Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Мониторинг земель в районах нефтяных и газовых месторождений на примере Западной Сибири

Работа №133770

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

география

Объем работы93
Год сдачи2017
Стоимость4915 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
65
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ…
ГЛАВА I. НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ
1.1. Понятие, объекты и виды мониторинга………………………………….6
1.2. Нормативно-правовая база и организация мониторинга земель в Российской Федерации
1.3. Виды и проблемы оценки состояния земель……………………………18
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ НА ПРИМЕРЕ ТЕРРИТОРИИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА……………………………25
ГЛАВА 3. СОСТОЯНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА В ХМАО……………………………………………………………….31
3.1. Структура земельного фонда и динамика площадей категорий земель Ханты-Мансийского автономного округа
3.2. Земельные отношения на территории автономного округа.…………35
3.3. Организация мониторинга загрязненных земель в регионе…………..45
ГЛАВА IV. ИНСТРУМЕНТАРИЙ МОНИТОРИНГА И РЕКУЛЬТИВАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ НЕФТЕГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ.
4.1. Оценка состояния земель нефтегазовых месторождений и аварии на нефтепромыслах и магистральных газопроводах………………….....53
4.2. Рекультивация и охрана земель нефтегазовых месторождений……..57
4.3. Экономическое регулирование и финансирование природоохранной деятельности ХМАО
4.4. Предложения по организации мониторинга и рекультивации нарушенных земель
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ


Земля является важнейшим компонентом природной среды. Она в значительной мере определяет состояние всей природной обстановки и отдельных видов природных ресурсов (лесов, вод, растительности, животного мира).
Актуальность исследования данной работы заключается в том, что развитие нефтегазовой отрасли Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, который является главным нефтегазодобывающим регионом России, привело к увеличению негативного воздействия на земельные ресурсы. Это проявилось в механическом повреждении используемых недропользователями земель и геохимическом загрязнении территорий лицензионных участков.
Использование земельнедропользователями, охватывает значительные площади, опирается на арендную форму земельных отношений ограниченного срока.
Наибольшая часть разведанных и эксплуатируемых месторождений находится на территории Сургутского, Нижневартовского и Нефтеюганского муниципальных районов. В связи с этим, особую актуальность обретает определение последствий техногенного воздействия и загрязнения окружающей среды, и проведение мониторинга состояния земель нефтегазовых месторождений в пределах ХМАО - Югры.
Объект исследования - земли нефтегазовых месторождений территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Предмет исследования - организация мониторинга земель нефтяных и газовых месторождений.
Цель исследования - изучение взаимодействия и влияния нефтяных и газовых месторождений на окружающую среду.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- установить особенности осуществления мониторинга земель в Россий-ской Федерации с учетом нормативно – правовой базы;
- выявить экономико-географические особенности территории Ханты – Мансийского автономного округа;
- изучить современное состояние и систему использования земельного фонда ХМАО-Югры;
- дать оценку состояния земель, находящихся в зоне влияния нефтегазовой промышленности;
- провести анализ природоохранных мероприятий и динамики рекультивированных и нарушенных земель на территории автономного округа;
- представить предложения по организации мониторинга нарушенных земель.
Методы исследования: картографический, статистический, нормативный, многокритериального оценивания, сравнительно-аналитический, сравнительного анализа.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие информационные источники:
1) Нормативно - правовые документы Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;
2) Учебно-справочная и специальная литература;
3) Публикации научной и периодической печати;
4) Материалы конференций Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности, Правительства Ханты-Мансийского автономного округа;
5) Интернет – ресурсы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1) Оценка мониторинга состояния земель входит в состав мониторинга окружающей природной среды. На сегодняшний день, несмотря на существование множества различных методик оценки и характеристик состояния окружающей природной среды, многие вопросы объективной оценки состояния земельных ресурсов зависят от методов, используемых при мониторинге земель.
2) Ханты – Мансийский автономный округ – Югра расположен в центральной части Западно-Сибирской равнины. Базовым сектором экономики округа является нефтегазовая промышленность. Она определяет основную экономическую специализацию региона. Долю основного ВРП Югры формирует базовый сектор экономики, обеспечивая основной приток инвестиционного капитала в округ.
3) Ресурсно-сырьевой потенциал является современной основой социально-экономического развития Ханты – Мансийского автономного округа. Тем не менее, в связи с развитием нефтегазовой отрасли в регионе возникают серьезные проблемы, связанные с нарушением земель. Из пользования выводятся огромные площади земельных ресурсов. Самые большие площади загрязненных земель на 2016 год имеют два недропользователя: ООО «РН-Юганскнефтегаз» (ОАО «НК «Роснефть») – 2 055 га - (46,7%);ОАО «Самотлорнефтегаз» (ОАО «НК «Роснефть») – 1 360 га - (30,8%) .
Так как, регион находится в стадии «падающей добычи», велика вероятность того, что социально-экономическое развитие в дальнейшей перспективе столкнется с ограничениями, которые будут способствовать сдерживанию производства и другим социально-экономическими проблемам.
В структуре земельного фонда Ханты-Мансийского округа - Югры преобладают категории земель лесного фонда (48 662,3 тыс. га), которые составляют 91 % от общей площади. Главной особенностью территории является низкий процент земель сельскохозяйственного назначения (614,2 тыс. га). – 1,1%. Это обусловлено большой заболоченностью территории, а так же огромным количеством рек и озер. Изменения в структуре земельного фонда происходят преимущественно за счет уменьшения земель лесного фонда и земель запаса, при этом увеличиваются площади земель промышленности и иного специально назначения. Эта причина и техногенное загрязнение территории приводят к сокращению площадей оленьих пастбищ и невосполнимому ущербуоленеводству в целом, которое является ведущей отраслью в сельском хозяйстве коренного населения Югры.
4) Основной формой земельных отношений в Ханты – автономном округе является аренда земельных участков. В государственной и муниципальной собственности в 2016 году находилось 99,9 % земель от общей площади, в собственности граждан и юридических лиц - 70,7 тыс. га, что составляет 0,1% общей площади округа. Использование земельнедропользователями, затрагивает значительные площади, опирается на арендную форму земельных отношений ограниченного срока. При этом при расчёте арендной платы отсутствуют методики учета экологических факторов, также как и при определении кадастровой стоимости земель рассматриваемой территории.
5) Осуществление мониторинга земель в Российской Федерации с помощью информационной базы данных о состоянии земельных ресурсов позволяет обоснованно судить о степени негативного воздействия процессов и явлений, определять закономерности в развитии и своевременно проводить диагностику и оценку явлений. Тем не менее, теоретические и методологические основы мониторинга земель проработаны недостаточно, затрудняя полноценное осуществление его в рамках производственных работ. Существующее экологическое нормирование и экологическое законодательство ориентировано на отдельные компоненты окружающей среды. Отсутствует стандартизированные методики оценки качества окружающей среды, в том числе состояния земель.
6) Основные нарушения земель в ХМАО образуются в результате хозяйственной деятельности предприятий нефтегазовой промышленности. Нарушение земель происходят по большей части при геологоразведке и обустройстве месторождений. Высокая степень техногенного воздействия на территории округа определяется резко возросшим в последние годы уровнем аварийности на нефтепромыслах и трубопроводных системах. Существующие в настоящее время законодательные требования по рекультивации земель не обеспечивают своевременность восстановления ранее отработанных земель, зачастую экономические выгоды оказываются важнее выполнения экологических требований.
7) По результатам наших исследований считаем необходимо дополнить существующую систему мониторинга лицензионных участков Ханты-Мансийского округа - Югры проведением мониторинга растительного покрова на объектах. Для оценки состояния предлагается создавать постоянные пробные площади для учёта величины первичной продуктивности экосистем и видового разнообразия. Контроль возможно осуществлять с помощью дистанционного зондирования. Периодичность наблюдений будет зависеть от степени техногенной нагрузки и планам пользователей недр по дальнейшей разработке новых месторождений. Особое внимание следует обратить на мониторинг земель лицензионных участков при ликвидации месторождений и прогнозированию изменения состояния окружающей природной среды на территории отработанных месторождений.



1) «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)- ст.36, ст.72;
2) «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 28.03.2017);
3) «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 28.03.2017);
4) «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 №136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017);
5) Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ
6) Федеральный закон Российской Федерации "О государственной кадастровой оценке" от 03.07.2016 N 237 - ФЗ.
7) Федеральный закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 03.07.2016) "О недрах"
8) Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
9) Федеральный закон Российской Федерации "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 21.07.2014 N 219-ФЗ.
10) Федеральный закон Российской Федерации "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.07.2016 N 360-ФЗ.
11) Приказ Минприроды России от 05.08.2013 N 274 "Об утверждении инструктивно-методических указаний по взиманию платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа".
12) Приказ Минэкономразвития России от 26.12.2014 N 852 "Об утверждении порядка осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения"
13) Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 (ред. от 30.10.2014) "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
14) Закон ХМАО - Югры от 16.12.2010 N 229-оз "О поддержке региональных социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре"
15) Закон ХМАО - Югры от 18.02.2005 года N 9-оз «О целевой программе Ханты - Мансийского автономного округа - Югры "Оздоровление экологической обстановки в ХМАО - Югре в 2005 2010 годах"
16) Постановление Правительства ХМАО - Югры от 02.12.2011 года N 457-П «Об арендной плате за земельные участки земель населенных пунктов».
17) Постановление Правительства ХМАО - Югры от 07.08.2015 N 249-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
18) Постановление Правительства ХМАО - Югры от 10.11.2004 N 441-п "Об утверждении регионального норматива "Предельно допустимый уровень содержания нефти и нефтепродуктов в донных отложениях поверхностных водных объектов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"
19) Постановление Правительства ХМАО - Югры от 10.12.2004 N 466-п "Об утверждении регионального норматива "Допустимое остаточное содержание нефти и нефтепродуктов в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"
20) Постановление Правительства ХМАО - Югры от 14.01.2011 N 5-п "О Требованиях к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
21) Постановление Правительства ХМАО - Югры от 09.10.2013 N 426-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы"
из информационного банка "Ханты-Мансийский автономный округ - Югра"
22) Постановление Правительства ХМАО - Югры от 23.12.2011 N 485-п "О системе наблюдения за состоянием окружающей среды в границах лицензионных участков на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "
23) Решение Думы г. Ханты-Мансийска от 31.10.2014 г. N 560-V РД "О внесении изменений в Решение Думы города Ханты-Мансийска от 28 октября 2005 года N 116 "О земельном налоге".
24) Абашеева О.В., Осипов А.К. Мониторинг социально-экономического развития сельской местности региона: монография. - Ижевск: ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2006. - 198 с.
25) Атлас Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Том II. Природа. Экология. - Ханты-Мансийск - Москва, 2008. - 151 с.
26) Бабушкин А.Г. Гидрохимический мониторинг поверхностных вод Ханты-Мансийского автономного округа - Югры / А.Г. Бабушкин, Д.В.Московченко, С.В.Пикунов. - Новосибирск: Наука, 2007. С. 152.
27) Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических заведений. - М.: Юристъ, 2002. - 688 с.
28) Варламов А.А. Земельный кадастр: В 6 т. Т.4. Оценка земель. - М.: КолосС, 2006. - 463 с.
29) Дмитриев В.В., Проценко Ю.А., Алексеева О.Н., Примак Е.В. Интегральная оценка качества воды и выявления водных экосистем с различной степенью антропогенной трансформации// Теория и практика эколого- географических исследований (Итоги научной работы Учебно-научного центра географии и геоэкологии в 2004 году). Под ред. В.В. Дмитриева, А.И. Чистобаева, Т.А, Алиева, И.О. Шилова. - СПб.: Издательство «ТИН», 2005. - С . 127-149. 32. Дмитриев В.В.
30) Дмитриев В.В., Мякишева Н.В., Хованов Н.В. Многокритериальная оценка экологического состояния и устойчивости геосистем на основе метода сводных показателей. Качество природных вод. // Вестник С.-Петербургского университета. Серия «Геология и география», вып.З, №21, 1996. - С. 40-52.
31) Дубовик О.Л. Экологическое право: учеб. - М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 584 с.
32) Емельянова Т.А. Организация рационального использования и охраны земельных ресурсов северных территорий Российской Федерации (теория, методика, практика): Монография/ Т.А. Емельянова. - М.: ГУЗ, 2004. - 324 с.
33) Ермилов О.М., Грива Г.И., Москвин В.И. Воздействие объектов газовой промышленности на северные экосистемы и экологическая стабильность геотехнических комплексов в криолитозоне/ Отв. ред. академик А.Э. Конторович. - Новосибирск: Изд-во Сибирского отделения РАН, 2002.
34) Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. - Л.: Гидрометеоиздат, 1979. - 368 с.
35) Израэль Ю.А. Проблемы охраны природной среды и пути их решения. - Л.: Гидрометеоиздат, 1984. - 48 с.
36) Калинин В.М. Мониторинг природных сред: Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2007. — 208 с.
37) Королёв В.А. Мониторинг геологических, литотехнических и эколого - геологических систем: учебное пособие/ В.А. Королёв; Под ред. В.Т. Трофимова. - М.:КДУ, 2007. С. 350.
38) Мазур И.И. Экология строительства объектов нефтяной и газовой промышленности. - М.: Недра, 1991 - 279 с.
39) Мовчан В.Н. Экология человека: Учеб. Пособие. — СПб.: Изд-во С-Петерб. Ун-та, 2004. С. 298.
40) Ожегов СИ. Словарь русского языка/ Под общ.ред. проф. Л. И. Скворцова. - М.: ООО «Издательство ОНИКС»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2007. — 976 с.
41) Природопользование: Учебник. Под ред. проф. Э.А. Арустамова. - М.: Издательский дом «Дашков и К0 », 2002. - 276 с.
42) Рекультивация нефтезагрязнённых земель. Методический регламент. Тюмень. 2000. - 51 с.
43) Солодовников А.Ю., Даниленко Л.А., Хатту А.А., Соромотин A.M., Барнёва Т.А., Ивачёв И.В. Ландшафтные особенности и состояние природных сред территории деятельности НГДУ «Сургутнефть». // Нефтяное хозяйство №6, 2006.-С. 132-136.
44) Солнцева Н.П. Добыча нефти и геохимия природных ландшафтов. — М.: Изд-во МГУ, 1998. С. 305.
45) Соромотин А.В. Техногенная трансформация природных экосистем таёжной зоны в процессе нефтегазодобычи (на примере Тюменской области). // Автореф. дис. докт. биол. наук. - Тюмень, 2007. — 47 с.
46) Барнева Т. А. Мониторинг и интегральная оценка изменения состояния земель нефтегазовых месторождений Среднего Приобья: дис. ... к. г.н. СПб., 2011 [Электронный ресурс] – Точка Доступа: http://search.rsl.ru/ru/record/01004841988.
47) Информационный портал «РГБ» [Электронный ресурс] – Режим Доступа: http://search.rsl.ru/ru/record/01004841988.
48) Информационный ресурс «ПрироднадзорХмао – Югры» [Электронный ресурс] – Точка Доступа: http://www.prirodnadzor.admhmao.ru/upload/iblock/b76/doklad-2015.
49) Информационный портал «Союз Торгово – промышленная палата ХМАО – Югры» [Электронный ресурс] – Режим Доступа: http://hmao.tpprf.ru/ru/geograf/.
50) Информационный портал «CYBERLENINKA» [Электронный ресурс] – Режим Доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomiko-geograficheskoe-polozhenie-nizhnevartovskogo-regiona.
51) Информационный портал «Официальный сайт органов местного самоуправления муниципального образования Советский район ХМАО – Югры» [Электронный ресурс] – Режим Доступа: http://www.admsov.ru/o-raione/o-raione/geography-sr.php.
52) Информационный портал «Всероссийский научно – исследовательский институт им. А.П. Карпинского» [Электронный ресурс] – Точка Доступа: http://www.vsegei.ru/ru/.
53) Информационный порта «Научно – аналитический центр рационального недропользования им. В.И. Шпильмана» [Электронный ресурс] – Точка Доступа: http://www.crru.ru/maps.html.
54) Информационный ресурс «Национальный бизнес» [Электронный ресурс] – Точка Доступа: http://nb-ugra.ru/surgut/2016/.
55) Информационный ресурс « Налогиус.ру» [Электронный ресурс] – Точка Доступа: https://nalogius.ru/khanty-mansiyskiy-avtonomnyy-okrug-yug#nalog_zem.
56) Информационный ресурс «Весь бизнес России» [Электронный ресурс] – Точка Доступа: http://vesbiz.ru/pravo/zemelnyj-nalog.html.
57) Информационный ресурс «Геопортал Югра» [Электронный ресурс] – Точка Доступа: https://maps.crru.ru/smaps/cmViewer.php.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ