D-печатью, посещение лекций, семинаров, просмотр фильмов и т.д.
Международное театральное сотрудничество России и США, без сомнений, является привлекательной отраслью, как для американской, так и для российской публики. В настоящее время исполнители выступают в рамках гастролей в различных театрах России и США, тем самым, знакомя с искусством своей страны. Например, проект Большого театра и Метрополитен-оперы охватывает 2019-2022 года, период, за который смешанный состав исполнителей будет представлять зарубежной аудитории три оперы.
Успешным направлением сотрудничества стало взаимное предоставление доступа к материалам искусства своей страны во время пандемии, начавшейся в 2019 году. Более того, начали организовываться серии онлайн-трансляций театральных выступлений, лекционных и семинарских занятий. В России, например, на базе медиапроектаDiscoveringRussiawithRussianSeasons можно совершить виртуальные экскурсии по знаменитым музеям России.
Резюмируя, следует подчеркнуть разноплановые и разнонаправленные перспективные сферы межкультурного диалога России и США. Страны заинтересованы в достойном и достаточном уровне развития всех направлений культурной области. Современные технологии позволяют приобщаться к традициям другой культуры, не затрачивая на это много средств и времени. При этом российские и американские граждане могут в онлайн-режиме проводить живые дискуссии в сфере культуры через информационные платформы связи Skype, Zoom, которые на современном этапе стали особо популярны.
6. Были формулированы рекомендации для улучшения межкультурной коммуникации России и США.
В ходе проведения диссертационного исследования был выявлен круг проблем, который обусловил необходимость предложить рекомендации по внешней культурной политике правительствам и деятелям культуры России и США для их устранения и улучшения межкультурной коммуникации в целом.
Так, исходя из существующих проблем, были сформулированы следующие рекомендации:
- Повышение уровня доверия и нормализация общей атмосферы между странами путем смены фокуса с двусторонних политических противоречий на поиск и осознание схожести геополитических особенностей.
- Выработка единого понятийного аппарата в сфере культуры.
- Разработка комплексного подхода и стратегии России и США в сфере культурного взаимодействия.
- Предоставление частному сектору России больше прав и полномочий, а также их юридическому подкреплению, соответственно, при формировании и регулировании внешней культурной политики.
- Разработка стратегии и плана развития применения мягкой силы России за рубежом для создания благоприятного имиджа государства среди иностранной публики.
- Решение проблемы с межбиблиотечным и межмузейным обменами путем привлечения к обсуждению возможных вариантов преодоления данного положения, как официальных представителей стран, так и российско-американских сотрудников в сфере культуры.
- Сокращению показателей «утечки мозгов» может помочь тот факт, что положения о необходимом возврате участников обменных программ будет прописан в самих правилах. Также создание выгодных условий труда и обеспечение рабочим местом по окончанию, например, курса повышения профессиональных навыков за границей, сможет привлечь специалистов остаться у себя на родине.
- Следует активнее развивать «горизонтальные связи» государств на уровне обычных граждан двух стран, а также, к примеру, в городах-побратимах; проведение перекрестных годов культуры, реализация которых демонстрирует желание стран развивать данное направление, а также узнавать культурное наследие другой нации. На уровне частных организаций, учреждений, а также простой человеческой коммуникации, мнения людей друг о друге сильно отличаются от официальных позиций государств. Именно поэтому культурное сотрудничество не прекращалось даже в самые трудные периоды стран.
Таким образом, исходя из приведенной выше информации, следует отметить, что современный мир поставил сферу культуры в непростые условия с разными вызовами. Развитие цифровизации запустило процессы унификации и подмены культурных ценностей стран. Одновременно именно это послужило сигналом для государств, чтобы задуматься о важности и увеличении роли культуры в XXI веке.
Культура является тем, что отделяет одну нацию от другой. Она развивает в человеке необходимые для него же моральные устои, является жестом доброй воли, ведь потребности в культурном развитии и просвещении исходят не от вертикали власти, а, в первую очередь, от потребностей общества.
В ходе проведения анализа и сравнения политических событий и степени их влияния на сферу культуры было установлено, что хоть она и небольшая, но она существует. Вмешивающие внутренние и внешние факторы порой изменяли культурные векторы сотрудничества России и США в 2014-2019 годах. Напряженная обстановка России и США, сокращения финансирования культурных и образовательных контактов, взаимные высылки дипломатических служащих и деятелей культуры доказали умение адаптироваться относительно изменяющихся современных реалий межкультурной коммуникации. Такой вывод был сделан исходя из того, что даже в самых трудные времена России и США культурное сотрудничество не прекращалось, а в каких-то направлениях увеличивалось.
В завершении диссертационного исследования представляется важным обратиться к заявленной цели, сделав вывод, что динамика межкультурных контактов России и США в 2014-2019 годах была нестабильной, однако она показала, насколько «живучей» оказалась сфера культура и ценной.
В настоящее время, когда мир становится все больше взаимозависимым и гомогенным, люди начинают осознавать опасность потери своей идентичности. Более того, современные реалии таковы, что для государств первостепенными являются национальные интересы, потом глобальные. От этого часто возникают разногласия и конфликты, которые, порой, кажется сложно примерить. В этом случае, культурное взаимодействие выступает в роли «подушки безопасности», ведь складывающиеся на протяжении долгих лет дружеские отношения по линии обычных граждан, не так просто разорвать или изменить мнения друг о друге. Именно они сдерживают агрессивные настроения государств по отношению друг другу, призывая вспомнить общие точки соприкосновения, обратиться к важности совместного сохранения исторической памяти, объектов всемирного культурного наследия.
В итоге, исследование данной темы в научном дискурсе представляется значимой и актуальной для улучшения организации межкультурного взаимодействия стран.



1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 05.12.2016 г. // Российская газета. URL: https://rg.ru/2016/12/06/doktrina-infobezobasnost-site-dok.html (дата обращения: 02.10.2019).
2. Концепция внешней политики РФ // Президент России. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41451 (дата обращения: 20.10.2019).
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 03.04.2020).
4. Публичная Декларация целей и задач министерства культуры России на 2017 год // Министерство культуры РФ. URL: https://culture.gov.ru/documents/o-publichnoy-deklaratsii-tseley-i-zadach-ministerstva-kultury-rossiyskoy-federatsii-na-2015-god-22/ (дата обращения: 02.10.2019).
5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Президент России. URL: http://kremlin.ru/supplement/424 (датаобращения: 01.10.2019).
6. Указ Президента РФ от 24.12.2014 г. № 808 // Президент России. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/39208 (дата обращения: 01.10.2019).
7. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012. № 53 Часть 1. – Ст. 7598 С. 12 – 16. URL: http://www.szrf.ru/szrf/oglavlenie.phtml?md=0&nb=100
8. The National Security Strategy // Homeland Security Digital Library. URL: https://www.hsdl.org/?abstract&did=806478 (датаобращения: 04.10.2019).U.S. Code // Legal Information Institute. URL: https://www.law.cornell.edu/uscode/text/22/chapter-29 (дата обращения: 04.10.2019).
9. The National Cyber Strategy // White House. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2018/09/National-Cyber-Strategy.pdf (дата обращения: 04.10.2019).
10. U.S. Code // Legal Information Institute. URL: https://www.law.cornell.edu/uscode/text/22/chapter-29 (дата обращения: 04.10.2019).

Международные правовые и нормативные акты:
1. Всеобщая Декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии. Раздел Декларации // Официальный сайт Организации Объединенных наций. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/cultural_diversity.shtml (Дата обращения: 05.04.2020).
2. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций // Официальный сайт Организации Объединенных наций. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml (Дата обращения: 03.11.19).
3. Декларация принципов международного культурного сотрудничества. Раздел Декларации // Официальный сайт Организации Объединенных наций. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/culture.shtml (Дата обращения: 07.10.20).
4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Раздел Конвенции // Официальный сайт Организации Объединенных наций. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml (Дата обращения: 07.10.20).


Литература

Монографии:
1. Ионесов, В. И. Культура на переходе: императивы трансформации и возможности развития / Ионесов В. И. - Самара: СГИК, 2011.- 537 с.
2. Меняева, М. П. Культура согласия: сущность, становление, воспроизводство/ Меняева М. П. - Челябинск: ЧГИК, 2018. - 231 с.
3. Филимонов Г.Ю. «Мягкая сила» культурной дипломатии США/ Филимонов Г.Ю. – М.: РУДН, 2010. – 212 с.
4. Уткин А.К. Американская стратегия XXI века/ Уткин А.К. - М.: Лога, 2000 - 296 с.
5. Buzan B. People, States and Fear: An Agenda for International Security Studies in the Post-Cold War Era/ B/ Buzan- Hemel Hempstead: Harvester Wheatsheaf, 1991.-239 p.
6. Buzan B. Regions and Powers: The Structure of International Security/B. Buzan – N.Y.: Cambridge University Press, 2003. - 570 p.
7. Gilpin R. The Political Economy of International Relations/ R. Gilpin – N.J: Princeton University Press, 1987 – VI. - 472 p.
8. Gilpin R.G. War and Change in World Politics/R.G. Gilpin – N.Y.: Cambridge University Press, 1981.-271 p.
9. Mearsheimer J. Conventional Deterrence/ J. Mearsheimer - NY: Cornell University Press, 1983.- 289 p.
10. Nye J. S., Jr. Soft Power. The means to success in world politics/ J. S. Nye - N. Y: Public Affairs, 2004. - 107 p.
11. Waltz. K. N. Man, the State and War: A Theoretical Analysis/ K.N. Waltz - N.Y.: Columbia University Press, 1959.- 186 p.

Статьи, опубликованные в научных журналах:
1. Александров А.А. Музеи в контексте современных международных отношений / А.А. Александров //Человек и общество перед судом истории: сборник статей / Отв. ред. Н.И. Басовская. - М.: РГГУ, 2012.- 364 с.
2. Боголюбова Н. М., Ю. В. Николаева Выработка определения внешней культурной политики в современном научном дискурсе / Н. М. Боголюбова, Ю. В. Николаева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. № 4-1(18). – С. 25-27.
3. Гузаиров М. Б., Гаянова М. М., Козырева В. А. Сравнительный анализ образовательных программ в области информатики в университетах США и России /М.Б. Гузаиров, М.М. Гаянова, В.А. Козырева// Вестник УГАТУ. - 2010. №4.- С.166-174.
4. Карпухин О. И., Макаревич Э. Ф.Культурная политика — политика влияния на массы. Культура народа и культура масс /О.И. Карпухин, Э.Ф. Макаревич// Новые исследования Тувы.- 2009. №3.- С. 23-27.
5. Кузьмина А. В. Культура как фактор политики /А.В. Кузьмина// Вестник МГУКИ.-2013. №3 (53).- С. 1-3.
6. Конышев В. Н., Сергунин А. А. Теория международных отношений: Канун новых «великих дебатов»/ В.Н. Конышев, А.А. Сергунин //Полис. Политические исследования.- 2013. № 2. - С. 66-78.
7. Назипович Г. С., Востряков Л. Е. Культурная дипломатия как инструмент конструирования и трансляции притягательного бренда российского государства /Г.С. Назипович, Л.Е. Востряков// Вестник МГУКИ.-2018. №2.- С. 26-32.
8. Тонких, В.А. РоссияиСША: Гибридныевойны XXI века / В. А. Тонких // Bulletin Social-Economic and Humanitarian Research. - 2021. № 12. — С. 105 -120.
9. Фокин В.И. Формирование содержания понятий «внешняя культурная политика» и «культурная дипломатия» в международной деятельности современных государств /В.И. Фокин// Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6, Международные отношения.- 2003. №2.- С. 125-128.
10. Федосова М. П. Особенности российско-американских внешнеполитических отношений в XXI в. /М.П. Федосова/ Общество: политика, экономика, право.- 2015. №2.- С. 1-3.
11. Цвык Г. И. Культурная дипломатия в современных международных отношениях (на примере России и Китая) /Г. И. Цвык// Вестник РУДН. Серия 10, Всеобщая история.- 2018.№2.- С. 135-144.
12. Mearsheimer J. Faulty Powers: Who Started the Ukrainian Crisis Powers: Who Started the Ukrainian Crisis/ J. Mearsheimer// Foreign Affairs. - 2014.- Vol. 93, №6.- P.167-178.
13. Holsti O. R. Public opinion and foreign policy: Challenges to the Almond-Lippmann consensus / O. R. Holsti// International studies quarterly, 1992. №. 4. – P. 439-466.
14. Zakaria F. The United States and the Making of the Modern World/ F. Zakaria // The AmericanEncounter / ed.: J. Hoge . – New York: Basic Books, 1997 – P. 503-513.

Статьи из сборника тезисов/материалов конференции:
1. Макарычева А.В., Еряшев Н.И. Изменение стратегии государств во внешнеполитической сфере под влиянием социально-гуманитарных трансформаций/ Макарычева А.В., Еряшев Н.И.// Трансформация международных отношений в XXI веке: вызовы и перспективы – 2019- тезисы международной научно-практической конференции (26 апреля 2020г., Москва)/ Дипломатическая академия, Министерство иностранных дел Российской Федерации; ред. О.П. Иванов. – М., 2020 – 282 с. – С. 141-149.
2. Сечко Д.С. Образовательные программы России и США как элемент культурного сотрудничества/ Межкультурный диалог в современном мире: электронный сборник материалов VIII научно-практической конференции с международным участием. – СПб.: Скифия-принт, 2020.- С. 90-95.

Статьи, размещенные в сети Интернет:
1. Андрейкина М. Трамп, искусство и экономика/ Андрейкина М. URL: https://medium.com/@culttrigger/%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BF-%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D0%B8%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0-ee3f2855f024 (дата обращения: 21.10.2020).
2. Абрамова В. А. Культура и политика: точки соприкосновения /Абрамова В.А. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-i-politika-tochki-soprikosnoveniya (дата обращения: 05.02.2020).
3. Банщикова Н. В. Внешняя культурная политика и дипломатия: концептуализация различий / Банщикова Н. В. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/96934/1/121-122.pdf (дата обращения: 20.03.2020).
4. Бартош А.А. Гибридная война против культурного кода / Бартош А.А. URL: https://nvo.ng.ru/gpolit/2020-12-24/8_1123_gpolit.html (дата обращения: 18.05.2020).
5. Костина А. В., Луков В. А., Хорина Г. П. Культура и национальная безопасность России: основные идеологические принципы (политологический анализ) / Костина А. В., Луков В. А., Хорина Г. П. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-i-natsionalnaya-bezopasnost-rossii-osnovnye-ideologicheskie-printsipy-politologicheskiy-analiz (дата обращения: 02.10.2019).
6. Кожевников Н. Н., Пашкевич Н. Л. Глокализация: концепции, характерные черты, практические аспекты / Кожевников Н.Н. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/glokalizatsiya-kontseptsii-harakternye-cherty-prakticheskie-aspekty (дата обращения: 02.03.2020).
7. Лебедева М. М. Акторы современной мировой политики: тренды развития/ Лебедева М. М. URL: https://mgimo.ru/files/236036/lebedeva_mirpolit.pdf (дата обращения: 11.09.2021).
8. Музычук В.Ю. Финансирование культуры в России: шаг вперед и два назад…/ Музычук В.Ю. URL: https://www.econorus.org/repec/journl/2019-41-208-215r.pdf (дата обращения: 21.10.2020).
9. Рыбакова М. Г. Международный аспект культурной политики. Опыт России и зарубежных стран/М. Г. Рыбакова URL:https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnyy-aspekt-kulturnoy-politiki-opyt-rossii-i-zarubezhnyh-stran (дата обращения: 03.10.2019).
10. Рубцов А. Культурная политика и «политика культуры»/ Рубцов А. URL: https://www.forbes.ru/mneniya-column/tsennosti/260661-kulturnaya-politika-i-politika-kultury (дата обращения: 06.02.2020).
11. Сорочкин Б.Ю.,Б, Рубинштейн А.Я. Анализ механизмов государственного финансирования сферы культуры/ Сорочкин Б.Ю.,Б, Рубинштейн А.Я. URL: https://www.iep.ru/files/text/usaid/analys_mech.pdf (дата обращения: 20.10.2020).
12. Тушков А. А. Методологические проблемы современной политической компаративистики / Тушков А. А. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-problemy-sovremennoy-politicheskoy-komparativistiki (дата обращения: 17.04.2020).
13. Al Ikhlas M. Melting Pot VS Salad Bowl: An Illustration of Cultural Diversity in United States of America/ Al Ikhlas M. URL: https://irdefense22012.wordpress.com/2014/07/14/melting-pot-vs-salad-bowl-an-illustration-of-cultural-diversity-in-united-states-of-america/ (дата обращения: 17.04.2020).
14. Huntington S. The Clash of Civilizations and the remaking of World Order/ Huntington S. URL: https://www.stetson.edu/artsci/political-science/media/clash.pdf (дата обращения: 23.09.2020).
15. Platzer M. D. U.S. Travel and Tourism: Industry Trends and Policy Issues for Congress/ Platzer M. D. URL: https://fas.org/sgp/crs/misc/R43463.pdf (дата обращения: 12.02.2020).
16. Speedie D. C. "Soft Power": The Values that Shape Russian Foreign Policy/ Speedie D. C. URL: https://www.carnegiecouncil.org/publications/articles_papers_reports/740 (дата обращения: 17.02.20).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ